Что спросит господь на страшном суде

Обновлено: 19.05.2024

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Святитель Феофан Затворник:

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский:

Сегодня неделя о Страшном Суде и нам естественно говорить о Страшном Суде и о признаках конца мира. Того дня никто не знает, знает только Бог Отец, но признаки приближения его даны и в Евангелии и в Откровении св. ап. Иоанна Богослова. Откровение говорит о событиях конца мирa и о Страшном Суде по преимуществу в образах и сокровенно, но св. отцы объясняли его, и есть подлинное церковное предание, какое говорит нам и о признаках приближения конца света и о Страшном Суде.

Перед концом земной жизни в ней будет смятение, войны, междоусобицы, голод, землетрясения.

Люди будут страдать от страха, будут издыхать от ожидания бедствий. Будет не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояние отпадения от жизни. Но будет отпадение не только от жизни, но и от веры, и Сын Человеческий прийдя – найдет ли веру на земле?

Люди станут горды, неблагодарны, отрицающие Закон Божественный: вместе с отпадением от жизни будет и оскудение нравственной жизни.

Будет истощение добра и нарастание зла.

Судьбу Церкви он представляет в образе женщины, которая скрывается в те времена в пустыне: она не проявляется в жизни, как теперь в России.

И он получит ту власть перед гибелью своею и всего мирa. У него будет помощник Маг, который силой ложных чудес будет исполнять его волю и убивать не признающих власть Антихриста. Перед гибелью Антихриста явятся два праведника, которые будут обличать его. Маг их убьет и три дня их тела будут лежать непогребенными и будет предельное ликование Антихриста и всех слуг его, и вдруг те праведники воскреснут и все воинство Антихриста будет в смятении, ужасе, а сам Антихрист внезапно падет мертвым, убитый силой Духа.

Иоанн Богослов в Откровении говорит о спасении сынов Израилевых, что перед концом мира множество евреев обратится ко Христу, но в перечне спасающихся колен нет колена Дана.

Антихрист будет очень умен и одарен умением обращаться с людьми. Он будет обворожителен и ласков.

Философ Владимир Соловьев много работал над тем, чтобы представить пришествие и личность Антихриста. Он тщательно использовал все материалы по тому вопросу не только святоотеческие, но и мусульманские, и разработал такую яркую картину.

Столицей своей он изберет Иерусалим потому, что именно здесь раскрыл Божественное учение Спаситель и Свою Личность и весь мир был призван к блаженству добра и спасения. Но мир не принял Христа и распял Его в Иерусалиме, а при Антихристе Иерусалим станет столицей мирa, признавшего власть Антихриста.

Достигнув вершины власти, Антихрист потребует от людей признания, что он достиг того, чего ни одна земная власть и никто и не мог достигнуть и потребует поклонения себе как высшему существу, как богу.

Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение и ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение, и в людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха.

Весь мир покорится ему и тогда он откроет лицо своей ненависти ко Христу и христианству. Св. Иоанн Богослов говорит, что у всех поклонившихся ему будет знак на челе и на деснице. Неизвестно, будет ли это действительно отметка на теле, или это образное выражение того, что и умом будут люди признавать необходимость поклонения Антихристу и их воля будет полностью ему подчинена. Во время такого полного – волей и сознанием – подчинения всего мирa и явятся упомянутые два праведника и будут безбоязненно проповедовать веру и обличать Антихриста.

Их смерть – будет великой радостью Антихриста и его слуг. Их восстание через три дня приведет их в невыразимый ужас, страх, смятение. Вот тогда настанет кончина мирa.

Тогда из Палестинских гор явится Ковчег Завета, – пророк Иеремия сокрыл ковчег и Св. Огонь в глубоком колодце. Когда из того колодца взяли воды, – она запылала. Но самого Ковчега не нашли.

Когда мы теперь смотрим на жизнь, то могущие видеть – видят, что все предреченное о конце мирa – исполняется.

Кто же этот человек-Антихрист? Св. Иоанн Богослов образно дает его имя 666, но все попытки понять это обозначение были напрасны.

Конец мирa не означает его уничтожение, но изменение. Все изменится, вдруг во мгновение ока. Мертвые воскреснут в новых телах – своих, но обновленных, как Спаситель воскрес в Своем Теле, на нем были следы ран от гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами и в таком смысле было новым телом. Неясно – будет ли то совсем новым телом, или то, каким человек был создан.

И явится Господь со славой на облаке. Как увидим? Зрением духовным. И теперь при смерти праведные люди видят то, чего не видят остальные люди кругом.

Вострубят трубы властно и громко. Они вострубят в душах и совести. Все станет ясно в человеческой совести.

Пророк Даниил, говоря о Страшном Суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь – это очищающий элемент. Огонь попаляет грех, сжигает его и горе, если грех природнился самому человеку, тогда он сжигает и самого человека.

Тот огонь возгорится внутри человека: увидя Крест – одни возрадуются, а другие придут в отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу разделятся: в евангельском повествовании, перед Судией одни становятся направо, другие налево – их разделило внутреннее сознание.

Само состояние души человека бросает его в ту или иную сторону, направо или налево.

Идут одни в радость, другие в ужас.

И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.

Святитель Филарет Московский:

Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. (Матф. XXV. 41).

Блажен, кто слушает сие проклятие, не уклоняясь от намерения любви Божией! Тогда и проклятие рождает благословение. Мы должны внимать ему сердцем и умом, а не слухом. Должны познавать в нем ужас состояния отверженных: не ждать для ясности самого опыта.

Судите посему, сколько теряет тот, кто теряет право видеть Бога? Мы, не видя Его ныне, по грубости наших чувств и естественной немощи, сколько от того терпим! Какая тьма в разуме! Какая пустота в сердце! Какой глад в желании! Но какой ужасной крайности достигнут сии бедствия, когда они будут не слабостию нашею, но бесконечными следствиями гнева Божия, когда сии случайности существа нашего перейдут в самую природу! Авессалом, отверженный Давидом, просит Иоава, чтоб он или испросил ему позволение видеть царя и отца своего, или убил бы несчастного. Так отверженный Богом грешник предпочтет смерть своему состоянию; только он не найдет ее. Он будет умирать непрестанно, а не возможет умереть и один раз. Совокупите тысячу геенн, восклицает Златоуст, это отнюдь не так тяжко, как быть извержену от славы, быть ненавидиму Богом!

Наказание осужденных на страшном суде не состоит в одном лишении благ и лицезрения Божия, но в действительном претерпении зол. Судия посылает их в огнь.

Так угодно будет строгому Правосудию, чтобы человек весь был подвержен действию Его мщения, так как он весь предавался действию беззакония. Такое же различие полагает оно в наказаниях, какое мы производим во грехах. Из них одни рождаются в душе и чрез нее порабощают себе телесные силы, какова есть гордость, или злоба; другие совершаются в теле и оскверняют душу, чрез участие которого она приемлет услаждение, как, например, роскошь и сластолюбие. Так отчуждение от Бога, угрызающее воспоминанием непорядков жизни, совершенное отчаяние, суть казни, снедающия душу, и потолику простираются на тело, поколику сие соединено с нею. Огнь есть вещественное мучение, которое терзает тело и чрез него проходит в душу.

Тщетно некоторые, для смягчения сей страшной угрозы, прибегают к милосердию Божию. Но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое, бесконечное благо; уклонение от Него единое бесконечное зло. Бог создал человека для Себя; грехопадение удалило человека от Бога; милосердие паки открыло путь соединиться с Ним. Кто не следует по сему пути, тот, по закону Правосудия, остается подверженным вечному злу, как необходимому следствию удаления от Бога.

Представьте же себе, сл., сколько можете сию страну непроницаемого мрака, кипящую огнем и жупелом и червями, шумящую скрежетом зубов и яростными стонами: там минуты проходят как годы: но проходят годы – и это еще начало мучения; проходят веки – и это еще начало мучения; пройдет столько тысящелетий, сколько пылинок составляет нынешний мир – все еще будет начало мучения.

Подумайте также, с кем будут разделять грешники сие безконечное проклятие на вечные мучения: это огнь уготованный диаволу и аггелом его. Губительные взоры врага беспрестанно будут пронзать жертву им убитую! Лютый змий гнусным жалом своим будет лобызать сердце, им отравленное, и в новые раны всегда будет проливать новый яд.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

Люди не веруют в вечные мучения или веруют, но думают, что все не так страшно будет, как говорится в Евангелии. Почему же? Разве не может быть вечных мук? Разве невозможно допустить эти муки? Ведь муки вечные начинаются уже на земле, человек носит их в сердце, еще не перешедши в жизнь загробную. Неверующие в вечные муки пусть скажут, кто из них не мучится никогда, живя на земле? Кто проводит дни свои вполне счастливо, довольно и беспечально? Ведь счастье – редкий цветок, который напрасно ищут целую жизнь люди и не находят того, чего желали. Если и найдут, то как скоро цветок увядает. Как самая пламенная страсть скоро блекнет, пресыщает человека, и он ищет удовлетворить ее иначе. Даже самые сильные радости, наполняющие душу восторженным блаженством, как, например, счастливая любовь, как она скоро блекнет!

Во всякой радости человеческой заметен уже для внимательного взора отблеск слез, ощущается дыхание печали, скорби и муки, если человек с совестью своей мало считается и об евангельских велениях не размышляет. Наоборот, посмотрите на истинного христианина, как он, несмотря на великие лишения, однако, светлел лицом и настроением духа, как он не впадает никогда в беспросветное уныние, во всем находит источник примирения. В его слезах уже заметен отблеск высшей неземной, вечной радости. Счастье человека грешника красивое яблоко с изъеденной внутри сердцевиной; печали праведника небольшая царапина на коже этого яблока при здоровой сердцевине; счастье первого, при видимой постоянной радости, подтачивается непрестанно червем мучающей его совести; второй терпит в мире скорби, но безвредные для самого сердца, носящего в себе зародыш жизни вечной.

Антоний, митрополит Сурожский:

Притча, которую мы читали сегодня, так всем хорошо известна, что, казалось бы, нечего о ней и говорить; и вместе с этим есть в ней несколько черт, на которые мне хотелось бы обратить ваше внимание.

Первое – это то, что когда подсудимые – то есть все мы – стали перед судом Божиим, Господь не стал спрашивать ни о чем, относящемся к вере, к мировоззрению, а спросил их только об одном, и прямо: Были ли вы человечны на земле? Когда перед вами стояло горе – подумали ли вы о том, чтобы утешить? Когда был голод, и холод, и тоска, и оставленность, и заключенность в тюрьме, и плен болезни – что вы сделали: пожалели или нет.

И тех, которые пожалели, Господь принял, ни о чем другом не спрашивая, потому что эти люди сумели на земле любить – земной, реальной любовью, и поэтому были открыты и к тому, чтобы вместить и Божественную любовь будущего века. Но эти люди, совершившие дела любви, недоумевали о том, что в них увидел Господь. Как это Господь к Себе относит то, что они сделали другим? Поступать по любви им было настолько естественно, что они и не задумываясь так поступали… Мы не спасемся тем, что с натугой сердца, мучительно заставляя себя, помня о Господних заповедях, будем их творить; они должны войти нам в плоть и кровь так глубоко, так совершенно, чтобы быть естественным движением души, а не простым послушанием закону, который нам дан извне. И поэтому если кто из нас и думает, что он поступает милосердно, заботится о больных, посещает тюремных заключенных, питает голодного, одевает холодного, – пусть поставит перед собой вопрос: от сердца ли он поступает или потому, что чувствует, что таков его долг и что он даст ответ за свои поступки? И если только по долгу, то, Боже, как мы далеки от того, чтобы быть детьми Небесного Царства.

Но обратите внимание и на тех, которые ничего из этих дел человеческой любви не совершили. Когда Христос им задает этот вопрос, они его даже не понимают: Где же мы Тебя, Господи, видели? Когда же мы Тебя не посетили в больнице или тюрьме? Когда же Тебя не одели холодного, не накормили голодного? Когда не утешили в горе. Они никогда не замечали никого вокруг себя, иначе они не ставили бы вопрос о том, надо или не надо. Бог ли получит, как бы косвенно, дар нашей любви, или только этот человек… Они прожили всю жизнь только для себя, расчетливо, разумно, то есть, в конечном итоге, вполне безумно…

И вот перед нами тот же вопрос: как мы поступаем по отношению к ближнему? Часто люди говорят: Я не знаю, как любить Бога, я Его ищу в потемках, я не могу до Него дорваться. – Очень просто: через человека. Апостол Иоанн сказал: Если кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего своего реальной и творческой любовью, тот лжет, потому что никто не может любить невидимого Бога, если до этого не научился любить конкретного, живого, животрепещущего перед ним человека… И поэтому, прежде чем ставить вопрос о том, как достичь Бога, спросим себя: как мы относимся к ближнему? Если наше сердце закрыто, холодно, замкнуто, если оно испугано при одной мысли, что ближний может от нас потребовать сердца и жизни нашей, – НЕ О ЧЕМ говорить, нечего искать близости Божией: надо сначала научиться иметь сердце теплое, сердце живое, сердце внимательное к ближнему, и тогда оно откроется и, как чистое сердце, увидит Бога. Аминь.

Полную картину последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом рисует нам словами Самого Господа Иисуса Христа только один Ев. Матфей в непосредственной связи с речами Его о необходимости постоянного духовного бодрствования и готовности встретить Второе Его Пришествие. Описанию Страшного Суда предшествует притча о талантах (Матф. 25:14-30), очень сходная с разобранной уже нами притчей о десяти минах, которую передает св. Лука в 19:11-28. Идея этой притчи состоит в том, что каждый должен будет дать отчет Богу на Страшном Суде о том, как он использовал полученные им от Бога дарования, как благодатные, так и естественные, и что доброго приобрел с помощью их.

О вере здесь не упоминается, ибо она уже предполагается самими делами любви, которые суть плоды веры (Иоан. 13:35; 1 Кор. 13:1). Равно и молитва и все прочие подвиги веры не упоминаются, потому что без них невозможна истинная любовь к ближним и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия, потому что они доказывают истинную веру и благочестие христианина (см. Иак. 2:14-26; 1 Иоан. 3:15-18, 4:20-21). Ответ праведников свидетельствует об их смирении и сознании своего недостоинства. Таков закон нравственного самосовершенствования: чем более человек нравственно совершенствуется, тем более сознает он ничтожность своих совершенств.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ Святая Церковь ныне вводит нас в общение с тем страшным часом, когда мы все предстанем перед Страшным Престолом Господа Славы, когда Судия живых и мертвых, Господь Иисус Христос приидет во славе и каждому воздаст по его делам.Святая Церковь этим

20. Неделя о Страшном Суде

20. Неделя о Страшном Суде В нынешний день в Евангелии, читаемом за Литургией, святая Церковь предлагает нам притчу о Страшном Суде. Для многих это самое соблазнительное место в Евангелии. Часто говорят: «Как может быть, что Милосердный Господь будет судить людей? Возможно

21. Неделя о Страшном Суде

21. Неделя о Страшном Суде Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Перед входом в Святой пост, Церковь заставляет нас предстать пред Страшным Престолом Господа Славы, и этот воскресный день посвящается нами тому событию, которое хотя и не было еще, но будет. Св. Церковь не только

Что нас ждет на страшном суде?

Беседа о Страшном Суде

Беседа о Страшном Суде Рассказав апостолам о признаках славного Второго пришествия и заповедав им всегда бодрствовать, Иисус далее раскрывает перед учениками картину Страшного Суда.На Страшный Суд Христов соберутся все люди, когда-либо жившие на земле, начиная от Адама,

Пророчество о страшном суде

Пророчество о страшном суде Спаситель сказал однажды Своим ученикам: «Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от

О Страшном суде

О Страшном суде Как видите, данная гипотеза делает вполне ясными причины проведения такого уникального мероприятия, как Страшный суд. Все те странные его особенности, которые были отмечены в первой части, становятся понятны и логичны.Хочу обратить внимание еще на один

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде Мф., 106 зач., 25:31-46. Те, кто считал и вычислял, утверждают, что на земле полтора миллиарда живых людей. Из этих полутора миллиардов живых людей ни один не в состоянии сказать вам от своего ума, что будет с миром в

Чем оправдаться на Страшном Суде?

Чем оправдаться на Страшном Суде? "Не имеете, чем оправдаться на суде… дел нет". Делами оправдаться нечего и думать. Оправдание всецело идет от всех в силу крестной смерти Господа. Но есть побочности, кои тоже стоят как условия… и хотя в совершенстве мы их представить не

Размышление о страшном суде

Размышление о страшном суде Вспомнил я, возлюбленные, об оном часе, и вострепетал; помыслил о Страшном оном Суде и о райском веселии — и пришел в ужас, и, воздыхая, рыдал, пока оставалась во мне крепость. Ибо дни свои провел я в лености, в рассеянии, в нечистых помыслах! Увы

31. Пророчество о страшном суде

31. Пророчество о страшном суде 31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, "Святые" — этого слова нет в некоторых кодексах, и оно вставлено здесь, может быть, из Зах. 14:5[214].Речь, начиная с 31 стиха до конца

О Страшном Суде (Матф. 25:31-46).

О Страшном Суде (Матф. 25:31-46). Полную картину последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом рисует нам словами Самого Господа Иисуса Христа только один Ев. Матфей в непосредственной связи с речами Его о необходимости постоянного духовного бодрствования и

Беседа о Страшном Суде. Мф. 25: 31-46

Беседа о Страшном Суде. Мф. 25: 31-46 Рассказав апостолам о признаках Своего второго пришествия и заповедав им и всем Своим последователям бодрствовать, чтобы достойно встретить своего Спасителя, Иисус далее раскрывает перед мысленными взорами учеников в форме притчи

О страшном суде

О страшном суде О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы,

О Страшном Суде

О Страшном Суде 1. Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима? Вопрос:Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима? Я неоднократно слышал о том, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе, близ

Страшный Суд, Кончина мира, конец света, апокалипсис

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Святая Церковь в Неделю мясопустную благовествует о Страшном суде, предлагая следующий Евангельский отрывок.

О Страшном Суде

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Чтобы понять великий смысл слов Господа нашего Иисуса Христа, предлагаем прочесть толкование протоиерея Александра Шаргунова на сей Евангельский отрывок.

Окончание

Толкование Евангелия

Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Тайна Страшного Суда — тайна общего воскресения, воскресения каждого из мертвых. И это дано нам всем — никто, ни один человек не лишен этого. Мученики купили Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самой простой человеческой помощью — накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного — это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь. Через самое обыденное гостеприимство Господь хочет приобщить нас Своему непостижимому дару, и, когда мы отвергаем эту возможность, мы отвергаем не только тех людей, которых Он нам посылает, — мы отвергаем Его любовь, Его Крест и Его Воскресение. Что же нам остается?

Ложь и бесстыдство на земле давно перешли все границы. Но есть нечто худшее — это умственный, и нравственный, и духовный паралич слишком многих. И ужаснее всего — когда этот паралич касается нас, верующих людей, Церкви. Отсутствие нормальной реакции на зло вызывает большее беспокойство, чем даже действие зла, потому что оно выдает состояние ослабленности организма, который пассивно, не сопротивляясь, переносит диавольское нашествие. Насколько душа больше тела, настолько больше должна быть наша забота об этом. Время начаться суду с Дома Божия, потому что Церковь отвечает за себя и за всех, и неспособность наша послужить одному из меньших сих — неспособность послужить Христу. Без любви — мы без Него. Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы, нет зла, нет отсутствия добра, нет нелюбви.

Протоиерей Александр Шаргунов

Если бы Божественная жизнь не явилась среди нас, было бы совершенно невозможно любить других. Но когда мы предстоим перед Добром, поистине бесконечным, рождается в нас любовь. Только так можем мы увидеть драгоценность людей, которые ничего не значат для нас, узнать любовь к тем, кого мы не любим. Без такого предстояния все это будет искусственным, нереальным, лживым. Но Господь не требует от нас лицедейства. Он ставит нас в самом центре испытаний, открывая нам, что наш Первый Ближний, наш единственный Ближний — это Бог. Бог — в человеке, Бог — в мире, Бог, отдающий нам Себя в нас самих и в каждом, Бог, даром Которого мы должны стать Промыслом Божиим в жизни других людей и в нашей собственной. И нам надо совершенно новым взглядом, приобщаясь Божественной сокровенности, увидеть других в той красоте, в какой увидел наш Господь Своих апостолов на Тайной Вечери, когда умывал им ноги. Это должно было быть страшно трудным, потому что среди Его апостолов был Иуда, который уже продал Его, и Петр, который скоро трижды отречется от Него. И были все другие, которые будут спасаться бегством перед лицом непредвиденной катастрофы. Однако Господь преклоняет перед всеми колена, потому что в них Он поклоняется Божественному Присутствию, поклоняется Тому Бесконечному Ближнему, Который есть наш Единственный Ближний.

Он знает, что наступит день, когда всем, в том числе Иуде, будет дана возможность покаяния, возможность возвращения к Богу. И Бог, всегда хранящий всех, если только они откроются Его Божественному милосердию, которое предлагается всегда и всем, преобразит этих людей Своей славой. И они явятся в мире, как Его чистые творения, как источник, как начало, как самое средоточие истории и мира. Тогда, наверное, их можно будет любить безоглядной любовью, как Бог любит их, любить без меры, или, вернее, в той мере, какая есть у Бога, любить бесконечно. Потому любовь предполагает непрестанную молитву, которая превосходит всякую внешнюю видимость и которая через человека достигает глубин Жизни, тайны творения человека, совершившегося любовию Божией. И в этом прикосновении к бесконечному источнику, в этой встрече с Богом Живым, в сокровенности нашего сердца, откроется любовь как тайна Страшного Суда, на котором мы будем судимы также всеми Ангелами и всеми святыми. Только любовь устоит на Страшном Суде. Если жизнь наша строится на чем-то меньшем, чем любовь, мы вне Царства Христова, сейчас и вовеки.”


Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

немного о страшном суде

Страшный суд

Иудаизм

В иудаизме явление страшного суда заключается в воскресении из мёртвых в конце дней, то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее:

И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Христианство


В христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Символ веры.

В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.

Ислам

Кия́мат (араб. ‎ — день стояния‎) — в исламской эсхатологии день Божьего суда, когда все люди получат воздаяние за свои дела. Вера в Последний День является одним из неотъемлемых элементов исламского вероубеждения.

Киямат начнётся с двух трубных гласов (сур) со стороны ангела Исрафила. Первый возвестит об уничтожении всех творений Аллаха, а второй — о воскрешении человечества и начале Божьего суда. В день киямата все творения предстанут перед Аллахом и будут отвечать за совершенные ими деяния. О киямате много говорится в Коране и сунне пророка Мухаммада.

Что христианство знает о Страшном Суде?

Первое, что испытывает любой человек, услышав о любом суде, а тем более, о Суде Божием — это страх и трепет. Почему? Потому что каждый из нас на самом деле знает, что в жизни своей совершает множество грехов. И даже самый последний атеист все равно смутно понимает, что некое возмездие есть, и это пугает.


Христианство говорит о том, что Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека — попадет ли тот в рай, или же будет низвергнут в ад. Случится это после Второго пришествия Господа, которое совершится во всей Его славе в конце времен (т.е. когда будет конец света). Тогда люди воскреснут своими телами, и Господь вынесет окончательный вердикт о каждом из нас.

Важно! Свой грядущий и настоящий ад или рай человек создает своими руками в земной жизни. Господь дает нам все возможности, чтобы мы могли вкусить все Его величие, но Господь не может заставить человека следовать Его Воле.

Единственное, что каждый человек сможет забрать с собой после смерти — это свои деяния. Это означает, что если мы верим в Господа, пытаемся соблюдать Его Заповеди — мы имеем шанс на спасение своей вечной души. Люди же, которые сознательно выбирают жизнь, противную Богу, сами лишают себя спасения.

Пожалуй, это один из самых важных вероучительных моментов — не Бог лишает человека рая, а сам человек своими делами лишает себя спасения на Страшном Суде. Мы не знаем достоверно, как именно это происходит, но некоторые богословы высказывают мысль, что на Страшном Суде человек будет уже лишен своей воли. И к чему он привык в своей обычной земной жизни, к тому и потянется душа в вечности.

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Смерть как встреча с Богом

Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.


Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека

Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.

Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.

Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная.

Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде. Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.

Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.


Что говорит о Страшном Суде Евангелие

Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.


Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея

Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.

Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.

Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня. Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное. Так говорит Евангелие об участи праведников.

Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить. Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!

И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.

Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.

Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу.

Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.

Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

Что нам не поможет на Страшном Суде

Божий суд будет проходить совсем по иным законам, нежели привычный суд человеческий. И если в обычной жизни мы можем прибегнуть к помощи адвокатов, юристов и многих других специалистов, то на суде Божьем у нас не будет таких помощников. Исходя из того, что христианство говорит о грядущем Страшном Суде, совершенно бесполезными будут такие действия:

Подобных соображений можно привести еще большое количество. Нужно помнить, что человеческий разум не может противостоять Божественному. И если мы хотим спасти свою душу — мы должны об этом заботиться прямо сегодня, прямо сейчас.


На Страшном Суде окончательно решается участь каждого человека

Утешением для каждого из нас является тот факт, что Господь не справедлив, а милостив. Если бы Бог воздавал каждому из нас по справедливости, т.е. именно так, как мы заслужили — ни один бы человек не мог надеяться на вечное спасение. Но Господь милостив, и воздавать нам будет по Своей великой милости. Задача человека — эту милость заслужить.

Каким образом можно заслужить милость? Только лишь одним инструментом — покаянием и признанием своей греховности, т. е. виновности. Невозможно помиловать человека, который не считает себя виноватым. Такие люди могут думать, что имеют право за какие-то там свои заслуги получить от Бога место в раю. Но в рай невозможно попасть с гордо поднятой головой, как имеющий право.

В рай попасть можно только через покаяние, через понимание своей совершенной неготовности. Когда человек понимает, что сам по себе, без Бога, он вообще ничего не представляет — тогда и рождается смирение. Только через смирение, через полную покорность Воле Божьей и с надеждой на Его милость можно спасти свою душу.

А пока человек думает, что он не так уж плох и, в общем-то, имеет право на спасение — он грешит. Именно такими были фарисеи и саддукеи из Евангелия. И не было грешников на земле, которых более, чем этих, обличал Христос.

Проповедь о Страшном Суде и его отличии от суда земного. Протоиерей Андрей Ткачев

Кто присутствует на Страшном суде?

Во время принятие решения человек не будет находиться с Господом наедине, поскольку действо будет открытым и мировым. Страшный суд будет проводить вся Пресвятая Троица, но она будет развернута только ипостасью Божьего Сына в лице Христа. Что касается Отца и Святого духа, но они будут принимать участие в процессе, но с пассивной стороны. Когда наступит день Страшного суда Божия, каждый будет нести ответственность вместе со своими ангелами-хранителями и близкими умершими и живыми родственниками.

страшный суд

Литература

Что будет с грешниками после Страшного суда?

Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

  1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
  2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
  3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
  4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
  5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

Притча о Страшном суде

Иисус Христос говорил верующим о Страшном суде, чтобы те знали, что их ожидает, если отступить от праведного пути.

  1. Когда Божий Сын придет на землю со святыми ангелами, он сядет на престол собственной славы. Соберутся перед ним все народы и Иисус проведет отделение хороших людей от плохих.
  2. В ночь Страшного суда Сын Божий спросит за каждый поступок, утверждая, что все плохие действия, совершенные по отношению к другим людям, были сделаны ему.
  3. После этого судья поинтересуется, почему они не помогли нуждающимся, когда те, требовали поддержки, и грешники будут наказаны.
  4. Хорошие люди, которые вели праведную жизнь, будут отправлены в Рай.

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 32881
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Читайте также: