Чем отличается юриспруденция от судебная и прокурорская деятельность

Обновлено: 11.05.2024

Сравнение прокурора и судьи – не верно. Они занимают различные роли в судебном процессе, находятся по разные стороны. В обязанности судьи входит ведение заседания, выявление истины и назначение наказания. Прокурор представляет, в большинстве случаев, сторону обвинения (либо одну из сторон при рассмотрении гражданских дел), его прямая обязанность – доказывание виновности подозреваемого. Очевидно, что некоторые виды деятельности судьи и прокурора пересекаются. Но однозначного превосходства одного над другим не существует.

Кто такой прокурор?

Полномочия

  • надзор за исполнением законодательства, во время действий, связанных с расследованием преступлений;
  • выдача письменных указаний относительно хода расследования;
  • отмена решений и постановлений нижестоящих прокуроров, при наличии факта их необоснованного принятия;
  • участие в заседаниях, представление стороны обвинения. В редких случаях – представление одной из сторон при рассмотрении гражданских дел;
  • подача ходатайства об изменении меры пресечения или срока ареста;
  • отстранение дознавателя от расследования, при обнаружении существенных нарушений в его деятельности;
  • право подписания обвинительного заключения;
  • возможность ознакомления с материалами дела;
  • право доказывания вины подозреваемого с приведением доводов и доказательств;
  • право отказаться от продолжения уголовного преследования подозреваемого;
  • возможность решения разногласий при помощи участии генерального прокурора.

Обязанности

Обязанности представителя стороны обвинения:

  • Участие в уголовных и гражданский судебных делах.
  • Опротестование решения суда, при наличии обоснований.
  • Расследование и начало производства по административным делам.
  • Контроль исполнения приговоров.
  • Работа по приему обращений граждан.
  • Участие в правотворческой деятельности.
  • Проведение мероприятий по сбору доказательной базы.

Кто такой судья?

Судья – лицо, которое наделено Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие. Он относится к судебной власти, не представляет ни одну из сторон: ни обвинения, ни защиты.

Каковы полномочия?

Согласно УПК, судья правомочен:

  • признавать подозреваемого виновным и назначать ему наказание;
  • применять к виновному другие меры воспитательного или медицинского характера;
  • прекращать уголовное преследование с назначением подсудимому судебного штрафа;
  • определять меру и сроки пресечения (ареста, залога, запрета на определенные действия);
  • выдавать разрешение на осмотр жилища, обыск или выемку;
  • выдавать разрешение на проведение личного досмотра;
  • накладывать арест на имущество подозреваемого;
  • временно отстранять подозреваемого и обвиняемого от занимаемой должности;
  • принимать решение об уничтожении вещественных доказательств;
  • выдавать разрешение на контроль и запись телефонных переговоров;
  • выдавать разрешение на отмену постановления о прекращении уголовного преследования;
  • рассматривать жалобы на действие или бездействие прокурора, следователя, органов дознания;
  • выносить частное постановление в отношении нарушений, выявленных в ходе судебного разбирательства.

Каковы обязанности?

В обязанности судьи входит:

  • Руководство ходом судебного заседания.
  • Удаление из процесса всего, что не имеет прямого отношения к рассматриваемому делу.
  • Объяснение всем участвующим в заседании лицам их прав и обязанностей. Далее, оказание помощи в реализации этих прав на практике.
  • Вынесение предупреждения о последствиях совершения (или несовершения) действия.
  • Создание условий для комфортного и удобного исследования представленных доказательств.
  • Надзор за выполнением процессуальных обязанностей всеми сторонами заседания.

Каковы права прокурора в судебном производстве?

  • представлять сторону обвинения и осуществлять уголовное преследование;
  • участвовать в судебном процессе на любом его этапе;
  • выполнять все полномочия, указанные в УПК;
  • требовать устранения ошибок, допущенных органами дознания;
  • давать указания, касающиеся хода расследования;
  • оказывать влияние на избранную меру пресечения, путем подачи ходатайства об избрании, отмене или изменении выбранного наказания;
  • проверять законность решения о возбуждении уголовного дела;
  • выносить одобрение ходатайству о досудебном примирении сторон;
  • отменять или изменять решение нижестоящего прокурора;
  • подавать ходатайство о продлении срока ареста или содержания под стражей;
  • подтверждать отводы и самоотводы дознавателя, выдвигать свои аргументы для отвода;
  • изымать дело, с целью передачи его следователю или другому органу предварительного расследования;
  • подтверждать решение дознавателя о прекращении уголовного преследования;
  • утверждать текст обвинительного заключения;
  • назначать дополнительное расследование, изменять квалификацию преступления, возвращать дело дознавателю или следователю.

Кто все-таки главнее: суд или прокуратура?

Судья – независимая сторона, в обязанности которой входит выслушивание позиций всех участников процесса, изучение предоставленных доказательств и вынесение приговора (решения или постановления). Прокурор участвует в судебном заседании либо со стороны обвинения (в уголовных делах), либо представляет одну из сторон (в некоторых гражданских делах). Таким образом, он является стороной заинтересованной и представляет интересы только одного участника процесса.

При назначении наказания, сторона обвинения предлагает свой вариант, а судья выносит приговор и утверждает выбранную меру. Не факт, что она будет совпадать с предложенной стороной обвинения. Она может быть, как увеличена, так и уменьшена по решению суда. В случае несогласия, прокурор вправе подать ходатайство и оспорить решение судьи.

Несмотря на распространенное мнение, судья не относится к стороне обвинения. Он является независимой, незаинтересованной стороной. Его отношения находятся на одном уровне как со стороной обвинения, так и со стороной защиты. В тоже время, он не находится выше прокурора или адвоката. Решение суда основывается на материалах, предоставленных обеими сторона, то есть, исход судебного заседания зависит исключительно от их деятельности.

Сравнение судьи и прокурора – некорректно. Они относятся к разным сторонам судебного процесса и не находятся друг у друга в подчинении.

Кто имеет больше возможностей?

Сравнение возможностей обоих сторон во время судебного процесса:

Действия во время судебного заседанияПрокурорСудья Выслушивает представленные доводы и аргументы++Предоставляет возможность высказаться обеим сторонам процесса, регулирует ход судебного заседания–+Предоставляет свои аргументы и доказательства+–Задает уточняющие вопросы++Назначает дополнительные экспертизы++Возвращает материалы дела на доследование++Принимает решение о виновности или невиновности, выносит решение о наказании–+Оспаривает ранее принятое решение о виновности (невиновности) или о назначенном наказании+–

Можно сказать, что возможности этих сторон судебного процесса весьма подобные. Они оба занимаются анализом доводов и фактов, назначают дополнительные экспертизы и расследования. Прокурор вправе предложить свою меру наказания, подтверждая мнение фактами и аргументами. Судья вправе согласиться с предложенным, либо вынести свое решение.

Прокурор и судья – равнозначные стороны судебного процесса. Законодательством на них возложены различные функции и обязательства. Их деятельность пересекается в некоторых моментах, однако, они не руководят друг другом и не находятся в подчинении.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.


Полномочия прокурора

Кто главнее в уголовном деле – прокурор или судья? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в компетенции и полномочии двух органов. Важно знать, какими нормами закона руководствуются эти лица, что могут предпринять в судебном процессе.

Прокурор и судья — в чем разница

Сравнение этих двух лиц изначально неверно. Эти представители власти занимают разную позицию в разбирательстве. Однозначного превосходства одного специалиста над другим не существует, и лишь некоторые сферы их деятельности пересекаются.

Судья – это лицо, которое по Конституции РФ, призвано вершить правосудие. Этот человек относится к судебной власти, он не выступает ни на стороне защиты, но и в области обвинения. Именно это лицо признает подсудимого виновным и дает наказание в соответствии с совершенным преступлением.

Полномочия и обязанности в судебном производстве

К компетенции прокурора относится следующее:

  • Надзор за соблюдением закона в процессе деятельности по расследованию преступлений.
  • Передача письменных указаний в процессе рассмотрения дела.
  • Отмена актов нижестоящих прокуроров, если они были приняты необоснованно.
  • Участие в заседании на стороне обвинения. Иногда – представление интересов стороны в гражданском судопроизводстве.
  • Направление ходатайства об изменении меры пресечения.
  • Отстранение дознавателя от процесса, если будут представлены факты нарушений.
  • Подписание обвинительного заключения.
  • Ознакомление с материалами дела.
  • Доказывание вины человека с приведением доводов и фактов.
  • Право отказаться от уголовного преследования.
  • Решение разногласий с помощью генерального прокурора.

К обязанностям относится:

  • Участие в уголовном и гражданском судебном разбирательстве.
  • Опротестование решений судьи, если на это есть законные основания.
  • Расследование административных дел.
  • Контроль за исполнением судебных решений.
  • Приём обращений от граждан.
  • Правотворческая работа.
  • Сбор доказательств.

В полномочия судьи входит следующее:

  • Признание лица виновным с вынесением наказания.
  • Применение к человеку мер воспитательного или медицинского воздействия.
  • Прекращение уголовного преследования.
  • Определение меры пресечения (например, ареста).
  • Выдача разрешения на обыск и осмотр жилого помещения, личный досмотр.
  • Наложение ареста на собственность подозреваемого.
  • Временное отстранение лица от должности.
  • Решение об уничтожении доказательств вещественного типа.
  • Рассмотрение жалобы на действия или бездействия сотрудников прокуратуры, органов следствия или дознания.
  • Вынесение частных постановлений по нарушениям, обнаруженным во время судебного заседания.

Среди обязанностей можно выделить:

  • Руководство судебным разбирательством.
  • Выведение из процесса фактов и лиц, не имеющих прямого отношения к рассматриваемому делу.
  • Разъяснение участникам их правомочий и обязанностей. Оказание помощи в реализации прав.
  • Предупреждение о последствиях совершения определенного действия или бездействия.
  • Формирование условий для комфортного изучения представленных доказательств.
  • Надзор за соблюдением процессуальных обязанностей всеми участниками.

Кто главнее, у кого больше существенных возможностей

Нельзя однозначно сказать, что судья выше прокурора. Деятельность этих лиц регулируется различными нормативными актами. Их задачи в процессе судебного заседания не пересекаются, а только дополняют друг друга. Сравнивать компетенцию и иерархию этих лиц будет некорректно.

Стоит также определить, у кого больше возможностей. Во время заседания судья дает высказаться участникам процесса, обеспечивает при этом порядок, назначает дополнительные экспертизы при необходимости. Прокурор также может поручать проведение исследований, он имеет право возвращать материалы на доследование, как и судья, представлять собственные аргументы и доказательства. К возможностям судебного органа относится принятие решение о виновности или невиновности лица, назначении наказания или реабилитации.

Можно сделать вывод, что возможности сторон в ходе процесса в чем-то схожи. Оба специалиста анализируют представленные и собранные факты и доводы, назначают дополнительные расследования, приглашают экспертов. У прокурора есть право предложить свой вид наказания виновному, если он будет обоснован. Судья может согласиться с предложенной мерой или принять собственное решение.

Имеет ли прокуратура влияние на суд?

Для судей предусмотрена уголовная ответственность при принятии заведомо незаконных решений. Это регламентируется ст. 305 УК РФ. За нарушение предусмотрен штраф, который выплачивается не потерпевшему, а в пользу государства. Судью могут привлечь к работам принудительного характера или лишить свободы на срок до 4 лет. На практике такие случаи возникают крайне редко. Решение о возбуждении уголовного дела принимается председателем следственного комитета и Квалификационной коллегией судей.

Заявить о принятии незаконного решения, вынесенного заведомо, может любой потерпевший, чьи права были нарушены. Для этого подается заявление в орган, осуществляющий борьбу с коррупцией, в том числе и в прокуратуру. В этом смысле эта инстанция может оказать влияние на судью.

Если доводы прокурора будут убедительными и достоверными, суд примет решение стороны государственного обвинения и вынесет приговор с наказанием. Однако в идеале, при объективном рассмотрении дела, все стороны должны быть беспристрастными и не вмешиваться в компетенцию друг друга. Именно благодаря разделенности и разным обязанностям участников процесса удается обеспечить всестороннее исследование доказательств и вынесение справедливого решения.

После окончания университета я хочу устроиться в органы прокуратуры, учусь в СЗИ МГЮА (специалитет судебной и прокурорской деятельности), учусь очень хорошо, у родственников нет ни судимостей ни административных штрафов, но у меня один раз было привлечение к административной ответственности по 6.10. КоАП, скажите пожалуйста это ставит крест на моих намериниях работы в прокуратуре или нет? Есть ли какие-то рекомендации по трудоустройству в данный орган.

Ответы на вопрос:

Вообще то вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, ст.6.10 КоАП РФ - это умышленное правонарушение, нехорошая статья.

Это не превышение скорости, не нарушение ПДД, например.

И скорее всего Вам будет закрыт путь в прокуратуру. Так как это даже единожды совершенное правонарушение свидетельствует само по себе уже о личных и моральных качествах кандидата Хотя формально Вам именно на этом основании не откажут. Так как таких запретов в законе нет.

Но можете попробовать. Обязательно укажите при поступлении привлечение Ваше по ст.6.10 КоАП РФ в анкете. И В Вашу пользу будет, если штраф Вами оплачен и уже прошел срок привлечения к административной ответственности на момент трудоустройства. (1 год со дня окончания исполнения постановления, ст.4.6 КоАП РФ) .

Что касается рекомендаций - безусловно есть, но это больше для внутреннего пользования для кадровиков по линии Генеральной прокуратуры РФ.

Вам лучше сосредоточить усилия на поступлении на работу в другие направления (адвокатура, юридическая служба на предприятии и так далее).

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.07.2020) "О прокуратуре Российской Федерации"

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция", или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Юриспруденция", с присвоением квалификации "юрист", обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

3. Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.


Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.

Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.


В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.

Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.


Адвокат АП Владимирской области

Основной опыт работы Число кандидатов Группировка Число кандидатов %
Аппарат суда 628 Только аппарат суда 466 48,5
Преимущественно аппарат суда 162 17
Прокурор 33 Прокуратура 119 12,4
Следователь прокуратуры 26
Аппарат прокурора 60
Следователь МВД 27 Другие правоохранительные органы 46 4,8
Полицейский 4
Оперативный уполномоченный 4
Сотрудник полиции 3
Дознаватель 3
Судебный пристав 5
Адвокат 21 Негосударственный сектор 106 11
Юрисконсульт коммерческого предприятия 71
Преподаватель вуза 13
Юрисконсульт некоммерческой организации 1
Юрист в органах государственной власти 56 Государственные органы 60 6,3
Специалист в органах государственной власти 4
ВСЕГО 959 100


Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.



Адвокат АП Владимирской области

Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.

Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.

В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.


Заместитель председателя Конституционного Суда РФ в отставке, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.

Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.



В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.


Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.

Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.

Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин

Читайте также: