Без проведения слушания в конституционном суде это

Обновлено: 16.06.2024

Предварительное слушание по уголовному делу может быть назначено по инициативе судьи или по ходатайству сторон при наличии оснований для его проведения (ст.229 УПК РФ). Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо в течение 3 суток со дня получения копии обвинительного заключения или обвинительного акта.

По результатам предварительного слушания судья в соответствии со ст.236 УПК РФ принимает одно из следующих решений:

-о направлении уголовного дела по подсудности в случае, если в ходе предварительного слушания прокурор изменит обвинение;

-о возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, указанным в ст.237 УПК РФ;

-о прекращении уголовного дела (ст.239 УПК РФ);

-о приостановлении производства по уголовному делу (ст.238 УПК РФ);

-о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в соответствии со ст.25.1 УПК РФ и назначении обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, предусмотренной ст.104.4 УК РФ;

-об отложении судебного заседания в связи с наличием не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление;

-о выделении или невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство (ст.239.1 УПК РФ);

-о соединении или невозможности соединения уголовных дел в одно производством (ст.239.2 УПК РФ);

-о назначении судебного заседания.

Решение суда, выносимое по итогам предварительного слушания, оформляется постановлением, в котором обосновывается принятое решение о дальнейшем движении уголовного дела, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона к его содержанию и форме. В данном постановлении должны быть отражены все результаты рассмотрения заявленных сторонами ходатайств и поданных жалоб. Если на предварительном слушании судья удовлетворил заявленные ходатайства об исключении доказательств, в постановлении указывается, какие именно доказательства были исключены и какие материалы уголовного дела, обосновывающие исключение данного доказательства, не могут исследоваться и оглашаться в судебном заседании, а также использоваться в процессе доказывания.

В случае изменения обвинения в ходе предварительного слушания судья отражает это обстоятельство в постановлении. Если изменение обвинения влечет за собой изменение подсудности уголовного дела, то судья обосновывает в постановлении решение о направлении уголовного дела по подсудности в соответствии с требованиями ст.ст.31-36 УПК РФ.

В постановлении судья должен также разрешить вопросы, связанные с применением в отношении обвиняемого меры пресечения.

Судебное решение, принятое по результатам предварительного слушания, может быть обжаловано в апелляционном и (или) кассационном порядке, за исключением решения о назначении судебного заседания в части разрешения вопросов, касающихся места, даты и времени судебного заседания, назначения защитника в случаях, предусмотренных п.п.2-7 ч.1 ст.51 УПК РФ, вызова в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами, и рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных ст.241 УПК РФ. Эти решения могут быть обжалованы впоследствии одновременно с обжалованием приговора или иного итогового решения по уголовному делу, поскольку, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, не затрагивают и не нарушают конституционных и иных прав обвиняемого, не препятствуют его доступ к правосудию.

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

28 марта 2020, 16:41

Виды решений, принимаемых судьей на стадии предварительного слушания.

Предварительное слушание по уголовному делу может быть назначено по инициативе судьи или по ходатайству сторон при наличии оснований для его проведения (ст.229 УПК РФ). Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо в течение 3 суток со дня получения копии обвинительного заключения или обвинительного акта.

По результатам предварительного слушания судья в соответствии со ст.236 УПК РФ принимает одно из следующих решений:

-о направлении уголовного дела по подсудности в случае, если в ходе предварительного слушания прокурор изменит обвинение;

-о возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, указанным в ст.237 УПК РФ;

-о прекращении уголовного дела (ст.239 УПК РФ);

-о приостановлении производства по уголовному делу (ст.238 УПК РФ);

-о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в соответствии со ст.25.1 УПК РФ и назначении обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, предусмотренной ст.104.4 УК РФ;

-об отложении судебного заседания в связи с наличием не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление;

-о выделении или невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство (ст.239.1 УПК РФ);

-о соединении или невозможности соединения уголовных дел в одно производством (ст.239.2 УПК РФ);

-о назначении судебного заседания.

Решение суда, выносимое по итогам предварительного слушания, оформляется постановлением, в котором обосновывается принятое решение о дальнейшем движении уголовного дела, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона к его содержанию и форме. В данном постановлении должны быть отражены все результаты рассмотрения заявленных сторонами ходатайств и поданных жалоб. Если на предварительном слушании судья удовлетворил заявленные ходатайства об исключении доказательств, в постановлении указывается, какие именно доказательства были исключены и какие материалы уголовного дела, обосновывающие исключение данного доказательства, не могут исследоваться и оглашаться в судебном заседании, а также использоваться в процессе доказывания.

В случае изменения обвинения в ходе предварительного слушания судья отражает это обстоятельство в постановлении. Если изменение обвинения влечет за собой изменение подсудности уголовного дела, то судья обосновывает в постановлении решение о направлении уголовного дела по подсудности в соответствии с требованиями ст.ст.31-36 УПК РФ.

В постановлении судья должен также разрешить вопросы, связанные с применением в отношении обвиняемого меры пресечения.

Судебное решение, принятое по результатам предварительного слушания, может быть обжаловано в апелляционном и (или) кассационном порядке, за исключением решения о назначении судебного заседания в части разрешения вопросов, касающихся места, даты и времени судебного заседания, назначения защитника в случаях, предусмотренных п.п.2-7 ч.1 ст.51 УПК РФ, вызова в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами, и рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных ст.241 УПК РФ. Эти решения могут быть обжалованы впоследствии одновременно с обжалованием приговора или иного итогового решения по уголовному делу, поскольку, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, не затрагивают и не нарушают конституционных и иных прав обвиняемого, не препятствуют его доступ к правосудию.

Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48–53 настоящего Федерального конституционного закона, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации предполагает разрешить дело о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.

Статья 69. Окончание слушания дела

Статья 69. Окончание слушания дела После признания Конституционным Судом Российской Федерации исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания

Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов

Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов 1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов

Статья 219. Разрешение ходатайства

Статья 229. Основания проведения предварительного слушания

Статья 234. Порядок проведения предварительного слушания

Статья 234. Порядок проведения предварительного слушания 1. Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон с соблюдением требований глав 33, 35 и 36 настоящего Кодекса с изъятиями, установленными настоящей главой.2.

Статья 325. Особенности проведения предварительного слушания

Статья 325. Особенности проведения предварительного слушания 1. Предварительное слушание в суде с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном главой 34 настоящего Кодекса, с учетом требований настоящей

Статья 219. Разрешение ходатайства

Статья 219. Разрешение ходатайства 1. В случае удовлетворения ходатайства, заявленного одним из участников производства по уголовному делу, следователь дополняет материалы уголовного дела, что не препятствует продолжению ознакомления с материалами уголовного дела

Статья 229. Основания проведения предварительного слушания

Статья 229. Основания проведения предварительного слушания 1. Суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, проводит предварительное слушание в порядке, установленном главой 34 настоящего

Статья 234. Порядок проведения предварительного слушания

Статья 234. Порядок проведения предварительного слушания 1. Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон с соблюдением требований глав 33, 35 и 36 настоящего Кодекса с изъятиями, установленными настоящей

Статья 325. Особенности проведения предварительного слушания

Статья 325. Особенности проведения предварительного слушания 1. Предварительное слушание в суде с участием присяжных заседателей проводится в порядке, установленном главой 34 настоящего Кодекса, с учетом требований настоящей статьи.2. Уголовное дело, в котором участвует

СТАТЬЯ 122. Разрешение ходатайства

СТАТЬЯ 122. Разрешение ходатайства Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, прокурор, судья выносят постановление, а суд – определение, которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство.

Статья 28. Публичные слушания

Статья 28. Публичные слушания 1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут

Ходатайство об отложении слушания дела в суде общей юрисдикции в связи с командировкой представителя

Ходатайство об отложении слушания дела в суде общей юрисдикции в связи с командировкой представителя В _____________________________ (наименование суда)Истец: _________________________ (ф. и. о. или наименование организации, адрес)Ответчик: ______________________________ (ф. и. о. или наименование организации,

12. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРМ Основания для проведения ОРМ перечислены в Законе об ОРД

12. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРМ Основания для проведения ОРМ перечислены в Законе об ОРД 1. Наличие возбужденного уголовного дела.2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о:• признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного

1. Особенности производства по разрешению дел без проведения слушания в Конституционном Суде Российской Федерации.

Такое производство возможно ТОЛЬКО по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. Основная особенность данного производства заключается в том, что рассмотрение дела производится без слушания ( не заслушиваются объяснения сторон, заключения эксперта, объяснения специалистов). Так же итоговое решение вступает в силу после опубликования. Дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в заседание Конституционного Суда по мере готовности, но, как правило, не позднее чем через два месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений Полученные Конституционным Судом отзывы органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, направляются судьей-докладчиком заявителям в течение двух рабочих дней с предложением в десятидневный срок со дня их получения представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по указанным отзывам. Иные полученные от органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком заявителю (его представителю). Дополнительно полученные от заявителей документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком органам (должностным лицам), нормативные правовые акты которых оспариваются. Заседание Конституционного Суда по разрешению дела без проведения слушания, как правило, проводится не ранее истечения 20 дней со дня получения заявителем (его представителем) указанных в пункте 1 настоящего параграфа отзывов с предложением представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по ним. При направлении заявителям указанных отзывов должно обеспечиваться подтверждение факта и даты их получения заявителями Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если: 1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта; 2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав. Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

Регламент КС РФ

Глава 6. Вопросы, касающиеся особенностей разрешения дел без проведения слушания в заседании Конституционного Суда

§ 52. Заседания по разрешению дел без проведения слушания

1. Дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в заседание Конституционного Суда по мере готовности, но, как правило, не позднее чем через два месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений (с учетом положений пункта 3 параграфа 53 настоящего Регламента).

2. Заседания Конституционного Суда по разрешению дел без проведения слушания проводятся по мере необходимости.

3. Конституционный Суд может отложить рассмотрение дела, назначенного к разрешению без проведения слушания, до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в суде либо ином государственном органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела в Конституционном Суде.

§ 53. Дополнительные гарантии прав заявителей при разрешении дел без проведения слушания

1. Полученные Конституционным Судом отзывы органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, направляются судьей-докладчиком заявителям в течение двух рабочих дней с предложением в десятидневный срок со дня их получения представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по указанным отзывам. Иные полученные от органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком заявителю (его представителю).

2. Дополнительно полученные от заявителей документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком органам (должностным лицам), нормативные правовые акты которых оспариваются.

3. Заседание Конституционного Суда по разрешению дела без проведения слушания, как правило, проводится не ранее истечения 20 дней со дня получения заявителем (его представителем) указанных в пункте 1 настоящего параграфа отзывов с предложением представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по ним.

При направлении заявителям указанных отзывов должно обеспечиваться подтверждение факта и даты их получения заявителями.

§ 54. Материалы к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела без проведения слушания

Указанные материалы к проекту решения подлежат рассылке судьям не позднее чем за три дня до дня заседания по разрешению дела без проведения слушания.

§ 55. Отстранение судьи от участия в разрешении дела без проведения слушания

Отстранение судьи от участия в деле производится мотивированным решением Конституционного Суда, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.

§ 56. Протоколирование при разрешении дела без проведения слушания

К протоколу и стенограмме заседания по разрешению дела без проведения слушания применяются правила, предусмотренные параграфом 58 настоящего Регламента для протокола и стенограммы закрытых совещаний судей.

Назначение дела к слушанию

1. Назначение дел к слушанию осуществляется в заседании Конституционного Суда. Конституционный Суд определяет очередность рассмотрения дел с учетом даты принятия обращения к рассмотрению. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.

2. Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию, к разрешению без проведения слушания либо перенести дату рассмотрения назначенного дела при наличии уважительных причин, которые указываются в протоколе заседания Конституционного Суда.

§ 39. Определение даты и времени начала слушания дела

Дата и время начала слушания дела определяются при назначении его к рассмотрению в заседании Конституционного Суда.

§ 40. Информирование о делах, назначенных к слушанию

Секретариат Конституционного Суда направляет в средства массовой информации, а также размещает на официальном интернет-портале Конституционного Суда информацию о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания.

§ 41. Материалы к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания

1. Судья-докладчик в качестве материалов к проекту решения Конституционного Суда при разрешении дела с проведением слушания готовит и представляет на первое закрытое совещание (по подготовке итогового решения) в зависимости от характера и сложности дела:

либо перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе закрытого совещания судей (по принятию итогового решения). При этом судьей-докладчиком должны быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы, в том числе формулировка резолютивной части решения (варианты этой формулировки).

§ 42. Уведомление о слушании дела

Представители этих государственных органов, иные лица или их представители могут быть заслушаны в заседании Конституционного Суда.

§ 43. Участие экспертов, свидетелей, переводчиков в слушании дела

1. При необходимости по решению Конституционного Суда в слушании дела могут принимать участие эксперты, свидетели, переводчики.

2. Извещение Конституционного Суда о вызове эксперта, свидетеля, переводчика должно содержать:

1) описание (характеристику) дела, по которому производится вызов;

2) объяснение, для чего необходимы заключение эксперта, показания свидетеля или деятельность переводчика;

3) указание на порядок выплаты вознаграждения и возмещения расходов, связанных с участием вызываемого лица в конституционном судопроизводстве.

§ 44. Присяга эксперта

2. Эксперт зачитывает текст присяги следующего содержания:

3. Текст присяги после его прочтения и подписания экспертом приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

§ 45. Присяга свидетеля

1. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий в заседании Конституционного Суда устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего свидетель приводится к присяге.

2. Свидетель зачитывает текст присяги следующего содержания:

3. Текст присяги после его прочтения и подписания свидетелем приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

2. Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод.

3. До начала участия переводчика в слушании дела ему разъясняются его права и обязанности.

4. Об участии в слушании дела переводчика делается отметка в протоколе судебного заседания.

§ 47. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела с проведением слушания

1. В случаях самоотвода судьи либо заявления судье отвода сторонами или другими судьями председательствующий в заседании Конституционного Суда ставит на рассмотрение Конституционного Суда вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.

2. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием.

3. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, Конституционный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

§ 48. Порядок допуска в зал судебных заседаний представителей средств массовой информации и иных лиц, желающих присутствовать на слушании дела в открытых заседаниях Конституционного Суда

1. Лица, желающие присутствовать на слушании дела в открытом заседании Конституционного Суда, допускаются в зал судебных заседаний до начала слушания дела или во время перерыва при наличии свободных мест по предъявлении паспорта или иного надлежащим образом удостоверяющего личность документа, если иное не установлено федеральным законодательством и настоящим Регламентом.

2. Представители средств массовой информации, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты – по списку, подготовленному Секретариатом Конституционного Суда.

§ 49. Функции по поддержанию установленного порядка в зале судебных заседаний

1. Руководителем подразделения Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающего судебные заседания, определяется сотрудник данного подразделения, который оказывает содействие председательствующему в заседании Конституционного Суда в поддержании установленного порядка в зале судебных заседаний.

2. Указанный в пункте 1 настоящего параграфа сотрудник перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале судебных заседаний.

3. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний и при выходе их из зала указанный в пункте 1 настоящего параграфа сотрудник предлагает всем присутствующим встать.

4. Секретариат Конституционного Суда осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами в части поддержания установленного порядка и безопасности в зале судебных заседаний Конституционного Суда.

§ 50. Протокол заседания Конституционного Суда, на котором осуществляется слушание дела

1. Протоколирование в заседании Конституционного Суда осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда.

2. Протокол заседания Конституционного Суда, на котором осуществляется слушание дела, должен содержать: указание места, даты заседания, времени его начала и окончания; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись о всех действиях Конституционного Суда в том порядке, в каком они имели место; отметки о приведении свидетелей и экспертов к присяге; решения, принятые Конституционным Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим в заседании Конституционного Суда; изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса.

3. Для обеспечения полноты и точности протокола в каждом заседании Конституционного Суда ведется стенограмма, осуществляются аудио- и видеозапись.

§ 51. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда

1. Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.

2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим в заседании Конституционного Суда. При необходимости с разрешения председательствующего в заседании Конституционного Суда участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы и задавать вопросы другим участникам процесса сидя.

5. В ходе заседания председательствующий в заседании Конституционного Суда не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, выступления экспертов и показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего в заседании Конституционного Суда.

6. Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда перемещений по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

7. Председательствующий в заседании Конституционного Суда вправе давать поручения по принятию мер к устранению нарушений установленного порядка в зале судебных заседаний. Требования председательствующего обязательны для присутствующих в зале судебных заседаний.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Среди проектов, которые президент внес в Госдуму в связи с поправками к Конституции, наиболее интересным выглядит проект изменений Закона о КС РФ. Предложено сократить состав суда до 11 судей, а также скорректировать и ввести множество других правил. Рассмотрим самые значимые для юриста изменения.

Право на обжалование нормативных актов

По проекту обратиться в КС РФ смогут, в частности, граждане и юрлица, если они считают, что их конституционные права и свободы нарушены следующими документами, которые применили в конкретном деле:

  • ФКЗ или ФЗ;
  • нормативным актом президента, правительства, Совета Федерации, Госдумы;
  • региональным нормативным актом, который издан по вопросам ведения РФ, а также совместному ведению РФ и региона.

Сейчас установлено: пожаловаться можно, если права и свободы нарушает примененный в конкретном деле закон. В отношении других нормативных актов ситуация сложнее. Например, КС РФ отмечал, что может признать допустимой жалобу гражданина, в которой оспаривается конституционность как ФЗ, так и нормативного акта правительства. При этом между этими документами должна быть прямая нормативная связь и они применяются в конкретном деле в неразрывном единстве.

Допустимость жалобы

Планируют ввести новое условие допустимости жалобы на нарушение конституционных прав и свобод — исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты. Речь идет о подаче кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы, если вступивший в силу судебный акт можно оспорить только в "надзоре". При этом кассационное или надзорное обжалование решения, в рамках которого применили нарушающий права и свободы нормативный акт, стало для заявителя безуспешным.

КС РФ также сможет признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если судебная практика показывает, что нормативный акт применяется только так, как это сделали в конкретном деле. Речь идет о практике самого высшего по определенной категории дел суда. То же относится к официальному толкованию нормативного акта, которое дано в разъяснениях судебной практики.

Сейчас жалоба допустима, если закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершил суд. Однако критерии завершенности не названы. Отметим, это не единственное требование к жалобе.

Компенсация за то, что нельзя восстановить права

Если пересмотр дела после того, как, например, отдельные положения нормативного акта признаны нарушающими Конституцию, не приведет к восстановлению прав, КС РФ сможет указать на необходимость компенсации. Ее форму и размер определит суд первой инстанции.

Больше разъяснений ВС РФ

Хотят обязать ВС РФ разъяснять судебную практику для одинакового применения правил, в отношении которых КС РФ принял постановление, например, о признании нормативного акта нарушающим Конституцию. На выполнение обязанности предоставят максимум 2 месяца после опубликования постановления.

Таким образом, юристы могут ожидать значительного увеличения количества разъяснений со стороны ВС РФ.

Проверка законопроектов

Проверить законопроекты можно будет только в случае, если Госдума приняла их в первом или во втором чтении. Если президент направил запрос, то законопроект нельзя одобрить в следующем чтении до того, как КС РФ примет решение по запросу. Срок на вынесение постановления составит максимум 20 дней после регистрации запроса. Если законопроект признают неконституционным, законодательный процесс прекратится.

Отметим, что проект содержит ряд отдельных правил проверки проекта закона РФ о поправке к Конституции.

Вступление изменений в силу и переходные положения

По общему правилу изменения начнут действовать со дня их опубликования в качестве ФКЗ.

Первые полгода с этого дня предложено применять другой подход к исчерпанию внутригосударственных средств судебной защиты. Он заключается в подаче любой кассационной жалобы, которая не привела к устранению нарушения прав нормативным актом. Если судебные решения обжалуются только в надзорном порядке, то достаточно будет факта их вступления в силу.

Документ: Проект Федерального конституционного закона N 1024643-7

Читайте также: