Акты прокурорского реагирования на незаконные действия проступки и правонарушения судебных приставов

Обновлено: 18.05.2024

от 27 мая 2011 года N 249

О рассмотрении актов прокурорского реагирования в Федеральной службе судебных приставов

(с изменениями на 7 ноября 2013 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях упорядочения работы по рассмотрению актов прокурорского реагирования в Федеральной службе судебных приставов

Форму оперативной отчетности Федеральной службы судебных приставов N АПР-2011 "Сведения о рассмотрении актов прокурорского реагирования в территориальных органах ФССП России" (приложение N 1) и инструкцию по ее заполнению (приложение N 2).

2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации:

2.1. Проводить проверки фактов, изложенных в актах прокурорского реагирования, силами подразделений аппаратов управления территориальных органов ФССП России, по направлениям деятельности которых выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.

Исходя из результатов проведенной проверки, рассматривать вопрос о назначении служебных проверок в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства.

2.2. При подтверждении фактов нарушения действующего законодательства, изложенных в актах прокурорского реагирования, принимать меры к устранению указанных нарушений и недопущению их совершения впредь.

Выявлять и анализировать причины и условия, способствовавшие нарушению действующего законодательства.

2.3. Инициировать участие представителей органов прокуратуры в рассмотрении результатов проверок, проведенных в связи с внесением актов прокурорского реагирования.

2.4. Принимать меры к обжалованию актов прокурорского реагирования в порядке подчиненности в вышестоящий орган прокуратуры Российской Федерации или в судебном порядке при выявлении в этих актах не соответствующих действительности доводов либо необоснованных требований.

Обеспечить учет отозванных прокурорами актов прокурорского реагирования.

2.5. Изучать в ходе проверок структурных подразделений состояние работы по устранению причин и условий, способствующих нарушениям законодательства Российской Федерации, отмеченным в актах прокурорского реагирования.

проведение рабочих встреч заместителей руководителей территориальных органов ФССП России - заместителей главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, а также начальников отделов аппаратов управления территориальных органов ФССП России при их выезде в структурные подразделения с представителями органов прокуратуры в целях выработки и принятия согласованных мер по предотвращению нарушений законодательства;

незамедлительное направление начальниками отделов - старшими судебными приставами территориальных органов ФССП России представлений, внесенных непосредственно в их адрес, руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации без рассмотрения в структурном подразделении с одновременным уведомлением об этом прокуроров, направивших данные документы.

2.7. Не реже одного раза в полугодие проводить анализ работы с актами прокурорского реагирования, результаты которого отражать в аналитических справках. Аналитические справки, а также сведения по форме N АПР-2011 представлять в Организационно-контрольное управление не позднее 1 февраля (по результатам работы за истекший год) и 1 августа (по результатам работы за прошедшее полугодие).

В аналитических справках отражать сведения:

о принятых мерах по устранению и предупреждению нарушений действующего законодательства, указанных в актах прокурорского реагирования, и предупреждению их совершения в дальнейшем;

о взаимодействии с органами прокуратуры с целью устранения нарушений действующего законодательства, указанных в актах прокурорского реагирования;

о фактах внесения необоснованных актов прокурорского реагирования;

о фактах истребования и изъятия прокуратурой неоконченных исполнительных производств.

3. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов:

3.1. Изучать в пределах компетенции в ходе проверок территориальных органов ФССП России состояние работы по устранению причин и условий, способствующих нарушениям законодательства Российской Федерации, указанным в актах прокурорского реагирования, с отражением результатов данной работы в итоговых документах.

3.2. Обеспечить в пределах компетенции рассмотрение актов прокурорского реагирования, поступивших в центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов, и принятие мер по устранению отмеченных в них нарушений в порядке, установленном пунктом 2.1 настоящего приказа.

3.3. Обеспечить представление в Организационно-контрольное управление в сроки до 15 февраля и 15 августа информации о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования, поступивших непосредственно в структурные подразделения, а также предложений в пределах компетенции по предупреждению нарушений законодательства, подготовленных на основе анализа сведений о рассмотрении актов прокурорского реагирования в территориальных органах ФССП России.

4. Организационно-контрольному управлению (Сибилёв Ю.Н.):

4.1. Обеспечить размещение сведений, указанных в пункте 2.7 приказа, на файловом сервере центрального аппарата ФССП России до 5 февраля и 5 августа для их анализа структурными подразделениями центрального аппарата ФССП России и выработки мер, направленных на предупреждение нарушений законодательства в деятельности Федеральной службы судебных приставов.

4.2. Представлять в срок до 1 марта и 1 сентября директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации аналитические справки о результатах рассмотрения в Федеральной службе судебных приставов актов прокурорского реагирования.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Сазонова С.В.

Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный
судебный пристав Российской Федерации
А.О.Парфенчиков

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом ФССП России
от 27 мая 2011 года N 249
(В редакции, введенной в действие

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Как уже отмечалось, прокуратура, не обладает административно-властными полномочиями в отношении в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц, при осуществлении надзора. Таким образом, в случае издания незаконных актов или фактов выявления нарушения закона, прокурор самостоятельно не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушения закона. Также не может применить меры воздействия к лицу, которое допустило нарушение закона. Но и оставить без внимания выявленное правонарушение, прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан реагировать на все факты нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, которые уполномочены устранять допущенные нарушения. На выявленное нарушение закона реагирование прокурором реализуется путем вынесения соответствующего документа, который именуется актом прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора).

Акт прокурорского надзора – это официальный документ, который вынесен прокурором в адрес должностного лица или соответствующего органа, где содержится сущность выявленных нарушений закона и дается предписание на их устранение.

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

От степени и характера правонарушения, распространенности таких нарушений, правового статуса должностного лица или органа, которому адресуется акт прокурора – от всего этого зависит выбор вида акта прокурорского реагирования.

Протест прокурора – это акт реагирования, на правовой акт, который противоречит закону, с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо же его отмене. Принести протест может прокурор и его заместитель. Он направляется должностному лицу или органу, который издал этот акт, либо в суд или же в вышестоящий орган, должностному лицу. Протест должен быть обязательно рассмотрен не позднее чем в 10-дневный срок, с момента его поступления. Если протест был принесен на решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то рассматривается на ближайшем заседании. Прокурор имеет право, при исключительных обстоятельствах, которые требуют немедленного устранения нарушения закона, сократить срок рассмотрения протеста. Прокурору, в письменной форме, незамедлительно сообщаются результаты рассмотрения протеста. Если же протест рассматривается коллегиально, то прокурору, который принес протес, сообщается дата заседания. Прокурор имеет право отозвать протест.

Представление – это акт прокурорского реагирования, об устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина либо об устранении выявленных нарушений закона, который направлен прокурором или его заместителем, должностному лицу либо органу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Поводом для вынесения представления является множество причин:

  • факты неоднократных нарушений законов;
  • незаконные действия или бездействия со стороны должностных лиц, влекущие нарушение государственных или общественно значимых интересов, законных прав и интересов групп населения, граждан, трудовых коллективов, которые нуждаются в особой социальной и правовой защите.

Со дня внесения представления, в течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их условий и причин, которые им поспособствовали. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах принятых мер.

Если представление будет рассматриваться коллегиально, то прокурору сообщается дата проводимого заседания. Если постановления Правительства РФ не соответствуют Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор должен проинформировать об этом Президента Российской Федерации.

Прокурор должен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если нарушение закона носит характер административного правонарушения. Далее данное постановление направляется на рассмотрение должностного лица или органа, который уполномочен законом, разрешать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким законом является Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах рассмотрения постановления.

Прокурор выносит постановление, когда нарушение закона имеет характер преступления и направляет материалы по данному факту в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), которые допустили нарушение уголовного законодательства.

Своим постановление, прокурор или его заместитель, освобождают лиц, которые незаконно подверглись административному задержанию, а также лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Предостережение применяется к должностным лицам. А к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Основная цель предостережения: недопущение более опасных правонарушений и преступлений. Данный акт не заменяет другие средства реагирования, а лишь дополняет. Прокуроры, вместе с объявлением предостережения могут использовать внесение представлений и протестов. В сочетании с другими правовыми средствами, предостережение повышает результативность реагирования и способствует предупреждению правонарушений.

Должностное лицо, которому было объявлено предостережение, в случае неисполнения требований может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Требование об изменении нормативного правового акта - это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, который содержит коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в организацию, орган или должностному лицу, издавшие данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Соответствующий орган, организация или должностное лицо, рассматривает требование не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, которое было направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. Прокурора незамедлительно уведомляют о результатах рассмотрения требования.

До рассмотрения требования соответствующей организацией, органом или должностным лицом, оно может быть отозвано прокурором.

Читайте также: