До верховного суда сколько судов

Обновлено: 26.04.2024

Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

Определение понятия “судебная система”

Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

Судебная система представляет собой систему специализированных органов государственной власти (иначе, судов), осуществляющих правосудие на территории того или иного государства.

В Российской Федерации судебная система устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:

Все законы подкрепляются нормативными актами, постановлениями Правительства и указами Президента.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды судов в России

В Российской Федерации существует четыре вида судов:

  • суды общей юрисдикции,
  • военные суды,
  • арбитражные суды,
  • конституционные суды.

Рассмотрим каждый из этих судов подробнее.

Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудность которых относится к судам общей юрисдикции.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

  • кассационные суды общей юрисдикции;
  • апелляционные суды общей юрисдикции;
  • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  • районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
  • военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
  • специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции подразделяются на четыре звена.

Первое (низшее) звено составляют мировые судьи, которые действуют на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривают дела только по существу.

Второе (основное) звено составляют районные суды, рассматривающие в пределах своих полномочий дела по существу. Также суды второго звена пересматривают судебные решения мировых судей в апелляционном порядке.

Третье (среднее) звено включает в себя верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов. Суды, составляющие третье звено, пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке в рамках своих полномочий.

Четвертое (высшее) звено составляет Верховный Суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делами, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды

Военные суды представляют собой официальный подвид судов общей юрисдикции. Однако, они имеют отдельную структуру и отличаются особой сферой деятельности. В основном в военных судах разбирают споры, связанные с прохождением военной службы.

Система военных судов состоит из трех звеньев:

  • первое (основное) звено составляют гарнизонные военные суды;
  • второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
  • третье (высшее) звено образует Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Стоит отметить, что в системе военных судов нет мировых судей, в связи с чем, дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются гарнизонными военными судами.

Подчеркнем, что районные и гарнизонные военные суды относятся к звену федеральных судов общей юрисдикции, так как ими рассматривается большинство судебных дел.

Арбитражные суды

Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.

Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.

Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.

Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.

Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.

Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.

Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

Конституционный Суд Российской Федерации

Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

Суды по процессуальной компетенции

Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

  • суды первой инстанции;
  • суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
  • суды кассационной инстанции;
  • суды надзорной инстанции.

Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.

Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.

В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.

Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.

Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.

Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.

Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Вывод

Судебная система Российской Федерации довольно обширна и включает в себя:

  • суды общей юрисдикции,
  • военные суды,
  • арбитражные суды,
  • конституционные и уставные суды.

Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами и юридическими лицами.

Если после первой кассации, вы не согласны с постановлением регионального суда, то воспользуйтесь шансом защиты ваших интересов в высшем судебном органе России - Верховном суде. Данный суд является второй кассационной инстанцией, которая рассматривает жалобы по гражданским делам всех субъектов РФ. Для этого гражданским процессуальным законодательством установлены определенный порядок обжалования, сроки подачи и требования к содержанию кассационной жалобы.

В этой статье мы делимся своим опытом обжалования в Верховном суде и даем проверенные юридические советы: как подать жалобу; что писать в кассации; какие сроки подачи; шансы выиграть судебный процесс. А также подробный план действий по ходу судебного процесса в ВС РФ.

Куда подать жалобу после первой кассации

Итак, по новым реформам в ГПК РФ, процедура кассационного обжалования в нашей стране проходит в два этапа. Первая стадия - подача и рассмотрение жалобы в кассационном суде общей юрисдикции регионального субъекта РФ. После первой кассации, следует вторая стадия - обращение в Верховный суд, единый для всех субъектов РФ. Мы отметим, что жалоба подается в судебную коллегию по гражданским делам ВС. Порядок обращения на этом этапе значительно проще, поскольку вы подаете все документы непосредственно в суд, удобным способом (электронно, лично или почтой).

Обратите внимание, что в соответствии с нормами ГПК, Верховный суд в кассационном порядке проверяет именно законность принятых ранее судебных решений, в отличие от апелляции, где вы можете ссылаться также и на необоснованность решений судей.

Юридическая помощь по обжалованию в Верховном суде

Консультация в офисе и по телефону

Помощь адвоката. Стаж 18 лет по обжалованию в Верховном суде!

Сроки подачи в верховный суд после кассации

Прием жалобы в верховный суд после кассации если пропущен срок

Срок подачи жалобы в Верховный суд стартует сразу после первой кассации, то есть со дня оглашения акта кассационным судом вашего региона. Сроки закрепляются в ГПК, и составляют 3 месяца, за пределами которых обжалование невозможно, без веских причин пропуска периода подачи кассации в ВС.

Однако по нашему опыту, председатель Верховного суда может принять к рассмотрению вашу жалобу, если причина, по которой срок был пропущен, была уважительной (в том числе таковыми могут быть признаны болезнь, длительная командировка, уход за родственниками). Для этого Вам достаточно будет предоставить соответствующее ходатайство вместе с основным пакетом материалов, подаваемых в ВС.

Мы советуем, после кассации, не затягивать с её обжалованием, так как это время лучше потратить на подготовку юридически грамотной жалобы в Верховный суд, и тем самым увеличить шанс выигрыша судебного процесса.

Чем отличается кассация в Верховный суд

Отличия кассации в Верховный суд от предыдущей жалобы обусловлены спецификой самого судебного производства в ВС. Главной задачей высшего судебного органа является корректирование правоприменительной практики и формирование единой позиции, а именно устранение пробелов в правопонимании.

Проверка судьей кассационной жалобы в верховный суд на отличия от первой кассации

Поскольку после кассации Верховный суд является последней инстанцией обжалования судебных актов, то процедура обжалования возможна только после предварительной проверки вашей кассационной жалобы. Проверку осуществляет судья-фильтр на предмет соответствия условиям, предъявляемым ГПК, не только к оформлению и содержанию заявления, но и к позиции просителя. По результатам которой вы получаете извещение о принятии кассации или ее отклонении в приеме.

В отличие от первой кассации, ваше обращение в ВС с требованием пересмотра дела, должно кардинально отличаться мотивацией, обоснованием, акцентами и структурой изложения кассационной жалобы. Иными словами, не достаточно просто продублировать текст первой жалобы в кассацию для Верховного суда.

Мы напоминаем. На этом этапе коллегия проверит только ошибки судов нижестоящих инстанций, в связи с чем вам не нужно излагать обстоятельства дела.

Нельзя аргументировать свою позицию оценкой доказательств. Основная задача на данной стадии - чтобы коллегия приняла решение о запросе всех материалов дела из архива, поскольку после их истребования вероятность приглашения Вас в кассацию наиболее высока.

Как писать жалобу в Верховный суд (вторую кассацию)

После кассации, без соблюдения формальных требований, инициирование процедуры обжалования в Верховном суде невозможно. Поэтому вам перед подачей документов в ВС, необходимо внимательно изучить предъявляемые к ним критерии. Иные просьбы, не предусмотренные процессуальным законодательством, не должны содержаться в основе кассационной жалобы.

Пример текста кассации в Верховный суд

Как следует из статей ГПК жалоба (вторая кассация) должна содержать:

  • Сведения о суде рассмотрения обращения (подразделение Верховного суда, адрес)
  • Ваши данные и процессуальный статус (ФИО, адрес, заявитель - ответчик или истец)
  • Данные остальных участников дела (ваши представители - адвокат или юрист, вторая сторона спора - истец или ответчик, третьи лица)
  • Предмет спора, информацию об обжалуемом акте и других постановлениях и определениях, принятых по делу.
  • Основания для обжалования. В этой части кассации следует указывать в чем состоят нарушения и приводить аргументы, подтверждающие позицию заявителя, т.е. вашу. По нашему опыту обращений в Верховный суд, мы рекомендуем вам указывать номера листов архивных материалов, прикладывать копии не рекомендуется, поскольку в таком случае дело не истребуют из архива. Также мы отметим, что такая характеристика как существенность является оценочной, зависит от судейского усмотрения и устанавливается в отношении каждого конкретного спора.
  • Указания на правовые нормы и законы, которые подтверждают наличие нарушений, допущенных в решении судов, апелляции или в после первой кассации.
  • Ваши требования прописываются в конце кассационной жалобы в Верховный суд. Мы уточним, поскольку компетенция судей на этом этапе ограничена, нельзя просить о переоценке доказательств и обстоятельств.
  • Документы-приложения.

Обратите внимание. Можно просить о вынесении нового решения или о новом рассмотрении в зависимости от того, есть ли необходимость в дальнейшем исследовании доказательств и переоценке имеющихся данных.

План обжалования по кассации в Верховном суде

После кассации обжалование в коллегии по гражданским делам Верховного суда продвигается по плану:

Шаг 1. Подготовьте новую кассационную жалобу и приложения к ней. Пакет документов будет зависеть от выбранного вами способа подачи. Существует различные способы обращения в ВС. Например, через сайт Верховного суда поддерживающий сервис электронной подачи документов. В этом случае Вам достаточно будет заполнить регистрационные данные на портале "Госуслуг", заполнить предложенную форму и приложить скан кассации и квитанции об уплате госпошлины. По своему опыту мы считаем, что преимуществом электронного способа подачи документов является то, что не нужно прикладывать многочисленные копии актов нижестоящих инстанций. Также пакет документов можно подать классическим способом: лично или по почте.

План постановления по кассации в Верховном суде

Что еще вам нужно приложить к оригиналу жалобы в Верховный суд:

  • Ее копии по количеству участвующих в деле лиц.
  • Заверенные копии обжалуемых актов (подтверждение отправки лицам не требуется). Мы напомним, что прилагаемые вами кассационные определения, апелляционные постановления, судебные решения должны содержать синие штампы суда, принявшего данные решения.
  • Квитанция об уплате госпошлины (размер для физических лиц-150 рублей. В случае освобождения Вас от уплаты госпошлины в иных инстанциях, при подаче обращения на данном этапе Вы также не уплачиваете пошлину).
  • Доверенность на представителя (если он занимается подачей кассации в Верховный суд).

ШАГ 2. Дождаться результатов первичного рассмотрения жалобы судьей-фильтром. В зависимости от выбранного способа Вы получите извещение в письменном (по почте) или электронном виде (поменяется статус Вашего заявления с "поступила в суд" на "принято к производству" в личном кабинете)

ШАГ 3. В случае принятия кассации к производству будет назначена дата рассмотрения спора в Верховном суде. По нашему опыту, спор будет рассмотрен в течение двух или трёх месяцев(в зависимости от того, было ли истребовано дело из архива).

Важно. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" закрепляет за вами право на подачу дополнения к кассационной жалобе.

Консультация по обжалованию в Верховном суде

Подготовка кассаций в ВС РФ. Обжалование в Верховном суде. Адвокат по жалобам в ВС.

Можно ли выиграть в Верховный суд по кассации

Несмотря на то, что для вступивших в законную силу судебных актов предусматривается возможность обжалования в надзорном порядке, там существуют особые строгие основания пересмотра. Не любое дело может быть рассмотрено в рамках кассации в Президиуме Верховного суда (на практике в таком порядке рассматривается 0,1 % заявлений)

Пересмотр дела по кассации судьями верховного суда

Таким образом, пересмотр в порядке второй кассации - ваша крайняя возможность добиться отмены спорных судебных решений и восстановить нарушенные права по материальным и процессуальным основаниям, поскольку чаще всего выносится именно отказное определение, что связано с неправильной аргументацией просьбы.

Вторым фактором, обуславливающим необходимость юридически грамотного составления кассационной жалобы является то, что для того, чтобы воспользоваться дальнейшей международной защитой (ЕСПЧ), необходимо исчерпать все внутригосударственные средства защиты, поэтому необходимо составить такой документ, который не только будет содержать все необходимые сведения, но и покажется судье-фильтру достаточно мотивированным, чтобы быть рассмотренным в ВС РФ.

Судья-фильтр Верховного суда может отказать в передаче кассации, которая не удовлетворяет требованиям ГПК, поэтому необходимо грамотно и с учётом особенностей процесса и инстанции составить данный процессуальный документ.

Помощь в Верховном суде

"Кахиев и партнеры" имеет многолетний опыт прохождения последней инстанции - процедуры обжалования по кассации в Верховном суде. Наши специалисты на основе анализа предоставленных Вами материалов оценят шансы обжалования, сформулируют позицию, акцентируя на наиболее перспективных и существенных нарушениях, подготовят кассационную жалобу в ВС, дадут по ней комментарии и организуют подачу всех документов. Что поможет Вам значительно увеличить шансы выигрыша всего судебного процесса.

Статистика ВС: как работает главный суд России

Верховный суд опубликовал статистику рассмотрения административных, гражданских дел, экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел в первой половине 2019 года. Как и в прежние годы, больше всего дел и жалоб поступило в уголовную коллегию ВС и гражданскую, но нагрузка на них за прошедший год снизилась. Зато в экономколлегию стали жаловаться чаще.

Президиум ВС: один экономический спор

В первом полугодии 2019 года Президиум Верховного суда рассмотрел 2514 надзорных жалобы и представления по уголовным делам. Этот показатель продолжает снижаться: в 2017 году он составлял 3106, а в 2018 – 2923. В порядке надзора на судебном заседании Президиума рассмотрено 103 уголовных дела (против 119 годом ранее) в отношении 138 лиц. Удовлетворены жалобы и представления в отношении 135 лиц. При этом 42 дела Президиум ВС рассмотрел с использованием видео-конференц-связи.


Большая часть дел, которые рассматривает Президиум ВС, вернулась в Россию из Страсбурга, то есть из Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Апелляционная коллегия: 5 из 288

Апелляционная коллегия ВС в первом полугодии 2019 года окончила производство по 288 делам – это столько же, сколько за аналогичный период 2016 и 2017 годов, но меньше, чем в 2018 (370). При этом в 2019 году коллегия рассмотрела 15 дел по жалобам на постановления об изменении территориальной подсудности по уголовным делам (и отменила решение лишь по одному из них), а также 263 административных дела (оставила 261 решение без изменений) и два гражданских дела. Еще восемь дел, рассмотренных в апелляции, попали из дисциплинарной коллегии ВС. И решения по всем остались без изменений.

Таким образом, из 288 обжалованных судебных актов апелляционная коллегия изменила лишь пять.

В первом полугодии 2019 года коллегия ВС по гражданским делам рассмотрела:

  • в апелляционной инстанции: 63 гражданских дела (в прошлом году их было чуть больше – 71). Отменены 15 решений;
  • в кассационной инстанции: 35 440 кассационных жалоб и представлений. Этот показатель снизился почти на 10% – против 37 832 в прошлом, 2018 году, но он все равно значительно больше, чем в 2017 году, когда было рассмотрено 26 281 дело;
  • в судебном заседании по кассации рассмотрено 398 гражданских дел против 509 годом ранее. Из этого количества лишь 15 жалоб остались без удовлетворения.

В большинстве случаев гражданская коллегия, как и экономическая, предпочитает не принимать новое решение, а отправляет дело на пересмотр. Это произошло 328 раз.


Еще 17 007 жалоб по гражданским делам, включая жалобы, не подлежащие рассмотрению в порядке, установленном процессуальным законодательством, а также жалобы, разрешение которых не относится к компетенции ВС, были рассмотрены в управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений ВС.

Коллегия по экономическим спорам: жаловаться стали чаще

Экономколлегия Верховного суда за отчетный период рассмотрела в кассационной инстанции 18 280 жалоб и представлений против 15 120 годом ранее. Это значит, что в экономколлегию стали жаловаться на 20% чаще. Количество рассмотренных дел, напротив, снизилось – с 240 до 219. При этом в 2017 году их было еще больше – 280.


За отчетный период судьи экономколлегии вынесли 202 определения о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. Рассмотрено было 204 дела (против 240 годом ранее), из которых лишь по итогам семи судьи отказались удовлетворить жалобу. В остальных 197 случаях судьи удовлетворили жалобу.

Чаще всего судьи ВС предпочитают отправлять экономические споры на новое рассмотрение – более чем по половине дел.

Так, по 80 делам судьи отменили решения судов первой инстанции:

  • 67 решений – с направлением дела на новое рассмотрение;
  • 12 – с принятием нового судебного акта;
  • 1 – с прекращением производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения.

Еще по 51 делу отменены определения судов первой инстанции:

  • 41 определение – с направлением дела на новое рассмотрение;
  • 12 – с принятием нового судебного акта;
  • 1 – с оставлением заявления без рассмотрения.

Девять раз за полгода судьи рассматривали экономические споры с использованием видео-конференц-связи.

Также за полгода судьи экономколлегии рассмотрели 899 жалоб на решения по делам об административных правонарушениях, принятые арбитражными судами. До заседания дошли лишь 13 из них, каждая такая жалоба была удовлетворена.

Судебная коллегия по административным делам

За первые шесть месяцев 2019 года коллегия Верховного суда по административным делам рассмотрела в первой инстанции 534 административных иска (против 699 годом ранее), из них 123 – в судебном заседании. В апелляционной инстанции в судебном заседании рассмотрено 611 административных дел (против 478 в 2017 году), а в кассационной – 151 (140). По делам об административных правонарушениях судьи рассмотрели 7256 жалоб и 465 дел. В порядке надзора рассмотрено 330 жалоб и представлений.

За отчетный период ВС зарегистрировал 549 административных исковых заявлений, заявлений и жалоб, поступивших в ВС по первой инстанции. Для сравнения, в аналогичный период 2018 года их было значительно больше – 705. Судьи вынесли 275 (годом ранее – 404) определений об отказе в принятии административного искового заявления и 136 (151 – в 2018 году) определений о его возвращении.

Окончено производство по 123 делам – это практически показатель 2017 года (тогда – 122). По 118 делам вынесены решения, в том числе по 23 делам требования удовлетворены, а по четырём – производство было прекращено.

Кроме того, за шесть месяцев 2019 года судколлегия по административным делам рассмотрела 383 дела об административных правонарушениях, лишь немного перекрыв показатель 2018 года (382 дела). Чаще всего обжаловали:

  • постановления несудебных органов и должностных лиц – 103 дела;
  • постановления мировых судей – 169 дел;
  • постановления районных судов – 110 дел.

Успешное обжалование случилось по 139 делам. Самый частый исход (75 случаев) – отмена постановления о привлечении к административной ответственности с прекращением производства. Без изменения решение оставили лишь по 32 делам.

За январь – июнь текущего года коллегия ВС по уголовным делам рассмотрела по апелляционной инстанции 473 уголовных дела (на 20 меньше, чем за первое полугодие 2018), а по кассационной – 24 736 жалоб и представлений (годом раньше – 27 801). Лишь по 382 делам вынесены постановления о передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Годом ранее представлений и жалоб было 27 147, передано на рассмотрение – 374. Нагрузка на уголовную коллегию уменьшилась в части общего количества жалоб, но число рассмотренных в заседании дел осталось примерно на уровне 2018 года.


При рассмотрении 300 апелляционных дел в 319 судебных заседаниях использование видео-конференц-связи было больше, чем в любой другой коллегии ВС. Больше, чем во всех остальных коллегиях ВС вместе взятых.

В кассационном порядке коллегия рассмотрела 69 уголовных дел в отношении 77 человек и удовлетворила жалобы и представления по 65 делам в отношении 72 лиц. Четыре приговора были отменены полностью, еще 32 – изменены (все – смягчены).

Дисциплинарная коллегия: одно успешное обжалование

Раздел статистики, посвященный дисциплинарной коллегии ВС, наименее информативен и состоит из одного абзаца. В ВС отмечают, что за первые шесть месяцев 2019 года коллегия зарегистрировала 43 заявления (46 – в 2018 году), из которых заявителям возвратили 36, а к производству приняли всего семь. Рассмотрено было лишь шесть дел, и только по одному из них требования были удовлетворены. Этот показатель за год снизился в три раза – тогда ДК ВС удовлетворила требования по трем делам.

Суд или его подразделение, которое в установленном порядке осуществляет рассмотрение дел, является судебной инстанцией. Каждая из этих структур имеет определенные полномочия, в соответствии с которыми может быть определена их иерархия и подчиненность.

Понятие судебной инстанции

Судебные инстанции - это суды, которым отводится определенная роль в общей судебной системе государства. В рамках своей юрисдикции они могут рассматривать иски или же определять степень законности решений, вынесенных судами более низких инстанций. Стоит отметить, что Конституционный суд - это высшая судебная инстанция, а потому его решения являются окончательными и не могут быть обжалованы или пересмотрены.

Стоит четко разделять понятия судебных звеньев и инстанций. Первые представляют собой систему соответствующих учреждений, которые находятся на равном положении. Вторые же имеют значительные различия в полномочиях.

судебные инстанции

Судебные инстанции РФ

В каждом государстве разработано собственное судебное законодательство. Применительно к Российской Федерации можно говорить о существовании следующих инстанций:

  • первая судебная инстанция (или суд первой инстанции) - производит первичное рассмотрение дел и выносит решения по ним;
  • вторая судебная инстанция - производит рассмотрение апелляций по решениям первой в тот период, пока они еще не вступили в свою силу;
  • кассационная - определяет законность и правомерность решений, вынесенных первой и второй инстанциями, уже вступивших в силу (не касается существенной составляющей дела и не рассматривает доказательства);
  • надзорная - обладает правом проверки законности вступивших в силу решений кассационной службы;
  • суд по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассматриваемых дел.

первая судебная инстанция

Первая инстанция

Суду первой инстанции предоставляется право рассмотрения исков по существу. К их полномочиям относится изучение доказательств, определение виновных лиц и меры наказания, полное или частичное удовлетворение исковых требований (или полный отказ).

В судебном процессе принимают участие обе стороны конфликта. Если дело касается гражданского производства, то это истец и ответчик. В случае с уголовными преступлениями речь идет о сторонах защиты и обвинения. Процедура рассмотрения дела в суде достаточно сложная. Для начала идет подготовка, а после - следствие в соответствии с имеющимися сведениями и доказательствами. Следующим этапом можно считать судебные прения, в ходе которых каждая из сторон приводит аргументы в свою пользу. Конечным этапом является вынесение решения по делу.

Суды первой инстанции рассматривают дела впервые. Тем не менее в законодательстве предусмотрены некоторые случаи и ситуации, когда дела возвращаются на повторное рассмотрение, не передаваясь в вышестоящие службы. Решение, вынесенное первой судебной инстанцией, может быть обжаловано любой из сторон процесса.

высшая судебная инстанция

Задачи первой судебной инстанции

Судебные инстанции первого порядка в своей деятельности осуществляют реализацию следующих задач:

  • защита прав и свобод граждан, определенных законодательными актами;
  • осуществление правосудия в установленном порядке;
  • проведение судебного процесса и вынесение окончательного решения на объективной, независимой и беспристрастной основе;
  • вынесение справедливых наказаний за правонарушения с целью предупреждения совершения подобных противоправных деяний в дальнейшем;
  • формирование в обществе атмосферы уважения к законодательным нормам.

Вторая инстанция

Суды второй инстанции также носят название апелляционных. В их полномочия входит проверка законности решений и приговоров, вынесенными нижестоящими службами. В сроки, установленные законом, пока решение суда еще не вступило в силу, любая из сторон иска может обратиться с апелляцией в том случае, если вердикт оказался неудовлетворительным или неправомерным, на их взгляд.

Особенностью апелляционных судов является то, что они фактически заново проводят расследование и изучение доказательств. По результатам заседания предыдущее решение может оказаться неизменным, может быть скорректировано, а может и вовсе быть отменено. До того времени, как решение второй судебной инстанции не вступит силу, сторонами конфликта может быть подана новая апелляционная жалоба.

Приговор первой инстанции может быть отменен при наличии ряда условий:

  • несоответствие выводов и доводов, указанных в приговоре, обстоятельствам дела, выявленным в ходе повторного рассмотрения;
  • противоречие законодательству или же нарушение судебной процедуры;
  • неправильная или искаженная трактовка статей нормативно-правовых актов;
  • несоответствие степени наказания тяжести преступления.

Стоит отметить, что апелляцию может подать не только ответчик (сторона защиты), но также и истец (сторона обвинения).

акты судебных инстанций

Функции апелляционных инстанций

В ходе своей деятельности апелляционные судебные инстанции выполняют три основные функции:

  • первая заключается в проверке законности и правомерности принятых решений;
  • вторая функция - это координация и контроль работы первой инстанции;
  • защита прав и свобод всех сторон судебного производства.

Кассационная инстанция

В круг полномочий кассационных судебных инстанций входит рассмотрение жалоб относительно дел, решение по которым уже вступило в действие. Может определяться законность приговоров не только первой, но также и апелляционной категории. По результатам рассмотрения дела могут быть вынесены следующие решения:

  • отмена приговора ввиду его неправомерности или несоответствия нормам закона (здесь речь может идти о полном прекращении дела, дополнительном расследовании или же о его повторном проведении);
  • вынесение принципиально нового приговора или решения по делу (в связи с вновь открывшимися обстоятельствами или же переквалификацией);
  • внесение частичных изменений в постановление суда;
  • решение суда низшей инстанции может быть оставлено без изменений.

судебные инстанции арбитражных судов

Надзорная инстанция

К полномочиям судебной надзорной инстанции стоит отнести проведение в установленном законом порядке проверки законности и состоятельности решений, принятых теми или иными органами и уже вступивших в действие. Надзорное производство характеризуется некоторыми особенностями:

  • рассматриваются решения, которые уже вступили в свою законную силу;
  • помимо решений судов первой инстанции, могут быть также пересмотрены приговоры апелляционных и кассационных, а также нижестоящих надзорных служб;
  • в отличие от кассационных инстанций, где суд обязан рассмотреть заявление, в надзорных учреждениях решение о начале проверки остается на усмотрение судьи;
  • суд надзорной инстанции в принятии своих решений руководствуется исключительно данными собственной проверки, а не каких-либо доказательств, представленных истцом;
  • подача заявления не ограничена сроками;
  • пересмотр результатов разбирательства возможен только в исключительных случаях силами высшего суда;
  • данные судебные учреждения также уполномочены рассматривать дела, открытые в связи с вновь выяснившимися обстоятельствами.

судебные инстанции рф

Надзорные органы могут выступать как судебные инстанции арбитражных судов или же относиться к системе судов общей юрисдикции.

Акты судебных инстанций

Все решения, которые выносят те или иные судебные инстанции, закрепляются в соответствующих актах. Можно выделить следующие разновидности:

  • Судебное решение предусматривает установление взаимоотношений между сторонами процессов касательно материального права. В нем отражается не только законная составляющая вопроса, но также и принуждение всех участников к соблюдению норм. Судебное решение выносится объективно, беспристрастно, исключительно на основании правовых норм, действующих в государстве, а не с точки зрения морали или справедливости.
  • Судебное определение выносится по вопросам, которые непосредственно не касаются существа рассматриваемого дела, но, тем не менее, требуют отдельного изучения, расследования и производства. Данный акт может быть составлен как в устной, так и в письменной форме, но они являются полностью равноправными и обязательными к исполнению. Важным моментом является то, что судебное определение может быть обжаловано отдельно и независимо от судебного решения.

является судебной инстанцией

Выводы

Судебная система представляет собой определенную структуру, в основе которой лежат судебные инстанции. Каждая из них имеет определенные полномочия. Так, говоря о первой, стоит отметить, что она занимается первичным рассмотрением того или иного дела. На данные учреждения возлагается ответственность за изучение доказательств, на основании которых выносится решение. Оно может быть обжаловано в апелляционных или кассационных инстанциях.

Последние выступают вторыми в судебной иерархии. Первая занимается обжалованием решений, которые еще не вступили в силу. По сути, проводится новое рассмотрение дела и судебное следствие. Кассационные инстанции занимаются делами, решения по которым уже вступили в действие. Данные органы не касаются сути дела, а лишь изучают вынесенный акт с точки зрения правомерности и соответствия закону.

Надзорные инстанции уполномочены проверять деятельность любых нижестоящих судебных органов. Их особенность состоит в том, что они проводят собственную ревизию деятельности судей, не касаясь при этом сути дела. Подача заявления еще не является основанием для осуществления разбирательства. Судья самостоятельно определяет целесообразность проведения расследования.

Читайте также: