Морской торговый флот ссср список судов к 1 января 1926 г

Обновлено: 08.05.2024

В пределах контролируемой ими территории большевики провозгласили 30 декабря 1922 года создание нового государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Фактически эта была та же Российская империя, но в сокращенном виде. От нее отделились Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Западная Белоруссия, Западная Украина, Бесарабия. Кроме того, в Закавказье большевики уступили туркам большую часть Армении с городами Артвин и Карс, с огромным озером Ван и другими территориями, имевшими важное стратегическое значение.

Одно из последних писем Ленина генеральному секретарю ЦК РКП(б) Сталину, опубликованное в Полном собрании сочинений вождя, никогда не цитировалось в многочисленных трудах по истории советского флота, ибо не соответствует официальной версии о горячей ленинской любви к нему. Что же такое написал Ильич своему верному ученику и наследнику в ноябре 1922 года по поводу флота, раз его письмо постарались прочно забыть?

Аналогичной точки зрения придерживались руководители Реввоенсовета и Наркомата обороны, среди которых кавалеристы и пехотинцы имели абсолютное большинство. Они тоже считали, что без флота можно прекрасно обойтись. По их мнению, судьба мировой революции будет решена на сухопутных полях сражений.

Остатки императорского флота

Как известно, по состоянию на 1 августа 1914 года российский императорский флот по своей величине (тоннажу) занимал седьмое место в мире — после Великобритании, Германии, Франции, США, Японии, Италии. Среди тогдашних великих держав ему уступал только флот Австро-Венгрии. Но реальные боевые возможности русского флота были еще скромнее, чем величина. Во-первых, немногочисленные корабли находились в морях (на Балтике, в Черном море, на Каспии, в Японском море), изолированное географическое положение которых исключало взаимодействие флотов и усиление одних за счет других. Во-вторых, почти все имевшиеся в 1914 году корабли относились к числу безнадежно устаревших.

Правда, с 1909 года предпринимались попытки возрождения флота после полного разгрома в русско-японской войне[6].

В результате мировой и гражданской войн Российский флот понес огромные потери. Во-первых, погибли по разным причинам (не считая затонувших, но затем поднятых и снова вступивших в строй) 3 линкора, 4 крейсера, 7 канонерских лодок, 27 эсминцев, 23 подводные лодки, 4 заградителя, десятки малых боевых единиц (тральщики, посыльные и сторожевые корабли) и вспомогательных судов (учебные суда, плавбазы, транспорты и т. д.).

Во-вторых, целую эскадру боевых кораблей и вспомогательных судов Черноморского флота (156 вымпелов) белогвардейцы увели в Константинополь (а затем часть их в Бизерту — французскую военно-морскую базу на территории Туниса).

Что же осталось после всего этого?

На Дальнем Востоке и на Севере военного флота у СССР до 1932?33 гг. вообще не было.

Помимо весьма скромного корабельного состава и устарелой материально-технической базы, имела место вопиющая нехватка кадрового командного состава и технических специалистов. Старый офицерский корпус в своем большинстве либо бежал в эмиграцию, либо навсегда покинул службу, либо был уничтожен во время революции и гражданской войны. Места прежних офицеров и адмиралов заняли рядовые матросы или унтер-офицеры бывшего императорского флота или же младшие офицеры ускоренных военных выпусков. Поэтому профессионализм командного состава всех звеньев оставлял желать много лучшего.

Поиски доктрины

Давным-давно опубликовано множество подобных высказываний и документов, предельно откровенных, не составляющих никаких сомнений в изначально агрессивных устремлениях большевистского режима. С ними не знакомы лишь те, кто не желает знать правду, а упрямо повторяет ложь о миролюбивом характере внешней политики СССР, об исключительно оборонительном характере советских военных доктрин и планов и т. п.

«При развитии Военно-Морских Сил стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов, береговой и минно-позиционной обороны и морской авиации, отвечающему характеру ведения боевых операций на наших морских театрах в обстановке вероятной войны… Считать основными задачами Военно-Морских Сил PKKA:

А) содействие операциям сухопутной армии в прибрежных районах;

Б) оборону берегов в условиях совместного разрешения этой задачи средствами морских сил и сухопутной армии;

В) действия на морских коммуникациях противника; Г) выполнение особых морских операций.

По составу флота руководствоваться нижеследующим:

А) основным фактором, сообщающим операциям флота боевую устойчивость и активность действий, являются линейные корабли;

Б) развитие легких сил (крейсера, миноносцы, торпедные катера, сторожевые суда, канлодки) должно отвечать требованиям современной морской войны и соответствующей организации флота на наших театрах с учетом особенностей характера использования морских сил в будущей войне;

Но одного желания вождей, без прочной материальной основы, оказалось совершенно недостаточным для претворения в жизнь даже этой скромной программы. Как известно, первый советский пятилетний план был провален по всем основным параметрам и заданиям, хотя советская пропаганда твердила об его выполнении и даже перевыполнении. Оказалась невыполненной и программа военного судостроения. Из предусмотренных к постройке 28 надводных кораблей были заложены всего лишь 18, немного лучше обстояло дело с подводными лодками.

Кадры

Например, Михаил Викторов, который в период с 1924 по 1937 гг. последовательно командовал морскими силами на Балтике, на Черном море и на Дальнем Востоке, пришел на флот лишь в 1918 г. Все его специальное образование, это трехмесячные (!) курсы командного состава в 1924 г.

Ромуальд Муклевич в 1926?1931 гг. командовал ВМС СССР, в 1931?1934 гг. являлся инспектором ВМС; в 1934?1936 гг. был начальником Главного управления судостроительной промышленности. Он в 1915 г. окончил школу мотористов, затем служил в армии унтер-офицером. После революции продолжал армейскую службу до тех пор, пока Реввоенсовет республики не поручил ему командование сразу всеми морскими силами СССР.

Итак, в период 1920-х и 1930-х годов Россия (CCCP) имела небольшие военно-морские силы, способные действовать лишь в незначительном удалении от своих берегов. Вдобавок, эти весьма скромные силы были разделены между несколькими морскими театрами. Соответственно, страны Запада вплоть до конца 30-х годов могли позволить себе не принимать русский (советский) флот в расчет.

Два вопроса касались военно-морского флота:

  1. Раздел трофейного имущества флотов Германии и Италии
  2. Уничтожение трофейного химического оружия

В этих переговорах участвовали от СССР Главнокомандующий группой Советских войск в Германии маршал Г.К.Жуков и Нарком ВМФ адмирал флота Кузнецов Н.Г.


Жуков Г.К. и Кузнецов Н.Г. в Германии

Вечером 31 июля собралось совещание старших морских начальников — членов делегаций. В нем принял участие Н. Кузнецов, который председательствовал, а также адмиралы флота Э. Кинг (США) и Э. Канингхэм (Великобритания), присутствовали дипломатические советники и флотские эксперты.

После длительных споров по конкретным кораблям адмирал флота Кузнецов предложил разделить все корабли на три приблизительно равноценные группы, а затем тянуть жребий. Это предложение было принято всеми участвующими сторонами.

Советскую сторону после принятия конкретного предложения представляли адмирал Левченко Г.И., и инженер-контр-адмирал Алексеев Н.В. (технический аппарата советской делегации составлял 14 человек).

Английскую делегацию возглавляли адмиралы Д.Майлс и В.Перри.

Американскую делегацию возглавлял вице-адмирал Р.Гормли и коммандор Х.Рэп.

Созданная комиссия разделила все трофейные корабли на две части. В этой комиссии участвовали от советской стороны инженер-контр-адмирал Алексеев Н.В. и инженер-капитан 1 ранга Головин В.И., от английской стороны лейтенант-коммандер Г.Ваткинс и от американской стороны кэптен А. Граубарт.

Комиссия уточнила списки всех кораблей и разбила их на три группы: А – корабли, не требующие ремонта, Б – недостроенные, поврежденный или затопленные корабли, С – корабли, подлежащие уничтожению, из-за сильных повреждений.

Работа комиссии продолжалась до середины сентября. Члены комиссии за это время смогли осмотреть только 30% всех кораблей.

После длительных споров немецкий и итальянский флота были разделены между заинтересованными сторонами. Позднее по такому же принципу был разделен между союзниками и японский флот. Также в состав ВМФ СССР вошли корабли Румынии, Болгарии, Австрии, Финляндии, захваченные в портах этих государств.

Большие корабли гитлеровской коалиции (всего кораблей/погибли)


Малые корабли гитлеровской коалиции (всего кораблей/погибли)


Советская и американская стороны предлагали условно считать эсминцы и миноносцы равноценными кораблями, легкий крейсер приравнивать к трем, а тяжелый к шести эсминцам, и на этой основе, разбив корабли на группы, произвести жеребьевку.

Однако, адмирал Левченко потребовал именно жеребьевки, указывая, что общие потери Советского Союза намного выше потерь союзников.

Не менее острыми оказались дискуссии по поводу раздела вспомогательных судов.
6 декабря 1945 года был подписан итоговый доклад Тройственной военно-морской комиссии.
Всего на долю Советского Союза при разделе германского флота пришлось 155 боевых кораблей и 499 вспомогательных судов.

В числе полученных кораблей, помимо названных выше, были 44 тральщика, 31 торпедный катер, 135 десантных барж, 38 морских буксиров, 45 траулеров, 5 плавбаз и другие корабли, и суда.
Доля Великобритании составила 545, США — 590 кораблей и судов.

Не распределенные подводные лодки следовало уничтожить к 1 февраля 1946 года, закончить уничтожение не распределенных кораблей — к 15 мая 1947 года.

С советской стороны приемкой, переводом кораблей руководил командующий Кронштадтским морским оборонительным районом вице-адмирал Ю.Ф. Ралль.

Передаваемые Советскому Союзу корабли сосредоточивались в Киле, оттуда переводились в Травемюнде, где готовились к окончательной передаче, и затем в составе конвоев следовали либо в Варнемюнде, либо в Свинемюнде.

До этих пунктов перевод кораблей осуществлялся немецкими экипажами под контролем наших офицеров. В Варнемюнде и Свинемюнде корабли принимали наши экипажи, а немцы возвращались в английскую зону оккупации.

Перевод кораблей осуществлялся несколькими группами в Лиепаю. Он начался 20 декабря 1945 года и завершился 6 февраля 1946 года.

Но работа Тройственной комиссии на этом не прекратилась.

По инициативе англичан в начале февраля 1946 года ее работа возобновилась. Поводом послужили многочисленные ошибки и неточности в списках разделенных кораблей: в ряде случаев был допущен двойной счет, некоторые корабли по их техническому состоянию не соответствовали категории и т.д. Всего предлагалось утвердить более 350 поправок.

23 марта 1946 г. было принято Дополнения № 1 к Итоговому докладу комиссии от 6 декабря 1945 г., содержащего 366 поправок. Советский Союз при этом потерял 2 корабля, Англия 41, США 55.
В различных портах обнаруживались новые немецкие корабли и суда, не включенные в списки раздела. К концу мая 1946 г. их насчитывалось свыше 100 единиц.

31 мая 1946 г. комиссия приняла Дополнение № 2 к Итоговому докладу, содержащее 102 поправки.
Теперь доля СССР составила — 790, Великобритании — 630 и США -665 кораблей и судов.

Но 28 июня 1947 года было принято Дополнение № 3 к Итоговому докладу от 6 декабря 1945 года, которое содержало еще 102 поправки.

В окончательном итоге Советскому Союзу передавалось 769 кораблей и судов, Великобритании- 621, США- 665 кораблей и судов.

По мере вступления в строй новых кораблей отечественной постройки корабли и подводные лодки, принятые по репарации от Германии выводились из боевого состава, переформировывались в опытовые суда, плавказармы, учебные суда, корабли-цели и пр..

Долгожителями из всех кораблей и судов оказались парусники.


Подлежал разделу и флот Италии.

В составе итальянского флота были: 8 тяжелых и 12 легких крейсеров, 70 подводных лодок и значительное количество кораблей других классов.

Но уже к июню 1941 году флот Италии был изрядно потрепан англичанами.

Одно из основных сражений итальянского флота с английским в Средиземном море, у мыса Матапан, 27 марта 1941г. закончилось полным крахом итальянцев.

Практически, после сражения у мыса Матапан итальянский военно-морской флот практически прекратил какие-либо активные действия против англичан.

Надо отметить, что линкор и крейсер практически не использовались против германского флота в Заполярье, а, находясь в Ваенге и Мурманске, осуществляли их противовоздушную оборону.
В сентябре 1943 года война для Италии официально окончилась. 3 сентября 1943 года в Кассибиле, в строжайшей секретности, была подписана капитуляция Италии. Итальянскому флоту было приказано прибыть на Мальту и сдаться союзникам.

Итальянский флот в ожидании своей участи мирно покоился без экипажей, боезапаса и топлива в различных базах и портах Средиземного моря под формальным контролем союзников.
Только более чем через полтора года после завершения войны страны-победительницы вновь заговорили о дальнейшей судьбе флота Италии.

10 января 1947 года в Совете министров иностранных дел союзных держав было достигнуто соглашение о распределении передаваемых итальянских кораблей между СССР, США, Великобританией и другими странами, пострадавшими от агрессии Италии.

Новые линкоры достались США (“Литторио”) и Англии (“Витторио Венето”). Позже линкоры были возвращены Италии в рамках партнерства по НАТО и в период 1953–1955 гг. были разобраны на металлолом. Вот так уже тогда действовали наши бывшие союзники в войне, не желая, чтобы эти новейшие линкоры достались СССР.


26 февраля 1949 года эта группа кораблей прибыла в Севастополь.

В марте- апреле 1949 г. в Одессе принимали корабли всех остальных групп, в которые вошли: крейсер, остальные эсминцы, торпедные и сторожевые катера учебный корабль и военный транспорт и др. В Одессу торпедные и сторожевые катера следовали на буксире.

Так закончилась передача кораблей Италии по репарации.

Но жизнь кораблей Италии в составе ВМФ СССР была весьма недолгой.

В конце 1950-х годов все принятые торпедные и сторожевые катера демонтировали и сдали на слом.

Тайна его гибели до настоящего времени остается не раскрытой.

В ходе военных действий с Японией в 1945 году трофейных кораблей было захвачено сравнительно немного. Это были: 2 сторожевых корабля, 1 десантный корабль, 4 канонерские лодки, 2 патрульных катера.

После окончания войны с Японией из 134 оставшихся у нее боевых кораблей СССР получил по репарации 31 корабль, из которых 7 эсминцев (Hibiki, Hatsuzakura, Kiri, Kaya, Shii, Harutzuki, Kizi), 17 эскортных кораблей и др. Все оставшиеся японские подлодки были затоплены.

К 1955 году эти корабли были выведены из состава ТОФа и сданы на слом.
Доступа же к каким-либо японским технологическим разработкам СССР не получил (так как мы согласно Потсдамской декларация не участвовали в оккупации Японии, целью которой было лишение ее способности вести войну, разоружение). Впрочем, они, видимо, практически не интересовали советскую сторону в отличие от германских разработок.

Но ради справедливости надо сказать, что все корабли и суда (особенно вспомогательные суда), переданные нам по репарации все же сыграли определенную роль в деятельности ВМФ СССР и Минморфлота, корабельный состав которых к окончанию войны понес весьма ощутимые потери.
Вот только потери боевого состава Черноморского флота:

1 крейсер, 3 лидера, 11 эсминцев, 32 подводные лодки, 21 тральщик, 56 малых охотников, 59 торпедных катеров и др.

Кроме того, за годы войны в Черном море погибло 95 судов Минморфлота.

Советским флотом были приняты в соответствии с решением этих комиссий следующие корабли, входившие ранее в состав флотов государств гитлеровской коалиции:

— подводная лодка ТС-5 (бывшая немецкая U-3538) (недостроенная) – румынская, в 1947 году уничтожена в районе маяка Ристна (Балтийское море);

— подводная лодка ТС-6 (бывшая немецкая U-3539) (недостроенная) – румынская, в 1947 году уничтожена в районе маяка Ристна (Балтийское море);

— подводная лодка ТС-7 (бывшая немецкая U-3540) (недостроенная) – румынская, в 1947 году уничтожена в районе маяка Ристна (Балтийское море);

— подводная лодка ТС-8 (бывшая немецкая U-3541) (недостроенная) – румынская, в 1947 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-9 (бывшая немецкая U-3542) (недостроенная) – румынская, в 1947 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-10 (бывшая немецкая U-3543) (недостроенная) – румынская, в 1948 году в 1948 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-11 (бывшая немецкая U-3544) (недостроенная) – румынская, в 1948 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-12 (бывшая немецкая U-3545) (недостроенная) – румынская, в 1948 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-13 (бывшая немецкая U-3546) (недостроенная) – румынская, в 1947 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-15 (бывшая немецкая U-3547) (недостроенная) – румынская, в 1947 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-17 (бывшая немецкая U-3548) (недостроенная) – румынская, в 1947 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-18 (бывшая немецкая U-3549) (недостроенная) – румынская, в 1947 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка ТС-19 (бывшая немецкая U-3550) (недостроенная) – румынская, в 1947 году передана для разборки в ОФИ;

— подводная лодка Б-27 — немецкая U-3515 (постройки 1944 года) – в 1955 году выведена из состава флота;

— подводная лодка Б-28 — немецкая U-2529 (постройки 1945 года) – в 1955 году выведена из состава флота;

— подводная лодка Б-29 — немецкая U-3035 (постройки 1945 года) – в 1955 году выведена из состава флота;

— подводная лодка Б-30 — немецкая U- 3041 (постройки 1945 года) – в 1959 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-32 (бывшая немецкая U-3551) (недостроенная), в 1947 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-33 (бывшая немецкая U-3552) (недостроенная), в 1947 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-34 (бывшая немецкая U-3553) (недостроенная), в 1947 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-35 (бывшая немецкая U-3554) (недостроенная), в 1947 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-36 (бывшая немецкая U-3555) (недостроенная), в 1947 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-37 (бывшая немецкая U-3556) (недостроенная), в 1947 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-38 (бывшая немецкая U-3557) (недостроенная), в 1947 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-14 (бывшая немецкая U-250) (построена в 1943 году) – захвачена в Выборгском заливе, в 1945 году выведена из состава флота;

— подводная лодка С-81 (бывшая немецкая U-1057) (построена в 1944 году) — в 1955 году выведена из состава флота;

— подводная лодка С-82 (бывшая немецкая U-1058) (построена в 1944 году) – в 1958 году выведена из состава флота;

— подводная лодка С-83 (бывшая немецкая U-1064) (построена в 1944 году) – в 1955 году выведена из состава флота;

— подводная лодка С-84 (бывшая немецкая U-1305) (построена в 1944 году) – в 1955 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТС-16 (бывшая немецкая U-9) (построена в 1944 году), в 1944 году потоплена авиацией в порту Констанцы – в 1946 году выведена из состава флота;

— подводная лодка U-18 (построена в 1936 году) – в 1944 повреждена авиацией в порту Констанцы, в 1945 году выведена из состава флота;

— подводная лодка U-24 (построена в 1936 году) — в 1944 повреждена авиацией в порту Констанцы, в 1945 году выведена из состава флота;

— подводная лодка Б-26 (Н-26) (бывшая немецкая U-1231 — построена в 1944 году) — в 1953 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТМ-4 (бывшая румынская CВ-1 – построена в 1941 году) – в 1945 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТМ-5 (бывшая румынская CВ-2 – построена в 1941 году) – в 1945 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТМ-6 (бывшая румынская CВ-3 – построена в 1941 году) – в 1945 году выведена из состава флота;

— подводная лодка ТМ-7 (бывшая румынская СВ-4 – построена в 1941 году) – в 1945 году выведена из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-32 (бывший японский № 34 — построен в 1944 году) – в 1958 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-33 (бывший японский № 196 — построен в 1945 году) – в 1958 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-36 (бывший японский № 52 — построен в 1944 году) – в 1958 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-37 (бывший японский № 78 — построен в 1944 году) – в 1958 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-38 (бывший японский № 142 — построен в 1944 году) – в 1958 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-42 (бывший японский № 48 — построен в 1945 году) – в 1959 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-44 (бывший японский № 76 — построен в 1945 году) – в 1955 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-46 (бывший японский № 102 — построен в 1945 году) – в 1960 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-34 (бывший японский № 105 — построен в 1945 году) – в 1960 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-35 (бывший японский № 227 — построен в 1945 году) – в 1958 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-39 (бывший японский № 79 — построен в 1945 году) – в 1960 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-40 (бывший японский № 221 — построен в 1945 году) – в 1958 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-43 (бывший японский № 71 — построен в 1945 году) – в 1964 году исключен из состава флота;

— сторожевой корабль ЭК-45 (бывший японский № 77 — построен в 1945 году) – в 1969 году исключен из состава флота;

— ТК-958 (бывший № 1) постройки 1938 года, с 1944 года ТК-958, в 1945 году возвращен Болгарии

— ТК-959 (бывший № 2) постройки 1938 года, с 1944 года ТК-959, в 1945 году возвращен Болгарии

— ТК-960 (бывший № 3) постройки 1938 года, с 1944 года ТК-960, в 1945 году возвращен Болгарии

Раздел малых кораблей:

Серия из 610 единиц, постройка 1942 – 1945 годов. Служили малыми тральщиками. Погибло — 199 катеров. 147 — передано СССР, 156 — США, 52 — Великобритании, 56 — Франции.

3 катера серия. Постройка 1934 – 1935 годы. 3 – погибли.

S-10 – S13. 4 единицы. Построены в 1935 году. 3 погибли. 1 – СССР.

S-14 – S-17. 4 единицы. Построены в 1936-1937 годах. 2 катера погибли, 1 – СССР, 1 США

S-38 – S-53 и S-62 – S-138. – 93 единицы. Постройка с 1940 – по 1944 годы. Погибло 48 катеров. 6 катеров передано Испании в 1943 году. 12 – Великобритании, 13 – СССР, 13 – США. 1 – списан за непригодностью.

S-139 – S-150 и S-167 – S-227. 72 единицы. Постройка 1943 – 1945 годы. 46 катеров погибло. 8 – США, 11 – Великобритания, 7 – СССР.

7 единиц S-170, S-228, S-301 – S-305. Постройка 1944 – 1945 годы. Погиб 1 катер. 2 – США, 3 – Великобритания, 1 – СССР.

9 единиц. S-701 – S-709. Постройка 1944-1945 годы. Погибло 3 катера. 4 – СССР, 1 – Великобритания, 1 – США

10 единиц. LS-2 – LS-11. Постройка 1940 – 1944 годы. Все катера погибли.

14 единиц. R-2 – R-7 и R-9 – R-16. Постройка 1932 – 1934 годы. 13 катеров погибло. 1 — списан в утиль за непригодностью.

8 единиц. R-17 – R-22. Постройка – 1935 – 1938 годы. 3 катера погибли. 1 катер – СССР, 1 катер – Великобритания, 1 катер – США. 4 — списаны в утиль за непригодностью.

89 единиц. R-41-R-129. Постройка 1940-1943 годы. 48 катеров погибли. 19 – США, 12 – СССР, 6 Великобритания. 4 – списаны за непригодностью.

21 единица. R-130 – R-150. Постройки 1943 – 1945 годы. 4 – погибло. 14 – США, 1 – СССР, 1 – Великобритании. 1 – списан в утиль за непригодностью

67 единиц. R-151 — R-217. Постройки – 1940 – 1943 годы. 49 – погибло. 18 – Дании (по ее просьбе).

12 единиц. R-301 – R-312. Постройки 1943 – 1944 годы. 4 – погибло. 8 – СССР.

24 единицы. R-401 – R-424. Постройки – 1944 – 1945 годы. 1 – погиб. 7 – США, 15 – СССР, 1 – Нидерландам.

В пределах контролируемой ими территории большевики провозгласили 30 декабря 1922 года создание нового государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Фактически эта была та же Российская империя, но в сокращенном виде. От нее отделились Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Западная Белоруссия, Западная Украина, Бесарабия. Кроме того, в Закавказье большевики уступили туркам большую часть Армении с городами Артвин и Карс, с огромным озером Ван и другими территориями, имевшими важное стратегическое значение.

Одно из последних писем Ленина генеральному секретарю ЦК РКП(б) Сталину, опубликованное в Полном собрании сочинений вождя, никогда не цитировалось в многочисленных трудах по истории советского флота, ибо не соответствует официальной версии о горячей ленинской любви к нему. Что же такое написал Ильич своему верному ученику и наследнику в ноябре 1922 года по поводу флота, раз его письмо постарались прочно забыть?

Аналогичной точки зрения придерживались руководители Реввоенсовета и Наркомата обороны, среди которых кавалеристы и пехотинцы имели абсолютное большинство. Они тоже считали, что без флота можно прекрасно обойтись. По их мнению, судьба мировой революции будет решена на сухопутных полях сражений.

Остатки императорского флота

Как известно, по состоянию на 1 августа 1914 года российский императорский флот по своей величине (тоннажу) занимал седьмое место в мире — после Великобритании, Германии, Франции, США, Японии, Италии. Среди тогдашних великих держав ему уступал только флот Австро-Венгрии. Но реальные боевые возможности русского флота были еще скромнее, чем величина. Во-первых, немногочисленные корабли находились в морях (на Балтике, в Черном море, на Каспии, в Японском море), изолированное географическое положение которых исключало взаимодействие флотов и усиление одних за счет других. Во-вторых, почти все имевшиеся в 1914 году корабли относились к числу безнадежно устаревших.

Правда, с 1909 года предпринимались попытки возрождения флота после полного разгрома в русско-японской войне[6].

В результате мировой и гражданской войн Российский флот понес огромные потери. Во-первых, погибли по разным причинам (не считая затонувших, но затем поднятых и снова вступивших в строй) 3 линкора, 4 крейсера, 7 канонерских лодок, 27 эсминцев, 23 подводные лодки, 4 заградителя, десятки малых боевых единиц (тральщики, посыльные и сторожевые корабли) и вспомогательных судов (учебные суда, плавбазы, транспорты и т. д.).

Во-вторых, целую эскадру боевых кораблей и вспомогательных судов Черноморского флота (156 вымпелов) белогвардейцы увели в Константинополь (а затем часть их в Бизерту — французскую военно-морскую базу на территории Туниса).

Что же осталось после всего этого?

На Дальнем Востоке и на Севере военного флота у СССР до 1932?33 гг. вообще не было.

Помимо весьма скромного корабельного состава и устарелой материально-технической базы, имела место вопиющая нехватка кадрового командного состава и технических специалистов. Старый офицерский корпус в своем большинстве либо бежал в эмиграцию, либо навсегда покинул службу, либо был уничтожен во время революции и гражданской войны. Места прежних офицеров и адмиралов заняли рядовые матросы или унтер-офицеры бывшего императорского флота или же младшие офицеры ускоренных военных выпусков. Поэтому профессионализм командного состава всех звеньев оставлял желать много лучшего.

Поиски доктрины

Давным-давно опубликовано множество подобных высказываний и документов, предельно откровенных, не составляющих никаких сомнений в изначально агрессивных устремлениях большевистского режима. С ними не знакомы лишь те, кто не желает знать правду, а упрямо повторяет ложь о миролюбивом характере внешней политики СССР, об исключительно оборонительном характере советских военных доктрин и планов и т. п.

«При развитии Военно-Морских Сил стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов, береговой и минно-позиционной обороны и морской авиации, отвечающему характеру ведения боевых операций на наших морских театрах в обстановке вероятной войны… Считать основными задачами Военно-Морских Сил PKKA:

А) содействие операциям сухопутной армии в прибрежных районах;

Б) оборону берегов в условиях совместного разрешения этой задачи средствами морских сил и сухопутной армии;

В) действия на морских коммуникациях противника; Г) выполнение особых морских операций.

По составу флота руководствоваться нижеследующим:

А) основным фактором, сообщающим операциям флота боевую устойчивость и активность действий, являются линейные корабли;

Б) развитие легких сил (крейсера, миноносцы, торпедные катера, сторожевые суда, канлодки) должно отвечать требованиям современной морской войны и соответствующей организации флота на наших театрах с учетом особенностей характера использования морских сил в будущей войне;

Но одного желания вождей, без прочной материальной основы, оказалось совершенно недостаточным для претворения в жизнь даже этой скромной программы. Как известно, первый советский пятилетний план был провален по всем основным параметрам и заданиям, хотя советская пропаганда твердила об его выполнении и даже перевыполнении. Оказалась невыполненной и программа военного судостроения. Из предусмотренных к постройке 28 надводных кораблей были заложены всего лишь 18, немного лучше обстояло дело с подводными лодками.

Кадры

Например, Михаил Викторов, который в период с 1924 по 1937 гг. последовательно командовал морскими силами на Балтике, на Черном море и на Дальнем Востоке, пришел на флот лишь в 1918 г. Все его специальное образование, это трехмесячные (!) курсы командного состава в 1924 г.

Ромуальд Муклевич в 1926?1931 гг. командовал ВМС СССР, в 1931?1934 гг. являлся инспектором ВМС; в 1934?1936 гг. был начальником Главного управления судостроительной промышленности. Он в 1915 г. окончил школу мотористов, затем служил в армии унтер-офицером. После революции продолжал армейскую службу до тех пор, пока Реввоенсовет республики не поручил ему командование сразу всеми морскими силами СССР.

Итак, в период 1920-х и 1930-х годов Россия (CCCP) имела небольшие военно-морские силы, способные действовать лишь в незначительном удалении от своих берегов. Вдобавок, эти весьма скромные силы были разделены между несколькими морскими театрами. Соответственно, страны Запада вплоть до конца 30-х годов могли позволить себе не принимать русский (советский) флот в расчет.

С чего начиналось


Гладко было на бумаге.

Больше кораблей! Больше!

А что на практике?

Крейсеров – 3 ед., в том числе один проекта 26 и два – 26-бис;

Эсминцев – 19 ед., включая 1 экспериментальный, 4 проекта 7 и 14 – 7У;

Тральщиков – 10 ед., включая 2 проекта 59, 2 проекта 58 и 6 проекта 53-у.

А также 39 менее крупных боевых кораблей и катеров. Но это – передать из ранее начатых постройкой, а для нас наибольший интерес представляют те, которые планировалось заложить в 1940 г. Вот их краткий перечень:

Линкоров – 1 ед., проект 23;

Крейсеров – 2 ед., проект 68;

Лидеров – 4 ед., проект 48;

Эсминцев – 9 ед. проекта 30;

Тральщиков – 13 ед. проекта 59;

А также еще 37 малых боевых кораблей и катеров.

Иными словами, мы видим, что по плану на 1940 г. возникает даже некоторое уменьшение количества кораблей в постройке. Да, конечно, добавляется еще один (четвертый) линкор проекта 23 но при этом предполагается окончить постройку 3 крейсеров, 19 эсминцев и 39 ПЛ, а заложить только 2, 9 и 32 корабля соответственно.


Разберемся сперва с первым вопросом. Известно, что линейный корабль в те годы все еще представлял собой сложнейшее инженерное сооружение, возможно – самое сложное из всего, что на тот момент создало человечество. В цикле статей, посвященных танку Т-34 автор неоднократно касался технических проблем, сопровождавших выпуск этих боевых машин и показывал, как много труда пришлось приложить для того, чтобы наладить производство технически надежных танков. На это уходили годы, а ведь речь идет об изделии массой 26,5 тонн – что же тут можно сказать о стальном чудовище весом под 60 000 тонн? Иными словами, мало было спроектировать совершенный линкор и отдельные системы вооружений и механизмов к нему: требовались еще воистину титанические усилия, чтобы организовать его создание, ведь тысячи тонн и наименований сложных механизмов должны были быть произведены и поставлены для его строительства в срок. Речь шла о том, чтобы увязать в единое целое работу сотен различных заводов и производств: ни царская Россия, ни СССР не строили ничего подобного, все-таки линкоры Российской империи были куда меньше и проще по конструкции, а был ведь еще и более чем 20-летний перерыв в их строительстве…


Так сколько же это стоило?

Для начала рассмотрим затраты на капитальное строительство в интересах наркоматов и комиссариатов СССР

Как можно увидеть, расходы судостроения не выделялись в большую сторону среди других, и уступали как наркомату авиации, так и производству боеприпасов. Что же до НКВМФ, то он по плану действительно получал весомую долю, если сравнить его расходы с Народным Комиссариатом обороны – в общих затратах этих двух комиссариатов на долю флота приходился, по плану, 31% всех инвестиций, а ведь НКО – это и авиация, и сухопутные войска и т.д. Но, опять же, по факту освоения средств мы видим иную картину, доля КВМФ не превышает 24%. Таким образом, расходы на капитальное строительство (заводы, предприятия, верфи, военные базы и т.д.) флота не были какими-то выдающимися, и если уж искать возможности для экономии, то следует обратить внимание на НКВД – его затраты на капстроительство почти в полтора раза превышали НКО и НКВМФ вместе взятые!

Теперь давайте посмотрим на затраты на строительство боевых кораблей и содержание РККФ. В 1939 г. страна полным ходом создавала океанский флот, что хорошо видно из представленной ниже таблицы:


Если на 1 января 1939 г. в постройке находился 181 корабль, то на начало 1940 г. – уже 203, в том числе – 3 линкора и 2 тяжелых крейсера, а всего за 1939 г. было заложено (вместе с подводными лодками) 143 боевых корабля общим водоизмещением почти 227 тыс. т! Это значительно превышало закладки прошедшего, 1938 г., когда на стапеля встало 89 кораблей водоизмещением в 159 389 т, хотя и эти цифры весьма впечатляющи.

Но не новым строительством единым… РККФ также осуществлял масштабные программы ремонта и модернизации боевых кораблей.




Но только подробнее на этом вопросе мы остановимся уже в следующей статье.

Читайте также: