Что такое человеческий суд

Обновлено: 29.04.2024


Мы видим в сегодняшнем Евангелии двух людей, которые далеки друг от друга настолько, насколько потом обнаружит их смерть. Один из них пиршествует на каждый день блистательно, веселясь светло, одевается в порфиру и виссон. А другой лежит у дома богача, покрытый гнойными ранами. Один из них имеет компанию таких же, как он, богатых и сытых. У другого общение только с псами, которые, подходя к нему, лизали его гнойные раны, а больше никто к нему не подходил.

Вот еще одна удивительная особенность сегодняшнего Евангелия, на которую мы должны обратить внимание. Называется имя этого бедняка — Лазарь, а имя богача не называется. На протяжении всей притчи ни разу не упоминается, как зовут этого человека. Это очень странно, потому что в жизни все бывает как раз наоборот — имена богатых материально и имеющих власть звучат всюду. Эхом отзываются в дворцах, где они властвуют. О них порой даже песни слагают, их имена записаны в летописях. Когда они умирают, им ставят монументы, на которых написаны их имена. Иногда даже мавзолеи. А бедные люди — как безымянные существа, никем не видимые, никем не знаемые, ходят где-то там среди именитых и богатых.

Почему же Господь в Своем Евангелии не упоминает имени богача, а называет по имени только бедного человека? Для того Он это делает, чтобы показать, что суды Божии отличаются от судов человеческих, и часто совершенно противоположны им. Святые отцы говорят, что в этом опускании имени богача есть некая тайна. Она заключается в том, что имя этого человека не будет упомянуто на небесах. Это имя не вспомнят ни ангелы, ни святые. Оно будет вычеркнуто из книги жизни.

Скажите, какое же зло сотворил этот человек, что даже имя его недостойно упоминания? В Евангелии не сказано ни о воровстве его, ни о лжи, ни о прелюбодеянии, ни о неверии в Бога, ни о том даже, что он нечестным путем приобрел свое богатство. Одно-единственное сказано, что был у него некий грех, который выходил за все границы. Грех чрезвычайно презрительного отношения к бедному и страдающему человеку. Он относился к Лазарю так именно потому, что Лазарь был болен и нищ.

Представьте, если бы в воротах его появился другой Лазарь: здоровый молодой человек, одетый в шелка. Он бы выбежал, приветствовал его и посадил бы за свою трапезу. Потому что увидел бы, что перед ним — человек. А когда он смотрел на этого нищего Лазаря, он не видел перед собой человека. Весь ужас заключался в том, что он до такой степени презирал творение Божие, что не видел перед собой человека, как будто его не существовало.

Зачем Господу надо было перечислять грехи этого богача, которые, конечно же, все у него были? Достаточно было назвать один грех. Тот грех, о котором мы сегодня говорим, что он является главной болезнью и нашего общества, и даже самой Церкви. Достаточно было Господу назвать этот грех невидения и нечувствия страданий другого человека, как все остальное обнаружилось само собой.

Смотрите, как происходит погребение того и другого человека. Умер богатый. Конечно же, ему соорудили пышный, дорогостоящий гроб. Толпы народа сопровождают эту похоронную процессию, потому что произошло великое событие: умер столь именитый человек. Многие искренне охвачены горем. У гроба произносятся речи, может быть, даже совершается пышное церковное отпевание. Вспоминают заслуги этого человека по отношению к городу, к своему народу — может быть, даже ко всему человечеству. Затем наконец тело его погружается в могилу под торжественную музыку. Роскошные венки украшают могилу, ставится памятник, чтобы память его на земле была на века.

А как происходит погребение нищего человека? Об этом даже не упоминается в Евангелии, сразу говорится о его отшествии на небеса. А на земле, скорее всего, было так: его быстро-быстро закопали, как закапывают бездомную собаку. Существовали, наверное, и тогда какие-то дорожные спецслужбы, которые поторопились поскорее убрать его, чтобы зараза от разлагающегося тела не распространялась повсюду.

Суд человеческий, говорят святые отцы, простирается только до могилы, а там души человеческие предстают перед судом Божиим. Этот богач, одетый в порфиру и виссон, идет прямой дорогой в ад. А этот нищий со своими гнойными язвами идет прямо в рай на лоно Авраамово.

И вот, там мы видим, как богач, будучи в муках, поднял свой взор и увидел Авраама, и на лоне его Лазаря. Он впервые в жизни поднял свой взор к небу. Ни разу в жизни он не обращал свой взор ко Господу. Первый раз он обращается ко Господу, страшные страдания заставили его это сделать.

Мы все помним, что отвечает Авраам. Он говорит, что есть Моисей и пророки. Если их не слушают, то если кто из мертвых воскреснет, и тех не послушают. Действительно — есть закон, есть правда, есть высшая реальность, которая доступна совести и разуму человеческому. Если человек не хочет ее воспринимать, то все остальное окажется бесполезным.

Как нам обрести это милосердие и сострадание, без которого мы не можем надеяться на спасение, и без которого слово Божие — вся глубина правды, доступной нам, — может оказаться напрасным?


Очень важно понять тему суда во свете Евангелия, поскольку суд Божий без Евангелия подобен Закону Божьему без благодати, несущему за собой страх, безысходность, осуждение и смерть. То весть Евангелия состоит в том, что верующие избавлены от осуждения Закона и они не будут бояться суда Божьего. Другими словами, в сердце Евангелия содержится обетование о том, что принявшие Иисуса Христа не осуждаются, в отличие от тех, кто Его отверг (Ин. 3:18, 36).

Значит, не существует такого понятия, как Евангелие без суда, потому что Благая весть и состоит в том, что грешник избавляется от осуждения Божьего. В определенном смысле осуждение греха и суд уже произошли. Справедливый гнев Божий и Его праведное негодование против зла и греха уже излились. Ад, поругание и посрамление, осуждение и смерть уже случились, но вместо того, чтобы это произошло с заслуживающими их, они случились с Иисусом Христом на Голгофе. Бог допустил, чтобы Его Сын первый встретился на этой земле с Его гневом То есть Господь первый, Кто претерпел Божий акт возмездия и суда над грехом, чтобы потом никому из верующих в Него не нужно было бы самому получить праведный гнев Божий и встретиться со смертью второй.

Во-вторых, оно относится к земному храму, дважды построенному в городе Иерусалиме (3 Цар. 6-я глава; Ин. 2:20).

Итак, на вопрос, что такое святилище, мы должны знать слова синонимы, это есть скиния, святилище и храм (Евр. 8:2; 9:11, 24; Откр. 11:19; 15:5, 6; 21:2, 3).

1-ая стадия: Следственная, когда проводится сбор информации и расследование дел, опрашивание свидетелей и подозреваемых.

3-ья стадия: Исполнение вынесенного решения (приговора). Кроме акта наказания, решением суда есть также и акт оправдания или вознаграждения тех, кто оказался достойным. У людей сложилось неправильное понимание, что собой представляет суд Божий, а что есть его решения. Сам суд – это процесс следствия, определенного и тщательного расследования Богом характеров и дел людей.

Так пророку был показан великий и торжественный день, когда Судья всей земли рассмотрит жизни и характеры всех людей. Ветхий днями — это Бог Отец. Он — Судья на небесном процессе (Пс. 49:6). Там есть и наш Адвокат и Ходатай – Христос(1Ин. 2:1). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Дан. 7:13).

Любой суд по делам подразумевает рассмотрение этих дел перед осуществлением вознаграждения или наказания, которого заслуживают эти дела. Но рассмотрение обязательно должно произойти хоть за сто лет, хоть за сто секунд до осуществления воздаяния. Как можно считать Бога справедливым, если Им не будет произведено предварительного расследования – следственного суда? Это подразумевает суд, предшествующий второму пришествию Христа, его ещё называют следственным судом или небесным, Божьим судом.

Подобно тому, как фотографическая пленка безошибочно воспроизводит черты лица, так и в небесных книгах в точности описан характер каждого человека. Но как мало люди тре­вожатся о том, что Небо наблюдает за каждым их поступком. Если бы завеса, скрывающая, невидимый мир от видимого, приподнялась, то сыны человеческие увидели бы Ангела, записывающего каждое наше слово, и всё это потом будет рас­сматриваться на суде, сколько слов и когда мы не произнесли бы, сколько поступков не совершили бы!

Небесный суд и уничтожение грехов должны быть за­кончены до второго Пришествия Господа. Так как умершие будут судимы в соответствии с записями в книгах, то грехи людей нельзя изгладить раньше окончания суда, на котором должна решиться их участь. Когда окончится следственная фаза суда, тогда Христос придет на землю, и награда Его с Ним, что­бы воздать каждому по делам его (Откр. 22:12).

У людей сложилось неправильное понимание, чем является небесный Божий суд, а что есть его решения (приговор). Сам суд – это процесс следствия, определенного и тщательного расследования характеров и дел людей. Н длится уже много лет. Многие люди путают суд Божий с бедствиями, катастрофами, чашами гнева, изливающимися на мир, перед возвращения Христа, о которых предсказывает книга Откровение и другие книги Библии . Но эти бедствия всего лишь акт наказания, являющийся следствием произведенного небесного суда. Акт наказания не есть весь суд, акт наказания есть следствие решения вынесенного на небесном суде Всевышним.

Воскресение мертвых и перемены, происходящие во мгновение ока с живыми святыми (1 Фес. 4:16, 17), сами по себе являются плодами и воплощением предшествовавшего небесного суда. Они – последствия уже вынесенного ранее решения об оправдании и вознаграждении. Короче говоря, люди не воскреснут и не преобразятся для того, чтобы прийти на суд Божий. Но воскресение и преображение одних, и воскресение, и смерть вторая для других – есть результаты прошедшего небесного суда.

2. Суд происходит на основании Божьего Закона. Поэтому важно пересмотреть всю свою жизнь, исповедоваться и каяться во всех грехах.

3. Суд происходит по делам. Должно произойти изменение отношения к жизни, к людям, возрождение сознания и адекватное отношение к происходящему.

5. Этот небесный суд, предваряющий Второе Пришествие Спасителя, является важной частью Божьего Плана спасения, все служения, осуществляемые в земном святилище, имели лишь прообразное его отражение.

6. Только при понимании хода служения в земном святилище станут понятны суть, ход и значение небесного суда.

Страшный суд

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

немного о страшном суде

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников ( козлищ ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.


Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.


Блаженный Иероним предлагает следующую картину предваряющих Страшный Суд событий:

Свидетельство Иеронима интересно многоплановостью образов и символов, хотя и не всегда соответствующих библейским реалиям.

Беспечность одних и бодрствование других

Новый Завет утверждает, что в преддверии конца света и Страшного Суда сердцами одних людей завладеет беспечность, а сердца других наполнятся бодростью ожидания и беспокойством.


Знамение Сына Человеческого


Второе Пришествие (греч. парусия) Христа Спасителя будет явным и всемирным деянием Бога.

Сей знак нашего спасения, появившись на небе, опрокинет лжемудрования всех ругателей Креста Господня.

Деяния Страшного Суда

Но во Втором Своем Пришествии Господь Иисус Христос приходит в этот мир уже не спасать его, как во дни Первого Пришествия, но судить.

В Евангелии от Матфея читаем:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 31–33).


Далее мы читаем в Евангелии от Матфея:

Епифаний Латинский наставляет:

И хотя точка зрения Епифания Латинского созвучна с другими высказываниями Христа (Мф. 10, 42), она не передает всю полноту самоуничижения Сына Божия, отождествившего Себя Самого с каждым человеком (не только со святыми), когда-либо жившим и живущим на земле. Ибо после Боговоплощения Он, в Своем Истинном Божестве Единосущный Богу Отцу по божеству, в Своем Истинном Человечестве оказался Единосущен каждому человеческому существу в человечестве (сотелесничестве)!

Как Луна, не являясь источником света, отражает свет Солнца, и только в той мере, в какой он касается ее, так и подлинная святость в жизни любого святого есть свет праведности Христовой, отразившийся от него.

После приговора Страшного Суда происходит окончательное и неисправимое размежевание между спасаемыми и гибнущими племенами, народами и языками.

Епифаний Латинский наставляет:

Преподобный Андрей Кесарийский пишет:

Участь блаженных

Красота жизни будущего века – это неизреченная тайна, которой в этой земной жизни мы касаемся лишь отчасти, но достаточно регулярно.

Духом Святым совершаются действием Христа все таинства Церкви. То есть мы становимся причастниками вечных благ уже в этой, земной жизни через те или иные церковные таинства. И вечная сладость, которая ими предваряется, реальна для нас уже сегодня и сейчас.

То есть живя на земле, через таинства Церкви и приобщение Слову Божию мы уже теперь пребываем в вечном блаженстве и радости грядущего Небесного Иерусалима!

Возрастание в любви и познании и составит суть вечного блаженства, наслаждения и радости!

Участь проклятых

И, напротив, участь нечестивых – пребывание во мраке неведения и о себе, и о Боге. Замкнутые в собственных грехах и стесненные ими, нечестивые, съедаемые вожделениями и стыдом, вечно будут пребывать в состоянии застывшего реликта, безысходности и отчаяния. И хотя не все грешники понесут одинаковое наказание и муку, каждый получит казнь соответственно содеянной им вине, которая будет обусловлена его ведением или неведением относительно воли Создателя во дни земной жизни.

То есть наказание нерадивым христианам будет более жестоко, чем наказание пребывавшим в неведении о Боге и Его законе во дни земной жизни. Подобное правило действует отчасти для верующих уже и в этой жизни.

Путь возвращения к Богу всецело закрыт для оказавшихся в аде и лишенных инструмента исправления – человеческого тела (о чем выше мы неоднократно рассуждали).

Свет и мрак

Если спасенные будут объяты светом в Царствии Божием, то погибшие будут пребывать во мраке.

Сказано о мире святых и оправданных действием благодати:

Древнехристианский экзегет Апрингий пишет:

Таким образом, сам адский пламень не будет являться источником света, и пребывающим в нем будет представляться, что они находятся в полном одиночестве.

Страшно преступление любого греха, но еще страшнее и вечное наказание за него. Несовершенны наши праведные деяния, но, в соединении с действием благодати, великое благо обретается чрез них.

Протоиерей Олег Стеняев

[1] Сумма теологии. Дополнительная. III. 69, 2.

[2] Августин Иппонский. Проповеди.

[3] Сумма теологии. Дополнительная. III. 73, 1.

[4] Иоанн Златоуст, свт. Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам.

[5] Иоанн Златоуст, свт. Гомилии на Евангелие от Матфея.

[6] Иоанн Златоуст, свт. Гомилии на Евангелие от Матфея 77.

[7] Сумма теологии. Дополнительная. III. 73, 1.

[8] Имеется в виду ветхозаветная седмица.

[9] Беда Достопочтенный. Изложение Откровения.

[10] Иоанн Златоуст, свт. Гомилии на Евангелие от Матфея 76.3.74

[11] Августин Иппонский. Трактат на Евангелие от Иоанна.

[12] Ипполит Римский. О кончине мира.

[13] Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия. PLS 3:900-901

[14] Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия. PLS 3:902

[15] Андрей Кесарийский. Комментарий на Откровение. MTS1, Sup 1:85-86.

[16] Пространный катехизис, стр. 76.

[17] Беда Достопочтенный. О семи Кафолических посланиях. CL 1362, 4 (in IIо.), 3.2.

[18] Феодорит Кирский, блж. Толкование на Послание к Евреям 6.1.

Читайте также: