Ан 22 военно транспортный самолет список самых больших воздушных судов

Обновлено: 25.06.2024


Военно-транспортный самолет Ан-22 предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.

В начале 60-х годов опытное конструкторское бюро О.К.Антонова приступило к проектированию военно-транспортного самолета большой грузоподъемности Ан-22. 27 февраля 1965 г. летчик-испытатель Ю.Курлин совершил на нем первый полет. В октябре 1967 г. начались государственные испытания. В 1968 г. самолет Ан-22 поступил в серийное производство и в 1969 г. был принят на вооружение авиационных частей военно-транспортной авиации.

Конструктивные и компоновочные особенности

Аэродинамическая схема - цельнометаллический моноплан с верхним расположением свободнонесущего крыла, приподнятой хвостовой частью фюзеляжа и двухкилевым хвостовым оперением.

Особенностями конструкции самолета являются двухкилевое оперение, значительный вырез под грузовой люк размером 4,4х16 м, соосные винты с коэффициентом полезного действия, превышающим 90 %.

Фюзеляж представляет собой полумонокок с работающей обшивкой. Каркас фюзеляжа состоит из набора стрингеров, шпангоутов и балок. Обшивка выполнена из дюралюминиевых листов, толщиной 1,2-2,5 мм. По длине фюзеляж делится на четыре части: носовую, среднюю, хвостовую и законцовку. В носовой части размещается герметическая кабина экипажа и лиц, сопровождающих груз, в средней - герметическая грузовая кабина, в хвостовой - грузовой люк.

Ан-22 оснащен наклонным трапом-рампой, устанавливаемым на различных уровнях от земли до погрузочной эстакады или кузова грузового автомобиля, четырьмя тельферами грузоподъемностью по 2,5 т, что ускоряет и облегчает процессы загрузки и выгрузки независимо от наличия аэродромных средств.

Крыло - трапециевидной формы в плане, кессонного типа, делится на центроплан, четыре средние и две отъемные части. Центроплан и средние части состоят из трех лонжеронов, набора нервюр, верхних и нижних прессованных панелей. Средние части несут на себе двигатели и двухщелевые закрылки. Отъемные части двухлонжеронные с набором нервюр, верхней и нижней силовыми панелями. На отъемных частях размещены элероны с серворулями и сервокомпенсаторами.

Хвостовое оперение - свободнонесущее, двухкилевое. Силовой набор стабилизатора и каждого киля состоит из двух лонжеронов, нервюр и панелей. Руль высоты и каждый руль направления - однолонжеронные с нервюрами и химически фрезерованной обшивкой, имеют серворули.

Шасси самолета - трехопорное: две главных опоры и одна передняя нога. Каждая главная опора состоит из трех стоек с рычажной подвеской двух тормозных колес, амортизаторов, гидроцилиндров уборки и выпуска шасси. Передняя нога имеет амортизационную стойку, два тормозных колеса с рычажной подвеской, рулевой механизм и гидроцилиндр. Уборка и выпуск шасси, торможение колес главных опор, выпуск и уборка закрылков, поворот колес передней ноги осуществляются двумя гидросистемами.

Система управления шасси позволяет изменять давление в пневматиках, что делает возможным эксплуатацию не только с бетонированных ВПП, но и с грунтовых или заснеженных аэродромов первого класса.

Управление самолетом двойное, смешанное. В фюзеляже проводка тросовая, в крыле и хвостовом оперении - жесткая из дюралюминиевых тяг. В систему управления рулями и элеронами включены двухкамерные необратимые гидроусилители, автоматы загрузки с электромеханизмами триммерного эффекта и рулевые машины системы автоматического управления САУ-1Т. Высокая степень безопасности полета достигнута возможностью перехода на ручное серворулевое управление при отказе бустерной системы.

На самолете предусмотрено стояночное стопорение рулей, элеронов, закрылков и механизма поворота колес передней ноги.

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя НК-12МА конструкции Н.Д.Кузнецова; четыре соосных флюгерных воздушных винта АВ-90; топливная система, состоящая из двадцати мягких баков и десяти топливных баков-отсеков, общая емкость 127619 л; масляная система каждого двигателя с баком емкостью 198 л; система нейтрального газа; противопожарное оборудование, вспомогательная газотурбинная установка.

Двигатель НК-12МА занесен в Книгу Гиннесса как самый мощный турбовинтовой двигатель в мире.

Оборудование самолета: приборное - приборы пилотажно-навигационные и контроля работы силовой установки; радиосвязное - четыре радиостанции различных диапазонов, СПУ-8, АРК-11, радиовысотометр РВ-4; электрооборудование - источники и потребители переменного и постоянного тока; высотное - система кондиционирования воздуха в гермокабинах; противообледенительная система - тепловая и электротермическая; десантно-транспортное и санитарное; бытовое оборудование.

Применение, участие в исторических событиях

В 1965 г. самолет Ан-22 был показан на международном авиационном салоне в Ле Бурже, получив там самые восторженные отзывы не только журналистов, но и специалистов.

В декабре 1965 г. экипаж летчика-испытателя И.Давыдова поднял Ан-22 с грузом 88103 кг на высоту 6600 м, установив в одном полете сразу 12 мировых рекордов. В общей сложности на Ан-22 было установлено 40 мировых рекордов.

Основное назначение самолета Ан-22 - выполнение десантно-транспортных операций. В грузовой кабине размещаются 151 десантник или 292 солдата, или 202 раненых.

Впервые самолеты Ан-22 широко применялись в ходе общевойсковых маневров "Двина" в марте 1970 г. В этом же году была доставлена гуманитарная помощь народу Перу, пострадавшему от землетрясения.

На Ан-22 доставляются нефтяникам и геологам в труднодоступные места Сибири такие грузы, как бульдозеры, экскаваторы, электростанции, мощные дизели, трубы. К наиболее важным операциям, выполненным с помощью Ан-22, относятся: оказание помощи Египту и Анголе, подвергшихся агрессии со стороны соответственно Израиля и ЮАР; доставка грузов после землетрясения в Чили и Армению; перевозка на внешней надфюзеляжной подвеске крупногабаритных элементов крыльев самолета "Руслан".

Более четверти века эксплуатируется "Антей" в частях военно-транспортной авиации. Опыт, накопленный за время его эксплуатации был использован при создании самолетов Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия". До настоящего времени Ан-22 является единственным в мире самолетом, который способен с тяжелым грузом приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы и взлетать с них. По транспортным возможностям Ан-22 превосходит Ил-76М в 1,4 раза.

Ан-22 № 03340209 находится в экспозиции музея ВВС в г.Монино. В музей на аэродром Монино этот самолет перегнал экипаж подполковника Боровских (войсковая часть, г.Иваново). Двигатели НК-12МА №№ Ф242А09, Ф822А06, Ф032А07, Ф212А03.


Авиация

Ан-22 Антей

Одним из ведущих центров по созданию транспортных самолетов в СССР традиционно считалось КБ Антонова. В конце 50-х годов КБ Антонова приступило к разработке тяжелого транспортного самолета, способного доставлять к месту боевых действий не только личный состав, но и боевую технику, включая танки. Однако, главной задачей нового самолета являлась доставка межконтинентальных баллистических ракет и стартового оборудования. Идея была следующая: самолет должен доставлять ракеты на ближайший к пусковой шахте аэродром, а непосредственно на место ракета должна была доставляться вертолетом.

Ан-22 Антей

В это время в Советском Союзе для стратегических бомбардировщиков был разработан великолепный турбовинтовой двигатель НК-12, именно его разработчики и использовали для нового транспортного самолета. В 1960 году вышло Постановление Совета Министров о начале создания новой машины. Требования к ней были весьма жесткие: самолет должен был иметь грузоподъемность не менее 50 тонн, использовать для взлета и посадки необорудованные площадки и перевозить широкую номенклатуру грузов, в том числе крупногабаритные и негабаритные грузы.

Ан-22 Антей

Ан-22 Антей

Сразу после окончания испытаний, в 1969 году Ан-22 выполнил несколько рекордных международных перелетов (дабы доказать советское техническое превосходство): в Ханой и в Лиму (Перу). Незадолго до этого, в Перу случилось разрушительное землетрясение, и правительство СССР направило гуманитарную помощь в эту страну.

Ан-22 Антей

Ан-22 за годы своей службы выполнил огромный объем работы для различных сфер народного хозяйства СССР. Так, например, этот самолет активно использовался при освоении Сибири и Дальнего Севера. Самолет перевозил оборудование для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, крупногабаритную строительную и грузовую технику, электростанции и генераторы. Работа в экстремальных условиях Заполярья показала высокую надежность машины, летчики любили ее. На самолете Ан-22 было установлено более сорока мировых рекордов, в том числе по дальности полета и грузоподъемности.

Ан-22 Антей

Описание Ан-22

Ан-22 создан по классической схеме, он имеет широкий фюзеляж, с высоким расположением крыла. Кабина пилотов находится в передней части самолета, а грузовой люк сзади. Фюзеляж разделен на несколько частей. Носовая часть разделена на две палубы, на нижней палубе находится кабина штурмана, а на верхней – кабина остального экипажа. Также в носовой части находится небольшой пассажирский салон. В средней части самолета находится грузовой отсек, он герметичен, имеет титановый пол и приспособления для погрузочных работ. Конструкция грузового отсека позволяет производить десантирование боевой техники и личного состава.

Ан-22 Антей

Хвостовое оперение двухкилевое, состоит из руля высоты и двух килей с поворотными рулями. Шасси самолета имеет три опоры, носовая стойка шасси имеет два колеса, а основные – по три стойки с двумя колесами. Давление воздуха в колесах шасси можно автоматически регулировать, как в воздухе, так и на земле. Это дает возможность взлета и посадки с необорудованных площадок.

На самолете установлено четыре турбовинтовых двигателя НК-12МА, они приводят в движение четырехлопастные соосные винты (передний винт крутится вправо, а задний – влево) и обеспечивают машине высокую скорость и грузоподъемность. Одной из важных особенностей Ан-22 является крайне низкий расход топлива.

Конструкция Ан-22 Антей

Технические характеристики самолета

Ниже приведены тактико-технические характеристики самолета.

Масса самолета, кг

Скорость

Ан-22 Антей

Известны несколько модификаций данной машины, которые были построены для различных целей и в разное время. Но еще более интересны модификации этого самолета, которые разрабатывались, но так и не пошли в серию.

4

Ан-22 Антей — советский тяжёлый турбовинтовой военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ им. Антонова начала 1960-хх.

История Ан-22

Первичные ислледования по широкофюзеляжному транспорту в ОКБ Антонова велись еще в 1950-хх, но, к концу десятилетия, исследования стали перетекать в серьезную разработку. Техническое предложение по самолету, получившему обозначение ВТ-22, завершилась в августе 1960 г. Самолет был рассчитан для перевозки грузов до 50 т на расстояние 3500 км, а также воздушного десантирования до 15 т. ВТ-22 оснащался четырьмя ТВД НК-12МВ максимальной мощностью по 15000 л.с.

1

Первый полёт самолет совершил 27 февраля 1965 года с аэродрома Киевского авиазавода. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась 15 июня 1965 года на авиасалоне в Ле Бурже.

Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе. Первые Антеи стали поступать в ВВС в январе 1969 года. Производство самолёта продолжалось до января 1976 года. Было выпущено 66 самолетов, из них 22 — в варианте Ан-22А. Производство было прекращено в пользу расширения производства новейшего в то время турбореактивного военно-транспортного самолёта Ил-76, которое развернулось на Ташкентском авиазаводе в начале 70-х годов. Турбовинтовые двигатели стали считаться устаревшими и более сложными в обслуживании и ремонте.

По состоянию на 2010 год эксплуатировалось семь самолётов Ан-22 (шесть в России и один на Украине), и ещё 18 находилось на хранении.

Конструкция Ан-22

Ан-22 — четырёхмоторный турбовинтовой высокоплан с двухкилевым оперением и хвостовым грузовым люком.

Носовой отсек герметичный, в нём расположена двухпалубная кабина экипажа. На нижней палубе в носовой части расположена кабина штурмана, а за ней два кубрика пассажирской кабины. На верхней палубе в носовой части расположена кабина остальных членов экипажа, а за ней третий кубрик пассажирской кабины.

Средний отсек герметичный, в нём находится грузовая кабина. Грузовой пол с рифлёным настилом, выполненным из титанового сплава. Наклонная трап-рампа, устанавливаемая на различных уровнях, позволяет осуществлять погрузку техники как с земли, так и с платформы или кузова автомобиля.

Хвостовой отсек герметичный. Он включает часть грузовой кабины и грузовой люк, закрывающийся рампой с задней створкой.

Четвёртый, негерметичный, отсек образует хвостовую законцовку фюзеляжа.

Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа. По всему размаху задней кромки отъёмной части располагается элерон с серворулями и сервокомпенсаторами. Весь размах задней кромки средней части занимает двухщелевой закрылок с дефлектором. Крыло состоит из трёх лонжеронов, в центроплане и средних частях, и двух — в отъёмных частях, набора нервюр, верхних и нижних прессованных панелей. Средние части несут на себе двигатели.

Видео Ан-22 : Видео взлета самолета

Хвостовое оперение — свободнонесущее, состоит из стабилизатора с рулём высоты и двух килей с рулями направления.

Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна носовая. Каждая главная опора состоит из трёх двухколёсных стоек, стоящих друг за другом. Носовая опора имеет амортизационную стойку, два тормозных колеса с рычажной подвеской, рулевой механизм и гидроцилиндры уборки и выпуска шасси.

Силовая установка состоит из четырёх турбовинтовых двигателей НК-12МА с воздушными винтами АВ-90. Двигатели размещены так, что 45 % площади крыла интенсивно обдувается винтами, за счёт чего несущие свойства крыла увеличились почти на 30 %. Топливо размещается в 20 мягких баках. Вместимость топливных баков — 127 619 л.

Ан-22 оснащён соосными четырёхлопастными сдвоенными воздушными винтами АВ-90). Передний винт вращается вправо, а задний — влево.

Модификации

  • Ан-22 – базовый вариант самолета
  • Ан-22А — Доработанный. Отличался воздушными стартерами. Изготовлено 28 самолётов.
  • Ан-22ПЗ — Самолёт для перевозки крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225 на внешней подвеске. В 1980—1983 годах переоборудовано 3 самолёта.

Так же существовало около 8 других модификаций, которые в металле реализованы не были.

Катастрофы и аварии

Интересные факты

Russian Air Force An-22 RA-09344 Monino 2006-6-3.jpg

Содержание

Аэродинамическая схема

  • четырёхмоторный турбовинтовой высокоплан с двухкилевым оперением и хвостовым грузовым люком.

История создания



Первый полёт Ан-22 совершил 27 февраля 1965 года с аэродрома Киевского авиазавода Святошино на военный аэродром в г. Узин Киевской области. В кабине находился экипаж в составе командира Ю. В. Курлина, второго пилота В. И. Терского, штурмана П. В. Кошкина, бортинженера В. М. Воротникова, бортэлектрика М. П. Раченко, бортрадиста Н. Ф. Дробышева и ведущего инженера по испытаниям В. Н. Шаталова. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась 15 июня 1965 года на авиасалоне в Ле Бурже.

По состоянию на 2010 год эксплуатировалось семь самолётов Ан-22 (шесть в России и один на Украине), и ещё 18 находилось на хранении. [2] В России по состоянию на 2011 год: RA-09342, RA-09328, RA-09329, RA-08832, RA-09309, RA-09344.

Ведущие испытатели Ан-22

  • Генерал-майор авиации Дедух С.Г
  • Полковник-инженер Панков И. М.
  • Полковник-инженер Ищеев М.П

Техническое описание



Фюзеляж

Силовая конструкция фюзеляжа состоит [3] из набора стрингеров, шпангоутов и балок. Фюзеляж состоит из 4-х частей: носовая, средняя, хвостовая и законцовка.
Носовой отсек герметичный, в нём расположена двухпалубная кабина экипажа. На нижней палубе в носовой части расположена кабина штурмана, а за ней два кубрика пассажирской кабины. На верхней палубе в носовой части расположена кабина остальных членов экипажа, а за ней третий кубрик пассажирской кабины. Аварийное покидание самолёта экипажем осуществляется через наклонный тоннель.
Средний отсек герметичный, в нём находится грузовая кабина. Грузовой пол с рифленым настилом, выполненным из титанового сплава. Наклонная трап-рампа, устанавливаемая на различных уровнях, позволяет осуществлять погрузку техники как с земли, так и с платформы или кузова автомобиля.
Хвостовой отсек герметичный. Он включает часть грузовой кабины и грузовой люк, закрывающийся рампой с задней створкой.
Четвёртый, негерметичный, отсек образует хвостовую законцовку фюзеляжа.

Крыло

Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа. Технологически разделено на семь частей: центроплан, четыре средние и две отъемные части. По всему размаху задней кромки отъемной части располагается элерон с серворулями и сервокомпенсаторами. Весь размах задней кромки средний части занимает двухщелевой закрылок с дефлектором. Крыло состоит из трёх лонжеронов, в центроплане и средних частях, и двух — в отъемных частях, набора нервюр, верхних и нижних прессованных панелей. Средние части несут на себе двигатели.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение — свободнонесущее, состоит из стабилизатора с рулем высоты и двух килей с рулями направления. Силовой набор стабилизатора и каждого киля состоит из двух лонжеронов, нервюр и панелей. Руль высоты и каждый руль направления — однолонжеронные с нервюрами и химически фрезерованной обшивкой, имеют серворули.

Шасси

Шасси самолёта — трехопорное: две главных опоры и одна носовая. Каждая главная опора состоит из трёх двухколёсных стоек, стоящих друг за другом, с рычажной подвеской; двух тормозных колес, амортизаторов, гидроцилиндров уборки и выпуска шасси. Такая установка колес имеет и значительные преимущества (плавное перекатывание через неровности ВПП и рулежных дорожек).
На Ан-22 предусмотрен не только одновременный, но и раздельный выпуск/уборка основных стоек шасси. Носовая опора имеет амортизационную стойку, два тормозных колеса с рычажной подвеской, рулевой механизм и гидроцилиндры уборки и выпуска шасси. На шасси используются высокопрофильные пневматики низкого давления. Рабочее давление в пневматиках шасси составляет 5 кгс/см².

Силовая установка



Силовая установка состоит из четырёх турбовинтовых двигателей НК-12МА с воздушными винтами АВ-90 и турбостартеров ТС-12МА. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме — 15000 л.с. Двигатели размещены так, что 45 % площади крыла интенсивно обдувается винтами, за счёт чего несущие свойства крыла увеличились почти на 30 %. Топливо размещается в 20 мягких баках, 14 из них в центроплане и ещё 6 в обтекателях шасси, а также в 10 крыльевых баках-отсеках. Баки разбиты на четыре группы, каждая из которых питает свой двигатель. Вместимость топливных баков — 127 619 л. Масляная система каждого двигателя имеет бак емкостью 198 л.

Ан-22 оснащен соосными четырёхлопастными сдвоенными воздушными винтами АВ-90. Диаметр винтов 6,2 м. Передний винт вращается вправо, а задний — влево. Винты оснащены гидромеханизмами регулирования угла установки лопастей в полёте и электрогидравлической системой флюгирования, работающей как в автоматическом, так и в ручном режимах.

Управление

Управление самолётом двойное, смешанное. В фюзеляже проводка тросовая, а в крыле и хвостовом оперении — жесткая из дюралюминиевых тяг. В систему управления рулями и элеронами включены двухкамерные необратимые гидроусилители, автоматы загрузки с электромеханизмами триммерного эффекта. Предусмотрена возможность перехода на ручное серворулевое управление при отказе бустерной системы. Есть возможность стопорения рулей, элеронов, закрылков и механизма поворота колес передней стойки при стоянке самолёта.



Погрузочно-разгрузочные средства

Комплекс бортовых погрузочно-разгрузочных средств состоит из: трап-рампы, являющейся также нижней створкой грузового люка, рольганга, двух монорельсовых электротельферов грузоподъёмностью до 2500 кг. Наклонная трап-рампа, устанавливаемая на различных уровнях, позволяет осуществлять погрузку техники, как с земли, так и с платформы или кузова автомобиля. Электротельферы способны поднимать с земли и передвигать по фюзеляжу несамоходные грузы. Ан-22 способен десантировать парашютным способом технику и вооружение массой до 22 т. Предусмотрена возможность перевозки грузов на внешней подвеске под крылом. Самолёты Ан-22 № 01-01 и 01-03 переоборудовались для перевозки крупногабаритных грузов на внешней надфюзеляжной подвеске.

Технические характеристики


Источник данных: [3]

Технические характеристики

  • Экипаж: 5-6 человек
  • Пассажировместимость: 29 человек, сопровождающих груз, или 290 солдат или 206 раненых или 151 парашютист-десантник
  • Грузоподъёмность: 60 000 кг
  • Длина: 57,31 м
  • Размах крыла: 64,40 м
  • Высота: 12,54 м
  • Площадь крыла: 345 м²
  • Масса пустого: 118 727 кг
  • Масса снаряжённого: 120 000 кг
  • Нормальная взлётная масса: 205 000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 250 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 96 000 кг
  • Силовая установка: 4 × ТВД НК-12МА
  • Мощность двигателей: 4 × 15 000 (4 × 11 190)
  • Воздушный винт: АВ-90
  • Диаметр винта: 6,20 м


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 650 км/ч
  • Крейсерская скорость: 580 км/ч
  • Практическая дальность: 5225 км
  • Перегоночная дальность: 8500 км
  • Практический потолок: 9000 м
  • Длина разбега: 1460 м
  • Длина пробега: 800—1040 м


Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.

Модификации



Проекты модификаций



Основные эксплуатанты

Катастрофы и аварии

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание происшествия
18.07.70 09303 Атлантический океан 22/22 Пропал над океаном через 47 минут после вылета из Рейкьявика, найден не был. Вероятно взорвался один из двигателей .
19.12.70 09305 Панагар 12/12 Один из винтов разрушился, осколки повредили кабели управления.
21.12.76 09318 Сеща 8/8 Испытательный полет, чрезмерное отклонение руля, скольжение и сваливание.
08.06.77 09349 Сеща 0/н.д. При взлете выкатился за пределы ВПП и сгорел, был застопорен руль высоты.
06.06.80 09311 Внуково 3/н.д. Пожар из-за перегрева АКБ, обесточивание, аварийная посадка на грунт.
13.03.87 09334 Аддис-Абеба 0/н.д. Грубая посадка, восстановлен и находится на хранении в музее ВВС РФ в Монино.
11.11.92 09303 Мигалово 33/33 Преждевременная уборка закрылков при взлёте на перегруженном самолёте.
19.01.94 09331 Мигалово 7/10 Потерпел катастрофу вскоре после взлёта из-за нештатной работы управления элеронами.
28.12.10 09343 Красный Октябрь, Тульская область 12/12 Падение с эшелона. Отказ техники [7] . Впоследствии были вручены Ордена Мужества, посмертно [8]

Интересный факт



Читайте также: