Что включает в себя правовая основа судебной бухгалтерии

Обновлено: 18.05.2024

Глава 1. Основные положения судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета

1.3. Правовые основы (источники) судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета

В мировой практике сложилось несколько подходов к установлению правил ведения бухгалтерского учета:

1) британско-американская модель – регулирование осуществляется через профессиональные неправительственные организации. Главное в этой модели – ориентация бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов;

2) континентально-европейская (Россия) модель – нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти. Главная идея модели – ориентация учета на удовлетворение требований правительства и налогового законодательства;

3) южноамериканская модель ориентирована на потребности государственных плановых органов и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции. Методология и порядок учета устанавливаются МСФО.

Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого стало создание в 1973 г. Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране.

Правовую основу судебной бухгалтерии в России составляют источники самого бухгалтерского учета, а также источники различных отраслей права, взаимодействующие с судебной бухгалтерией. В системе нормативного регулирования выделяют несколько уровней:

Первый уровень – Конституция РФ 1993 г. (например, ст. 8, 34, 71)

Второй уровень – федеральные законы:

1. О бухгалтерском учете: федер. закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.//Рос. газета. – 2011г.–9 дек.

2. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федер. закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001г. // СЗ РФ.– 2001 г. № 23. –Ст. 2291.

3. Об аудиторской деятельности: федер. закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.// СЗ РФ.– 2009 г. № 1. – Ст. 15.

4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ //СЗ РФ –, 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249.

5. О Центральном банке РФ (Банке России): федер. закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.// СЗ РФ. –2002. –№ 28. – Ст. 2790.

6. О Счетной палате РФ: федер. закон № 41-ФЗ от 5 апреля 2013 г.// СЗ РФ. – .2013. – № 14. – Ст. 1649.

7. Нормы гражданского, финансового, уголовно-процессуаль-ного законодательства, отраженные в ГК РФ, УПК РФ, ГПК РФ, БК, НК, КоАП РФ и др.

Третий уровень – подзаконные нормативные акты:

1. О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере: Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41// СЗ РФ. – 2016. – № 6. – Ст. 831;

2. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (вместе с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу) // СЗ РФ. – 2012. – № 25. – Ст. 3314;

3. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.// СЗ РФ.– 2004 г. № 31. – Ст. 3258;

4. О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Указ Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г.// Рос. газета. – 1998.– 25 дек.

Четвертый уровень – ведомственные нормативные акты (положения по бухгалтерскому учету, приказы министерств):

1. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г. // Фин. газета. – 2000, ноябрь;

5. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н// Рос. газета. –2012. – 22 июня;

6. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина РФ 64н от 21 декабря 1998 г.// Рос. налоговый курьер. – 1999. – № 11;

7. Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ: приказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. № 347//Рос. газета. – 2003. – 25 янв.

Пятый уровень – методические указания, инструкции, рекомендации, письма:

1. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина РФ 49 от 13 июня 1995 г.// Фин. газета. – 1995. – № 28.

2. Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ: Приказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. № 347 // Рос. газета. – 2003. – 25 янв.

Шестой уровень – источники международного права:

1. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания: федер. закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ;

2. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ// СЗ РФ – 1994. – № 8. – Ст. 801.

Седьмой уровень – нормативные документы, разрабатываемые внутри самой организации: устав организации; учетная политика организации; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; положения об оплате труда, премировании работников.

Согласно ст. 21 402-ФЗ, регулирование в области бухгалтерского учета осуществляется через:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к учету и списания;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;

4) требования к учетной политике;

5) план счетов бухгалтерского учета;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

7) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и другие вопросы.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности: в строительстве, торговле, сельском хозяйстве и т. д.

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом так же самостоятельно, как и при определении объектов ведения бухгалтерского учета.

Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Судебная бухгалтерия – это специальная юридическая дисциплина, которая возникла на стыке теории бухгалтерского учета и юриспруденции.

Предметом данной дисциплины являются объективные закономерности применения бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений: уголовно-правовых, гражданско-правовых и арбитражных. Данное определение предмета судебной бухгалтерии дополняет определение предмета судебной бухгалтерии через защитные функции бухгалтерского учета и закономерности их использования в юридической практике. Таким образом, предметом судебной бухгалтерии являются защитные функции бухгалтерского учета и закономерности их использования в юридической деятельности, оперативно-розыскной деятельности, следственной и судебной деятельности.

Под защитными функциями бухгалтерского учета в данном случае следует понимать функции, которые обеспечивают охрану имущественных интересов всех экономических, то есть хозяйствующих, субъектов, обладающих правом собственности на материальные и денежные ресурсы.

В судебной бухгалтерии рассматриваются следующие функции бухгалтерского учета:

1. Превентивная (предупредительная) функция

Она проявляется в способностях учета затруднять совершение противоправных деяний в процессе осуществления хозяйственной деятельности и отражение этой деятельности в учете. Данная функция состоит в предварительном контроле за экономической деятельностью хозяйствующего субъекта и тем самым препятствует совершению противоправных деяний.

2. Следообразующая функция

Она проявляется в формировании следов совершенного противоправного деяния в данных бухгалтерского учета. В качестве примера можно указать платежное поручение

3. Охранительная функция

Она проявляется путем использования данных учета в деятельности контрольно-ревизионных и правоохранительных органов. Как мы видим охранительная функция срабатывает позднее. На основе способности учета формировать информационные отражения (признаки, следы) фактически происходивших, юридически значимых процессов и операций.

Предмет судебной бухгалтерии обуславливает существование двух взаимосвязанных объектов:

1. Одним из таких объектов является бухгалтерский учет как вид профессиональной деятельности, связанный со сбором обработкой и использованием экономической информации. Правовая регламентация и общий порядок этой деятельности представляет особый интерес для юристов, так как в данных учета формируются сведения о хозяйственной деятельности предприятия, которые используются в качестве доказательств по уголовным, арбитражным и гражданским делам.

2. Второй объект – это противоправные деяния, которые совершаются под видом учетных операций. Они могут осуществляться на различных этапах сбора, обработки и использования экономической информации, то есть второй объект связан с криминалистическим аспектом.

Структура судебной бухгалтерии

Она состоит из двух частей:

1. Общая часть. В ней рассматривает предмет, объект и методы судебной бухгалтерии

2. Особенная часть. В этой части рассматривает использование специальных экономических познаний в юридической практике. В связи с этим в этой части рассматриваются следующие вопросы:

a. Документальная ревизия, проводимая по требованию правоохранительных органов

b. Судебно-бухгалтерская экспертиза

c. Использование специалиста-бухгалтера в следственных, судебных действия

Правовые основы судебной бухгалтерии

2. Указы президента, постановления Правительства РФ - План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, положения по бухгалтерскому учету (их больше 24, но например, учет материально-производственных запасов, положение по бухгалтерскому учету 3\01 утв. Приказом Минфина от 9 июля 2001 года), методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

4. Локальные акты которые разрабатываются и утверждаются в самой организации. Самый главный ЛНА – Приказ (распоряжение) об учетной политики организации, в котором раскрывается учетная и налоговая политика организации

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Глава 1. Основные положения судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета

1.3. Правовые основы (источники) судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета

В мировой практике сложилось несколько подходов к установлению правил ведения бухгалтерского учета:

1) британско-американская модель – регулирование осуществляется через профессиональные неправительственные организации. Главное в этой модели – ориентация бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов;

2) континентально-европейская (Россия) модель – нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти. Главная идея модели – ориентация учета на удовлетворение требований правительства и налогового законодательства;

3) южноамериканская модель ориентирована на потребности государственных плановых органов и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции. Методология и порядок учета устанавливаются МСФО.

Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого стало создание в 1973 г. Комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране.

Правовую основу судебной бухгалтерии в России составляют источники самого бухгалтерского учета, а также источники различных отраслей права, взаимодействующие с судебной бухгалтерией. В системе нормативного регулирования выделяют несколько уровней:

Первый уровень – Конституция РФ 1993 г. (например, ст. 8, 34, 71)

Второй уровень – федеральные законы:

1. О бухгалтерском учете: федер. закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.//Рос. газета. – 2011г.–9 дек.

2. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федер. закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001г. // СЗ РФ.– 2001 г. № 23. –Ст. 2291.

3. Об аудиторской деятельности: федер. закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.// СЗ РФ.– 2009 г. № 1. – Ст. 15.

4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ //СЗ РФ –, 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249.

5. О Центральном банке РФ (Банке России): федер. закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.// СЗ РФ. –2002. –№ 28. – Ст. 2790.

6. О Счетной палате РФ: федер. закон № 41-ФЗ от 5 апреля 2013 г.// СЗ РФ. – .2013. – № 14. – Ст. 1649.

7. Нормы гражданского, финансового, уголовно-процессуаль-ного законодательства, отраженные в ГК РФ, УПК РФ, ГПК РФ, БК, НК, КоАП РФ и др.

Третий уровень – подзаконные нормативные акты:

1. О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере: Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41// СЗ РФ. – 2016. – № 6. – Ст. 831;

2. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (вместе с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу) // СЗ РФ. – 2012. – № 25. – Ст. 3314;

3. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.// СЗ РФ.– 2004 г. № 31. – Ст. 3258;

4. О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Указ Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г.// Рос. газета. – 1998.– 25 дек.

Четвертый уровень – ведомственные нормативные акты (положения по бухгалтерскому учету, приказы министерств):

1. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г. // Фин. газета. – 2000, ноябрь;

5. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н// Рос. газета. –2012. – 22 июня;

6. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина РФ 64н от 21 декабря 1998 г.// Рос. налоговый курьер. – 1999. – № 11;

7. Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ: приказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. № 347//Рос. газета. – 2003. – 25 янв.

Пятый уровень – методические указания, инструкции, рекомендации, письма:

1. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина РФ 49 от 13 июня 1995 г.// Фин. газета. – 1995. – № 28.

2. Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ: Приказ Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. № 347 // Рос. газета. – 2003. – 25 янв.

Шестой уровень – источники международного права:

1. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания: федер. закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ;

2. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ// СЗ РФ – 1994. – № 8. – Ст. 801.

Седьмой уровень – нормативные документы, разрабатываемые внутри самой организации: устав организации; учетная политика организации; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; положения об оплате труда, премировании работников.

Согласно ст. 21 402-ФЗ, регулирование в области бухгалтерского учета осуществляется через:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к учету и списания;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;

4) требования к учетной политике;

5) план счетов бухгалтерского учета;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

7) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и другие вопросы.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности: в строительстве, торговле, сельском хозяйстве и т. д.

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом так же самостоятельно, как и при определении объектов ведения бухгалтерского учета.

Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

В названном учебном курсе большое внимание уделялось практике ведения бухгалтерского учета и процедуре использования знаний соответствующих специалистов, а методике применения юристом самостоятельно общеэкономических познаний была уделена второстепенная роль.

Несмотря на возрастающие запросы юридической практики, судебная бухгалтерия по-прежнему была нацелена на решение экономических задач. До 1980 г. судебная бухгалтерия воспринималась как специальная отрасль бухгалтерии.

1) разрабатывает научные основы организации и проведения бухгалтерских ревизий, экспертиз, инвентаризаций;

2) определяет круг вопросов, которые могут ставиться перед ревизором и экспертом;

3) вырабатывает критерии оценки заключений экспертов и актов ревизий;

4) занимается разработкой методики работы оперативных работников и следователей с документами, которые могут стать доказательствами по делу.

Знание данной дисциплины позволяет сотрудникам правоохранительных органов сделать правильный вывод о законности и реальности тех или иных хозяйственных операций, выявить подложные документы, которые завуалировали незаконные хозяйственные операции и преступления.

3. Предмет, метод и структура судебной бухгалтерии

Предметом судебной бухгалтерии являются объективные закономерности, основанные на нормативных актах, включающие в себя предписания по применению бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных).

Предмет любой учебной дисциплины имеет исключительное значение. Это обусловлено следующим:

1) наличие специфического предмета исследования предопределяет возможность и необходимость самостоятельного существования соответствующей системы знаний;

2) без уяснения предмета дисциплины нельзя определить ее содержание, задачи, обозначить основные направления развития, определить ее место в системе других дисциплин;

Под предметом понимается все то, что находится в границах объекта исследования учебной дисциплины. Одним из таких объектов в судебной бухгалтерии является бухгалтерский учет. Второй объект предусматривает при изучении наличие криминалистических знаний.

Судебная бухгалтерия, как любая учебная дисциплина, имеет свои особенные признаки:

1) наличие взаимосвязи между противоправными деяниями в сфере экономики с данными и их отражением в бухгалтерском учете;

2) законодательная регламентированность способов (форм, методов) применения специальных бухгалтерских познаний в разнообразной юридической практике.

Она включает в себя теорию и принципы бухгалтерского учета, а также правовые основы применения специальных бухгалтерских познаний правоприменителем лично, привлекаемым им специалистом-бухгалтером, нормативный порядок назначения и производства документальной ревизии, аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы, т. к. изучает вопросы применения бухгалтерского учета в разнообразной юридической практике.

Одним из основных ее признаков является охранительная и превентивная функции бухгалтерского учета.

Превентивная (предупредительная) функция заключается в предварительном контроле за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов и тем самым затрудняет совершение противоправных деяний.

Охранительная функция действует после совершения преступления.

В правовой бухгалтерии можно выделить следующие методы:

Совокупность этих методов образует методологию бухгалтерского учета, с помощью которой осуществляется учет хозяйственной деятельности.

Также метод судебной бухгалтерии тесно связан с методом бухгалтерского учета.

Учебная дисциплина, как правило, включает следующие разделы: введение в учебную дисциплину, основы бухгалтерской отчетности, применение специальных бухгалтерских познаний правоприменительной практики юристов.

Данная учебная дисциплина представляет собой комплексную экономико-правовую дисциплину, в основе которой лежит бухгалтерский учет, которая занимается изучением и разработкой теоретических и тактических вопросов использования специальных бухгалтерских и иных экономических знаний в юридической деятельности.

4. Значение и функции судебной бухгалтерии

Правовая бухгалтерия — специальная прикладная дисциплина, которая изучает основанные на законе способы воплощения в жизнь бухгалтерских знаний в разнообразной юридической практике. Она включает в себя:

1) теорию бухгалтерского учета и его правовые начала;

2) основы документальной ревизии и аудита, судебно-бухгалтерской экспертизы; деятельности бухгалтера в качестве процессуальной фигуры специалиста;

3) положения уголовного, гражданского, арбитражного и административного права, регламентирующие порядок использования бухгалтерского учета и его данных правоприменителем.

Судебная бухгалтерия выполняет следующие функции:

1) криминалистическую — изучает закономерности происхождения, собирания, оценки и использования доказательств и основанные на познании этих закономерностей методы расследования, рассмотрения и предотвращения преступлений, в том числе доказательства, добытые с помощью правовой бухгалтерии;

2) процессуальную (доказательственную) — поиск истины (получении доказательств фактически совершенных неправомерных бухгалтерских действий, за которые предусмотрена юридическая ответственность);

3) криминологическую — предотвращение, прогноз, профилактику финансово-хозяйственных нарушений с помощью судебной бухгалтерии;

4) уголовно-правовую — это криминализация и последующая квалификация ряда нарушений в области бухгалтерского учета на основе данных судебной бухгалтерии;

5) организационно-управленческую — контрольную, обеспечивающую, информационную функции, функцию обратной связи судебной бухгалтерии.

Для достижения положительного результата приведенные функции необходимо использовать в совокупности.

Значение судебной бухгалтерии состоит в том, что бухгалтерский учет, лежащий в ее основе, есть одна из основных, объективных, обязательных и нормативно определенных функций государственного управления, один из видов социального контроля и способ повышения эффективности правообеспечительной и правоохранительной деятельности.

5. Источники правовой бухгалтерии

Источниками судебной бухгалтерии являются:

1) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

2) федеральные законы;

3) подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения);

4) международно-правовые акты.

5) методические рекомендации, руководящие разъяснения, толкования ведомственного, судебного (официального) характера;

Нормы Конституции РФ имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов.

К законам относится федеральное законодательство, которое представлено следующими актами:

Судебная бухгалтерия – это специальная юридическая дисциплина, которая возникла на стыке теории бухгалтерского учета и юриспруденции.

Предметом данной дисциплины являются объективные закономерности применения бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений: уголовно-правовых, гражданско-правовых и арбитражных. Данное определение предмета судебной бухгалтерии дополняет определение предмета судебной бухгалтерии через защитные функции бухгалтерского учета и закономерности их использования в юридической практике. Таким образом, предметом судебной бухгалтерии являются защитные функции бухгалтерского учета и закономерности их использования в юридической деятельности, оперативно-розыскной деятельности, следственной и судебной деятельности.

Под защитными функциями бухгалтерского учета в данном случае следует понимать функции, которые обеспечивают охрану имущественных интересов всех экономических, то есть хозяйствующих, субъектов, обладающих правом собственности на материальные и денежные ресурсы.

В судебной бухгалтерии рассматриваются следующие функции бухгалтерского учета:

1. Превентивная (предупредительная) функция

Она проявляется в способностях учета затруднять совершение противоправных деяний в процессе осуществления хозяйственной деятельности и отражение этой деятельности в учете. Данная функция состоит в предварительном контроле за экономической деятельностью хозяйствующего субъекта и тем самым препятствует совершению противоправных деяний.

2. Следообразующая функция

Она проявляется в формировании следов совершенного противоправного деяния в данных бухгалтерского учета. В качестве примера можно указать платежное поручение

3. Охранительная функция

Она проявляется путем использования данных учета в деятельности контрольно-ревизионных и правоохранительных органов. Как мы видим охранительная функция срабатывает позднее. На основе способности учета формировать информационные отражения (признаки, следы) фактически происходивших, юридически значимых процессов и операций.

Предмет судебной бухгалтерии обуславливает существование двух взаимосвязанных объектов:

1. Одним из таких объектов является бухгалтерский учет как вид профессиональной деятельности, связанный со сбором обработкой и использованием экономической информации. Правовая регламентация и общий порядок этой деятельности представляет особый интерес для юристов, так как в данных учета формируются сведения о хозяйственной деятельности предприятия, которые используются в качестве доказательств по уголовным, арбитражным и гражданским делам.

2. Второй объект – это противоправные деяния, которые совершаются под видом учетных операций. Они могут осуществляться на различных этапах сбора, обработки и использования экономической информации, то есть второй объект связан с криминалистическим аспектом.

Структура судебной бухгалтерии

Она состоит из двух частей:

1. Общая часть. В ней рассматривает предмет, объект и методы судебной бухгалтерии

2. Особенная часть. В этой части рассматривает использование специальных экономических познаний в юридической практике. В связи с этим в этой части рассматриваются следующие вопросы:

a. Документальная ревизия, проводимая по требованию правоохранительных органов

b. Судебно-бухгалтерская экспертиза

c. Использование специалиста-бухгалтера в следственных, судебных действия

Правовые основы судебной бухгалтерии

2. Указы президента, постановления Правительства РФ - План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, положения по бухгалтерскому учету (их больше 24, но например, учет материально-производственных запасов, положение по бухгалтерскому учету 3\01 утв. Приказом Минфина от 9 июля 2001 года), методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

4. Локальные акты которые разрабатываются и утверждаются в самой организации. Самый главный ЛНА – Приказ (распоряжение) об учетной политики организации, в котором раскрывается учетная и налоговая политика организации

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Читайте также: