Рельеф страшный суд это

Обновлено: 16.05.2024

Страшный суд – это каноническое понятие, которое отражается не только в священных писаниях, но и на полотнах икон. Апокалипсиса ожидают как расплату за мирские грехи, каждый христианин готовится предстать перед судом после окончания мирской жизни. Сцены, изображенные иконописцами, это картинки канонического типа, на которых можно увидеть воочию то, что многократно описано посланниками Божьими.

История появления

Первые упоминания об иконах, которые изображают сюжет Судного дня, относятся к IV веку. Это предшествие каноническому сюжету, который был полностью сформирован византийцами к началу XV века. На территории Киевской Руси первое изображение со сценами Апокалипсиса появилось на стенах Кирилловского монастыря. Позднее историки зафиксировали эти изображения на стенах Дмитровского, а также Георгиевского храма.

Немного про сюжет Судного дня

Сюжетность икон вариативна, но при проведении общего анализа специалисты выделили 3 основные темы:

  • доминирование Иисуса как спасителя;
  • борьба ангелов с демонами;
  • изображение небесного рая или рая на земле, к которому стремится любой верующий человек, попавший на Страшный суд.

Основные сцены Суда Божьего

Некоторые изображения требуют пристального толкования. Как правило, полотно построено по типу ярусов. У каждой иконы есть передний и задний планы. Для иконописцев Судного дня существуют определенные правила, которые продиктованы каноном:

  • изображение Адама и Евы как первых земных людей;
  • обозначение черного человека вблизи сатаны (это фигура Иуды, который предал Иисуса);
  • 4 ангела, которые изображаются отдельно, это архангелы, призванные служить Богу;
  • часто встречающиеся изображения книг – это напоминания о том, что все поступки человека будут записаны, а затем зачитаны перед дверью Страшного суда.

страшный суд икона

Значение иконы в православии

У многих верующих икона вызывает животный страх. На самом деле, ее целью является призыв к переосмыслению жизни человеческой, напоминание о смертности или тленности. Священнослужители отмечают, что это изображение позволяет ощутить священный трепет: это одновременно призыв, угроза и обещание расплаты за грехи.

О чем просят перед иконой

Икона дана православным для свершения покаянных молитв. Это шанс на получение отпуска прегрешений, а также возможность обновления. Перед ликами архангелов, Иисуса, перед телами демонов, изображением Иуды молят о даровании надежды, о возможности искупления или необходимости перемен.

Текст молитвы

Перед изображением принято читать особую молитву, которая помогает осмыслить суть. Текст обращения к Иисусу предваряют прочтением гласа из кондака.

страшный суд икона

Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1

Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

Молитва

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!


Чтобы рассмотреть работы этих великих художников, нам нужно обратиться к времени и месту, в котором каждый их них состоялся как великий мастер, понять условия жизни, в которых они сумели раскрыться.

Микеланджело Буаноротти (1475-1564) родился и умер в Риме. Его титаническая карьера продлилась почти три четверти века, и он был поистине универсальным гением не только художником, но и великим скульптором и архитектором. Все его творчество прошло в эпоху Итальянского Возрождения частично во Флоренции, где заказчиками были члены влиятельнейшего клана Медичи, а также в Риме, где по заказу Ватикана он создавал свои лучшие произведения. В числе его самых знаменитых работ роспись Сикстинской Капеллы и перестройка Собора Святого Петра. Несмотря на то, что работы Микеланджело ценились очень высоко ещё при жизни, художник жил в достаточно скромных условиях, будучи глубоко религиозным человеком.

Иероним Босх (1450-1516) родился и умер в городе Хертогенбос. Его творческая жизнь прошла в эпоху Северного Возрождения. Босху повезло родиться в семье потомственных художников, поэтому дело всей его жизни было предрешено самой судьбой. Затем Иероним Босх женился на даме из состоятельного рода, что дало ему возможность не думать о том, как заработать на пропитание для своей семьи, а всецело отдаться искусству. Несмотря на то, что первые его работы были достаточно традиционными, он обратился к стилю, который можно назвать и фантастическим, и сюрреалистическим одновременно. Полотна мастера полны гротескных и ужасающих образов, его обвиняли в бесовщине, но художник жил в небольшом процветающем городке и был уважаемым членом общества. Кроме того, всю свою жизнь он был глубоко верующим христианином, активным членом религиозной общины, членом братства Богородицы.

Все остальные фигуры композиции и святые, и грешники, находясь практически в хаотическом движении, подчинены фигуре Христа. Даже Дева Мария находится за фигурой Иисуса, ее поза и выражение лица говорят нам о смятении и бессилии. Апостолы, пророки и святые все рассказывают о своих земных страданиях, а ангелы без крыл низвергают важные для христианства символы: крест и колонну, другие же трубят над книгой жизни. Вся композиция необыкновенно динамична.

Фреска стала во многом новаторской, отходящей от принятых канонов. Изначально Микеланджело изобразил всех святых обнаженными, исходя из текстов святого Павла об обретении всеми праведниками новых небесных тел для жизни после Воскресения. По замыслу художника, обнаженные фигуры должны были уравнять всех находящихся перед лицом Бога, и это была одна из самых важных мыслей Микеланджело. Но известно, что фреска стала предметом критики и спора в Ватикане. Говорилось о том, что большое количество обнаженных тел не подходят святому месту, и через 30 лет после смерти художника фреска все-таки была подвержена цензуре. Многие персонажи получили фиговые листки или накидки.

Ещё в процессе написания фрески на извести стали появляться трещины и плесень, но папа был настроен решительно. Он приказал очистить фреску от плесени и продолжить работу. В ходе реставрации, которая началась в начале ХХ века, выяснилось, что фреска была выполнена в ярких зелёных, красных, синих и желтых тонах. Долгие века она казалась темной и драматичной, потому что была покрыта пылью и копотью.

Таким образом, несмотря на то, что и масштабная фреска Микеланджело, и триптих Иеронима Босха написаны на один библейский сюжет это, пожалуй, единственное, что их объединяет. Кроме того, что фреска имеет невероятные размеры, выглядит она вполне канонично. Ключевая фигура Иисуса на фреске Микеланджело колоссальных размеров это могущественный правитель, решающий судьбы людей, изображенный в образе Аполлона. Без труда узнаются Рай и Ад. Все персонажи написаны на фоне голубого неба, с использованием ярких насыщенных красок, где Рай вполне утопичен и идеализирован там бескрылые ангелы сопровождают обретших новые тела праведников к новой жизни. В то же время Ад, который выглядит малопривлекательным, все же находится у ног Спасителя. А сам Иисус, хотя и остаётся центром всего, как бы склоняется над головами смотрящих на него снизу, вызывая трепет, но и оставляя надежду.

Совсем не таков сюжет триптиха Босха. Написанный маслом на деревянных панелях, он отличается филигранной детализацией. Новый материал дал возможности для использования широкой цветовой гаммы и впечатляющего тонального решения. Картины самого Страшного суда и Ада написаны на темном фоне, а картина Эдемского сада, где на вершине восседает Бог, лишь немного отстаёт в тональности. И только изображение Царства небесного, по ту сторону Врат Петровых, мы видим как единственное место света и надежды, где Иисус, исполненный благодати, восседает на радуге, и ангелы в белоснежных одеждах возносят ввысь свои трубы. Но тут же, у ног Иисуса, разверзаются врата, где изображение Страшного суда неотличимо от Ада, в котором Сатана сам принимает души грешников.

Оба произведения великих художников своего времени хотя и выполнены формально с оглядкой на каноны, но более всего основаны на индивидуальных откровениях, что ставит их в ряд новаторских, выдающихся произведений искусства на все времена.

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей!
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт

Страшный суд в Успенском соборе

Откровения Иоанна Богослова

Апокалипсис и Страшный Суд

Апокалипсис состоит из трёх частей.

Часть первая: явление божества на небе. Сын Божий изображен в виде Агнца. Он будет открывать закрытую на 7 печатей книгу. После снятия каждой печати поскачут всадники Апокалипсиса.

Часть вторая: на землю обрушиваются страшные беды — болезни, войны, землетрясения, цунами и т.д.

Часть третья: Страшный суд.

Страшный Суд. Центральная часть композиции

В самом верхнем регистре слева и справа от окна изображена Троица новозаветная. Этот сюжет помещается в круг, символизирующий вечность. Фигура в белом олицетворяет Бога Отца, фигура в золотом одеянии — Бог Сын, а над ними в виде голубя распростёр крылья Бог Святой Дух.

Иисус Христос в сцене Страшного Суда

Слева и справа от предстоящих написаны апостолы и святые. Апостолы сидят, по шесть с каждой стороны. Их головы венчают нимбы.

Страшный суд. Весы

По числу добрых дел судят о дальнейшей судьбе человека. Если добрые дела перевешивают, человек отправляется в рай. Какого христианина считают праведником? Даже монаха нельзя назвать безгрешным, потому что безгрешным был только один человек – Иисус Христос, Сын Божий. Все люди совершают грехи — вольно или невольно. Главная задача верующего — задуматься о своих грехах, пережить их в душе. Тогда весы добрых дел перевесят, и душа праведника попадает в рай.

Левая часть композиции Страшный суд. Рай

В центре левой части видим разноцветные домики с шатровыми крышами. Они символизируют рай. Внутри шатров помещены праведники с золотыми нимбами над головами.

Успенский собор, интерьер

Внизу находятся врата рая. Они зеленоватого цвета с золотой дверью. Справа от врат стоит человек в желтом плаще. Это апостол Пётр.

Врата рая фреска

Фреска - апостол Петр с ключами у врат рая

В правой руке у него ключи от врат рая. Изображение ключей сохранилось плохо. Ключом апостол Пётр отпирает дверь рая.

Это души тех, кто ещё не попал в рай. Апостол Пётр сейчас откроет для них врата рая и они присоединятся к праведникам.

Возвращаемся в центр композиции. Слева и справа от весов помещены коленопреклонённые фигуры Адама и Евы.

Адам и Ева на фреске Страшный суд

Под весами значительную часть стены занимает фреска с изображением змея. Тварь олицетворяет грех.


Змей тянется к ноге Адама, искушая лижет его пятку.

Первыми на Суд Божий призываются прародители Адам и Ева, потому что они совершили первородный грех. Кольца на змее означают грехи человеческие. Самым главным и самым тяжелым грехом считается гордыня. Первое кольцо от головы змея обозначает грех гордыни. Адам и Ева повинны в этом грехе.

Грех Адама и Евы заключался в том, что они нарушили Закон Божий. Бог запретил вкушать плоды с Древа Познания добра и зла. Прародители возомнили себя равными Богу и позволили себе то, что позволяет Господь. Нарушив запрет и вкусив плоды, совершив грех гордыни, они были изгнаны из рая. Жили Адам и Ева как простые люди в трудах, горестях, бедах и болезнях.

Колец на змее гораздо больше, чем 7 смертных грехов, их 10. К ним относятся зависть, гордыня, гнев, уныние, пьянство, чревоугодие, сребролюбие, блуд, тщеславие, и другие их порождающие.

Страшный суд в Успенском соборе

Внизу центральной части композиции сразу над входом увидим ангелов, низвергающих копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки.

Правая часть фрески Страшный суд. Ад

Если человек в своей жизни не задумывался о своих грехах, то душа грешника попадает в ад. Ад всегда помещают по левую руку от Христа, по правую от зрителя.

Фреска на западной стене собора

В правой части среднего регистра фрески стоит группа людей.

Композиция Страшный суд. Грешники

У них нет нимбов над головами. Судя по одеяниям в них угадываются иноверцы: с воротниками жабо. Есть люди в чалмах на голове.

Композиция Страшный суд. Грешники

По мнению художника XVII века иноверцев минет Благодать Божия, в рай они не попадут.

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

В день Страшного Суда ангелы будут трубить в трубы с четырёх сторон света. По четырём углам квадрата изображены ангелы с трубами. Они будут призывать на Страшный суд.

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

Женщина в зелёных одеяниях символизирует Землю. Над ней летят белые птицы. Это души тех, кого похоронили в земле.

Круг, тёмно-синий контур вокруг зелёной земли означает воду. Тех, кто утонул в воде, тоже призовут на Суд Божий.

Фреска Земля и Вода отдают своих мертвецов

В церкви свечи за усопших ставятся на канун. Канун всегда бывает квадратной или прямоугольной формы. Углы символизируют четыре стороны света.

Изображение ада на фреске Страшный Суд

Таким образом изображают круги мучений, которые ждут человека за разные виды грехов. В некоторых храмах эти круги подписаны. Даже есть изображения тех мучений, которые ждут грешников за конкретные грехи. Например, за прелюбодеяние – поджаривают пятки огнём, за лжесвидетельство подвешивают за язык и т.д.

В центр нижнего регистра правой части фрески помещают изображение зверей в голубом кругу. Это символы падших царств. В некоторых храмах они подписаны. Это Римское, Вавилонское, Македонское и Персидское царства.

фреска - падшие царства

Пророк Даниил и архангел Михаил

Слева от изображения символов падших царств видим двух ангелов в красном кругу. Справа — Архангел Михаил. Слева — не ангел, а пророк Даниил. Его изображают в короне, она похожа на шапочку.

Именно пророчества Даниила навеяли образ падших царств.

Огонь ада

Красное поле внизу правой части западной стены обозначает огонь ада.

фреска огонь ада

В центре ада сидит Сатана с душой Иуды. Душа предателя показана в виде человечка, сидящего на коленях у Сатаны.

Фреска Сатана с душой Иуды

Иуда предал Христа в Гефсиманском саду за 30 серебряных монет. Его подкупили стражники Понтия Пилата. Воины не знали в лицо Иисуса Христа. Иуда подошёл к Спасителю и поцеловал его, указав таким образом на Сына Божия.

Неприкаянный фреска Страшный суд

У столба в белой набедренной повязке показан ещё один персонаж.

Неприкаянный фреска Страшный суд

Кто этот человек — неизвестно. Но его судьба уже предрешена, он попадает в ад. Какие его ждут мучения — неизвестно и он стоит в ожидании приговора.

Апокалипсис заканчивается победой добра над злом и установлением царства добра и справедливости.


О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.


Страшный суд. Иероним Босх


Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896


Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд


Страшный суд. Джотто. Фрагмент


Страшный суд. Джотто. Фрагмент


Страшный суд. Джотто. Фрагмент

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.


Страшный суд. Джотто

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.


Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.



Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.


Страшный суд. Стефан Лохнер


Страшный суд. Ганс Мемлинг


Страшный суд. Микеланджело Буанарроти


Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции


ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.


Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.





Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)



Страшный суд. Середина XVI в.


Страшный суд. 1580 г.


Страшный суд. Середина 15 в.


Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века.


Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.


Второе пришествие.Греция.Около 1700 г


Страшный суд. 17 в. Фреска


Страшный суд Румыния, подписана 1899 г


Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.


Страшный суд. Украина


Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век


Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка


Миниатюра Синодика XVII в.


Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.


Страшный суд. 18 век. Поволжье

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.

Протоиерей Николай Погребняк

В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27).

Читайте также: