Что такое судебная комиссия

Обновлено: 01.05.2024

Что включает производство по делам об административных правонарушениях и какие стадии выделяют в его рамках.

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности. Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел. Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Виды производства об административных правонарушениях

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.

Комментарии

сколько стоит составить обжалование ?

Помогите пожалуйста , если возможно составить заявление о рассмотрении в моем присутствии , так как я намерен обжаловать действия сотрудника Гибдд и не согласен с решением суда по административному правонарушению в отношении меня.

Как я понял из материалов дела ( их копий )

Суд определил (от 29.08.2017г августа ) Принять к производству материал об Административном правонарушении , рассмотрение назначить на 4.09.2017г в 9.00

Из числа лиц, указанных в ст.25.1-25.10 КоАП РФ, в судебное заседание вызвать лицо, в отношении которого ведеться производство по делу. Почтовых отправлений, повесток итд не было отправлено , секретарь сказала , что достаточно и того что время и место указано в протоколе! в тот же день я 4.09.17 я приехал к ним и написал заявление на предоставления копий материалов дела , потому как ранее они не могли его принять , так как материалы не поступили , и устно обещали позвонить по моему номеру указанному в протоколе и известить меня о наличии материалов дела , и о дате и времени слушания!

В случае отсутствия завещания, все имущество наследователя будет распределяется между наследниками по закону

Ситуация, когда человек умирает, не оставив завещания, — не редкость. И тогда за его недвижимость могут разгореться судебные тяжбы между родственниками. Вместе с экспертами разбираемся, кто имеет первоочередное право на недвижимость, и как правильно разделить наследство по закону.

Эксперты в статье

Очередность наследников

Согласно статьям 1141-1151 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности:

  • первая очередь: супруг или супруга, дети, родители и внуки;
  • вторая очередь: братья и сестры, дедушки и бабушки, племянники и племянницы;
  • третья очередь: дяди и тети, а также двоюродные браться и сестры;
  • четвертая очередь: прабабушки и прадедушки;
  • пятая очередь: двоюродные бабушки или дедушки, двоюродные внуки и внучки;
  • шестая очередь: двоюродные дяди и тети, двоюродные племянники и племянницы, двоюродные правнуки и правнучки;
  • седьмая очередь: отчимы и мачехи, пасынки и падчерицы. Право на наследство они получают только в случае, если больше никто из родственников не может его получить.

Согласно статье 1154 российского Гражданского кодекса, подать заявление о принятии наследства нотариусу нужно в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина или день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (статья 1114 ГК).

Есть практика признания наследника недостойным, если он умышленно умолчал о наличии других наследников по закону, чем лишил их наследства

Есть практика признания наследника недостойным, если он умышленно умолчал о наличии других наследников по закону, чем лишил их наследства (Фото: Владимир Астапкович/ИТАР-ТАСС)

Кто еще может попасть в первую очередь наследников

Вот, кто входит в их число:

  • удочеренные или усыновленные дети. Они приравниваются к собственным дочерям или сыновьям и обладают теми же правами, что другие претенденты, относящиеся к первой очереди;
  • дети умершего, родившиеся вне брака. Для получения прав наследования достаточно записи в свидетельстве о рождении;
  • дети, прошедшие через процедуру признания отцовства. Если этот факт признан судебным решением, то такие граждане получат права, которые имеют остальные претенденты, относящиеся к первой очереди;
  • не родившиеся на момент смерти наследодателя дети. Они должны появиться на свет не позднее десяти месяцев после открытия наследства.

Документы для вступления в наследство по закону

  • свидетельство о смерти наследодателя, либо судебное решение о признании человека умершим;
  • паспорт, удостоверяющий личность заявителя;
  • документы, подтверждающие наличие родственных связей с наследодателем (свидетельство о браке, свидетельство о рождении);
  • правоподтверждающие документы на объект недвижимости (свидетельство о государственной регистрации права, выписка из ЕГРН).

Споры о наследстве до суда доведут

По словам члена комиссии Федеральной нотариальной палаты по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественными организациями Сергея Полякова, есть практика признания наследника недостойным, если он умышленно умолчал о наличии других наследников по закону, чем лишил их наследства.

Как обойтись без суда

Если наследники приняли наследство и договорились между собой о том, кому какое конкретно имущество должно отойти, то оно может быть разделено по соглашению между ними.

Наследники могут обратиться к нотариусу для удостоверения соглашение о разделе наследственного имущества

Наследники могут обратиться к нотариусу для удостоверения соглашение о разделе наследственного имущества (Фото: Александр Артеменков/ТАСС)

Когда лучше продать наследство

Вариант продажи наследуемого имущества и дележ полученных денег выгоден, если наследников по закону несколько, но все они — дальние родственники покойного, считает юрист, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.

Какова роль нотариуса

Соглашение о разделе наследственного имущества должно быть обязательно удостоверено нотариусом. Здесь его главная задача в том, чтобы выслушать всех наследников, выявить их реальную волю и обеспечить равную защиту их прав и законных интересов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ недавно пересмотрела итоги одного очень интересного спора клиента крупного банка с финансовым учреждением.

Верховный суд РФ объяснил, что менять условия обслуживания граждан банк может лишь при их согласии. Фото: Сергей Михеев.

Верховный суд РФ объяснил, что менять условия обслуживания граждан банк может лишь при их согласии. Фото: Сергей Михеев.

Гражданин возмутился тем, что банк подписал с ним договор с одними условиями, а потом, за спиной у него, эти условия тихо поправил в свою пользу. Местный суд решил, что банк имел право так поступать. Клиент дошел до Верховного суда РФ, который дело изучил и заявил, что гражданин возмущался справедливо и закон на его стороне.

Подобные ситуации, судя по судебной статистике, совсем не редкое явление. Поэтому разъяснения Верховным судом РФ положений закона, которые действуют в подобной ситуации, могут оказаться полезными многим гражданам.

Фото: Сергей Михеев

Эта история началась в Волгограде. Там в районный суд пришел гражданин с иском к крупному банку. Требования в иске были такие - взыскать с банка солидную сумму, которую, по мнению истца, банк взял у него незаконно. А еще взыскать штраф и компенсировать ему моральный вред.

В суде клиент рассказал свою грустную историю. Он поверил рекламе банка и открыл в нем специальный счет с красивым названием - "Мой доход". Он предназначался для безналичных расчетов. Буквально спустя несколько месяцев на этот счет пришли деньги с трех разных счетов.

Общая сумма - 1 миллион 200 тысяч рублей. С них банк тут же удержал 120 тысяч рублей комиссии. Это сильно удивило гражданина, так как в договоре с банком было написано, что комиссии никакой не берется. Письмо в банк клиента с просьбой возвратить ему незаконно списанные деньги финансовая организация проигнорировала.

В суде гражданин рассказал, что, по его мнению, удержание комиссии является незаконным, так как эта комиссия применена по тарифам, которые начали действовать уже после того, как он подписал свой договор с банком. А его об изменении тарифа никто в известность ставить не счел нужным. Решением райсуда требования истца были удовлетворены. Суд обязал банк вернуть клиенту удержанные с него 120 тысяч рублей, плюс шесть тысяч рублей за пользование чужими деньгами, моральный ущерб суд сократил до двух тысяч рублей и присудил штраф в 60 тысяч рублей за нежелание финансистов добровольно исполнять просьбу клиента.

Обиженный банк опротестовал такое решение в судебной коллегии Волгоградского областного суда. Там к банкирам отнеслись с уважением - решение отменили и в иске гражданину отказали целиком. Пришлось ему обращаться в Верховный суд РФ. Там спор изучили и сказали, что "жалоба подлежит удовлетворению".

Вот как выглядит спор в разъяснениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.

Фото: iStock

Из материалов дела видно, что гражданин заключил так называемый "договор банковского счета физического лица". Через несколько месяцев тремя переводами на этот счет пришли деньги. Общая сумма - миллион двести тысяч рублей. С нее банк тут же удержал комиссию - 120 тысяч рублей. Клиент написал письмо в банк с просьбой вернуть ему эти деньги. Как записано в деле, "требование ответчиком исполнено не было". Дзержинский райсуд установил, что, когда человек подписывал договор с банком, его ознакомили с условиями договора, которые красовались на сайте банка. Важный нюанс - на момент заключения договора операции по банковскому продукту под названием "Мой доход" не были платными. Именно с такими услугами и тарифами был ознакомлен новый клиент банка.

Из материалов дела видно, что банк по "Моему доходу" тарифы поменял. Стало так: при безналичном зачислении денег на сумму больше 600 тысяч рублей берется комиссия - проценты от суммы. Вот на основании этих изменений со счета гражданина и списали деньги.

Верховный суд подчеркнул - списание комиссии было произведено ответчиком без согласия и распоряжения владельца счета.

Суд первой инстанции сказал, что банк в одностороннем порядке изменил условия заключенного с истцом договора, не известив об этом клиента, "что привело к возникновению у него убытков в виде незаконно удержанной комиссии". По мнению областного суда , банк имел право брать комиссию . По словам областных судей, клиент банка вообще "пытался уклониться от соблюдения процедур обязательного контроля". То есть должен был объяснять, откуда пришли деньги и какие. Он этого не сделал, а возмутился комиссией. Судьи имели в виду Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. ". В областном решении сказано, что "при выявлении обстоятельств, дающих основания полагать, что осуществление платежей несет репутационный риск для банка". С такими выводами и не согласился Верховный суд РФ.

Он начал разъяснения с Гражданского кодекса РФ. В нем есть статья 851-я, в которой говорится, что клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с деньгами на его счете. Затем Верховный суд перешел к Закону "О банках и банковской деятельности". Там сказано, что отношения между банками и их клиентами "осуществляются на основе договоров". В договоре должны быть указаны процентные ставки , стоимость банковских услуг . Статья 29 "банковского" закона прямо предусматривает, что комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентом. Про такие договоры есть специальная статья в Гражданском кодексе. Ее номер 310. В этой статье сказано, что одностороннее изменение условий обязательства не допускается.

Фото: Photoxpress

Верховный суд РФ делает вывод: закон не содержит запрета банкам изменять условия обслуживания и устанавливать "иные размеры" комиссий. Но совсем другая ситуация, если речь идет о случаях с клиентами - физическими лицами. Тут до оказания услуги должно быть достигнуто соглашение о возможности изменения договора банковского обслуживания в форме, "которая позволяет однозначно установить согласие потребителя на обслуживание на этих условиях и добровольный выбор им объема оказанных услуг".

В нашем случае на момент заключения договора с гражданином операции по зачислению денег в безналичном порядке по "Моему доходу" не были платными. При таких условиях, подчеркнул Верховный суд, его областным коллегам надо было руководствоваться теми условиями обслуживания счета, которые были установлены и заключены гражданином в его договоре и содержались в правилах банка, которые существовали на момент заключения этого договора. Отреагировал суд и на упомянутый облсудом закон об отмывании денег. Верховный суд сказал, что областные судьи не учли - в этом законе нет нормы, позволяющей кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.

Верховный суд отменил решение апелляции и велел ей пересмотреть дело еще раз с учетом его разъяснений.

Как обжаловать решение призывной комиссии. Пошаговая инструкция.

Гражданин вправе обжаловать решение (заключение) призывной комиссии. В зависимости от обстоятельств дела допускается внесудебный и (или) судебный порядок обжалования.

Решение призывной комиссии можно обжаловать

В зависимости от обстоятельств дела допускается внесудебный и (или) судебный порядок обжалования (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ; ст. 15 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии

Справка. Решение и заключение призывной комиссии

Призывная комиссия принимает следующие решения (п. 1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ):

- о призыве на военную службу;
- о направлении на альтернативную гражданскую службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
- об освобождении от призыва на военную службу;
- о зачислении в запас;
- об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Призывная комиссия может также выносить заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований (п. 1.1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Как обжаловать решение призывной комиссии военкомата

По общему правилу председатель призывной комиссии обязан объявить решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено).

По письменному заявлению гражданина, поданному в военный комиссариат, выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении).

Заявление о выдаче выписки из протокола (решения, заключения) заседания призывной комиссии (форма)

В течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления выписка из протокола выдается гражданину лично или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу (п. 6 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Если гражданин не согласен с вынесенным призывной комиссией решением (заключением), он может его обжаловать в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ.

Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии

Жалоба подаётся в течение трех месяцев со дня вынесения обжалуемого решения (заключения).

Заявление об обжаловании решения призывной комиссии (форма)

Призывная комиссия субъекта РФ рассматривает жалобу на решение призывной комиссии в течение пяти рабочих дней, а на заключение призывной комиссии - в течение месяца со дня поступления жалобы в призывную комиссию (п. 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Призывная комиссия субъекта РФ может отменить решение или заключение нижестоящей призывной комиссии

Одновременно с этим комиссия может принять иное решение (например, о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу).

При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта РФ определяет вид и род Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (п. п. 1, 1.1, 5 ст. 28, п. п. 2, 3 ст. 29 Закона N 53-ФЗ).

Выполнение обжалуемого решения (заключения) призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией субъекта РФ (п. 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ).

Как обжаловать решение призывной комиссии в суде

Как правило, обжаловать решение (заключение) призывной комиссии в суд можно одновременно с подачей жалобы во внесудебном порядке. Однако, допускается и только судебный порядок.

Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии

Например, в судебном порядке обжалуется решение призывной комиссии субъекта РФ, решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона N 53-ФЗ; ч. 1 ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Чтобы признать незаконным решение призывной комиссии в судебном порядке, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Подготовьте административное исковое заявление и необходимые документы

В административном исковом заявлении указываются (ч. 2 ст. 125, ч. 2 ст. 220 КАС РФ; п. 4 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016):

1. Наименование суда, в который подается заявление.

2. Сведения об истце: Ф.И.О, место жительства или место пребывания, дату и место рождения, номера телефона и факса, адрес электронной почты.

Если исковое заявление подает представитель, указываются Ф.И.О. представителя, почтовый адрес, номера телефона и факса, адрес электронной почты, сведения о наличии у представителя высшего юридического образования.

3. Призывную комиссию, решение (заключение) которой оспаривается.

4. Наименование, номер и дату принятия оспариваемого решения (заключения).

5. Сведения о том, какие права и законные интересы административного истца нарушены, или о причинах, которые могут повлечь нарушение прав истца.

6. Нормативные правовые акты на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое решение (заключение).

7. Содержание требований (например, признать решение призывной комиссии незаконным и отменить его), а также обоснование и доводы, на которых основаны требования истца.

8. Сведения о подаче жалобы во внесудебном порядке и результатах ее рассмотрения (если такая жалоба подавалась).

9. Перечень прилагаемых документов и сведения о невозможности приложить какие-либо из необходимых документов.

Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии (форма)

К административному исковому заявлению в обязательном порядке прилагаются (ч. 1, 3 ст. 55, ч. 4, 5, 8 ст. 57, ч. 1 ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ):

1) уведомление о вручении копий искового заявления с приложениями сторонам, участвующим в деле. Если копии сторонам дела не направлялись, в суд представляются копии искового заявления с приложениями по количеству сторон участвующих в деле;

2) документ, подтверждающий уплату госпошлины либо право на получение льготы по ее уплате, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины с приложением необходимых документов.

Справка. Размер госпошлины

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании решения (заключения) призывной комиссии незаконным составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);

3) доверенность удостоверяющую полномочия представителя административного истца, а также диплом о высшем юридическом образовании представителя или ученой степени по юридической специальности;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования в исковом заявлении, а также документы об обжаловании решения (заключения) призывной комиссии во внесудебном порядке;

5) иные документы, подтверждающие требования истца.

Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме на бумажном носителе. В этом случае на копии искового заявления истца проставляются подпись истца (представителя - при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление искового заявления в суд) и дата подписания заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ).

Новое: Судебная практика по оспариванию решения призывной комиссии

Подайте административное исковое заявление в суд

Административное исковое заявление подается в суд в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления к производству суда.

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ).

По общему правилу административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в районный суд по месту нахождения органа власти или организации либо по месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3, 4 ст. 24 КАС РФ).

Если место нахождения указанных органа власти или организации не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административный иск подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия органа власти или организации, либо по месту жительства административного истца (ч. 2 ст. 22 КАС РФ; п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36).

Дождитесь рассмотрения дела и решения суда

По результатам рассмотрения административного дела суд вынесет решение: (ч. 2 ст. 227 КАС РФ):

- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца;

- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным.

Выполнение обжалуемого решения (заключения) призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28, п. 4 ст. 29 Закона N 53-ФЗ; ч. 2 ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Решение суда, не вступившее в законную силу, можно обжаловать в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 295, ч. 1 ст. 297, ч. 1 ст. 298 КАС РФ).

Читайте также: