Афромакс суда что это

Обновлено: 15.06.2024

В кильватере

СССР никогда не занимал выдающихся позиций в гражданском судостроении, отдавая приоритет развитию кораблестроения военного (как, впрочем, и США после Второй мировой войны).

В постсоветский период наши верфи пропустили еще две технологические революции: переход к цифровому проектированию и сборке судов большими блоками с уже готовым оснащением. На этом этапе вперед вырвались корабелы Южной Кореи, захватившие рынок нефтяных танкеров, газовозов и контейнеровозов. Сейчас их всех теснят верфи Китая.

В целом мировой рынок гражданского судостроения оказался захвачен указанными странами Восточной Азии, которые переориентировали на себя свыше 80% всего мирового рынка гражданского судостроения, уничтожив конкурентов извне либо загнав их в узкие специализированные ниши с нерегулярными заказами и невысокой загрузкой. Скажем, по итогам 2018 года загрузка южнокорейских верфей составила 80%, китайских — 38%, японских —27%, а средний показатель загрузки верфей в остальных странах мира — 15%.

Большие корабли Большого Камня

Дальний Восток уже имел шансы обзавестись новым крупным центром судостроения. В 1980-е рассматривался проект строительства крупного судостроительного завода и ряда смежных предприятий в Советской Гавани (Хабаровский край). Был даже проведен большой объем подготовительных работ. Но с распадом СССР этот проект был свернут.

В наличии достаточно развитая инфраструктура: к городу Большой Камень подходят автомобильная и железная дороги, неподалеку расположена мощная Артемовская ГЭС.

Стоимость реализации проекта оценивается в 200 млрд рублей.

Сегодня на судостроительном комплексе работает свыше четырех тысяч человек. Но верфь продолжает строиться и развиваться, набор персонала ведется на постоянной основе — по окончании строительства предприятия его работу должны обеспечивать около семи с половиной тысяч работников, не считая многочисленных смежников.

Коллекция уникальностей

К таким уникальным объектам относится открытый тяжелый достроечный стапель — сложное гидротехническое сооружение площадью 12 гектаров, шириной 230 и длиной 485 метров. В состав стапеля входят три стапельные дорожки с самоходной судотранспортной системой и не имеющее аналогов в России крановое оборудование.

Для перемещения по стапелю блоков корпуса и судов применяется транспортная система на рельсовом ходу, грузоподъемность которой обеспечивает транспортировку судна массой 40 тыс. тонн. На стапеле смонтированы два мобильных укрытия, которые позволяют круглогодично вести работу по сборке судов.

Строительство судов начинается в блоке корпусных производств. Это цеховой комплекс общей длиной 313,5 метра, шириной 177 метров и высотой 32 метра. Он предназначен для изготовления секций и блоков судов весом до 300 тонн и размерами до 23×13×12 метра.

В 2020 году была проведена модернизация блока корпусных производств: поэтапно установлено дополнительное оборудование для обеспечения строительства крупнотоннажных судов. В итоге производственная мощность предприятия по переработке стального проката увеличилась вдвое: по массе обрабатываемого металла — до 90 тыс. тонн в год, по сборке судов — 145 тыс. тонн в год.

Амбициозные гринфилды

Винторулевая колонка представляет собой движительную установку, совмещающую тяговый двигатель, приводящий в действие гребной винт, и рулевое управление в едином модуле. В последнее десятилетие это стало стандартным решением, позволяющим улучшать маневренность судов, их эксплуатационные характеристики и экономичность.

Лист длиной 24 метра позволяет кратно уменьшить количество сварных швов при формировании корпуса судна, а значит, снизить стоимость работ, повысить прочность конструкции и увеличить скорость строительства. А самое главное — уйти от импорта стальных заготовок из Южной Кореи.

Для обеспечения работы металлургического производства требуется построить электростанцию, морской причал, автомобильную и железную дороги, жилье для сотрудников, а также проложить магистральные сети энергоснабжения, ЛЭП, газопровод, водопровод. На новом металлургическом производстве будут работать порядка полутора тысяч человек. Стоимость реализации металлургического проекта оценивается в 2,2 млрд долларов.

Цель — локализация

Есть на чем тренироваться

Первый танкер "Владимир Мономах" типа "Афрамакс", построенный на судоверфи "Звезда" в Приморском крае, будет сдан в конце года.

В акваториях морских портов

В акваториях морских портов "Владимир Мономах" будет двигаться на сжиженном природном газе. Фото: Архив ССК "Звезда"

Название типа пошло от классификации AFRA (Average Freight Rate Assessment) - по сути, речь идет о самом популярном размере танкера, его могут принимать почти все морские порты мира. Судно предназначено для транспортировки сырой нефти и способно пройти через каналы и проливы, может работать в условиях Арктики.

Это так называемый "зеленый" проект. "Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе - сжиженном природном газе, что соответствует новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей", - отметили на судостроительном комплексе (ССК) "Звезда".

Для испытаний танкер был спущен на воду в мае этого года, в ходе которых были завершены пуско-наладочные работы, сданы все системы, успешно произведен первый пуск главного двигателя, свидетельствующий о положительных итогах работы по проверке и наладке систем и оборудования.

"Владимир Мономах" построен на тяжелом открытом достроечном стапеле. Это сложнейшее инженерное сооружение считается одним из самых больших стапелей в мире и крупнейшим в России. В нем три стапельных дорожки с уникальной самоходной судотранспортной системой. На стапеле установлено четыре портальных крана, в том числе кран типа "Голиаф" грузоподъемностью 1200 тонн. Для сравнения, максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, - всего 500 тонн.

К слову, и спуск на воду - в своем роде уникальная операция. Танкер спускали с помощью транспортно-передаточного дока "Вымпел" - одного из самых крупных в России. Док - важнейший элемент верфи. Он дает возможность ССК выполнять заказы по производству судов, которые раньше не могли быть построены на российских верфях. Подготовка к спуску заняла почти сутки. За это время танкер накатили судопоездом с открытого тяжелого достроечного стапеля на плавучий док, а затем вывели в акваторию.

Серийное строительство в России "Афрамаксов" - не только показатель технологического роста, но и вопрос национальной безопасности

"Владимир Мономах" был заложен 11 сентября 2018 года в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина. В октябре нынешнего на предприятии началась резка металла уже для седьмого "Афрамакса". Всего в портфеле заказов ССК "Звезда" серия из 12 танкеров этого типа, 10 из них - по заказу "Роснефтефлота", два - для "Арктик Лизинг" (компания группы ВЭБ-Лизинг).

- Многократно возросла потребность в современных судах, в том числе ледового класса, платформах и другой морской технике. Это также является частью плана развития Дальнего Востока, где, в отличие от Балтики, можно строить крупнотоннажные суда. Выполняемые нами проекты дают возможность получить независимость от различного рода санкций, заместить импортную продукцию отечественной, конкурентоспособной как по техническим характеристикам, так и по цене. Кроме того, сейчас идет развитие Северного морского пути, где будут ходить суда под российским флагом, - говорит генеральный директор верфи Сергей Целуйко.

Фото: sskzvezda.ru

"Афрамаксы" оснащены самой продвинутой системой автоматизации класса A. Длина танкера типа "Афрамакс" - 250 метров, ширина - 44 метра, водоизмещение составляет 114 тысяч тонн. На судне предусмотрена площадка для вертолета. Танкеры таких размеров не делали даже в Советском Союзе. Между тем в судостроении исторически велика доля военного заказа (сегодня в России примерно 80 процентов), а это способствует устойчивости отрасли. Серийное строительство в России "Афрамаксов" - "это не только показатель технологического роста, производственного, кадрового потенциала судостроительной промышленности, но и вопрос национальной безопасности и независимости", заметил, будучи на "Звезде", глава "Роснефти" Игорь Сечин.

Читайте также: