Если человечество позовут на страшный суд

Обновлено: 05.05.2024

Мне ведомо , что близок день суда ,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? — Я поспешу туда!
Я пред Тобой , о , Господи , склонюсь ,
И , отрешась от жизни быстротечной ,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь ,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?

С Кем же эта долгожданная Встреча? С Судьей , который поджидал нашей доставки в его распоряжение? С Судьей , который не покидал своих стерильно-правильных покоев и теперь тщательно блюдет , чтобы новоприбывшие не запятнали мир идеальных законов и правд своими совсем не идеальными деяниями?

Сын — это Тот , Кто ради того , чтобы не осуждать людей , Сам пошел путем страданий. Он ищет потерявшихся людей. Но не для расправы с ними , а для исцеления. Вспомните притчу о потерянной овце , притчу о блудном сыне…

В Евангелии притча кончается иначе: едва разглядев вдали возвращающегося сына , еще не зная , зачем он идет , еще не услышав ни слова раскаяния , отец выбегает навстречу и велит приготовить праздничный пир…

Бог ищет в человеческой душе такое , не окончательно , не безнадежно изуродованнное место , к которому можно было бы присоединить Вечность. Так врачи на теле обоженного человека ищут хоть немного непострадавшей кожи…

Ведь если я кого-то осуждал за его поступок , показавшийся мне недостойным , значит , я знал , что это грех. «Смотри — скажет мне мой Судия — раз ты осуждал , значит , ты был осведомлен , что так поступать нельзя. Более того — ты не просто был осведомлен об этом , но ты искренне принял эту заповедь как критерий для оценки человеческих поступков. Но отчего же сам ты затем так небрежно растоптал эту заповедь?

В одном из слов св. Амфилохия Иконийского есть повествование о том , как диавол удивляется милосердию Божию: зачем Ты принимаешь покаяние человека , который уже много раз каялся в своем грехе , а потом все равно возвращался к нему? И Господь отвечает: но ты же ведь принимаешь каждый раз к себе на служение этого человека после каждого его нового греха. Так почему же Я не могу считать его Своим рабом после его очередного покаяния?

Итак , на Суде мы предстанем пред Тем , чье имя — Любовь. Суд — встреча со Христом.

Христос не желает отсекать от Себя Свои же частички. Бог всем желает спастися… Вопрос в одном: совпадает ли Его желание с нашим? Желаем ли спастись мы? Для темы же о Суде важно помнить: судимы мы Тем , Кто выискивает в нас не грехи , а возможность примирения , сочетания с Собой…

Только Бог может сделать бывшее небывшим. И потому только через обращение к Тому , Кто выше времени , можно избавиться от кошмаров , наползающих из мира уже свершившегося. Но , чтобы Вечность могла принять в себя меня , не принимая мои дурные дела , я сам должен разделить в себе вечное от преходящего , то есть — образ Божий , мою личность , дарованные мне от Вечности , отделить от того , что я сам натворил во времени. Если я не смогу совершить это разделение в ту пору , пока еще есть время ( Еф.5:16), то мое прошлое гирей потянет меня ко дну , ибо не даст мне соединиться с Богом.

Вот ради того , чтобы не быть заложником у времени , у своих грехов , совершенных во времени , человек и призывается к покаянию.

Хочешь , чтобы Встреча не стала Судом? Что ж , совмести в своем совестном взгляде две реалии. Первое: покаянное видение и отречение от своих грехов; второе: Христа , перед Ликом Которого и ради Которого должно произнести слова покаяния. В едином восприятии должны быть даны — и любовь Христа и мой собственный ужас от моего недостоинства. Но все же Христова любовь — больше… Ведь Любовь — Божия , а грехи — только человеческие… Если мы не помешаем Ему спасти и помиловать нас , поступить с нами не по справедливости , а по снисхождению — Он это сделает. Но не сочтем ли мы себя слишком гордыми для снисхождения? Не считаем ли мы себя слишком самодостаточными для принятия незаслуженных даров?

Тут впору открыть евангельские заповеди блаженств и перечитать их внимательно. Это — перечень тех категорий граждан , которые входят в Царство Небесное , минуя Страшный Суд. Что общего у всех , перечисленных в этом списке? То , что они не считали себя богатыми и заслуженными. Блаженны нищие духом , ибо они на Суд не приходят , но проходят в Жизнь Вечную.

Мне ведомо , что близок день суда ,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? — Я поспешу туда!
Я пред Тобой , о , Господи , склонюсь ,
И , отрешась от жизни быстротечной ,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь ,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?

С Кем же эта долгожданная Встреча? С Судьей , который поджидал нашей доставки в его распоряжение? С Судьей , который не покидал своих стерильно-правильных покоев и теперь тщательно блюдет , чтобы новоприбывшие не запятнали мир идеальных законов и правд своими совсем не идеальными деяниями?

Сын — это Тот , Кто ради того , чтобы не осуждать людей , Сам пошел путем страданий. Он ищет потерявшихся людей. Но не для расправы с ними , а для исцеления. Вспомните притчу о потерянной овце , притчу о блудном сыне…

В Евангелии притча кончается иначе: едва разглядев вдали возвращающегося сына , еще не зная , зачем он идет , еще не услышав ни слова раскаяния , отец выбегает навстречу и велит приготовить праздничный пир…

Бог ищет в человеческой душе такое , не окончательно , не безнадежно изуродованнное место , к которому можно было бы присоединить Вечность. Так врачи на теле обоженного человека ищут хоть немного непострадавшей кожи…

Ведь если я кого-то осуждал за его поступок , показавшийся мне недостойным , значит , я знал , что это грех. «Смотри — скажет мне мой Судия — раз ты осуждал , значит , ты был осведомлен , что так поступать нельзя. Более того — ты не просто был осведомлен об этом , но ты искренне принял эту заповедь как критерий для оценки человеческих поступков. Но отчего же сам ты затем так небрежно растоптал эту заповедь?

В одном из слов св. Амфилохия Иконийского есть повествование о том , как диавол удивляется милосердию Божию: зачем Ты принимаешь покаяние человека , который уже много раз каялся в своем грехе , а потом все равно возвращался к нему? И Господь отвечает: но ты же ведь принимаешь каждый раз к себе на служение этого человека после каждого его нового греха. Так почему же Я не могу считать его Своим рабом после его очередного покаяния?

Итак , на Суде мы предстанем пред Тем , чье имя — Любовь. Суд — встреча со Христом.

Христос не желает отсекать от Себя Свои же частички. Бог всем желает спастися… Вопрос в одном: совпадает ли Его желание с нашим? Желаем ли спастись мы? Для темы же о Суде важно помнить: судимы мы Тем , Кто выискивает в нас не грехи , а возможность примирения , сочетания с Собой…

Только Бог может сделать бывшее небывшим. И потому только через обращение к Тому , Кто выше времени , можно избавиться от кошмаров , наползающих из мира уже свершившегося. Но , чтобы Вечность могла принять в себя меня , не принимая мои дурные дела , я сам должен разделить в себе вечное от преходящего , то есть — образ Божий , мою личность , дарованные мне от Вечности , отделить от того , что я сам натворил во времени. Если я не смогу совершить это разделение в ту пору , пока еще есть время ( Еф.5:16), то мое прошлое гирей потянет меня ко дну , ибо не даст мне соединиться с Богом.

Вот ради того , чтобы не быть заложником у времени , у своих грехов , совершенных во времени , человек и призывается к покаянию.

Хочешь , чтобы Встреча не стала Судом? Что ж , совмести в своем совестном взгляде две реалии. Первое: покаянное видение и отречение от своих грехов; второе: Христа , перед Ликом Которого и ради Которого должно произнести слова покаяния. В едином восприятии должны быть даны — и любовь Христа и мой собственный ужас от моего недостоинства. Но все же Христова любовь — больше… Ведь Любовь — Божия , а грехи — только человеческие… Если мы не помешаем Ему спасти и помиловать нас , поступить с нами не по справедливости , а по снисхождению — Он это сделает. Но не сочтем ли мы себя слишком гордыми для снисхождения? Не считаем ли мы себя слишком самодостаточными для принятия незаслуженных даров?

Тут впору открыть евангельские заповеди блаженств и перечитать их внимательно. Это — перечень тех категорий граждан , которые входят в Царство Небесное , минуя Страшный Суд. Что общего у всех , перечисленных в этом списке? То , что они не считали себя богатыми и заслуженными. Блаженны нищие духом , ибо они на Суд не приходят , но проходят в Жизнь Вечную.


Блаженный Иероним предлагает следующую картину предваряющих Страшный Суд событий:

Свидетельство Иеронима интересно многоплановостью образов и символов, хотя и не всегда соответствующих библейским реалиям.

Беспечность одних и бодрствование других

Новый Завет утверждает, что в преддверии конца света и Страшного Суда сердцами одних людей завладеет беспечность, а сердца других наполнятся бодростью ожидания и беспокойством.


Знамение Сына Человеческого


Второе Пришествие (греч. парусия) Христа Спасителя будет явным и всемирным деянием Бога.

Сей знак нашего спасения, появившись на небе, опрокинет лжемудрования всех ругателей Креста Господня.

Деяния Страшного Суда

Но во Втором Своем Пришествии Господь Иисус Христос приходит в этот мир уже не спасать его, как во дни Первого Пришествия, но судить.

В Евангелии от Матфея читаем:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 31–33).


Далее мы читаем в Евангелии от Матфея:

Епифаний Латинский наставляет:

И хотя точка зрения Епифания Латинского созвучна с другими высказываниями Христа (Мф. 10, 42), она не передает всю полноту самоуничижения Сына Божия, отождествившего Себя Самого с каждым человеком (не только со святыми), когда-либо жившим и живущим на земле. Ибо после Боговоплощения Он, в Своем Истинном Божестве Единосущный Богу Отцу по божеству, в Своем Истинном Человечестве оказался Единосущен каждому человеческому существу в человечестве (сотелесничестве)!

Как Луна, не являясь источником света, отражает свет Солнца, и только в той мере, в какой он касается ее, так и подлинная святость в жизни любого святого есть свет праведности Христовой, отразившийся от него.

После приговора Страшного Суда происходит окончательное и неисправимое размежевание между спасаемыми и гибнущими племенами, народами и языками.

Епифаний Латинский наставляет:

Преподобный Андрей Кесарийский пишет:

Участь блаженных

Красота жизни будущего века – это неизреченная тайна, которой в этой земной жизни мы касаемся лишь отчасти, но достаточно регулярно.

Духом Святым совершаются действием Христа все таинства Церкви. То есть мы становимся причастниками вечных благ уже в этой, земной жизни через те или иные церковные таинства. И вечная сладость, которая ими предваряется, реальна для нас уже сегодня и сейчас.

То есть живя на земле, через таинства Церкви и приобщение Слову Божию мы уже теперь пребываем в вечном блаженстве и радости грядущего Небесного Иерусалима!

Возрастание в любви и познании и составит суть вечного блаженства, наслаждения и радости!

Участь проклятых

И, напротив, участь нечестивых – пребывание во мраке неведения и о себе, и о Боге. Замкнутые в собственных грехах и стесненные ими, нечестивые, съедаемые вожделениями и стыдом, вечно будут пребывать в состоянии застывшего реликта, безысходности и отчаяния. И хотя не все грешники понесут одинаковое наказание и муку, каждый получит казнь соответственно содеянной им вине, которая будет обусловлена его ведением или неведением относительно воли Создателя во дни земной жизни.

То есть наказание нерадивым христианам будет более жестоко, чем наказание пребывавшим в неведении о Боге и Его законе во дни земной жизни. Подобное правило действует отчасти для верующих уже и в этой жизни.

Путь возвращения к Богу всецело закрыт для оказавшихся в аде и лишенных инструмента исправления – человеческого тела (о чем выше мы неоднократно рассуждали).

Свет и мрак

Если спасенные будут объяты светом в Царствии Божием, то погибшие будут пребывать во мраке.

Сказано о мире святых и оправданных действием благодати:

Древнехристианский экзегет Апрингий пишет:

Таким образом, сам адский пламень не будет являться источником света, и пребывающим в нем будет представляться, что они находятся в полном одиночестве.

Страшно преступление любого греха, но еще страшнее и вечное наказание за него. Несовершенны наши праведные деяния, но, в соединении с действием благодати, великое благо обретается чрез них.

Протоиерей Олег Стеняев

[1] Сумма теологии. Дополнительная. III. 69, 2.

[2] Августин Иппонский. Проповеди.

[3] Сумма теологии. Дополнительная. III. 73, 1.

[4] Иоанн Златоуст, свт. Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам.

[5] Иоанн Златоуст, свт. Гомилии на Евангелие от Матфея.

[6] Иоанн Златоуст, свт. Гомилии на Евангелие от Матфея 77.

[7] Сумма теологии. Дополнительная. III. 73, 1.

[8] Имеется в виду ветхозаветная седмица.

[9] Беда Достопочтенный. Изложение Откровения.

[10] Иоанн Златоуст, свт. Гомилии на Евангелие от Матфея 76.3.74

[11] Августин Иппонский. Трактат на Евангелие от Иоанна.

[12] Ипполит Римский. О кончине мира.

[13] Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия. PLS 3:900-901

[14] Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия. PLS 3:902

[15] Андрей Кесарийский. Комментарий на Откровение. MTS1, Sup 1:85-86.

[16] Пространный катехизис, стр. 76.

[17] Беда Достопочтенный. О семи Кафолических посланиях. CL 1362, 4 (in IIо.), 3.2.

[18] Феодорит Кирский, блж. Толкование на Послание к Евреям 6.1.

Страшный суд

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

немного о страшном суде

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников ( козлищ ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.


Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

Читайте также: