Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в судебной системе формируются

Обновлено: 19.05.2024

2. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.
3. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.
Комментарий к статье 29
1. Органы судейского сообщества, действующие в России в соответствии с Законом о статусе судей в РФ с 1992 г., являются важным институтом обеспечения независимости судей. Через свои органы судейское сообщество активно влияет на процессы, связанные с организацией судов и их деятельностью.
При непосредственном участии Совета судей, например, был принят Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов", внесены изменения в Закон "О статусе судей в Российской Федерации". Совет судей был инициатором внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс, при его активном участии проходило обсуждение проекта Федерального закона "О судебной системе Российской Федерации".
Судейское сообщество - это весь судейский корпус, но обладающий определенными организационными началами. Сообщество объединяет всех судей, как работающих, так и находящихся в отставке. Проект федерального закона об органах судейского сообщества в Российской Федерации, подготовленный по инициативе Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, предусматривает, что судейское сообщество в Российской Федерации составляют судьи федеральных и иных судов РФ, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, а в случаях, ими предусмотренных, и законами субъектов Российской Федерации полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе.
Из данного определения следует, что судейское сообщество может стать объединяющим началом всех трех ветвей судебной власти. В настоящее время органы судейского сообщества образуются в судах общей юрисдикции (в том числе и в военных судах) и в арбитражных судах.
2. В соответствии с Законом о статусе судей в РФ органами судейского сообщества являются:
Всероссийский съезд судей, а между съездами - Совет судей, избираемый Всероссийским съездом судей;
Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) - избираемые ими Советы судей (ст. 17 Закона о статусе судей в РФ).
Квалификационные коллегии судей не включены законом в систему органов судейского сообщества, но, по мнению судей, они таковыми являются, и это воспринято проектом федерального закона об органах судейского сообщества Российской Федерации.
3. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который представляет интересы всего судейского сообщества.
В настоящее время он определяет порядок формирования или избрания органов судейского сообщества, избирает Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Очередность созыва Всероссийского съезда судей законодательно не определена, но по сложившейся практике он созывается один раз в четыре года.
Проектом федерального закона об органах судейского сообщества предусмотрены полномочия Всероссийского съезда судей. Помимо указанных выше Всероссийскому съезду будет предоставлено право внесения предложений Президенту РФ по кандидатурам на должность судей Конституционного Суда РФ, Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также право рассмотрения любого вопроса, входящего в компетенцию органов судейского сообщества, кроме относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей.
4. Совет судей РФ является высшим выборным органом судейского сообщества, подотчетным Всероссийскому съезду судей.
В период между съездами Совет судей является высшим органом самоуправления судейского сообщества.
Он призван решать наиболее принципиальные вопросы деятельности судов и судебного сообщества и избирается Всероссийским съездом судей из числа судей высших федеральных судов, других общих арбитражных и военных судов в количестве, определяемом съездом.
В настоящее время полномочия Совета судей РФ законодательно не определены, он действует в пределах полномочий, определенных ч. 3 ст. 17 Закона о статусе судей в РФ. В частности, он дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности руководителя Судебного департамента при Верховном Суде РФ (см. комментарий к ст. 31 Закона).
В проекте федерального закона об органах судейского сообщества в РФ полномочия Совета судей РФ определены более конкретно:
1) созыв Всероссийского съезда судей РФ и Всероссийской конференции судей, утверждение норм представительства на них и порядка избрания делегатов;
2) дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности руководителя Судебного департамента и заслушивание его отчетов о кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
3) избрание из числа кандидатов в члены Высшей квалификационной коллегии судей РФ ее новых членов взамен выбывших;
4) изучение, обобщение и распространение опыта работы органов судейского сообщества, разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.
Учитывая, что с созданием Судебного департамента при Верховном Совете РФ ему передаются функции ресурсного обеспечения судов, указанным выше проектом предполагается предоставить Совету судей РФ контрольные функции за его работой.
С принятием Закона "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 33) законодательно закреплено право Совета судей РФ на участие в разработке федерального бюджета в части финансирования судебной системы и на участие его представителей в обсуждении проекта федерального бюджета в палатах Федерального Собрания РФ.
Целесообразным признан созыв Совета судей РФ по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
В составе Совета судей РФ, как самостоятельного органа судейского сообщества, предлагается создать секции общих, арбитражных и военных судов, постоянные и временные комиссии (в том числе финансовую; по вопросам обеспечения безопасности судей и др.).
Для оперативного коллегиального решения вопросов предполагается образование Президиума Совета судей РФ с созывом не реже четырех раз в год.
5. Систему органов судейского сообщества, по мнению судей, рекомендуется дополнить новыми органами: а) Всероссийской конференцией судей, которая могла бы оперативно решать вопросы, касающиеся в целом судебной системы; б) Высшей квалификационной коллегией судей РФ и иными квалификационными коллегиями судей. Как следует из ст. 17 Закона о статусе судей в РФ, ныне органами судейского сообщества являются собрания судей, съезды, конференции судей:
для судей общих судов съездами судей признается общее собрание всех судей данных судов, юрисдикция которых распространяется на территорию соответствующего субъекта Федерации, включая как судей районных (городских) судов и мировых судей, так и судей вышестоящих судов;
для судей арбитражных судов съезд судей означает общее собрание всех судей данных судов, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, с таким расчетом, чтобы общее количество работающих судей было не менее двадцати;
в военных судах съезд судей образует общее собрание судей военного суда округа, флота, вида Вооруженных Сил и военных судов гарнизонов и объединений, действующих в военном округе, на флоте и виде Вооруженных Сил.
Съезды судей целесообразно проводить один раз в два года.
Конференциями судей являются собрания судей, представляющих соответствующие суды, созываемые в период между съездами судей и обладающие полномочиями таких съездов.
Такой вид органа судейского сообщества, как собрание судей, Закон о статусе судей в РФ предусмотрел применительно к высшим судебным органам - Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.
Проект федерального закона об органах судейского сообщества в РФ распространил эту форму на любые суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, и арбитражные суды.
Собрания судей, в соответствии с проектом правомочные избирать Советы судей и квалификационные коллегии судей, созываются в Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Собрания судей в иных многосоставных судах обладают всеми полномочиями органов судейского сообщества.
Советы судей являются выборными органами судейского сообщества, избираемыми съездами и собраниями судей в количестве и порядке, определяемыми съездом, собранием судей.
6. Органы судейского сообщества компетентны:
обсуждать вопросы судейской практики и совершенствования законодательства;
проводить общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;
рассматривать актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;
представлять интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;
избирать соответствующие квалификационные коллегии судей.
По обсужденным вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок (ст. 17 Закона о статусе судей в РФ).
Закон подчеркивает, что органы судейского сообщества могут реализовывать свою компетенцию при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Достаточно широкий круг полномочий, предоставленный органам судейского сообщества, позволяет им активно проявлять себя в качестве выразителей интересов судей, являющихся носителями судебной власти.
Совету судей РФ в значительной мере принадлежит заслуга закрепления в Конституции РФ принципов самостоятельности судебной власти и ее независимости от других властей, принципа несменяемости судей и их неприкосновенности.
Советом судей РФ разработаны законопроекты о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и об органах судейского сообщества.
IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей, проходивший в Москве 3 - 5 декабря 1996 г., связывает перспективы развития судебной реформы с законодательным включением органов судейского сообщества в механизмы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти. Органам судейского сообщества отводится роль координирующего органа по осуществлению судебной реформы.
7. Проект федерального закона об органах судейского сообщества в Российской Федерации определяет полномочия всех органов судейского сообщества.
Помимо общих полномочий, изложенных в предыдущем пункте комментария данной статьи, съездам, конференциям и собраниям судей должно быть предоставлено право:
избирать подотчетные им советы судей, квалификационные коллегии судей и кандидатов в эти коллегии;
вносить в квалификационные коллегии судей предложения о приостановлении или прекращении полномочий и об отставке судей;
обращаться в соответствующие органы и к должностным лицам с предложениями о назначении судей председателями или заместителями председателей судов либо об освобождении судей от этих должностей;
принимать присягу впервые избранных судей;
рассматривать иные вопросы функционирования судов и внутренних отношений в судейском сообществе.
Полномочия Советов судей определяются предоставлением им права:
в период между съездами и собраниями судей рассматривать все вопросы, отнесенные к компетенции съездов, собраний судей (за исключением принятия присяги, избрания квалификационных коллегий судей и заслушивания их отчетов);
созывать съезды, конференции, собрания судей; устанавливать нормы представительства на конференции судей;
пополнять из числа кандидатов составы квалификационных коллегий судей;
вносить в соответствующие государственные органы предложения о кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
в пределах своих полномочий принимать меры для улучшения правового, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата суда, безопасности судей и членов их семей, сохранности их имущества, а равно по другим вопросам реализации прав судей;
разрешать конфликтные ситуации между членами судейского сообщества.
Таким образом, система и полномочия органов судейского сообщества, лишь в общих чертах определенные Законом о статусе судей в РФ, нуждаются в уточнении и более детальной регламентации, что может быть достигнуто принятием соответствующего федерального закона, ряд положений проекта которого был приведен выше.
8. Организационное обеспечение органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Совместно ими принимаются меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей и членов их семей.
9. Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. Как отмечалось выше, в настоящее время преобладает мнение, что квалификационные коллегии судей всех уровней должны рассматриваться как самостоятельные органы судейского сообщества.
В соответствии со ст. 18 Закона о статусе судей в РФ квалификационные коллегии судей производят отбор кандидатов на должность судьи; приостанавливают или прекращают полномочия судьи; прекращают отставку судьи; обеспечивают неприкосновенность судьи; проводят аттестацию судьи и присвоение ему квалификации.
Квалификационные коллегии судей имеют самостоятельную систему, которую образуют: Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ, судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных округов, групп войск и флотов, а также Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов.
Порядок организации и деятельности, а также полномочия квалификационных коллегий судей определяются Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. .
--------------------------------
ВВС РФ, 1993, N 24.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации избирается Всероссийским съездом судей тайным голосованием и состоит из самостоятельных секций, образуемых из судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней. В ее состав не могут быть избраны Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители.
Квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ избираются на собраниях судей этих судов.
Квалификационные коллегии судей в субъектах Федерации избираются на съездах (конференциях) судей этих судов.
Судьи районных (городских) судов тех автономных округов, в которых не созданы суды автономных округов, избирают квалификационные коллегии судей краев и областей, в состав которых входят соответствующие автономные округа.
Квалификационные коллегии судей в арбитражных судах избираются на собраниях судей соответствующих судов, в каждом из которых насчитывается не менее 20 судей, либо на конференциях судей арбитражных судов, в каждом из которых насчитывается менее 20 судей.
В военных судах квалификационные коллегии судей избираются на съездах (конференциях) этих судов.
Квалификационные коллегии судей избираются сроком на три года.
Закон о статусе судей в РФ определяет основные направления деятельности квалификационных коллегий. Положение о квалификационных коллегиях судей конкретизирует определенные формы такой деятельности.
Отбор кандидатов на должность судей реализуется предоставлением квалификационным коллегиям судей права утверждать персональный состав экзаменационных комиссий для сдачи квалификационного экзамена лицами, претендующими на должность судьи; рассматривать заявления таких лиц и с учетом результатов квалификационного экзамена давать заключения о рекомендации на должность. Квалификационные коллегии судей направляют председателю соответствующего суда заключения о возможности избрания судьей; об утверждении на должность председателя или заместителя председателя районного суда или военного суда армии, флотилии, соединения, гарнизона, а также об освобождении от этих должностей.
10. Высшая квалификационная коллегия судей РФ:
представляет заключение Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ о возможности назначения на должность судей судов, указанных в ч. 5 ст. 13 Закона о судебной системе РФ;
проводит квалификационную аттестацию председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт - Петербургского городских судов, соответствующих арбитражных судов, а также военных судов, указанных в п. 1 ст. 13 Положения о квалификационных коллегиях судей, принимает решение о присвоении им квалификационных классов, а также решение о приостановлении либо о прекращении их полномочий;
рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей о приостановлении полномочий судей и др.
Проект федерального закона об органах судейского сообщества Российской Федерации предполагает расширение полномочий Высшей квалификационной коллегии судей, предоставив ей право приостанавливать, либо прекращать полномочия или принимать отставку не только председателей и заместителей председателей краевых (областных) и соответствующих им судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но и Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, членов Совета судей РФ, а также председателей и заместителей иных квалификационных коллегий судей и советов судей субъектов Федерации; принимать к своему производству решение вопроса, отнесенного к компетенции других квалификационных коллегий судей, при наличии ходатайства или согласия судьи, интересов которого касается решение по данному вопросу.
Порядок работы Высшей квалификационной коллегии судей РФ определяется Регламентом, утвержденным IV Всероссийским съездом судей 5 декабря 1996 г.
11. Полномочия, порядок образования и деятельности органов судейского сообщества определены в общей форме Законом о статусе судей в РФ, Положениями о квалификационных коллегиях судей и квалификационной аттестации судей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. N 4960-1, Положением об органах судейского сообщества РФ, утвержденным II Всероссийским съездом судей, и Регламентом Высшей квалификационной коллегии судей, утвержденным IV (чрезвычайным) Всероссийским съездом судей 5 декабря 1996 г.
Закон о судебной системе РФ признал необходимым определить федеральным законом компетенцию и порядок образования органов судейского сообщества. Несмотря на наличие нескольких актов, нуждается в уточнении круг полномочий органов судейского сообщества, требуется детально регламентировать их деятельность; определить взаимоотношения органов судейского сообщества и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Таким законодательным актом должен стать федеральный закон об органах судейского сообщества Российской Федерации, проект которого подготовлен по инициативе Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ и представлен на обсуждение IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей.
При составлении комментария к ст. 29 использовались положения этого законопроекта.

федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Статья 191. Кассационный суд общей юрисдикции

1. Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.

(Статья введена - Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

Статья 192. Апелляционный суд общей юрисдикции

1. Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Апелляционный суд общей юрисдикции является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности апелляционных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.

(Статья введена - Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

Статья 20. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

2. Перечисленные в части 1 настоящей статьи суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности судов, перечисленных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 21. Районный суд

1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

2. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 22. Военные суды

1. Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, где федеральным законом предусмотрена военная служба. (В редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

2. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. (В редакции федеральных конституционных законов от 05.02.2014 № 4-ФКЗ, от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

3. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

(Утратила силу - Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Статья 24. Арбитражный суд округа

(Наименование в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

1. Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. (В редакции федеральных конституционных законов от 06.12.2011 № 4-ФКЗ; от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным конституционным законом. (В редакции федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 3-ФКЗ; от 06.12.2011 № 4-ФКЗ; от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

3. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Статья 241. Арбитражный апелляционный суд

1. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

(Статья введена - Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 № 3-ФКЗ)

Статья 25. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

1. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. (В редакции федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 3-ФКЗ; от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 26. Специализированные федеральные суды

1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон. (В редакции Федерального конституционного закона от 06.12.2011 № 4-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 261. Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций. (Статья введена - Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 № 4-ФКЗ)

Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

(Статья утратит силу с 1 января 2023 года - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 28. Мировой судья

1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Органы судейского сообщества

1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.

2. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

3. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.

Статья 30. Обеспечение деятельности судов

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Обеспечение деятельности других судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

3. (Часть утратила силу - Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

3. Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

4. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом.

5. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

Статья 32. Аппарат суда

1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.

2. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. (В редакции Федерального конституционного закона от 27.12.2009 № 9-ФКЗ)

Статья 33. Финансирование судов

1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

2. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

4. Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

5. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.

Статья 34. Символы государственной власти в судах

1. На зданиях судов устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний - устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности.

ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА

Статья 35. Срок введения в действие настоящего Федерального конституционного закона

1. Ввести настоящий Федеральный конституционный закон в действие с 1 января 1997 года.

2. Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 976; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 27, ст. 1560; № 30, ст. 1794; 1993, № 33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3300) применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

3. Положение о военных трибуналах в редакции Закона СССР от 25 июня 1980 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 27, ст. 546) применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

4. Часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона.

5. До вступления в силу федерального конституционного закона о военных судах финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции".

Статья 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после введения в действие настоящего Федерального конституционного закона

1. Районные (городские) суды, образованные до введения в действие настоящего Федерального конституционного закона, считаются районными судами.

2. Суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу.

3. Введение в действие настоящего Федерального конституционного закона не влечет изменения состава суда по делам, ранее начатым рассмотрением.

Статья 37. Сроки полномочий судей и арбитражных заседателей

(Наименование в редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

С введением в действие настоящего Федерального конституционного закона судьи всех судов Российской Федерации, а также арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны (назначены). (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 38. Порядок финансирования мероприятий по реформированию судебной системы

1. Расходы на финансирование мероприятий, связанных с реформированием судебной системы, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.

2. С 1 января 1997 года штаты подразделений Министерства юстиции Российской Федерации пропорционально той части объема их работы, которая связана с финансированием и обеспечением деятельности судов, за исключением военных судов, передаются Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации с открытием в тот же срок финансирования Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации непосредственно из федерального бюджета в объеме средств, высвобождающихся в результате сокращения численности соответствующих подразделений Министерства юстиции Российской Федерации.

Читайте также: