Что отличает катамаран от других судов

Обновлено: 19.05.2024


Катамаран — это судно, которое состоит из двух параллельно расположенных корпусов, связанных между собой общим палубным или ферменным мостом. Конструктивно парусные катамараны представляют собой беспалубную устойчивую конструкцию, в которой корпуса соединяются между собой балками. Расстояние между балками закрывается сеткой, по которой перемещаются члены экипажа. В связи с неудобством передвижения раньше катамараны были не очень обитаемы, а использовались в основном для участия в соревнованиях.

Конструкция

Суда, состоящие из двух корпусов, соединены между собой палубным или ферменным мостом.

Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция — корпуса соединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которой передвигаются члены экипажа. Подобное решение существенно ограничивает условия обитаемости, но с этим мирятся на небольших судах, предназначенных для участия в соревнованиях.

Разновидности

  • Глиссирующий корпус;
  • Полуводоизмещающий корпус;
  • Водоизмещающий корпус.[2]
  • Судно с малой площадью сечения по ватерлинии (SWATH).






Примечания

  1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998.
  2. Древний ВостокЕгипетская папирусная лодка • Египетский торговый корабль • Финикийское торговое судно • Финикийская бирема
    Древняя ГрецияГексера • Гоплитагагос • Гиппагагос • Октера • Пентеконтера • Септера • Триаконтера • Триера • Эннера
    Древний РимАктуария • Бирема • Децимрема • Квадрирема • Квинкверема • Либурна • Римский торговый корабль • Судно этрусков • Трирема • Унирема
    Средние века и эпоха великих географических открытий
    Средиземное мореБарбарский корабль • Венецианская каракка • Галеон • Генуэзский торговый корабль • Дромон • Каракка • Каравелла • Каторга • Неф • Чайка
    Северная ЕвропаГукор • Драккар • Кнорр • Когг • Струг • Ладья • Фламандская каракка • Шнека
    Ближний ВостокБум • Гей-бао • Зарука • Доу
    Новый СветКаяк • Пирога
    Дальний ВостокГуари • Китайская джонка • Кобуксон • Японская джонка • Катамаран • Проа
    Век паруса
    Линия баталииЛинейный корабль • Фрегат
    ВспомогательныеБомбардирский корабль • Бомбардирский катер • Бот • Брандер • Бриг • Гекбот • Гукор • Кеч • Корвет • Куттер • Люгер • Пакетбот • Пинас • Пинк • Прам • Тендер • Шлюп • Шнява • Шхуна • Яхта
    Парусно-гребныеАкат • Баркас • Галеас • Галиот • Галера • Гичка • Кайка • Кирлангич • Кочерма • Лансон • Пинас • Пинк • Скампавея • Турума • Шебека • Шкут
    Торговые и грузовые судаАак • Багала • Балтийский кеч • Барк • Барка • Баркентина • Байдак • Бригантина • Билландер • Габара • Галеон • Йект • Карбас • Коф • Коч • Краер • Лихтер • Мокшан • Пинас • Пинк • Полакр • Сайк • Саколева • Самбук • Скафо • Скиф • Скуче • Требака • Тьялк • Фелука • Флейт • Чектырме • Шаланда • Шмак • Шхуна
    ПромысловыеГукер-яхта • Йол • Доггер • Мулета • Рыбница • Тартана • Фиш-гукер • Шаланда • Шхуна
    Век пара
    ПарусныеБостонский китобоец • Винджаммер • Клипер • Лорча (Бедар • Пинас)
    Парусно-паровыеБроненосец • Клипер • Пароходофрегат
    ПромысловыеКитобойное судно
    Новейшее время
    Яхты и прочиеКрейсерская яхта • Катамаран • Тримаран • Пентамаран • Дайнариг


Преимущества и недостатки

Преимущества[3]
К преимуществам катамаранов относят большую площадь палубного пространства, большую начальную остойчивость, меньшую амплитуду качки, возможность иметь большие удлинения корпусов, что обеспечивает большую скорость хода. Катамаранная схема даёт возможность разнести силовую установку, что повышает её надёжность от механических повреждений.

  • Большая площадь палубы[4].
  • При меньшем водоизмещении — способность нести бо́льшую парусность при небольших
    углах крена.
  • Меньший (на несколько процентов), по сравнению с однокорпусным судном, уровень качки при волнении[5].
  • В отличие от положения палубы однокорпусного судна, палуба катамарана остаётся параллельной поверхности воды на всех скоростях, позволяя сохранять необходимый обзор и способствуя более эффективной экономии топлива.
  • Катамараны легче в управлении и более манёвренны, чем однокорпусники.

Недостатки
Большая площадь смоченной поверхности делает катамараны неэффективными на малых скоростях, использование двух корпусов и соединительного моста требует большего расхода металла при постройке.

  • Соединительный мост при сильной качке подвергается сильной нагрузке (тем не менее, эта проблема, которая являлась на протяжении долгого времени основной, сегодня может разрешиться за счёт использования современных прочных материалов).
  • Повышенная масса корпусных конструкций на тонну водоизмещения.
  • Увеличенная смоченная поверхность и вязкостное сопротивление (в связи с этим — малоэффективны на небольших скоростях).
  • Резкое снижение остойчивости, при увеличении крена до некоторого угла, что приводит к риску опрокидывания (при крене, достигающем угла опрокидывания, происходит быстрый переход восстанавливающего момента в опрокидывающий, так как центр тяжести поднимается намного выше центра сил плавучести).[6].
  • Увеличенная габаритная ширина.
  • Многокорпусные корабли не приспособлены к действиям во льду.





История



Полинезийский катамаран
Данный тип судна известен с древних времён и наибольшее распространение получил у народов Океании. По данным этнографии и археологии, катамаран, подобный тому, что продолжает использоваться в Полинезии, был основным средством расселения её народов уже ко 2 тысячелетию до н. э.[7]

В Европе соединённые вместе суда, к примеру, использовались римлянами при осаде Сиракуз, на них располагались штурмовые лестницы.

Однако в целом катамараны не получили распространения в судостроении ввиду сложности постройки и проблем с обеспечением прочности соединительного моста, который подвергается большим нагрузкам при качке, что делает использование катамаранов более привлекательным на внутренних водных путях. Внедрение металла в качестве материала корпуса и новых, более эффективных, методов постройки корпусов позволили по-иному оценить перспективы катамаранов, и они стали получать всё большее распространение.



Очень много места



Катамараны в наши дни



Скоростной паром фирмы Speed Ferries в порту Дувра
Катамараны уже достаточно активно используются в качестве пассажирских судов в закрытых морях на не очень больших расстояниях (например, на Средиземном море). Здесь они становятся конкурентом авиации.[8]

В последние годы появились так называемые яхты-катамараны из алюминия, морской стали и композитных материалов. Данные катамараны делят на две категории — серийные и в единственном экземпляре, так называемые супер- и мегакатамараны, которые строят по индивидуальным решениям и с полной индивидуальной комплектацией, что позволяет отнести их к категории люкс. Большинство яхт-катамаранов являются парусно-моторными, что способствует защите окружающей среды и экономии энергии.



HSV-1
Joint Venture
, большой опытный, скоростной военный катамаран постройки Incat.



Гоночная моторная лодка-катамаран (Гран-при США, 2006)

В водно-моторном спорте катамаранная форма также является наиболее распространённой, позволяя создавать высокоскоростные лодки, развивающие скорости до 250 км/ч и выше, как например катера водномоторной Формулы 1, или морские катера Класса 1. Так называемая туннельная катамаранная схема позволяет реализовать принцип динамической воздушной подушки, весьма существенный на таких скоростях — соединительному мосту придаётся аэродинамический крыльевой профиль, создающий под днищем повышенное давление и подъёмную силу, которая увеличивается тем, что воздух дополнительно запирается с боков корпусами, снизу водной поверхностью, а спереди — набегающим воздушным потоком. Образующаяся воздушная подушка позволяет поднимать корпуса из воды, уменьшая сопротивление, так что катера касаются воды лишь винтами и задними концами поплавков.












Отсутствие крена

Главное отличие катамарана от монокорпусной яхты — отсутствие крена! Хотя, если быть точным, то в определенных условиях обычный круизный катамаран тоже может ходить с креном, угол которого, впрочем, в несколько раз меньше тех 30°-45°, на которые способна монокорпусная лодка. Отсутствие крена способствует:

  • Отсутствию усталости. Кто-бы что не говорил, но когда Вам на ходу необходимо все время компенсировать крен — это утомительно. Ваши мышцы все время находятся в тонусе, так как положение помещения, в котором Вы находитесь, под острым углом к нормальному с точки зрения Вашего вестибулярного аппарата положению Вашего тела является редким и непривычным.
  • Бытовому комфорту. Без крена Вам гораздо удобнее заниматься своими привычными делами: читать, готовить еду, спать, наводить порядок… управлять катамараном. На монокорпусе все те же задачи решаются с бОльшим трудом.
  • Простоте приготовлений к переходу. Нет нужды перед выходом в море убирать все со стола и прятать по ящикам, крепить посуду и вещи. Мы убираем ноутбуки со стола, только когда получаем штормовое предупреждение. На монокорпусе все вещи ВСЕГДА приходится держать в ящиках или шкафах, иначе они просто окажутся на полу у Вас под ногами.


Катамараны в спорте и туризме



Современный гребной катамаран
Катамараны широко распространены в парусном спорте и туризме. Особенностью парусных катамаранов является повышенная начальная остойчивость, высокие ходовые качества. С появлением высокопрочных композитных материалов начался массовый выпуск парусных катамаранов. Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция — корпуса соединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которой передвигаются члены экипажа. Подобное решение существенно ограничивает условия обитаемости, но с этим мирятся на небольших судах, предназначенных для участия в соревнованиях, а не развлекательных круизах.

Современные материалы и новые технологии стали толчком для дальнейших разработок в модернизации классической конструкции сплавных катамаранов. Новая модель безрамного катамарана имеет надувную раму, стационарно приваренную к баллонам. Преимущества таких катамаранов — лёгкий вес, малогабаритность и удобство в транспортировке (цельное изделие укладывается в одну упаковку-рюкзак, подходящую под нормы авиаперевозок), быстрота сборки (10—15 минут для надува). Посадка на таком катамаране может быть как рафтовая (более безопасная и комфортная), так и спортивная коленная.

Многие из водных велосипедов являются катамараном.



Лучший выбор для сплава по горной реке


Водный туризм — это один из наиболее доступных видов экстремального времяпровождения для любителей выброса адреналина.

В странах СНГ есть для этого великолепные условия — множество горных рек на Северном Кавказе, Саянах и Урале. Конечно же, это по своему романтично, но для наилучшего результата вам будет необходимо средство для сплава.


Все плавательные средства можно условно разделить на три большие подгруппы:

  • легкие — каяки и байдарки;
  • средние — катамараны;
  • тяжелые — американские плоты или рафты.

Помимо этих видов существуют и некоторые промежуточные модели, которые отличаются комплексными свойствами — конструкции гибриды. Из всего этого многообразия мы рассмотрим наиболее популярные из предлагаемых транспортных средств — катамараны, которые отличаются повышенной устойчивостью, возможностью размещения большого числа рафтеров и относительной доступностью приобретения.


​Для чего подходит катамаран

Катамараны представляют собой прекрасную возможность отдыха на спокойной воде — летом, если волн практически нет, а ветер бывает редко и не сильный. У катамаранов есть, конечно, свои достоинства:

  • Просторный салон, обычно значительно шире, чем у яхты соответствующего размера.
  • Удобная сетка в носовой части между двумя поплавками, на которой можно загорать.
  • Высокая скорость передвижения, но исключительно в направлении ветра.

На этом достоинства катамарана заканчиваются, и начинаются дополнительные издержки и значительные неудобства.

​Недостатки катамарана

Теперь рассмотрим недостатки.

  • Прежде всего, катамараны стоят значительно дороже, чем монохулы, если сравнивать суда одинакового размера. И это не удивительно, потому что на самом деле, катамаран — фактически не одна, а две лодки, соединенные между собой. К сожалению, далеко не всегда самые лучшие.
  • Цена стоянки катамарана значительно выше. Владельцу такой лодки придется заплатить, как правило, в полтора раза больше, чем за аналогичную по длине яхту, вне зависимости от того, идет ли речь об одной ночи, проведенной в марине, или о годовом контракте для того, чтобы поставить судно на зиму. Чтобы убедиться в этом, можно зайти на сайт любого порта для яхт и сравнить тарифы. Чаще всего стоимость для катамарана рассчитывается с коэффициентом полтора. И это справедливо — места он занимает значительно больше.
  • Повышенная стоимость стоянки поднимает также и аппетиты обслуживающего персонала, механиков, электриков, и прочее. Обычно, если не делать все самостоятельно, платить придется больше абсолютно за все.
  • Два двигателя всегда лучше, чем один, это повышает шансы вернуться обратно в случае поломки. Но вряд ли такой подход справедлив к катамарану: на самом деле, придется обслуживать два дизеля, но если перестанет работать один из них, то двигаться получится только по кругу, размахивая руками и подавая сигнал бедствия.
  • Катамараны хотя и быстрее монохулов, но только на попутном ветре. Острыми углами они практически вообще идти не могут. Надежда только на достаточно дорогой дизель.
  • Морская болезнь, как ни странно, на катамаране случается значительно чаще. Видимо, это происходит из-за специфической качки. По крайней мере, волны на катамаране ощущаются значительно сильнее, чем на традиционной яхте, которую удерживает в горизонтальном положении киль в несколько тон под днищем.

Еще один пункт я не стану выносить как бесспорный, но предлагаю самостоятельно оценить эту информацию. Считается, что катамараны менее устойчивы. Причем при определенных обстоятельствах они переворачиваются не набок, как многим могло бы показаться, а кувырком через нос.

В интернете можно, если поискать, найти массу фотографий перевернутых двухкорпусных лодок. Но за что купил, за то и продал, я сам на катамаранах не переворачивался, поэтому утверждать не буду. Хотя вопрос безопасности исследовать надо, если яхта приобретается не для экстрима в своем мужском кругу, а для семьи.

Косвенно мою мысль о возможности переворота подтверждает вот что. Не случайно на катамаранах всегда есть специальные окошки снизу. Нет, они не для того, чтобы счастливые путешественники могли на ходу полюбоваться плеском воды. Это аварийные выходы, предназначенные для того, чтобы можно было выбраться, если катамаран перевернется.

​Мифы о катамаранах

Считается, что катамараны — просторные лодки, на которых удобно проводить время. Но так ли это на самом деле? В действительности, все зависит от размера. Типичный катамаран представляет собой два поплавка. Ни о каком просторе в каютах в этих поплавках говорить не приходится. Как правило, они и небольшие, и узкие.

Единственное место, где кажется, вполне комфортно — это в средней части, представляющей собой действительно большое пространство, где объединено все. И салон, который моряки называют кают-кампанией. И кухня здесь же, которая камбуз. И даже иногда рулевая рубка, если лодкой можно управлять не только из кокпита, но и изнутри. Этакий аналог квартиры-студии, где все вместе.

Далеко за примером ходить не будем, у меня лодка длиннее, 18,13 метров. Так вот у нее ширина 4.80 метров, намного ли это меньше, чем на катамаране? Но при этом есть удобная мастер каюта в корме и полноценные каюты впереди. И да, камбуз в стороне, в проходе, а не занимает часть салона. Также, как и рулевая рубка.

Справедливости ради надо сравнивать равные лодки хотя бы по цене стоянок. При общепринятом коэффициенте в 1.5, правильно было бы, с моей точки зрения, сопоставлять катамаран длиной в 40 футов с яхтой в 60 футов. И вдруг вот при таком правильном сравнении окажется, что хорошая яхта — окажется и дешевле при покупке, и выгоднее в эксплуатации, и удобнее для жизни, чем катамаран соответствующих масштабов.

​Для чего подходят катамараны

В определенной степени катамаран понятнее для людей, привыкших жить на берегу. Он больше похож на загородный дом или дачу. И это правда, если кто-то планирует провести неделю отпуска на спокойной воде, с переходами из одного прибрежного ресторанчика в другой, летом, когда ветра практически нет, шторма бывают редко, и их можно переждать в безопасной марине, то катамаран — нормальный выбор сухопутного человека.

Однако для тех, кто действительно интересуется яхтингом и морем, выбор, на мой взгляд, очевиден — это монохул. Именно на однокорпусных судах наши предшественники открывали острова и целые континенты, пересекали неизведанные океаны. И не случайно. Традиционная яхта для дальних походов - это выбор настоящих моряков, путешественников, исследователей.

А посидеть в пластмассовом тазике, пусть и довольно большом, куда ваша корма поместится, вполне можно и дома.

Катамаран – судно с двумя корпусами, соединенными мостом. У большинства парусных судов этого типа нет палубы. Вместе нее корпуса соединяют балки, накрытые сверху сеткой, по которой ходит экипаж.

Катамаран – одна из самых древних разновидностей судов. Народы Полинезии использовали ее еще за две тысячи лет до нашей эры. В Европе такие устройства обрели популярность достаточно поздно из-за непростой конструкции, требующей высокой прочности соединяющего моста. Катамараны облюбовали спортсмены и водные туристы, которые ценят эти суда за хорошие ходовые качества.

В продаже можно найти варианты разного размера, изготовленные из алюминия, стали, пластика. Но чтобы удачно выбрать катамаран, нужно сначала определить его назначение. Для разных сфер выпускают специальные суда.

Надувной парусный катамаран

Виды катамаранов

Парусные катамараны

В продаже можно найти 2 варианта: только с парусом или с парусом и мотором. Второй тип конструкции позволяет быстро передвигаться даже в безветренную погоду, делает владельца менее зависимым от внешних обстоятельств. В сравнении с яхтами двухкорпусные суда более демократичные: не требуют официальной регистрации, перевозить их проще, а скорость иногда развивают даже большую, чем яхты. Впрочем, далеко в море выйти вряд ли получится, но все зависит от размеров, остойчивости и навигации судна.

При выборе этой категории плавсредств нужно различать легкие пляжные модификации и более тяжелые варианты для дальних поездок. Если для пляжного судна главное – быстроходность и проходимость, то для долгих путешествий ключевое значение имеет грузоподъемность и безопасность. Учитывайте, что паруснику нужен простор – он рассчитан на водохранилища, озера, заливы и бухты.

Плесовые и экспедиционные катамараны

Их предпочитают поклонники приключений, но не экстремальных. Это суда для рыбаков, любителей купания на середине озера или реки, долгих сплавов по рекам разной сложности. Экспедиционные плавсредства отличает простота и надежность конструкции. Чтобы в дорогу можно было взять не только багаж, но и пассажиров, предусмотрена укрепленная палуба. Суда этой категории рассчитаны на пассажиров, но рассчитывать допустимое количество человек лучше не по числу мест, а по грузоподъемности.

Надувной плесовый катамаран

Туристические катамараны

Каты для водного туризма с элементами экстрима. Подобрать такое судно сложнее, чем кат для неспешных сплавов большой компанией и рыбалки, потому что это не только средство передвижения, но и спортивный снаряд. Значение имеет ткань надувных баллонов, их форма, посадка туристов и множество других факторов. Поскольку количество гребцов влияет на габариты судна, обычно оно рассчитано на 2-4 людей. В продаже можно найти и большие суда, но они проигрывают в маневренности и скорости. Внешне каты для туризма легко узнать по форме баллона: нос утолщен.

Во время сплавов по горным рекам настил палубы запрещен, потому этот тип судов нередко обходится вообще без палубы. Катамаран нужно подыскивать с учетом реки: если она горная и извилистая, вам необходим легкий и маневренный вариант.

Спортивные катамараны

Это спортивные снаряды для гонок на прохождение экстремальных трасс. Их главное отличие – увеличенная маневренность и легкость. Катамаран облегчают настолько, насколько это возможно, грузового отсека не предусмотрено. Грузоподъемность спортивных судов небольшая, зато они позволяют экстремалам проходить сложные трассы. Для длительных путешествий этот тип транспорта не подходит. Новичкам сложно самостоятельно подобрать оптимальное изделие, поэтому лучше консультироваться с более опытными спортсменами.

Основные характеристики катамаранов

Кроме класса судна, при его выборе нужно учитывать технические характеристики. Например, вы поняли, что ищете туристическое судно. В продаже есть десятки плавсредств этого класса. Определить, какое из них подходит, поможет сравнение таких качеств:

  • Маневренность. Имеет критическое значение для туристов, которые планируют часто менять курс и поворачивать, а не просто сплавляться по течению.
  • Плавучесть. Уточняйте этот параметр: от него зависит, насколько устойчивым будет судно при сильных волнах, перегрузе и других неблагоприятных обстоятельств.
  • Линейная скорость. Этот параметр отражает, какую максимальную скорость может развить катамаран при минимальных усилиях со стороны экипажа.
  • Размерные характеристики: длина, ширина, высота. Также при выборе уточняйте вес судна.
  • Грузоподъемность в килограммах. Сколько человек и какое количество груза вы сможете взять на борт, зависит от этого параметра.

Не последнее значение имеет материал изготовления баллона и палубы. Материал влияет на прочность, надежность, вес судна. Чаще всего палубы производят из сплавов стали, а вот баллоны могут быть обтянуты ПВХ. Рамы, винты и весла могут быть сделаны из древесины.

С материалом тесно связана другая характеристика: ремонтопригодность. Выбирая катамаран, не забывайте продумать, как вы будете его ремонтировать, насколько легко его собрать. Некоторые материалы в случае поломки детали вовсе не подлежат восстановлению.

Преимущества катамарана

  • Остойчивость. Этот тип судов редко накреняется сильнее, чем на 5 градусов. Благодаря этому плавание комфортное и безопасное. Те, кто отправляются в море за экстримом, могут посчитать остойчивость минусом, уменьшающим остроту ощущений во время гонки, но в глазах экстремалов эта особенность с лихвой компенсируется скоростью.
  • Ходовые качества. При попутном ветре парусный катамаран может идти в два раза быстрее однокорпусной яхты.
  • Небольшая осадка. Благодаря этому судно легко проходит по мелководью, позволяет подходить к труднодоступным берегам.
  • Широкая палуба и большой кокпит. Это справедливо не для всех судов этого типа, но если вы выбираете комфортную прогулочную модель для большой компании, катамаран – именно то, что нужно.

Наконец, одно из главных преимуществ этого типа судов – безопасность. Даже при высоких волнах и сильной качке риск перевернуться минимальный. Зафиксированы случаи, когда катамаран выдержал 7-балльный шторм в Бискайском заливе. Морские и речные катамаранные прогулки понравятся новичкам и опытным морякам.

Эта статья о типе лодки или корабля. Информацию о компании по управлению льготами в аптеке см. Катамаран Корпорация.



Катамараны были изобретены Австронезийские народы что позволило им расшириться на острова Индийский и Тихий океан. [1]

Катамараны варьируются по размерам от маленьких (парусный спорт или гребля судов) до крупных (военно-морские корабли и свернуть в рулон от автомобильные паромы). Конструкция, соединяющая два корпуса катамарана, варьируется от простой рамы, натянутой ремнями для поддержки экипажа, до мостовой надстройки, включающей обширную кабину и / или грузовое пространство.

Содержание

История


Катамараны от Океания и Приморская Юго-Восточная Азия стали источником вдохновения для современных катамаранов. Вплоть до 20-го века разработка катамаранов была сосредоточена в основном на концепциях с парусным двигателем.

Этимология

Развитие в Океании и Азии


Суда катамаранного типа были ранней технологией Австронезийские народы. Ранние исследователи, такие как Гейне-Гельдерн (1932) и Хорнелл (1943), когда-то считали, что катамараны произошли от каноэ с выносными опорами, но современные авторы, специализирующиеся на австронезийских культурах, такие как Доран (1981) и Махди (1988), теперь считают, что это наоборот. [8] [9] [1]


Две связанные друг с другом каноэ были созданы непосредственно из двух связанных друг с другом бревен. Со временем форма каноэ с двойным корпусом превратилась в асимметричное двойное каноэ, у которого один корпус меньше другого. Со временем корпус меньшего размера стал прототипом. аутригер, уступая место каноэ с одинарными выносными опорами, затем каноэ с одинарными двусторонними опорами. Наконец, типы одинарных опор превратились в каноэ с двойными опорами (или тримараны). [8] [9] [1]

Традиционные катамараны


Ниже приводится список традиционных австронезийских катамаранов:

Западное развитие


Первый задокументированный образец парусного судна с двойным корпусом в Европа был разработан Уильям Петти в 1662 году, чтобы плавать быстрее, на мелководье, при слабом ветре и с меньшим количеством экипажа, чем другие суда того времени. Однако необычный дизайн был встречен скептически и не имел коммерческого успеха. [13] [14]


Вангох Моряк, моторная яхта-катамаран, пришвартованная на набережной Straits Quay, Джорджтаун, Пулау-Пинанг, Малайзия

Позже в том же веке американцы Натанаэль Херрешофф сконструировал двухкорпусную парусную лодку собственной конструкции (патент США № 189,459). [17] Ремесло, Амариллис, участвовала в своей первой регате 22 июня 1876 года и выступила очень хорошо. Ее дебют продемонстрировал явные преимущества в характеристиках катамаранов над стандартными однокорпусными катамаранами. Именно в результате этого события, столетней регаты Нью-Йоркского яхт-клуба, катамаранам запретили посещать регулярные занятия парусным спортом, и так продолжалось до 1970-х годов. [18] 6 июня 1882 года три катамарана из Южный яхт-клуб из Жители Нового Орлеана пробежал 15 нм курс на Озеро Пончартрейн и лодка-победитель в классе катамаранов, Прикусить и уложить, опередить самый быстрый шлюп более чем на пять минут. [19] [20]

В 1936 г. Эрик де Бишоп построил полинезийское "двойное каноэ" в Гавайи и отплыл домой, чтобы встретить героя во Франции. В 1939 году он опубликовал свой опыт в книге, Каймилоа, который был переведен на английский в 1940 году. [21]

Роланд и Фрэнсис Праут экспериментировали с катамаранами в 1949 году и переоборудовали лодочный завод 1935 года в Канви-Айленд, Эссекс (Англия), на производство катамаранов в 1954 году. Буревестник катамараны легко выигрывали гонки у однокорпусных. Желтая птица, 1956 года постройки Буревестник III, успешно участвовавшая в гонках Фрэнсиса Праута в 1960-х годах, находится в коллекции Национальный морской музей Корнуолла. [22] Катамараны Прут, Ltd. разработала кормовая мачта буровой установки с мачтой на корме миделя для поддержки увеличенного кливера, что более чем в два раза превышает размер уменьшенного грота конструкции; это было произведено как Дикий арктический гусь модель. [23] Заявленное преимущество этого плана паруса состояло в том, чтобы уменьшить любую тенденцию к закапыванию носовой части судна. [24] [25]


В середине ХХ века пляжные кошки стали широко распространенной категорией парусных катамаранов из-за простоты их запуска и массового производства. В Калифорнии производитель доски для серфинга, Хоби Альтер, произвел 250-фунтовый (110 кг) Хоби 14 в 1967 году, а двумя годами позже более крупный и успешный Хоби 16. По состоянию на 2016 год Hobie 16 все еще производился, и их было произведено более 100000 штук. [26]

Катамараны были введены в олимпийский парусный спорт в 1976 году. Двуручный Катамаран Торнадо был выбран для дисциплины многокорпусных судов в Олимпийские игры с 1976 по 2008 год. Он был модернизирован в 2000 году. [27] В срыв Накра 17 будет использоваться на Олимпийских играх в Токио-2020, [28] [29] после принятия в 2015 г. Накра 15 как класс юношеского чемпионата мира и как новый класс юношеских Олимпийских игр. [30] [31]

Австралия стала местом постройки больших транспортных катамаранов -Incat в 1977 г. [32] и Austal в 1988 г. [33] —Каждое здание гражданское паромы и военно-морской сосуды.

Самый большой корабль из когда-либо построенных с точки зрения валовой тоннаж, то Новаторский дух, имеет конструкцию катамарана. [34]

Спектакль


Катамаран 45 футов под парусом, демонстрирующий минимальную волну носа и кильватерный след в результате того, что корпуса узкий, низкое смещение и длинная

Катамараны имеют две основные характеристики, которые отличают их от водоизмещающих однокорпусных судов: меньшее сопротивление проходу через воду и большую устойчивость (первоначальное сопротивление опрокидыванию). При выборе конфигурации однокорпусного судна или катамарана необходимо учитывать грузоподъемность, скорость и эффективность.

Сопротивление

На низких и средних скоростях легкий корпус катамарана испытывает сопротивление прохождению через воду, которое приблизительно пропорционально квадрату его скорости. Для сравнения, водоизмещающий однокорпусный катер испытывает сопротивление, равное по крайней мере кубу его скорости. Это означает, что катамарану потребуется в четыре раза больше мощности, чтобы удвоить его скорость, тогда как однокорпусному корпусу потребуется в восемь раз больше мощности, чтобы удвоить свою скорость, начиная с низкой скорости. [35] Для моторных катамаранов это подразумевает меньшие электростанции (хотя обычно требуются две). Для парусных катамаранов, низкое прямое сопротивление [36] позволяет парусам получать мощность от присоединенного потока, [37] их наиболее эффективный режим - аналог крыла - приводящий к использованию крылья в гоночном ремесле. [38]

Стабильность

Катамараны в первую очередь полагаются на устойчивость формы, чтобы противостоять крену и опрокидыванию. [35] Сравнение креновой устойчивости прямоугольного сечения однокорпусный балки, B, по сравнению с двумя корпусами катамарана шириной B/ 2, разделенные расстоянием, 2 ×B, определяет, что катамаран имеет начальное сопротивление крену в семь раз больше, чем однокорпусное судно. [39] По сравнению с однокорпусным катамараном парусная лодка круизного катамарана имеет высокое начальное сопротивление крену и опрокидыванию - пятидесятифутовому яхту для начала опрокидывания требуется в четыре раза больше силы, чем аналогичному однокорпусному катамарану. [40]

Компромиссы

Одним из показателей компромисса между скоростью и грузоподъемностью является смещение число Фруда (FnV), [41] по сравнению с эффективность транспортировки по спокойной воде. [42] FnV применяется, когда длина ватерлинии слишком зависит от скорости, чтобы иметь смысл - как в случае глиссирующего корпуса. [43] Он использует базовую длину, кубический корень из объемного смещения корпуса, V, куда ты относительная скорость потока между морем и кораблем, и грамм является ускорение силы тяжести:

Эффективность транспортировки спокойной воды судна пропорционально полной загрузке смещение и максимальная скорость на тихой воде, деленная на соответствующую требуемую мощность. [44]

У больших торговых судов есть FnV от единицы до нуля, в то время как катамараны с более высокими характеристиками могут приближаться к 2,5, что означает более высокая скорость на единицу объема для катамараны. Каждый тип судна имеет соответствующую эффективность транспортировки по спокойной воде, при этом большие транспортные суда находятся в диапазоне 100–1000, по сравнению с 11-18 для транспортных катамаранов, что означает более высокая эффективность на единицу полезной нагрузки для однокорпусные. [42]

SWATH и волноводные конструкции


Два преимущества над традиционным катамараном - это сдвоенный корпус для маломерных гидросамолетов (SWATH) и пронзительный конфигурация - последняя стала широко распространенной конструкцией.

SWATH снижает сопротивление, генерирующее волны, перемещая водоизмещающий объем ниже ватерлинии, используя пару трубчатых корпусов, похожих на подводные лодки, соединенных пилонами с палубой моста с узким поперечным сечением ватерлинии. Затопленные корпуса минимально подвержены влиянию волн. [45] Форма SWATH была изобретена канадской Фредерик Г. Крид, который представил свою идею в 1938 году и позже получил британский патент на нее в 1946 году. Впервые он был использован в 1960-х и 1970-х годах в качестве эволюции конструкции катамарана для использования в качестве океанографических исследовательских судов или подводная лодка спасательные корабли. [46] В 1990 году ВМС США заказали постройку корабля SWATH для проверки конфигурации. [47]

Суда SWATH сравниваются с обычными моторными катамаранами аналогичного размера следующим образом: [45]

  • Большая смачиваемая поверхность, что вызывает более высокое сопротивление поверхностного трения
  • Значительное снижение волнового сопротивления за счет конфигурации подкосов и подводных конструкций корпуса.
  • Нижняя часть ватерлинии значительно снижает качки и вертикальную качки на морском пути
  • Нет возможности строгания
  • Повышенная чувствительность к нагрузке, которая может приблизить конструкцию моста к воде


Волна пронзительная Катамараны используют носовую часть с низкой плавучестью на каждом корпусе, которая направлена ​​на ватерлинию и поднимается на корму до определенного уровня, чтобы каждый корпус мог преодолевать волны, а не преодолевать их. Это позволяет преодолевать волны с большей скоростью, чем у обычного катамарана. От катамаранов SWATH они отличаются тем, что плавучая часть корпуса не трубчатая. Настил пролета моста может иметь некоторые характеристики обычного V-образного корпуса, что позволяет ему преодолевать гребни волн. [48]

Конструкции катамаранов, пронизывающих волны, использовались для яхт, [49] пассажирские паромы, [50] и военные корабли. [51]

Читайте также: