Деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон это

Обновлено: 28.04.2024

1. Судебной системой называется упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами. Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных Конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия. Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.

2. В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители.

В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два вида судов: суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов.

Суд присяжных рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. Уголовный закон называет тяжкими такие преступления, за которые может быть назначено наказание от пяти до десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями считаются преступления, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишений свободы на срок более 10 лет, пожизненное заключение или смертная казнь.

В состав суда присяжных входят один профессиональный судья и двенадцать присяжных заседателей. Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния.

Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.

3. Судебная система Российской Федерации состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей субъектов Российской Федерации.

Звенья и инстанции

В судебной системе Российской Федерации существуют звенья и инстанции.

Звенья судебной системы - это совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе Российской Федерации.

Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторым - верховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный Суд РФ. В системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов, вторым звеном - федеральные арбитражные суды округов, третьим звеном - Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел. В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Решение суда по уголовному делу называется приговором. Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу. Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.

4. Юрисдикцией (лат.jus—право, dico—говорю) называется право государственных органов разрешать правовые споры, а также дела о правонарушениях и применять санкции к правонарушителям. Суды общей юрисдикции, или общие суды, — это такие судебные органы, которые рассматривают споры о праве между гражданами или между гражданами и организациями, выносят решение по уголовным, гражданским, административным и иным делам.

Система этих судов возглавляется Верховным Судом РФ. В каждом субъекте российской федерации существует суд данного субъекта федерации: в республиках, входящих в состав РФ, — верховные суды, в краях и областях - краевые и областные суды. Наконец, в каждом районе есть районные суды. В настоящее время в субъектах Федерации формируется система мировых судей.

Большинство дел по существу разрешается мировыми судьями и районными судами. Рассмотрение дела происходит в соответствии с нормами права, содержащимися в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах. Установленный этими нормами порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел называется судопроизводством. Судопроизводство в Российской Федерации строится на определенных принципах. Основные из них — это принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности и гласности судебного разбирательства, непрерывности судебного разбирательства, устности судебного разбирательства, состязательности, ведения процесса на национальном языке.

5. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами. Кроме того, в установленных законом случаях арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между организациями и гражданами Российской Федерации, с одной стороны, и иностранными и международными организациями, иностранными гражданами, лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность, - с другой стороны. Основной задачей арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Федеральные окружные арбитражные суды, которые создаются на несколько областей, краев (на какой-либо регион), проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции. Высший Арбитражный Суд РФ занимается в основном рассмотрением дел в порядке надзора. Также в обязанности Высшего Арбитражного Суда (как и Верховного Суда РФ) входит изучение и обобщение судебной практики и разработка предложений по совершенствованию законов.

Лекция 9. Судебное разбирательство

Иск и исковая давность.

Отказ в принятии искового заявления.

4. Судебное решение

5. Исполнение судебных решений.

1. Споры граждан между собой, а также их споры с юридическими лицами рассматриваются в порядке искового производства. Для возбуждения судебного процесса заинтересованное лицо (гражданин или организация) должно подать в суд иск.

Иском называется обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения в суде спора о праве. Лицо, которое обращается с исковым требованием к суду по поводу защиты своего субъективного права, называется истцом. Лицо, к которому предъявляется через суд исковое требование, называется ответчиком. Истец и ответчик в процессе судопроизводства обладают равными правами, они могут участвовать в процессе лично или через своих представителей.

Форма искового заявления

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В заявлении должны быть указаны:

наименование суда, в который подается заявление;

фамилия, имя, отчество истца, его место жительства или, если истцом является юридическое лицо, его место нахождения;

фамилия, имя, отчество должника, его место жительства или, если ответчиком является юридическое лицо, его место нахождения;

обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;

в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов истца и его требования;

цена иска, если иск подлежит оценке;

перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление подписывается истцом или его представителем.

К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность либо иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Исковое заявление подается в суд с копиями по числу ответчиков.

Иск должен быть подан в суд в течение определенного срока, называемого сроком исковой давности. Исковая давность — это срок, в течение которого суд может принудить ответчика устранить нарушение прав истца. По истечении этого срока суд уже не сможет применить принудительные меры к ответчику и поэтому откажет истцу в удовлетворении иска.

Сроки исковой давности подразделяются на общий и специальные. Длительность общего срока — три года. Он применяется ко всем тем спорам, в отношении которых не установлены специальные сроки. Эти сроки могут быть и больше, и меньше общего (чаще меньше), но каждый из них относится только к одному виду споров. Все специальные сроки исковой давности указаны в Гражданском кодексе РФ. По общему правилу исковая давность отсчитывается с того момента, когда истец узнал или должен был узнать, что его права нарушены.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ исковая давность не распространяется на:

— требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме некоторых случаев, предусмотренных законом. Одним из таких случаев является требование наследников автора о защите авторских прав на внесение изменений в произведение;

— требование вкладчиков к банку о выдаче вклада (речь идет не только о первоначальном вкладе, но и о начисленных на него процентах);

— требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Правда, такие требования удовлетворяются судом не более чем за три года, предшествовавших предъявлению иска;

— требования собственника или иного владельца вещи об устранении любых нарушений его права.

Законом могут быть установлены и другие требования, на которые исковая давность не распространяется.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений могут быть разрешены по существу только судом. Однако в ряде случаев спор правового характера может быть разрешен другими внесудебными органами (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). В некоторых случаях заявитель выбирает сам, в каком порядке он будет защищать свое право. Но для определенных категорий споров, например для трудовых споров, соблюдение предварительного внесудебного порядка их разрешения необходимо. Для разрешения трудового спора заявитель сначала должен обратиться в комиссии по трудовым спорам, и, только если решение, принятое комиссией его не устроит, он имеет право обратиться в суд. Если же заявитель сразу попытается реализовать свое право на судебную защиту, то судья откажет ему в принятии искового заявления и предложит сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам.

В принятии искового заявления будет отказано и в том случае, если заинтересованным лицом не был соблюден установленный для данной категории порядок предварительного внесудебного разрешения дела или если иск был подан недееспособным лицом или лицом, не имевших на это соответствующих полномочий.

Основанием для отказа в принятии искового заявления является также факт наличия судебного решения по данному делу, вынесенного иным судом общей юрисдикции или третейским судом.

Не примет судья исковое заявление и в том случае, если решение еще не вынесено, но в производстве суда уже имеется дело по данному спору между теми же сторонами.

Наконец, исковое заявление будет возвращено заявителю, если дело неподсудно тому суду, в который он обратился.

Подсудность - это правовой институт, регулирующий относимость подведомственных судам, дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции. В соответствии с правилами подсудности происходит определение конкретного суда, в который следует обращаться с иском. По общему правилу большинство гражданских дел рассматривается и разрешается районными судами, за исключением дел, отнесенных законодательными актами к компетенции мировых судей, судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ. Как правило, иск предъявляется в суде по месту нахождения ответчика; иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения юридического лица или его имущества.

Если судья отказывается в принятии искового заявления, он должен мотивировать свой отказ в особом документе — определении. В нем судья должен указать, в какой орган следует обратиться заявителю, если дело неподведомственно суду, либо как устранить обстоятельства, препятствующие началу гражданского судопроизводства. Определение судьи об отказе в принятии искового заявления вручается заявителю одновременно с возвращением поданных им документов.

Если никаких препятствий к рассмотрению дела в суде судья не находит, он начинает готовить его к судебному разбирательству. Истцу и ответчику направляется повестка о вызове в суд, в которой они извещаются о дате и времени судебного разбирательства дела. Повестки должны вручаться лично их получателям.

3. Судебное разбирательство проходит последовательно несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе суд (судья) открывает судебного заседание, проверяет явку участников процесса, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности.

Затем суд приступает к исследованию обстоятельств рассматриваемого дела. Заслушиваются объяснения истца и ответчика, вызванных в суд свидетелей и экспертов, изучаются представленные сторонами доказательства.

Следующая часть процесса — судебные прения. В судебных прениях поочередно выступают лица, участвующие в деле. Они высказывают свои суждения о том, какие факты можно считать установленными, а какие нет, а также о том, подлежит ли заявленное истцом требование удовлетворению. Если в деле участвует прокурор, то по окончании судебных прений он дает по существу дела свое заключение. Последней частью судебного заседания является постановление и объявление решения (в уголовном процессе - приговора). Для постановления решения после судебных прений и заключения прокурора суд удаляется в совещательную комнату, доступ в которую посторонним лицам запрещен.

4. Судебное решение — это выносимое именем государства постановление относительно существа спора, в котором содержится вывод суда о применении определенной нормы права к конкретному делу, об удовлетворении или об отказе в иске полностью или в части.

Судебное решение должно быть законным и обоснованным. Законность судебного решения означает, что оно вынесено судом при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Обоснованным же решение суда считается в том случае, если судом были исследованы все обстоятельства, имевшие значение для правильного разрешения спора, а сделанные им выводы о правах и обязанностях сторон соответствуют установленным судом обстоятельствам.

После оглашения решение суда вступает в силу не сразу. Проигравшей стороне дается срок для его обжалования. Если проигравшая сторона воспользовалась этим правом, дело поступает в суд второй инстанции, который в порядке кассационного производства проверяет обоснованность и законность решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение 10 дней после вынесения решения судом первой инстанции. Законная сила судебного решения — это особое свойство решения, приобретаемое при определенных условиях и заключающееся в том, что после наступления этих условий судебное решение становится обязательным для всех и неизменным для суда, который его вынес.

Исполнение приговоров по уголовным делам возложено законом на органы МВД.

Теоретическое обоснование принципа разделения властей связано с учеными Нового времени Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, хотя основы теории были заложены еще античными мыслителями (Аристотель).

Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескьё, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан.

Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти, кем бы то ни было вообще, а в частности – любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры.

Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применение законов).

Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Принцип разделения властей включает систему требований:

1) распределение функций и полномочий между органами различных отраслей государственной власти в соответствии с требованиями раз­деления труда;

2) закрепление определенной самостоятельности каждого органа всех отраслей власти при осуществлении своих полномочий, недопус­тимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния;

3) наделение органов каждой отрасли власти возможностью проти­вопоставлять свое мнение решению органа другой отрасли власти;

4) исключение сосредоточения всей полноты власти у одной из отраслей, ее органов или отдельного человека либо группы лиц, то есть предотвращение узурпации власти;

5) согласование и взаимный правовой контроль действий органов всех отраслей власти;

6) равенство органов всех отраслей власти перед законом, осуществление полномочий в границах, установленных законами и в соответствии с ними, невозможность изменения компетенции органов государства внеконституционным путем.

7) Формы и степень осуществления принципа разделения властей за­висят от национальных традиций, от конкретной социально-экономи­ческой и политической ситуации.

Таким образом, разделение власти (уравновешивание ветвей власти) представляет определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Ветви власти Законодательная Исполнительная Судебная
Законода-тельная Право роспуска парламента у главы государства Право veto у главы государства на законы, принятые парламентом (ст.107 Конституции РФ) Возможность издания указов, конкретизирующих и дополняющих законы. Право законодательной инициативы у президента и правительства. Признание неконституционными законов, принимаемых парламентом Судебная ответственность депутатов
Исполни тельная Законодательное регулирование деятельности исполнительной власти Вотум недоверия парламента правительству Возможность выражения импичмента президенту Запросы и обращения парламентариев к должностным лицам исполнительной власти по вопросам текущей политики Парламентские слушания Признание несоответствующими законам актов исполнительной власти Судебная ответственность чиновников за должностные преступления
Судебная Законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства Амнистия Назначение (выборы) судей. Назначение судей главой государства Право помилования у главы государства.

3.4.2.2. Виды властей: понятие, органы, исполняющие власть, их характеристика

Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть – это власть представительная, т.к. в ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

Осуществляют законодательную власть законодательные органы

В разных государствах законодательные органы называют по-разному:

· в России – Федеральное Собрание;

· в США – Конгресс;

· в Великобритании – Парламент;

· в Польше – Сейм и т.д.

К органам законодательной власти в России относятся Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.

Двухпалатные парламенты характерны для федеративных государств. Они состоят из двух палат – нижней и верхней, например, Палата общин и Палата лордов в Англии; Государственная Дума и Совет Федерации в РФ и т.д.

Нижняя палата парламента состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя – из представителей субъектов федерации, сенаторов (иногда называются иначе).

Однопалатные парламенты существуют в большинстве своем в небольших государствах с однородным национальным составом населения: Дания. Финляндия, Польша или в субъектах федерации.

При парламентах образуются и действуют постоянные и временные комитеты и комиссии. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента.

Функции парламента: помимоисключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.

Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов.

Это самая крупная структурная часть механизма любого государства. Всю свою деятельность органы исполнительной власти осуществляют в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому их деятельность называют подзаконной, а издаваемые ими юридические акты – подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через главу государства, правительство, их органы на местах (различные министерства и центральные учреждения, комитеты, ведомства, инспекции, службы, региональные и местные государственные органы и должностные лица).

Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными властными полномочиями, а именно: обеспечивает согласованное функционирование исполнительных органов; обеспечивает необходимую координацию их деятельности.

В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. В парламентских и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентских республиках президент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Для формирования правительства требуется согласие парламента.

В президентских республиках президент – центральная фигура во всем механизме государства. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Он имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой, в некоторых странах является одновременно главой государства и правительства.

Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.

Правительство возглавляет председатель, как правило, премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир.

В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители некоторых ведомств.

С точки зрения партийного состава различаются однопартийные, двухпартийные, коалиционные, беспартийные правительства.

В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правоохранительные и правозащитные органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др.

В федеративных государствах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации, т.е. исполнительная власть федераций двухуровневая.

В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.).

Для эффективности работы органов исполнительной власти, они скреплены строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим органам, а все – единому центру. Причем вышестоящие органы исполнительной власти вправе давать конкретные указания нижестоящим органам и проверять их исполнение.

Судебная власть – это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Монополию на осуществление судебной власти имеют суды (ст. 118 Конституции РФ).

Суд – это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.

Правосудие это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством.

Судоустройство– это совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.

Принципы судоустройства:

· осуществление правосудия только судом;

· независимость суда и подчинение его только закону и конституции;

· неприкосновенность судей и их несменяемость;

· коллегиальность суда и др.

Судопроизводство – это установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел.

Принципы судопроизводства:

Законность – это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права всеми участниками общественных отношений: государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами.

· принцип осуществления правосудия только судом;

· принцип равенства участников процесса;

· принцип публичности и гласности судебного разбирательства.

Осуществление судебной власти должно быть открыто для публики (за исключением случаев, предусмотренных законом), что повышает авторитет суда, усиливает его воспитательную роль.

· принцип непрерывности судебного разбирательства;

· принцип устности судебного разбирательства;

· принцип национального языка.

В соответствии с правовой сферой, на которую распространяются полномочия, различают:

· суды общей юрисдикции (общегражданские суды);

Рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

· суды специальной юрисдикции (специализированные суды);

Рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику, например, арбитражный суд, ювенальные суды и т.п.

· суды административной юрисдикции.

Рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государственном управлении.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т.е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами (ст.125 Конституции РФ).

Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Полномочия Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ

Согласно ст. 10 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации:

1. рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации;

2. рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке;

3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4. обобщают судебную практику;

5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Состав Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (ст. 9 ФКЗ):

1. заместитель Председателя ВС РФ - председатель судебной коллегии;

2. судьи коллегии.

Председатель ВС РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях ВС РФ Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на 3 года формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии ВС РФ.

Судебные составы судебных коллегий ВС РФ возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава неоднократно.

Таким образом, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации наделена:

· правом обращения в Конституционный суд;

· организационно-регулирующими полномочиями в сфере внутренней деятельности арбитражных судов.

Виды судов и государственных органов, входящих в судебную систему РФ.

Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия.

Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.


Полномочия органов юстиций по организации деятельности службы судебных приставов

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" федеральные министры вправе:

- давать руководителям подведомственных федеральных служб и федеральных агентств обязательные для исполнения указания;
- приостанавливать в случае необходимости решения федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 15), что вытекает из возложенной на Минюст России обязанности осуществления контроля за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству РФ (пп. 37 п. 7 Положения о Минюсте России). Кроме того, Положение о Минюсте России предусматривает полномочия Министерства по внесению Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и ФССП России, а также проекта плана работы и прогнозных показателей деятельности ФССП России.

Минюст России обобщает практику деятельности ФССП России и принимает меры, направленные на ее совершенствование.
Логическим следствием обозначенных выше полномочий выступает подготовка Минюстом России ежегодных докладов Президенту РФ и Правительству РФ о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов (пп. 39 п. 7 Положения о Минюсте России).

На основании данных, представляемых ФССП России, Минюст России разрабатывает предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФССП России.

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ - характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

- принцип законности. (ссылке на все)

- принцип единства судебной системы РФ

- принцип осуществления правосудия только судом.

- принцип равенства всех перед законом и судом.

- принцип независимости судей.

- принцип презумпции невиновности.

- принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

- принцип состязательности сторон.

- принцип открытости судопроизводства.

- принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

- принцип обязательности судебных решений.

- принцип государственного или национального языка в судах.

Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:

Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);

Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" (декабрь 1996 г.);

Федеральном конституционном законе 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон "О статусе судей в Российской Федерации"";

Федеральном конституционном законе 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"".

Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный суд Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).

Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых федеральным собранием РФ, президентом РФ, правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

- Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Верховный судРФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом они выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторым - верховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный суд РФ.

Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.

Решение суда по уголовному делу называется приговором.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.

Система арбитражных судов делится на три уровня:

- Коллегия по экономическим вопросам Верховного суда РФ;

- федеральные арбитражные суды округов;

- арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Следовательно, в системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов, вторым звеном - федеральные арбитражные суды округов, третьим звеном - высший арбитражный суд РФ.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что суды общей юрисдикции создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению.

По Закону "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации.

Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей.

Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.

В компетенцию мировых судей входят дела о расторжении брака и разделе нажитого за время совместной жизни имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства и материнства, лишении родительских прав и усыновлении); дела, связанные с трудовыми отношениями (за исключением дел о восстановлении на работе); споры в отношении собственности по имущественным искам, если сумма иска не превышает 500 минимальных окладов, и дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другой недвижимостью. Кроме того, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы.


Высшего Арбитражного нет – линия идет от высшего к федеральным арбитражным.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: