Допускается ли создание чрезвычайных судов в рф

Обновлено: 02.07.2024

Между тем развитие упрощённых процедур в уголовном судопроизводстве не было какой-то генеральной линией. Очевидно, что двенадцать присяжных в крестьянской стране в неурожайный год могли дискредитировать идею правосудия не меньше, чем пренебрежение процессуальными нормами во время следствия. И в государстве искали границу, за которой упрощённое производство могло принести больше вреда, чем пользы.

Например, принятые УПК Узбекской ССР 1929 г. и УПК Туркменской ССР 1932 г оказались меньше по объёму и менее детализированы, чем процессуальные кодексы 1923 года. В их основу легли проекты УПК, разрабатывавшиеся и опубликованные Народным комиссариатом юстиции РСФСР.

Но в РСФСР эти проекты законом так и не стали.

Через какое-то время это явление назовут упрощенчеством. Оно существовало и в законодательстве, и в правоприменении, но с ним боролись.

В частности, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 04 мая 1933 г. отменяется заочное производство.

Инструкция требовала, чтоб аресты производились только органами прокуратуры, ОГПУ или начальниками милиции. Следователи могли производить аресты только с предварительной санкции прокурора. Аресты, производимые нач. милиции, должны быть подтверждены или отменены районными уполномоченными ОГПУ или прокуратурой по принадлежности не позднее 48 часов после ареста. В качестве меры пресечения могут быть заключаемы под стражу до суда только лица, обвиняемые по тяжким статьям.

С другой стороны Постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г фактически был введён ещё один упрощённый порядок - по делам о террористических актах и террористических организациях. По этим делам срок предварительного следствия был сокращён до 10 дней, обвинительное заключение стало вручаться за сутки до рассмотрения дела, устранено участие обвинителя и защитника в суде, исключено кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании. Но с позиции сегодняшнего дня наверно вполне разумным выглядит вопрос: а надо ли вообще было по таким делам применять арест?

10 июля 1934 г. был организован Народный комиссариат внутренних дел СССР. С его созданием связано существование ещё одного судебного органа: Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года № 22 при НКВД было создано Особое совещание.

Особое совещание действовало в составе: Председатель – Нарком Внутренних Дел СССР, члены: заместители Наркома, уполномоченный Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР по РСФСР, начальника Главного Управления Рабоче-Крестьянской Милиции, Народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. В заседаниях Особого Совещания обязательно участвовал Прокурор Союза ССР или его заместитель, который имел право протеста в Президиум ЦИК Союза ССР. Особое Совещание было наделено полномочиями применять к общественно-опасным лицам заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет.

Я бы сравнил уровень Особого Совещания с Президиумом Верховного Суда РФ.

Между тем продолжалась и борьба с упрощенчеством.

В середине 1935 г. вводятся дополнительные ограничения на арест: их теперь органы НКВД могут производить лишь с согласия соответствующего прокурора; в случае необходимости произвести арест на месте преступления уполномоченные должностные лица НКВД обязаны о произведённом аресте немедленно сообщить соответствующему прокурору для получения подтверждения.

Однако отмеченные в работе правоохранительных органов недостатки расширения процессуальных гарантий в тот момент не повлекли.

Следующим шагом развития упрощённого производства явилось решение Политбюро ЦК ВКП (б) от 2 июля 1937 г. Оно предусматривало в отношении всех ранее судимых кулаков и уголовников ведущих активную подрывную деятельность применение расстрела и высылки через областные судебные органы, аналогичные Особому Совещанию.

В развитие решения 30 июля 1937 года был принят оперативный приказ Наркома внутренних дел СССР № 00447. Приказ установил следующий порядок упрощённого судопроизводства: на каждого подозреваемого прежде собираются подробные установочные данные и компрометирующие материалы; санкцию на арест дают только Нарком внутренних дел, начальник управления или областного отдела НКВД; по окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки; к делу приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкета арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение. На заседаниях троек мог присутствовать (там, где он не входил в состав тройки) республиканский краевой или областной прокурор. Тройки вели протоколы заседаний, в которые и записывали вынесенные приговоры.

Тройка имела полномочия применять и.м.н. или приговаривать к заключению в лагерь на срок от 8 до 10 лет. Уровень тройки был вряд ли ниже уровня современного президиума областного суда.

Постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. дополнительно были установлены изъятия по делам о вредительстве и диверсиях. Срок вручения обвинительного заключения был также сокращён до одних суток до суда и отменено кассационное обжалование (но в отличие от закона 1 декабря 1934 г. (про террористов) сохранены участие обвинения и защиты на суде и подача ходатайств о помиловании).

На этот раз критиковались и НКВД, и прокуратура. Главнейшими недостатками в работе помимо отсутствия агентурной работы были названы: злоупотребление упрощённым порядком расследования и отсутствие прокурорского контроля за следствием.

В Постановлении было обращено внимание и на конкретные нарушения, в частности: арестованный не допрашивается в течение месяца после ареста, протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в совершенных им преступлениях, следственные дела оформляются неряшливо, в дело помещались черновые записи показаний и др.

В качестве оргвыводов: (а) запретили производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению, (б) аресты допускались только по постановлению суда или с санкции прокурора и только по мотивированному постановлению (в) тройки ликвидировались, (г) все надзирающие за следствием прокуроры теперь утверждались ЦК партии, (д) все следователи органов НКВД теперь назначались только по приказу народного комиссара внутренних дел СССР.

Изменения в УПК РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.08.1966) предусматривали, что в течение пяти суток орган дознания обязан составить протокол, получить объяснения от правонарушителя, потерпевшего и очевидцев, протокол утверждался начальником органа дознания, после чего все материалы предъявлялись правонарушителю для ознакомления. Протокол вместе с материалами направлялся в суд с санкции прокурора (ст.414 УПК РСФСР). Возбуждение уголовного дела по части первой производилось судом, дело рассматривалось в пятидневный срок с момента поступления (ст. 419 УПК РСФСР). Арест в качестве меры пресечения являлся практически обязательным (ст.418 УПК РСФСР).

В последующие годы данная форма судопроизводства была распространена на ряд других дел.

И всё-таки, где та грань, за которой и упрощенный порядок судопроизводства, и назначение уголовного по своей тяжести наказания в порядке административного производства становятся практически неотличимыми от создания чрезвычайного суда? За отказ от каких чрезвычайных судов голосовали в 1993 году, какой же смысл тогда вкладывали в это понятие?





В РФ правосудие уполномочен осуществлять только суд. Система судопроизводства устанавливается в федеральных законах и в Конституции РФ. В Конституции судебная власть рассматривается как разновидность государственной власти, которую суды осуществляют самостоятельно, независимо от воли органов исполнительной или законодательной власти. Суды считаются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие. Создание иных органов для свершения справедливости, в том числе чрезвычайных судов, в РФ является противозаконным.

Судебная власть в Российской Федерации

Субъектами судебной власти являются все судебные учреждения, которые входят в систему судопроизводства.

Законодательная база судопроизводства в РФ

Главным законом, который обеспечивает верховенство права в судебной ветви власти, считается Конституция РФ. В ней описаны полномочия судов как органов обеспечения правосудия согласно принципу разделения власти. Также определены четыре вида судопроизводства: уголовное, конституционное, гражданское и административное.

А также в Главном государственном законе содержится прямой ответ на вопрос о том, допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ. Нет, не допускается. Их деятельность противоречит нормам Конституции, где описаны гарантии каждого гражданина на первичные права и свободы, в том числе на честный суд и справедливость.

В Конституцию не включен полный перечень судов, в ней названы только три высших органа судебной власти: Верховный суд, Конституционный суд и Высший Арбитражный Суд.

Создание чрезвычайных судов

Закон о судебной власти РФ является основным источником регулирования судебной системы. Он содержит полный перечень судов, их обязанности и компетенции. Все остальные государственные акты могут только дополнять статью Закона, но не противоречить им.

Деятельность судов разной юрисдикции регулируется Законом о Конституционном суде, Гражданско-процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Семейным, Гражданским, Трудовым, Земельным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях.

Закон о статусе судей разбирает принципы их избрания, их обязанности и компетенции.

Судебная система РФ

Конституционный суд осуществляет исключительно конституционное судебное производство, то есть решает дела об изъяснении норм Конституции, о внесении поправок в основной закон.

Суды общей юрисдикции возглавляются Верховным судом, рассматривают гражданские, административные, уголовные иски.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам, возглавляются Высшим Арбитражным судом. Арбитражные суды, в свою очередь, подразделяются на апелляционные, рассматривающие дело во второй раз по сути, и кассационные, рассматривающие законность решения суда общей юрисдикции.

Также в судебную систему РФ входят третейский и международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате.

Чрезвычайные суды, их особенности и задачи

Чрезвычайные суды – это органы судебного производства особой категории, которые создаются в исключительных исторических обстоятельствах: при войнах, революциях, государственных переворотах, а также в период действия чрезвычайного или военного положения. В современное время создание чрезвычайных судов недопустимо в Конституциях большинства демократических государств мира, даже в чрезвычайных условиях. Хотя истории известны случаи создания чрезвычайных судов и в мирное время.

Создание в РФ чрезвычайных судов допускается

По сути, такие суды имеют совершенно особую правовую, вернее антиправовую направленность. Ключевая функция судопроизводства – правосудие, и эта юридическая истина, так или иначе, прописана в конституциях всех демократических государств. А оправдания, наказания, компенсации – это уже сфера деятельности исполнительных органов власти. В чрезвычайных судах весь их правомочный функционал упрощен, если не сказать, доведен до примитива.

Во-первых, суть создания чрезвычайных судов в РФ в прошлые века состояла в наказании, а не в правосудии. В этих судах не действовала презумпция невиновности, и тем более обвиняемые не имели права на юридическую защиту или апелляцию.

Во-вторых, такие суды объединяли функции вынесения приговора и, собственно, выполнения приговора – наказания. Именно карательный характер их деятельности и предшествовал тому, что принцип запрета создания чрезвычайных судов теперь прописан в Конституции РФ – главном документе государства, а именно в статье 118.

Чем чрезвычайные суды отличаются от специальных

Ни в коем случае нельзя смешивать чрезвычайные суды со специальными. Создание чрезвычайных судов в РФ противозаконно и противоречит нормам Конституции. Но создание специальных судов - это нормальная практика в нашей стране, в ее федеральных округах и в других государствах. В специализированных судах рассматривают дела, которые не подпадают под рассмотрение в судах общей юрисдикции. Они действуют на постоянной основе, а не создаются в форс-мажорных обстоятельствах как чрезвычайные.

 Принцип запрета создания чрезвычайных судов

Система специального судебного производства в нашей стране только внедряется, но мировой опыт в этом является достаточно успешным. Сегодня в России создается Специализированный суд по правам на интеллектуальную собственность. Также специальные суды могут рассматривать дела по обвинению несовершеннолетних.

Специальные суды организационно обладают полной независимостью. Надзорный орган для этих инстанций – это Верховный Суд. Финансирование деятельности этих судебных организаций обеспечивается федеральным бюджетом.

Исторические примеры чрезвычайных судов

Чрезвычайные суды на некоторых отрезках истории перенимали функции военно-полевых. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации допускалось и было объявлено в местностях, которые находились в военном положении. В 1906–1907 гг. их ввели в 82 губерниях.

Суды состояли из председателя и членов суда (от трех до пяти). Состав суда назначал начальник гарнизона из строевых офицеров по приказу губернатора или генерала. Естественно, ни о каком нейтралитете судей и присяжных речь не шла.

Судебный процесс был быстрым, и ему не предшествовало никакое предварительное расследование. Роль обвинительного приговора играл акт о предании суду. Его подписывал командир военной дивизии. Он же мог и помиловать преступника. Исполнение приговора в основном осуществлялось через публичное повешение.

Позднее в чрезвычайных судах было введено право на применение каторги. Естественно, в таких условиях размышлять об отсутствии презумпции невиновности или нейтралитета судей не приходилось.

Создание чрезвычайных судов возможно

Согласитесь, история сделала нашей стране внушительную прививку. Этого опыта хватило, чтобы запретить создание органов подобного извращенного судебного устройства на веки вечные.

Но не нужно считать, что создание чрезвычайных судов допускалось только в РФ, такие зверские инстанции имели место почти в каждой стране, устраивались на пути к правовому и сознательному общественному порядку.

Еще один пример антигуманного правового порядка имел место в США после Гражданской войны, назывался суд Линча или линчевание. Обычно без суда и следствия человека, которого заподозрили в нарушении общественного порядка, приговаривали к повешенью и приводили приговор в действие среди уличной толпы. Эта мера применялась к чернокожему населению и была частью своеобразного расового геноцида. Это не событие, которое принадлежит "седой" истории, последний суд Линча состоялся в 1981 году в Алабаме.

Причины и предпосылки создания чрезвычайных судов

Несмотря на то что система чрезвычайного судейства была извращена, доведена до абсурда, стала одним из видов преступлений против человечества, само ее создание в некоторых исторических обстоятельствах было логично и оправдано. Ведь чрезвычайные положения, войны и катастрофы не создают обстоятельства, изолированные от преступлений любого рода. Наоборот, в такие периоды социального провала почва для реализации преступных намерений благодатна, как никогда. Когда органы государственного управления были не способны в полной мере осуществить свои функции, создание в РФ чрезвычайных судов допускалось и казалось неплохим выходом.

Абсолютно несложно понять логическую необходимость такого судопроизводства в историческом контексте. Таким образом государственная власть пыталась обеспечить справедливость и некое подобие правовой защиты для слабых граждан.

Характер правосудия в чрезвычайных судах

Судебное заседание в чрезвычайном суде носит закрытый характер, состав судебных заседателей упрощен. Чаще всего состоит только из судьи, эту роль исполняет военный командир или глава общины и коллегия присяжных (до пяти человек).

Экстренное и предвзятое течение такого процесса несовместимо с современными понятиями о нейтралитете судей и присяжных.

Такие суды действовали по собственным законам справедливости, вне компетенции норм уголовного или административного права.

Создание чрезвычайных судов возможно по

Учитывая, что правовой процесс в чрезвычайных судах проходит вне норм юрисдикции или уголовного законодательства, решения его не имеют законной силы, но носят принудительный характер и не оставляют подсудимому права на оправдание или защиту интересов.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Нет. В Конституции РФ содержится прямой запрет на создание таких судов. Более того, в современном демократическом обществе любая логика создания этого вида судебных инстанций отпала. Суды – единственные инстанции, уполномоченные осуществлять правосудие. Сеть их в каждом федеральном округе позволяет рассматривать дела об обвинении каждого преступника, даже в случаях чрезвычайного положения по законам демократического общества.

Из-за кардинально неудачной судебной практики в 30-х годах сегодня запрещено создание в РФ чрезвычайных судов. Допускается только избрание в округах мировых судей. Однако их избранию также предшествуют дебаты и внесения поправок в Закон о судебной власти. Знаменитые "Тройки" НКВД, по сути, никогда не были органами правосудия, потому что ничего общего с ним их деятельность не имела.

Создание в Российской Федерации чрезвычайных судов допускается

Решения "Троек" обжалованию не подлежали, обвинительные приговоры были заключительными документами. В государственных архивах сохранилось много протоколов подобного судебного процесса.

Эволюция и деградация чрезвычайного судопроизводства

В истории почти каждой страны имело место создание чрезвычайных судов. Возможно, по причине горького исторического опыта чрезвычайного судопроизводства сегодня не допускается создание чрезвычайных судов в демократических государствах.

На заре создания государственных общин и элементарных социальных границ практически весь суд по логике заседания был чрезвычайным. Семейные, материальные и другие споры приходили разрешать к правителю, он мирил спорящих, решал спор и осуществлял правосудие. В разных областях такую роль играли главы администраций, церковные владыки и т. д.

Судебная система в отдельную, независимую категорию власти была отнесена уже после VIII века.

С развитием судопроизводства чрезвычайные суды выполняли и функции военно-полевых судов. Они действовали за пределами норм административного и уголовного законодательства. Судопроизводство, в свою очередь, было упрощено, а гарантии защиты подсудимых практически отменены.

Создание чрезвычайных судов недопустимо

Такие суды создавались, чтобы наказывать военных и гражданских преступников, которые обвинялись в убийствах, грабежах, разбоях, насилии и других тяжких преступлениях. Если очевидность преступления не оставляет сомнений, как и личность преступника, необходимость в дополнительных расследованиях отсутствует, естественно, преступник должен быть наказан. Но в условиях чрезвычайного или военного положения собрать судебное заседание по форме, с представителями обвинения и защиты очень затруднительно. В таких случаях преступников отдавали под суд в чрезвычайных судах. Чаще всего такие суды осуществлялись в местных органах власти и состояли, например, из главы администрации, военного начальника и группы высокочтимых, непредвзятых горожан.

Между тем развитие упрощённых процедур в уголовном судопроизводстве не было какой-то генеральной линией. Очевидно, что двенадцать присяжных в крестьянской стране в неурожайный год могли дискредитировать идею правосудия не меньше, чем пренебрежение процессуальными нормами во время следствия. И в государстве искали границу, за которой упрощённое производство могло принести больше вреда, чем пользы.

Например, принятые УПК Узбекской ССР 1929 г. и УПК Туркменской ССР 1932 г оказались меньше по объёму и менее детализированы, чем процессуальные кодексы 1923 года. В их основу легли проекты УПК, разрабатывавшиеся и опубликованные Народным комиссариатом юстиции РСФСР.

Но в РСФСР эти проекты законом так и не стали.

Через какое-то время это явление назовут упрощенчеством. Оно существовало и в законодательстве, и в правоприменении, но с ним боролись.

В частности, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 04 мая 1933 г. отменяется заочное производство.

Инструкция требовала, чтоб аресты производились только органами прокуратуры, ОГПУ или начальниками милиции. Следователи могли производить аресты только с предварительной санкции прокурора. Аресты, производимые нач. милиции, должны быть подтверждены или отменены районными уполномоченными ОГПУ или прокуратурой по принадлежности не позднее 48 часов после ареста. В качестве меры пресечения могут быть заключаемы под стражу до суда только лица, обвиняемые по тяжким статьям.

С другой стороны Постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г фактически был введён ещё один упрощённый порядок - по делам о террористических актах и террористических организациях. По этим делам срок предварительного следствия был сокращён до 10 дней, обвинительное заключение стало вручаться за сутки до рассмотрения дела, устранено участие обвинителя и защитника в суде, исключено кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании. Но с позиции сегодняшнего дня наверно вполне разумным выглядит вопрос: а надо ли вообще было по таким делам применять арест?

10 июля 1934 г. был организован Народный комиссариат внутренних дел СССР. С его созданием связано существование ещё одного судебного органа: Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года № 22 при НКВД было создано Особое совещание.

Особое совещание действовало в составе: Председатель – Нарком Внутренних Дел СССР, члены: заместители Наркома, уполномоченный Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР по РСФСР, начальника Главного Управления Рабоче-Крестьянской Милиции, Народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. В заседаниях Особого Совещания обязательно участвовал Прокурор Союза ССР или его заместитель, который имел право протеста в Президиум ЦИК Союза ССР. Особое Совещание было наделено полномочиями применять к общественно-опасным лицам заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет.

Я бы сравнил уровень Особого Совещания с Президиумом Верховного Суда РФ.

Между тем продолжалась и борьба с упрощенчеством.

В середине 1935 г. вводятся дополнительные ограничения на арест: их теперь органы НКВД могут производить лишь с согласия соответствующего прокурора; в случае необходимости произвести арест на месте преступления уполномоченные должностные лица НКВД обязаны о произведённом аресте немедленно сообщить соответствующему прокурору для получения подтверждения.

Однако отмеченные в работе правоохранительных органов недостатки расширения процессуальных гарантий в тот момент не повлекли.

Следующим шагом развития упрощённого производства явилось решение Политбюро ЦК ВКП (б) от 2 июля 1937 г. Оно предусматривало в отношении всех ранее судимых кулаков и уголовников ведущих активную подрывную деятельность применение расстрела и высылки через областные судебные органы, аналогичные Особому Совещанию.

В развитие решения 30 июля 1937 года был принят оперативный приказ Наркома внутренних дел СССР № 00447. Приказ установил следующий порядок упрощённого судопроизводства: на каждого подозреваемого прежде собираются подробные установочные данные и компрометирующие материалы; санкцию на арест дают только Нарком внутренних дел, начальник управления или областного отдела НКВД; по окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки; к делу приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкета арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение. На заседаниях троек мог присутствовать (там, где он не входил в состав тройки) республиканский краевой или областной прокурор. Тройки вели протоколы заседаний, в которые и записывали вынесенные приговоры.

Тройка имела полномочия применять и.м.н. или приговаривать к заключению в лагерь на срок от 8 до 10 лет. Уровень тройки был вряд ли ниже уровня современного президиума областного суда.

Постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. дополнительно были установлены изъятия по делам о вредительстве и диверсиях. Срок вручения обвинительного заключения был также сокращён до одних суток до суда и отменено кассационное обжалование (но в отличие от закона 1 декабря 1934 г. (про террористов) сохранены участие обвинения и защиты на суде и подача ходатайств о помиловании).

На этот раз критиковались и НКВД, и прокуратура. Главнейшими недостатками в работе помимо отсутствия агентурной работы были названы: злоупотребление упрощённым порядком расследования и отсутствие прокурорского контроля за следствием.

В Постановлении было обращено внимание и на конкретные нарушения, в частности: арестованный не допрашивается в течение месяца после ареста, протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в совершенных им преступлениях, следственные дела оформляются неряшливо, в дело помещались черновые записи показаний и др.

В качестве оргвыводов: (а) запретили производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению, (б) аресты допускались только по постановлению суда или с санкции прокурора и только по мотивированному постановлению (в) тройки ликвидировались, (г) все надзирающие за следствием прокуроры теперь утверждались ЦК партии, (д) все следователи органов НКВД теперь назначались только по приказу народного комиссара внутренних дел СССР.

Изменения в УПК РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.08.1966) предусматривали, что в течение пяти суток орган дознания обязан составить протокол, получить объяснения от правонарушителя, потерпевшего и очевидцев, протокол утверждался начальником органа дознания, после чего все материалы предъявлялись правонарушителю для ознакомления. Протокол вместе с материалами направлялся в суд с санкции прокурора (ст.414 УПК РСФСР). Возбуждение уголовного дела по части первой производилось судом, дело рассматривалось в пятидневный срок с момента поступления (ст. 419 УПК РСФСР). Арест в качестве меры пресечения являлся практически обязательным (ст.418 УПК РСФСР).

В последующие годы данная форма судопроизводства была распространена на ряд других дел.

И всё-таки, где та грань, за которой и упрощенный порядок судопроизводства, и назначение уголовного по своей тяжести наказания в порядке административного производства становятся практически неотличимыми от создания чрезвычайного суда? За отказ от каких чрезвычайных судов голосовали в 1993 году, какой же смысл тогда вкладывали в это понятие?

Чрезвычайные суды представляют собой одну из версий самосуда, к которому граждане обращаются при нестабильной ситуации в стране. Чрезвычайный суд позволяет определенной группе лиц добиться выгодного для них решения в отношении обвиняемой стороны. Как правило, такие решения связаны с репрессивными действиями, будь то ссылка или убийство. Силовые методы, лежащие в основе чрезвычайных судов, идут вразрез с законодательствами большинства стран. О том, допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ и как работает судебная власть в России рассказываем далее.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Чрезвычайные суды

Чрезвычайные суды представляют собой особые судебные органы, которые имеют место при чрезвычайных происшествиях, среди которых значатся:

  • войны;
  • чрезвычайное положение;
  • революции;
  • государственные перевороты.

Впрочем, история России знает чрезвычайные суды, которые действовали и в мирное время. В тридцатых годах прошлого века были образованы так называемые тройки НКВД, чьей основной деятельностью стало осуществление внесудебных репрессий. Участники троек НКВД имели полномочия для приговора к расстрелу или ссылке в лагеря и тюрьмы на срок до десяти лет (с целью избавления от антисоветских элементов).

Тройка НКВД принимала непосредственное участие в расстреле обвиняемых без суда и следствия

Тройка НКВД принимала непосредственное участие в расстреле обвиняемых без суда и следствия

Все чрезвычайные суды, вне зависимости от того, в какой части мира они происходят, объединены двумя общими чертами:

  • использование террористического подхода;
  • карательный характер действий;
  • отсутствие общих черт с судебными разбирательствами.

В большинстве случаев участники чрезвычайных судов (т.е. обвинители) пренебрегают самыми базовыми принципами правосудия, к числу которых можно отнести:

  • презумпцию невиновности;
  • право обминаемого на защиту.

Также для подавляющего количество чрезвычайных судов характерны закрытое рассмотрение дел и невозможность обжалования принимаемых решений.

На данный момент чрезвычайные суды запрещены в России

На данный момент чрезвычайные суды запрещены в России

В современной России, как и в большинстве стран, чрезвычайные суды не допустимы, поскольку они противоречат не только Конституции РФ, но и всем основным принципам, на которых основываются права человека (в первую очередь, право на жизнь).

Судебная система в России

Федеральные суды представлены на территории РФ в следующем виде:

  • Конституционный суд – главной функцией этого суда является осуществление конституционного характера. Все решения, выносимые конституционным судом, обязательны к исполнению, а сам суд не имеет довлеющих над ним инстанций;
  • суды общей юрисдикции, выступающие под руководством Верховного Суда;
  • Арбитражные суды, выступающие под руководством Высшего Арбитражного Суда.

Структура судебной власти в России

Структура судебной власти в России

  • охрана конституционных норм;
  • поддерживание стабильной политической и экономической ситуации в государстве;
  • препятствование беззаконию и беспорядкам;
  • защита интересов россиян.

Основной задачей всех судебныв органов России является охрана норм, прописанных в Конституции РФ

Основной задачей всех судебныв органов России является охрана норм, прописанных в Конституции РФ

Согласно законодательству, объединение судов, представленных в России, осуществляется также и за счет общих требований, которые распространяются на работу упомянутых органов. К таким требованиям относятся следующие:

  • соблюдать правила производства, действующие на территории России;
  • во время работы отталкиваться от Конституции РФ и прочих законов федерального уровня;
  • признавать обязательный характер принимаемых судом решений на всей территории страны;
  • поддерживать единство статуса судей;
  • осуществлять финансирование судебных органов средствами, находящимися в федеральном бюджете.

Также на законодательном уровне предусматриваются суды, распространяющиеся на те или иные субъекты РФ. В их число входят:

  • Конституционный (уставной) суд;
  • Мировой суд.

Мировые суды охватывают вопросы административного, уголовного и гражданского характера

Мировые суды охватывают вопросы административного, уголовного и гражданского характера

Судебное звено

  • направленности;
  • внутреннему строению;
  • позиции, занимаемой в судебной системе.

Судебное звено позволяет сгруппировать судебные органы, исходя из территории из влияния

Судебное звено позволяет сгруппировать судебные органы, исходя из территории из влияния

Классификация

На сегодняшний день насчитывается три судебных звена:

  • первое звено включает в себя мировых судей, а также районные городские суды. При этом районные суды по количеству своих полномочий стоят над мировыми судьями, поскольку представляют вышестоящую судебную инстанцию;
  • второе звено состоит из областных судов, а также судов им соответствующих;
  • третье звено состоит из одного элемента – Верховного суда России.

Верховный суд России является третьим наивысшим судебным звеном

Верховный суд России является третьим наивысшим судебным звеном

Как нетрудно понять, в системе судебных звеньев увеличение порядкового номера связано с увеличением полномочий. В связи с этим третье звено также называется высшим, поскольку Верховный суд России занимает исключительное положение по отношению к областным и районным судам.

Функции звеньев

На суды, входящие в первое звено, рассчитана самая большая часть всех судебных разбирательств. В свою очередь, суды последующих двух звеньев выступают своеобразными ревизорами по отношению к первому. Их главной задачей является осуществление контроля над деятельностью, практикуемой районными судами и мировыми судьями, а их деятельность может быть обобщена двумя функциями:

  • проверка законности решений, принимаемых судами первого звена;
  • оценка обоснованности решений нижестоящих судов.

Суды высших звеньев осуществляют контроль над решениями судов низших звеньев

Суды высших звеньев осуществляют контроль над решениями судов низших звеньев

В большинстве случаев рассмотрение дел ограничивается двумя инстанциями – первой и второй. Третья инстанция вовлекается в процесс разбирательства лишь в крайних ситуациях, когда вторая инстанция не смогла вынести исчерпывающего заключения.

Судебная инстанция

Судебная инстанция также позволяет классифицировать судебные органы, сближаясь в этом смысле с судебным звеном, однако важно понимать, что эти понятия не тождественны. Инстанция разделяет суды согласно их процессуальным компетенциям, вследствие чего появляются вышестоящие и нижестоящие суды. А различия между этими терминами заключаются в следующем:

  • звено действует в сфере судоустройства. Оно обозначает место того или иного органа в судебной системе, исходя из его деятельности на обозначенной территории;
  • инстанция действует в сфере судопроизводства. Она выстраивает иерархию из судебных органов, исходя из задач, которые ставит перед собой судебное разбирательство в конкретной инстанции.

Всего выделяют три судебных инстанции

Всего выделяют три судебных инстанции

Вышестоящие суды имеют право на коррекцию решений, принимаемых нижестоящими в тех случаях, когда эти решения являются необоснованными или противоречат действующему законодательству. В случае грубого превышения нижестоящими судами своих полномочий, вышестоящие суды могут и вовсе отменить принятое решение. В общей сложности, насчитывается три судебных инстанции:

  • первая;
  • вторая (кассационная);
  • третья (надзорная).

Первая инстанция

Суды первой инстанции специализируются на судебных делах, основывающихся на:

  • уголовном деле: при осуждении или оправдании подсудимого;
  • гражданском деле: при удовлетворении или отказе в иске.

Дела, которые относятся к первой инстанции, доступны всем судам без исключения (с учетом компетенции того или иного органа). Однако на практике делами данной категории занимаются преимущественно районные суды. По мере усложнения специфики судебных разбирательств они могут переходить в сферу интересов вышестоящих судов. При этом учитываются сложность дела, а также степень его общественной значимости. Если эта степень велика, то поучаствовать в разбирательстве может и Верховный суд РФ.

Первая судебная инстанция выносит решения по гражданским и уголовным делам

Первая судебная инстанция выносит решения по гражданским и уголовным делам

Само разбирательство включает в себя два основных этапа: рассмотрение доказательной базы и установление истины. В зависимости от сферы, в которой находится конкретное дело, судья может вынести два вида заключений:

  • приговор – если иск предполагает уголовную ответственность;
  • решение – если иск распространяется на вопросы гражданского характера. При этом сам суд не сможет ни изменить, ни отменить принятого решения.

Для того, чтобы приговор/решение вступили в законную силу, требуется определенное количество времени с момента их вынесения. В случае приговора этот срок насчитывает семь дней, а в случае решения – десять дней. На протяжении данных временных промежутков приговор или решение подлежат обжалованию следующими лицами:

  • подсудимый;
  • потерпевший;
  • истец;
  • ответчик;
  • прокурор.

Кассационная жалоба по гражданскому делу

Кассационная жалоба по гражданскому делу

Само обжалование происходит с привлечением второй инстанции. О том, в каких случаях возможна подача кассационной жалобы можно прочесть ниже.

Когда можно подавать кассационную жалобу

Когда можно подавать кассационную жалобу

Вторая инстанция

Как уже было сказано ранее, вторая или кассационная инстанция занимается рассмотрением заявлений, целью которых является обжалование приговора/решения, вынесенного судебным органом первой инстанции. Жалоба может поступить как от заинтересованного гражданина, так и от прокурора, направившего кассационный протест.

Среди полномочий судов второй инстанции значатся два основных действия:

  • признание вынесенного приговора/решения корректным. В таком случае заключение судьи первой инстанции сохраняет свою законную силу, а жалоба или протест отклоняются;
  • признание вынесенного приговора/решения некорректным. Если соответствия между итоговым решением и материалами дела не выявляется, судья второй инстанции принимает решение о передаче этого дела на повторное рассмотрение.

Кассационная инстанция рассматривает жалобы, касающиеся решений судей первой инстанции

Кассационная инстанция рассматривает жалобы, касающиеся решений судей первой инстанции

Коррекция решения, принятого в первой инстанции, может принимать разные формы:

  • передача дела на повторное рассмотрение;
  • прекращение дела и направление уголовного дела на доп. расследование;
  • внесение поправок в приговор/решение. При этом поправки касаются некоторых частных вопросов, а не меняют все его содержание;
  • вынесение нового решения по гражданскому вопросу.

Если по окончанию разбирательства суд второй инстанции вносит исправления в прежнее решение, то оно обретает законную силу немедленно. Обжалование и опротестование отныне становятся недоступны для заинтересованных сторон. Остается лишь одна возможность опротестования – через надзорную инстанцию.

Если вмешательства кассационной инстанции оказывается недостаточно, привлекается надзорная инстанция

Если вмешательства кассационной инстанции оказывается недостаточно, привлекается надзорная инстанция

Третья инстанция

Проверка решения суда первой и второй инстанции на предмет обоснованности и соответствия законам РФ осуществляется третьей надзорной инстанцией, а именно Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Повторный пересмотр дел, предварительно рассмотренных кассационной инстанцией, осуществляется только в контексте:

  • президиумов судов субъектов РФ;
  • судебных коллегий;
  • президиумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

В заседаниях надзорной инстанции не участвуют заинтересованные стороны

В заседаниях надзорной инстанции не участвуют заинтересованные стороны

В судебном разбирательстве не задействуются как народные заседатели, так и лица, имеющие непосредственную заинтересованность в рассматриваемом деле. Как и вторая инстанция, третья может как отвергнуть претензии, направленные заинтересованными лицами или прокурором, так и удовлетворить их. То есть, надзорная инстанция может принять одно из трех решений:

  • оставить судебный акт, принятый судьей предыдущей инстанции, без изменений;
  • передать дело на повторное рассмотрение, взяв за точку отсчета любую состоявшуюся стадию судопроизводства (например, на стадии рассмотрения дела судьей первой инстанции).
  • прекратить дело в случае обнаружения грубых ошибок со стороны судей.

Высшие инстанции не имеют права оспаривать работу, проделанную низшими инстанциями

Высшие инстанции не имеют права оспаривать работу, проделанную низшими инстанциями

Следует учитывать, что несмотря на то, что суд надзорной инстанции имеет достаточные полномочия для отмены решения суда кассационной инстанции, он не имеет права давать комментарии, учитывающие:

  • квалификацию содеянного;
  • меру наказания;
  • оценку доказательств;
  • характер решения.

Заключение

В завершении обобщим все, что мы успели рассказать об иерархии судебных органов в России в таблице.

Таблица 1. Структура судебной системы в России

Конституционные судыСуды общей юрисдикцииВоенные судыАрбитражные суды
3 инстанцияКонституционный суд РФВерховный суд РФВысший Арбитражный суд РФ
2 инстанцияКонституционный суд субъекта РФСуды субъектов РФВоенные окружные суды-Федеральные арбитражные суды округов;
-Арбитражные апелляционные суды
1 инстанция--Городские и районные суды;
-Мировые судьи
Гарнизонные военные судыАрбитражные суды субъектов РФ
КомпетенцияСоответствие нормативных и правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, - КС РФ-уголовные;
-административные;
-гражданские;
-прочие дела, связанные с военнослужащими
-уголовные;
-административные;
-гражданские;
-прочие дела, связанные с военнослужащими
Судебные разбирательства, затрагивающие экономические вопросы

Видео: Судебная система в России

Читайте также: