Будут объединены базы судебных приставов в 2021 году

Обновлено: 01.05.2024

Новый закон гарантирует каждому должнику неприкосновенность суммы в размере прожиточного минимума на одном из банковских счетов. Законопроект одобрен Госдумой в третьем окончательном чтении 17 июня 2021 года и вступает в силу 1 февраля 2022 года.

О нюансах нововведения рассказал юрист по банкротству физических лиц, управляющий партнер Юридической компании ЭНСО Алексей Головченко.

Социальные предпосылки и авторы нового закона

Сейчас судебные приставы могут списывать 50% заработной платы, пенсии по старости и других поступлений, за исключением детских пособий, средств материнского капитала, алиментов, некоторых компенсаций от работодателя и социальных выплат (ст. 101 Закона об исполнительном производстве). В результате должники с низким уровнем дохода фактически остаются без денег.

Например, если пожилой человек получает пенсию 15 000 рублей, отдает ежемесячно в счет долга 7500 рублей и платит за коммуналку около 5000 рублей, он не может полноценно питаться и покупать необходимые лекарства.

Внесудебное банкротство физических лиц таким должникам тоже недоступно, потому что доход хоть и маленький, но регулярный. Исполнительное производство закрыть не могут, а это одно из необходимых условий законного и бесплатного списания долгов граждан (ст. 223.2 № 127-ФЗ).

Кроме того, нередко при исполнении судебных решений деньги снимают без разбора: 50% с любых поступлений, включая детские пособия, алименты, пенсии по потере кормильца и т д. Судебные приставы объясняют такое положение дел тем, что они не могут отследить все источники поступлений денежных средств на счета должников. А недовольные граждане могут заранее информировать ФССП о назначении поступлений или оспорить списание через суд.

В пояснительной записке к проекту авторы указали, что закон имеет важное социальное значение, а нововведение создает условия для достойной жизни граждан и обеспечивает гарантии их социальной защиты.

Один из главных принципов исполнительного производства – это неприкосновенность минимума имущества, которое необходимо для обеспечения жизни должника и членов его семьи (ст. 4 № 229-ФЗ). Но пока от взыскания защищено только единственное жилье и предметы быта. В то время как именно доход определяет условия жизни граждан, а взыскание долга оставляет многих россиян без средств, достаточных для нормального жизнеобеспечения.

Приставы не будут списывать заработную плату и другие доходы гражданина в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Закон уточняет, что если должник проживает в регионе, где прожиточный минимум для соответствующей социально-демографической группы выше, чем в целом по Российской Федерации, то сохранить от взыскания можно именно эту сумму.

На сегодня прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по РФ составляет 12702 рублей.

Но так как закон вступает в силу только 1 февраля 2022 года, показатели могут измениться. По предварительной оценке Министерства труда, прожиточный минимум в 2022 году составит 13 026 рублей.

Кроме того, в документе прописана возможность увеличить эту сумму, если у должника есть дети или другие иждивенцы, но только по решению суда.

Прожиточный минимум не будут оставлять на счету должника автоматически. Гражданин должен подать заявление о сохранении доходов в службу судебных приставов, где ведется исполнительное производство.

В заявлении нужно обязательно указать данные заявителя (фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты паспорта, адрес регистрации или места жительства, номер телефона), реквизиты одного банковского счета, на котором нужно сохранить прожиточный минимум, реквизиты банка.

Важно: не смогут сохранить прожиточный минимум неплательщики алиментов и те, кто выплачивает денежные компенсации за причинение вреда здоровью или материальный ущерб в результате совершенного преступления.

Почему так долго ждать?

Федеральный закон уже принят Госдумой в третьем окончательном чтении, но вступает в силу только 1 февраля 2022 года. Почему так долго ждать?

Ассоциация банков России (АБР) выступала против законопроекта на этапе его обсуждения.

Перенос даты вступления закона в силу с сентября 2021 года на 1 февраля 2022 года обусловлен именно компромиссом с АБР. Такую отсрочку попросили представители банковской системы, чтобы подготовиться к работе в новых условиях.

Юристы по банкротству физических лиц компании ЭНСО считают, что новый закон станет глотком свежего воздуха для граждан, которые запутались в долгах. А с учетом поправок в закон о банкротстве граждан, которые сейчас на разных этапах рассмотрения, россиянам открывается возможность легко и бесплатно избавиться от долгового бремени, сохранив при этом денежные средства для нормальной жизни.

Цели развития сервиса ФССП

  • повышение осведомленности сторон исполнительного производства;
  • повышение прозрачности работы судебного пристава для сторон исполнительного производства;
  • упрощение порядка предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение;
  • упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в Федеральную службу судебных приставов России (ФССП).


Новый подход к идентификации должника

В настоящее время порядка 50% исполнительных документов, поступающих в ФССП, не содержат однозначного уникального идентификатора должника (указываются только Ф.И.О., дата и место рождения). В итоге, судебному приставу-исполнителю приходится запрашивать необходимые сведения у:

  • налоговых органов;
  • органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестр);
  • других органов, обладающих соответствующей информацией.

А это существенно увеличивает сроки исполнительного производства.

Кроме того, законодательство РФ не предусматривает наличия у гражданина единого идентификатора. Для однозначной идентификации физлиц используют ряд идентификаторов:

  • паспортные данные;
  • ИНН;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и др.

Одна из причин ошибочной идентификацией должников по исполнительным производствам – указание в исполнительных документах, выданных на основании судебных решений, ограниченного перечня идентификаторов. Их просто недостаточно для однозначной идентификации гражданина при исполнении органами и организациями (в первую очередь банками и работодателями) запросов и постановлений судебных приставов-исполнителей.

Ошибочная идентификация гражданина приводит к:

  • обращению взыскания на доходы;
  • ограничениям в отношении имущества не должников по исполнительным производствам.
  • расширен перечень требований, предъявляемых к исполнительным документам;
  • закреплена необходимость указания в них одного из уникальных идентификаторов должника-гражданина (СНИЛС/ИНН, серия и номер паспорта/ серия и номер водительского удостоверения/серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

Кроме того, предусмотрено обязательное указание в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе одного из идентификаторов (см. выше во врезе).

При отсутствии у гражданина-взыскателя возможности указать в заявлении о вынесении судебного приказа/исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника) на это он указывает в заявлении. И такую информацию истребует уже суд.

Законопроектом предусмотрено, что ФССП для выяснения идентификаторов должника и взыскателя (СНИЛС/ИНН/ серия и номера документа, удостоверяющего личность) на основании исполнительного документа у соответствующих органов может запрашивать такие сведения с использованием государственных информационных систем.

Более того, для уведомления должника и взыскателя приставы могут запрашивать у операторов связи номера телефонов должника и взыскателя.

Срок предоставления указанными органами и организациями запрошенных сведений – в течение 1 суток с момента поступления запроса.

Также предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного обмена с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также органами госрегистрации прав на имущество (Росреестр и др.).

Срок передачи банками, кто учитывает права на ценные бумаги и другим организациями сведений о должниках сократят с 7 до 3-х дней с даты получения запроса приставов. Это данные об имуществе, количестве и движении денег на счетах.

Новый порядок принятия решений

Если одобрят депутаты и подпишет Президент, будет предусмотрена возможность автоматического принятия решений по вопросам:

  • возбуждения исполнительного производства;
  • отказа в возбуждении исполнительного производства;
  • окончания исполнительного производства;
  • приостановления исполнительного производства;
  • прекращения исполнительного производства;
  • взыскания исполнительского сбора;
  • установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов;
  • наложения и снятия арестов;
  • предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа;
  • обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и/иные доходы должника.

Новый способ оформления полномочий представителя

Не исключено, что полномочия представителя организации на его участия в исполнительном производстве можно будет оформить электронно через ЕСИА. При этом документ нужно заверить усиленной квалифицированной подписью. Подойдёт ЭП руководителя.

Куда внесут изменения и новые документы

Установлен отлагательный срок вступления в силу законопроекта, развивающего идею цифрового исполнительного производства – не ранее 1 января 2022 года, а скорее несколько позже. Это связано с подготовкой соответствующей технической базы и необходимостью принятия новых нормативных правовых актов, а также изменением действующих.


Ещё будут скорректированы:

Кроме того, будет совершенно новая нормативка. Это приказы ФССП:

  • с требованиями к формату постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа;
  • требованиями к формату электронного уведомления об исполнении постановлений, изготовленных и/или направленных для исполнения;
  • о виде электронной подписи и требованиях к форматам электронных заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб, а также электронных результатов их рассмотрения.

Можно сделать вывод, что основная цель к 2022 году – создание электронного Реестра исполнительных документов

Заключение

Правительство считает, что развитие в России цифрового исполнительного производства и других изменений в этой сфере будет способствовать:

Читайте также: