Что должен выяснить суд изучая экономически обоснованный план должника

Обновлено: 17.05.2024

Гражданин подает заявление о банкротстве в районный суд по своему месту жительства, независимо от того, где находиться кредитор. К заявлению о признании гражданина банкротом прилагаются документы подтверждающие наличие долга, документы о праве собственности на активы должника, справки о доходах, документы о семейном положении должника, а именно свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей.

Заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Заявление о банкротстве от кредитора

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган имеюет право подать заявление о банкротстве гражданина при наличии решения суда о взыскании долга.

Конкурсный кредитор — это кредиторы по денежным обязательствам. Банки, ломбарды, микрофинансовые организации, управляющие компании ЖКХ, иные лица перед которыми имеется долг.

Уполномоченный орган — это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве. (например налоговая инспекция, мэрия города, областное правительство).

Не требуется решение суда о взыскании долга при банкротстве в связи с неуплатой налогов, долгов по сделкам заверенным нотариусом, по долгам из кредитных договоров с банками, при неуплате алиментов.

Микрофинансовые организации, различные кооперативы, ломбарды, кредиторы по распискам не являются кредитными организациями, они заключают договора займа и следовательно не могут напрямую обращаться в суд с заявлением о банкротстве. Таким кредиторам необходимо получить решение суда о взыскании долга и только после этого они смогут заявить о банкротстве гражданина.

Процесс принятия заявления судом

Суд получив заявление о банкротстве, рассматривает данное заявление. По результатам рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение.Определение суда — это вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Суд выносит определение о реструктуризации долга или об отказе и дело прекращается. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризацииего долгов должен быть рассмотрен на заседании суда.

Срок рассмотрения не ранее чем по истечении 15 дней и не позднее чем в течение 3 месяцев с даты принятия судом заявления о признании гражданина банкротом.

Суд при признает обоснованным заявления гражданина банкрота, если имеется одно из следующих условий:

-гражданин прекратил расчеты с кредиторами;

-просрочено более 10% совокупного долга;

-размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества;

-имеется определение судебного-пристава о невозможности взыскания долга.

Публикации информации о банкротстве

Сведения о банкротстве гражданина-должника подлежат обязательному опубликованию. Сведения опубликовывают путем включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Сведения о признании гражданина банкротом, о реализации имущества, реструктуризации долгов подлежат дополнительно опубликованию в официальном издании (газете). Сведения публикуются за счёт гражданина-должника.

Собрание кредиторов

После того как суд вынес определение о признании заявления о банкротстве гражданина должника обоснованным и утвердил финансового управляющего, последний созывает собрание кредиторов. Собрание проводиться в очной или заочной форме. Гражданин в отношении которого введена процедура банкротства имеет право участвовать в очном собрании кредиторов, но правом голоса не обладает. Участие гражданина может быть личным или через представителя. Цель собрания кредиторов — это составление реестра требований кредиторов. Для включения в реестр кредиторы должные предъявить физическому лицу требования о долге в течение 2 месяцев с даты публикации сведений о признании судом заявления о банкротстве обоснованным.

Указанные требования направляются в суд, должнику финансовому управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Должник в течение 15 дней, по истечении 2-х месячного срока, когда кредиторами должны быть предъявлены требования, имеет право представить в суд возражения относительно одного или всех требований. Возражения подаются лично или через представителя. Суд проверяет обоснованность возражений. Требования по которым поступили возражения рассматриваются в судебном заседании. Суд выносит определение об обоснованности требований или возражений и о включении требований в реестр.

Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов направляется судом должнику, финансовому управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю.

Финансовый управляющий

Суд после вынесения определения о признании заявления о банкротстве физического лица обоснованным — утверждает финансового управляющего.

Финансовый управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих основной функцией которого является деятельность по координации под контролем суда всей хозяйственной деятельности гражданина-должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника.

Решения финансового управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

Суд утверждает финансового управляющего по предложению должника или на основании протокола собрания кредиторов. Суд направляет определение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих). Если суд не указал конкретную кандидатуру финансового управляющего, то СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда представляет кандидатуру финансового управляющего. Если суд указал конкретного финансового управляющего СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда направляет информацию о соответствии требованиям кандидатуры.

Собрание кредиторов может выбрать финансового управляющего и предложить в суд кандидатуру для утверждения. Выбор финансового управляющего собранием кредиторов оформляется протоколом. СРО после получения протоколоа собрания кредиторов направляет в суд информацию о соответствии финансового управляющего требованиям Закона.

СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованным лицам (кредиторам, должнику, его адвокату, представителю и т.д.) доступ к проведению процедуры выбора кандидатуры финансового управляющего.

По результатам рассмотрения представленной СРО информации суд утверждает финансового управляющего.

Если СРО не предоставляет в суд информацию по кандидатуре финансового управляющего, суд дело откладывает, заинтересованные лица выбирают иную СРО.

Права финансового управляющего

Права затрагивающие интересы гражданина. Федеральный закон предоставляет финансовому управляющему значительные права. Реализация данных прав может затрагивать интересы гражданина-должника. Например финансовый управляющий имеет право: оспаривать сделки совершенные гражданином за год до начала процедуры банкротства; обращаться в суд с ходатайством об аресте имущества гражданина; заявлять отказ от исполнения сделок гражданином-должником. После начала процедуры банкротства финансовый управляющий должен быть привлечен судом в любой имущественный спор гражданина-должника.

Сбор информации. Финансовый управляющий обладает широкими полномочиями по сбору информации. Он вправе получать информацию об имуществе гражданина от органов государственной власти, органов местного самоуправления; требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина; получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом.

Права затрагивающие интересы кредиторов. В отношении кредиторов финансовый управляющий имеет право: заявлять возражения относительно долговых обязательств; созывать собрание кредиторов для решения вопроса о согласовании сделок гражданина-должника.

Обязанности финансового управляющего

Относительно имущества должника финансовый управляющий обязан выявлять и обеспечивать сохранность имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; уведомлять кредиторов о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина;

Относительно кредиторов обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать и (или) проводить собрания кредиторов; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.

Контроль действий должника. Финансовый управляющий обязан рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина.

Также он обязан выявлять признаки административного правонарушения и уголовного преступления в виде преднамеренного и фиктивного банкротства.

Осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.

Вознаграждение финансового управляющего

Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

Выплата фиксированной суммы и суммы процентов осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Финансовый управляющий вправе привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Оплата услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим могут быть признаны судом необоснованными. Заявление в суд об оспаривании сумм может подать гражданин-должник, кредитор. Обязанность доказывания необоснованности привлечения лиц для обеспечения деятельности финансового управляющего и оплаты их услуг возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании оплаты необоснованными.

Ипотека и залог при банкротстве

Ипотечная квартира или заложенный в обеспечение возврата кредита автомобиль, принадлежащие гражданину-должнику, не могут быть взысканы до окончания процедуры банкротства.

Должник вправе совершать действия с залоговым автомобилем или квартирой и иным имуществом только с согласия кредитора.

Условия продажи залога и распределение денежных средств полученных от продажи должны содержаться в плане реструктуризации.

В случае, если план реструктуризации не содержит информации о том, как продается залог и как погашаются долги, то продажа предмета залога осуществляется организатором торгов. Организатор торгов — это финансовый управляющий или привлекаемая им для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет средств, вырученных от продажи предмета залога. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, финансового управляющего.

Для продажи залога устанавливается начальная продажная цена в размере 80% от рыночной стоимости имущества. Для определения цены производиться независима оценка. После продажи долги погашаются за счет средств, вырученных от продажи этого имущества. Сумма превышающая долги выплачивается должнику. Если имущество продано за цену меньшую чем размер долга, оставшиеся требования кредитора удовлетворяются за счет иного имущества в составе третьей очереди.

Если торги дважды не состоялись, кредитор имеет право оставить имущество за собой по цене на 10% ниже начальной стоимости.

Если кредитор не голосовал за план реструктуризации, он имеет право обратиться в суд с иском об обращении взыскании на предмет залога, если такое требование не противоречит финансовому плану.

Реструктуризация долга

С момента начала процедуры банкротства на взыскание долгов вводиться мораторий. Процедура банкротства начинается после вынесения судом определения о признании заявления о банкротстве обоснованным.

Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина подлежат оставлению судом без рассмотрения. Производство такому делу заканчивается вынесением определения. Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права заявить требования в рамках дела о банкротстве.

Любые имущественные требования, в том числе об истребовании имущества могут быть предъявлены только в деле о банкротстве.

По кредитным и иным договорам прекращается начисление процентов, пеней, штрафов.

После начала процедуры банкротство судебный пристав обязан приостановить взыскание долгов гражданина. В качестве оснований для приостановки судебный пристав указывает определение суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом.

Не приостанавливается исполнение по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства.

По ходатайству кредитора или финансового управляющего суд вправе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина.

Сделки суммой более 50 000 руб. совершаются гражданином-должником с согласия финансового управляющего. Должник имеет право оспаривать действия финансового управляющего.

План реструктуризации

Гражданин имеет право на проведение в отношении него процедуры реструктуризации долга, если он имеет доход, не имеет судимости по экономической статье, не подвергался административному наказанию за мелкое хищение, не признавался ранее банкротом.

Проект плана реструктуризации разрабатывает сам гражданин-должник, кредитор или уполномоченный орган. План реструктуризации долга направляется финансовому управляющему в срок 10 дней, с момента окончания 2-х месячного срока отведенного для проведения собрания кредиторов.

Если имеется 2-а и более проектов плана реструктуризации финансовый управляющий предоставляет проекты на собрание кредиторов.

Если нет проектов – финансовый управляющий разрпабатывает проект плана реструктуризации долгов гражданина.

Через 20 дней и не позже 60 дней, с даты направления плана реструктуризации кредиторам, проводиться первое собрание кредиторов. Финансовый управляющий предоставляет проект плана реструктуризации долгов, сведения о финасовом положении должника, отчет о своей работе, возражения и предложения по плану реструктуризации. Также финансовый управляющий может предложить признать гражданина банкротом и реализовать его имущества, без проведения реструктуризации.

План реструктуризации должен содержать положения о порядке погашения долга. Срок погашения долгов не более 3 лет. А также положения о порядке и сроках продажи имущества. Долги должны погашаться пропорционально сумме требований.

По ипотечным кредитам и залогу авто, план реструктуризации предусматривает преимущественное удовлетворение требований кредиторов при продаже залогового имущества.

Суд утверждает план реструктуризации долгов гражданина. Если кредиторы не согласны с планом реструктуризации, суд может по ходатайству лиц участвующих в деле отложить рассмотрение дела на срок до 2-х месяцев. Суд может утвердить план реструктуризации против воли кредиторов, если такой план предусматривает полное погашение долгов гражданина.

Судебные акты могут быть обжалованы.

План реструктуризации может быть отменен судом по ходатайству кредиторов, если документы содержат недостоверные сведения, гражданин-должник не исполняет свои обязанности.

Признание гражданина банкротом

Суд признает гражданина банкротом, если нет плана реструктуризации или собрание кредиторов не одобрило план реструктуризации, судом отменен ранее принятый план.

Гражданин признается банкротом и его имущество продается. Срок продажи имущества – 6 месяцев. Гражданин может быть ограничен судом в праве выезда из Российской Федерации, такое ограничение, по ходатайству гражданина, может быть отменено досрочно.

После объявления гражданина банкротом — финансовый управляющий распоряжается всем имуществом должника, денежными средствами на счетах в банках, финансовый управляющий ведет в судах дела от имени гражданина о взыскании долгов в пользу гражданина, об оспаривании сделок гражданина. Сделки совершенные гражданином лично – ничтожны.

Продажа имущества должника

Все имущество должника продается. По требованию кредиторов могут быть выделены доли в общем имуществе. Исключается имущество на которое не может быть обращено взыскание согласно гражданско-процессуального кодекса РФ.

Банкротство представляет собой длительный процесс, который проходит в несколько этапов. Решение о признании должника банкротом выносит арбитражный судом, который возбуждает процедуры несостоятельности, рассматривает жалобы на действия арбитражного управляющего, включает требования кредиторов в реестр требований кредиторов, а также выносит судебные акты по другим вопросам. Рассмотрим, какой арбитражный суд занимается делами о банкротстве, кто принимает участие в судебных спорах, каков порядок и стадии рассмотрения дел о несостоятельности.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Каким судом рассматриваются дела о банкротстве?

Споры о банкротстве находятся в компетенции арбитражных судов. При этом не имеет значения, кто является участником правоотношений. Арбитраж рассматривает дела о несостоятельности как предпринимателей и организаций, так и физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя (пункт 1 части 6 статьи 27 АПК РФ).

Заявление о признании должника несостоятельным должно подаваться в арбитражный суд первой инстанции. Если участники процесса не согласны с судебными актами, они могут обжаловать их в апелляционной и кассационной инстанциях. Окончательное решение принимается Верховным судом Российской Федерации. Со сроками обжалования можно ознакомиться в АПК РФ и Законе № 127-ФЗ.

Согласно территориальной подсудности банкротное дело в отношении должника рассматривается по месту его нахождения (статья 35 АПК РФ). Судья обязан принять заявление к производству, если установлено, что сумма требований к организации составляет от 300 000 руб., к гражданину – от 500 000 руб.

Важно! Суды общей юрисдикции и третейские суды не наделены правом на рассмотрение дел о несостоятельности. В случае ошибочной подачи иска не в тот судебный орган документы возвращаются истцу с рекомендацией обратиться с учетом правил подсудности.

Кто принимает участие в судебных спорах о банкротстве?

Правом на участие в споре о несостоятельности наделен ограниченный круг лиц. В соответствии со статьей 34 Закона о банкротстве (127-ФЗ) участниками судебного процесса являются:

  • должник (организация, предприниматель или гражданин без регистрации в качестве ИП);
  • кредиторы, обладающие правом требования к должнику, возникшим до обращения в судебный орган с заявлением о несостоятельности;
  • арбитражный управляющий;
  • налоговая служба;
  • Росреестр;
  • органы местного самоуправления.

В арбитражном процессе могут участвовать представитель собственника имущества должника, представитель работников, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, кредиторы по текущим платежам и иные лица, указанные в статье 35 Закона № 127-ФЗ.

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия

Процедура наблюдения при банкротстве предприятия

Требования кредиторов в банкротстве

Требования кредиторов в банкротстве

Порядок и стадии рассмотрения дел о банкротстве

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется по правилам АПК РФ и Закона № 127-ФЗ. Судебное разбирательство проходит в несколько этапов.

Этап 1 – Обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве

Для возбуждения судебного спора о несостоятельности должника готовится пакет документации, в который входит заявление с приложениями.

Заявление может быть подано следующими лицами:

  • должником (статья 37 Закона № 127-ФЗ);
  • кредитором (статья 39 Закона № 127-ФЗ);
  • уполномоченным органом, например, ФНС, ФСС, ПФР (статья 41 Закона № 127-ФЗ).

Заявление должно быть составлено в соответствии с правилами, установленными статьями 37, 39, 41 Закона № 127-ФЗ. Если необходимо составить заявление от имени кредитора и должника, предлагаем воспользоваться образцами, подготовленными практикующими юристами.

Перечень документов

К заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в статьях 38, 40 Закона № 127-ФЗ.

В пакет документации входят:

  • доказательства задолженности (судебные решения, исполнительные документы, счета-фактуры, накладные и другие бухгалтерские документы);
  • почтовые квитанции о направлении заявления должнику, кредиторам;
  • платежное поручение или квитанция об оплате государственной пошлины;
  • свидетельства ИНН и ОГРН;
  • выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в отношении заявителя и должника;
  • список кредиторов;
  • перечень имущества;
  • иные документы.

За 15 дней до даты подачи заявления должник обязан опубликовать информацию о намерении обратиться в арбитражный суд на сайте ЕФРСБ.

Если заинтересованное лицо подало документы с соблюдением требований законодательства, суд выносит определение о принятии заявления о банкротстве и назначает дату первого судебного заседания.

Следует знать! В заявлении обязательно указывается кандидатура арбитражного управляющего, который осуществляет профессиональную деятельность по организации и сопровождению процедур банкротства (статья 20.3 Закона № 127-ФЗ). Он должен соответствовать требованиям статьи 20 Закона № 127-ФЗ и назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, членом которой является (статья 45 Закона № 127-ФЗ).

За свою работу арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет средств должника. Сумма вознаграждения составляет от 15 000 до 45 000 руб. (статья 20.6 Закона № 127-ФЗ).

Если заявление подается должником, то кандидатура арбитражного управляющего определяется путем случайного выбора (пункт 5 статьи 37 Закона № 127-ФЗ). Порядок выбора до настоящего времени не определен. На практике этим вопросом занимается саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

Этап 2 – Введение процедуры банкротства до признания должника несостоятельным

В первом заседании суд проверяет, является ли заявление о несостоятельности обоснованным.

Для введения первой процедуры должны выполняться следующие условия:

  • наличие непогашенной задолженности у юридического лица от 300 000 руб., у предпринимателя или физического лица от 500 000 руб., подтвержденной бухгалтерской документацией, судебными актами и исполнительными документами;
  • просрочка исполнения обязательств по оплате долгов более трех месяцев;
  • недостаточность денежных средств и иного имущества для погашения долга (документы об имеющемся у должника имуществе предоставляются в суд при рассмотрении заявления).

В случае признания заявления обоснованным определением суда вводится процедура банкротства. Для юридических лиц начинается первая стадия процесса – наблюдение, которую курирует временный управляющий, назначаемый из числа предложенных при подаче заявления кандидатур арбитражных управляющих.

В процессе наблюдения временный управляющий разыскивает имущество должника, формирует реестр требований кредиторов, выясняет, имеется ли возможность восстановить платежеспособность, выявляет признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.

В отношении предпринимателей и граждан вводится реструктуризация долгов. Из числа предложенных кандидатур арбитражных управляющих назначается финансовый управляющий. Реструктуризация долгов проводится для восстановления платежеспособности должника и погашения имеющихся долгов.

Таким образом, цель первого этапа – помочь должнику выйти из кризисной ситуации и погашения задолженности, ставшей причиной несостоятельности. Если долги будут погашены или должник и кредиторы заключат мировое соглашение, дело о банкротстве прекращается. В случае, когда по итогам первой процедуры банкротства выясняется, что долги погасить нельзя, суд признает должника несостоятельным и вводит следующую процедуру.

Справка! В отношении организаций после завершения наблюдения может вводится финансовое оздоровление или внешнее управление. В процессе финансового оздоровления принимаются меры по восстановлению платежеспособности компании и погашению ее долгов по графику. Руководитель организации продолжает осуществлять свои полномочия под контролем административного управляющего, назначаемого из числа кандидатур, предложенных первым собранием кредиторов.

Внешнее управление также позволяет восстановить платежеспособность должника. В отличии от финансового оздоровления руководитель компании увольняется и его полномочия передаются внешнему управляющему, назначенному арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов.

В случае успешного проведения финансового оздоровления и внешнего управления дело о банкротстве прекращается. На практике эти процедуры принимаются редко, поскольку в большинстве случаев задолженность является безнадежной.

Этап 3 – Принятие решения суда о признании должника банкротом

К следующему заседанию временный управляющий должен провести первое собрание кредиторов и сформировать реестр требований кредиторов должника-организации. Также на основании бухгалтерской документации он проводит анализ финансового состояния должника с целью установления возможности восстановления платежеспособности (статья 70 Закона № 127-ФЗ).

Финансовый управляющий гражданина или предпринимателя должен в ходе реструктуризации долга организовать составление плана реструктуризации, который утверждается на общем собрании кредиторов и в суде. План оформляется в виде документа, в котором указывается список всех кредиторов с суммой о задолженности, график погашения задолженности, срок реализации плана.

Если признаки банкротства организации сохраняются, план реструктуризации не выполняется, то на очередном судебном заседании решается вопрос о признании должника несостоятельным.

Судебная инстанция выносит решение, которым вводятся следующие процедуры:

  • конкурсное производство в отношении организации;
  • реализация имущества в отношении гражданина или предпринимателя.

Цель данного этапа – выявление имущества должника с целью его продажи и погашения за счет вырученных средств задолженности перед кредиторами.

Нужно помнить! После признания должника финансово несостоятельным он не вправе самостоятельно совершать сделки. Директора юридического лица увольняют и его функции переходят к конкурсному управляющему. Гражданин и предприниматель также утрачивают самостоятельность. Контроль над счетами переходит к финансовому управляющему, который ведет все дела от имени должника.

Этап 4 – Завершение процедуры банкротства

После проведения всех мероприятий по выявлению имущества должника и погашения долгов проводится последнее собрание кредиторов, на котором принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о завершении процедуры несостоятельности.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде завершается вынесением определения о прекращении производства по делу. Обычно для завершения всех мероприятий требуется 2-3 года. Конкретные сроки прописаны в Законе № 127-ФЗ.

Заключение эексперта

  1. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде представляет собой длительный поэтапный процесс. Задача суда ввести очередную процедуру и назначить арбитражного управляющего, который будет помогать должнику погасить долги.
  2. При отсутствии возможности погасить задолженность суд вводит последнюю процедуру, в ходе которой имущество должника продается. За счет вырученных средств по возможности гасятся все долги. Если имущества должника недостаточно, суд прекращает дело и оставшиеся долговые обязательства списываются.

Для успешного прохождения банкротства необходимо обладать профессиональными знаниями. Не рекомендуется полагаться в этом вопросе на арбитражного управляющего, поскольку он является независимым лицом. Для полноценной защиты интересов кредитора или должника необходимо, чтобы всю процедуру сопровождал юрист, который специализируется на делах о банкротстве. Специалисты нашего сайта всегда готовы прийти к вам на помощь. Оставьте заявку и получите консультацию.

Расходы заявителя в деле о банкротстве

Расходы заявителя в деле о банкротстве

Отказ в банкротстве

Отказ должника от заявления о банкротстве

Закон о банкротстве физических лиц

Закон о несостоятельности банкротстве физических лиц

Текущие платежи в деле о банкротстве

Увольнение работников при банкротстве предприятия

Порядок увольнения работников при банкротстве предприятия

Как проверить сведения о банкротстве юридического лица

Как проверить сведения о банкротстве юридического лица? Пошаговый порядок

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

какой срок отводится кредиторам для подачи заявления о включении в реестр по данным в газете Коммерсант?

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить пользователям больше возможностей. Условия использования смотрите здесь.

Законотворчество.jpg

Минэкономразвития обсуждает возможность продления моратория на банкротство

С 6 апреля по 6 октября 2020 в РФ действует мораторий на возбуждение дел о банкротстве. В Минэкономразвития обсуждается вариант продления моратория.

На совещании в Министерстве было подчеркнуто, что в связи с введением моратория наблюдается положительная динамика развития организаций, наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса. В то же время часть кредиторов испытывают трудности от неплатежей. Поэтому решение о продлении моратория должно быть обдуманным и взвешенным.

Компаниям, в отношении которых применяется в настоящее время мораторий, введенный 6 апреля текущего года, необходимо оценить дальнейшие перспективы и возможность выхода из кризиса в случае продления действия этого защитного механизма. Если предпосылки для преодоления неплатежеспособности отсутствуют или крайне низкие, мы рекомендуем по возможности разработать экономически обоснованный план реабилитации компании, осуществить реструктуризацию долгов, скорректировать условия договоров в части пролонгации исполнения обязательств, их новации и т. п. В ситуации, когда данные меры не применимы или не дали необходимый результат, рекомендуем разработать со специалистами и реализовать план наиболее эффективного вхождения в процедуру банкротства.


ФНС продолжает бороться за предшествующий залог

Однако после возражений со стороны Банка России, который усмотрел в этом большие риски для банковского сектора, налоговики немного убавили аппетиты и теперь предлагают не распространять это предложение на имущество, заложенное в обеспечение обязательств по кредитному договору.

Остальным же кредиторам, помимо банков, в качестве компенсации дополнительных привилегий фискальным органам предлагается упростить привлечение к ответственности контролирующих лиц, которые скрывали налоговую задолженность. Но даже в этом случае добиться реального исполнения от них всё еще будет нетривиальной задачей.

Вступая в отношения с новым контрагентом, важно проверять исполнение им обязательств перед государством, отслеживать текущие и запланированные налоговые проверки. Пока законопроект не принят, остается открытым вопрос об обратной силе потенциальных нововведений. Поэтому уже сейчас необходимо уделять особое внимание проверке контрагентов с позиции наличия или возможности появления по итогам проверки обязательств перед бюджетом, чтобы не лишиться в будущем преимуществ залогового обеспечения.


Включение требований кредиторов в реестр

Нюансы включения реституционных требований в реестр

ВС РФ предстоит разобраться в вопросе о том, может ли кредитор по реституционному требованию включаться в реестр без предоставления доказательств исполнения встречной обязанности возвратить полученное по сделке. Должен ли применяться в таких случаях механизм защиты конкурсной массы, предусмотренный нормами ст. 61.6 Закона о банкротстве о последствиях недействительности сделок?

После признания сделки с компанией недействительной должник уступил возникшие из реституции права требования третьему лицу, получил за это оплату и уведомил компанию о необходимости производить погашение задолженности в адрес нового кредитора.
Судья ВС РФ не согласился с тем, что Компании было отказано во включении требований в реестр по мотиву отсутствия доказательств возвращения полученного по недействительной сделке в конкурсную массу.

В случае, если Ваши сделки с должником-банкротом были признаны недействительными, и судебный акт вступил в законную силу, мы рекомендуем оперативно возвращать имущество в конкурсную массу и подавать заявление о включении требований в реестр без промедлений в целях исключения возможности пропуска срока для включения требований в реестр. Напоминаем, что, если судебными актами будет установлена недобросовестность стороны сделки, вероятность возвращения такой стороне полученного по сделке должником существенно снизится, поскольку требования будут подлежать удовлетворению после расчетов с кредиторами третьей очереди.

субсидиарная-ответственность.jpg

Субсидиарная ответственность. Требования кредиторов

Правила распределения денежных средств, взысканных в рамках субсидиарной ответственности

Суд кассационной инстанции разрешил разногласия между конкурсным управляющим и налоговой инспекцией об определении порядка распределения денежных средств, взысканных с контролирующих должника лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности.

Суды нижестоящих инстанций сочли, что все денежные средства, полученные в порядке взыскания в рамках субсидиарной ответственности, подлежат направлению на удовлетворение лишь реестрового кредитора, и не учли требования кредиторов по текущим платежам.

Суд с таким выводом не согласился, вновь обратил внимание на должное применение редакции закона о банкротстве и пояснил, что поскольку денежные средства взысканы не в рамках ответственности за неподачу заявления о банкротстве, оснований для применения правил об отступлении от очередности не имеется. Денежные средства должны быть распределены между текущими и реестровыми кредиторами.

Оценивая перспективы удовлетворения требований за счет средств, взысканных с контролирующих лиц, необходимо учитывать ряд факторов. Прежде всего это первоочередное направление денежных средств на погашение текущих обязательств должника, размер которых может быть очень существенным. Кроме того, имеет значение и наличие у кредитора права претендовать на распределение денежных средств в зависимости от оснований, по которым контролирующее лицо было привлечено к субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Бывший участник вправе использовать инструмент субсидиарной ответственности

Суд разрешил вопрос о праве бывшего участника-должника подавать заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Суд первой инстанции возвратил заявление бывшего участника должника о привлечении к субсидиарной ответственности на том основании, что он не вправе обращаться в суд с таким требованием.

Однако ранее в деле о банкротстве были установлены и признаны подлежащими удовлетворению за счет ликвидационной квоты требования этого же лица на основании договора займа и обязательства должника выплатить действительную стоимость доли в уставном капитале.

Суд кассационной инстанции счел позицию суда первой инстанции ошибочной, поскольку у бывшего участника имелось помимо корпоративного, иное материальное требование к должнику. В связи с этим такой кредитор обладает всеми правами, предоставляемыми участвующему в деле о банкротстве лицу, в том числе на подачу заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Участники должника достаточно часто не предъявляют корпоративные требования к должнику, исходя из понимания рисков субординации и низких шансов того, что после расчетов со всеми кредиторами останется ликвидационная квота. Однако включение корпоративных требований в реестр может позволить реализовать важные права, принадлежащие участнику дела о банкротстве. Это бывает необходимо для обеспечения возможности пополнения конкурсной массы или, напротив, ее сохранения. В связи с этим при принятии решения относительно реализации права на предъявление даже заведомо подлежащего субординации требования рекомендуем оценить последствия отказа от использования такого права и утраты соответствующих преимуществ.

Законотворчество.jpg

Минэкономразвития обсуждает возможность продления моратория на банкротство

С 6 апреля по 6 октября 2020 в РФ действует мораторий на возбуждение дел о банкротстве. В Минэкономразвития обсуждается вариант продления моратория.

На совещании в Министерстве было подчеркнуто, что в связи с введением моратория наблюдается положительная динамика развития организаций, наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса. В то же время часть кредиторов испытывают трудности от неплатежей. Поэтому решение о продлении моратория должно быть обдуманным и взвешенным.

Компаниям, в отношении которых применяется в настоящее время мораторий, введенный 6 апреля текущего года, необходимо оценить дальнейшие перспективы и возможность выхода из кризиса в случае продления действия этого защитного механизма. Если предпосылки для преодоления неплатежеспособности отсутствуют или крайне низкие, мы рекомендуем по возможности разработать экономически обоснованный план реабилитации компании, осуществить реструктуризацию долгов, скорректировать условия договоров в части пролонгации исполнения обязательств, их новации и т. п. В ситуации, когда данные меры не применимы или не дали необходимый результат, рекомендуем разработать со специалистами и реализовать план наиболее эффективного вхождения в процедуру банкротства.


ФНС продолжает бороться за предшествующий залог

Однако после возражений со стороны Банка России, который усмотрел в этом большие риски для банковского сектора, налоговики немного убавили аппетиты и теперь предлагают не распространять это предложение на имущество, заложенное в обеспечение обязательств по кредитному договору.

Остальным же кредиторам, помимо банков, в качестве компенсации дополнительных привилегий фискальным органам предлагается упростить привлечение к ответственности контролирующих лиц, которые скрывали налоговую задолженность. Но даже в этом случае добиться реального исполнения от них всё еще будет нетривиальной задачей.

Вступая в отношения с новым контрагентом, важно проверять исполнение им обязательств перед государством, отслеживать текущие и запланированные налоговые проверки. Пока законопроект не принят, остается открытым вопрос об обратной силе потенциальных нововведений. Поэтому уже сейчас необходимо уделять особое внимание проверке контрагентов с позиции наличия или возможности появления по итогам проверки обязательств перед бюджетом, чтобы не лишиться в будущем преимуществ залогового обеспечения.


Включение требований кредиторов в реестр

Нюансы включения реституционных требований в реестр

ВС РФ предстоит разобраться в вопросе о том, может ли кредитор по реституционному требованию включаться в реестр без предоставления доказательств исполнения встречной обязанности возвратить полученное по сделке. Должен ли применяться в таких случаях механизм защиты конкурсной массы, предусмотренный нормами ст. 61.6 Закона о банкротстве о последствиях недействительности сделок?

После признания сделки с компанией недействительной должник уступил возникшие из реституции права требования третьему лицу, получил за это оплату и уведомил компанию о необходимости производить погашение задолженности в адрес нового кредитора.
Судья ВС РФ не согласился с тем, что Компании было отказано во включении требований в реестр по мотиву отсутствия доказательств возвращения полученного по недействительной сделке в конкурсную массу.

В случае, если Ваши сделки с должником-банкротом были признаны недействительными, и судебный акт вступил в законную силу, мы рекомендуем оперативно возвращать имущество в конкурсную массу и подавать заявление о включении требований в реестр без промедлений в целях исключения возможности пропуска срока для включения требований в реестр. Напоминаем, что, если судебными актами будет установлена недобросовестность стороны сделки, вероятность возвращения такой стороне полученного по сделке должником существенно снизится, поскольку требования будут подлежать удовлетворению после расчетов с кредиторами третьей очереди.

субсидиарная-ответственность.jpg

Субсидиарная ответственность. Требования кредиторов

Правила распределения денежных средств, взысканных в рамках субсидиарной ответственности

Суд кассационной инстанции разрешил разногласия между конкурсным управляющим и налоговой инспекцией об определении порядка распределения денежных средств, взысканных с контролирующих должника лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности.

Суды нижестоящих инстанций сочли, что все денежные средства, полученные в порядке взыскания в рамках субсидиарной ответственности, подлежат направлению на удовлетворение лишь реестрового кредитора, и не учли требования кредиторов по текущим платежам.

Суд с таким выводом не согласился, вновь обратил внимание на должное применение редакции закона о банкротстве и пояснил, что поскольку денежные средства взысканы не в рамках ответственности за неподачу заявления о банкротстве, оснований для применения правил об отступлении от очередности не имеется. Денежные средства должны быть распределены между текущими и реестровыми кредиторами.

Оценивая перспективы удовлетворения требований за счет средств, взысканных с контролирующих лиц, необходимо учитывать ряд факторов. Прежде всего это первоочередное направление денежных средств на погашение текущих обязательств должника, размер которых может быть очень существенным. Кроме того, имеет значение и наличие у кредитора права претендовать на распределение денежных средств в зависимости от оснований, по которым контролирующее лицо было привлечено к субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Бывший участник вправе использовать инструмент субсидиарной ответственности

Суд разрешил вопрос о праве бывшего участника-должника подавать заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Суд первой инстанции возвратил заявление бывшего участника должника о привлечении к субсидиарной ответственности на том основании, что он не вправе обращаться в суд с таким требованием.

Однако ранее в деле о банкротстве были установлены и признаны подлежащими удовлетворению за счет ликвидационной квоты требования этого же лица на основании договора займа и обязательства должника выплатить действительную стоимость доли в уставном капитале.

Суд кассационной инстанции счел позицию суда первой инстанции ошибочной, поскольку у бывшего участника имелось помимо корпоративного, иное материальное требование к должнику. В связи с этим такой кредитор обладает всеми правами, предоставляемыми участвующему в деле о банкротстве лицу, в том числе на подачу заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Участники должника достаточно часто не предъявляют корпоративные требования к должнику, исходя из понимания рисков субординации и низких шансов того, что после расчетов со всеми кредиторами останется ликвидационная квота. Однако включение корпоративных требований в реестр может позволить реализовать важные права, принадлежащие участнику дела о банкротстве. Это бывает необходимо для обеспечения возможности пополнения конкурсной массы или, напротив, ее сохранения. В связи с этим при принятии решения относительно реализации права на предъявление даже заведомо подлежащего субординации требования рекомендуем оценить последствия отказа от использования такого права и утраты соответствующих преимуществ.

Читайте также: