Человек студент юрист адвокат вид отношений между понятиями

Обновлено: 25.06.2024

1.Перечислите определения,нарушающие правила:
А-соразмерности
В-ясности
С-недопустимости круга в определении.
1.Человек-животное,способное к совершению купли и продажи.
2.Либеральный человек-человек,имеющий либеральные убеждения.
3.История-это драма ужасов,пересказанная впечатлительным ребенком.
4.Студент-лицо,успешно выдержавшее вступительные испытания в вузе.
5.Форма правления есть способ организации и формирования верховной государственной
власти.

2.Установите,в каких силлогизмах термин "авокат" является А-средним термином;В-большим
термином.
1.Все адвокаты-юристы,значит М. не юрист,так как он не адвокат.
2,М.не адвокат,так как он не юрист,а все адвокаты-юристы.
3.Некоторые адвокаты-юристы,так как М-адвокат и юрист
4.Некоторые люди-юристы,все юристы-адвокаты,значит,некоторые люди-адвокаты.

3. Укажите,в каких силлогизмах нарушены правила:
А-средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок;
В-хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для разных вариантоа разные
правила);
С-все правила соблюдаются.
1.Все юристы-люди,некоторые люди неподкупны,следовательно,некоторые юристы
неподкупны.
2.Все преступления наказуемы,значит,действия К. не наказуемы,так как его действия
не являются преступлением.
3.Некоторые ораторы неразумны,так как некоторые политики разумны,а многие ораторы не
не политики.
4.Многие юристы внимательны,но часть внимательных людей совершает оплошности,
значит,некоторые юристы совершают оплошности.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РЕШИТЬ.СПАСИБО.

1.Перечислите определения,нарушающие правила:
А-соразмерности
В-ясности
С-недопустимости круга в определении.
1.Человек-животное,способное к совершению купли и продажи.
2.Либеральный человек-человек,имеющий либеральные убеждения.
3.История-это драма ужасов,пересказанная впечатлительным ребенком.
4.Студент-лицо,успешно выдержавшее вступительные испытания в вузе.
5.Форма правления есть способ организации и формирования верховной государственной
власти

Правило соразмерности нарушено:
1)Человек - животное, способное к разумной деятельности (в частности - к купле и продаже). Дал более общее определение, близкое по объему к данному понятию.
3) История - . ( если бы ребенок не рассказал, то не было бы истории). Пример крайне частного определения понятия.
Правило отсутствия круга нарушено:
2)
Правило ясности (однозначность, достаточность, необходимость) нарушено:
4) Студент - человек (лицо), который учится в вузе (неопределенно долго). Исходное определение указывает на одно из условий поступления в вуз, но не характеризует самого студента.
5) "Форма есть способ" Попытка подмены категории, но не раскрытия содержания слова "форма" (намеренно вводится двузначность).

2.Установите,в каких силлогизмах термин "адвокат" является А-средним термином;В-большим
термином.
1.Все адвокаты-юристы,значит М. не юрист,так как он не адвокат.
2,М.не адвокат,так как он не юрист,а все адвокаты-юристы.
3.Некоторые адвокаты-юристы,так как М-адвокат и юрист
4.Некоторые люди-юристы,все юристы-адвокаты,значит,некоторые люди-адвокаты.

По определению:
Большой термин (А) - предикт в заключении.
Средний термин (А)- термин, содержащийся в обоих силлогизмах.

Пытаемся восстановить силлогизмы:
1)А - Ю, М- не А, закл. М - не Ю
2)А - Ю, М-не Ю, закл. М - не А
3)М - А, М - Ю, закл. А - Ю
4)Ю - А, Л- Ю, закл. Л - А

Получается, что в 2) и 4) "Адвокат" (А) - большой термин (предикт в заключении).
В 1) "Адвокат"(А) - средний термин ( в обоих силлогизмах).

Какие возражения будут от автора темы?

3.
A: 1,2
B: 3
C: 4
я ответила вот так,но я не уверена.Спасибо,что Вы так подробно дали описания задач просто и логично.У меня возникло несколько вопросов по другим заданиям,может сможите мне помочь?

1.Человек-животное,способное к совершению купли и продажи.
2.Либеральный человек-человек,имеющий либеральные убеждения.
3.История-это драма ужасов,пересказанная впечатлительным ребенком.
4.Студент-лицо,успешно выдержавшее вступительные испытания в вузе.
5.Форма правления есть способ организации и формирования верховной государственной
власти.

Видно, что автор темы - самостоятельная личность. Сама принимает решения, не боясь ошибок (на ошибках учатся). В определении понятий, как логической операции, нет приоритетов ( не все существующие понятия раз и навсегда определены), потому любые определения критикуемы, кроме постулатов.
О правильности определения понятия можно судить по формальным признакам (как предлагается в задании (правила А,В,С)), дополнительн можно проверить логику определения через
* попытки угадать определяемое слово.(ретроспективный анализ)
* попытки мысленно исключить указанное свойство объекта (проверка существенности признака: если понятие узнаваемо без указанного свойства - признак не существеннен).
Проверяем:
* Объекты достаточно узнаваемы по определению
1) Перестанет ли животное быть человеком, потеряв способность покупать и продавать? (указан не существенный признак).
4) Некотоых людей зачисляют в студенты без вступительных испытаний, по соглашению(указан не существенный признак).
.
5) "Форма правления есть способ организации и формирования верховной государственной
власти" - цитата из юридической энциклопедии. На реальное определение не похожа (похожа на постулат).
Можно согласиться и не искать нарушения правил.
Попытка по-своему определить понятие "форма правления" вызывает затруднение ( то-ли "форму" характеризовать, то-ли - "правление"( как деятельность либо как орган власти ?)?.
Зайдем с другой стороны: какие еще существуют "способы организации и формирования власти", кроме "формы правления"? Ассоциации: "митинг, революция, путч, коронация, презентация, референдум, божественное послание, заговор. ). Лучше согласиться с постулатом.
3)"История-это драма ужасов,пересказанная впечатлительным ребенком". С одной стороны - можно согласиться ( история - любое повествование или пересказ в хронологическом порядке (драматическая фабула допустима)). С другой стороны - не обязательно пересказанная ребенком (подробности, сужающие понятие(указан не существенный признак)). Существует избитая фраза: "История повторяется дважды — первый раз как драма, второй — в виде фарса" К определению понятия "история" она не имеет отношения, но обсуждаемое определение , похоже, построено на этой фразе. Автор задачи как бы намекает: " история - драмой и фарсом одновременно быть не может, нарушается правило однозначности".

* Мои рассуждения тоже не безупречны.

1.Установите,какие умозаключения являются:
А-правильными условно-категорическими.
В-правильными разделительно-категорическими (для разных вариантов-разные типы умозаключения).
1.Я не успею оформить документы,если задержусь на работе.Меня задержали на работе,следовательно,документы я оформить не успел.
2.Нормы права (по методу правового регулирования)бывают императивными или диспозитивными.Это норма не диспозитивная,следовательно,она является императивной.
3.Если свидетель дал ложные показания,то обвиняемый не виновен.Свидетель П.не давал ложных показаний,следовательно,обвиняемый виновен.
4.Сложные суждения бывают соединительными или разделительными.Это суждение разделительное,следовательно,оно соединительное.
5.Юристы бывают прокурорами и нотариусами.Сидоров не прокурор,следовательно,он натариус.
6.Если Н.понял теоретический материал,то он решит все задания;а если Н решит все задания,то он получит положительную оценку.Значит,если Н.понял теоретический материал,он получит положительную оценку.

2.Установите пары суждений,находящиеся в отношении: А-противоречия,В-подчинения(для разных вариантов разные отношения)
1.Все книги полезны.-Некоторые книги бесполезны.
2.Лекция,на которую никто не пришел,не состоялась.-Лекция,на которую никто не пришел,состоялась.
3.Фсе философы обсуждали проблемы права.-Ни один философ не обсуждал проблем права.
4.Некоторые государства унитарные.-некоторые государства не унитарные.
5.Лекция,на которую никто не пришел,не состоялась.-некоторые лекции,на которые никто не пришел,не состоялись.

3.Установите,какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера:
1.юрист,депутат Государственной думы РФ,прокурор,лидер фракции Государственной думы РФ.
2.математик,европеец,француз,де Голль.
3.писатель,автор научно-фантастических рассказов,А.Стругацкий,француз.
4.студент;несовершеннолетний гражданин РФ;гражданин РФ;родившийся в 2004г.;двадцатилетний студент.
(Круг Эйлера, это схема, обозначающая объем понятия. Следовательно, любому понятию можно сопоставить круг Эйлера ? как Вы думаете?)

1.Установите,какие умозаключения являются:
А-правильными условно-категорическими.
В-правильными разделительно-категорическими (для разных вариантов-разные типы умозаключения).
1.Я не успею оформить документы,если задержусь на работе.Меня задержали на работе,следовательно,документы я оформить не успел.
2.Нормы права (по методу правового регулирования)бывают императивными или диспозитивными.Это норма не диспозитивная,следовательно,она является императивной.
3.Если свидетель дал ложные показания,то обвиняемый не виновен.Свидетель П.не давал ложных показаний,следовательно,обвиняемый виновен.
4.Сложные суждения бывают соединительными или разделительными.Это суждение разделительное,следовательно,оно соединительное.
5.Юристы бывают прокурорами и нотариусами.Сидоров не прокурор,следовательно,он натариус.
6.Если Н.понял теоретический материал,то он решит все задания;а если Н решит все задания,то он получит положительную оценку.Значит,если Н.понял теоретический материал,он получит положительную оценку.

* Признак условного силлогизма - слово "если", условного умозаключения - слово "следовательно"
* Признак разделительного силлогизма - слово "либо". Иногда вместо "либо" пишут "или", что не правильно. Пример правильного разделительно-категорического силлогизма: "Существуют логические знаки (И либо ИЛИ либо ЛИБО) или НЕ или ЕСЛИ".

К категории А отнесем умозаключения 1, 3, 6.
К категории В отнесем умозаключение 2 (если союз ИЛИ имеет исключающее значение , то есть ЛИБО ).
4 и 5 умозаключения - не правильные, либо в тексте - ошибки.

2.Установите пары суждений,находящиеся в отношении: А-противоречия,В-подчинения(для разных вариантов разные отношения)
1.Все книги полезны.-Некоторые книги бесполезны.
2.Лекция,на которую никто не пришел,не состоялась.-Лекция,на которую никто не пришел,состоялась.
3.Фсе философы обсуждали проблемы права.-Ни один философ не обсуждал проблем права.
4.Некоторые государства унитарные.-некоторые государства не унитарные.
5.Лекция,на которую никто не пришел,не состоялась.-некоторые лекции,на которые никто не пришел,не состоялись.

3.Установите,какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера:
1.юрист,депутат Государственной думы РФ,прокурор,лидер фракции Государственной думы РФ.
2.математик,европеец,француз,де Голль.
3.писатель,автор научно-фантастических рассказов,А.Стругацкий,француз.
4.студент;несовершеннолетний гражданин РФ;гражданин РФ;родившийся в 2004г.;двадцатилетний студент.
(Круг Эйлера, это схема, обозначающая объем понятия. Следовательно, любому понятию можно сопоставить круг Эйлера ? как Вы думаете?)


Странное задание. Не похоже на логическую задачу, так как для решения логической задачи нужно знать только правила логики. Что означают слова "перечень понятий"?
Перечень характеристик конкретных личностей? Требуется убрать из перечней заведомо ложные характеристики?

4.Сложные суждения бывают соединительными или разделительными.Это суждение разделительное,следовательно,оно соединительное.
5.Юристы бывают прокурорами и нотариусами.Сидоров не прокурор,следовательно,он натариус.

Извенитие,в 4.Сложные суждения бывают соединительными или разделительными.Это суждение не разделительное,следовательно,оно соединительное. (я пропустила не),следовательно отнесем к В.

В 5.Я тоже не поняла,хотя я склоняюсь к варианту В.

3.Установите,какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера:
1.юрист,депутат Государственной думы РФ,прокурор,лидер фракции Государственной думы РФ.
2.математик,европеец,француз,де Голль.
3.писатель,автор научно-фантастических рассказов,А.Стругацкий,француз.
4.студент;несовершеннолетний гражданин РФ;гражданин РФ;родившийся в 2004г.;двадцатилетний студент.
(Круг Эйлера, это схема, обозначающая объем понятия. Следовательно, любому понятию можно сопоставить круг Эйлера ? как Вы думаете?)

Я думаю соответствуют 1,4. Вопрос3 (француз к чему? Стругацкий русский писатель)
Во 2(де Голль французкий военоначальник)

5.Юристы бывают прокурорами и нотариусами.Сидоров не прокурор,следовательно,он натариус.

В 5.Я тоже не поняла,хотя я склоняюсь к варианту В.


По 5 задаче правильное умозаключение такое: "Сидоров - не нотариус или не юрист". В первой посылке "Юристы бывают прокурорами И нотариусами" Логический знак И - объединительный, то есть юрист имеет оба признака одновременно, причем эти признаки - разного рода, Сидоров не прокурор, следовательно он - не юрист или не нотариус.
В этой задаче требуется отнести утверждение к одной из категорий:
А - правильный и условный и категорический
В - правильный и разделительный и категорический
Между условиями подразумевается отношение А либо В ( то есть нельзя их утверждать либо отрицать одновременно, а обязательно выбрать одно из них).
Вы склонились к варианту В, то есть выбор сделали.

Извинитие,в 4.Сложные суждения бывают соединительными или разделительными.Это суждение не разделительное,следовательно,оно соединительное. (я пропустила не),следовательно отнесем к В.


В некоторых учебниках есть путаница с логическими союзами ИЛИ и ЛИБО. В данной задаче подразумевается разделительный союз ЛИБО: "Сложные суждения бывают соединительными ЛИБО разделительными". Тогда Ваш ответ - правильный.

БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО. У МЕНЯ ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Какое суждение будет истинным при истинности суждения?
Все рыбы дышат жабрами
а) Рыбы не дышат жабрами
б) Некоторые рыбы не дышат жабрами
в) Некотые рыбы дышат жабрами

Какое суждение будет истинным при истинности суждения?
Все рыбы дышат жабрами
а) Рыбы не дышат жабрами
б) Некоторые рыбы не дышат жабрами
в) Некотые рыбы дышат жабрами

НЕ ЗНАЮ, КАК ВАМ ВЫРАЗИТЬ МОЮ ПРЕЗНАТЕЛЬНОСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ:ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ И УЧАСТИЕ.ЗАВТРА У МЕНЯ ЭКЗАМЕН,Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НАМНОГО УВЕРЕННЕЕ,ВАШИ ОБЪЯСНЕНИЯ МНЕ ОЧЕНЬ ПОМОГЛИ.
С УВАЖЕНИЕМ ОЛИВИЯ.

Рассмотрим попарно понятия, для этого каждому понятию присвоим номер:

  1. ученый;
  2. юрист;
  3. общественный деятель.

понятия совместимые, отношения перекрещивания (аналогично 2-1)

понятия совместимые, отношения перекрещивания(пересечения), (аналогично 3-1)

понятия совместимые, отношения перекрещивания (пересечения), (аналогично 3-2)

Обобщите понятие.

Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).

Феодализм - общественный строй, основанный на эксплуатации.

Решение: в данном случае мы имеем дело с определением, проверим правила определения:

1. Определение ясное, т.к. смысл всех слов в определяемой части понятен.

3. Определение не построено через отрицание.

Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении укажите, какие правила нарушены

К ценным бумагам относятся акции и чеки.

Решение: данное деление понятий не является дихотомическим, т.к. имеется два класса деления, но они не являются противоречащими понятиями, поэтому необходимо проверить четыре правила деления

1.деление не полное, т.к не указаны все члены, выделенные по данному основанию (государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, приватизационные чеки, коносамент, акция).

Нарушено правило соразмерности, значит деление неправильное.

В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите, если оно есть, кванторное слово. Приведите схемы суждений.

Решение: субъект суждения (S) – судьи.

Предикат суждения (Р)- несменяемые.

Связка явно не выражена.

Кванторное слово явно не выражено, подразумевается все.

Символическая запись этого суждения:

Все S суть Р.

Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Некоторые выпускники МГЮА работают в адвокатуре.

Схема суждения: Некоторые S суть P.

Суждение частноутвердительное. Отношения с помощью кругов Эйлера изображаются следующим образом:

Субъект нераспределен. Предикат не распределен.

Ценная бумага может быть предъявительской, ордерной и именной.

Решение: в данном сложном суждении 3 простых суждения:

    1. ценная бумага может быть предъявительской (а);
    2. ценная бумага может быть ордерной (b);
    3. ценная бумага может быть именной (c).

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем.

Решение: исходное суждение можно записать в явной логической форме:

Если мы сядем рядом, то поладим.

Антецедент- мы сядем рядом (p);

Логическая форма данного условного суждения: p → q

Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода. Если посылка выражена не в явной логической форме, преобразуйте ее в соответствии со схемами суждений A, E, I, O.

Субъект суждения (S)- судьи.

Предикат суждения (P)- несменяемы .

Логическая форма данной посылки выглядит следующим образом:

Все S суть P.

Это общее утвердительное суждение, схема его превращения в обще отрицательное суждение:

Все S суть не P.

Ни одно S не суть P.

В соответствии со схемой превращения получаем:

Ни один судья не является сменяемым. Таким образом, после превращении посылка изменилась(из общеутвердительной в общеотрицательную).

Проверьте правильность обращения. Если обращение неправильное, сделайте правильный вывод. Составьте схему вывода.

Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.

Ни один неуспевающий студент не является студентом нашей группы.

Решение: логическая форма посылки:

Все S не суть P. (S-студенты нашей группы, P- неуспевающий), это общеотрицательноетельное суждение, отношения с помощью кругов Эйлера изображены так:

Все S не суть P

Все P не суть S

В соответствии со схемой, правильное обращение будет выглядеть так: Все неуспевающие, не являются студентами нашей группы. Следовательно обращение было сделано правильно.

Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность.

Несовершеннолетние не имею право голоса.

Субъект суждения (S)- несовершеннолетние.

Предикат суждения (P)- не имеют право голоса.

Логическая форма этого суждения: Все S не суть P- это общеотрицательное суждение, Е, будем считать его истинным.

2. “Высшее учебное заведение" - общее (не регистрирующее) понятие.

3. “Северный флот России" единичное (собирательное) понятие.

Примеры студента:

Упражнение № 2.2. Установите, в каком смысле - собирательном или разделительном - употребляются выделенные понятия.

1. “Граждане Российской Федерации имеют право на образование" — понятие употребляется в разделительном смысле.

2. “Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км" — понятие употребляется в собирательном смысле.

Человек имеет право на гражданство

Искусство принадлежит народу

Ничто не возвышает человека больше, чем знания

В странах Азии проживает более половины всего человечества

Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются
только закону

Закон составляет основу системы права государства

Примеры студента:

Упражнение № 2.3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1. “Юридический закон" — конкретное понятие.

2. “Невменяемость" — абстрактное понятие.

Примеры студента:

Упражнение № 2.4. Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. “Законный" - положительное понятие.

2. “Незаконный" - отрицательное понятие.

Примеры студента:

Упражнение № 2.5. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

1. “Народный суд" — безотносительное.

2. “Начало" — соотносительное понятие.

Примеры студента:

Упражнение № 2.6. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример: “Юрист” — понятие общее (не регистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.

Примеры студента:

2. Отношения между понятиями

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.


  • равно объемность

  • пересечение (перекрещивание),

  • подчинение (субординация)

  • соподчинение (координация),

  • противоположность (контрарность),

  • противоречие (контрадикторность).

Упражнение № 2.7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равно объемность.

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).

3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).

Юрист, депутат парламента

Орган государственного управления, министерство

Премьер-министр, глава правительства

Республика, форма правления

Президент, президент России, глава государства

Художественная литература, литература, драматургия

Офицер, спортсмен, орденоносец

Литератор, прозаик, поэт

Студент, москвич, спортсмен, отличник

Мать, дочь, родители

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.8. Подберите понятия, равнозначные данным.

Первая общественно-экономическая формация

Высшая стадия развития

Верховный суд России

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части.

Образное выражение, поговорка

Система права, гражданское право

Драматическое произведение, комедия

Преступление, умышленное преступление

Государственная власть, парламент

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.12. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

П
ример: Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой. информации (С). Соподчинение (координация).

Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление

Юрист, прокурор, следователь, адвокат

Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание

Обвинительный приговор, оправдательный приговор

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.13. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.

Примеры студента:

Упражнение № 2.14. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.

Примеры студента:

Упражнение № 2.15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

Ученый, юрист, общественный деятель

Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка

Должностное преступление, халатность, взяточничество

Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие

Примеры студента:

3. Обобщение и ограничение понятий

Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием.

^ Ограничить понятие — значит перейти от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Указанные операции основаны на законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

^ Упражнение № 2.16. Обобщите понятия.

Пример: Журнал — периодическое издание.

Теория государства и права

Верховный суд автономной республики

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.17. Ограничьте понятия.

Пример: Периодическое издание — газета.

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.18. Проверьте правильность обобщения понятий.

Кабинет министров — правительство

Районный прокурор — областной прокурор

Конституция России — источник права

Халатность — должностное преступление

^ Примеры студента:

Упражнение № 2.19. Проверьте правильность ограничения понятий.

Организм — живая клетка

Республика — федеративная республика

Примеры студента:

4. Определение понятий

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, — определяющим (дефиниенсом).

^ Различают явные и неявные, номинальные и реальные определения. Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие, которое состоит из определяемого понятия (А) и определяющего понятия; в последнем различают родовое понятие, или род (В), и видовой признак (с). Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение.

Определение подчиняется следующим правилам:

1. Определение должно быть соразмерным (А = Вс). Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам: а) слишком широкое определение (А Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология.

3. Определение должно быть ясным. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется определением неизвестного через неизвестное, (х через у).

4. Определение не должно быть отрицательным.

Упражнение № 2.20. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.

1. Термин “консенсус” заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение. Номинальное определение.

2. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. Реальное, явное определение — через род и видовое отличие.

3. Это — схема (S—Р) любого атрибутивного суждения. Остенсивное определение.

Логика — это наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Газета — печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

^ Примеры студента:

Замечания преподавателя:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

\u041e\u0431\u044a\u0435\u043c\u044b \u0434\u0432\u0443\u0445 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0439 \u0438\u0441\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u044e\u0442 \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0430, \u043d\u043e\n\u0432\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0432 \u0442\u0440\u0435\u0442\u044c\u0435 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u043e\u0435. \u00a0 \n\n 1.\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0421\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u00ab\u041d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0443\u0434\u0435\u043d\u0442\u044b \u0443\u0447\u0430\u0442\u0441\u044f \u0432\n\u041c\u0413\u042e\u0410\u00bb \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0443\u0442\u0432\u0435\u0440\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c, \u0442.\u043a.\n\u0432 \u043d\u0435\u043c \u043f\u0440\u0438\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0432\u0430\u043d\u0442\u043e\u0440 \u00ab\u043d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435\u00bb \u0438\u00a0 \u043d\u0435\u0442 \u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0446\u044b \u041d\u0415. \n\n \u041d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0441\u0442\u0443\u0434\u0435\u043d\u0442\u044b\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0443\u0447\u0430\u0442\u0441\u044f\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0432\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\n\u041c\u0413\u042e\u0410 \n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u041a\u0412\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 S\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 P \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u041d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 S \u0435\u0441\u0442\u044c \u0420\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 I\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\nS -\u00a0 P+ \n\n\u00a0\n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0421\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u00a0\n\u00ab\u041d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d \u0441\u0442\u0443\u0434\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0435 \u0443\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u041c\u0413\u042e\u0410\u00bb \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c, \u0442.\u043a. \u0432 \u043d\u0435\u043c \u043f\u0440\u0438\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043e\u0431\u0449\u0438\u0439 \u043a\u0432\u0430\u043d\u0442\u043e\u0440 \u00ab\u043d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d\u00bb\n\u0438 \u0435\u0441\u0442\u044c \u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0446\u0430\u00a0 \u041d\u0415. \n\n \u041d\u0438\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u043e\u0434\u0438\u043d \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u0441\u0442\u0443\u0434\u0435\u043d\u0442 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u043d\u0435 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u0443\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u0432 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u041c\u0413\u042e\u0410 \n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u041a\u0412\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 S\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 P\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\n \n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u041d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d S \u043d\u0435 \u0435\u0441\u0442\u044c \u0420\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0415\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\n S+ P+ \n\n\u00a0\n\n\u00a0\n\n\u00a0\n\n \u0421\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438\n\u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0440\u0435\u0447\u0438\u044f \u0438 \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043e\u0434\u043d\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u043d\u0435 \u0438\u0441\u0442\u0438\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043d\u0435 \u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u043c\u0438\u00a0 (\u0415 \u2013 I). \n\n\u00a0\n\n 4. \u0421\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u00ab\u0412 \u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u043e\u043c\n\u0442\u0435\u043b\u0435 \u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0434\u0443\u0445\u00bb \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f\u00a0 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0443\u0442\u0432\u0435\u0440\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c. \n\n \u0412 \u00a0\u00a0\u00a0\u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u043e\u043c \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u0442\u0435\u043b\u0435 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u044b\u0439 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u0434\u0443\u0445 \n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 S\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 P \n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\n\u0412\u0441\u0435\u00a0 S \u00a0\n\u0435\u0441\u0442\u044c \u0420\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0410\u00a0\u00a0\u00a0 S +\u00a0\n P- \n\n\u00a0\n\n 5. \u0421\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u00a0 \u00ab\u041d\u0435 \u0432\u0435\u0440\u043d\u043e, \u0447\u0442\u043e \u041c\u0438\u0442\u044f \u0438 \u0412\u0430\u0441\u044f \u0432\u0435\u0441\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\n\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u043e\u043c\u00bb \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f\u00a0\n\u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0440\u0435\u0447\u0430\u0449\u0438\u043c. \u041e\u043d\u043e \u044d\u043a\u0432\u0438\u0432\u0430\u043b\u0435\u043d\u0442\u043d\u043e \u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044e \u00ab\u041c\u0438\u0442\u044f \u0438 \u0412\u0430\u0441\u044f\u00a0 \u041d\u0415 \u0432\u0435\u0441\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c \u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u043e\u043c\u00bb. \u041f\u043e\n\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0443 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0439\u00a0 \u0438\u043c\u0435\u0435\u043c \u00ab\u041d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 S \u043d\u0435 \u0435\u0441\u0442\u044c \u0420\u00bb. \n\n \u041c\u0438\u0442\u044f \u00a0\u0438 \u00a0\u0412\u0430\u0441\u044f\u00a0 \u00a0\u041d\u0415 \u00a0\u0432\u0435\u0441\u044c \u00a0\u0434\u0435\u043d\u044c\n\u00a0\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u00a0\u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u00a0\u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u043e\u043c \n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 S\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\nP \n\n \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\n\u041d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u00a0 S \u00a0\n\u043d\u0435 \u0435\u0441\u0442\u044c \u0420\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u041e\u00a0\u00a0\u00a0 S- P+ \n\n\u00a0\n\n \u00a0 ">]" data-test="answer-box-list">

Новые вопросы в Другие предметы

таких как Я увы не любят. Как будет на английском ( в переводчике не пробуйте там будет мне правильно )​

Второй, центральный компонент педагогического процесса 1 буква с 5 буква е 7 буква т ЭТО НЕ СУБЪЕКТ!! ОЧЕНЬ СРОЧНО


соподчинение , противоположность и противоре чие . Соподчинен ие – объемы двух по нятий А и В произвольным

Все судьи ( В ) – юристы ( А ). Поэтому объем по нятия В полностью входит в объем по нятия А . Но не все из

юристов и не все из судей – отцы ( С ). И некотор ые отцы не являются юристами . Поэтому часть объема по ня -


Определени е – это логическая операция , раскрывающая содержание понятия . Структура определения : опреде -

ляемое ( обозначается : dfd) – то , что раскрывается в определении – предмет , понятие , слово . Определяющее

( обозначается : df n) – общие и существенные признаки , которые со ставляют содержание определяемого . В оп -

ределении « Конституция есть основной закон государства , устанавливающий его общественное и политическое

1. Опр еделение должно быть соразме рным , т . е . объем dfd должен быть равен объему dfn (Vdfd= Vdfn). Ошиб -

учащиеся ссузов /; в ) в одном отношении слишком широкое , а в другом отношении слишком узкое определение

определяется через dfn , а затем dfn через dfd . /« Вращение – это движение вокруг своей оси , а ось – это пр ямая ,

3. Опр еделение должно быть четким и ясным . Здесь может быть два случая нарушения пр авила : а ) Ошибка

предмета или явления /« Раздражимость – это ответная реакция организма на изменения окружающей среды ,

соглашения относительно данного термина /« Ночным временем в трудовом праве принято считат ь время с 22

личие . Такие определения , как правило , компактны и весьма понятны , в отличие от определений , в которых dfn

Логическое ( таксономическое ) деление – это выделение в объеме поня тия по дклассов ( таксонов ), являющ их -

ны деления – полученные в результате выполнения этой операции подвиды данного понятия , основание деления

исторический тип /. Членение предмета на части называют мереологическим делением /« Год делится на 12 меся -

1. Деление должно быть соразмерным . Объем делимого должен полностью исчер пываться членами деления .

3. Члены деления должны исключать друг др уга . / Ошибочным будет деление : « Студенты делятся на отлич -

уголовное , гражданское , а уже затем переходить к делению гражданского права на право собственности , обяза -

Задача 11. Соблюде ны ли правила логического деления в примерах , а если нет , то какое правило нарушено ?

Решение : Здесь произведено как неполное деление , так как не перечислены паразиты ; так и деление с лиш -

ними членами - беспозвоночные . Деление сбивчивое , так как произведено не по одному основанию . Члены де -

ления не исключают др уг друга . Данное деление также является непоследовательным , так как при незакончен -

Теория к задачам 14- 18: Суждение – это форма мышления , в которой что - либо утверждается или отрицается

о свойствах предметов , об отношениях между предметами , о существовании предметов или о связях между

ситуациями . В языке суждение , как правило , выражается повествовательным предложением и может оцени -

ваться как истинно е или ложное . Суждение полагается истинным , если оно соответствует действительности .

сложными . Простым называется суждение , в котором нельзя выделить пр авильную часть , т . е . часть не совпа -

Структура простых суждений : субъект , предикат , свя зка между субъектом и пр едикат ом , квантор общности ,

модальный оператор . 1) Субъект ( от лат . Subjectus – лежащий внизу , нах одящийся в основе ) – это мысль о

быть неявной ) соединяет субъект и предикат . 4) Квантор общности – слово , характеризующ ее количество субъ -

Следует отметить , что выделение субъекта и предиката часто зависит от постановки логического ударения . На -

ческое ударение , субъектом может стать каждое из них . 5) Мода льный оператор – слово , дающее допо лнитель -

Простые суждения делятся по характеру предиката на атрибутивны е ( о свойствах ) /« Некоторые обвиняемые

Атрибутивные суждения делятся на виды по качеству и по количеству . По качеству они делятся на утверди -

единичные . Общие – это суждение , в которых предикат высказывается обо всем объеме субъекта . Структура

Единичные – это суждения , в которых субъектом является единично е понятие /« Со крат был великим учителем

лянах , а лишь о некоторых /. Суждения , в которых точно выяснено количество и качество называются катего -

понятием распределенности терминов в суждении . Термин считается распределенным в суждении , если речь

катах ), по этому субъект считается распределенным (S+), но не обо всем объеме предиката ( юристов ), значит ,

предикат не распределен ( Р -). Но если субъект и предикат яв ляются равнозначными понятиями , например ,

В суждениях типа I также может быть два типа распределенности . Если субъект и предикат находятся в от -

субъекта , и не обо всем объеме предиката , значит , они оба не распределены (S-, Р -). Если субъект и пр едикат


лен , так как речь идет о части его объема ; а пр едикат распределен , поско льку некоторые S не относятся ко все -

Читайте также: