Что такое королевский суд в истории

Обновлено: 04.05.2024

На XIII и XIV вв. приходится также дальнейшее укрепление и развитие королевских судов как в центре, так и на местах.

Центральные судебные учреждения постепенно сложились следующим образом. Из королевской курии выделились три высших суда под наименованием: Суд казначейства, Суд Королевской скамьи и Суд общих тяжб (Court of Exchequer, Court of Kings Bench, Court of Common Pleas).

Выделение этих двух последних судов связано с тем, что короли при своих разъездах часто возили с собой судей по уголовным делам — curia capitalis, которая и получила наименование Суда Королевской скамьи, так как предполагалось, что король сам председательствует в нем. Во время разъездов короля великий юстициарий с другим составом судей оставался в Вестминстере. Этот состав и превратился позднее в суд общих тяжб (Common Pleas) J.

Суд Королевской скамьи сложился еще при Генрихе III в коллегиальное учреждение с постоянным составом членов. В состав его входили 4—5 высших судей (юстициариев). Со времени Эдуарда I председатель назывался великим юстициа- рием по уголовным делам (Capitalis justiciarius ad placita coram Rege tenenda). К функциям Суда королевской скамьи относились: уголовные дела (placita согапае) со включением и более мелких проступков. Однако эти последние могли рассматриваться и местными судами. Далее, судьи королевской скамьи считались по своей должности высшими коронерами (хранителями мира), и как таковым им принадлежала высшая полицейская власть по поддержанию мира и расследованию преступлений. Суд королевской скамьи являлся и высшим судом по отношению ко всем другим судам, кроме суда казначейства J.

Постепенно вышло из употребления право короля лично председательствовать в суде королевской скамьи. С Генриха VI короли более не участвуют лично в судебных заседаниях.

В конце царствования Ричарда II установилось правило о постоянном пребывании Суда Королевской скамьи в Вестминстере.

Суд общих тяжб с третьей четверти XIII в. стал постоянно действующим судом по гражданским делам.

Суд казначейства выделился как судебное учреждение по финансовым делам. Оба эти суда получили более точную обрисовку после Великой Хартии.

Это развитие и укрепление королевских судов, шедшее параллельно с развитием законодательства, создало сильную централизованную судебную систему и подорвало сеньориальную юстицию .

Институт разъездных (путешествующих) судей прошел несколько этапов. Сперва это были личные представители короля, избиравшиеся им из среды его приближенных или других знатных лиц. Затем все чаще в качестве разъездных судей посылаются члены высших королевских (вестминстерских) судов (королевской скамьи, общих тяжб или ^азначейства).

Рядом законов XIII—XIV вв. было установлено общее правило, согласно которому каждый судья, принадлежащий к составу центральных судов, может заседать в качестве разъездного судьи при разбирательстве любого дела независимо of того, в каком суде оно разбирается.

С середины XV в: было установлено, что каждый судья, выезжающий для проведения ассизов, должен рассматриваться как представитель полного состава того суда, которому подсудно дело.

Остановимся подробно на деятельности королевских разъездных судей.

Даваемые им королевские поручения охватывали в XIII и XIV вв. все области управления. Все эти поручения так или иначе были связаны со взиманием доходов в пользу короля. Первая группа поручений — дела с присяжными (pleas of assizes and juris) охватывала в- начале этой эпохи земельные спор ы.

Вторую группу коронных дел (pleas of the crown) составляли все местные дела, в которых корона была заинтересована (например, о выморочных имуществах, о ростовщичестве, о находках и пр.). Третья группа —решение дел о преступниках (gaol deliveri — очищение тюрем). По этим делам к королю поступали конфискованное имущество виновных, орудия преступления, штрафы, взимавшиеся с должностных лиц, с целых общин, с присяжных.

За 40 дней до каждого такого объезда шерифу графства посылался королевский указ с требованием созвать в определенное время и в определенном месте людей всякого звания и положения.

Брэктон следующим образом описывает открытие сессии и вступительную речь старшего судьи.

После вступительной речи все должностные лица, начиная с шерифа, приводились судьей к присяге в том, что ими будут даны правдивые отчеты о служебной деятельности. От всех чиновников отбираются списки их дел.

Вслед за этим судья выслушивал владельцев земель, считавших, что они обладают правом самостоятельного суда (судебный иммунитет) liberty franchise.

Лорды, претендующие на это право, обязаны были сделать заявление в первый день, иначе за ними не признавалось это право, и они обязаны были отчитываться перед ревизорами- судьями.

Централизаторская деятельность разъездных судей-ревизоров должна была в некоторой мере обуздывать своеволие и злоупотребления шерифов. Их корысть, притеснения тяжущихся, произвол в назначении наказаний не вызывают сомнений.

Обычное в старой юридической литературе описание благодетельного воздействия королевского суда на общество, конечно, является преувеличенным и односторонним. Новые исследования архивных материалов, относящихся к объездам округов Англии судьями-ревизорами, вскрыли ранее затушевываемую сторону их деятельности.

Эти. судейские поборы начались сейчас же после издания Кларендонской ассизы 1166 года, учреждавшей регулярные объезды страны судьями.

Не удивительно поэтому, что население каждого судебного округа постоянно обращалось к королям с петициями об освобождении от судей-ревизоров, о предоставлении местным органам права собирать штрафы и субсидии в пользу короля.

Но сначала удалось добиться только того, чтобы ревизии происходили не чаще одного раза в семь лет.

В царствование Эдуарда I (1272—1307 гг.) был издан ряд законов, направленных на упорядочение отправления правосудия

При всей разрозненности, а иногда и противоречивости постановлений статутов Эдуарда I, относящихся к преследованию уголовных преступлений, в них постоянно выражаются две мысли: правосудие должно осуществляться королевскими судами — центральными (Вестминстерскими) и выездными сессиями, в преследовании и разбирательстве уголовных дел должно принимать участие само население.

В ряде этих постановлений отразились перемены, которые произошли в связи с изменением классовой борьбы в середине XIII в. Эта борьба прервала наметившееся стремление центральной власти бюрократизировать все управление и превратить собрания местных людей в розыскной орган, целиком подчиненный правительству в лице выезжавших на места представителей короны. Теперь король неоднократно подтверждает судебные права местных людей, их активное участие в решении вопросов гражданско-правового и уголовно-правового порядка.

Поскольку в парламенте заседают представители общин, они постоянно обращаются к королям с петициями о замене взимания судьями-ревизорами налогов в пользу казны непосредственными субсидиями, ассигнуемыми парламентом

Но разъезды судей-ревизоров прекратились только к концу XIV в.

Одним из статутов этого времени вводится контроль разъездных судей над деятельностью шерифов по наложению штрафов.

Статья 3 Первого Вестминстерского Статута регулировала вопрос о наложении штрафов на деревни за побег вора или другого уголовного преступника. Статут предписывал, чтобы такое взыскание налагалось только после того, как этот побег будет установлен разъездными судьями.

Статья 29 Второго Вестминстерского Статута направлена к дальнейшей централизации суда. Она вводит общее правило о том, что все дела о правонарушениях должны разбираться только в Суде Королевской скамьи и разъездными судьями.

Исключение делалось только в отношении особо тяжких преступлений с целью сокращения срока содержания в тюрьме обвиняемого.

Этот порядок состоял в том, что, по общему правилу, тяжбы, возбужденные перед судом королевской скамьи и судом общих тяжб, могли разбираться ассизными (разъездными) судьями. Вестминстерские суды разбирали эти тяжбы только в случаях, если не состоялось разбирательство на месте. Порядок этот, имевший, главным образом, в виду гражданские тяжбы, распространялся и на уголовные дела.

Этой статьей было установлено, что в каждом графстве три раза в год будут происходить ассизы с присяжными, проводимые специально назначаемыми двумя судьями, с присоединенными к ним одним-двумя достойнейшими рыцарями каждого графства. Из уголовных дел этим ассизным судам были подсудны дела по обвинению присяжных в даче ложных показаний в пользу одной из сторон (de attincte).

Но все перечисленные судебные реформы ни в чем не изменили положения людей, находившихся в крепостной зависимости. Королевская курия не принимала никаких жалоб крепостных, направленных против их господ. Вилланы по-прежнему были подсудны суду землевладельца. И вся практика разъездных судей и шерифов была направлена к поддержанию власти феодалов над вилланами, к охране их права на эксплуатацию крепостного труда.

В 1346 году ассизным судьям были переданы полномочия судей-ревизоров по расследованию злоупотреблений шерифов, бейлифов и присяжных.

Полномочия этих чрезвычайных судей часто не ограничивались юрисдикцией по делам о преступлениях, совершенных trail baston.

Очень часто они получали право судить любые насильственные действия, начиная с драк и кончая убийствами. Такими полномочиями были, например, снабжены justices trail baston, посланные в 1306 году в ряд графств

В первое время население приветствовало быструю расправу с преступниками. Однако, по-видимому, специальные судьи не очень церемонились с правилами судопроизводства и отличались крайней жестокостью. Поэтому палата общин неоднократно, особенно в царствование Эдуарда III, обращалась с петициями о прекращении comissions of trail baston. Окончательно они прекратились в конце XIV в.

В литературе не только английской, но и в дореволюционной русской нередко затушевывалась классовая сущность правосудия, творимого разъездными ассизными (вестминстерскими) судьями. Нельзя забывать, что и по составу суда, и по направленности его деятельности он был орудием обеспечения феодальной эксплуатации.

В принципе считалось, что каждый свободный житель сотни или пользующегося судебным иммунитетом феодального владения обязан был являться в судебное заседание суда графства, сотенного суда или суда, отправляемого бейлифом феодального владельца. От явки в суд графства или в суд разъездных королевских судей не были по закону свободны даже владельцы маноро®. Но на практике и владельцы маноров, и рыцари, и наиболее зажиточные горожане и свободные крестьяне находили способы уклониться от этой тяжелой повинности. Одни испрашивали и получали специальные грамоты, избавлявшие их от нее. Другие просто откунались от нее, давая взятки разъездным судьям и шерифам. Таким образом, вся тяжесть явки в собрания судов шерифа или разъездных судей, созываемые обычно в центре графства, и еще большие тяготы участия в этих судах в качестве местных присяжных людей падали на беднейшие слон населения. И, как показывают документы эпохи, население постоянно жаловалось на непосильное бремя участия в названных судах.

В законодательных актах времен Эдуарда I (1272—1307 гг.) мы находим прямое указание на обычные злоупотребления шерифов в организации судебных собраний, на освобождение зажиточных людей от обязанности присяжных и на включение а их списки больных, неимущих и даже лиц отсутствующих. Второй Вестминстерский Статут, отвечая на многочисленные петиции, освобождает от несения обязанностей явки в суд и участия в нем беднейшие слои населения. "Он устанавливает имущественный ценз (20 шиллингов, в год), необходимый для внесения в соответствующие списки, делая исключение только для тех лиц, которые должны быть признаны подлинными свидетелями в теперешнем смысле слова

Смотрите также:

ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ. Оформление права феодальной государственности в англии. Саксонское Зерцало.

спорам (прецедентов), выносившихся в феодальной Англии двумя различными видами королевских.

Обособление судебных функций королевского двора (курии) стало заметным с усилением централизаторских тенденций в политике королей в 1250-е годы. С 1254 г. в королевской курии стали вести регулярную запись состоявшихся решений королевского суда, оформилось собственное делопроизводство. Наконец, с 1260 г. заседания королевской курии, посвященные судебным делам, стали проходить отдельно от тех, где рассматривались финансовые вопросы; со временем среди членов курии и королевских советников сложилась специализация. Так произошло образование особого королевского суда — парламента (от франц. parler — говорить). Его официальным местопребыванием стал Париж. Первоначально значение парламента было неотделимо от значения королевского двора (во второй половине XIII в. он и назывался Cour de parlement). Как часть курии, парламент сохранял свой феодальный характер: в его составе доминировали светские и духовные вассалы короля, главным образом постоянно пребывавшие при дворе. На протяжении XIV в. феодальный элемент в составе и делах парламента значительно сократился, членами его стали особые советники, которых избирал король. В 1319 г. было запрещено участвовать в работе парламента прелатам. По королевскому ордонансу (указу) 1345 г. установилась стабильная организация парламента: его стали составлять только советники из духовных или светских лиц, назначавшиеся королем. Появилась особая должность выборного президента парламента (1366). По ордонансам 1389 и 1401 гг. выборный порядок был распространен на всех советников. Право окончательного одобрения кандидатур оставалось за канцлером. В начале XV в. на место выборности в организацию парламента пришел порядок кооптации (самопополнения). Члены парламента сами определяли 2–3 кандидатов на вакантную должность, а окончательное утверждение принадлежало королю.

Такой принцип организации парламентского суда до известной степени обособил его от королевской власти, а парламентские советники превратились чуть ли не в особое сословие. Король перестал лично присутствовать на заседаниях парламента. Его интересы при рассмотрении правовых вопросов или судебных дел представляли королевские прокурор и адвокат. Но возможность личного присутствия короля по-прежнему признавалась, а в случае обвинений против пэров Франции оно считалось парламентом необходимым.

Возрастание роли парламента как центрального органа королевской юстиции усложнило его внутреннюю организацию. С XV в. парламент стабильно подразделялся на несколько палат: 1) Великая, где разбирались только жалобы на решения местных и низших судов (ее составляли до 40 советников во главе с президентом); 2) Следственная, где расследовались и решались особо крупные или по тем или иным соображениям важные дела королевской юрисдикции (в ней было до 30 членов); следственных палат могло быть и несколько — до 5; 3) Кассационная, где пересматривались решения низших королевских судов;их также позднее могло быть несколько, и в каждой было по 10–15 советников. В 1453 г. окончательно оформилась еще одна, особая 4) Палата башенки (Tournelle) — в ней расследовались и решались особые уголовные и уголовно-политические дела. Исключительного значения дела или политико-юридические вопросы рассматривались в общем собрании парламента.

Парижский парламент рассматривался как основной суд королевства. Наряду с ним уже в XIII в. было признано сходное значение и за аналогичными учреждениями, традиционно существовавшими в провинциях. Каждое из таких носило свое традиционное наименование (в Нормандии — Палата Шахматной доски, в Лангедоке — парламент, и др.). На протяжении XV в. провинциальные учреждения преобразовались в местные парламенты. Второй (после Парижского) сложился в Тулузе (1443), затем в Гренобле (1451), Бордо (1462), Руане (1515) и т. д. — всего до 20-ти. По своей организации они походили на Парижский. Но только первый располагал Великой палатой с особыми полномочиями высшего королевского суда и даже до некоторой степени судебно-политическими полномочиями.

Парламенты, помимо прочего, осуществляли постоянный судебный контроль за низовыми судами — прево, байлями, вигье, и за окружными — бальи и сенешалами. Сеньориальная юстиция до XVI в. оставалась вне такого контроля. Однако наиболее важные дела, т. н. королевские случаи (касавшиеся личности короля, прав короны, преступлений на больших дорогах, специально отмеченные ордонансамитяжкие преступления), перешедшие в свое время в компетенцию бальи, объективно попали под юрисдикцию парламентов.

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Короли Салического дома: Конрад II, Генрих III, Генрих IV. — Королевская и княжеская власть. Королевская и папская власть. Григорий VII

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Короли Салического дома: Конрад II, Генрих III, Генрих IV. — Королевская и княжеская власть. Королевская и папская власть. Григорий VII Результаты властвования Саксонской династииСтолетие, в течение которого Саксонская династия правила Германией, было

Глава тридцать четвертая Государи, парламенты и державы

Глава тридцать четвертая Государи, парламенты и державы 1. Государи и внешняя политика. 2. Голландская республика. 3. Английская республика. 4. Распад и смута в Германии. 5. Блеск и слава великой монархии в Европе. 6. Музыка в XVII и XVIII столетиях. 7. Живопись XVII и XVIII

Юстиция Союзников

Юстиция Союзников Несмотря на то что подобные жесткие меры должны были поставить крест на подпольной деятельности нацистов, Союзное командование, чтобы вконец подорвать возможное сопротивление, решилось на принятие еще более жестких, почти драконовских мер. В приказе

ДОЛГИЙ И КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТЫ. НАЧАЛО АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ДОЛГИЙ И КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТЫ. НАЧАЛО АНГЛИЙСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Яков І Карл ІАнглийская буржуазная революция стала одной из наиболее значительных вех в истории человечества. Она ознаменовала собой начало новой эпохи — капиталистической. Точнее, новая эпоха,

Приложение II. Английские Парламенты 1399–1487 гг.

Приложение II. Английские Парламенты 1399–1487 гг.

Юстиция в Третьем рейхе

Юстиция в Третьем рейхе Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного парламентаризма, о чем неустанно повторял в первые годы

Уголовная юстиция в империи

Уголовная юстиция в империи Номинально суд постоянных комиссий продолжал существовать до начала III в. Но уже в период принципата он начал вытесняться новым порядком судопроизводства. При императоре Августе окончательно исчезло право апелляций к народному собранию:

Церковная юстиция

Церковная юстиция Юрисдикция церкви в отношении своих сочленов и тем более в отношении мирян вовсе не вытекала из Писания и богословских догматов. Ее возникновение было историческим. Связано оно было, во-первых, со стремлением государственной власти опереться на

Парламенты

Парламенты Парижский парламент, остепенившийся и частично купленный, у которого нельзя было отобрать право регистрации, пытался вмешиваться в содержание королевских эдиктов и деклараций; в финансовом плане он по закону сохранял за собой право контролировать так

Высшим судом в Англии до нормандского завоевания (VII–XI вв.) был суд короля, который рассматривал дела о государственной измене, споры по поводу земельных владений и споры между вассалами короля. Одновременно с усилением королевской власти увеличивалось и значение суда короля, который привлекал значительное количество чиновников при рассмотрении дел в собраниях графств и сотен.

Значительным шагом в развитии судебной системы Англии была судебная реформа Генриха II, проведенная в 1166–1176 гг. Главное направление реформаторской деятельности Генриха II шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Королевский суд был объявлен высшим апелляционным судом для всех сеньориальных судов. Вместе с тем, каждому рыцарю, горожанину и свободному крестьянину давалось право переноса своего дела из сеньориального суда в королевский при условии уплаты некоторой суммы. В королевских судах не применялась ордалия, расследование производилось через свидетелей, дававших свои показания под присягой. Все это было шагом вперед по сравнению с системой судебных испытаний, применявшихся в сеньориальных судах. Кроме того, сосредоточив в своих руках всю уголовную юрисдикцию, в том числе и для вилланов, Генрих II лишал феодалов значительной доли как судебно-административной власти, так и связанных с ней доходов. Реформа уголовного судопроизводства, проведенная Генрихом II, положила начало расследованию дел через присяжных, и в какой-то мере – суду присяжных. Ассизами Генриха II вводился институт разъездных судей. Странствующие судьи появились еще до реформы (с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары). Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Кларендонской ассизой 1166 г. были установлены правила для разъездных судей и шерифов относительно охраны мира и преследования нарушителей. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. в их компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения. Нортгемптонская ассиза 1176 г. разделила страну на 6 округов, в каждый из которых назначалось по 3 разъездных судьи. Кроме осуществления судебных функций, судьи занимались сбором налогов и наблюдением за деятельностью чиновников на местах. Согласно Нортгемптонской ассизе под председательством разъездных судей могли рассматриваться уголовные дела о грабежах, разбоях, умышленных убийствах, поджогах, подделках монет и т. п. Именно эта ассиза предусматривала возможность принесения клятвы верности королю, причем отказ от принесения такой клятвы-присяги рассматривался как враждебное действие по отношению к королю.

Разъездные судьи, посланные из столицы, регулярно объезжали графства. Явившись на место, они вызывали ксебе 12 представителей местного рыцарства и по 4 фригольдера от каждой деревни, которые должны были под присягой сообщить о преступлениях, совершенных в округе или в деревне за время, прошедшее с момента предыдущей сессии суда, указав на виновных. На основании их показаний разъездные судьи выносили приговор. Деятельность этих судей способствовала образованию в Англии единой судебной системы, в основе которой лежал принцип, утверждавший, что король является единственным источником правосудия в стране. Кроме того, создание института разъездных судей содействовало унификации права, формированию общего права Англии.

Разъездные судьи принадлежали к учреждению, которое также возникло при Генрихе II – Суду королевской скамьи. Этот суд был особым отделением королевской курии. В противоположность ему был создан суд с постоянным местопребыванием в столице – так называемый Суд общих тяжб.




В целом, судебная реформа Генриха II способствовала сосредоточению судебной власти в королевских судах, состоявших из профессионалов, увеличению денежных поступлений в казну в виде судебных пошлин, а также усилению централизации страны.

В XIII–XIV вв. продолжалось увеличение значения королевских судов. В них разбирались тяжбы только свободных людей и рассматривались споры о движимостях, если их стоимость была более 40 шиллингов (споры по искам на меньшие суммы решали собрания графств). Высшим судом по уголовным делам стал Суд королевской скамьи, который был также и высшим апелляционным судом по уголовным делам. В нем заседали 4 – 5 советников-юристов и председатель. Суд решал уголовные дела, обладал полицейской властью, правом рассматривать апелляции на земские решения.

Разбирательством частных гражданских дел, не связанных с интересами короны, занимался суд общих тяжб. Он состоял из профессиональных юристов (позднее – докторов права) и имел монопольное право на рассмотрение некоторых категорий исков между подданными, если те не затрагивали интересов короны. Компетенция его была обширной и неопределенной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и др. Суд общих тяжб мог исправлять судебные ошибки других судов.

Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде. Но к XVI веку дела слушали особые мастера, и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Большое значение имел многочисленный чиновничий аппарат, готовивший дела. Процесс по делу в суде канцлера никогда не начинался с судебного приказа, а проходил свободно. Поэтому канцлеры получили возможность создавать права и формы их защиты, руководствуясь только общими представлениями о полезном и справедливом. Значительное влияние на эти представления имело церковное право и римское право, преподаваемые в университетах. Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения – письменно и под присягой. Суд ограничивался собственно юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для получения только фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Но и на него возможна была апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики.

В XVI в. возникло также несколько специализированных судов – суд лорда Адмиралтейства, по страховым делам и т. п., – которые действовали в общей традиции новой канцлерской юстиции.

При абсолютизме сохранились суды присяжных, причем присяжные заседатели окончательно были включены в состав суда. Сохранялось также большое и малое жюри. Списки членов этих жюри составлялись шерифами, причем со второй половины XVI в. был повышен имущественный ценз для включения в эти списки с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов дохода с собственности в год.

Источниками права в Англии, как и на континенте, являлось обычное право, обычай. После нормандского завоевания продолжали действовать старые англосаксонские обычаи, которые носили местный, территориальный характер. Но при этом развитие английской правовой системы, в отличие от континента, пошло по линии преодоления партикуляристского характера права и создания единого, общего права для всего государства. Это объясняется тем, что Англия не знала феодальной раздробленности, и там рано сложилось единое государство с сильной центральной властью.

Каноническое право рассматривало вопросы ортодоксальности веры и богослужения, чистоты нравов, законности браков, законнорожденности детей и составления завещаний. Нормы канонического права ограничил лишь Генрих VIII в ходе Реформации.

С XIV в. на смену вилланам пришла новая категория крестьян – копигольдеры. Допуск к земельному держанию копигольдер получал в манориальной курии после уплаты вступительного взноса (файна) и принесения присяги лорду. В этой же курии ему выдавали копию протокола, фиксировавшего размер участка, срок держания копигольда и размер ренты. Кроме того, копия подтверждала и право на владение участком. Постепенно институт копигольда стал наиболее бесправной формой крестьянского землевладения. Лорды посягали на владельческие права копигольдеров, уменьшая при этом размеры участка и увеличивая размер ренты. Копигольдеры, в свою очередь, искали защиты в судах общего права. Однако до начала XVI в. эти суды отклоняли подобные иски, и лишь с XVI в. такие споры стали рассматриваться в соответствии с обычаями данного манора.

Крестьянским держанием в Англии был и фригольд, свободный от повинностей в пользу местного феодала. Фригольдом можно было свободно распоряжаться, иски фригольдеров рассматривались в судах общего права, сами фригольдеры считались лично свободными.

С конца XV в., и особенно в XVI в. в Англии интенсивно развивается процесс вытеснения крестьянского землевладения внедрением отношений капиталистической аренды. Повышение арендной платы за землю стало началом скрытого экономического вытеснения копигольдеров из сельскохозяйственного производства страны, что в дальнейшем облегчило юридическую узурпацию их собственности.

Но все же основным рычагом экспроприации крестьянства в Англии стали огораживания – процесс насильственной экспроприации крестьянства и монополизации земельной собственности феодалами. Прямой захват пахотной земли зависимых крестьян под пастбища, сгон держателей с их участков и сдача наиболее обширных угодий в аренду, постепенное обезлюдение целых деревень, пауперизация и рост бродяжничества – так совершалась насильственная ломка традиционных отношений в деревне манориальными лордами.

Семья носила патриархальный характер, поэтому приданое, которое приносила жена, становилось общим имуществом, но распоряжался им муж. Лишь в некоторых местах Англии допускалось право жены управлять имуществом. После смерти жены в случае бездетности недвижимое имущество жены возвращалось отцу жены или его наследникам. В случае наличия наследников муж мог распоряжаться недвижимым имуществом и после смерти жены.

Жена была полностью зависимой от мужа, не имела права заключать договоры и совершать сделки без согласия супруга. Она могла лишь обратиться в суд для защиты своих интересов в случае потери принадлежавших ей земель из-за нерадивого распоряжения ими со стороны мужа.

Право наследования в Англии на протяжении всего средневековья не было неизменным. В период существования раннефеодальных монархий и сеньориальной монархии земельные держания возвращались сеньору после смерти вассала по закону. С XII в. эти держания могли передаваться по наследству при условии уплаты рельефа – пошлины, выплачиваемой при вступлении в наследство. Основным наследником был старший сын (принцип майората). Движимое имущество делилось на три части, одну из которых получала жена, вторую – дети, третья отходила в пользу церкви. Приданое, принесенное женой, не включалось в делимое имущество и переходило жене. Завещания допускались только в отношении движимого имущества, однако земли могли завещаться либо путем передачи в трастовую собственность, либо с помощью условного дарения.

Уголовное право. Нормы средневекового уголовного права в значительной мере были созданы судебной практикой. Система преступлений была сходна с подобной системой во Франции. В XIII в. преступления были разделены на три группы: тризн– измена, фелония– тяжкое уголовное преступление, и мисдиминор– проступки.

Фелонией считались все тяжкие уголовные преступления (убийства, поджог, разбой, некоторые виды кражи). Основным наказанием за фелонию была смертная казнь с конфискацией имущества. К числу фелоний относились такие тяжкие преступления, как тяжкое убийство, простое убийство, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью совершения фелонии, похищение имущества и др.

К проступкам (мисдиминор) относили все остальные мелкие преступления (подлог, лжесвидетельство и другие).

Деление преступлений на умышленные и неумышленные стало производиться с XIII в., когда было признано, что для наказания за убийство необходимо наличие умысла или преступной неосторожности. Постепенно это воззрение распространилось и на другие виды преступлений. При этом, однако, допускалась и ответственность без вины. Английское право знало понятие исключения ответственности лица при определенных обстоятельствах (самооборона), а также понятие соучастия.

Судебный процесс. В период сеньориальной монархии в Англии действовал обвинительный процесс. Как и на континенте, он проходил по строго установленной форме. Основными видами доказательств считались свидетельские показания, присяга с соприсяжниками, ордалия и судебные поединки.

Стадия предварительного расследования в Англии развития не получила, и все предварительные следственные действия производились истцом с помощью адвоката. Мировые судьи принимали участие лишь в некоторых следственных действиях, после чего составлялся обвинительный протокол, передаваемый большому жюри. Если виновность обвиняемого отрицалась, судебное дело рассматривалось малым жюри, где обвинитель излагал дело, затем допрашивались свидетели и рассматривались письменные и вещественные доказательства. Допускался перекрестный допрос свидетелей и их передопрос. После подведения итогов рассмотрения дела судьей, присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности, а судья определял наказание и постановлял приговор. Пересмотр приговоров и решений, вынесенных на основе вердикта суда присяжных, не допускался.

В силу обвинительного характера процесса в Англии не получил развития институт государственного обвинения, представленный особыми должностными лицами. С XIII в. появились профессиональные правозаступники, делившиеся на две категории – баристеры и солиситоры (атторнеи). Первые выступали в суде, т.е. принимали такое же участие в процессе, как и их клиент, если бы он лично вел дело. Солиситоры – ходатаи по делам, – занимались главным образом, подготовкой дел к судебному рассмотрению. Первоначально баристеры получали возможность выступать в суде лишь по разрешению судей, а с конца XV в. они стали признаваться представителями стороны, т.е. получили статус должностного лица при суде.

Таким образом, судебный процесс в Англии отличался от процесса других стран. В ходе процесса не было элементов инквизиции, не было распространено римское право, решение суда выносилось после признания присяжными заседателями виновности ответчика.

[1] Экспроприация – лишение собственности на средства производства (т.е. на землю) посредством принудительных мер.


Центральный фасад Королевского суда Лондона дополнен массивными арочными воротами и двумя выступающими башнями, увенчанными крышами с острым завершением.

История строительства Комплекс административных зданий для суда был возведен по приказу королевы Виктории (Queen Victoria), которая всячески способствовала развитию делового центра Лондона. Строительные работы начались в 1875 году. Архитектором проекта был бывший адвокат Джордж Эдмунд Стрит (George Edmund Street). Месторасположение будущего Лондонского королевского суда было символичным – здесь с начала 16 века располагались коллегии адвокатов, а также Королевский колледж (Royal College) с факультетами строительного права и судебного процесса. Процесс строительства регулярно прерывался, в основном из-за забастовки британских каменщиков. В связи с этим мэрия города пригласила немецких рабочих, дабы те завершили работы в срок. Торжественное открытие комплекса состоялось в 1882 году. Церемонию посетила королева Виктория, в чью честь в нише фасада была установлена статуя, изображающая монаршую особу с королевскими регалиями в руках. Особенности оформления фасада Монументальный комплекс Королевского судного двора состоит непосредственно из двух зданий суда и четырех павильонов, которые служили гостиницами и местом проживания студентов-юристов и адвокатов, начиная с XIV века. Во внутреннем дворе Лондонского королевского суда располагается церковь Святой Марии (St. Mary's Church), возведенная еще в XII веке рыцарями-тамплиерами.


Северный фасад Королевского суда Лондона украшен декоративными башенками, пинаклями, множеством арочных окон и центральной арочной галереей.

Оформление фасада Лондонского королевского суда полностью соответствует канонам неоготической архитектуры – башни, увенчанные высокими шпилями, каменные гирлянды и резные оконные переплеты с традиционным узором клевера. Центральные порталы Королевского суда украшает искусная резьба, выполненная на фасаде, облицованном портлендским камнем – известняком светлого оттенка. На декоративных шпилях, размещенных двух центральных башнях, располагаются статуи Моисея, Альфреда Великого и Соломона.


Центральный портал Королевского судного двора дополнен ступенчатыми арочными воротами и арочной галереей, соединяющей две боковые башни, украшенные статуями и декоративными шпилями.

Над северным порталом, предназначенным для входа судей, расположены скульптуры, изображающие кошку и собаку - символы вечного спора защиты и обвинения. Фасад церкви Св. Марии, расположенной во внутреннем дворе Лондонского суда, был реконструирован в 1880 г. и приобрел множество элементов неоготической архитектуры. В частности, высоким шпилем, на котором установлена статуя Иисуса Христа, а также масштабным центральным окном-розой и симметричными угловыми башнями.


В одной из ниш фасада расположена статуя королевы Виктории, единственного монарха, чья скульптура украсила здание Королевского суда. Ниша декорирована каменными гирляндами и барельефами, изображающими символические достижения эпохи правления британской императрицы в искусстве, науках и военном деле.


Статуя королевы Виктории расположена в нише, украшенной рельефами с изображением занавеса и морской раковины, а также скульптурными пилястрами.

Здание Королевского суда Лондона (Royal Courts of Justice) является бесспорным архитектурным памятником и достопримечательностью британской столицы. Благодаря характерному декоративному оформлению фасада комплекс Лондонского суда считается одним из наиболее узнаваемых английских сооружений викторианской эпохи.

Читайте также: