Что является основанием для задержания иностранных судов в российском порту

Обновлено: 18.05.2024

На практике возникает множество ситуаций, при которых на судно накладываются аресты в пределах юрисдикции РФ по требованиям, которые не являются морскими. Для большинства владельцев судов, особенно иностранных, наличие подобной опции у заявителя ареста в разрезе международных норм до сих пор является абсурдом.

Кодекс торгового мореплавания РФ четко гласит, что судно может быть арестовано только по морскому требованию. Вместе с тем ст. 388 КТМ РФ, устанавливающая полномочия на такой арест, делает несколько оговорок и значительно расширяет перечень случаев, при которых судно может быть арестовано или задержано. Сразу стоит сделать оговорку о том, что хоть автор и не рассматривает арест и задержание в качестве одинаковых мер ограничений в отношении судна, в настоящей статье будут затронуты оба института обременений.

Первое исключение — это право капитана морского порта на отказ в выдаче разрешения на выход судна из морского порта по причине непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде, а также несоблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве, нарушения требований, предъявляемых к судовым документам, предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов Федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов, неуплаты установленных портовых сборов. Все перечисленные случаи могут являться основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из морского порта. Случаи непригодности судна к плаванию, наличия недостатков или нарушения требований трудового законодательства (например, невыплаты заработной платы) являются также дополнительным основанием для задержания (код 30 – detention) судна государственным портовым контролем порта местонахождения в рамках, например, Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта от 26 января 1982 г. Снять подобное ограничение в большинстве случаев возможно лишь после устранения выявленных замечаний и недостатков. В случае несогласия с результатами проведенной инспекции и задержанием, судовладелец имеет право оспорить действия службы капитана морского порта в административном либо судебном порядке. Однако количество поданных жалоб и процент их удовлетворения очень низки, так как в большинстве случаев недостатки и нарушения действительно подтверждаются (см., например, дело № А42-10501/2017).

Вторым исключением является возможность применения ареста морского судна для целей исполнения решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу. Указанное исключение можно формально разделить на два вида – арест, наложенный судом, и арест, наложенный судебным приставомисполнителем.

Действующее процессуальное законодательство предоставляет суду право принять любые, не запрещенные законом обеспечительные меры в отношении морского судна для целей обеспечения исполнения вынесенного судебного акта. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст. 100), как и ГПК РФ (ст. 213), содержит краткое описание предоставленного судам права, но это объяснимо схожестью процедуры с принятием обеспечительных мер. Кроме того, нормы действующего процессуального законодательства РФ не содержат прямого запрета на арест судна для возможности исполнения судебного акта о взыскании сумм, не являющихся морским требованием. Так, в рамках дела № 2-981/2017 Железнодорожным районным судом г. Ростова-на-Дону с иностранной компании была взыскана компенсация (ущерб) за невыплаченную заработную плату членам экипажа, которые не являлись работниками данной компании. В рамках исполнительного производства было обнаружено, что ответчик по судебному решению имеет на праве собственности морские суда. В суд было подано заявление о наложении ареста на зашедшее в морской порт судно в порядке ст. 213 ГПК РФ, но в удовлетворении заявления было отказано в связи с недоказанностью заявителями ареста факта соразмерности требований стоимости судна. Вместе с тем в своем определении суд прямо подтвердил возможность применения ареста в отношении судна по указанной статье ГПК РФ.

Последнее исключение из правил – право государственных органов на арест судна и груза, предусмотренное законодательством РФ. Аресты подобного рода с определенной периодичностью встречаются на юге России и применяются в основном таможенными и пограничными службами, в редких случаях – следственными органами. Основной особенностью арестов, накладываемых на морские суда таможенными органами в рамках дел об административных правонарушениях, является невозможность замены ареста на иную обеспечительную меру, например на денежный залог. Указанное обстоятельство существенно ухудшает положение судовладельца в связи с зачастую длительным простоем судна и несением расходов по его хранению или стоянке на рейде морского порта. Особенно аресты подобного рода болезненно сказываются на судах под иностранным флагом, так как ввиду особого пограничного и таможенного режима иностранное судно может находится в ограниченных местах стоянки – на рейдах и у причалов с открытым таможенным и пограничным контролем. Как и в случае с возможностью ареста судна по морскому требованию к бербоут-чартерному фрахтователю, законодательство РФ об административных правонарушениях и таможенное право ЕАЭС позволяют накладывать арест на судно, независимо от того, является ли правонарушитель собственником судна или нет.

Наиболее абсурдными являются аресты, накладываемые на морские объекты правоохранительными органами и судами общей юрисдикции в рамках возбужденных против физических лиц уголовных дел. Так, в 2019 г. в морском порту Ростов-на-Дону в рамках возбужденного уголовного дела был наложен арест на морскую баржу, следовавшую транзитом из Каспийского моря в Черное. Ходатайствовав перед судом о наложении ареста, следственные органы мотивировали свою просьбу необходимостью такой крайней меры в связи с возможностью конфискации (обращения в доход государства) баржи как орудия (средства) совершения преступления, возможностью исполнения гражданского иска в части взыскания таможенных платежей, не уплаченных российским юридическим лицом за временный ввоз данной баржи. Вместе с тем ключевой особенностью ст. 104.1 УК РФ является принадлежность собственности обвиняемому – физическому лицу. В рассматриваемом же случае баржа принадлежала на праве собственности иностранной компании, не имеющей никакое отношение к уголовному делу. Решение суда первой инстанции о наложении ареста на иностранную баржу как на орудие (средство) совершение преступления было отменено судом апелляционной инстанции как необоснованное и незаконное.

Вышеприведенные примеры арестов судов свидетельствуют о том, что судовладельцам, в большей степени иностранным, необходимо учитывать тот факт, что в России судно может быть арестовано не только по морскому требованию в качестве обеспечительной (или предварительной обеспечительной) меры, но и в целях исполнения вынесенного против собственника судна решения суда, а также различными государственными органами – в рамках действующих норм публичного права.

1. Судно, доставленное в порт Российской Федерации должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 10.1 части 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса, может быть задержано для выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса.

2. Задержание судна осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

3. О задержании судна составляется протокол. Копия протокола о задержании судна вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. Срок задержания судна исчисляется с момента составления протокола о задержании судна и не может превышать 72 часа. По истечении срока задержания судно подлежит освобождению либо аресту в порядке, предусмотренном статьей 27.14.1 настоящего Кодекса.

5. О задержании иностранного судна федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации.

6. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 27.13.1 КоАП РФ

1. Комментируемая ст. 27.13.1 КоАП РФ определяет порядок задержания судна, доставленного в порт Российской Федерации в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ. Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (ч. 1 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ.

Задержание такого судна является не обязательным, а возможным и осуществляется с целью обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных:

- ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ (нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море);

- ст. 8.18 КоАП РФ (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ст. 8.19 КоАП РФ (нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ст. 8.20 КоАП РФ (незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ (те же действия (что перечислены в ч. 1 ст. 11.7.1 КоАП РФ), если они сопряжены с незаконным воспрепятствованием движению судов морского транспорта и (или) производственной деятельности и (или) блокированием транспортных коммуникаций в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации).

2. Задержание судна осуществляется лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ и в главе 23 КоАП РФ в качестве составителей протоколов об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

3. О задержании судна составляется протокол. Требования к содержанию такого протокола в комментируемой статье не устанавливаются. Исходя из аналогии закона, в данном случае необходимо использовать нормы ч. 4 ст. 27.13, в которой указываются требования к содержанию протокола задержания транспортных средств (см. комментарий). Копия протокола о задержании судна вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. С момента составления протокола, указанного в ч. 3 комментируемой статьи начинают исчисляться срок задержания судна. Этот срок не может превышать 72 часа. По их истечению судно либо освобождается (если дело об административном правонарушении прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ), либо арестовывается в порядке ст. 27.14.1 КоАП РФ.

5. О задержании иностранного судна федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации. Это требование вытекает из ч. 4 ст. 73 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982), ратифицирована Федеральным законом от 26.02.1997 N 30-ФЗ.

Для обеспечения такого информирования п. 8 Правил хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452) устанавливает, что о задержании иностранного судна уполномоченное должностное лицо незамедлительно информирует Министерство иностранных дел Российской Федерации.

6. Комментируемая часть отсылает к Постановлению Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452 "О хранении, содержании, обеспечении безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещении владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа". Согласно данному документу хранение задержанного судна заключается в размещении его в специально отведенном месте, обеспечении сохранности данного судна, предотвращении несанкционированного доступа к нему и недопущения несанкционированных действий с ним.

Содержание задержанного судна включает снабжение его электроэнергией, топливом, водой в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности экипажа и безопасной стоянки судна. Обеспечение безопасной стоянки задержанных судов включает в себя мероприятия по обеспечению живучести судна, то есть его способности противостоять аварийным повреждениям, в том числе мероприятия по восстановлению и поддержанию судна в состоянии, пригодном для его использования.

Должностное лицо пограничного или таможенного органа (уполномоченное должностное лицо) после принятия решения о доставлении судна в морской порт Российской Федерации незамедлительно информирует об этом капитана порта, в который будет доставлено судно. Доставленные в порт суда помещаются в отведенные районы якорной стоянки для задержанных судов (районы якорной стоянки), которые определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой. Местоположение района якорной стоянки должно обеспечивать возможность контроля за задержанными судами.

Уполномоченное должностное лицо после принятия решения о задержании судна объявляет судовладельцу и (или) капитану судна об ограничении права пользования и распоряжения судном и находящимся на нем имуществом, о чем делается запись в соответствующем протоколе. Пользование задержанными судами, находящимся на них имуществом допускается для выполнения мероприятий, касающихся обеспечения жизнедеятельности экипажа, соблюдения требований в области охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения, а также требований безопасности мореплавания (включая мероприятия по обеспечению безопасной стоянки и содержанию судна).

Задержанные суда находятся в районах якорной стоянки. Они могут быть перемещены к причалу порта в следующих случаях:

а) техническое состояние задержанного судна и (или) численность членов экипажа, имеющих надлежащую квалификацию, не обеспечивает безопасную стоянку указанного судна и защиту морской среды в районе якорной стоянки;

б) процессуальные действия и грузовые операции, проводимые в отношении задержанного судна, требуют нахождения указанного судна у причала порта.

В случаях отсутствия судовладельца и капитана судна задержанное судно передается для хранения, содержания и обеспечения безопасной стоянки организации, которая оказывает указанные услуги в соответствии с учредительными документами и с которой пограничным или таможенным органом заключается договор хранения. В случае наличия на задержанном судне экипажа обеспечение его жизнедеятельности осуществляется в рамках мероприятий по содержанию судна.

До передачи задержанного судна хранителю хранение указанного судна обеспечивается уполномоченным должностным лицом, принявшим решение о задержании судна.

Требования, предъявляемые к оказанию услуг по обеспечению безопасной стоянки задержанных судов в портах, определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

Хранитель определяется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы, подтверждающие передачу (помещение) задержанного судна на хранение, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

Причал порта должен соответствовать условиям, обеспечивающим безопасную стоянку задержанных судов, в том числе в штормовую погоду, возможность проведения грузовых операций и принятия мер по охране указанных судов.

Возмещение владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением задержанного судна, обеспечением жизнедеятельности его экипажа, осуществляется хранителем или иным лицом, обеспечивающим хранение задержанного судна.

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство "РосБух"

1. Судно, доставленное в порт Российской Федерации должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 10.1 части 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса, может быть задержано для выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса.

2. Задержание судна осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

3. О задержании судна составляется протокол. Копия протокола о задержании судна вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. Срок задержания судна исчисляется с момента составления протокола о задержании судна и не может превышать 72 часа. По истечении срока задержания судно подлежит освобождению либо аресту в порядке, предусмотренном статьей 27.14.1 настоящего Кодекса.

5. О задержании иностранного судна федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации.

6. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 27.13.1 КОАП РФ

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А.

1. Комментируемая ст. 27.13.1 КоАП РФ определяет порядок задержания судна, доставленного в порт Российской Федерации в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ. Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (ч. 1 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ.

Задержание такого судна является не обязательным, а возможным и осуществляется с целью обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных:

- ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ (нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море);

- ст. 8.18 КоАП РФ (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ст. 8.19 КоАП РФ (нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ст. 8.20 КоАП РФ (незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ (те же действия (что перечислены в ч. 1 ст. 11.7.1 КоАП РФ), если они сопряжены с незаконным воспрепятствованием движению судов морского транспорта и (или) производственной деятельности и (или) блокированием транспортных коммуникаций в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации).

2. Задержание судна осуществляется лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ и в главе 23 КоАП РФ в качестве составителей протоколов об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

3. О задержании судна составляется протокол. Требования к содержанию такого протокола в комментируемой статье не устанавливаются. Исходя из аналогии закона, в данном случае необходимо использовать нормы ч. 4 ст. 27.13, в которой указываются требования к содержанию протокола задержания транспортных средств (см. комментарий). Копия протокола о задержании судна вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. С момента составления протокола, указанного в ч. 3 комментируемой статьи начинают исчисляться срок задержания судна. Этот срок не может превышать 72 часа. По их истечению судно либо освобождается (если дело об административном правонарушении прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ), либо арестовывается в порядке ст. 27.14.1 КоАП РФ.

5. О задержании иностранного судна федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации. Это требование вытекает из ч. 4 ст. 73 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982), ратифицирована Федеральным законом от 26.02.1997 N 30-ФЗ.

Для обеспечения такого информирования п. 8 Правил хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452) устанавливает, что о задержании иностранного судна уполномоченное должностное лицо незамедлительно информирует Министерство иностранных дел Российской Федерации.

6. Комментируемая часть отсылает к Постановлению Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452 "О хранении, содержании, обеспечении безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещении владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа". Согласно данному документу хранение задержанного судна заключается в размещении его в специально отведенном месте, обеспечении сохранности данного судна, предотвращении несанкционированного доступа к нему и недопущения несанкционированных действий с ним.

Содержание задержанного судна включает снабжение его электроэнергией, топливом, водой в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности экипажа и безопасной стоянки судна. Обеспечение безопасной стоянки задержанных судов включает в себя мероприятия по обеспечению живучести судна, то есть его способности противостоять аварийным повреждениям, в том числе мероприятия по восстановлению и поддержанию судна в состоянии, пригодном для его использования.

Должностное лицо пограничного или таможенного органа (уполномоченное должностное лицо) после принятия решения о доставлении судна в морской порт Российской Федерации незамедлительно информирует об этом капитана порта, в который будет доставлено судно. Доставленные в порт суда помещаются в отведенные районы якорной стоянки для задержанных судов (районы якорной стоянки), которые определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой. Местоположение района якорной стоянки должно обеспечивать возможность контроля за задержанными судами.

Уполномоченное должностное лицо после принятия решения о задержании судна объявляет судовладельцу и (или) капитану судна об ограничении права пользования и распоряжения судном и находящимся на нем имуществом, о чем делается запись в соответствующем протоколе. Пользование задержанными судами, находящимся на них имуществом допускается для выполнения мероприятий, касающихся обеспечения жизнедеятельности экипажа, соблюдения требований в области охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения, а также требований безопасности мореплавания (включая мероприятия по обеспечению безопасной стоянки и содержанию судна).

Задержанные суда находятся в районах якорной стоянки. Они могут быть перемещены к причалу порта в следующих случаях:

а) техническое состояние задержанного судна и (или) численность членов экипажа, имеющих надлежащую квалификацию, не обеспечивает безопасную стоянку указанного судна и защиту морской среды в районе якорной стоянки;

б) процессуальные действия и грузовые операции, проводимые в отношении задержанного судна, требуют нахождения указанного судна у причала порта.

В случаях отсутствия судовладельца и капитана судна задержанное судно передается для хранения, содержания и обеспечения безопасной стоянки организации, которая оказывает указанные услуги в соответствии с учредительными документами и с которой пограничным или таможенным органом заключается договор хранения. В случае наличия на задержанном судне экипажа обеспечение его жизнедеятельности осуществляется в рамках мероприятий по содержанию судна.

До передачи задержанного судна хранителю хранение указанного судна обеспечивается уполномоченным должностным лицом, принявшим решение о задержании судна.

Требования, предъявляемые к оказанию услуг по обеспечению безопасной стоянки задержанных судов в портах, определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

Хранитель определяется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы, подтверждающие передачу (помещение) задержанного судна на хранение, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

Причал порта должен соответствовать условиям, обеспечивающим безопасную стоянку задержанных судов, в том числе в штормовую погоду, возможность проведения грузовых операций и принятия мер по охране указанных судов.

Возмещение владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением задержанного судна, обеспечением жизнедеятельности его экипажа, осуществляется хранителем или иным лицом, обеспечивающим хранение задержанного судна.

Задайте вопрос юристу:

В силу статьи 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест в соответствии с пунктом 17 статьи 35 и пунктом 16 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) является нотариальным действием, совершаемым нотариусами и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Морской протест

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации — нотариусу;

в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала (статья 99 Основ, статья 399 КТМ РФ).

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Согласно статье 396 КТМ РФ в случае, если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если происшествие произошло во время плавания судна, заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Статьей 397 КТМ РФ допускается возможность заявления о морском протесте в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае причины такой задержки должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, а также опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

За совершение морского протеста в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается государственная пошлина в размере 30 000 рублей.

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).

Читайте также: