Для проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд назначает

Обновлено: 04.05.2024

Но давайте ближе познакомимся с банкротством и развеем страхи! В России банкротство физических лиц — это нормальная практика, которая работает с 2015 года. Банкротные процедуры за прошедшие 6 лет инициировали уже тысячи раз, и за это время сложилась некоторая история.

Стадии банкротства у юридических лиц

Например, в процедуре банкротства для компаний предусмотрены следующие стадии.

Наблюдение

Оно всегда вводится в первую очередь. Цель процедуры — сохранить имущество компании. Суд анализирует деятельность организации, формируется реестр кредиторов. Наблюдение занимает до 7 месяцев.

Компания в этот период продолжает работать, аресты приостанавливаются, счета размораживают, а судебные приставы прекращают свою работу. В этот период руководство не вправе заключать дорогие сделки, заниматься выдачей и получением ссуд без управляющего.

Финансовое оздоровление

По сути, это реабилитация финансового положения организации. Суть заключается в восстановлении компании. Суд вводит эту процедуру только при наличии обеспечения погашения требований взыскателей от третьих лиц.

Обеспечение — это договор поручительства, гарантии, залоговое имущество. Финансовое оздоровление вводится сроком до 2 лет. Его можно ввести только при наличии графика по погашению долговых обязательств. Руководство по-прежнему управляет организацией, но с некоторыми ограничениями.

Арбитражный управляющий в данном случае называется административным управляющим. Он контролирует выполнение плана по расчету с кредиторами. Отметим, что эта процедура на практике применяется крайне редко.

Внешнее управление

Тоже относится к реабилитационным мероприятиям. Заключается в предоставлении шанса на восстановление платежеспособности. Вводится внешний управляющий, который и ведет дела компании.

Максимальный срок внешнего управления составляет 2 года. Если при финансовом оздоровлении компанией управляют старые руководители, то здесь руль передают управляющему.

Конкурсное производство

Это и есть полноценное банкротство, в рамках которого компанию ликвидируют. Это основная процедура, которая занимает до полугода. Но ее можно продлевать. В некоторых случаях производство идет годами.

Производство вводится с целью удовлетворения требований всех кредиторов. Если после расчетов долги остались, то они будут списаны.

Пока идет производство, руководство отстраняют от управления компанией. Конкурсный управляющий занимается поиском подозрительных сделок, анализом деятельности предприятия, а также ищет признаки, которые бы позволили привлечь причастных лиц к субсидиарной ответственности.

Статистика неутешительная: в банкротстве юридических лиц удовлетворяется до 7% требований кредиторов: банков, МФО, других организаций.

Нужны подробности банкротства юридических
или физических лиц? Обращайтесь, мы всегда
рады помочь консультацией!

Стадии несостоятельности для физических лиц

Процедуры банкротства для рядовых граждан и предпринимателей несколько отличаются от описанных выше. Итак, давайте разбираться.

В банкротстве физлиц применяются:

Реструктуризация долгов. Это финансово-оздоровительная процедура, которая выступает аналогом финансового оздоровления для компаний. Реструктуризация доступна гражданам, у которых есть белый доход. Его должно хватить на расчеты с кредиторами в течение 3 лет и на обеспечение своих жизненных нужд (то есть доход должен быть достаточно высоким).

При реструктуризации долгов составляется план по погашению требований кредиторов, сроком до 3 лет. Начисление пеней, процентов и штрафов прекращается, сумма долга фиксируется. План составляется под ставку рефинансирования ЦБ, которая сейчас равна 7,5% годовых. Имущество при этом не отбирается, конкурсная масса тоже не формируется, хотя финансовый управляющий назначается.

После реструктуризации долгов банкротство как таковое не наступает, а вот после реализации имущества — да. Последовательность применения процедур банкротства в данном случае следующая:

  • реструктуризация вводится первой;
  • если человек не справляется с обязательствами, финансовый управляющий поднимает вопрос о вводе реализации имущества;
  • реализация может вводиться тоже первой, а может следовать за неудачной реструктуризацией.

Нужна реструктуризация долгов с юридическим
сопровождением? Обращайтесь,
мы предоставляем услуги под ключ!

Что общего в системе процедур банкротства для людей и для компаний?

Конечно, признание несостоятельности отличается у компаний и у рядовых граждан. Но есть процедура, которая будет общей для этих двух категорий — мировое соглашение.

На любом этапе банкротства стороны могут прийти к взаимному соглашению и тем самым отменить банкротство. После заключения мирового соглашения судебный процесс немедленно прекращается, то есть банкротство так и не наступает.

  • заключается между должником и его кредиторами;
  • должно учитывать интересы всех кредиторов;
  • должно пройти утверждение через арбитражный суд.

Нельзя, например, заключить мировое соглашение только с одним или с двумя кредиторами, если их пять или восемь. В соглашении учитываются интересы сразу всех кредиторов. Это выгодная альтернатива реструктуризации долгов, поскольку в мировом соглашении:

  • можно списать часть задолженности;
  • можно увеличить сроки: если в реструктуризации долгов срок расчета составляет 3 года, а в финансовом оздоровлении — 2 года, то в мировом соглашении можно прописать и 5, и 10 лет. Главное, чтобы кредиторы согласились на эти условия. Но, конечно, верить обещанию, что вы вернете долги за 25 лет суд не обязан — соглашение с такими условиями суд вряд ли утвердит.

Ниже представлена таблица с кратким изложением порядков процедур.

Название процедуры Название процедуры Название процедуры Название процедуры Название процедуры
Банкротство юридических лиц Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное производство Мировое соглашение
Банкротство физических лиц Нет Реструктуризация долгов Нет Реализация имущества Мировое соглашение

Внесудебное банкротство для физических лиц

В 2020 году законодатели внедрили еще одну интересную схему: банкротство без суда и без участия финансового управляющего. В проведении процедуры участвуют три лица:

Внесудебное банкротство — это бесплатная процедура, которая доступна узкому кругу должников. Проводится только одна процедура: должника включают в реестр банкротов на Федресурсе. Она займет всего полгода. За это время человека не вызывают ни в МФЦ, ни в суд — через 6 месяцев с даты возбуждения дела его долговые обязательства автоматически списываются.

Но проблема в том, что эта процедура подходит только узкому кругу должников:

  • у человека должны быть закончены исполнительные производства на момент обращения (то есть изначально кредиторы должны были с ним судиться на тему возврата долгов);
  • размер долговых обязательств должен составлять 50-500 тыс. рублей.

Внесудебное банкротство делится на следующие этапы:

  1. Человек составляет список кредиторов и заявление, и обращается в МФЦ.
  2. В МФЦ проверяют его личность на соответствие законным требованиям.
  3. Далее, если все в порядке, анкета передается в ЕФРСБ. Человека вносят в реестр банкротов.
  4. Через полгода задолженности списываются автоматически.

Особенность такого банкротства заключается в отсутствие платы. Оно не стоит ни копейки.

Нужно узнать подробности о внесудебной
процедуре, планируете подавать заявление?
Закажите звонок юриста!

Стадии банкротства юридических и физических лиц заключаются в реабилитации платежеспособности и в освобождении от долгов

Банкротные подходы для компаний и рядовых граждан отличаются в названиях, но, по сути, одинаковы, Среди них есть реабилитационная процедура и непосредственное банкротство. Например, банкротство физических лиц предполагает реструктуризацию долгов, которая позволяет выплатить просроченный долг за 3 года. Но возможно и непосредственное банкротство через реализацию имущества.

Как проходит стандартное банкротство: досудебные процедуры и судебные стадии

Банкротство, которое проходит через арбитражный суд, сложно назвать типичной или даже шаблонной процедурой. Решения разных судов настолько отличаются друг от друга, что порой даже опытные юристы получают удивительный новый опыт. Иной раз банкротство заканчивается ровно через 4 месяца с момента возбуждения дела; но иногда процедура затягивается на долгие годы.

Рассмотрим основные этапы процедуры банкротства:

    Подготовка к делу. Важно с самого начала выбрать финансового управляющего или же доверить это дело юристам. Если вы в заявлении наугад напишете СРО АУ, будьте готовы к отказам. Скорее всего, из саморегулируемой организации придет отказ в предоставлении кандидатуры. И так — раз за разом, пока вы не договоритесь с одним из управляющих.

Подготовка заявления и документов. Необходимо правильно составить заявление. В нем, помимо СРО арбитражных управляющих, также стоит указать процедуру, к которой вы бы хотели перейти. Если вы упустите этот момент, есть риск, что вы переплатите за банкротство вдвойне. Суд введет сначала реструктуризацию, а потом — реализацию. За каждую из них придется заплатить 25 тыс. рублей финуправляющему и другие расходы. Поэтому подготовку лучше доверить юристам.

В отношении документов — необходимо подготовить все, что имеет отношение к вашему банкротству. Это документы о составе семьи, о трудовом статусе, о доходах, о количестве и объеме претензий, информацию об ухудшении вашего финансового состояния, сведения о кредиторах и так далее.

Основная работа у должника образуется только на начальных этапах, а уже сама процедура проходит под контролем финансового управляющего. Вообще, на него возложены серьезные полномочия:

  • определение очередности кредиторов: например, взыскатели алиментов отправляются в первую очередь, банки — в третью очередь. От этого зависит порядок выплат;
  • проведение собраний кредиторов в целях принятия важных решений. Например, в отношении имущества должника, торгов, мирового соглашения;
  • проверка финансового положения должника, выявление признаков недобросовестности, фиктивности или преднамеренности;
  • выплаты в банкротстве: получателям алиментов, самому должнику (МРОТ);
  • розыск спрятанного имущества и активов;
  • обжалование спорных сделок.

В среднем процедура банкротства занимает 7-10 месяцев. Но некоторые дела затягиваются на 1,5-2 года и больше. Обычно затягивание связано со следующими факторами:

  1. Оспаривание сделок, которое нередко доходит до апелляционной и кассационной инстанции.
  2. Торги, если образовалось неликвидное имущество, которое никто не желает приобретать.
  3. Споры между должником и кредиторами, которые тоже доходят до вышестоящих инстанций.
  4. Большой объем имущества, выставляемого на торги.
  5. Участие в банкротстве кредиторов — физических лиц.

Реализация имущества не значит, что ваше имущество обязательно продадут. Это не так. Если у человека нет ценных объектов в собственности, то банкротство проходит без торгов.

Порядок признания гражданина банкротом в арбитражном суде строго определяется регламентом закона № 127-ФЗ. Подробности можно также уточнить у наших юристов — мы занимаемся сопровождением банкротных процедур под ключ. Нужна помощь? Обращайтесь! Мы предоставляем бесплатные консультации по телефону.

Процедура банкротства представляет собой правовой процесс, основной целью которого является признание должника неплатежеспособным. В результате кредиторы теряют законное право требовать от него исполнения обязательств по погашению задолженностей. Для этого требуется проведение определенных этапов и выполнение ряда действий, которые обусловливают специфический характер банкротства как способа решения проблем с задолженностью. Нашими специалистами предлагается комплексное сопровождение процедур банкротства, включая пошаговое банкротство физических лиц.

Процедуры банкротства

  • наблюдение – выполняется временным управляющим;
  • финансовое оздоровление – проводится административным управляющим;
  • внешнее управление – осуществляется внешним управляющим;
  • конкурсное производство – выполняется конкурсным управляющим.

Каждый их перечисленных этапов имеет свою индивидуальную специфику, которая обусловлена различным назначением.

Наблюдение

Данная процедура применяется к организации-должнику, ее основная задача – обеспечить сохранность принадлежащего ей имущества, анализ ее финансового положения, формирование полного реестра требований кредиторов, организация и проведение первоначального собрания кредиторов. Наблюдение является обязательной процедурой, которая проводится при банкротстве любых юридических лиц.

Для введения процедуры наблюдения анализируются требования кредиторов, определяется их обоснованность. Исключение составляют ситуации, когда должник самостоятельно подает заявление о признании себя банкротом – при этом условии стадия наблюдения начинается со дня принятия заявления арбитражным судом.

На время проведения процедуры наблюдения назначается временный управляющий, действующий параллельно с основным руководителем компании, который на этом этапе не сохраняет все свои полномочия.

К основным ограничениям и обязанностям, которые вводит процедура наблюдения, относятся следующие:

  • возможность проведения сделок, касающихся приобретения либо отчуждения имущества стоимостью свыше 5% оценки активов компании, только при получении письменного согласия управляющего;
  • аналогичное ограничение на выдачу и получение кредитов/займов, гарантий и поручительств, организацию доверительного управления имуществом компании-должника, перевод задолженности и уступку права требования;
  • запрет на принятие управленческих и организационных решений.

Финансовое оздоровление

Основной целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, расчет по долгам в соответствии с установленным графиком. Для этого создаются особые условия, способствующие нормализации финансовой устойчивости компании-должника. Для этого используются средства учредителей, участников и акционеров, третьих лиц. Ведение данной стадии процедуры банкротства утверждается собранием кредиторов, предельная продолжительность этапа финансового оздоровления составляет 2 года.

Инициировать введение процедуры оздоровления могут:

  • учредительный орган;
  • уполномоченный собственником сторонний орган;
  • заинтересованные третьи лица.

Для инициирования стадии оздоровления финансового положения должника требуется специальный план мероприятий, график выплаты задолженностей, протокол собрания учредителей либо участников. Начало данного этапа устанавливается соответствующим определением арбитражного суда и осуществляется под управлением назначенного судом административного управляющего.

В обязанности управляющего входят следующие задачи:

  • учет требований кредиторов;
  • организация собраний кредиторов;
  • предоставление информации о проводимом оздоровлении;
  • контроль погашения задолженности.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – это завершающая стадия процесса банкротства организации. Ее основная цель – адекватное удовлетворение требований, выдвигаемых кредиторами.

Базовыми особенностями конкурсного производства являются следующие:

  • назначение конкурсного управляющего, который управляет принадлежащим должнику имуществом
  • лишение организации-должника права управлять имуществом;
  • приостановление делопроизводства по отдельным требованиям кредиторов;
  • возможное оспаривание сделок должника, которые были им совершены до введения стадии конкурсного производства;
  • создание из имущества, принадлежащего должнику, конкурсной массы;
  • использование имущества, входящего в конкурсную массу, требований кредиторов.

Конкурсное производство может быть назначено на 1 год и продлено по решению суда максимум на 6 месяцев.

Полномочия конкурсного управляющего начинаются с момента его назначения судебным органом и завершаются только с окончанием всей стадии конкурсного производства. На этот период он получает исчерпывающий перечень полномочий по распоряжению принадлежащим организации-должнику имуществом.

Начало процедуры банкротства

Для того, чтобы начать процедуру банкротства, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

Должнику следует иметь неисполненные долговые обязательства на сумму не менее 300 тыс. рублей, а также в отдельных случаях требуется минимум 3-месячная просрочка погашения долгов или выплаты зарплаты.

Наличие данных обстоятельств подтверждается вступившим в силу судебным решением, заключением административного суда, либо исполнительным листом, по которому Третейский суд обязывает должника исполнить свои финансовые обязательства.

В отдельных ситуациях необходимые условия для начала процедуры банкротства могут отличаться. В частности, не всегда требуется соблюдение требования о наличии просроченной задолженности в сумме 300 тысяч рублей – долг может иметь иной размер либо отсутствовать. Независимо от условий и обстоятельств, а также статуса должника все дела о банкротстве рассматриваются исключительно арбитражным судом. Чтобы это процесс прошел максимально гладко и спокойно, рекомендуется доверить ведение и сопровождение процедуры банкротства квалифицированным юристам. Такую помощь вы получите, обратившись в Юридическое бюро №1.

Преимущества обращения в юридическое бюро

Обратившись к нам, Вы получаете комплексную поддержку и защиту своих интересов:

  • индивидуальный анализ вашей ситуации;
  • объективная оценка перспектив дела;
  • помощь в выборе СРО арбитражных управляющих;
  • подготовка необходимых документов;
  • направление документации в суд;
  • представление интересов клиента в ходе арбитражного разбирательства.

Мы придерживаемся принципа честности и открытости в работе с каждым клиентом. Вы будете в курсе всех предпринимаемых действий, основной целью которых будет достижение требуемого вам результата. Также мы предлагаем самые выгодные на рынке цены, которые свободны от влияния сторонних факторов. Каждое обращение оценивается в индивидуальном порядке, поэтому если мы взялись за ваше дело, то вероятность достижения озвученного нами результата составляет 99%

Оставьте свою заявку на нашем сайте или позвоните нам – и получите ответы на все оставшиеся вопросы!

Оставьте заявку и мы вас проконсультируем об условиях, сроках и последствиях прохождения процедуры банкротства совершенно бесплатно.

Около 50 тыс. российских компаний, как отметил на тематическом круглом столе в нижней палате парламента депутат Госдумы Василий Власов, проходят процедуру банкротства. При этом из них лишь единицы прибегли, по его словам, к институту финансового оздоровления (глава V Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее – закон о банкротстве).

Государство, по мнению депутата, должно быть заинтересовано в том, чтобы организации, особенно, если речь идет о градообразующих предприятиях, могли выходить из кризисных ситуаций и продолжать деятельность, поскольку они среди прочего обеспечивают рабочие места и поступление налогов в бюджеты разных уровней. Если речь не идет о преднамеренном банкротстве, то, представляется, что и сами предприятия должны быть заинтересованы в сохранении бизнеса. Однако на практике, например, такая реабилитационная процедура, как финансовое оздоровление, оказывается невостребованной.

"Спрос" на финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения (ст. 2 закона о банкротстве). Наряду с внешним управлением и заключением мирового соглашения данная процедура относится к реабилитационным, то есть направленным на восстановление платежеспособности должника, сохранение его как хозяйствующего субъекта, в отличие от ликвидационной процедуры – конкурсного производства.

На практике, по словам юриста компании "Проспектаси" Константина Заутренникова, в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника. По его мнению, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности прежде всего является позднее обращение уполномоченных лиц с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом. "Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника. Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника, как правило, отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника практически невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам", – пояснил эксперт.

Процедура финансового оздоровления в 2017 году вводилась 32 раза, в 2018 году – 19 раз, а в I-II кварталах 2019 года – 8 раз. На это указал юрист юридической службы "Единый центр защиты" Артем Морозов, ссылаясь на данные статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июля 2019 года. Статистика, по словам юриста, свидетельствует о тенденции снижения спроса на применение процедуры.

В правосознании российских предпринимателей, представителей госорганов и иных заинтересованных граждан господствует, как полагает Константин Заутренников, представление о том, что процедура банкротства – это фактическая ликвидация бизнеса. Предприятие-должник apriori считается неплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса становится максимально возможное удовлетворение своих требований. "Участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее, в частности процедуру финансового оздоровления, как способ преодоления финансового кризиса. Они стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника", – отметил эксперт.

Некоторые особенности процедуры

Введение финансового оздоровления, как пояснил Константин Заутренников, возможно на стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом банкротом, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником должника – унитарного предприятия, а также сами указанные лица или третьи лица в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в предусмотренных законом случаях (п. 2-3 ст. 75 закона о банкротстве) – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Если уполномоченные лица обращаются к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, то они обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов (ст. 76 закона о банкротстве). При этом сам по себе пропуск указанного 15-дневного срока не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления (п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", далее – Постановление ВАС РФ № 29).

Цель – изучение правовых и экономических основ внешнего управления.

Задачи:

  • определение условий для введения процедуры внешнего управления;
  • характеристика деятельности внешнего управляющего и правовых последствий внешнего управления;
  • определение особенностей учета на стадии финансового оздоровления.

Оглавление

5.1. Правовые основы процедуры внешнего управления

Из определения данного в законе следует, что внешнее управление применяется к должнику, когда имеется реальная возможность восстановить платежеспособность. Вместе с тем решение о введении внешнего управления принимается арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (ст. 93 ФЗ-127). В соответствии со ст. 92 ФЗ-127 арбитражный суд уполномочен принимать решение о введении внешнего управления вразрез с решением собрания кредиторов. Однако Закон о банкротстве не предусматривает обстоятельств, при которых суд вводит конкурсное производство в случае, если кредиторы проголосовали за внешнее управление. Таким образом, налицо возможность введения внешнего управления даже при отсутствии экономических условий для восстановления платежеспособности предприятия.

Внешнее управление начинается с момента, когда арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления. Этому предшествуют период наблюдения и отчет временного управляющего о финансовом положении должника, а также может быть реализована процедура финансового оздоровления по решению кредиторов, принимаемому на первом собрании кредиторов, согласно ст. 74 ФЗ-127.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев (ст. 93 ФЗ-127). Следует обратить внимание на то, что ст. 108 ФЗ-127 обязывает арбитражный суд продлевать срок в случае, если:

  • собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный срок, но не более чем максимальный срок внешнего управления;
  • собранием кредиторов по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего, в связи с итогами внешнего управления, принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, предусмотренный решением собрания кредиторов, но не более чем максимальный срок внешнего управления.

Внешнее управление не может быть продлено на срок, превышающий совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления, установленный п. 2 ст. 92 Закона о банкротстве (2 года).

Из положений ст. 108 ФЗ-127 следует, что продление срока внешнего управления возможно только тогда, когда собрание кредиторов считает возможным восстановление платежеспособности должника. Внешний управляющий обязан обосновать необходимость (или, наоборот, отсутствие таковой) продления срока внешнего управления.

5.2. Последствия введения внешнего управления

Внешнее управление вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения и оценки эффективности финансового оздоровления в случаях:

установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;

подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;

проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появления обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Внешнее управление вводится на срок не более чем на 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления:

  • прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
  • прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему. Органы управления должника (временный управляющий, административный управляющий) в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Органы управления организации-должника вправе принимать решения, направленные на исправление своего финансового положения. В частности, возможно ходатайство о продаже организации. Ходатайство органов управления должника о продаже должно содержать сведения о минимальной цене продажи организации. На этапе внешнего управления аудитор должен проверить и оценить реальность и эффективность последней попытки спасти организацию от финансового краха.

Если и эта попытка окажется неудачной, то арбитражный суд принимает решение о признании организации-должника банкротом и открытии конкурсного производства его продажи и ликвидации. Конкурсное производство представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Аудитор обязан проверить соответствие этой соразмерности решению арбитражного суда, выявить возможные отклонения и дать им профессиональную оценку.

На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде между должником и кредиторами может быть заключено мировое соглашение. В этом случае судебное производство прекращается и организация исключается из перечня потенциальных банкротов.

5.3. Внешний управляющий, права, обязанности, назначение и ограничения

Внешний управляющий назначается определением арбитражного суда, которое выносится, как правило, одновременно с введением внешнего управления и подлежит исполнению немедленно (ст. 96 ФЗ-127).

Обязанности внешнего управляющего делятся на три категории:

Обязанности по восстановлению платежеспособности предприятия включают:

  • разработку и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления;
  • реализацию плана внешнего управления;
  • представление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана внешнего управления.

Обязанности управляющего как руководителя должника включают в себя:

  • принятие в ведение имущества должника и проведение его инвентаризации;
  • открытие специального счета в банке;
  • ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;
  • принятие мер по взысканию задолженности перед должником.

Обязанности по определению действительной суммы обязательств должника подразумевают:

  • ведение реестра требований кредиторов;
  • рассмотрение требований кредиторов;
  • заявление возражений по требованиям кредиторов.

Внешнему управляющему предоставлен ряд конкретных прав с целью содействия процессу восстановления платежеспособности должника, а именно:

  • издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
  • получать вознаграждение;
  • распоряжаться имуществом должника (с учетом определенных ограничений, установленных ст. 101 Закона);
  • заключать от имени должника мировое соглашение;
  • заявлять от имени должника отказ от исполнения определенных договоров должника в соответствии со ст. 102 Закона;
  • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ФЗ-127;
  • действовать в качестве организатора торгов по продаже части имущества или целиком всего предприятия должника или привлекать для этого специализированные организации;
  • участвовать в собрании кредиторов без права голоса;
  • привлекать для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их услуг из средств должника.

Положение внешнего управляющего в значительной степени совпадает с положением руководителя предприятия, которому необходимо обеспечить наличие соответствующего управленческого персонала, способного поддержать его при выполнении поставленных задач. В то же время положение внешнего управляющего подразумевает большую ответственность по сравнению со статусом руководителя. К управляющему переходят функции не только руководителя должника, но и органов управления должника (дирекции, совета директоров, собрания акционеров и т. д.). Внешний управляющий может опереться в своей работе на действующее руководство предприятия и его персонал. Однако нередко он может посчитать целесообразным уволить большинство из руководства на начальном этапе процедуры. Основные преимущества такого подхода заключаются в следующем:

  • как показывает практика, зачастую высший управленческий персонал должника во многом ответственен за неудовлетворительное экономическое положение предприятия, и поэтому с его стороны возможно саботирование текущей деятельности внешнего управляющего;
  • возможность продемонстрировать работникам, что грядут перемены, которые приведут к финансовому оздоровлению;
  • внешнему управляющему предоставляется возможность установить собственные отношения и деловые связи с персоналом;
  • такой подход дает возможность приходить на предприятие уже сформированной командой, расставляя на ключевые посты проверенных людей.

Основным недостатком является то обстоятельство, что внешнему управляющему предстоит подыскать надежную замену на начальном этапе. В противном случае весь объем работ ему придется выполнять самому.

Внешнему управляющему целесообразно иметь широкий круг коллег и знакомых профессионалов, которые могут заполнить ключевые места на краткосрочной основе, по крайней мере, до вступления в должность членов вновь сформированной команды, или привлечь для этого специализированную команду управленцев и специалистов.

Внешний управляющий несет персональную ответственность за свои действия и за результаты работы. Это является основанием для установления управляющему более высокой оплаты, чем генеральному директору — работнику предприятия.

Внешний управляющий получает вознаграждение за каждый месяц исполнения им своих полномочий (п.1 статьи 26 ФЗ-127). Как правило, размер вознаграждения определяется собранием кредиторов при определении кандидатуры внешнего управляющего. Это может быть первое собрание кредиторов, проводимое на стадии наблюдения, а также собрание кредиторов, которое может состояться уже на стадии внешнего управления с целью подбора кандидатуры внешнего управляющего. Последний случай возможен, если первым собранием кредиторов не принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления и суд вводит внешнее управление по своей инициативе (п. 2 ст. 75 ФЗ-127).

В любом случае утверждение размера вознаграждения производится арбитражным судом.

В случае успешной работы внешнего управляющего он может рекомендовать кредиторам установить ему разовое дополнительное вознаграждение и ходатайствовать перед арбитражным судом об утверждении его размера.

Самая важная задача внешнего управляющего состоит в четком понимании текущего финансового положения должника и разработке плана внешнего управления с его последующей реализацией. Разработка плана внешнего управления должна осуществляться оперативно, поскольку на эту задачу отводится 1 месяц с момента назначения управляющего (п. 1 ст. 106 ФЗ-127), а собранию кредиторов предстоит рассмотреть план в течение двух месяцев со дня утверждения внешнего управляющего (ст. 107 ФЗ-127). Для арбитражного суда принципиально важно, чтобы план внешнего управления поступил на рассмотрение не позднее, чем по истечении 4 месяцев с момента введения внешнего управления (п. 5 ст. 107 ФЗ-127) и не позднее 5 дней с момента его утверждения собранием кредиторов (п. 4 ст. 107 ФЗ-127). При невыполнении указанных требований арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 5 ст. 107 ФЗ-127).

5.4. Организация бухгалтерского учета

В процессе внешнего управления предприятие-должник продолжает функционировать, осуществляя свою основную деятельность. Поэтому, как уже отмечалось, появляется необходимость учитывать расходы, связанные с проведением процедур банкротства: на созыв и проведение собраний кредиторов; вознаграждение арбитражному управляющему; хранение имущества; уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве; судебные расходы; экспертизу; публикацию о торгах; проведение торгов; оплату услуг специализированных организаций, проводящих оценку имущества и пр.

Исходя из производственного и финансового положения должника, план внешнего управления также может предусматривать продажу предприятия-должника. Имущество должника может продаваться как единый имущественный комплекс и по частям. Суммы, вырученные от продажи, идут на погашение задолженности предприятия.

Начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основе отчета независимого оценщика — по рыночной стоимости. Имущество с балансовой стоимостью не менее 100 тыс. руб. продается на открытых торгах, имеющее ограничение в оборотоспособности — только на закрытых торгах.

Продажа предприятия (бизнеса) должника может быть осуществлена во время внешнего управления или конкурсного производства.

При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, за определенным исключением. Например, не подлежат продаже марки установленного образца на алкогольную продукцию (они подлежат возврату в налоговую инспекцию по месту их приобретения).

Продажа предприятия регулируется также ст. 559-566 части второй ГК РФ. По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателю предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (в нашем случае это денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом). Если покупателю в составе предприятия передаются обязательства продавца (без согласия кредитора), то продавец и покупатель несут перед кредитором солидарную ответственность.

Отчетность внешнего управляющего при осуществлении данного мероприятия должна содержать баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, сведения об оставшихся дебиторах и удовлетворении требований кредиторов по реестру. Отчет завершается предложением о дальнейшем развитии процесса жизнедеятельности должника. Отчет внешнего управляющего утверждается арбитражным судом при условии удовлетворения всех требований кредиторов реестра, принятии собранием кредиторов решения о прекращении процедуры в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами, или продлении процедуры, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо заключении мирового соглашения между кредиторами и должником.

Выводы

  1. Внешнее управление вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения и оценки эффективности финансового оздоровления в случаях:
    • установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;
    • подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;
    • проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появления обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Читайте также: