Были ли арбитражные суды в ссср

Обновлено: 14.05.2024

С приходом Октябрьской революции были разрушены все старые институты государственной власти.

Не стала исключением и судебная система, однако тенденции к её изменению наметились ещё в царской России.

Практически все знаменитые юристы того времени отмечают, что общество стало отрицательно воспринимать саму идею права и правосудия.

Неудивительно, что большевикам удалось легко сломать такую шаткую и не вызывающую доверия ни у одной социальной группы судебно-правовую систему.

Новая судебно-правовая система

Сразу после октябрьских событий были заложены первоосновы для новой судебно-правовой системы. В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов, создаётся новый центральный орган судебного управления – Наркомат юстиции РСФСР. В задачу Наркомата юстиции входил надзор за исполнением законов. Он привлекал к уголовной ответственности нарушителей закона, лично руководил расследованием дел. Ещё одна обязанность наркомата – следить, насколько правильно и законно содержатся заключенные под стражей и управлять местами заключения через тюремно-карательный отдел. На местах наркомат представляли комиссары юстиции, которых избирали местные советы.

Суд трудящихся

Что делать с законами царской России?

Идея революционных трибуналов

В декрете №3 была разграничена подсудность дел между местными и окружными судами. В местных судах должны были рассматриваться мелкие гражданские и уголовные дела. А вот посягательства на человеческую жизнь, разбойные нападения, фальшивомонетничество и т.д. ложились на плечи окружных народных судов.

Единый народный суд

30 ноября 1918 года был создан Единый народный суд. Положение о Едином народном суде полностью упраздняло окружные суды, а в качестве судебных звеньев остались народные суды.

Закончилась гражданская война, и начался переход к НЭПу. Пришла пора проводить судебную реформу, так как государственной власти становилось всё труднее управлять судебной политикой. Был поставлен вопрос о том, чтобы все уголовные наказания мог налагать только суд, ведь лишь в этом случае обвиняемый мог рассчитывать на адекватную защиту и справедливый приговор.

Ликвидация ВЧК

Первым делом была ликвидирована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) и образовано Государственное политическое управление, которое расследовало и пресекало контрреволюционные и особо тяжкие преступления, а затем непременно передавало дело в суд.

Власть стремилась к предельной централизации судебной системы и максимальному контролю над ней.

Важно было создать такой проект, руководствуясь которым можно беспрепятственно управлять судами. Именно поэтому были отклонены проекты реформы, предложенные Д. И. Курским.

Положение о судоустройстве РСФСР

3 ноября 1922 года принято положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому в единую систему судебных органов РСФСР входят: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР.

Объединение советских республик в союзное государство не могло не принести изменений с историю советской судебной системы. Так, в ноябре 1923 года было создан Верховный суд СССР – судебный орган первой инстанции, в обязанности которого входил надзор за соблюдением Конституции СССР и законности в целом. Полномочия Верховного суда СССР постепенно расширялись. В 1926 году он стал кассационной инстанцией по делам, которые рассматривал военный трибунал, в 1929 – получает право законодательной инициативы.

Суд при Сталине

Вторая половина 1920-х гг. прошла под эгидой индустриализации.

Лишь к 1932 году внесудебные репрессии пошли на спад.

Следующим шагом к хоть какому-то смягчению карательных мер стало учреждение Особого совещания при НКВД (10 июля 1934 года), полномочия которого были существенно ограничены по сравнению с Судебной коллегией ОГПУ. Оно лишь имело право во внесудебном порядке применить ссылку и высылку в отдаленные районы или выдворение из страны, а также заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до пяти лет. Также в Особом совещании при НКВД появился Прокурор СССР либо замещающее его лицо.

Не все категории лиц могли подвергаться этой процедуре, а только ранее имевшие судимость, безработные, рецидивисты, профессиональные попрошайки и злостные нарушители паспортного режима.

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1936 г. официально провозгласила, что правосудие в СССР может осуществляться только судами. Но внесудебные репрессии, к сожалению, всё равно себя не изжили. Наконец-то была воплощена в жизнь идея о выборности судей. Теперь они избирались при помощи тайного голосования всеми гражданами, имеющими избирательное право.

С началом Великой Отечественной войны было установлено, что во всех местностях, находящихся на военном положении, все дела о преступлениях, угрожающих государственной безопасности, следует передавать на рассмотрение военных трибуналов. Процессы происходили очень стремительно, в них не принимали участия заседатели и адвокат. Обжалованию приговоры трибунала не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в особых случаях.

Новая Конституция СССР: надежда на смягчение

Однако изменения в поствоенную судебную систему всё-таки были внесены.

Устранены военные трибуналы (1953 год) и прокуратура в войсках МВД, не стало и органов внесудебной репрессии.

Рассматривать дела о государственных преступлениях по упрощенной схеме теперь было запрещено.

Надо сказать, что со смертью Сталина всё же наметилась тенденция к ослаблению режима.

Положение о Верховном суде СССР

В феврале 1957 года появилось новое положение о Верховном суде СССР. А ещё раньше (в мае 1956 года), в рамках общего процесса по децентрализации управления, было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Сначала руководство было возложено на министерства юстиций союзных республик и частично перешло руки Юридической комиссии при Совете Министерств СССР. Но в 1957-1960 годах министерства юстиций в республиках также были упразднены, их функции стали выполнять Верховные суды и юридические комиссии при правительствах союзных республик.

Верховный суд по-прежнему оставался высшим судебным органом СССР, на него возлагался надзор за деятельностью всех прочих советских судов. Положение о Верховном суде СССР от 12 февраля 1957 года значительно сузило полномочия высшего судебного органа. Если раньше Верховный суд СССР мог востребовать из любого суда любое дело, даже если то ещё не рассматривалось, то с принятием нового положения право окончательных решений по всем делам принадлежало Верховному суду союзной республики.

Верховный суд СССР представлял такую структуру: в состав его входили Пленум и три коллегий: военная, по гражданским делам и по уголовным . Пленум рассматривал дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора, материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, утверждал состав судебных коллегий, а также секретаря Пленума и научно-консультативный совет, выслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей Верховных судов союзных республик.

Судебные коллегии состояли из членов Верховного суда СССР и утверждались по решению Пленума. Они как первая инстанция рассматривали дела исключительной важности. В порядке надзора рассматривались протесты и решения Верховных судов союзных республик. Также в коллегии были уполномочены решать споры между союзными судами о том. Где будет рассматриваться то или иное дело.

Читайте также: