Должности советник председателя суда могут быть включены в аппарат

Обновлено: 17.05.2024

Так случилось, что недавно Верховный суд подготовил законопроект о государственной судебной службе, а Кирилл Титаев опубликовал в "Ведомостях" статью с критикой этого проекта. Цель ВС была вроде бы благая - поднять заработную плату помощникам; но из законопроекта вроде как получается, что у помощников будет обязательное ношение формы, право на санитарно-курортное обслуживание и проч. непонятные привилегии, которые должны придать значительности этой должности. Ничего нового :)

В общем, в сообществе опять поднимается дискуссия о том, кто такие - помощники судей и какое место это должность должна занимать в карьере юриста, и это очень хорошо.

Я довольно долго проработал в судебной системе и считаю, что знаю ее особенности, слабые стороны и недостатки, поэтому решил поделиться своим мнением относительно места помощника судьи в юридической карьере.

Сегодня к помощникам выдвигаются довольно жесткие требования - высшее образование, стаж работы по юридической специальности 4 года (2 года гражданской службы). При этом зарплата - презрительно нищенская, около 15 тыс. руб. в месяц. Понятно, что работать на такую должность молодой и таланливый юрист не пойдет. Единственное исключение - он сделает это, если он хочет стать судьей, так как стать судьей "из суда" проще чем извне.

Добросовестные председатели, заинтересованные в том, чтобы пополнять судейский корпус своего суда высококвалифицированным кадрами, понимают это и последовательно проводят такую политику: два-три года унизительной зарплаты в 15 тыс., но потом - мантия. Иными словами, черная судейская мантия - это единственная "морковка", которая позволяет завлекать в суд и хоть как-то удерживать там талантливых молодых людей, которые потом хотят стать судьями.

Самая же часто встречающаяся претензия сообщества практикующих юристов к судьям заключается в том, что судьями назначаются довольно молодые (около 30 лет) люди, которые имели в своей жизни исключительно аппаратный опыт работы в суде и поэтому они, что называется, не "нюхали пороху" и не знают жизни. Кабинетный юрист, по мнению этих коллег, не может и не должен становиться судьей. Например, я согласен с тем, что отвратительная практика по делам о взыскании убытков (суды не хотят их взыскивать) и снижению неустойки (суды безбожно снижают неустойки) родилась от того, что подавляющая часть судейского корпуса ни для не провела в качестве бизнес-юриста. Оттуда же прогосударственный уклон судей - помощник всю жизнь работал на государство, он привык ощущать себя частью госаппарата. А про снижение судебных расходов я вообще уже молчу - судьи просто не представляют себе экономику юридического бизнеса.

В целом, мне тезис коллег о том, что "нет опыта практической юриспруденции - не должен работать судьей" в целом кажется правильным. Но не потому, что судьей не должен становиться человек, никогда не составлявший своими руками какую-нибудь накладную ТОРГ 12, а потому что кабинетная работа не прибавляет житейского опыта и житейской мудрости, который больше всего и необходим судье наряду со знанием правами и природным чувством справедливости.

Еще один аргумент такой: помощники судей, становясь судьями сразу же после нескольких лет работы в аппарате суда, не успевают освободиться от привычки подчиняться старшему по должности - председателю суда. Понятно, что в аппарате административное подчинение это conditio sine qua non, но для судей председатель не должен быть "начальником", это такой же судья, но только первый среди равных. Та система, в которой председатель суда - это царь и бог, начальник судей своего суда, а председатель верховного суда это начальник судей всей страны - глубоко порочна, неправильна, несвободна и несправедлива.

(Я сразу хочу оговориться, что я знаю немало примеров, когда вчерашние помощники или сотрудники аналитических подразделений аппаратов судов становились прекрасными судьями. Я скорее пишу в целом о явлении, осознанно стараясь игнорировать известные мне прекрасные результаты рекрутинга судей из числа действующих помощников. Равным образом я знаю прекрасные примеры, когда председатель суды был действительно первым среди равных, а не выполнял роль начальника).

Однако получается замкнутый круг: судебная система хочет хороший юристов в помощники, но она ничего не может предложить им в качестве вознаграждения кроме мантии. Но их хороших помощников получаются не всегда хорошие судьи, поэтому практику рекрутинга судей из помощников надо прекращать. Но какой тогда стимул будет у нормальных молодых юристов идти работать помощником, если он не станет гарантированно судьей?

Мне кажется, выход в том, что помощники судей должны интересовать прежде всего юридические фирмы, занимающиеся литигацией. Помощники хорошо знают процесс, умеют писать процессуальные документы, они обычно очень хорошо знают судебную практику. Со мной вместе в практике сейчас работает коллега, бывший помощник судьи арб. суда, я ей очень доволен - полное профессиональное понимание, все схватывает с полуслова, в общем, идеальный молодой юрист-литигатор.

Что дальше? Молодой юрист, начавший карьеру помощником судьи, лет 20 занимается практической деятельностью. Затем, серьезно разобравшись в праве и в том, как работает бизнес, понабравшись жизненного опыта, житейской мудрости, научившись понимать, что такое справедливость, он - готовый кандидат в судьи, если конечно захочет таким образом окончить свою юридическую карьеру.

Таким образом, надо первым делом остановить порочную практику набора судей из числа действующих помощников, перейдя на рекрутинг кандидатов из числа практикующих юристов. Это, видимо, не должно касаться высшего суда, рекрутинг судей куда должен осуществляться по иным принципам, о которых я тоже хочу как-нибудь написать.

Но вместо того, чтобы решительным образом изменить подходы к подбору кандидатов на должности судей и привести в суды умных, честных и опытных людей, с хорошим жизненным и практическим опытом, мы видим прекрасное предложение обязать помощников носить форменную одежду. Увы нам всем.

В целях регламентации вопросов присвоения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, а также установления федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Установить, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - работники органов юстиции), аппаратах федеральных судов (далее - работники аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - работники системы Судебного департамента), квалификационным требованием для замещения которых является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы следующие классные чины юстиции:

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538, от 18.12.2016 N 677)

советник юстиции 3 класса;

советник юстиции 2 класса;

советник юстиции 1 класса;

государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;

государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

3. Утвердить прилагаемую таблицу соответствия классных чинов юстиции государственным должностям Российской Федерации и должностям федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

4. Работнику органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента со дня присвоения ему классного чина юстиции устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином юстиции, который вместе с месячным окладом в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы составляет оклад месячного денежного содержания.

Установить размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции работников Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и их территориальных органов, аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации согласно приложению.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

При наличии у работника органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента, имеющего классный чин юстиции и замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов юстиции, также классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания ему производится выплата только оклада за классный чин юстиции.

Выплата месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином юстиции прекращается в случае увольнения работника органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента из Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний или их территориальных органов, аппарата федерального суда, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

5. Утвердить прилагаемую таблицу соответствия классных чинов, присвоенных в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, классным чинам юстиции.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

Установить, что классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", работникам органов юстиции, аппаратов судов и системы Судебного департамента, которым в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа присваиваются классные чины юстиции, считаются соответствующими классным чинам юстиции согласно названной в настоящем пункте таблице соответствия.

6. Утвердить прилагаемую таблицу соответствия классных чинов, присвоенных в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Установить, что классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", лицам, замещающим в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации должности федеральной государственной гражданской службы, по которым не присваиваются классные чины юстиции, предусмотренные пунктом 1 настоящего Указа, считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации согласно названной в абзаце первом настоящего пункта таблице соответствия.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

7. Руководителям федеральных государственных органов, названных в пункте 1 настоящего Указа, и их территориальных органов, а также председателям федеральных судов и начальникам управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации принять меры по реализации пунктов 5 и 6 настоящего Указа, предусмотрев при этом внесение в 2-месячный срок необходимых изменений в свои нормативные правовые акты, а также в личные дела и трудовые книжки федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этих органах.

8. Признать утратившим силу пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 10 декабря 1998 г. N 1548 "О денежном вознаграждении Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и денежном содержании федеральных государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 50, ст. 6128).

Читайте также: