Асмо депозит суда финансирование процедуры банкротства

Обновлено: 18.05.2024

1) уплачивается государственная пошлина в федеральный бюджет, которая составляет для физических лиц 300 рублей, для организаций – 6 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 64, пункту 2 статьи 333.22 и пункту 1 статьи 333.41 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату на срок до одного года.

Гражданин вправе обосновать отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошлины любыми документами, в том числе справкой о заработной плате, декларацией по налогу на доходы физических лиц, данными о неуплаченных налогах, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к нему денежных требованиях, справкой о составе семьи и о нахождении на иждивении несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц, данными об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, справкой об инвалидности гражданина или членов его семьи и т.п.

Арбитражный суд возвращает заявление о признании должника банкротом, если отклонено ходатайство гражданина о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера (часть 1 статьи 129 АПК РФ).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 333.37 НК РФ заявители – инвалиды I и II групп освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

2) на депозитный счет арбитражного суда вносятся денежные средства на выплату фиксированной суммы вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, в сумме 25 000 руб.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему сроком до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом.

Гражданин вправе обосновать отсутствие денежных средств для внесения денежных средств в депозит арбитражного суда любыми документами, в том числе справкой о заработной плате, декларацией по налогу на доходы физических лиц, данными о неуплаченных налогах, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к нему денежных требованиях, справкой о составе семьи и о нахождении на иждивении несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц, данными об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, справкой об инвалидности гражданина или членов его семьи и т.п.

3) на депозитный счет арбитражного суда вносятся денежные средства на выплату осуществляемых за счет гражданина расходов финансового управляющего на оплату услуг лиц, обеспечивающих исполнение возложенных на финансового управляющего обязанностей (в случае, если гражданин дал согласие на такое привлечение и указал в заявлении о признании гражданина банкротом максимальный размер осуществляемых за счет гражданина расходов финансового управляющего на оплату услуг привлекаемых лиц). Размер таких расходов определяется гражданином самостоятельно.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения этой суммы.

Кроме того, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве подлежат сведения:

о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;

о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;

о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;

о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;

об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;

об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;

об отмене или изменении вышеуказанных сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

о проведении собрания кредиторов;

о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;

о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;

о завершении реструктуризации долгов гражданина;

о завершении реализации имущества гражданина;

иные предусмотренные параграфом 1.1 главы Х Закона о банкротстве сведения.

Плата за включение сведений, подлежащих опубликованию, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве должна составлять не более половины платы, предусмотренной за включение сведений, подлежащих опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника — юридического лица.

2) государственная регистрация прав должника на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) выполнение работ (оказание услуг) для должника, необходимых для государственной регистрации таких прав (например, проведение кадастрового учета земельного участка должника);

4) услуги оценщика, реестродержателя, аудитора;

5) услуги оператора электронной площадки.

6) услуги иных привлеченных лиц (например, юриста, бухгалтера);

7) судебные расходы, в том числе оплата государственной пошлины;


Нередко к нам обращаются клиенты с такой задачей: затянуть введение процедуры банкротства, когда заявление уже подано кредитором. Судебные лайфхаки по отложению судебных заседаний мы опишем в этой статье.

Лайфхак № 1: ищем формальные основания

Итак, ознакомившись с материалами дела, то бишь поданного заявления кредитора о банкротстве должника, грамотный юрист в первую очередь смотрит на соблюдение формальных оснований, дающих право подать иск. К ним можно отнести:

Отсутствие любого из вышеуказанных моментов — это 100% основание для оставления иска без рассмотрения.

Кроме того, есть формальные основания и для затягивания процедуры:

1. Кредитор не прислал заявление должнику или прислал его без приложений.

Действия: подаем ходатайство об отложении судебного заседания для ознакомления с материалами дела.

2. Кредитор не приложил к иску и/или не принес на судебное заседание первичную документацию: договоры, накладные, акты и т.д.

Действия: указываем на отсутствие документов в отзыве или устных пояснениях, просим отказать в иске со ссылкой на п.26 Постановления пленума ВАС № 35 от 22.06.2012г.

Лайфхак № 2: финансирование процедуры банкротства

В соответствии с действующим законодательством финансирование процедуры банкротства ложится на плечи должника. Но что делать, если у должника денег и имущества нет? В этом случае закон предлагает кредитору взять на себя эту ношу.

Причем, при банкротстве физического лица, как уже было сказано выше, закон обязывает кредитора сразу принять на себя бремя оплаты вознаграждения и расходов на процедуру.

А вот при банкротстве юридического лица часто удается обойтись лишь согласием кредитора на финансирование на сумму не менее 200 000 рублей. Однако, если состояние кредитора позволяет усомниться в его платежеспособности или согласие отсутствует, то есть шанс не ввести банкротство. Напомню, что это работает лишь в случае отсутствия имущества у самого должника, по крайней мере, ликвидного имущества.

Действия: анализируем состояние кредитора. Если по данным Контур-фокуса/Спарка и иных аналогичных баз данных активы кредитора минимальны, смело пишем в отзыве, что не стоит доверять кредитору на слово, и просим суд обязать заявителя внести на депозит суда определенную сумму. Естественно это сработает лишь при отсутствии у должника ликвидного имущества, достаточного для финансирования банкротства.

Лайфхак № 3: мировое соглашение

Классическая в общем-то схема, которая позволяет затянуть процедуру на несколько месяцев, если соблюдать верный порядок действий.

  1. Ходатайство об отложении для подготовки проекта мирового соглашения, для подтверждения серьезности намерений вносим небольшую сумму в счет погашения задолженности;
  2. К следующему заседанию приносим проект мирового соглашения, передаем стороне на утверждение; для подтверждения платежеспособности приносим справки о дебиторах, иных активах, о судебных спорах с должниками и т.д.;
  3. К следующему заседанию вносим корректировки в проект мирового соглашения, еще раз оплачиваем небольшую сумму.

Конечно, пройти все эти этапы возможно лишь при согласии кредитора на решение вопроса мирным путем. Однако даже если кредитор будет активно возражать, на одно отложение вы можете смело рассчитывать.

Лайфхак № 4: оспаривание судебных актов

Оспаривание практически любых отказов — замечательный способ затянуть суд на пару лет). Дело в том, что при рассмотрении апелляционной, кассационной и иных жалоб все материалы банкротного дела уйдут в другую инстанцию. А нет дела — нет судебного заседания. Однако не забывайте про злоупотребление правом!

  1. В рамках дела о взыскании задолженности подаем в суд иск о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. Параллельно подаем в суд в рамках дела о банкротстве ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения иска о пересмотре судебного акта;
  3. Откладываемся по одной из вышеназванных причин;
  4. Отказ в удовлетворении ходатайства оспариванием в вышестоящих инстанциях.

Лайфхак № 5: свои кредиторы

Чудесное средство при наличии большой задолженности перед рядом чужих кредиторов.

  1. Заменяем подателя иска правопреемником через выкуп долга, откладываемся для оформления процессуального правопреемства;
  2. Быстро подаем несколько исков от своих кредиторов, которые попадают в очередь (конечно, тут надо подготовиться: нужны свои кредиторы с решением суда!)
  3. И долго-долго заключаем с ними мировые: сначала с первым, потом со вторым и так далее.

Резюме

Информация в статье актуальна на дату публикации на нашем сайте igumnov.group.

Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.

__

Игумнова Анна

эксперт по сохранению активов, юрист-судебник

Специализация: подготовка и сопровождение сделок с недвижимостью и землей в предбанкротный период. Судебная защита интересов добросовестного приобретателя. Организация и сопровождение публичных торгов по реализации имущества должника.

Можно выделить два ключевых аргумента, которые нередко останавливают должника от практического использования процедуры банкротства. Первый касается юридической и организационной сложности мероприятия. Второй связан с необходимостью нести существенные расходы.

Проблема сложности объясняется жестким регламентом процедуры, детально прописанным действующим законодательством, а конкретно – положениями №127-ФЗ (датируется 26.10.2002). Что касается стоимости банкротства для физлица, вопрос заслуживает отдельного и более внимательного рассмотрения.

Первым делом необходимо отметить, что любое подобное мероприятие имеет уникальные особенности. Как следствие – и стоимость процедуры банкротства следует определять индивидуально для каждого конкретного случая.

Стоимость и расходы в процедуре банкротства

Объявление стоимости услуг до изучения конкретной ситуации выступает яркой и очень наглядной демонстрацией низкого уровня квалификации юриста. Рассмотрим основные подходы к ценообразованию в этой сфере, а также ключевые статьи финансовых расходов, необходимых для успешного осуществления процедуры банкротства гражданина.

Ценообразование в процедуре банкротства

С некоторой долей условности коммерческие предложения, имеющиеся на сегодняшнем российском рынке, делятся на три больших категории. Каждую из них имеет смысл описать подробнее.

  1. Стоимость банкротства рассчитывается на базе одного из двух параметров – величины задолженности или размера активов организации или гражданина, планирующего реализовать процедуру признания финансово несостоятельным. Итоговая цена мероприятия определяется либо в процентах от указанных показателей (например, 5% или 12%), либо по заранее разработанной шкале (активы до 1 млн. руб. – стоимость услуги в пределах 100 тыс. руб., активы в размере 1-5 млн. руб. – цена банкротства 250 тыс. руб. и т.д.) Отличительной особенностью подобной методики выступает формализация процесса ценообразования, что сложно отнести к достоинствам.
  2. Стоимость проведения процедуры определяется на основании требуемого количества трудозатрат. Речь в данном случае идет о человеко-часах задействованных в мероприятии специалистов – финансового управляющего, юристов, консультантов, бухгалтеров и т.д. Альтернативный вариант расчета базируется на количестве кредиторов, так как с каждым из них требуется работать отдельно. Такая методика является достаточно объективной, но требует детального учета рабочего времени, что является трудно решаемой на практике задачей.
  3. Стоимость признания гражданина или организации финансово несостоятельной вычисляется путем составления калькуляции расходов на процедуру банкротства. При этом в расчет включаются такие статьи затрат, как оплата услуг финансового управляющего, зарплата юристов и юрисконсультов, бухгалтеров, эксперта-оценщика и других специалистов, расходы на публикацию объявлений и почтовую пересылку документов, другие подобные затраты.

Именно последний вариант расчета справедливо считается наиболее объективным. Важным его достоинством выступает возможность прозрачного формирования цены, когда каждая статья затрат легко проверяется посредством изучения подтверждающих документов.

Важно. Невыполнение этих базовых принципов – прозрачности, проверяемости и документального подтверждения расходов – становится серьезным аргументом для отказа от сотрудничества с подобным специалистом.

Стоимость и расходы в процедуре банкротства

Как самому рассчитать стоимость банкротства?

Учитывая сказанное выше, метод калькуляции фактических расходов на процедуру банкротства физлица заслуживает более внимательного изучения. Рассмотрим каждую статью затрат отдельно.

Сбор документов

Перечень документации, необходимой для запуска процедура банкротства, имеет весьма внушительный вид. В его состав входят: выписка из ЕГРН, справка об отсутствии регистрации ИП, выписки с расчетных и депозитных счетов, другие подобные документы.

Первые два из них требуют уплаты государственной пошлины, расходы на остальные определяются индивидуально. Общие затраты на сбор документации оцениваются примерно в одну-полторы тысячи рублей. Иногда удается снизить сумму, если заказывать и скачивать документы в электронном виде.

Госпошлина за подачу заявления

Величина госпошлины за рассмотрение дела о банкротстве гражданина установлена на уровне 300 руб. Юридическому лицу при подаче искового заявления о признании финансово несостоятельным придется заплатить заметно больше – 6 тыс. руб. Оплата производится до подачи иска, так как квитанцию требуется приложить при предоставлении документа в судебный орган.

Оплата услуг финансового управляющего

Действующее законодательство жестко регламентирует размер вознаграждения специалисту. Он составляет 25 тыс. руб. за каждую процедуру признания гражданина банкротом. Указанная сумма вносится на специальный депозит по реквизитам, которые представляются судом.

Допускается подача ходатайства об отсрочке перечисления денежных средств. Документ рассматривается судьей и подлежит удовлетворению или отказу. В любом случае услуги финансового управляющего оплачиваются в обязательном порядке и в первую очередь.

Важно понимать, что 25 тыс. руб. – это денежные средства, которые выплачиваются в качестве оплаты труда специалиста. Все сопутствующие расходы на проведение мероприятий компенсируются управляющему дополнительно. При этом они должны быть документально подтверждены.

Расходы на опубликование информации в Федеральном реестре

Организацией публикации в официальном СМИ и на Федресурсе занимается управляющей. Но расходы на размещение объявления оплачивает должник. В ходе реализации процедуры банкротства требуется опубликовать несколько извещений. Стандартная стоимость одного составляет 800 руб.

Почтовые расходы

Еще одна существенная статья затрат – расходы на отправку почтовых писем. Далеко не всегда должник представляет, насколько обширной является переписка в процессе признания его финансово несостоятельным. Тем более – при большом количестве кредиторов.

Переписка ведется с использованием заказных писем с уведомлением о вручении, так как требуется документальное подтверждение их отправки и доставки. В результате величина почтовых расходов нередко составляет от 3-4 тыс. до 10 или даже 15 тыс. рублей.

Затраты на организацию и проведение торгов

Еще одна статья расходов, которая сильно зависит от специфики конкретного дела. Требуемые затраты определяются с учетом количества и характеристик имеющихся у должника активов, необходимости проведения независимой оценки и других подобных параметров. Общая величина расходов определяется индивидуально и доказывается подтверждающими документами.

Минимальная стоимость процедуры

Анализ множества успешно реализованных процедур банкротства и приведенные выше данные позволяют сделать следующий вывод о примерной величине необходимых расходов. Если речь идет о простом одноступенчатом мероприятии при небольшом числе кредиторов и отсутствии активов, придется потратить примерно 55-60 тыс. руб.

Для двухэтапной процедуры банкротства с обширной перепиской с кредиторами и необходимостью организации торгов имуществом должника стоимость составит в пределах 85-95 тыс. руб.

Сколько на самом деле стоит обанкротится

Дополнительные расходы

Все перечисленные выше расходы можно назвать обязательными. Но далеко не всегда в ходе практической реализации процедуры банкротства гражданина удается ограничиться только ими. Нередко возникает необходимость в дополнительных затратах.

Например, оплате услуг квалифицированного юриста. Эта статья расходов варьируется в широких пределах. Ее величина определяется сложностью конкретного дела. В большинстве случаев не стоит рассчитаться на сумму меньше 50 тыс. руб.

Важно понимать, что понесенные на приглашение профессионала средства в подавляющем большинстве случаев окупаются за счет снижения других расходов, в частности, выплат кредиторам или возмещения расходов управляющего, связанных с процедурой банкротства.

Присутствие в деле грамотного юриста практически всегда ведет к снижению общего размера затрат на признание гражданина финансово несостоятельным. А потому экономить на квалификации специалиста и тем более – его приглашении – попросту нецелесообразно с финансовой точки зрения.

Другой статьей дополнительных расходов выступает сбор недостающих или отсутствующих документов, а в ряде случаев – их нотариальное заверение. Определить величину этой статьи затрат удается только после детального изучения материалов дела и имеющейся у заявителя документации.

На этой статье расходов также не стоит экономить. Дело в том, что наличие разнообразных документов, подтверждающих позицию должника, например, об объективности возникших у него финансовых проблем, позволяет сделать процедуру банкротства более быстрой и менее сложной для заявителя.

Поэтому намного правильнее грамотно подготовиться к судебному разбирательству путем предварительного сбора исчерпывающего набора документации. Причем ему должен предшествовать профессиональный юридический аудит имеющихся у должника документов.

Резервы экономии расходов

Необходимость в проведении процедура банкротства возникает в том случае, когда должник испытывает серьезные финансовые проблемы. В подобной ситуации вполне естественным выглядит его желании минимизировать расходы на реализацию мероприятия.

Но такое решение должно базироваться на четком понимании того, где имеет смысл экономить, а в каком случае желание сберечь денежные средства оборачивается намного большими расходами.

В качестве типичного примера можно привести уже рассматриваемую статью затрат на приглашение юриста. С одной стороны, осуществляемые им работы – сбор документации, общение с кредиторами и финансовым управляющим, представительство интересов в суде и т.д. – могут быть выполнены самим должником. Это позволит не платить специалисту, что ведет к уменьшению расходов.

С другой стороны, процедура банкротства – сложное с юридической и организационной точки зрения мероприятие. Поэтому нет никаких гарантий, что уровень правовой подготовки должника окажется достаточным для того, чтобы сделать все правильно. А любая ошибка или допущенная неточность могут привести к намного большим расходам, чем необходимы для оплаты услуг профессионального юриста.

Другими словами, любое решение об экономии должно сопровождаться тщательным анализом и пониманием возможных последствий. Только в этом случае удастся по-настоящему минимизировать затраты, а не добиться прямо противоположного – увеличения судебных и сопутствующих расходов на реализацию процедуры банкротства.

Важно. Самый простой способ получить объективное представление о сложности планируемого мероприятия – это консультация грамотного специалиста. Первое общение с профессиональным юристом проходит, как правило, бесплатно. Но оно позволяет составить мнение как об уровне его подготовки, так и о реальном перечне действий, выполнение которых необходимо для признания гражданина финансово несостоятельным.

Вместо вывода

Признание физического лица банкротом – далеко не самая простая и короткая юридическая процедура. Она требует не только немало времени, но и существенных финансовых затрат. Нередко общая стоимость реализации мероприятия составляет 100 или даже 150 тыс. рублей.

Она формируется из нескольких статей расходов – обязательных и дополнительных, включая услуги финансового управляющего, различные государственные пошлины, работу юристов, бухгалтеров и других специалистов.

Перед должником всегда встает вопрос о возможности минимизировать затраты на процедуру банкротства. Но любое подобное решение должно базироваться на четком понимании способности выполнить те или иные работы собственными силами.

В противном случае отказ от услуг квалифицированного специалиста обернется не снижением, а увеличением общих расходов на проведение процедуры банкротства.

Оставьте заявку и мы вас проконсультируем об условиях, сроках и последствиях прохождения процедуры банкротства совершенно бесплатно.

Стоимость и расходы в процедуре банкротства Статья: Стоимость и расходы в процедуре банкротства Юлия Комбарова

Процесс признания юридического лица несостоятельным (банкротом) проходит по определенному алгоритму, в нем задействован широкий круг лиц, среди которых: непосредственно должник, кредиторы, суд, арбитражный управляющий и иные участники дела. Для каждой из сторон процедура банкротства предполагает наличие установленного порядка действий, строго регламентированных законодательством. В данном материале расскажем, как в соответствии с законом проводится банкротство юридического лица в 2021 году. Пошаговая инструкция – перечень шагов, выполнение которых влечет признание финансово несостоятельной организации таковой официально, через суд. Также подробно рассмотрим все стадии (процедуры), которые предусмотрены при банкротстве.

Пошаговая инструкция по проведению банкротства в 2021 году

Банкротство юридического лица: пошаговая инструкция

Вместо внесения депозита за услуги управляющего допускается подать ходатайство о финансировании процедуры банкротства за счет имущества должника (при наличии), однако суд может не удовлетворить такую просьбу.

Если в суд с заявлением о банкротстве обращается не должник, а кредитор (в том числе работник организации), то документы подбираются согласно ст. 40 ФЗ № 127. Дополнительно, вне зависимости от того, кто выступает заявителем, в обязательном порядке учитываются требования ст. 126 АПК РФ о приложениях к иску.

Далее, если Арбитражный суд выносит соответствующее решение и открывает дело о банкротстве, назначается управляющий, который принимает на себя ответственность за дальнейший ход процесса.

Процедуры банкротства юридического лица

После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него приостанавливаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.

Банкротство юридического лица: пошаговая инструкция

Необходимость и очередность вводимых процедур определяет суд. Однако кредиторы и должник также имеют инструменты влияния на их запуск и остановку.

Наблюдение

В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.

Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.

Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:

  • провести анализ финансового состояния банкрота;
  • принять меры по сохранности имущества банкрота;
  • выявить всех кредиторов должника;
  • назначить дату первого собрания кредиторов и уведомить их об этом по почте не позднее 14 дней до начала собрания. (ФЗ № 127, ст. 13);
  • ввести в свой реестр законные требования кредиторов;
  • предъявить суду отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.

Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):

  • предприятие-банкрот не имеет права без разрешения временного управляющего кредитовать и кредитоваться либо передавать имущество в доверительное управление;
  • нельзя без ведома временного управляющего совершать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
  • запрещено проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать от имени банкрота новые юрлица или входить в состав других юрлиц;
  • нельзя размещать на фондовом рынке свои акции, облигации;
  • банкрот не вправе создавать новые филиалы и представительства;
  • руководству предприятия запрещено из прибыли выплачивать дивиденды акционерам и денежные доли учредителям.

По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.

Максимальный срок, установленный законом для проведения процедуры — семь месяцев. Однако, часто этот срок существенно продлевается по разным причинам, связанным как работой судов, так и с необходимостью провести тщательную проверку деятельности компании со стороны управляющего. После все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.

При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.

Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).

Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.

Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.

Внешнее управление

Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры финансового оздоровления. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:

  • отказаться в течение первых трех месяцев от исполнения ранее заключенных невыгодных сделок. При этом сделки не должны быть частично или полностью реализованы;
  • расторгнуть в течение первых трех месяцев невыгодные договоры.

Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.

Конкурсное производство

Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.

Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.

  • имущество, которое изъято из оборота, с продаваемого предприятия (ст. 132 ФЗ № 127);
  • социально-значимые объекты и объекты культурного наследия (они продаются отдельно, в порядке, установленном ст. 110 ФЗ № 127);
  • личное имущество и имущественные права третьих лиц;
  • залоговое имущество – оно не исключается, но учитывается отдельно (ст. 131 ФЗ № 127).

Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.

По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):

  • Кредиторы первой очереди – это лица, требующие законной компенсации, чья жизнь или здоровье пострадали от действий должника.
  • Кредиторы второй очереди – лица, работавшие на должника по трудовому договору.
  • Кредиторы третьей очереди – все иные физлица и юрлица, перед которыми образованы долговые обязательства: банки, партнеры, контрагенты.

Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.

Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).

Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:

  • расходы, связанные с процессом судебного разбирательства, в том числе вознаграждение управляющему;
  • зарплаты физлиц, которые были наняты по трудовому договору уже после подачи в суд заявления о банкротстве;
  • гонорары привлечённым лицам: оценщику, аукционному персоналу;
  • коммунальные и другие эксплуатационные платежи;
  • иные платежи.

В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.

Мировое соглашение

В любой момент кредитор и должник могут прийти к мировому соглашению и остановить тем самым банкротство. Соглашение оформляется в письменном виде и передается в арбитраж. После утверждения судом ни одна из сторон не может выйти из мирового соглашения. Все участники обязаны следовать положениям заключенного компромисса. Иначе дело о банкротстве будет восстановлено с преимуществом для добросовестного исполнителя.

Мировое соглашение со стороны должника подписывает уполномоченный представитель, а со стороны кредиторов — лицо, выбранное на общем собрание кредиторов.

В условиях соглашения могут быть прописаны сроки погашения задолженности, взаимозачет требований, передача должником доли в уставном капитале. В качестве отступных банкротом могут быть предложены денежные суммы и ценные бумаги. По мировому соглашению можно изменить сроки платежей и размер выплат. Но при этом стоит учитывать, что судья может не утвердить соглашение, если решит, что оно не соответствует определенным требованиям.

Арбитражный суд вправе отказать в утверждении поданного мирового соглашения, если обнаружил следующее:

  • по факту не погашены долги кредиторам 1,2 очереди;
  • нарушен непосредственно порядок заключения мирового соглашения;
  • не соблюдена форма процедуры;
  • предложенная процедура нарушает права третьих лих;
  • условия заключаемого соглашения противозаконны;
  • сделки, прописанные в условии, ничтожны по своей сути (мизерная оплата, чрезмерно малый объем поставок и т.д.).

Решение судьи об отказе может быть обжаловано, но в судебной практике редко утверждают мировое соглашение, которое уже ранее было отклонено судом.

Читайте также: