Что будет после страшного суда

Обновлено: 28.04.2024

В православии очень часто мы слышим такое словосочетание — судный день. Что это значит? Жизнь на земле — это лишь временная жизнь, после смерти начинается вечность. В конце всей этой истории нас ждет Господь. Большинство людей верят в то, что этот день никогда не наступит. Для многих же этот день будет самым страшным и ужасным, а для верующих же людей — это долгожданная встреча с Господом.

Судный день имеет несколько синонимичных названий:

  • день Господень;
  • страшный суд;
  • второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа;
  • Божий суд.

Страшный суд это последний и всеобщий суд Господа над миром

Страшный суд — это последний и всеобщий суд Господа над миром, который состоится при втором пришествии Христа. Каждый человек будет определен в жизнь вечную.

Многие святые отцы говорили о том, что существует некая книга, которая запечатлевает всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека. Именно на страшном суде эта книга раскроется, и станет ясно какие мы на самом деле. Тогда можно будет увидеть, сколько раз благодать Господа призывала нас к спасению, наказывала, а также миловала.

Очень часто этот день еще назывался концом света. Об этом дне еще начали говорить во времена Ветхого завета. Наиболее полно эта тема раскрывается в Новом завете. Накануне своей крестной смерти, Иисус ученикам говорит о своем втором пришествии, когда он придет судить этот мир.

Иисус Христос говорит ученикам о своем втором пришествии, когда он придет судить этот мир

Иисус Христос говорит ученикам о своем втором пришествии, когда он придет судить этот мир. Фото: pravednik.info

По сути, страшный суд начинается уже во время земной жизни человека, когда он выбирает в конкретной ситуации, что ему сделать добро или зло. Бог — есть любовь, и судить он тоже будет по милосердию, не выискивая в человеке, за что бы кинуть его в ад, а наоборот, желая найти ему оправдание и спасти его. Если же человек полностью скрыт во зле, и не желает раскаиваться, то это его личный выбор, Господь никого никогда насильно не заставляет.

После страшного суда душа человека в предвкушении рая или ада

После страшного суда душа человека в предвкушении рая или ада, но до всеобщего воскресения мертвых участь усопших может поменяться благодаря молитвам церкви. Но уже после последнего суда, человека ждет определение на жизнь вечную и уже пересмотру она не подлежит. О воскресении из мертвых говорили многие пророки, такие как Иезекииль.

Так же день суда называется — днем гнева Божия. Но это не говорит о том, что Господь предстанет перед людьми, в каком-то грозном виде. Он предстанет перед всеми собравшимися в блеске своей славы и величия, как могущественный и справедливый Судья.

Никто не знает, когда наступит конец света

Это очень сложное описание с многочисленными выражениями. Отрывки из него читаются во время богослужения в храме. Это откровение нужно обязательно изучать только с толкованиями святых отцов, в противном же случае извращенного понимания глубоких слов этого описания не избежать. Рассмотрим небольшой фрагмент из Откровения о конце света:

Из всего этого мы можем понять, что за страшным судом Господа будет создан новый город Иерусалим, где поселятся праведники во главе со Христом и будут пребывать с ним в вечном блаженстве.

Также Господь говорит о том, что можно избежать страшный суд тому, кто слушает слово Божие, и живет в соответствии с его законами. Именно поэтому ответить на вопрос, на какой день произойдет страшный суд — невозможно. Людям остается только удовлетворяться тем, что Господь сам открыл для людей, и пребывать в молитве и покаянии до кончины своих дней.

Существует икона Страшного Суда

Также стоит сказать о том, что православие имеет икону Страшного Суда. Первая икона имеет довольно древнее происхождение.

Несколько икон суда Божьего датируется 4 веком.

Икона страшного суда в России появилась уже сразу после крещения.

На иконе мы можем увидеть Адама и Еву — это первые люди, а также апостолов, которые держат книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. Это то, что касается светлых сюжетов на иконе.

Также есть и темные сцены, к ним относят змея, а также 4 царство погибели, вместо которых явится царствие небесное.

Главная суть этого изображения не напугать человека, а заставить его переосмыслить то, как он живет, что он делает. Поэтому церковные значение иконы страшного суда — это осознание грехов и покаяние.

Перед иконой Страшного Суда читается молитва

Перед иконой страшного суда читается молитва. Она читается для того, чтобы получить возможность пройти в Небесное Царство.

Молитва:

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей?

Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя.

Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики.

Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

Человек создан по образу и подобию Божию, и потому является существом безсмертным, созданным для вечной жизни.

image002

Будучи безсмертной, душа человека после смерти возвращается к Богу, который сотворил ее, а тело, лишенное жизненной силы, подвергается тлению и разложению. Душа остается жить одна, в своем безтелесном существе. И такое её существование будет продолжаться до начала Страшного суда, перед началом которого произойдет воскресение (оживление) умершего тела и соединение этого тела с родной душой. (тело оживленного человека будет таким же нетленным и обновленным, как у Господа нашего Иисуса Христа после оживления его из мервых в третий день после смерти на кресте).

После смерти человеческого тела – вначале совершается Частный суд над душой. Каким образом совершается Частный суд? Вот что частично открыто нам Богом через апостолов и Святых Отцов о состоянии души после смерти.

Мы знаем, что, освободившись от дебелости телесной, душа становится более деятельной. Сразу после исхода души из тела человека ее встречают безтелесные духи – святые ангелы и бесы – и сопровождают ее на всем пути, по всем этапам суда, где она дает полный отчет о своей земной жизни. Испытания, которые она претерпевает сразу же после разлучения с телом, имеют духовно-нравственную природу. Все, что она делала доброго и худого, остается. И на основании этого определяется ее участь в загробном мире.

image004

Но на третий день душа попадает уже в иные области. В этот день она возносится ангелами для первого поклонения Богу.

Пройдя мытарства, и достигнув Престола Божия, душа совершает первое поклонение Богу.

На сороковой день после смерти душа умершего человека опять возносится и приводится на поклонение к Богу, Который и совершает здесь над ней Частный суд. На этом Частном суде душе определяется участь души в загробном мире вплоть до всеобщего воскресения по плоти (оживление всех умерших тел начиная с Адама и Евы), после которого произойдет уже окончательный – Страшный суд.

Продолжая жить в загробном мире отдельно от тела, души тем не менее обладают всею полнотой личности и самосознания – они ощущают, сознают, понимают, рассуждают, и вообще проводят все психические действия. Как хороший пример здесь можно привести притчу Спасителя о богаче и Лазаре: богач видит и узнает Авраама и Лазаря, молит о помощи, вспоминает своих братьев на земле и безпокоится о их судьбе на земле и в загробной жизни (Лк. 16, 23-24, 27-28); Патриарх Авраам, живя в блаженстве, объясняет богачу природу рая и ада, оправдывает существование блаженства и мучений в загробной жизни, указывает на средства спасения (там же, стихи 23, 25-29).

Ад и рай – это не просто место мучения или наслаждения. Это также – внутренние состояния духа. И не только. Ад к тому же – это и безплодное, постоянное раскаяние, угрызения своей собственной совести, но – не дающие уже никакого результата.

Так что ад – это не просто внутреннее состояние души грешного человека, но – еще и место крайнего удаления от Бога. Само мучение грешных душ состоит в удалении их от Бога – этого Источника блаженства, радости и света.

О том, что это место мучений существует – не раз говорит Христос в Священном Писании, например в той же притче о богаче и Лазаре. И мучения эти не полны, так как совершенное мучение начнется только после Страшного суда.

По учению Православной Церкви, поскольку до Страшного Суда в раю и аду пребывает только душа человека, то душа человека, находящегося в загробном мире, не может испытывать ни полного блаженства, ни полного мучения. Как то, так и другое – будет временным, не полным и несовершенным, так как душа без тела – это неполный человек.

image012

Отсутствие тела – является и причиной того, что раскаяние за гробом уже является безплодным. Грешная душа, пребывая в загробном мире, хотя бы всем существом своим хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле, — не может этого сделать. Не может сделать хотя бы потому, что за гробом ей не достает тела, являющегося необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому, что ей недостает земных условий и средств спасения. Тело – являлось участником греха, и исправление без него – невозможно.

Заметим сразу здесь, что в вечной жизни после Страшного суда – душа уже будет соединена с телом, но тем не менее и там покаяние будет тоже не возможно – уже по другим причинам.

Меры награды, как и меры наказания, различны

image014

На Частном суде души разделяются на два рода: души праведников и души грешных. Поэтому и в загробном мире возможны лишь два соответствующих состояния:состояние блаженства и состояние мучения, каждое со своими многочисленными нюансами; и два места: рай и ад, опять-таки со своими обителями.

Соответственно и в аду – в зависимости от степени греха человека и отпадения его от Бога – разные степени удаления от Него.

В этом плане – можно привести хороший пример из жития святого преподобного Макария Великого. Кстати этот пример говорит и он наказании – тем, кто знал Истинную Веру и тем, кто не знал ее.

image016

Шел преподобный Макарий однажды по пустыне — и видит: лежит высохший человеческий череп. Он коснулся его своим жезлом, и череп издал некий звук. Тогда Макарий спросил череп:

– Я, — отвечал череп, — был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божья, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение.

– Какое же облегчение получаете вы, — спросил Макарий, — и каковы ваши мучения, расскажи мне?

– Как далеко отстоит небо от земли, — отвечал со стоном череп, — так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением.

Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал:

– Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди.

И снова он спросил череп:

– Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?

– Внизу, намного глубже под нами, находятся многие другие, — отвечал, тот.

– Кто же находятся среди тех лютейших мучений? — спросил Макарий.

– Мы, не знавшие Бога, — ответил череп, — хотя и немного еще ощущаем милосердие Божье. Те же, которые познали имя Божье, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями.

После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда.

Молитва об усопших и поминовение их

Всеобщее воскресение (оживление) мертвых.

image020

В конце мира произойдет Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Придет Он во всей Своей Божественной славе. И вся Богочеловеческая реальность Личности Спасителя станет очевидна всем.

Это новое пришествие Победителя смерти и Обновителя жизни вызовет всеобщее воскресение (оживление) всех умерших человеческих тел. Души соединяться с телами. Воскресение это совершиться по Слову Божию – и мертвые оживут.

image022

Бог сотворил человека бессмертным по душе и по телу. Смерть же тела, на которую осужден неповиновавшийся в раю Закону Божьему человек, разлучение души с телом – есть только особенное неестественное состояние души и тела – казнь безсмертного человека. И в конце времен это противоестественное состояние должно быть преодолено и человек должен быть восстановлен в полном своем единстве.

Воскресение мертвых является важным условием полноты и совершенства Божьего суда. Отцы и учители Церкви единогласны в мнении о том, что суд будет полным и совершенным, только если перед ним предстанет весь человек, а если цельный человек состоит из души и тела, которые грешили вместе, то таким он и должен явиться перед судом.

В воскресении мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души вновь соединяться со своими человеческими телами.

Все элементы, услышав голос своего Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое и мгновенно соединятся.

На похожие недоумения иногда встречающиеся среди наших современников, что как же воскреснет тело, из чего оно будет состоять, если составляющие его элементы за время до всеобщего воскресения успели побывать в нескольких телах (кругооборот элементов в школе все проходили) – существует очень простой ответ.

image030

А в отношении нашего физического тела – не смотря на изменение его химического состава – мы продолжаем узнавать себя в зеркале, узнают нас и наши сродники и знакомые. Причина – в том, что при замене отмирающих клеток нашего организма – новые созидаются на основе того же генетического кода, который сохраняется в нас всю нашу жизнь, и который определяет как наш внешний вид, так и всю нашу физическую сущность. То есть идентификация тела – кроется не в конкретных атомах (которые за жизнь приходят и уходят), но – в их сочетании и взаиморасположении.

И поэтому после воскресения (оживления) – если наши тела будут построены на основании того же генетического кода, то даже если каких-то отдельных атомов, ушедших в тела других людей после нашей смерти и недостанет – их место могут свободно занять другие – но тем не менее это будут все равно именно наши тела, узнаваемые и идентифицируемые.

Хотя после воскресения (оживления) тела человеческие и будут теми же самыми, в которых мы живем здесь, но – это будут уже по состоянию своему — иные тела. Как тело Иисуса Христа после Его воскресения обрело способность, например, проходить сквозь стены, являться не узнанным апостолам.

Тело это также не будет иметь и болезней, которым оно было подвергнуто на земле, или – телесных недостатков.

Вот как характеризуют состояние этого обновленного, воскресшего тела, Святые Отцы:

Сохраняя сущность материальности, воскресшие тела праведников будут сиять благодатным, Божественным светом.

Воскресшие тела грешников – тоже будут духовными и безсмертными. Но по учению Святых Отцов, тела нераскаянных грешников уже не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Природа и свойства воскресших тел грешников будут сообразны природе и характеру вечных мучений.

Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение.

При Втором пришествии Господа Иисуса Христа произойдет не только воскресение мертвых.

Так как произойдет изменение всей материи и ее законов в мире – то произойдет и изменение тех людей, кого это событие застанет живыми. Тела их мгновенно изменятся в духовные и безсмертные. Они станут такими же, как и тела воскресших из мертвых.

Страшный суд

На суде будут осуждены не только дела, но и скверные мысли, чувства, плохие желания и слова.

image036

В земной телесной жизни люди согласно своей воле выбирают добро или зло. А Бог никого не принуждает ни к добру, ни ко злу. Точно так же и диавол не может никого принудить к злу. Человеку предлагается и добро, и зло. И он выбирает и делает то или другое во время жизни в теле. Именно поэтому каждый человек и подлежит суду, как делавший осознанный выбор во время земной своей жизни. Поэтому и вся наша вечность зависит именно от нас, наших дел, Судия же будет лишь оценивать их окончательною ценою, чтобы дать Свой окончательный суд о них.

Но конец мира – это не уничтожение материального мира как такового; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится – как не уничтожается человек, изменяясь и превращаясь из состояния тленного в нетленное, из смертного в безсмертное.

Изменение мира будет произведено огнем, по свидетельству слова Божия. При этом преобразится вся природа, изменится весь материальный мир.

На новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. С окончанием Страшного суда вся драма земли окончится. И на небе и на земле полностью и окончательно упразднится всякая власть и сила смерти, зла, греха и диавола. Для их существования останется только ад. Во всех же иных местах Вселенной будет вечное царство, и сила и власть Единого Бога.

Вечная жизнь

image042

После Страшного суда наступит жизнь вечная как для праведников, так и для грешников. Для праведников эта жизнь будет состоять в вечном блаженстве, а для грешников – в вечных мучениях.

image046

Апостол Иоанн описывает грядущее Царствие Божие в следующем виде. В нем уже нет ни солнца, ни луны, ни звезд; оно, т.е. царство небесное, освещается славою Божьей (Апок. 21, 11), и единственным всеосвещающим светилом есть Господь Иисус Христос (ст. 23). Там не ощущается ни зноя солнечного (7, 16), ни морозов, ни бурь, ни непогоды, ни голода, ни жажды, ни темноты ночной (12, 5). Там нет ни уныния, ни скорби, ни печали, ни стонов, ни вздохов, ни искушений. Нет ни страха, ни отчаяния, ни разлуки с ближними, ни смерти. Там будет вечный, непомрачаемый день, вечно цветущий, озаряемый Самим Господом Богом (ст. 5); там небо и земля новые (21, 1); там царство безсмертной и блаженной жизни, и эта жизнь поддерживается водами жизни и древом жизни (22, 1,2). Древо жизни – Господь Иисус Христос, а воды жизни – не истощаемое обилие неоцененных и неисчислимых даров св. Духа.

Ад – это не возмездие за грех, а трагическое следствие греха.

Что касается места геенны во вселенной, на этот вопрос свт. Иоанн Златоуст, ответил, что не много принесет духовной пользы знание места во вселенной, где именно будут осужденные страдать или мучиться безконечно. Довольно для христианина знать, что действительно такое место есть, и тень его может усмотреть внутри нас.

Вечное мучение грешников, как и блаженства праведников, не будет одинаково, оно будут зависеть от рода и степени греховности грешника, и будет соразмерно степени нравственной испорченности каждого грешника. Как много есть обителей райских, так точно много состояний осужденных, что зависит от свойства, степени и различия грехов. Обители эти носят различные наименования: тьмы кромешной, геенны, печи огненной, тартара, огня неугасающего, дна адова и др., смотря по роду и степени греховности.

Иногда, в том числе и среди наших современников, распространяется мнение, что муки в аду – не будут вечными, а потом все будут восстановлены в первобытном невинном состоянии (апокатастасис, греч. άποκατάστασις).

Первое из этих учений – это учение Оригена, осужденного Православной Церковью, а второе – проистекает из него, и поэтому тоже является ложным.

Православная Церковь, основываясь на слове Божием, признает геенские мучения вечными и нескончаемыми, и поэтому она осудила на 5-м Вселенском Соборе лжеучение Оригена, выразив это в 9-м анафематизме: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, — да будет анафема.

Та вечность, которая наступит после окончания мира, не будет иметь ни будущего, ни прошедшего, — но будет только одно лишь постоянное настоящее, содержащее в себе всю полноту бытия уже не только Бога, но – и Его творения.

В целом же конечно, жизнь будущего века – это тайна, которую мы не можем сейчас постичь полностью. Но мы можем знать, что именно в вечности бытие тварных существ раскроется в полноте своего призвания.

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев


Меня волнует вопрос - возможно ли покаяние в аду, после Страшного Суда? Если нет, то как понять это? Неужели замысел Бога не оправдался о мире полностью и Бог потерпел неудачу сотворив человека? Почему Он заранее зная о том, что все эти миллиарды погибнут и будут вечно мучатся в геенне не имея возможности ни умереть ни избавиться от мучения, все же сотворил человека?

Создавая человека свободным, Бог хочет видеть перед собой существо, которое, как и Он Сам, способно выбирать и принимать решение. Но этот выбор может оказаться направленным и против Творца. Бог рискует встретиться с неповиновением, и одновременно подвергает риску вечной гибели самое совершенное и самое любимое Свое творение. Но в этом риске и заключается совершенство человека: без способности грешить теряет смысл добродетель, без возможности падения нет нравственного величия. Поэтому каждый человек должен в своей жизни пройти испытания и искушения для того, чтобы осознать положительную ценность своей свободы, чтобы приобрести ту свободную любовь, которую от него ожидает Бог.

Неверный выбор, неправильное употребление дара свободы отдаляет первого человека Адама, как и его потомков от Бога. Но лишить человека свободы, значит лишить его личности, Образа Божия, превратить его хотя и покорное, но примитивное существо.

Размышляя о справедливости или несправедливости наказания нераскаявшихся грешников в вечности, следует помнить, что в христианском понимании ад – это не сталинский концлагерь, куда бросали ни в чем неповинных людей по произволу безумной и безбожной власти. Печальная участь в вечности – это даже не наказание Божие в привычном значении этого слова, а следствие свободного выбора личности. Не будем говорить о нехристианах, о которых у Бога свой промысел. Но каждому крещеному в Христианской Церкви человеку Бог дает возможность знать закон, который следует исполнять, чтобы наследовать Вечную жизнь, и дает возможность покаяния, если этот закон человек по каким-то причинам нарушает. Отказ от покаяния, которое освобождает от наказания, делая совершенный грех не бывшим, это тоже результат свободного выбора. Если человек отказывается от Бога в своей земной жизни, то совершенно логично будет его пребывание в вечности в бесконечном удалении от Творца.

Эсхатология, раздел богословия, посвященный завершению человеческой истории и жизни будущего века, является наименее доктринально разработанной частью христианского вероучения. Здесь мало догматов, но много теологуменов, то есть в той или иной степени частных богословских мнений. Такая ситуация связана, прежде всего, с тем, что точное знание о Вечной жизни невозможно для человека, не имеющего соответствующего опыта. Нам трудно (если не невозможно вообще) представить, как выглядит, например, куб в четырехмерном пространстве, хотя математически это определяется очень просто. Так же для человека, не имеющего никакого опыта, кроме земной жизни, трудно или невозможно вообще представить, что ожидает его лично и человечество в целом после всеобщего воскресения и Страшного Суда.

Я читала, что каждая деталь изображенная на иконе имеет свой смысл и символику. На некоторых иконах ( Сошествие Св.Духа на апостолов) изображается апостол Павел, наступающий на ногу апостолу Петру, на иконе Воскресения Христова (Сошествие во ад), царь Соломон наступает на ногу царю Давиду. Что может означать этот жест?

Жест, когда апостол Павел как бы наступает на ногу апостолу Петру, устойчиво повторяющийся на иконах разного времени, означает признание исторических заслуг Павла в создании Церкви язычников. Павел следует за Петром, но идет далее Петра. Из книг Нового Завета следует, что, хотя первый язычник, вошедший в Церковь, был крещен апостолом Петром, Павел действовал в этом отношении последовательнее и решительнее. В своих трех или четырех миссионерских путешествиях Павел создал множество христианских общин из бывших язычников, уверенно защищая их от проникновения чуждого христианству и опасного для него иудейского гнозиса.

Изображение ветхозаветного человечества на иконах Сошествия во ад традиционно включает в себя царей Давида и Соломона, которые вместе со всеми изводятся из ада. Обычно они находятся в тесной группе людей, где отдельные детали трудноразличимы. Изображения, на которых Соломон наступает на ногу Давиду, очень редки, а сам жест, вероятнее всего, является случайным.

Не могу понять, как совместить смирение и сокрушение? Читал труды Святых Отцов, вроде бы все понятно, но как совместить их не понимаю.

Сердечное сокрушение исключает всякий ропот, всякое недовольство, основанное на убеждении в собственном превосходстве. Следствием сердечного сокрушения является сожаление о совершенных поступках, о неверной жизненной позиции, которая привела к греху, но отнюдь не о тяжелых жизненных обстоятельствах, в которых человек оказался.

Таким образом, сокрушение является первым шагом к покаянию и в этом смысле является активным духовным действием.

Страшный суд — что будет с грешниками после Страшного суда?


Считается, что каждый плохой поступок человека учитывается и он непременно понесет за него наказание. Верующие считают, что только праведная жизнь поможет избежать кары и оказаться в Раю. Решаться судьба людей будет на Страшном суде, но когда это будет — неизвестно.

Что это значит Страшный суд?

Страшный суд в христианстве


Есть несколько названий этого события, например, великий Господний день или день гнева Божия. Страшный суд после смерти называется так не от того, что Бог предстанет перед людьми в ужасающем обличии, он, наоборот, будет окружен блеском своей славы и величия, что у многих вызовет страх.

Где находятся души умерших до Страшного суда?

Поскольку еще никому не удавалось вернуться с того света, вся информация, касающаяся загробной жизни является предположением. Посмертные мытарства души, и Страшный суд Божий представлены во многих церковных писаниях. Считается, что в течение 40 дней после смерти душа находится на земле, проживая разные периоды, подготавливаясь тем самым к встрече с Господом. Выясняя, где находятся души до Страшного суда, стоит сказать о том, что Бог, просматривая прожитую жизнь каждого умершего человека, определяет, где тот будет находиться в Раю или в Аду.

Как выглядит Страшный суд?

  1. Традиционно в верхней части образа представлен Иисус, который с обеих сторон окружен апостолами и они принимают в процессе непосредственное участие.
  2. Под ним находится престол – судейский трон, на котором находится копье, трость, губка и Евангелие.
  3. Внизу находятся трубящие ангелы, которые так созывают всех на событие.
  4. Нижняя часть иконы показывает о том, что будет происходить с людьми, которые были праведниками и грешниками.
  5. С правой стороны находятся люди, которые совершали хорошие поступки и они попадут в Рай, а еще Богородица, ангелы и Рай.
  6. В другой стороны представлен Ад с грешниками, бесами и Сатаной.

В разных источниках, описываются другие детали Страшного суда. Каждый человек будет видеть свою жизнь в мельчайших подробностях, причем не, только с собственной стороны, но и глазами окружающих людей. Он поймет, какие поступки были хорошими, а какие плохими. Оценка будет проходить при помощи весов, так на одну чашу будут положены добрые дела, а на другую – злые.

Кто присутствует на Страшном суде?

Во время принятие решения человек не будет находиться с Господом наедине, поскольку действо будет открытым и мировым. Страшный суд будет проводить вся Пресвятая Троица, но она будет развернута только ипостасью Божьего Сына в лице Христа. Что касается Отца и Святого духа, но они будут принимать участие в процессе, но с пассивной стороны. Когда наступит день Страшного суда Божия, каждый будет нести ответственность вместе со своими ангелами-хранителями и близкими умершими и живыми родственниками.


Что будет с грешниками после Страшного суда?

Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

  1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
  2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
  3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
  4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
  5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

Притча о Страшном суде

Иисус Христос говорил верующим о Страшном суде, чтобы те знали, что их ожидает, если отступить от праведного пути.

  1. Когда Божий Сын придет на землю со святыми ангелами, он сядет на престол собственной славы. Соберутся перед ним все народы и Иисус проведет отделение хороших людей от плохих.
  2. В ночь Страшного суда Сын Божий спросит за каждый поступок, утверждая, что все плохие действия, совершенные по отношению к другим людям, были сделаны ему.
  3. После этого судья поинтересуется, почему они не помогли нуждающимся, когда те, требовали поддержки, и грешники будут наказаны.
  4. Хорошие люди, которые вели праведную жизнь, будут отправлены в Рай.

Догматическое богословие

Православная догматика

Воздаяние грешникам после Страшного Суда (Догматика)

§268. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния.

В заключение всеобщаго суда праведный Судия произнесет свой окончательный приговор и праведниками и грешникам, — скажет первым: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Матф. 25, 34); скажет последним: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( — 41) (2050). И тотчас пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( — 46).

Это мздовоздаяние после всеобщаго суда будет полное, совершенное, решительное. Полное: т. е. не для одной только души человека, как после частного суда, а для души вместе и для тела, — для полнаго человека. Совершенное: потому что будет состоять не в предначатии только блаженства для праведников и мучения для грешников, как после частнаго суда, а во всецелом блаженстве и мучении, соответственно заслугам каждаго. Решительное: потому для всех пребудет неизменным во веки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда либо из ада, как остается она для некоторых после частнаго суда (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 60. 68; снес. §§ 252. 257. 258).

§ 269. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки?

Мучения, на которыя будут осуждены грешники праведным судом Божиим, Слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает:

Читать еще: Обозначение имени варвара для девочки. Происхождение, характеристика и значение имени варвара

(2051) На Римл. бесед. V, стр. 95, по русск. пер.

(2052) На Ев. Матф. бесед. XXIII, в т. 1, стр. 495.

(2053) Слов. 1 Феодору падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 370. 375.

(2054) На Ев. Матф. бесед. XXIII, в т. 1, стр. 494.

(2055) О страхе Бож. и о послед. суде, в Тв. св. Отц. XV, 308.

(2056) Бесед. на Пс. XXXIII, 6, в Тв. св. Отц. V, 293.

(2057) Бесед на Пс. XXXIII, 12, тамже 302.

(2058) Слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 366.

(2059) Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 27, стр. 308. Qui ignis cujus modi et in qua mundi vel rerum parte futurus sit, hominum scire arbitror neminem, nisi forte cui Spiritus Divinus ostendit (Августин de civ. Dei XX, 16).

(2060) Тертулл. Apolog. с. 48; Григ. Нисск. Catech. с. 40; Иоанн Златоуст. Слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 366.

(2061) Тертул. Apol. с. 48; Минуц. Фел. Octav. с. 35; Лактанц. Inst. divin. VII, 21; Григ. нисск. Catech. с. 11; Августин. de civit. Dei IV, 13, n. 18.

(2062) Минуц. Фел. Octav. 34. 35; Иоан. Злат. Слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, стр. 367 и след.

(2063) Вас. вел. бесед. на Пс. XXXIII, n. 8, в Тв. св. Отц. V, стр. 302; Иоан. Злат. in Hebr. homil. 1, 4.

(2064) Тертулл. Apolog. 47. 48; Августин. de civ. Dei XX, 16.

(2065) Ориген. de princip. II, 10, n. 4. 5; Амврос. in Luc. lib. VII, n. 205. Иероним. in Eph. V, 6; in Is. с. XLVI.

(2066) Августин. de civit. Dei XXI, 9, n. 2; 10, n. 1.

Страшный суд Божий

Что христианство знает о Страшном Суде?

Первое, что испытывает любой человек, услышав о любом суде, а тем более, о Суде Божием — это страх и трепет. Почему? Потому что каждый из нас на самом деле знает, что в жизни своей совершает множество грехов. И даже самый последний атеист все равно смутно понимает, что некое возмездие есть, и это пугает.

Христианство говорит о том, что Страшный Суд будет окончательным решением вечной судьбы человека — попадет ли тот в рай, или же будет низвергнут в ад. Случится это после Второго пришествия Господа, которое совершится во всей Его славе в конце времен (т.е. когда будет конец света). Тогда люди воскреснут своими телами, и Господь вынесет окончательный вердикт о каждом из нас.

Важно! Свой грядущий и настоящий ад или рай человек создает своими руками в земной жизни. Господь дает нам все возможности, чтобы мы могли вкусить все Его величие, но Господь не может заставить человека следовать Его Воле.

Единственное, что каждый человек сможет забрать с собой после смерти — это свои деяния. Это означает, что если мы верим в Господа, пытаемся соблюдать Его Заповеди — мы имеем шанс на спасение своей вечной души. Люди же, которые сознательно выбирают жизнь, противную Богу, сами лишают себя спасения.

Читайте о Заповедях:

Пожалуй, это один из самых важных вероучительных моментов — не Бог лишает человека рая, а сам человек своими делами лишает себя спасения на Страшном Суде. Мы не знаем достоверно, как именно это происходит, но некоторые богословы высказывают мысль, что на Страшном Суде человек будет уже лишен своей воли. И к чему он привык в своей обычной земной жизни, к тому и потянется душа в вечности.

Смерть как встреча с Богом

Первые христиане ранних веков ожидали последние времена скорее с радостью, чем со страхом. Эти люди жили в постоянной готовности в любой момент умереть за Христа, ведь вплоть до IV века христиан гнали и казнили за веру. Поэтому окончательный приход Мессии рассматривался ими как освобождение от земных мучений и встреча с Богом.

Люди, которые уже в своей земной жизни вкусили радость единения с Господом, не видят так много ужасного в грядущем. Познав радость Христа в этой жизни, они знают, что в будущем их ждет еще большая радость. Многие святые подвижники с радостью шли к своей смерти, потому что знали, что за ее порогом их встретит Любящий Отец.

Конечно, для простого человека, живущего суетливой современной жизнью в миру, очень сложно достичь таких духовных высот. Но как минимум, мы все должны стремиться к тому, чтобы не забывать о самом главном в жизни — о Господе.

Важно! По совету святых отцов, помнить о Боге помогает память смертная.

Современные люди живут так, как будто они никогда не умрут, никогда не предстанут перед Господом на Суде. Люди занимаются чем угодно, но только не спасением своей души. Именно поэтому тема смерти в обществе табуирована, страшна и непривлекательна. Люди предпочитают вообще не думать о смерти, тогда как именно воспоминания о ней способно повернуть человека к Богу.

Как бы нам ни хотелось, но рано или поздно умрет каждый человек. Но смерть может быть очень разной. Она может стать вечным ужасом и болью, а может стать только лишь переходом в другое, более совершенное состояние. И именно на Страшном Суде окончательно решается исход физической смерти каждого человека.

Читайте о смерти в православии:

Что говорит о Страшном Суде Евангелие

Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.

Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.

Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.

Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня. Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное. Так говорит Евангелие об участи праведников.

Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить. Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!

И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.

Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.

Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу.

Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.

Что нам не поможет на Страшном Суде

Божий суд будет проходить совсем по иным законам, нежели привычный суд человеческий. И если в обычной жизни мы можем прибегнуть к помощи адвокатов, юристов и многих других специалистов, то на суде Божьем у нас не будет таких помощников. Исходя из того, что христианство говорит о грядущем Страшном Суде, совершенно бесполезными будут такие действия:

Подобных соображений можно привести еще большое количество. Нужно помнить, что человеческий разум не может противостоять Божественному. И если мы хотим спасти свою душу — мы должны об этом заботиться прямо сегодня, прямо сейчас.

Утешением для каждого из нас является тот факт, что Господь не справедлив, а милостив. Если бы Бог воздавал каждому из нас по справедливости, т.е. именно так, как мы заслужили — ни один бы человек не мог надеяться на вечное спасение. Но Господь милостив, и воздавать нам будет по Своей великой милости. Задача человека — эту милость заслужить.

Каким образом можно заслужить милость? Только лишь одним инструментом — покаянием и признанием своей греховности, т. е. виновности. Невозможно помиловать человека, который не считает себя виноватым. Такие люди могут думать, что имеют право за какие-то там свои заслуги получить от Бога место в раю. Но в рай невозможно попасть с гордо поднятой головой, как имеющий право.

В рай попасть можно только через покаяние, через понимание своей совершенной неготовности. Когда человек понимает, что сам по себе, без Бога, он вообще ничего не представляет — тогда и рождается смирение. Только через смирение, через полную покорность Воле Божьей и с надеждой на Его милость можно спасти свою душу.

А пока человек думает, что он не так уж плох и, в общем-то, имеет право на спасение — он грешит. Именно такими были фарисеи и саддукеи из Евангелия. И не было грешников на земле, которых более, чем этих, обличал Христос.

Читайте также: