Допускается ли в республике казахстан создание чрезвычайных судов

Обновлено: 27.05.2024

Суды и их структура. Судебная власть и ее осуществление.

Судебная власть. Судебная власть является самостоя­тельной ветвью государственной власти, осуществляется от имени республики и только судом. Она создается для того, чтобы защищать права, свободы, законные интересы граждан, их объединений, права и законные интересы государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров.

Отношение судебной власти к гражданству. В со­ответствии с Конституцией Республики Казахстан судебная защита прав и свобод не зависит от принад­лежности человека к гражданству Казахстана. Ино­странцы и лица без гражданства пользуются в респуб­лике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан.

Структура судебной системы. Конституция предусмат­ривает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный суд и местные суды. К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Астанинский городской суд, Алматинский городской суд, Военный трибунал), районные (городские), учреждаемые законом. Для предотвращения возможности необоснованных репрессий отдельных людей или представителей определенных социальных групп конституция запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Но это не означает, что не могут быть учреждены специализированные суды.

Указ президента, имеющий силу конституционного Закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан” допускает создание специализированных судов. Могут создаваться специализированные суды по хозяйственным, налоговым, семейным, административным, трудовым делам, делам несовершеннолетних и т.д.

Цели и задачи суда. Суды защищают права и законные интересы граждан, иностранных граждан, государственных органов, общественных объединений, которые могут нарушаться другими гражданами, иностранными гражданами, государственными органами, общественными объединениями. Так, конституция запрещает общественным объединениям вмешиваться в дела государственных органов, а государственным органам — в дела общественных объединений. В случае такого вмешательства государственные органы и общественные объединения вправе защищать свои права и интересы через суд.

Конституция возлагает на суд обязанность обеспечения исполнения ее законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров. Суд, в первую очередь, должен обеспечивать исполнение положений конституции. Эту обязанность суд выполняет различными способами. Одним из главных способов является непосредственное применение норм конституции при рассмотрении конкрет­ных уголовных, гражданских и иных дел. Отправляя правосудие, суды оценивают смысл норм действующего права. Это конституционное положение обязывает суды по ходатайству участвующих в деле лиц обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать в суде на родном языке.

Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров. Это конституционное положение определяет, какие норма­тивные правовые акты являются основанием для обра­

щения в суд. На первом месте стоит конституция, правовые нормы которой могут служить юридическим основанием для обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов. Этим самым конституция однозначно утверждает, что ее нормы имеют силу прямого действия и могут применяться судами при рассмотрении конкретных дел.

Судебная власть осуществляется посредством граждан­ского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Некоторые административные право­нарушения рассматриваются судом. Решения, приговоры, иные постановления судов, а также их законные распоря­жения, требования, поручения и другие обращения обязательны к исполнению всеми как государственными, так и негосударственными органами и организациями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Неисполнение решений судов признается нарушением закона и проявлением неуважения к суду. Уголовный кодекс Республики Казахстан за уклонение должностного лица государственной или негосударственной организации от приведения в исполнение судебного приговора или решения предусматривает уголовную ответственность.

Независимость судов. Судьи Республики Казахстан независимы и несменяемы. Независимость и несменяемость судей выражаются в следующем: никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью при рассмотрении им дел; судья подчиняется только положениям, нормам конституции и закона. Подчиняться только положениям конституции и законов — профессиональный, священный долг судьи. Цивилизованное и развитое общество никогда не должно допускать вмешательства в дела судов.

Конституция гарантирует неприкосновенность судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Судью нельзя привлекать к уголовной ответственности без согласия президента. Председатель и судьи Верховного суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия Сената парла­мента. Судьи привлекаются к уголовной ответствен­ности без согласия президента и Сената в случае задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором республики.

Присяга судей. Лицо, избранное на должность судьи, приносит присягу на Конституции Республики Казахстан. Судьи Верховного суда, председатели областных и приравненных к ним судов приносят присягу на пленуме Верховного суда. Остальные судьи приносят присягу на соответствующих конференциях судей.

Правосудие. Правосудие осуществляется только суда­ми в соответствии и на основе законов. Никакой иной орган, должностное лицо не вправе брать на себя функции суда. Самоуправство и самосуд также запрещаются законом. Граждане, претендующие на должность судей, должны иметь высшее юридическое образование и безупречную репутацию. Это требование морального характера, и оно вполне уместно. Ведь судья не просто государственный служащий, выполняющий некую орга­низационную работу. Он применяет закон к гражданам, органам и организациям, решая вопросы, касающиеся их состояния, судьбы. И при этом он выступает от имени государства, а не отдельного государственного органа.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте структуру судебной системы. 2. Назовите цели и задачи суда. 3. В чем заключается независимость судов? 4. Что такое правосудие?

Правильные ответы помечены плюсом. Желаем успеха в подготовке к сдаче тестирования.

A) по решению акима области (города)

+ B) по решению суда

C) по решению нотариуса

D) по распоряжению прокурора области (города)

E) по решению КСК

A) по указанию прокурора Республики Казахстан

+B) по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения

C) в условиях военного времени

D) в условиях чрезвычайного положения

A) жизнь человека

+B) интересы государства

C) права человека

D) свободы человека

A) при направлении уголовного дела в суд

+B) по приговору суда, вступившему в законную силу

D) по решению суда, вступившему в силу

E) после предъявления обвинения

A) Президента Республики Казахстан

+B) Республики Казахстан

C) Верховного Суда Республики Казахстан

D) Народа Казахстана

E) Парламента Республики Казахстан

A) после принятия их Парламентом Республики Казахстан

+B) после подписания их Президентом Республики Казахстан

C) после утверждения Президентом Республики Казахстан

D) после регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан

E) после принятия их Сенатом

A) органами национальной безопасности

+B) цензура запрещена

C) цензура ограничена

D) органами внутренних дел

E) Министерством транспорта и коммуникаций

A) не более 24 часов

+B) не более 72 часов

C) не менее 36 часов

D) не более 3 часов

E) не менее 96 часов

A) на основании решения акима области (города)

+B) по решению суда

C) на основании постановления прокурора области (города)

D) на основании постановления Парламента Республики Казахстан

E) на основании постановления Конституционного Совета Республики Казахстан

A) разрешается иностранным компаниям

+B) регулируется и ограничивается законом

C) разрешается государственным предприятиям

D) разрешается без каких либо ограничений

A) утверждаются Правительством Республики Казахстан

+B) утверждаются Президентом Республики Казахстан

C) принимаются совместно Правительством и Парламентом Республики Казахстан

D) утверждаются Парламентом Республики Казахстан

E) по представлению Президента Республики Казахстан принимаются Парламентом Республики Казахстан

A) Председателем Мажилиса Республики Казахстан

+B) Президентом Республики Казахстан

C) совместно Председателями Палат Республики Казахстан

D) Председателем Сената Республики Казахстан

E) Председателем Конституционного Совета Республики Казахстан

A) Парламентом Республики Казахстан

+B) Президентом Республики Казахстан

C) народом Республики Казахстан

D) Премьер-Министром Республики Казахстан

E) Конституционным Советом Республики Казахстан

+Д) Президентом Республики Казахстан и Парламентом Республики Казахстан

A) Правительству Республики Казахстан

+B) народу и Президенту Республики Казахстан

C) Президенту Республики Казахстан

D) народу Казахстана

E) Парламенту Республики Казахстан и Президенту Республики Казахстан

A) являются общими для судов первой инстанции

+B) являются общими и едиными для всех судов и судей Республики

C) являются общими и едиными для всех районных и областных судов Республики

C) председатель маслихата

D) глава администрации

E) аппарат акима

A) могут быть отменены акимом

+B) могут быть отменены в судебном порядке

C) могут быть отменены Правительством Республики Казахстан

D) не могут быть отменены

E) могут быть отменены Генеральным прокурором Республики Казахстан

A) Конституционный Закон Республики Казахстан

+B) Конституция Республики Казахстан

C) Закон Республики Казахстан

D) Кодекс Республики Казахстан

A) Правительством Республики Казахстан

+B) вышестоящим прокурором

C) Президентом Республики Казахстан

D) вышестоящим акимом

E) в судебном порядке

A) Парламент Республики Казахстан

+B) Правительство Республики Казахстан

C) Президент Республики Казахстан

D) Верховный Суд Республики Казахстан

E) Мажилис Парламента Республики Казахстан

A) экс-Председатель Верховного Суда Республики Казахстан по решению Парламента

+B) экс-Президент Республики Казахстан

C) Председатели Палат Парламента Республики Казахстан

D) экс-Председатель Сената Республики Казахстан

E) экс-Председатель Конституционного Совета, назначавшийся на должность более двух раз

A) применяются в части не противоречащей Конституции Республики Казахстан

+B) отменяются и не подлежат применению

C) применяются до их отмены

D) применяются с разрешения Президента Республики Казахстан

E) применяются, с условием дальнейших изменении и дополнении

A) в целом или в его части Правительством Республики Казахстан

+B) в целом или в его части Президентом Республики Казахстан

C) в целом или в его части Парламентом Республики Казахстан

D) в целом Сенатом Парламента Республики Казахстан

E) в целом Мажилисом Парламента Республики Казахстан

A) Парламент Республики Казахстан

+B) Конституционный Совет Республики Казахстан

C) Парламент Республики Казахстан, только доктринальные

D) Президент Республики Казахстан

Е) Правительство Республики Казахстан

A) своевременным исполнением законов и других нормативных правовых актов

+B) точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики Казахстан

C) правильным и точным исполнением законов

A) 16 декабря 1991 года

+B) 30 августа 1995 года

C) 25 октября 1990 года

D) 6 июля 1998 года

C) распоряжения и решения

D) постановления и решения

E) постановления и распоряжения

A) председатель Верховного Суда Республики Казахстан

C) депутаты Парламента Республики Казахстан

D) работники правоохранительных органов Республики Казахстан

E) Генеральный прокурор Республики Казахстан

+B) решения и распоряжения

D) постановления и решения

E) постановления и распоряжения

A) права и обязанности человека

+B) права и свободы человека

C) свободы и обязанности человека

D) право и обязательства человека

E) свободы и обязательства человека

A) за особо тяжкие преступления без права обжалования

+B) как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании

C) за государственные преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании

D) смертная казнь запрещена

A) обязаны пользоваться помощью адвоката с момента задержания

+B) имеют право пользоваться помощью адвоката с момента задержания

C) имеют право пользоваться помощью адвоката с момента предъявления обвинения

D) с разрешения правоохранительных органов имеют право пользоваться помощью адвоката с момента предъявления обвинения

A) военнослужащие Республики Казахстан

+B) каждый имеет право на пользование родным языком

C) иностранные граждане и лица без гражданства

D) депутаты Парламента Республики Казахстан

E) лица без гражданства

A) правоохранительными органами Республики Казахстан

+B) законом Республики Казахстан

C) депутатами Сената Парламента Республики Казахстан

D) Генеральной Прокуратурой Республики Казахстан

E) Комитетом Национальной безопасности Республики Казахстан

A) с разрешения Правительства

C) беспрепятственно, если не нарушили законы Республики Казахстан

D) обязаны вернуться при любых условиях

E) в случае нарушения законов Республики Казахстан, по специальному акту Парламента

A) предусмотренных постановлением Правительства Республики Казахстан

+B) предусмотренных законом Республики Казахстан

C) предусмотренных решением акима области

D) предусмотренных решением Верховного Суда Республики Казахстан

E) предусмотренных распоряжением Президента Республики Казахстан

A) разрешена без ограничений

+B) производится на основаниях и в порядке, установленных законом

C) разрешена только государственным учреждениям

A) на основании решения маслихата

C) исходя из интересов государства

D) исходя из экономических интересов Республики Казахстан

E) исходя из экономических интересов казенного предприятия

A) в интересах политических партий

+B) не допускается

C) в интересах общественных объединений

D) в интересах государства

E) в случаях, установленных Конституционным Советом РК

A) по основаниям, утвержденным Центральной избирательной комиссией

+B) не допускается

C) не допускается во время выборных компаний

D) допускается только во время выборных компаний

А) пользование ею должно служить одновременно только государственному благу

+B) пользование ею должно служить одновременно общественному благу

C) пользование ею должно служить одновременно только частным лицам

D) пользование ею должно служить только собственнику

E) пользование ею должно служить только собственнику и государству

A) написать заявление о вступлении в члены партии и выплачивать членские взносы

+B) такие партии запрещены в Казахстане

C) только с согласия близких родственников

D) написать заявление о вступлении в члены партии

E) может стать членом, если партия не отстаивает идей насилия

A) не входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан

+B) входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан

C) входят в единую систему представительных органов Республики Казахстан

D) являются независимыми

A) Парламентом по рекомендации Президента Республики Казахстан

+B) Президентом Республики Казахстан с согласия маслихата области

C) соответствующим маслихатом

D) Премьер-Министром Республики Казахстан

E) Парламентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра

A) функции, определяющие основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях

+B) исполнительную власть в Республике Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью

C) судебную власть

A) гражданин Республики независимо от места рождения, не старше 65 лет, владеющий государственным языком и проживающий в РК не менее 20 лет

+B) гражданин Республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние 15 лет

C) гражданин Республики, не моложе 45 лет, владеющий государственным языком и проживающий на территории Казахстана не менее 25 лет

A) Парламенту РК

+B) Президенту, а также Парламенту РК в пределах его конституционных полномочий

C) Правительству РК

D) Конституционному Совету РК

E) Верховному Суду РК

A) всем гражданам РК

+B) Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе

Глава 1. Судебная власть
1.1 Основные принципы деятельности судов в Республике Казахстан
1.2 Независимость и несменяемость судьи.

Глава 2. Судебная система в республике Казахстан.
2.1 Единство судебной системы

Глава 3. Полномочия Президента республики в отношении судов и судей

Список использованной литературы

Глава 1. Судебная власть

1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть предназначена осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
2. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени республики, независимо от чьей-либо воли, и в точном соответствии с Конституцией и законами республики.
3. Судебная власть республики распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции республики, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
4. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.
5. Решения, приговоры, иные постановления судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения и другие обращения обязательны к исполнению всеми государственными органами, организациями, должностными лицами, а также гражданами на всей территории республики. Неисполнение их, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность по закону.

1.1 Основные принципы деятельности судов в Республике Казахстан.

Деятельность судов в республике строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности рассмотрения дел.
1. Судья является носителем судебной власти в республике. Он в конституционном порядке наделен правомочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе.
2. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
3. Неисполнение требований и распоряжений судей, проявление неуважения к ним влечет установленную законом ответственность.
Статья 80 Конституции Республики Казахстан гласит :
4. Суды должны уделять особое внимание вопросам независимости судей, принимать меры по недопустимости вмешательства в их деятельность, пресекать попытки контроля за судьями или возложения на них обязанностей, не присущих их полномочиям.
Под вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса, умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение, и другие подобные действия.
Взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия”

Глава 2. Судебная система в Республике Казахстан

Статья 75 Конституции Республики Казахстан :
1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
3. Судами Республики являются Верховный суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом.
4. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
1. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный суд республики и местные суды республики (областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд, Военный суд войск Республики Казахстан), районные (городские), военные суды), учреждаемые законом. Никакой иной орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда.
2. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
3. В Республике Казахстан может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, семейных, по делам несовершеннолетних, административных и других. Специализированные суды имеют статус районного (городского) суда с распространением на них соответствующих положений настоящего Указа.

2.1 Единство судебной системы

Единство судебной системы республики обеспечивается:
1) конституционными принципами правосудия;
2) осуществлением судебной власти в установленных законом формах судопроизводства;
3) применением судами единого законодательства;
4) порядком формирования судов;
5) системой исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории республики;
6) финансированием всех судов за счет средств республиканского бюджета
Судами Республики Казахстан являются Верховный Суд Республики Казахстан, областные, Алматинский городской, городские, районные суды, а также военные суды Республики Казахстан.
1. Верховный Суд Республики Казахстан состоит из Председателя Верховного Суда, председателей коллегий Верховного Суда, председателей коллегий Верховного Суда и иных постоянных судей Верховного Суда.
2. Органами Верховного Суда Республики Казахстан являются:
1) Пленум Верховного Суда;
2) Президиум Верховного Суда;
3) коллегии Верховного Суда.
3. Коллегиями Верховного Суда Республики Казахстан являются:
1) коллегия по гражданским делам;
2) коллегия по уголовным делам;
3) коллегия по хозяйственным делам;
4) военная коллегия.
1. Областной, Алматинский городской суды состоят из . продолжение


28424 Фото: sud.gov.kz

Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в Казахстане не вправе вершить правосудие.

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов Казахстана. В судебную систему входят Верховный Суд Республики Казахстан и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом. При этом, учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Реформирование судебной системы — важнейшая часть правовых реформ Казахстана. Однако сегодня мы расскажем о действующей судебной системе Казахстана, чтобы понять: какие функции сегодня выполняют суды, и каких видов и направленности они бывают.

К местным судам относятся: областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения), районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). Также в Казахстане функционируют и другие, специализированные суды: военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и многие другие.

Районный суд является судом первой инстанции, где рассматриваются судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности. Районные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются только Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Верховного Суда, действия которого согласованы с высшим судебным советом.

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев может образовать как один районный суд в нескольких административно-территориальных единицах, так и несколько районных судов в одной административно-территориальной единице.

Общее число судей для районных судов также утверждает Президент по представлению председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого районного суда устанавливает председатель Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом. Здесь основанием служит представление уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности суда.

Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и Конституционным законом порядке. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья, он осуществляет и полномочия председателя этого суда.

При этом председатель районного суда является судьей, и помимо выполнения обязанностей судьи решает вопросы организации судопроизводства в суде, осуществляет общее руководство канцелярией районного суда, ведет личный прием граждан, утверждает план работы районного суда, организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи, обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, издает распоряжения, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Если председатель районного суда временно отсутствует, по распоряжению исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда. В случае же отсутствия председателя, а также судей в районном суде исполнение их обязанностей возлагается на судей другого суда распоряжением председателя областного суда.

В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя районного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается распоряжением председателя областного суда на одного из судей этого суда.

Областной суд рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области, осуществляет контроль за деятельностью территориальных подразделений уполномоченного органа в областях, городах Астане и Алматы.

Областные и приравненные к ним суды также образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

Общее число судей областных судов утверждает Президент РК по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого областного суда устанавливает Председатель Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом на основании представления уполномоченного органа.

Областной суд состоит из председателя и судей. В областном суде также могут создаваться судебные коллегии и специализированные составы.

Председатель областного суда решает вопросы организации судопроизводства в суде, имеет право председательствовать на заседаниях судебных коллегий, созывать пленарные заседания областного суда и председательствовать на них, обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи, утверждает план работы областного суда, организует изучение судебной практики, издает распоряжения, осуществляет общее руководство канцелярией областного суда, судов городов Астаны и Алматы, ведет личный прием граждан.

В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение его обязанностей возлагается на одного из председателей судебных коллегий областного суда. Если же таковые отсутствуют, временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью областного суда.

Если же председатель областного суда отсутствует временно, то его обязанности возлагаются на одного из председателей судебных коллегий областного суда. Когда председатели судебных коллегий также временно отсутствуют, исполнение обязанностей председателя областного суда возлагается на судью.

Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением прямых обязанностей решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, председательствует на заседаниях судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии.

Также председатель судебной коллегии вносит предложения председателю областного суда по формированию специализированных составов в судебной коллегии.

В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей коллегии. Если же председатель судебной коллегии досрочно прекращает свои полномочия, или же их срок истек, временное исполнение его обязанностей переходит на судью соответствующей судебной коллегии областного суда.

Органами областного суда названы пленарное заседание, президиум пленарного заседания, судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам.

Президиум пленарного заседания областного суда обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях областного суда, обсуждает вопрос о передаче в судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение.

Состав президиума пленарного заседания областного суда состоит из семи членов — председателя и председателей судебных коллегий областного суда, председателя филиала союза судей, председателя комиссии по судейской этике, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием областного суда сроком на два года.

Президиум пленарного заседания созывает председатель областного суда. Организация работы президиума пленарного заседания областного суда определяется регламентом, который утверждается на пленарном заседании областного суда.

Судебную коллегию возглавляет председатель. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя областного суда пленарным заседанием областного суда. Специализированные составы формируются председателем областного суда.

Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии, заслушивает информацию председателя областного суда и председателей судебных коллегий, обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области.

Также на пленарном заседании принимается решение по уполномоченному органу на назначение кандидата на должность руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городах Астане и Алматы, заслушивается отчет о деятельности руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городах Астане и Алматы и рассматриваются кандидатуры на вакантные должности судей районного и областного судов, председателя районного суда.

По итогу пленарного заседание выносятся соответствующие заключения, а также же при необходимости уполномоченному органу представление об освобождении руководителя территориального подразделения в области, городах Астане и Алматы, рассматриваются итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дается соответствующее заключение, утверждается регламент президиума пленарного заседания областного суда и многое другое.

Пленарное заседание может состояться при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом.

При областном суде для оценки морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи образуется консультативно-совещательный орган — совет по взаимодействию с судами. Однако заключение Совета носит рекомендательный характер.

Верховный Суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам. Орган осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

Верховный Суд рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики, принимает нормативные постановления, совместно с Высшим Судебным Советом формирует кадровый резерв на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

Порядок формирования и организации работы с кадровым резервом утверждается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда. Верховный Суд состоит из председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев по представлению председателя Верховного Суда.

В рамках работы, в Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы. Органами Верховного Суда являются пленарное заседание, президиум пленарного заседания, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и специализированная судебная коллегия.

Судебную коллегию возглавляет председатель. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда.

Специализированные составы формируются председателем Верховного Суда. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган. При Верховном Суде функционирует Академия правосудия.

Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением своих прямых обязанностей возглавляет Верховный Суд как высший судебный орган. Он вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий, созывать пленарные заседания Верховного Суда и председательствовать на них. Председатель вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений по вопросам судебной практики, вносит представления о пересмотре судебных актов по основаниям, предусмотренным законом, а также вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания, членов научно-консультативного и международного советов.

Также при необходимости привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии, организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, утверждает план работы Верховного Суда, координирует работу коллегий. По согласованию с Высшим Судебным Советом утверждает количество судей для каждого местного и другого суда, вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан Положение об уполномоченном органе, утверждает структуру и штатное расписание уполномоченного органа в пределах лимита штатной численности, назначает на должности и освобождает от должности руководителя уполномоченного органа и его заместителей, утверждает типовой регламент президиума пленарного заседания, ведет личный прием граждан, издает распоряжения и приказы.

Председатель Верховного Суда также представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти и международными организациями, а также вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда, вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства, вносит в Высший судебный совет представления и материалы по вопросу прекращения полномочий председателей судебных коллегий и судей судов Республики.

При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности возлагаются на одного из председателей судебных коллегий. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей возлагается распоряжением Председателя Верховного Суда на одного из судей Верховного Суда.

В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда временное исполнение обязанностей возлагается на одного из председателей судебных коллегий (судью) Верховного Суда, согласно распоряжению Президента Республики Казахстан.

Председатель судебной коллегии Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи председательствует на заседаниях судебной коллегии, решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного Суда, предоставляет информацию пленарному заседанию о деятельности судебной коллегии, ведет личный прием граждан.

В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии. Если же речь идет о досрочном прекращении или истечении срока полномочий председателя судебной коллегии Верховного Суда, временное исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на судью соответствующей коллегии Верховного Суда.

Пленарное заседание Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии. По итогам изучения и обобщения судебной практики рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики. Принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства.

Нормативные постановления принимаются на пленарном заседании Верховного Суда, с участием не менее, чем двумя третями голосов от числа судей Верховного Суда и при наличии кворума не менее трех четвертей от общего числа судей Верховного Суда.

На пленарном заседании заслушивается информация председателей судебных коллегий Верховного Суда, Судебного жюри и руководителя уполномоченного органа. Рассматриваются кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносятся соответствующие заключения. Рассматриваются кандидатуры председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву и членов комиссии для внесения Председателем Верховного Суда на утверждение в Высший Судебный Совет.

Пленарное заседание утверждает список кандидатур для формирования совместно с Высшим Судебным Советом кадрового резерва на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

По представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания, составы научно-консультативного и международного советов, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри. Утверждает форму и описание судейской мантии, утверждает регламент президиума пленарного заседания Верховного Суда. Утверждает положения о научно-консультативном и международном советах при Верховном Суде. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда.

Президиум пленарного заседания Верховного Суда обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда.

Обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение.

Состав президиума пленарного заседания Верховного Суда состоит из одиннадцати членов — Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также трех судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.

Президиум пленарного заседания Верховного Суда созывается Председателем Верховного Суда и правомочен при наличии не менее двух третей от общего числа его членов. Организация работы президиума пленарного заседания Верховного Суда определяется регламентом, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.

Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается (ст. 75 Конституции).

13. Срок полномочий Генерального прокурора Республики Казахстан.

Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет (ст. 83 Конституции).

14. Количество членов Конституционного совета Республики Казахстан.

Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет (ст. 71 Конституции).

15. Количество депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов (ст. 50 Конституции).

16. Кто может быть избран депутатом маслихата?

Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет. Гражданин Республики может быть депутатом только одного маслихата (ст. 86 Конституции).

17. Распространяется ли суверенитет Республики Казахстан на всю ее территорию?

Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию (ст. 2 Конституции).

18. Что относится к исключительному ведению Сената Парламента Республики Казахстан?

К исключительному ведению Сената относятся:

1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда Республики, принятие их присяги;

2) дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности Республики;

3) лишение неприкосновенности Генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики;

4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики;

5) делегирование двух депутатов в состав Высшего судебного совета Республики Казахстан;

6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания палат ( ст. 55 Конституции).

19. Виды собственности в Республике Казахстан.

В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (ст. 6 Конституции).

20. Гарантирует ли Республика Казахстан защиту и покровительство своим гражданам за пределами республики?

Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 11 Конституции).

21. Кто может быть депутатом Сената Парламента Республики Казахстан?

Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет (ст. 51 Конституции).

22. Кто может быть депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан?

Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет (ст. 51 Конституции).

23. Какая часть избираемых депутатов Сената Парламента Республики Казахстан переизбирается каждые три года?

Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года (ст. 51 Конституции).

24. Кто может быть избран Президентом Республики Казахстан?

Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет (ст. 41 Конституции).

Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.

На период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии (ст. 43 Конституции).

Также, в соответствии с Конституционным законом “О выборах в РК”, кандидат в Президенты не должен являться служителем какого-либо культа и должен обладать активным избирательным правом.

25. Порядок избрания депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий (ст. 51 Конституции).

26. Порядок избрания депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента (ст. 51 Конституции).

27. На какой срок Парламент Республики Казахстан вправе делегировать Президенту Республики Казахстан законодательные полномочия?

Парламент на совместном заседании палат: двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (ст. 53 Конституции).

Читайте также: