Ахматовская поступь понтий пилат суд это термины

Обновлено: 14.05.2024

Одной из главных идей Библии является Искупительная Жертва Сына Божия. Господь Иисус Христос совершил Ее в Иерусалиме при Понтии Пилате. Некоторые историки древнейшего христианства, например Андрей Немоевский (1864-1921), подвергали сомнению историчность евангельских событий. Для них Понтий Пилат это мифическая и символическая фигура.

Понтий Пилат

Понтий Пилат умывает руки после приговора Христу (скульптура)

Однако Понтий Пилат — это реальная историческая личность, пятый префект римской провинции Иудеи (26–36 годах). Его существование подтверждают, в частности, археологические находки 1961 года в Палестине. Была обнаружена мраморная плита с надписью:

Точное время и место рождения Понтия Пилата неизвестно. Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит (1-2 век) сообщает о занимаемой Пилатом должности префекта, или прокуратора (управителя). Его обязанностями было управление римской провинцией, каковой в то время была Иудея, по гражданским делам. На эту важную должность человека утверждал лично римский император. Следовательно, прокуратор Иудеи был подотчетным только императору. Это давало практически неограниченную власть в регионе.

На своей должности префекта в Иудее Пилат пробыл 10 лет, с 26 по 36 года 1 века. По свидетельствам его современников, античных историков, он был жестоким, свирепым, сребролюбивым, грубым правителем. Именно при его правлении Иисус Христос принял Свою добровольную искупительную Крестную смерть.

Суд над Христом

Исполнение смертного приговора, вынесенного иудейскими первосвященниками Иисусу Христу, было невозможно без согласования с римским наместником. Согласно евангельским повествованиям, утром в пятницу Христос был приведен на суд к Понтию Пилату. Спасителя обвиняли в призывах к народу не платить подать кесарю (Евангелие от Луки, 23:2), в присвоении себе царского достоинства (Евангелие от Иоанна, 18:33-37). Пилат провел первый допрос Иисуса:

Допрос у Пилата закончился полным оправданием Осуждаемого:

“Я не нахожу никакой вины в этом Человеке” (Евангелие от Луки, 23:4; Евангелие от Иоанна, 18:38).

Так формально завершилась римская судебная процедура. Однако иудейских старейшин это не удовлетворило. Для сохранения своей власти и влияния в народе они стремились добиться не справедливого приговора, а обязательной казни Христа.

Казнить или помиловать?

Первосвященники продолжали настаивать на осуждении Христа. Но Пилат хотел ограничиться избиением Обвиняемого и представить это как свершившееся наказание. Затем прокуратор попытался воспользоваться традицией перед иудейской Пасхой (праздника воспоминания Исхода израильского народа из Египта) освобождать в знак милости одного заключенного.

Пилат не обладал твердостью духа защитить Невиновного и всенародно отказаться от дружбы с кесарем. Он не был готов принести собственную жизнь в жертву ради справедливости и Истины.

Понтий Пилат: нравственный выбор

Христианское отношение к фигуре Понтия Пилата крайне противоречивое. Даже подробное описание евангельских событий не даёт возможности составить однозначный образ этого человека. Это загадочная личность, имеющая парадоксальную раздвоенность в поведении и поступках. Он испытывает жалость ко Христу, однако приказывает воинам бить Осужденного. Желает освободить, но отдает на смертную казнь. Чувствует некий страх, когда узнает, что Иисус называет себя Сыном Божиим. При этом уступает иудеям в намерении предать Его распятию. Признает Христа невиновным, но объявляет смертный приговор.

Как это можно объяснить? Все действия Пилата на суде — это наглядная иллюстрация слов апостола Павла:

Человек, отдаленный от Божьей благодати, становиться подвластным греху, искажающему благие побуждения в мыслях, словах и поступках.

“Синдром Пилата”

Понтий Пилат был язычником. Римляне уважительно относились к местным божествам завоеванных территорий. Такова была их политика умиротворения подданных. Услышав, что Иисус — Сын Божий, Пилат попытался освободить осужденного. В этом выразилась боязнь быть наказанным местным Божеством за избиение и осуждение Сына Бога. Однако, опасаясь жалоб на него римскому императору, Пилат принял решения пожертвовать жизнью странного Подсудимого. Это нужно было для умиротворения собравшегося народа.

Прокуратор решил снять с себя вину с помощью местного религиозного ритуала. Он омыл руки водой перед народом (Евангелие от Матфея, 27:24-25). Таким действием Пилат попытался устранить себя от ответственности в происходящем.

Судьба Пилата и его жены

Как же сложилась дальнейшая жизнь наместника Иудеи? В 36 году он жестоко подавил очередное восстание иудеев против своего правления. На прокуратора, превысившего свои полномочия, донесли римскому императору. Последовало его отстранение от занимаемой должности, Пилат вернулся в Рим. О дальнейшей судьбе бывшего правителя Иудеи документальных свидетельств не сохранилось. Имеются только апокрифические и совершенно легендарные сведения о нем.

Согласно им, Пилат был сослан в Галлию (Франция). Там, пребывая в лишениях и позоре, он покончил с собой. У жителей Швейцарии существует легенда, что тело Пилата пытались несколько раз утопить в реке Рона, в Женевском озере (Швейцария, Франция). Однако оно нигде не тонуло. Тогда тело решили отнести в отдаленный участок Альпийских гор в районе предместья Люцерна (Швейцария). Тело бросили в воду темного озера под горой, которое с тех пор называется Пилатус. По местным легендам, каждый год в Страстную Пятницу, в день Крестной смерти Спасителя, можно увидеть призрак Пилата, пытающегося отмыть свои руки от крови в воде…

Согласно Преданию, жена Понтия Пилата, Клавдия Прокула, после Воскресения Иисуса Христа покрестилась. Возможно, именно о ней упоминал апостол Павел во Втором Послании к Тимофею (4:21). В некоторым Поместных Православных Церквях Клавдия Прокула причислена к лику святых.

Понтий Пилат — преступник или жертва?

Понтий Пилат — кто это? Преступник? Жертва обстоятельств?


Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова

В этом сочинении я хотел бы попытаться раскрыть образ главного героя романа, написанного Мастером. Этот персонаж – Понтий Пилат.

Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи. Он представлен читателю жестоким, властным и хладнокровным человеком, однако он просто мастерски скрывает свои истинные чувства.

Несмотря на высокое положение и наличие власти в его руках, Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Однако люди считают его чудовищем и боятся вызвать его недовольство, а он ненавидит город и его жителей.

Из-за высокого положения рядом с ним нет человека, которого он мог бы назвать другом и рассказать о своих горестях и радостях.

Он привык казнить людей, особо не задумываясь над их судьбой, но один случай перевернул его жизнь.

Во время допроса некоего Иешуа Га-Ноцри прокуратор замечает, что обвиняемый не боится его, а просто разговаривает и даже снимает приступ мигрени, которая всё время мучает прокуратора.

В ходе диалога с Иешуа Пилат понимает, что встретил родственную душу, с которой ему легко и приятно, а ещё что философ не виноват.

Им хорошо общаться, но после некоторых речей пророка, с которыми он и сам в душе согласен, прокуратор оглашает смертный приговор, уповая на решение первосвященника о помиловании одного из осуждённых.

Понтий Пилат поддался страху потери своей власти и мнения окружающих.

В романе говорится, что всем людям свойственно совершать ошибки, главное осознать их и впредь стараться поступать правильно, а не удобно. Так и Понтий Пилат осознал ошибку и раскаялся в ней. Ведь не высшие силы наказали его бессонницей, а собственная совесть, не дававшая ему покоя и напоминающая о его непоправимой ошибке.

В те ночи, когда прокуратору удавалось уснуть, он видел Иешуа, они вместе шли по лунной дорожке и говорили, а рядом бежала собака Пилата. Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести мог его создатель – Мастер. Поднявшись на небо, Воланд показал Мастеру его героя, который 2000 лет мучился от угрызений совести и одиночества.

Так и завершилась история одного из самых трагичных персонажей романа автором, которого был Мастер.

Сочинение 2

Для Понтия Пилата одиночество – это совершенно естественное и нормальное состояние для победителя, никаких друзей, вокруг только враги.

Нет равных и близких Понтию Пилату, единственный кто у него есть это только любимая собака.

Однако именно встреча с Иешуа меняет Понтия Пилата, он осознает, что перед ним человек равный ему, с которым он бы хотел вести беседы вечно. Иешуа не боится противостоять Пилату, не боится высказывать свои мысли.

Понтий Пилат находит Иешуа интересным человеком, он не сомневается в его невиновности, он пытается спасти арестанта, и здесь проявляются такие черты, которые казалось никогда нельзя было бы увидеть у прокуратора Иудеи, это сочувствие, сострадание. Но появляется и страх, порожденный тоталитарным режимом.

Ведь даже самый сильный человек выживет, если будет в первую очередь думать о государстве, а не о себе. После казни Иешуа, для Понтия Пилата наступают мучительные дни, он страдает. Булгаков сделал из Понтия Пилата не труса, а одновременно жертву и обвинителя.

Отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат губит свою душу, он умирает вместе с Иешуа, как и его свобода.

Когда перед Понтием Пилатом встает выбор: спасение своей души или пост, страх перед высшими чинами или отвага совершения поступка, к сожалению, он выбирает именно благосостояние и все то, что так люто ненавидит.

Автор через героя Понтия Пилата доносит до читателя простую мысль, что люди должны быть ответственны за свои поступки и самостоятельно выбирать свой путь, путь истины и свободы или рабства и жестокости.

Сочинение Образ и характеристика Понтия Пилата

Одним из самых противоречивых и интересных персонажей романа является Понтий Пилат, герой ершалаимских глав произведения.

Понтий Пилат, будучи прокуратором Иудеи, известен как человек жестокий, твёрдый, решительный и бескомпромиссный. Он с лёгкостью выносит приговоры преступникам и вершит чужими судьбами, однако однажды он встречает Иешуа Га-Ноцри, персонажа, прототипом которого является сам Иисус Христос.

Действительно, Понтий Пилат просто испугался. Испугался потерять свой статус, уважение окружающих его людей, поставить под сомнение свой авторитет.

Однако разве это худшее, что может быть? Хуже всего делать то, чего ты не хочешь, руководствуясь банальным страхом, а ещё хуже – предавать людей из-за него же.

После вынесения приговора Пилат начинает мучиться от тяжелейших головных болей, спасения от которых он найти не может.

В финале романа Иешуа прощает прокуратора Иудеи, который осознал свою ошибку и искренне раскаялся.

Таким образом, автор показывает своим читателям, что за покаянием от чистого сердца всегда следует очищение, в данном случае – символичная лунная дорожка, по которой и Иешуа Га-Норци, и Понтий Пилат, и даже его собака уходят в другой мир. В мир, в котором нет зла и несправедливости, в мир, в котором правит добродетель и настоящая чистота души.

Вариант 4

История Понтия Пилата описывается в выдуманном романе, произведении, написанном другим персонажем – Мастером.

Герой романа занимает привилегированное положение в обществе, командует римскими военнослужащими и считается главой судебной власти. Он живёт в Кесарии, но по служебным обязанностям был отослан в Ершалаим, где и разворачиваются основные события его сюжетной линии.

Пилат является сыном звездочёта и дочери мельника. Он сказочно богат. Имеет большую коллекцию разнообразных книг, что в те времена считалось неслыханной роскошью.

Булгаков описывает прокуратора как мужественного, строгого и чёрствого человека с военной закалкой. Единственное существо, к которому Понтий Пилат испытывает нежные чувства – это его собака Банга, в которую он, как подмечает автор, поместил всю свою привязанность.

Внешность персонажа Булгаков описывает так: стройная фигура, лысеющая голова, тонкие и длинные пальцы, грозный взгляд, одет в белый плащ с кровавым подбоем.

Ранее Понтию Пилату приходилось самостоятельно командовать целыми легионами, проявлять строгость и даже жестокость, что в дальнейшем сказалось на его характере.

Прокуратор Иудеи хорошо образован, знает три языка: греческий, арамейский и латынь. Ради карьеры он готов на всё, что угодно. Понтий Пилат страдает от постоянных головных болей. Они настолько сильные, что он даже малодушно помышлял о смерти. Его жизнь пуста, однообразна и безрадостна. Он полностью разочарован в людях и никому не доверяет.

Автор преподносит его как сильного и волевого человека, но своим поступком по отношению к бродяге Иешуа Га-Ноцри он показывает трусость и слабость.

Он приговаривает его к смерти совершенно незаслуженно, руководствуясь вспыльчивостью и гордыней. Понтий Пилат превознёс свою репутацию и карьеру выше человеческой жизни.

Позже, когда появилась возможность помилования одного из четырёх преступников в честь праздника, он пытался спасти Иешуа, но ему не удалось этого сделать.

После казни Га-Ноцри Понтий Пилат переживает душевный надлом. Он испытывает душераздирающие угрызения совести, страдает от постоянной бессонницы и ночных кошмаров. Персонаж действительно раскаивается в своих деяниях, но это не отменяет его вины.

В качестве наказания за малодушие, Воланд наделяет прокуратора бессмертием, после чего его душа тысячелетиями не знает покоя из-за непрекращающихся мук совести. Но, в конце произведения, он прощает прокуратора Иудеи и дарует ему долгожданную свободу.

← Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце← Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита↑ БулгаковХаракеристика и образ Иешуа в романе Мастер и Маргарита →Иешуа и Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита →


Исторические свидетельства. Происхождение Пилата

Найденная плита, подтверждающая историчность Пилата


Найденная плита, подтверждающая историчность Пилата

Также были найдены и монеты с именем Пилата, отчеканенные в его правление. А не так давно израильские ученые расшифровали надпись на древнем кольце – там было высечено имя римского наместника. Предположительно, украшение могло принадлежать либо самому Пилату, либо его чиновнику.

Другая версия гласит, что Понтий – это производное от города Понт в Германии, а, следовательно, будущий прокуратор имел германское происхождение. Имя Пилат некоторые расшифровывают как сложение имен его родителей – жителей прирейнской Германии, дочери мельника Пилы и короля Атуса. Но это, скорее всего, лишь красивая легенда.

Бюст Понтия Пилата


Бюст Понтия Пилата

Упоминание Пилата в Новом Завете является одним из косвенных доказательств историчности самого Христа, именно поэтому он упоминается даже в Символе веры христиан. Да и вообще фигуре Понтия Пилата уделяют особое внимание именно христиане, для историков он не является приоритетной личностью.


Одиночество – цена высокого положения в обществе

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества.

Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями.

Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение.

Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни.

Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк.

В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа.

Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках.

Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри.

М.А. Булгаков Мастер и Маргарита

Вариант 4

Служба его происходит в Ершалаиме. Задача персонажа свершать правосудие, наказывать преступников.

За все свои долгие годы прокуратор, несмотря на то, что работа не приносила радости, сохранял в себе такие качества, которые бесповоротно помогали при проведении честного суда. Понтий Пилат, каким его создал Михаил Афанасьевич, достаточно мудр, ему не чужды нравственные понятия. Пусть героя окружает охрана, прокуратору, так или иначе, одиноко на душе, рядом нет того, кто может действительно осознать тяготы Пилата. Откровенничать властелин способен лишь с псом по имени Банга. Собаки, и вправду, лучшие друзья человека!

Одно дело, некое обстоятельство может дать верную и достоверную характеристику человека. Лишь поступок, совершенный однажды, способен определить тебя, как личность.

Понтий Пилат, к которому под суд привели странника Иешуа, поступил трусливо.

Иешуа своим мастерством говорить и правильно мыслить, пытался объяснить прокуратуру, что он ни в чём не виноват. Страннику удается затронуть душу Понтия Пилата, однако в последний момент, когда появилась надежда на спасение у Иешуа, прокуратор Иудеи меняет собственное решение. Почему? Все дело в трусости главного героя, ибо, когда встаёт решение между сохранением статуса или же свершением правосудия, Понтий Пилат выбирает первое, так как власть для него важнее. Стоит учесть, что Иешуа, считал трусость страшным пороком. И Булгакову, автору сего необычного произведения, не чуждо было мнение странника. Так, прокуратор после смерти Иешуа жестоко мучается, его съедает каждый день совесть.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита↑ Мастер и МаргаритаОбраз и характеристика Азазелло →

Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Все начинается с того, как в романе появляется одни из главных героев – дьявол. После этого ведется много рассуждений по поводу выбора человека. При этом человек либо верит в бога, либо нет.

Основная идея и мысль романа, просматриваются тогда, когда перед читателем возникает образ Иешуа и прокуратора Понтия Пилата.

Понтий Пилат является прокуратором, он имеет власть над людьми. Данный герой от всей души показывает то, что ему ненавистен город Ерлашаим. Возможно это из-за его роли в этом городе. Этот человек суров и бескомпромиссен. Его слово здесь закон и сила в его понятии формирует закон и порядок.

Прокуратор когда-то был человеком военным, он не раз испытывал опасность. Он понимает, что на вершине только тот, кто сильнее, мудрее. Для того, чтоб тебя уважали нужно отбросить жалость. Пилат уверен в том, что если человек имеет власть, то у него могут быть только одни враги и ни каких друзей.

Римский Император является для прокуратора самым сильным и авторитетным человеком. Соответственно он поставлен в Ерлашаиме императором, значит здесь он бог. Может быть, когда-то он и был другим человеком, что довольно заметно, но сейчас он такой, какой есть.

Все его основные черты, являют влиянием власти данной ему.

Данному герою в городе нет равных людей по статусу и не только, ему просто не с кем поговорить на равных, все люди ему не интересны. У Понтия Пилата есть только один друг, это его верная собака. Когда они встретились с бродягой Иешуа, то прокуратор почувствовал, что с ним общаются на равных. Ему показалось, что он может общаться с философом вечно.

Этот человек, проповедующий свое учение, имеет смелость пререкаться и возражать словам прокуратора. К тому все происходит так, что Пилат даже сразу не понимает, что его слова для бродяги не закон. Иешуа придерживается мнения, что в мире все люди добрые, а злых людей нет. Философ говорит только правду, ему не зачем врать, ведь правду говорить не всегда легко, но всегда приятно.

Для прокуратора Иешуа был довольно интересной личностью.

То, что Га-Ноцри не виновен, Понтий Пилат понял сразу. Он пытается спасти бродяге жизнь. Пилат не желает убивать несчастного. Но он не смог поменять мнение первосвященника. В итоге Иешуа приговорили к казни. После этого, прокуратор не может себе простить такого решения и корит себя за это всю жизнь.

Вариант 2

Формально это отрицательный персонаж. Но не нужно судить самих людей, а только их поступки, ведь так и подходит к этому Булгаков. Да, Пилат отправляет на мученическую (и позорную) смерть праведника.

И вот обстоятельства, влияние этих вредных стариков из церкви, где процветает торговля. Плюс шаткое положение самого римского ставленника. Всё-таки он принимает неправильное для высшего смысла и для собственной души решение.

Но за это он наказан страшным одиночеством. Сразу рисуется этот образ с последних страниц романа, когда Пилата находят сидящим уже тысячи лет на стуле, а рядом с ним его верная собака – единственный друг… Он мучается, думает, жалеет о совершенном, ждёт… И он заслужил прощение.

Он восхищался его спокойствием и стойкостью.

В любом случае, Пилат во всех смыслах сильный человек проявил слабость.

Характер

Образ Понтия Пилата исследователями рассматривается неоднозначно. Так происходит из-за характера этого принципиального человека.

Несмотря на весь грозный и надменный вид, прокуратор оказывается боязливым и замкнутым человеком. Трусость – вот главный порок героя, как указывает на это Га-Ноцри.

Смерть Иисуса Христа во искупление грехов человечества — главная часть христианского вероучения. Официально судили Христа римские власти.

В Иудее правил тогда римский наместник, а имя его знает каждый:

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Не сохранилось ни одного изображения Понтия Пилата, поэтому фантазия художников и киноделов ничем не ограничена

Не сохранилось ни одного изображения Понтия Пилата, поэтому фантазия художников и киноделов ничем не ограничена

Даже краткое содержание биографии нам неизвестно

Понтий Пилат — фигура, значимая для христиан. Для Римской империи префект Иудеи, один из многих, не представлял значения и мало привлек внимания историков.

Понтии – древний плебейский род самнитского происхождения

На этом основании ряд исследователей вообще отрицали историчность Пилата, указывая на символизм прозвища в связи с обстоятельствами казни Иисуса.

Монеты, отчеканенные в Иудее при Понтии Пилате. Слева на монете (на реверсе) изображен simpulum – черпак для жертвенных возлияний, изображение, оскорбляющее иудеев как языческое

Монеты, отчеканенные в Иудее при Понтии Пилате. Слева на монете (на реверсе) изображен simpulum — черпак для жертвенных возлияний, изображение, оскорбляющее иудеев как языческое

Должность Понтия Пилата была префект, прокуратором его назвал историк Корнелий Тацит

Найденная в 1961 г. плита подтвердила предположение историка Теодора Моммзена о том, что Понтий Пилат должен быть префектом, а не прокуратором. Остаток надписи расшифровывают как PRAEFECTUS IUDAEAE

Найденная в 1961 г. плита подтвердила предположение историка Теодора Моммзена о том, что Понтий Пилат должен быть префектом, а не прокуратором. Остаток надписи расшифровывают как PRAEFECTUS IUDAEAE

В XX в. вопрос отпал. Археологи нашли плиту с указанием имени и должности Пилата. По сути, разница между должностями префекта и прокуратора только в названии, однако наука требует точности.

В историю Понтий Пилат вошел как жестокий правитель, с презрением относившийся к местному населению

Сведения о деятельности Понтия Пилата на посту префекта находятся в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Корнелия Тацита. Характеристика, которую они дают правителю, однозначна: грубый, жестокий, попирающий местные обычаи и оскорбляющий религиозные чувства иудеев.

Резиденция римского префекта располагалась в Кесарии Палестинской – крупном портовом городе в Иудее

Резиденция римского префекта располагалась в Кесарии Палестинской — крупном портовом городе в Иудее

Пилат представлял собой разительный контраст с предыдущими префектами — Валерием Гратом и Аннием Руфом. Если те вели себя с местным населением более или менее лояльно и старались находить контакт и вести диалог, то Пилат продемонстрировал полное пренебрежение местными обычаями.

Он установил штандарты с изображениями императора — чего не делали иудеи из-за понятий об идолопоклонстве. Римские войска он перевел из Кесарии в Иерусалим. Самым вопиющим случаем стало изъятие золота из храмовой казны для постройки акведука. Поднявшееся возмущение Пилат жестоко подавил.

К такому человеку 14 нисана 33 г. иудейские священники притащили на суд бродячего проповедника, называющего себя Сыном Божьим.

Нехватку сведений о Пилате восполняет человеческая фантазия. Булгаков подарил ему собаку неизвестной породы (в черновиках – желтый травильный дог) с именем Банга

Нехватку сведений о Пилате восполняет человеческая фантазия. Булгаков подарил ему собаку неизвестной породы (в черновиках – желтый травильный дог) с именем Банга

В Библии Понтий Пилат упоминается во время суда над Иисусом

Христа осудили на смерть иудеи, однако смертный приговор должен был утвердить римский наместник.

Некоторые исследователи указывают на неподсудность префекту религиозных дел и отрицают встречу Христа с Пилатом

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19:7)

На суд Христа привели первосвященники, обеспечив себе поддержку толпы

На суд Христа привели первосвященники, обеспечив себе поддержку толпы

Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его (Ин. 18:31).

Когда отвертеться от суда не удалось, он отказался уступить требованиям о казни:

я ничего, достойного смерти, не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу (Лк. 23:22).

На допросе Иисус молчал. Только Евангелие от Иоанна сообщает о беседе между Христом и Пилатом, к которой Пилат отнесся с пренебрежением, не желая слушать истории очередного еврейского пророка.

Наконец, Пилат прибегнул к последней попытке:

Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву (Ин. 18:39-40).

Тогда Пилат уступил:

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:24-25)

И во время, и после суда Пилат не смог отказать себе в удовольствии потравить местное население. Видя, как иудеи относятся к Христу, он приказал именовать его Царем Иудейским:

И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! (Ин. 19:14)

Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. (Мк. 15:9-10)

Пилат не признал Христа виновным, но уступил, не желая очередного народного возмущения

Пилат не признал Христа виновным, но уступил, не желая очередного народного возмущения

Зная крутой нрав префекта, иудеи стерпели очередное богохульство, тем более, что цели своей они добились.

После 36 г. сведений о Пилате нет, есть только христианская легенда о самоубийстве

В должности префекта Понтий Пилат пробыл 10 лет, с 26 по 36 г. В 36 г. начались очередные волнения в Иудее и Самарии. На горе Гризим появился человек, который объявил о том, что на горе закопаны священные сосуды Моисея. В деревню Тирафан у подножья горы стали стекаться люди. Внезапно появились римские отряды и в деревне началась резня. Кто не успел убежать и не был убит сразу, попал в плен, часть пленников потом казнили.

Самаритянские старейшины пошли к легату Сирии – Луцию Виттелию. Они обвинили Пилата в казнях и злоупотреблениях, уверяя, что народ бунтует не против римской власти как таковой, но против Понтия Пилата лично. Виттелий внял просьбам самаритян. Он снял Пилата с должности и отправил его в Рим, чтобы тот сам держал ответ за свои дела перед императором.

На этом моменте следы Пилата теряются. Больше никаких более или менее достоверных сведений о нем не сохранилось.

У горы Гризим правление Понтия Пилата в Иудее закончилось

У горы Гризим правление Понтия Пилата в Иудее закончилось

Позднее среди христиан стали ходить легенды, что Понтия Пилата стали преследовать всевозможные несчастья, которых он вынести не смог и покончил жизнь самоубийством.

Одна из вариаций легенды гласит, что Понтия Пилата казнили, труп пытались утопить, но ни один водоем не принимал тело. После долгих скитаний тело бывшего префекта наконец-то приняли воды Фирвальдштетского озера близ Люцерна

Одна из вариаций легенды гласит, что Понтия Пилата казнили, труп пытались утопить, но ни один водоем не принимал тело. После долгих скитаний тело бывшего префекта наконец-то приняли воды Фирвальдштетского озера близ Люцерна

Апокрифы и поздние христианские авторы рассказывают чуть больше, но их сведения недостоверны

Существуют несколько апокрифических произведений, сообщающих сведения о Понтии Пилате, но при этом абсолютно недостоверные. Самое известное среди них – апокрифическое Евангелие от Никодима, которое содержит в своем составе Деяния Пилата – описание суда над Христом и донесение императору Тиберию о казни Христа.

Жена Пилата без имени упоминается в Евангелии от Матфея. Она просила не предавать Христа казни

Позднее Прокулу отождествили с римлянкой Клавдией, о которой упоминает апостол Павел во Втором послании к Тимофею.

В Греческой и Эфиопской церквях Клавдия Прокула причислена к лику святых

В Греческой и Эфиопской церквях Клавдия Прокула причислена к лику святых

Чтобы оценить судебный процесс над Спасителем с юридической точки зрения, нужно познакомиться с процессуальными особенностями законодательства того времени и той страны, в которой судили Христа. На этот шаг решился иерей Игорь Шумак.


В истории человечества не было судебного процесса,

имевшего такие значительные последствия, как этот.

Ни один процесс не содержал столь далеко ведущих
признаков судебной ошибки.

Ни один судебный процесс не был освящен

так неудовлетворительно и неполно.
Хаим Коэн

Когда человек читает Евангелие, очень важно осознание того, что он читает Слово Божье. Книгу, написанную и сохраненную в Церкви, членами Церкви, под водительством Святого Духа.

Но не менее важно и осознание того, что Евангелие описывает реальные события, действительно имевшие место в истории человечества. События, происходившие в момент прихода на Землю Сына Божьего, Истинного Бога и истинного Человека.

Важно, чтобы благоговение перед Сыном Божьим, перед делами Бога Слова Воплотившегося не мешало нам в понимании и истинности человеческой природы Христа. Ведь именно осознание того, что Истинный Бог принял плоть человеческую, зачастую мешает нам воспринимать все, что происходило с Ним на Земле, без налета мифичности. Мешает анализировать и оценивать евангельские события всем интеллектуальным и научным инструментарием, которым обладает человечество на сегодняшний день.

На мой взгляд, именно поэтому прав автор строк, вынесенных в эпиграф работы. Все, кто знаком с Евангелием, знают о суде над Иисусом Христом. Но, даже признавая историчность этого события, многие воспринимают этот суд как некое предрешенное свыше и заранее определенное событие, в котором лишь воля Божья и нет ничего от людей – участников этого позорного действа. И даже осознание реальности всех участников описанных в Евангелии событий, зачастую не означает такого же простого признания и их свободной воли и осуществления права выбора в их действиях и поступках, что, совершенно естественно, исключает и возможность анализа и оценки как самого юридического процесса, так и действий каждого из его участников.

Для того чтоб иметь возможность оценить судебный процесс над Иисусом Христом с юридической точки зрения, нужно, в первую очередь, познакомиться с процессуальными особенностями законодательства того времени и той страны, в которой судили Иисуса Христа.

Царь Давид, после того как окончились войны, назначил шесть тысяч левитов, в подчинении у которых были судьи и писцы, для надзора за народом иудеи и для рассмотрения религиозных и гражданских обращений и споров. Роль верховного судьи оставалась за царем. После этого Иосафат создал в Иерусалиме и центральный судебный орган, назвав его Верховным Судилищем. Причем для рассмотрения дел религиозных в нем председательствовал Первосвященник, для рассмотрения дел государственных – князь дома Иудина. Заседали в этом судилище левиты и старейшины, левиты же были и писцами. Именно этот орган и стал прообразом Синедриона времен воплощения Иисуса Христа.

• Точность в обвинении;
• Гласность в разбирательстве;
• Полная свобода для подсудимого;
• Обеспечение против всех опасностей или ошибок свиделетей.

Гражданский и уголовный процессы рассматривались с огромной разницей. И при безусловной осторожности и осмотрительности гражданских процессов уголовные отличались от них в сторону еще большей скрупулезности, осторожности и соблюдения всех формальностей. Причем применение к обвиняемым силы, пытки обвиняемых и истязания были строго запрещены.

При голосовании членов синедриона, если за оправдательный приговор проголосовали с перевесом в один голос – он принимался. Для обвинительного приговора перевес должен был быть не менее двух голосов. Если же суд единодушно голосовал за обвинительный приговор - вступал в силу принцип юридической фикции и подсудимого освобождали от ответственности, мотивируя это тем, что судьи, возможно, вступили в сговор.

Согласно закону, обвиняемый в преступлениях не мог прибегать к услугам адвоката и защищал себя сам. На стороне обвинения не было прокурора, обвинителями выступали сами свидетели.

Кроме того, важная деталь, дело человека, обвиняемого в совершении уголовного преступления, прежде чем будет рассмотрено великим синедрионом, должно пройти т. н. малый синедрион, рассмотрено по существу и вынесено предварительное решение, но осудить человека на смертную казнь, согласно закону, мог только великий синедрион в полном составе.


Христос перед Каиафой. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Кон. XIX века. Россия. Санкт-Петербург

На момент осуждения и казни Иисуса Христа пост первосвященника занимал Кайафа, зять первосвященника Анны, назначенный еще прокуратором Валерием Гратом. Несмотря на то что вскоре Валерия Грата на посту прокуратора сменил Понтий Пилат – он не стал назначать нового первосвященника, и Кайафа продолжал руководить синедрионом, находясь как бы в тени своего влиятельного тестя. Предполагается, что именно Кайафа был инициатором преследования Христа, провокаций и сбора доказательств Его виновности перед законом. И Евангелие рассказывает нам, что Кайафа, используя свою власть первосвященника, после того как фарисеям донесли об исцелении Христом Лазаря, собрал совет и выступил не нем с предположением, что Христа лучше убить:

И в другом месте апостол Иоанн пишет, что Кайафа дал совет иудеям, что лучше Иисусу Христу умереть.

Фактически без следствия и судебного разбирательства синедрион уже вынес обвиняемому смертный приговор. И, вопреки всем требованиям закона, члены синедриона искали путей для придания этому решению вида законности. К Иисусу подсылались люди, задававшие Ему провокационные вопросы, один из которых, о подати императору, имел целью заставить Иисуса высказаться против государственной власти, чтоб и со стороны государства он мог быть признан опасным государственным преступником. Но все усилия властей оказались тщетными – Иисус обходил все ловушки и продолжал Свою проповедь в Иерусалиме. И это вынудило синедрион от скрытных попыток придать своим действиям вид законности к открытыму беззаконию.

Взятие под стражу


Взятие Христа под стражу. Дуччо ди Буонинсенья. Фрагмент Маэсты. 1308—1311 гг. Италия. Сиена. Кафедральный собор Вознесения Пресвятой Девы Марии

Первым явным процессуальным действием по отношению к еще даже не обвиняемому по иудейскому закону Иисусу явился его арест. Нет сомнений, что арест был произведен властью первосвященника, по его приказу, с явным нарушением требований предварительного следствия и ареста лишь в том случае, если обвиняемый может оказать вооруженное сопротивление или предпринять побег. Именно незаконность действий синедриона и полное отсутствие законных оснований для Своего взятия под стражу и пытался подчеркнуть Иисус Христос словами:

Далее, несмотря на то что, согласно законодательству, арестованного нужно было поместить в тюрьму и с утра начать судебное расследование, Иисуса ведут на допрос в дом Анны. По-видимому, Анна председательствовал в так называемом малом синедрионе и поэтому первым рассматривал дело Иисуса. Или же Он был приведен к нему как к самому влиятельному человеку Иудеи. Но, как бы там ни было, то, что Анна начал допрос без привлечения свидетелей, без предварительного рассмотрения дела, явилось еще одним явным нарушением требований закона, согласно которому обвиняемый не может подвергаться допросу прежде обвиняющих его свидетелей. Вопреки этому первосвященник спросил Его об учениках и учении. Иисус же прямо напомнил о нарушении закона, о том, что не Его нужно спрашивать вначале, а свидетелей:

И даже после того как один из служителей ударил Иисуса по щеке, Он пытался вразумлять его, напоминая, что закон запрещает любые истязания обвиняемого:

Этот удар служителя имел очень важное значение как для тех, кто рассматривает дело, так и для толпы, следящей за процессом. Если бы Господь перенес эту пощечину с той же кротостью и молчанием, с какими впоследствии терпел все избиения и муки, всем стало бы понятно, что хоть и не законом, но справедливостью этот удар оправдан и Подсудимый действительно виновен и признает Свою вину. Но Иисус Христос Своим ответом лишил обвинителей такой возможности.

Когда Иисус убедился, что на Его призывы к соблюдению закона судьи избирают сторону беззакония, Он замолк. И больше не предпринимал таких попыток. Как можно говорить о соблюдении законе с теми, кто его уже преступил, причем преступил сознательно.

Из Писания трудно понять, когда и как закончился процесс у Анны и каким образом начался суд в синедрионе, у Кайафы. Когда же Иисус предстал перед судом Кайафы, судьи для придания судилищу видимости законного разыскивали свидетелей. Причем не свидетелей, необходимых для того, чтоб разъяснить дело, свидетелей, готовых дать показания, подходящие для смертного приговора. Даже если это будут лжесвидетельства.

Видя, что все ложные обвинения бездоказательны и их недостаточно, чтоб приговорить Христа к смерти, синедрион развил обвинение о богохульстве Сына Божьего. И эти обвинеия Иисус Христос опровергал. Тогда:


Первосвященник разрывает одежды. Джотто. Фреска. Нач. XIV века. Италия. Падуя. Капелла Скровеньи

И вопрос первосвященника Подсудимому, и его заклинание (по форме напоминающее присягу) стали новыми вопиющими нарушениями закона в ряде других. Ибо никто не мог быть обвинен в преступлении на основе собственных показаний. Даже если это были признания в преступлении. И именно за то, что Христос исповедовал Себя Сыном Божьим, Он и был приговорен к смерти.

И еще одно грубейшее нарушение закона было допущено судом синедриона - Обвиняемый лишен был права на кассационное обжалование приговора. Закон давал право пересмотра решений по любому делу. Запрещался пересмотр оправдательных приговоров, но приговоры обвинительные могли быть обжалованы и пересмотрены в любое время. История знает случаи отмены смертного приговора и возбуждения нового следствия – как Даниил остановил людей, ведущих на казнь Сусанну. И по его требованию было возобновлено новое судебное расследование. Талмудом предусмотрен 30-дневный срок для подготовки кассационной жалобы. Но Христос был лишен такой возможности судом бесчинным.


Ecce Homo (Се, Человек!). Антонио Чизери. 1871

После завоевания иудеи римские власти взяли под контроль главный судебный орган израильтян. Они стали назначать и убирать первосвященников по своему усмотрению, в зависимости от лояльности последнего или от стоящих перед завоевателями задач. Единственное воинское подразделение, которым по разрешению римлян могли располагать еврейские власти, осталась храмовая стража. Смертные приговоры, вынесенные великим синедрионом, в обязательном порядке требовали утверждения представителем римских властей – прокуратором. Существует два противоположных взгляда на отношения синедрион – прокуратор во времена суда над Иисусом Христом. Первый из них – синедрион имел право осудить Христа на смерть, а представитель государственной власти должен был лишь утвердить приговор. Второй – синедрион вообще не имел права осуждать человека на смерть. И все его действия от начала и до конца носили характер превышения и злоупотребления властью. Скорее всего, иудеи, сознавая свое порабощенное положение, необходимость подчинения Риму, часто действиями противились законному положению вещей, показывая этим свою непокорность. Но действия представителя государственной власти тоже нельзя было трактовать как простое утверждение приговора. Понтий Пилат начал свое расследование, невзирая на неудовольствие и гнев толпы. Прокуратор Понтий Пилат, бывший во времена Иисуса представителем Рима в Иудее, был не просто фискальным наместником власти. Он являлся полномочным представителем Тиверия, правителем, наделенным гражданской, судебной и военной властью, и подчинялся напрямую императору. И именно это подтверждает каждое его действие и слово.

Понимая, что если будет названа истинная причина осуждения, приговор не будет утвержден и приведен в исполнение, иудеи придали обвинению видимость преступления против кесаря. Преступления, требующего высшего наказания – смерти. Таким образом, свершились слова Христа, сказанные ученикам:

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

С целью подтврдить или опровергнуть слова толпы иудеев, Понтий Пилат спросил у Христа:
«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?

Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Услышав местность, в которой правил в то время тетрарх Ирод Антипа, правитель, обладающий судебной властью, Понтий Пилат решил воспользоваться возможностью избавиться от необходимости собственноручного осуждения Христа. Он предложил толпе отвести Узника к правителю.

Дворец Ирода находился недалеко от претории, сам правитель в предпраздничный день уже был во дворце, но настроение его явно не способствовало серьезному суду. Он открыто развлекался, задавая Иисусу Христу вопросы, желая развлечься, увидев какое-нибудь чудо. Но Иисус молчал. Он видел, что тетрарх, имевший власть разобраться в судебном деле и вынести справедливое по нему решение, превращает суд, вынесший смертный приговор, в потакание своим низменным влечениям. Никак не похож был этот связанный и кроткий Пленник на Того, Который еще недавно представлял опасность и для самого правителя. И Которого он разыскивал, чтоб убить. И теперь тетрарх решил унизить Узника – одев Его в белую одежду, какие одевали кандидаты на высокие посты. Правитель показал тем самым и свое отношение к приговору, не разобрав его по сути, а просто посмеялся над ним и вернул Подсудимого Понтию Пилату.

Пилат понял, что Ирод Антипа не нашел подтверждений приговору синедриона и решил воспользоваться обычаем отпускать в честь праздника Пасхи одного из преступников. Право выбора того, кого можно было бы выпустить, без сомнения, принадлежало игемону. Однако почему-то в этот раз Понтий Пилат предоставил этот выбор толпе. Священник Афанасий Гумеров пишет:


Бичевание Христа. Гвидо да Сиена. 1275-1280 гг. Германия. Альтенбург. Линденау-музей

Сопротивление Понтия Пилата было сломлено. Он совершил преступление, послав на крестную казнь Невиновного, в чем был совершенно уверен.


Пилат умывает руки. Фреска. XVI век. Греция. Афон. Дионисиат

Беззаконный суд свершился. Приговор был вынесен и утвержден. Два суда, два обвинения, два смертных приговора Господу Воплотившемуся, не имевшему вины ни по одному из обвинений, но кротко снесшему все оскорбления и мучения и добровольно Принесшему Себя на Крестную смерть за грехи человечества. Живя среди людей, Иисус исцелял больных, оживлял умерших, кормил людей, дал им надежду в Жизнь Вечную – столько сделал для людей добра! Неужели старейшинам, книжникам и фарисеям, элите этого народа, нужно было так явно и грубо попирать Закон, так подставлять себя под гнев Божий, чтоб убить Его? Вероятно, у тех, кто судил Иисуса, уже не было веры в Бога. Не было страха Божьего и стремления соблюдать Его Закон. Людьми двигал сатанинский страх перед святостью и ненависть человекоубийцы к Сыну Бога Живого.

И снова, и снова возвращаемся к важности понимания того факта, что все эти беззакония творились злой волей свободных людей, творились в отношении Истинного человека, не знавшего греха. И эта злая воля судей и палачей Иисуса высочайшим смирением, неимоверным терпением и истинной любовью, тайнами домотроительства Господнего о спасении человечества обращена была в победу над царством смерти.

Библейская история гласит, что Пилат не хотел казни Христа, но позволил синедриону распять его. Есть основания полагать, что он даже не видел Иисуса.

Легенда Понтия Пилата

Часть этой истории не противоречит известным нам фактам. Действительно, Пилат, если бы он рассматривал дело Христа, вряд ли приговорил бы его к смертной казни. Вместе с Иисусом казнили ещё двоих, и вот с ними всё просто: один (Варрава) убил римского легионера, защищая свою жену от домогательств, второй (Гестас) ограбил и избил римского гражданина на дороге. Но Христос не нарушил римских законов и ничем не навредил ни единому гражданину Рима. В его стремление стать царём иудейским Пилат бы не поверил — слишком мало у проповедника было сторонников, тогда как за Римом — легионы.

Илл. 1.jpg

Есть ли ещё поводы сомневаться в евангельском рассказ о римском префекте (а других источников о причастности Пилата к казни Христа нет)? Историк Л. А. Ельницкий предлагал объяснение, почему ранние христиане могли интерполировать (то есть вставить) сюжет о Пилате в биографию Иисуса. Превратить римского префекта в одного из виновников распятия — логичный ход для евреев I в. н. э., которые Пилата ненавидели: Понтий заслужил репутацию жестокого и несправедливого чиновника, который издевался над местными традициями. История с казнью вполне соответствовала образу Пилата и подпитывала всеобщий гнев мятежных иудеев против Рима.

Илл. 2.jpg

Интересно, что в более поздних текстах отношение христиан к Пилату и история самого Пилата изменились — вслед за политической ситуацией. Христианство во 2−3 вв. н. э. распространилось по Римской империи, и лидеры религии начали искать примирения с властями. Если ранее Пилат описывался как враг христиан, то теперь — как друг. Во-первых, в евангельском рассказе он пытается спасти Христа, и не может лишь из слабости, виновны же во всём иудеи и синедрион (враги христианства); во-вторых, ходили слухи, будто бы Пилат так впечатлился случившимся, что позднее сам обратился в христианство или, по меньшей мере, сочувствовал ему (об этом писал Тертуллиан). Очевидно, эта история должна была подать другим язычникам империи пример — вот, мол, даже Пилат увидел во Христе истину.

С древними текстами, которые дошли до нас спустя тысячи лет после многочисленных утрат их фрагментов, редакций и просто ошибок переписчиков, часто так — они менялись и служили политическим целям тех, кто их редактировал спустя пару сотен лет после описываемых в них событий. Так что историкам приходится сомневаться в ключевых евангельских сюжетах, и история Пилата — один из таких сюжетов.

Илл. 3.jpg

Скудные факты

Когда Пилат прибыл в эту провинцию, перед ним стояла задача приводить иудеев к покорности и уважению к римской власти и её символам. Префект должен был поставить римские традиции выше местных, и не стеснялся демонстрировать при этом силу. Для евреев это означало жестокость и несправедливость, но, в сущности, Пилат следовал интересам Рима. Потому его управление стало периодом конфликтов с народом и синедрионом.

“Камень Пилата“, найденный в 1961 г. в Кесарии: “Понтий Пилат, префект Иудеи”.

Илл. 5.jpg

Филон Александрийский тоже указывал на стремление Пилата надругаться над еврейскими обычаями. Но его попытки превратить иудеев в подданных Рима не увенчались особым успехом. Вскоре после того, как Пилат жёстко подавил восстание самаритян, император Тиберий скончался, и ему на смену пришёл Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный как Калигула. Калигула отозвал Пилата из Иудеи и заменил другим префектом.

Читайте также: