Бурлаки на волге почему таскали суда

Обновлено: 14.05.2024

Художник загорелся поездкой на Волгу-матушку – здесь, на главной речной артерии России, он намеревался найти всё, чего ему не доставало для оформления творческого замысла в картину. Пришлось подсобрать денег, помогла Академия художеств, оплатив проезд. К лету 1870 года Илья Репин в компании брата и двух друзей-художников на пароходе отправился к задуманной цели.

Популярные сочинения

  • Почему нужно заниматься спортом — сочинение-рассуждение
    Я считаю, что заниматься спортом нужно по нескольким причинам. Конечно, самое главное надо это делать для себя, своего здоровья, потому что пока молодой о нем не задумываешься
  • Сочинение по картине Друзья от имени мальчика (Широков 7 класс)
    В этом сочинении я хочу рассказать о моём друге. Это собака по имени Себастьян. Породы у него никакой нет – родился и вырос он в нашем дворе. Однажды, когда я пошёл гулять, за мной увязался щенок.
  • Анализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью) Крылов
    Басня — это один жанров литературы. Особенность басен заключается в том, что в них всегда скрыт смысл и нравоучение. Возьмём к примеру известную баню И. А. Крылова Лягушки, просящие царя.

Подбор ракурса и образов

Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.

На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.

Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.

Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.

На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу. Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.

Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины. После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица. Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.

Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми. Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд. Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.

Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.

Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны. Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них. На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.

Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.

Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.

Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.

Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.

Впечатление и символы

Поразительное сочетание – сияющий пейзаж как символ счастья, стройный изящный корабль и, словно надвигающаяся туча, тёмная и таящая опасность, тяжело бредущая в сторону зрителя вереница бурлаков. Они производят впечатление чего-то инородного, невозможного в окружающей красоте.

В картине художник сделал акценты, которые можно расценивать как знаки внимательному зрителю:

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.


Fakir

BlueSkyDreamer

Топик слетел, восстанавливаю из кэша

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива - Расшива — Википедия .



Библиотека А. Соснина: Возникновение и упадок судового промысла

. Бурлачество было своеобразным явлением в экономике крепостнической России. Работа бурлаков была сезонной, которая в лучшем случае продолжалась в течение навигации, а чаще всего ограничивалась одним рейсом, или, как тогда говорили, путиной, и не могла, следовательно, служить постоянным объектом приложения труда и источником существования. Часть бурлаков и в зимний период находила себе кое-какую работу в судовом промысле (постройка и ремонт судов, заготовка судового инвентаря, оснастки и др.) или иное занятие, однако основное большинство их уходило домой, в деревню, с которой они не могли порвать связь.

Крестьянство было главной базой, откуда шли бурлаки на все водные пути. Но в целом состав бурлачества был довольно пестрым. Несмотря на разношерстность бурлацкой массы, она четко делилась на профессионалов и случайных людей. Первые, бурлачившие всю свою жизнь, отлично знавшие реку, всегда нанимались в “коренные” и были самым надежным элементом бурлацкой среды.

В случайные бурлаки по крайней нужде шла крестьянская беднота, городская и посадская голытьба или же “лишние руки”, которые не могли найти применения своего труда в деревне. Значительную часть случайных бурлаков составляли (до отмены крепостного права в 1861 г.) помещичьи крестьяне, сдаваемые внаем за недоимки или в виде наказания, а также беглый беспаспортный люд, который можно было нанять за гроши или просто “за харчи”. Неотразимой приманкой служил задаток, который можно было получить, нанявшись в бурлаки, как раз в то время года, когда крестьянин испытывал наиболее острую нужду.

Наем бурлаков проводился обычно зимой в период между праздниками масленицы и пасхи (с конца февраля до начала апреля). В традиционно определенные пункты собирались бурлаки на “бурлацкие” базары. Большой базар на Волге ежегодно проходил в Пучеже. Крупными пунктами найма бурлаков были также Кострома, Кинешма, Юрьевец, Городец, Балахна, Нижний Новгород, Самара, Саратов, а на Каме — Пермь, Чистополь, Лаишев.

Бурлацкие базары представляли собой весьма живописную картину. Дальше [ показать ]

Рано утром в базарный день на торговой площади бурлаки собирались в артели и выбирали из своей среды подрядчика, который и вел переговоры с судовщиками на виду у всей артели. Артель обычно назначала предельную цену, на которую подрядчик мог в крайнем случае соглашаться. Иногда недобросовестные подрядчики за хорошую мзду заранее сообщали судовщикам предельную цену найма артели, но если бурлаки каким-то образом узнавали об этом, они жестоко расправлялись с подрядчиком.

Наем бурлаков оформлялся договором, в котором оговаривались обязанности сторон и особенно подробно обязанности бурлаков. Так, в договоре, заключенном 24 апреля 1847 г. в Нижнегородском отделении Рыбинской судоходной расправы артелью судорабочих с балахнинским купцом Нестеровым, первые брали на себя следующие обязательства: по прибытии на расшиву ее “убрать как следует к плаву, сплавить вниз рекою Волгою до колонии Баронского к показанным амбарам, из коих по уделании нами мостков нагрузить пшеницей, как хозяину угодно будет, по нагрузке же и по настоящему убравшись, взвести оную расшиву вверх, рекою Волгою до Ниж. Новгорода с поспешностью, не просыпая утренних и вечерних зорь, в работе определить нас на каждую тысячу пудов груза по три с половиною человека, кроме лоцмана, во время же пути следования всемерно нам стараться, чтобы судно не подвергалось ни малейшей задержке. Равно нам всем находиться у хозяина и его посланного и лоцмана во всяком послушании и повиновении. Если же встретиться мелководие, то перегрузить кладь в паузки, за которыми нам ходить вверх и вниз по 30 верст без платы. Если же с судном последует несчастье и не будет возможности спасти оное, то обязаны мы немедленно оное подвести к берегу, воду из оного отлить, кладь выгрузить на берег, подмоченное пересушить и обратно в то или другое судно погрузить и следовать по прежнему. При этом обязаны мы иметь на судне крайнюю осторожность от огня и для того табаку на судах отнюдь не курить, от нападения воров защищаться и до грабежа не допускать, судно и хозяина днем и ночью оберегать. По приходе в гор. Нижний судно поставить, припасы пересушить, убрать, куда приказано будет, потом, получа паспорта и учинив расчет, быть свободным. Если же при расчете окажется за нами излишний перебор денег, то таковые обязаны мы сполна заплатить беспрекословно. Ряда каждому за путину по 16 рублей серебром. Задатку каждому по 10 р. 29 к. серебром”.

За помещичьих крестьян рядились обычно бургомистры и приказчики. Нередко судовщик, желая подешевле нанять артель бурлаков, приезжал к сельскому старосте или старшине. Те вызывали крестьян-недоимщиков и принуждали их пойти в бурлаки. Задаток в этих случаях обычно отбирался старостой “за недоимки”, а бурлаки после завершения путины зачастую практически не получали ни копейки: все оставшиеся деньги оказывались израсходованными “на харчи”. Нанятые бурлаки приходили в места постройки или зимовки судов за две недели до ледохода, готовили суда к плаванию, заводили в безопасные от ледохода места и загружали. Отправлялись суда в рейс обычно сразу после ледохода.

Группа бурлаков, тянувших бечеву, называлась “ссада”. Во главе ее стоял и шел первой лямкой самый опытный и здоровый бурлак, которого называли “шишка” или “дядька”, выбиравший путь и задававший ритм в общей работе, требовавшей четкой согласованности. За “шишкой” ставили наиболее ленивых или кабальных бурлаков, которые, уже растратив свой заработок, служили за одни харчи и не были заинтересованы в работе. За ними шли добросовестные работники, при необходимости подгонявшие ленивых. Позади всех шел “косной”, следивший за бечевой к “ссаривавший”, т. е. снимавший ее, если она за что-нибудь задевала.

Ход бурлаков с бечевой был настолько тяжел, что обычная ходьба, даже мелким и медленным шагом была невозможна, поэтому выставляли вперед сначала правую ногу, упирались ею в почву и медленно подтягивали к ней левую, либо делали левой ногой очень небольшой шаг. Шаг был ровный и обязательно одновременный, поэтому “ссада” все время плавно слегка раскачивалась в стороны.

Почти все бурлацкие работы, в том числе и ход бечевой, сопровождались пением песен, которые не только задавали требуемый ритм, но и в какой-то мере настраивали бурлаков на выполнение тяжелой работы. Песни эти были творчеством самих бурлаков, примитивные по форме и содержанию, они отражали условия тяжелого труда и безрадостного существования.

Каторжный труд практически без отдыха, антисанитария, отсутствие медицинской помощи делали свое дело и бурлаки после нескольких лет работы превращались в обессиленных инвалидов, в первую очередь гибнувших при частых тогда эпидемиях.

Тяжелым бурлацким трудом занимались сотни тысяч людей. По подсчетам Ф. Н. Родина, в последней четверти XVIII в. в бассейне Волги и на Вышневолоцкой системе было занято не менее 340 тыс. судорабочих. В начале 30-х годов XIX в. на Волге и Оке бурлачило 412 тыс. чел., на Каме 50 тыс. чел. А в годы расцвета судового промысла, в 1854 г., на реках и каналах только европейской России трудилось 704,8 тыс. бурлаков. Социальный состав их был чрезвычайно разнороден. Среди бурлаков в 1854 г. было (в тыс. чел.):

Крестьян (государственных, помещичьих, удельных) – 580,8
Вольноотпущенных и свободных хлебопашцев – 4,4
Солдат (отставных, пахотных, бессрочно отпущенных) и казаков – 14,1
Мещан, купцов, однодворцев – 85,9
Дворян – 2,8

При расчетах большие недоразумения возникали в оплате за простойные дни. По существовавшему в те времена положению простойные не по вине судорабочих дни оплачивались только начиная с четвертого дня простоя по 15 коп. на день. За первые три дня бурлаки, а также коноводы ничего не получали. Чтобы не платить простойных денег, судовладельцы часто прибегали к хитрости: отстояв на одном месте три дня, они заставляли судорабочих продвинуть судно вперед на 400—600 м, и таким образом получали очередные льготные три дня. Многочисленные жалобы и возмущения судорабочих вынудили Сенат 27 августа 1817 г. издать указ, которым было установлено, что день не будет считаться простойным в том случае, если дневной переход вниз по течению превысит 16 верст, а вверх — 6 верст. Кроме того, лимит на льготные три дня, когда судовладелец мог не платить рабочим простойных денег, распространялся на всю навигацию, а не на разовую стоянку. Следует, однако, отметить, что и этот указ не устранил произвола хозяев. За вычетом задатка и расходов на питание бурлакам в окончательный расчет причиталось немного, а иногда и вовсе ничего.


Кое-где (напр., на каналах Мариинской системы) бурлачество сохранилось и до 1900-х гг:


Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлацкий труд полностью исчез во второй половине XIX века с появлением пароходов. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой (см. кабестан).

Содержание

В других странах

В Западной Европе (по крайней мере в Бельгии, Нидерландах и Франции) передвижение речных судов бурлаками сохранялось до тридцатых годов XX века.

В этих странах капитан речного судна как правило являлся и его владельцем, наёмного экипажа на судах не было. Капитану помогали члены его семьи, которые постоянно жили на судне. В таких условиях оборудование судов паровой машиной было невозможно (так как паровая машина нуждается в уходе со стороны профессионального механика и требует постоянного труда кочегаров).

Суда передвигались под парусом, при помощи буксиров, или тягловых животных, шедших по берегу. Однако нередко по каким-либо причинам (например, из-за невозможности оплатить услуги буксира или тягловых животных из-за финансовых затруднений) эти способы отпадали, и тогда жене и детям капитана приходилось впрягаться в лямку.

Только с появлением надёжных бензиновых судовых моторов в двадцатых-тридцатых годах в Европе перестала постоянно использоваться бурлацкая тяга, хотя периодически использовалась до рубежа тридцатых-сороковых годов.

Интересные факты

Изображения




Статуя бурлака в Рыбинске.

См. также

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бурлаки" в других словарях:

бурлаки — наёмные рабочие в России XVI XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Главным образом оброчные крестьяне нечернозёмных губерний. Трудились артелями (4 40 человек), связанными круговой порукой. В начале XIX в. на Волге… … Энциклопедический словарь

Бурлаки — (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — наемные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и весел. Главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний … Большой Энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — БУРЛАКИ, наёмные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Набирались главным образом из оброчных крестьян нечернозёмных губерний. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

БУРЛАКИ — рабочие артели на больших судоходных реках, занимавшиеся тягой речных судов и барок бечевой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Бурлаки — рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел. Б. появились в конце 16 начале 17 вв. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного… … Большая советская энциклопедия

БУРЛАКИ — рабочие на реках, передвигавшие суда при помощи бечевы и гребли. Зарождение (16 17 вв.) и дальнейший рост бурлачества были вызваны потребностями формировавшегося всеросс. рынка, в частности ростом речных перевозок при технич. Несовершенстве… … Советская историческая энциклопедия

БУРЛАКИ — наемные работники в России в XVI–XIX вв., двигавшие речные суда волоком с помощью бечевы и весел. «По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Бурлаки — так называются в Бессарабии холостые (и вдовые, не имеющие детей) люди, живущие отдельными хозяйствами … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бурлаки — 627235, Тюменской, Армизонского … Населённые пункты и индексы России

Недавно у меня состоялся разговор с другом о тяготах современной жизни, о том, как тяжело дается заработок на чужбине.

Наш общий знакомый, чтоб выплатить долги, отправился на сезонный заработок за границу, оставил свою жену, дом в маленьком рабочем поселке, трехлетнего сына. И это неединичный случай.

Увы, так живут многие семьи. Я задалась вопросом, а были ли сезонные заработки в Российской империи. Где брали люди деньги, чтоб заплатить непосильные оброки, сыграть свадьбу?

Он обвинялся в искажении фактов, в недостоверности изображения быта бурлаков.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Кто такие бурлаки и чем они занимались

Самой тяжелой повинностью зависимых крестьян был оброк. Чтобы заработать на него, люди шли в бурлачество.

По сути, бурлаки — это наемники, робота которых сводилась к тому, чтобы тянуть речные судна против течения. Труд этот нелегкий. Но на заработанные за сезон средства они вполне могли прожить безбедно около шести месяцев.

На Руси такой способ заработка никогда не считался чем-то постыдным. Особенно привлекательным в этой деятельности было то, что работодавцы сразу же рассчитывались наличными.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Часто на роль ватажников нанимались молодые парни. Им нужны были деньги для свадьбы или же для открытия собственного дела.

Сколько платили бурлакам в то время, и какой был расчет человек на судно

Для работы бурлаки распределялись на так называемые артели, которые насчитывали от 15-40 человек. В артели была своя иерархия. В зависимости от исполняемых функций.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Меня поразила иерархия бурлацких артелей:

В среднем заработанные за сезон средства одного рабочего в переводе на современные деньги колебались в районе от ста тысяч до полутора миллиона рублей.

Интересный факт: работодатель обеспечивал бурлаков бесплатным питанием, потому как от этого напрямую зависела их производительность. Далеко не все люди могли себе позволить питаться так, как кормили бурлаков.

А были ли женщины-бурлаки

Отмечу, что в рядах бурлаков были не только мужчины. Известны артели, полностью состоящие из женского пола. В них входили те женщины, которые искали средства для выплаты повинностей.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Покопался в исторических источниках и выяснил, что среди женщин также были разделения согласно исполняемых функций. Несмотря на это, распределение средств там было более справедливым.

Женский труд все же был менее оплачиваемым, им платили в два раза меньше, чем мужчинам.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Но компенсировалось это тем, что после отработанного сезона мужчины пускались в загул, и тратили значительную часть заработка, в то время как женщины все сберегали и расходовали рационально.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Интересный факт. Изобретение квасной окрошки приписывается именно женским бурлацким артелям. В условиях изнуряющего труда сил кипятить воду, и готовить горячий суп попросту не было, был избран наиболее легкий способ: просто покрошить все продукты в квас. Питательно, вкусно и быстро!

Особенно актуальна окрошка была летом, когда температура стояла под сорок, а бурлаки работали под палящим солнцем.

Со временем в квас стали класть сушеную воблу, так как не все могли ее разжевать в сухом состоянии, а в квасе она размокала и становилась вкусней.

Почему так долго существовало бурлачество, если пароходы в конце XIX — начале XX века уже давно были

Столица бурлаков находилась в г. Рыбинске (Ярославская область), где установлен в их честь памятник. В середине XIX века на смену живой силе пришел пар, роль бурлачества в какой-то степени ослабла, но бурлаки не исчезли.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Тягловая сила в качестве бурлаков использовалась вплоть до начала XX века.

Артели продолжали работать на тех реках, где не ходили суда с паровыми двигателями. Заунывные бурлацкие напевы были слышны во время разливов, когда работа по сплаву грузовых судов велась особенно активно.

Известны факты сплавов плотов и грузовых барж в начале XX века до устья Вятки, откуда их тянули лямкой вверх по Каме.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Мне теперь даже как-то неловко говорить, что нам сейчас сложно жить и зарабатывать. А как вы считаете, есть ли что-то общее в современном заработке за рубежом и тяжелом труде бурлаков в Российской империи?

Читайте также: