Для предоставления в судебные органы

Обновлено: 20.05.2024

Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Решение суда может быть добровольно исполнено должником.

В то же время действующим законодательством предусмотрен порядок принудительного исполнения судебных решений, о котором мы сегодня поговорим.

Прежде всего, для начала принудительного исполнения необходимо получить исполнительный лист по решению суда.

Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения (статья 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Возможно ли исполнение требований, содержащихся в судебных актах иными органами?

Вместе с тем, в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются иными органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Существует ли срок по предъявлению исполнительного листа к исполнению?

При направлении исполнительного листа на принудительное исполнение необходимо обратить внимание, не истек ли срок его предъявления к исполнению.

По общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Но существуют другие сроки для отдельных категорий решений судов.

Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.

Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Как возбуждается исполнительное производство судебным приставом-исполнителем?

Если срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, можно обращаться к судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Каков по закону порядок исполнения судебного решения?

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, за исключением следующих случаев.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление устанавливается шестьдесят календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительское производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается тридцать пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства. Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, выдавший исполнительный документ.

Каковы меры принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе?

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по найму, аренде и др.;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю,

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;

10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;

Установлены ли законом какие-либо ограничения должнику?

При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин, содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом.

В каких случаях не применяется временное ограничение должника специальным правом?

Временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;

5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

Предусмотрена ли ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя?

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Это статья 17.8. КоАП РФ - воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей),

- статья 17.15. - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

Прокуратура Духовщинского района Смоленской области



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


КОГДА И КАК СУДЬЯ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕДВИЖИМОСТИ

КОГДА И КАК СУДЬЯ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕДВИЖИМОСТИ

КОГДА И КАК СУДЬЯ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕДВИЖИМОСТИ

Новый порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 №180

Какие сведения из ЕГРП могут быть предоставлены судам? По запросам судов, мировых судей, в производстве которых находятся уголовные или гражданские дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями, Управлением бесплатно предоставляются все виды информации из ЕГРП, предусмотренной Федеральным законом о регистрации. Эти сведения предоставляются в форме выписок и справок нормативно установленной формы в виде бумажного или электронного документа. Способ получения (лично, по почте либо в форме электронного документа) определяется при запросе информации.

описание объекта недвижимости (кадастровый (или условный) номер, наименование и назначение, его площадь и адрес (местоположение));

информацию об ограничениях (обременениях) прав (в том числе дата и номер их государственной регистрации, сроки на которые они установлены, а также данные о лицах, в пользу которых они установлены);

сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

К сведениям ограниченного доступа относятся:

справка о содержании правоустанавливающих документов (приложение № 2 к Инструкции);

выписка из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (приложение № 3 к Инструкции);

выписка из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимого имущества (приложение № 4 к Инструкции);

выписка из ЕГРП о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным (приложение № 6 к Инструкции).

Зачастую судей при рассмотрении дел интересует содержание правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав. В этом случае запрашивается справка о содержании правоустанавливающих документов, которая содержит:

описание объекта недвижимости (кадастровый (или условный) номер, наименование и назначение, адрес (местоположение));

краткое содержание правоустанавливающих документов.

Что такое экстерриториальный запрос?

Каким образом судья может запросить сведения из ЕГРП?

2. Запрос необходимо представить одним из следующих способов: лично; путем направления по почте; в электронном виде. Особенности каждого из этих способов. При личном обращении и почтовом отправлении запрос предоставляется в территориальный отдел Управления (имеются во всех 28 муниципальных районах Курской области) либо в центральный аппарат Управления (г. Курск) по месту нахождения недвижимого имущества.

Сведения ограниченного доступа предоставляются путем размещения электронного документа на портале. В этом случае вам в электронном виде будет направлена ссылка на него. Электронные выписки и справки из ЕГРП в виде электронного документа заверяются ЭЦП уполномоченного должностного лица Управления Росреестра.

В настоящий момент сертификат ЭЦП, необходимой для электронного обращения в Росреестр, должен быть выдан одним из Удостоверяющих центров, исполнивших требования приказа Росреестра к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности ЭЦП. Иные сертификаты ЭЦП не могут применяться в указанных целях.

Предоставленные сведения являются актуальными (действительными) на дату подписания документа (выписки, справки, уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений), указанную в качестве его реквизита.

Представительство в суде и роль самого представителя сложно недооценивать. Это не просто лицо, представляющее интересы стороны по делу, это главный защитник его прав перед оппонентом в споре. Насколько будут убедительны и основаны на законах его доводы, настолько положительным будет решение суда по делу.

В зависимости от вида судопроизводства – арбитражного или гражданского – могут отличаться и некоторые нюансы оформления полномочий представителя и отдельные его действия.

Понятие представительства

Юридическое представительство интересов в суде – это совершение доверенным лицом определенных процессуальных действий, а также реализация прав и обязанностей своего доверителя в судебном процессе.

Действующее гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство предоставляет гражданам, организациям возможность вести свои дела через представителей, привлекаемых в установленном законом порядке.

Когда представительство необходимо?

Направление в судебный процесс своего представителя – это право, но никак не обязанность стороны по делу. В большинстве случаев необходимость участия в деле представителя обусловлена отсутствием необходимых юридических познаний, навыков для эффективной защиты своих прав.

Кто может стать представителем в суде?

ГПК не содержит каких-либо строгих ограничений на представительство в арбитражном суде и даже наоборот – является максимально мягким в части участия в делах, рассматриваемых мировыми и районными судами.

Для представления интересов любой из сторон необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • Возраст от 18 лет.
  • Полная дееспособность.

Не могут быть допущены к процессу в качестве представителей лица, которые работают в аппарате суда, прокуроры, судьи и следователи. Исключение – законное представительство интересов (например, собственных детей) или же представительство от лица тех органов, в которых несут службу перечисленные лица.

ВАЖНО: В соответствии с ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в судах апелляционной и кассационной инстанции представителями из числа лиц, оказывающих юридические услуги, могут участвовать лишь граждане с подтвержденным высшим юридическим образованием либо наличием ученой степени по юридической специальности.

Арбитражным законодательством устанавливаются достаточно простые требования для представителей организаций из числа их работников – это подтверждение их полномочий, без каких-либо оговорок квалификации, профессии или иных моментов.

А вот представитель, не являющийся сотрудником компании, которую он представляет, может быть допущен в арбитражный суд лишь при предоставлении документов, подтверждающих наличие у него высшего юридического образования или ученой степени в области права (ч.3 ст.59 АПК РФ).

Полномочия судебного представителя

Представитель обладает всеми теми же правами и обязанностями, которые может осуществлять в суде представляемое им лицо.

Однако отдельные полномочия требуют отдельного указания в доверенности.

В частности, речь идет о следующих процессуальных правах:

  • Подписание иска и его подача в суд.
  • Решение о передаче спора в третейский суд.
  • Подача встречного иска к истцу, выступая на стороне ответчика.
  • Частичный или полный отказ от заявленных требований, а также изменение их размера (включая отказ от иска или его признание).
  • Передоверие полномочий.
  • Обжалование судебного акта.
  • Предъявление исполнительного листа для исполнения и фактическое получение денежных средств.

Указанные полномочия должны быть отдельно оговорены в доверенности. В ГПК РФ перечень полномочий прописан в ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, в АПК РФ – в ч. 2 ст. 62.

Консультация юриста в Москве

Нужно юридическое представительство?

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Виды представительства

В зависимости от вида судопроизводства и способа назначения/вступления в дело, виды представительства могут существенно отличаться.

Добровольное

Добровольным представительством является любое вступление в процесс любого лица, осуществленное по согласованию с представляемым лицом.

Под таким определением в законодательстве оно не прописано, но подразумевается как акт обоюдного согласия между представляемым и доверенным лицом.

Можно выделить дополнительно:

  • Самостоятельное представительство, когда интересы стороны по делу в ее отсутствие защищает адвокат, юрист или иное лицо.
  • По заявлению стороны, когда представитель участвует в деле одновременно с представляемой стороной.

ВАЖНО: ГПК РФ позволяет вводить в дело представителя по заявлению, тем самым избегая оформления доверенности. Истец или ответчик под протокол заявляет о намерении доверить представление интересов указываемому им гражданину и последний допускается судом к процессу. Единственное ограничение – полномочия, отраженные в части 2 ст. 54 ГПК РФ, осуществляет только сторона по делу.

По назначению суда

Гражданское законодательство (ст. 50 ГПК РФ) устанавливает исключительный случай, когда суд сам может назначить представителя.

Суд привлекает к участию в деле адвоката для защиты интересов ответчика если место нахождения последнего неизвестно и установить его не удалось.

В арбитражном процессе возможность назначения судом представителя не предусмотрена.

Законное представительство

Законный представитель может быть лишь у того лица, интересы которого он защищает на основании закона – речь идет о несовершеннолетних, недееспособных или же ограниченно дееспособных гражданах. Подобный вид представительства актуален для всех видов процессуального судопроизводства – гражданского, арбитражного, административного и т.д.

Для арбитража, несмотря на прописанное определение законного представителя в п. 2 ст. 59 АПК РФ, данный тип представительства является практически неактуальным в силу специфики компетенции суда – несовершеннолетние и недееспособные практически никогда не участвуют в арбитражных делах.

Общественное

В судебном процессе нередко принимают участие общественные организации, выступающие от имени общества и в интересах неопределенного круга лиц.

Общественная организация и ее члены вправе защищать не только интересы своей организации, но и отдельных граждан, организаций.

Представитель, действующий в общественных целях, обладает всеми теми же правами и полномочиями, что и привлекаемый в рамках добровольного представительства. Однако вопреки воли представляемого действовать он не может и в любом случае допускается в дело лишь при подтверждении полномочий и согласия доверителя.

Как стать судебным представителем – порядок оформления полномочий

Полномочия представителя оформляются на основании доверенности.

Оформление полномочий представителя проходит через доверенность через нотариуса или же приравненных к нему должностных лиц, юридические лица выписывают доверенность на имя своих сотрудников через уполномоченный исполнительный орган – директора.

Подтверждение полномочий представителей осуществляется следующими способами:

  • Физические лица в своих интересах предъявляют лишь паспорт, в интересах иных лиц – доверенность на ведение дел в суде.
  • Индивидуальные предприниматели при защите интересов лично – паспорт, выписку из ЕГРИП.
  • Законные представители – документы, устанавливающие родство или опекунство над лицом, представляемым в суде.
  • Адвокат представитель в суде предъявляет ордер и свое удостоверение, а также доверенность на осуществление полномочий, прописанных в ч.2 ст. 54 ГПК РФ и ч. 2 ст. 62 АПК РФ.
  • Сотрудник организации – юрист или иное должностное лицо предъявляет доверенность, выписанную руководителем организации.
  • Руководитель организации – доверенность вышестоящей инстанции (если имеется подчинение), учредительные документы с описанием полномочий, приказ о своем назначении на должность.
  • Представители государственных органов – доверенность, приказ о назначении на должность (для руководителей).

Если сторона по делу не желает оформлять доверенность, можно ввести в процесс (только в гражданский процесс, не в арбитраж!) представителя по заявлению.

Для этого сторона заявляет ходатайство о допуске представителя в дело и в дальнейшем допущенное доверенное лицо пользуется всем комплексом прав и полномочий представителя. За исключением отдельно оговоренных в ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, требующих оформления в доверенности. Но ввиду присутствия доверителя в этом нет необходимости: он самостоятельно реализует свои права.

Процесс представления интересов в судах различных инстанций – это сложная и требующая юридического опыта процедура. Желательно доверять защиту своих прав опытным юристам, что позволит минимизировать возможные риски и ошибки.

Рекомендуем к прочтению:

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Данная аналитическая записка была подготовлена по результатам анализа судебной практики по делам о судебной защите права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти.

1. Конституционная природа права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Дополнительно закреплено право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ); право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы, должны быть опубликованы для всеобщего сведения.

Таким образом, конституционные основания доступа к информации о деятельности органов публичной власти непосредственно закреплены в целом ряде конституционных норм, которые подлежат учету как органами исполнительной власти при рассмотрении запросов граждан о предоставлении информации, так и судами.

2. Законодательное оформление права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

При рассмотрении органами власти запросов, а судами – исков граждан, связанных с реализацией права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти, ключевое значение приобретает решение вопроса о соотношении между собой названных федеральных законов и о правильном выборе норм, подлежащих применению в конкретном случае.

3. Методика отбора судебных решений для проведения анализа судебной практики по делам о защите права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

4. Требования заявителей в защиту права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти и решения судов по существу заявленных требований

Наибольшее число дел в защиту права граждан на доступ к информации о деятельности органов публичной власти связано с обжалованием отказа органов власти предоставить запрошенную информацию или бездействия органов власти, выразившегося в ненаправлении / несвоевременном направлении ответа на запрос о предоставлении информации.

Суды в абсолютном большинстве случаев в удовлетворении требований заявителей отказывают. При этом обращает на себя внимание тот факт, что решения судов первой инстанции, которыми требования заявителей удовлетворяются (полностью или частично), нередко отменяются судами вышестоящей инстанции. При этом наряду со случаями, когда отмена решения суда первой инстанции представляется обоснованной (см., напр., Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 24.05.2012No 2-1375/2012; Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 No 33-1311/62), встречаются и иные ситуации, в которых решение вышестоящего суда не представляется убедительным (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.01.2016 No 33а-354/2016; Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19.10.2015 No 2а-4897/2015).

Вместе с тем удалось обнаружить и несколько вступивших в силу решений, в которых отказ в предоставлении информации признан незаконным и на орган власти возложена обязанность устранить допущенное нарушение права гражданина (см., напр., Решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 24.07.2013 No 2- 639/2013; Апелляционное определение Московского областного суда от 17.07.2013 No 33-15318/13). Такие решения, однако, составляют однозначное меньшинство в общем количестве проанализированных решений.

5. Основные причины отказа в предоставлении информации о деятельности органов публичной власти

Проведенный анализ судебных решений позволяет выделить следующие основные причины отказа в удовлетворении требований заявителей:

2) предоставление запрашиваемой информации требует осуществления от органа публичной власти аналитической деятельности (см., напр., Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от2.03.2016 No 33а-4551/2016);

3) запрашиваемая информация не затрагивает права и свободы заявителя(см., напр., Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан 19.01.2015 от No 33-538/2015; Апелляционное определение Воронежского областного суда от 20.09.2012 No 33-4583);

4) заявитель выражает несогласие с содержанием ответа органа власти (см.,напр., Апелляционное определение Свердловского областного суда от29.06.2017 No 33а-9590/2017; Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 30.05.2016 No 33а-10241/2016;Апелляционное определение Ростовского областного суда от 21.12.2016No 33а-22439/2016);

5) запрашиваемая информация содержит персональные данные (см., напр.,Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.2014No 2-4343/2014; Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 No 33-1311/62; Решение Анапского городского суда от 22.04.2011 No 2-1373/11).

При этом не являются редкостью решения, в которых суды отказывают в удовлетворении требований заявителей одновременно по нескольким основаниям. Например, в силу того, что информация содержит персональные данные и, кроме того, не затрагивает права заявителя (см.Кассационное определение Московского городского суда от 10.11.2011 No33-36336); заявитель выражает несогласие с ответом органа власти и, кроме того, запрашиваемая информация не затрагивает права заявителя (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 05.05.2016 No 33а- 3916/2016).

6. Отдельные проблемы судебной защиты права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

Анализ судебной практики по делам, связанным с доступом к информации о деятельности органов публичной власти, позволяет выделить ряд проблем, от решения которых зависит действительный уровень защиты исследуемого права. К их числу относятся следующие:

Вместе с тем приходится констатировать, что в правоприменительной практике наблюдается тенденция к ограничительному толкованию указанного понятия.

Так, напр., в решении Сыктывкарского городского суда республики Коми без каких-либо дополнительных пояснений средства,выделенные главой города Сыктывкар, его заместителями, начальниками управлений и отделов Администрации на ремонт своих рабочих кабинетов,мест общего пользования, на приобретение мебели и оргтехники в 2009- 2011 годах были отнесены к информации о частной жизни соответствующих лиц. И на этом основании в предоставлении данных требований заявителю было отказано (см. Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.08.2011 No 2-6678/11).

в) коллизия права на доступ к информации и права на защиту персональных данных

Как следствие, к отношениям по обработке персональных данных,содержащихся в информации о деятельности органов публичной власти,подлежит применению Закон о персональных данных 152-ФЗ. Отдельно следует отметить, что законодателем не предусмотрено никаких особенностей применения Закона о персональных данных к отношениям,связанным с обеспечением доступа к информации о деятельности органов публичной власти. Соответственно все без исключения персональные данные, содержащиеся в запрашиваемой информации, должны быть сохранены в тайне при условии, что отсутствует согласие субъекта персональных данных и не наступил ни один из законодательно установленных случаев обработки персональных данных в отсутствие такого согласия.

Действующее законодательное регулирование не позволяет выйти за рамки этого утверждения. Именно поэтому не вызывает удивления и судебная практика, при которой суды в абсолютном большинстве случаев признают отказы в предоставлении информации, содержащей персональные данные, законными.

С учетом изложенного заслуживает поддержки, напр., решение Минусинского городского суда, который обязал администрацию выдать копию запрашиваемого постановления, обезличив предварительно содержащиеся в нем персональные данные лиц, в отношении которых это постановление вынесено (см. Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 05.06.2013 No 2-1609/2013).

7. Предложения по решению проблем судебной защиты права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

В процессе анализа судебной практики по защите права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти был обнаружен целый ряд проблемных вопросов, от решения которых зависит реальный уровень защиты названного права. Предложения по решению обнаруженных проблем могут быть разделены на две группы: в первую включены те, которые предполагают изменение правоприменительной практики; во вторую – те, которые требуют внесения изменений в законодательные акты.

Перспективные направления изменения судебной практики:

- указание в судебных решениях, почему, по мнению суда,предоставление запрашиваемой информации требует от органа власти осуществления аналитической деятельности и в чем конкретно эта деятельность заключается;

- ответы, данные органами власти о предоставлении информации,подлежат проверке судами на предмет их полноты, а результаты проверки подлежат включения в текст решений.

Предлагаемое законодательное изменение:

- установление специального правила, допускающего в определенных случаях предоставление информации о деятельности органов государственной власти, содержащей персональные данные.

Принятие данного правила позволило бы обеспечить баланс между интересом в получении информации, с одной стороны, и интересом в сохранении информации в тайне, с другой стороны. Представляется, что не во всех случаях абсолютный подход к защите персональных данных является оправданным. Указанные сомнения возникают, в частности,применительно к отказу предоставить информацию о составе Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Минюста России по Санкт-Петербургу (см. Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.2014 No 2- 4343/2014); о трудовой деятельности судей, в том числе информацию о полученном им юридическом образовании и стаже работы по специальности (см. Решение Верховного Суда РФ от 11.03.2013 No АКПИ13-61).

Аналитическая записка подготовлена в рамках поддержанного Российским Фондом фундаментальных исследований (РФФИ) научного проекта No 16-03-00465-ОГН.

Перечень проанализированных судебных актов

Решения Конституционного Суда России

Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 No 2906;

Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 No 2066-О;

Определение Конституционного Суда РФ от 7.02.2013 No 134-О;

Определение Конституционного Суда РФ от 8.12.2011 No 1624-О-О.

Решения Верховного Суда России

Решение Верховного Суда РФ от 11.03.2013 No АКПИ13-61;

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 24.04.2011 No

Решение Верховного Суда РФ от 26.01.2011 No ГКПИ10-1510;

Решения судов общей юрисдикции юрисдикции

Апелляционное определение Свердловского областного суда от29.06.2017 No 33а-9590/2017;

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31.01.2017 No 33а-1151/2017;

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 21.12.2016 No 33а-22439/2016;

Решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 1.11.2016 No 2а-872/2016;

Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 25.08.2016 No 33а-3431/2016;

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 30.05.2016 No 33а-10241/2016;

Апелляционное определение Омского областного суда от 05.05.2016No 33а-3916/2016;

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 2.03.2016 No 33а-4551/2016;

Апелляционное определение Московского областного суда от15.02.2016 No 33-4047/2016;

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.01.2016 No 33а-354/2016;

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от19.10.2015 No 2а-4897/2015;

Решение Ефремовского районного суда Тульской области от 11.03.2015 No 2-443/2015;

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан 19.01.2015 от No 33-538/2015;

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.2014 No 2-4343/2014;

Решение Дзержинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.04.2014 No 2-914/14;

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28.05.2014 No 2-3631/2014;

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 9.04.2014 No 33-4312/2014;

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 27.02.2014 No 33-2780/2014;

Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 19.02.2014 No 2-326/2014;

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.10.2013 No 2- 3049/2013;

Апелляционное определение Пермского краевого суда от 23.09.2013No 33-9628/2013;

Решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 24.07.2013 No 2-639/2013;

Апелляционное определение Московского областного суда от 17.07.2013 No 33-15318/13;

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 05.06.2013 No 2-1609/2013;

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29.01.2013 No 33-500;

Апелляционное определение Воронежского областного суда от 20.09.2012 No 33-4583;

Апелляционное определение Новгородского областного суда от 12.09.2012 No 33-1374/2012;

Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 No 33-1311/62;

Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 24.05.2012 No 2- 1375/2012;

Кассационное определение Московского городского суда от 10.11.2011 No 33-36336;

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.08.2011 No 2-6678/11;

Решение Анапского городского суда от 22.04.2011 No 2-1373/11;

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.01.2011 No33-53/2011;

Читайте также: