Что такое фрахт судов

Обновлено: 16.05.2024

Трамповые перевозки должны оформляться юридически, договорной формой является чартер. Обычно такой вид договора заключается через третье лицо (посредника или фрахтового брокера). Договор чартера имеет несколько условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, которые должны быть выполнены в обязательном порядке.

Перевозчик, который доставляет груз в порт назначения, должен получить плату за перевозку. Такая плата называется фрахтом. Ставка фрахта зависит от конъюнктуры рынка. Вес, мера, стоимость груза влияют на калькуляционные расчеты. Если рассмотреть примеры из международной практики, то можно проследить, что чартерные договоры бывают стандартными и частными, а также по видам грузов.

Договор рейсового чартера

Если для транспортировки груза требуется все судно или определенные помещения судна используется договор рейсового чартера.

Рейсовый чартер имеет несколько этапов. Судно совершает рейс в порт погрузки, принимает груз, совершает рейс в порт разгрузки, выдает груз. Если рассматривать типовой договор, то можно отметить, что он содержит большое количество условий рейсового чартера.

Типовых форм договора несколько:

  • тайм-чартер – владелец судна обязан предоставить фрахтователю свое судно на срок определенный договором, для целей, прописанных в договоре, за плату, внесенную в договор;
  • димайз-чартер – фрахтователь имеет право владеть судном.

Чартер – договор морской перевозки со сложными условиями. Ответственность и режим чартера устанавливаются вместе с соглашениями о коносаменте, которые бывают многосторонними и двусторонними. Выявляется право наиболее свойственное договору, и на этой основе происходит коллизионное регулирование.

Перечислим основные коллизионные привязки:

  • закон флага;
  • личный закон и закон места нахождения собственника судна;
  • закон места заключения договора;
  • закон языка и места исполнения договора;
  • закон валюты фрахта;
  • личный закон и закон места нахождения сторон договора;
  • закон порта отправления и порта назначения;
  • закон места совершения соглашения.

Так как договор является договором присоединения, закон места совершения соглашения считается главной коллизионной привязкой.

Фрахтование судов

Процесс заключения договора фрахтования судна называется фрахтованием судов.

Фрахтование может осуществляться по рейсовому чартеру, существует несколько видов.

Если судно предоставлено в распоряжение фрахтователя – это фрахтование на один рейс. Если судно перевозит большое количество груза в одном направлении – это фрахтование на последовательные рейсы. Если перевозка груза происходит в обе стороны – это фрахтование на круговой рейс. Если владелец судна дал обязательство перевезти груз в определенных количествах за определенное время – это фрахтование по генеральному контракту.

Тайм-чартер

Фрахтование может осуществляться по тайм-чартеру. Владелец судна, продолжая контролировать судно и экипаж, предоставляет его в распоряжение фрахтователя. Обычно тайм-чартер предусматривает отдельный район плавания судна. Существует несколько видов тайм-чартера. Судовладелец может предоставить судно вместе с командой и взять на себя все расходы по ее содержанию, а также поддерживать судно в надлежащем состоянии и обеспечить его страхование; Фрахтователь берет на себя расходы на приобретение топлива, налоговые платы, сборы в портах, оплачивает лоцманские и буксировочные услуги; Фрахтователь платит аренду. Исключение составляет время простоя из-за поломки судна или аварии.

Фрахтование может осуществляться бербоут-чартером.

Это вид договора, по условиям которого владелец судна передает его фрахтователю без экипажа за арендную плату. Иными словами, фрахтователь становится временным владельцем судна.

Существует еще соглашение об услугах или об управлении, когда эксплуатацию судна осуществляет оператор.

Фрахтование судна — это поиск необходимого тоннажа (судна или места на судне) для перевозки груза с последующим заключением с судовладельцем договора морской перевозки. Другими словами можно сказать, что фрахтование есть соглашение о найме судна для выполнения определенной перевозки (рейса) или наем судна на определенный период времени.

Покупатель, продавец, отправитель груза, который фрахтует тоннаж (судно) называется фрахтователем. Судовладелец, предоставляющий тоннаж (судно) для морской перевозки грузов — фрахтовщиком. По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузополучателю, а фрахтователь обязуется уплатить за это определенную плату (фрахт).

Можно сказать иначе: договор морской перевозки — это соглашение, по которому одна сторона (судоходная компания, судовладелец, перевозчик, фрахтовщик) принимает на себя обязательство произвести перевозку грузов из одного порта в другой, а другая сторона (фрахтователь, грузовладелец) обязуется уплатить за это установленную плату (фрахт).

Фрахтование обычно производит специальный посредник — фрахтовый брокер. В качестве посредника могут выступать специальные организации — брокерские фирмы или отдельные лица. Фрахтовый брокер — это высокопрофессиональный специалист, обладающий большим опытом и специальными знаниями. Он должен быть хорошо информирован о конъюнктуре мирового фрахтового рынка, спросе и предложении на тоннаж, различных грузопотоках.

Брокеры фрахтового рынка пользуются различными сведениями, бюллетенями и прочими изданиями крупнейших мировых фрахтовых бирж и брокерских контор. Многие брокеры обладают обширными контактами в области морских перевозок, и нередко личные связи брокера позволяют в кратчайший срок найти необходимый тоннаж под перевозку.

Судовладелец, имеющий свободный тоннаж (судно или суда), обращается к фрахтовому брокеру с предложением найти на рынке груз, который подходит для перевозки на условиях судовладельца (как правило, чаще всего это относится к морским перевозкам контейнеров). Предложение, с которым фрахтовый брокер выходит на рынок от имени судовладельца называется офертой. Бывают твердые и условные предложения.

Таким же образом грузовладелец (фрахтователь) выступает на фрахтовом рынке через фрахтового брокера с предложением найти судно, отвечающее условиям перевозки данного груза. Поручение фрахтователя, выданное в письменном виде своему брокеру о поиске и зафрахтовании тоннажа (судна) для перевозки груза, называется фрахтовым ордером. Фрахтовые ордера бывают: обычные (фрахтовая сделка может быть заключена в течение 20–30 дней), срочные и сверхсрочные.

Фрахтовый рынок подразделяется по форме организации перевозок на рынок трампового и линейного тоннажа, по типам судов — на рынок сухогрузного и танкерного тоннажа, по роду груза — на рынок лесного, зернового, рефрижераторного тоннажа и т.д., а также по направлениям перевозок по географическим областям.

Весь объем фрахтового рынка определяется количеством фрахтовых сделок, а его конъюнктура — соотношением между предложением тоннажа и предложением грузов, т.е. спросом на тоннаж. Это соотношение подвержено резким колебаниям в силу различных объективных и субъективных причин: спад или увеличение объема перевозок, уменьшение или увеличение стоимости топлива и т.д.

Для оценки транспортного рынка и величин изменения цен используются фрахтовые индексы. С их помощью возможен подробный анализ изменения фрахтовых ставок на мировом рынке, а также ставок фрахта на определенные виды грузов или конкретных секторов фрахтового рынка. Индексы и информацию по заключенным сделкам и фрахтовым ставкам публикуют многие известные издания.

Заключение чартеров представляет собой сложный процесс переговоров между судовладельцем и фрахтователем, т.к. им предстоит согласование множества условий договора морской перевозки. Фрахтовые сделки заключаются между сторонами, которые находятся в разных уголках планеты, и благодаря современным средствам коммуникаций эта задача значительно упрощается.

В мировой практике фрахтования были выработаны типовые (стандартные) проформы чартеров, применительно к основным видам перевозимых грузов. Условия проформы чартера отражают правила перевозки грузов морским транспортом и специфические особенности таких перевозок.

Разработку чартеров проводили крупнейшие международные фрахтовые и судоходные организации, которые по возможности попытались учесть все спорные вопросы, возникающие при международной перевозке грузов морем.

Основные виды чартеров:

  • Рейсовый чартер (Voyage charter) — судно фрахтуется на определенный рейс. Судно может также быть зафрахтовано на круговой рейс, т.е. в порт назначения и обратно. Такой фрахт наиболее выгоден судовладельцу, поскольку он обеспечивает загрузку судна в обратном направлении и исключает порожний рейс (переход в балласте). Рейсовый чартер дает фрахтователю право на перевозку своего груза на конкретном судне. В этом случае право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Тайм-чартер (Time Charter) — это договор фрахтования судна на время. В этом случае судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или других целей морского плавания. Судно передается в тайм-чартер в мореходном состоянии, снаряженным, с укомплектованным экипажем. Но право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.
  • Бэрбоут-чартер (Bareboat charter) — разновидность договора фрахтования судна на время. Отличается от тайм-чартера тем, что фрахтователь нанимает экипаж и принимает на себя все расходы по содержанию судна, в том числе и расходы по оплате экипажа. В этом случае капитан и команда судна состоят на службе у фрахтователя. Таким образом, фрахтователь становится временным владельцем судна.

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, стоимость фрахта, наименование места погрузки судна, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком (судовладельцем, фрахтовщиком) и фрахтователем (грузовладельцем) или их представителями.

При фрахтовании нередко возникает вопрос о распределении расходов между судовладельцем и фрахтователем по погрузке и разгрузке судов (оплата стивидорных работ). Эти расходы обычно находятся в пределах 10–30% от конечной стоимости транспортной составляющей при перевозке груза морским транспортом. Поэтому при заключении договора морской перевозки заранее оговаривается, кто из сторон будет нести эти расходы. Вот некоторые наиболее употребляемые термины:

Читайте также: