4 тяжкие казни как символ полного всестороннего суда божия

Обновлено: 25.05.2024

Во второй половине XVII в. в Московском государстве возникло широкое религиозное движение, известное под именем раскола.

Внешним поводом для этого движения была церковная реформа, предпринятая патриархом Никоном и вызвавшая резкое столкновение внутри православной церкви между защитниками реформы и ее противниками.

На стороне противников реформы была значительная часть низшего духовенства, недовольного поборами со стороны церковной знати, ее жестокостью, а также усилением ее власти.

Но основной причиной развития раскола была борьба крестьян и посадских людей против феодальной эксплуатации. Это была классовая борьба, принявшая религиозную окраску, чем и объясняется живучесть раскола, просуществовавшего, несмотря на гонения, много лет. Но раскольнические выступления были крайне неорганизованны, политическая и социальная программа их отличалась большой незрелостью.

Раскольники старались затушевать классовые противоречия, на первое место выдвигались споры о вере, об обрядах. Раскольническая идеология, так же как и православная, играла сугубо реакционную роль в развитии классового самосознания народных масс, в развитии классовой борьбы.

Начало кровавого похода против раскольников как врагов государства и церкви было связано с именем патриарха Никона, который не останавливался перед суровыми мерами, чтобы задушить в самом начале новое антицерковное движение.

Патриарх Никон, подобно своим предшественникам, был богатейшим феодалом и не стеснялся в средствах, когда шла речь об увеличении его вотчин и богатств.

Современники говорили о Никоне, что он, как разбойник, грабил церкви и монастыри, захватывал вотчины бояр и служилых людей. Этому феодалу принадлежало свыше 25 тысяч крестьянских дворов.

Начав поход против сторонников старой веры, Никон подвергал пыткам наиболее активных представителей раскола. Им резали языки, руки и ноги, сжигали на кострах. При Никоне инквизиторские костры запылали во многих местах.

Яркую картину кровавого террора, предпринятого Никоном и его приспешниками, дает, в частности, раскольническая литература.

«Никон, — писал в своем послании расколоучитель Аввакум, — епископа Павла Коломенского мучил и сжег в новгородских пределах; протопопа костромского Даниила уморил в земляной тюрьме в Астрахани; священнику Гавриилу в Нижнем приказал отрубить голову; старца Иону Казанца в Кольском остроге на пять частей рассекли; в Холмогорах сожгли Ивана Юродивого, в Боровске — священника Полиевкта и с ним 14 человек.

В другом раскольническом памятнике гонения против сторонников старой веры изображены так. «Везде бряцали цепи, везде вериги звенели, везде Никонову учению служили дыбы и хомуты.

Тем не менее кровавый террор над раскольниками как врагами церкви и феодально-крепостнического государства продолжался и был освящен церковным собором 1666/67 г., на который собрались виднейшие представители церкви.

В соответствии с решениями этих соборов еретиков избивали воловьими жилами, им резали языки, руки, ноги, возили с позором по городу, а затем бросали в тюрьмы, где содержали до самой смерти. Ссылаясь на эти примеры, церковный собор требовал подвергнуть тяжким наказаниям и раскольников.

Требования церковных иерархов были удовлетворены. Выработанная еще при Иосифе Волоцком теория инквизиции при помощи светского меча на церковном соборе 1667 г. получила дальнейшее развитие.

Собором было принято решение о суровом наказании противников официальной церкви не только церковным, но и гражданским судом. Это решение беспощадно применялось и при подавлении крестьянского восстания 1667-1671 гг. под предводительством Степана Разина.

Крестьянская война показала, что в выступлениях против официальной церкви часто скрывался социальный протест крестьянских масс против эксплуатации и феодального гнета. Церковные иерархи добивались, чтобы светская власть безоговорочно принимала к суду и розыску раскольников, которых ей посылали представители церкви.

Они добились издания в 1672 г. указа об усилении репрессий по отношению к противникам официальной церкви.

Для борьбы с расколом в 1681 г. вновь созвали церковный собор во главе с патриархом Иоакимом. Этот собор решил казнить огнем первых расколоучителей и применить самые жестокие меры к их последователям.

Постановления собора стали послушно выполняться, и 1 апреля 1681 г. на площади в Пустозерске сожгли в срубе раскольнических учителей протопопа Аввакума, Лазаря, Епифания и Никифорова, томившихся в местной тюрьме. По настоянию патриарха Иоакима в 1684 г. сожгли видного расколоучителя Федора Михайлова.

Несмотря на церковные проклятия и огненные казни, число раскольников не только не уменьшалось, но быстро росло. На сторону раскольников переходили крестьяне и посадские люди, видя в новой идеологии одно из средств борьбы с социальным гнетом. В 1676 г. раскольников насчитывалось уже свыше ста тысяч.

Только в Нижегородском крае при населении в 302 тысячи человек было 86 тысяч раскольников8. Из раскольнической литературы видно, что в расколе под религиозной оболочкой скрывался идеологический протест против феодально - крепостнической эксплуатации.

Вырвав нужные признания и дав им еще по сто ударов плетьми, инквизиторы отправили свои жертвы в застенок псковского воеводы Бориса Шереметьева, где по настоянию митрополита Маркелла их вновь пытали.

В 1684 г. по доносу дьякона Ивана Григорьева в церковном суде разбиралось дело о раскольнике, Кольском стрельце Иване Самсонове. Его трехкратно пытали, а затем после наказания кнутом сожгли на костре.

Церковных противников сжигали не только на кострах, но и в раскаленных железных котлах. Так в 1669 г. были сожжены в железном котле раскольники Петр и Евдоким.

Хотя под пытками он и отказался от исповедания раскола, его все же сожгли13.

На основании этого указа епархиальные архиереи организовали массовые облавы на раскольников, подвергая их пыткам и казням. Представителей церкви сопровождали офицеры и стрельцы.

По настоянию духовных властей уничтожались деревни и села, где жили раскольники, их скиты и монастыри.

[„. Выставили на долгое время на мороз и поливали водой” - вот с кого взяли пример гитлеровские фашисты! Из исторической практики РПЦ! Ведь именно так фашисты поступили с генералом Карбышевым - на мороз и поливали водой.

Мда. Хорошая родословная у нынешних христианских российских духовных наставничков. Фашисты знали, с кого пример брать надо, чей богатейший опыт истязания русского народа перенимать. - Прим. ss69100.]

Не везде крестьяне безропотно переносили гонения. Нередко они с оружием в руках защищали свое добро, право молиться, как подсказывала им совесть.

Новгородский митрополит Корнилий для сыска раскольников направил в Заонежскую область протопопа Льва Иванова со стрельцами. Этот отряд был крестьянами обстрелян. В Пудожской волости упорное сопротивление отряду стрельцов, посланному епископом Афанасием, оказали крестьяне - раскольники во главе со старцем Иосифом.

Много раскольников было на Дону, куда бежали крестьяне, спасаясь от преследований, от феодального гнета и закабаления. Репрессии против них были организованы по настоянию патриарха Иоакима. Пойманных раскольников доставляли в патриарший приказ и подвергали пыткам.

Агентами патриарха в 1688 г. был захвачен организатор выступления против Москвы донской атаман Самойло Лаврентьев. Его пытали в духовном приказе, а затем казнили в Москве вместе с раскольничьим попом Самойлой.

В Черкасске сожгли попа - раскольника за то, что тот не молился богу за царя и вел агитацию среди раскольников против Москвы.

Борясь с расколом казнями и пытками, духовное ведомство прибегало также и к идеологическому воздействию на массы. По поручению московского патриарха Иоакима противников церкви подвергали проклятиям и анафеме.

Филофей Лещинский, назначенный в 1702 г. сибирским митрополитом, рекомендовал Петру I истреблять церковных раскольников, а дома их разрушать до основания.

Питирим не ограничился только теоретическим обоснованием необходимости физического уничтожения врагов церкви. Будучи нижегородским епископом, он организовал крестовый поход против раскольников, добиваясь насилиями и угрозами массового возвращения их в православие.

Таким образом, как хвалился Питирим, в православие было обращено свыше 68 тысяч человек.

Спасаясь от гонений этого инквизитора, 12701 человек бежали, 1585 — не выдержали пыток и истязаний и умерли, 598 были сосланы и отправлены на каторгу21.

Он приводил также высказывания одного из столпов церкви — Августина о необходимости казнить еретиков. Подобно католическим инквизиторам Стефан доказывал, что церковь, предавая еретиков смерти, заботится прежде всего о спасении их души.

Для борьбы с раскольниками регламент также предписывал наказывать их смертью и разорением их жилищ.

Первым протоинквизитором был назначен игумен московского Данилова монастыря Пафнутий. С 1721 г. дела об антицерковных выступлениях велись непосредственно и во вновь организованном Синоде — высшем органе по управлению делами православной церкви.

В 1722 г. Синод направил в Выговскую пустынь монаха Неофита для расправы с раскольниками. Другой представитель Синода, монах Иосиф Решилов разгромил стародубских раскольников на Украине.

Даже представители светской власти называли монаха Решилова развратником, хищником, наглым проходимцем и грабителем Стародубского края.

Особо важные дела рассматривались в Канцелярии тайных розыскных дел, но и тут на допросы и пытки являлись представители Синода.

В распоряжение Синода для борьбы с раскольниками предоставлялись воинские отряды. Кроме того, повсеместно рассылались синодские указы о выделении в распоряжение епархиальных властей воинских команд.

При Синоде была организована в 1723 г. особая розыскная раскольническая канцелярия, во главе которой стояли инквизиторы — тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский и иеромонах Афанасий Кондоиди.

И сожжение раскольников как врагов церкви в этот период было далеко не редким явлением.

Раскольника старца Варлаама обвинили в том, что он произносил хулу на бога и на иконы. У него вырвали язык, а затем сожгли.

Раскольник Денис Лукьянов умер под пытками, а после смерти тело его было сожжено30.

К смертной казни сожжением приговорили в 1752 г. дворцового коменданта Якова Куприянова, обвиненного в богохульстве.

Иностранец Берхгольц, оставивший интересный дневник о своем пребывании в России, подробно рассказывает, как сжигали людей за богохульство.

По его словам, в 1718 г. в Петербурге сожгли заживо человека, который сказал, что почитание икон является идолопоклонством, и который во время совершения церковной службы выбил икону из рук епископа.

«Осужденного, — писал Берхгольц, — поставили на костер, сложенный из разных горючих веществ, и железными цепями привязали к устроенному на нем столбу с поперечной на правой стороне планкой, к которой прикрепили толстой железной проволокой и потом плотно насмоленным холстом руку, служившую орудием преступления. Сперва зажгли одну эту правую руку и дали ей одной гореть до тех пор, пока огонь не стал захватывать далее, а князь кесарь вместе с прочими вельможами не приказал поджечь костер.

Рассказ очевидца — лучшее свидетельство беспощадного отношения к лицам, выступавшим против церкви и ее обрядов.

2. Там же, стр. 54.

3. И. Филиппов. История Выговской пустыни. СПб., 1862, стр V 4 Н.

4. Ф. Каптерев. Патриарх Никон, т. II. Сергиев Посад, 1913, стр. 162

8. Ф. Елеонский. О состоянии русского раскола при Петре I. СПб., 1864, стр. 7, 26.

9. Н. В. Варадинов. История министерства внутренних дел, т. 8. СПб., 1862, стр. 536.

11. Там же, стр. 16-18.

12. Там же, стр. 15.

14. Там же, стр. 27-30.

16. М. И. Лилеев. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII ее. Казань, 1895, стр. 8.

17. М. И. Лилеев. Указ. соч., стр. 147.

18. Н. Д. Сергиевский. Наказание в русском праве XVII в. СПб., 1887, стр. 143.

21. А. Синайский. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления. СПб., 1895, стр. 56.

22. А. Н. Филиппов. О наказаниях по законодательству Петра I. СПб., 1800, стр. 138.

24. Там же, стр. 142.

28. М. И. Лилеев. Указ. соч., стр. 291.

29. А. Синайский. Указ. соч., стр. 136.

31. Н. Д. Сергеевский. Указ. соч., стр. 76; см. также Ард. Попов. Указ. соч., стр. 287-288.

В предыдущей теме мы рассматривали Второе пришествие Иисуса Христа, и воскресение мёртвых праведников, или первое воскресение, которое произойдёт при пришествии Христа. Но Писание учит нас, что будет воскресение не только праведных, но также и неправедных:

Праведники воскреснут, чтобы царствовать с Христом. Неправедные люди тоже в своё время воскреснут, чтобы быть судимыми у великого белого престола. После этого суда они будут брошены в огонь вечный, в озеро огненное, приготовленное для диавола и его ангелов. Когда и как это произойдёт, мы рассмотрим в этой теме.

Бог в первый раз послал в мир Своего Сына не для того, чтобы судить мир, а, чтобы спасти людей от их грехов. Но все, которые не поверят в Иисуса Христа, будут осуждены. Уже сейчас Божий гнев пребывает на таких людях. А в будущем они будут осуждены на вечное наказание в озере огненном. В Библии записаны такие слова:

В Библии не только написано, что Бог есть любовь. В Библии также пишется, что Бог есть Судия праведный. Если кто не обратится к Нему от своих грехов, и не поверит в Его Сына Иисуса Христа, то для такого человека Бог будет праведным Судьёй. Господь будет судить каждого такого человека и накажет его за все его грехи.

Мы видим, что Господь, как праведный Судия, не только будет судить грешников за их грехи, но также и давать награду праведникам.

Бог Отец является справедливым Судьёй. Он создал этот мир, нашу вселенную. Он установил законы вселенной, включая Свои нравственные законы, данные для всех людей в Священном Писании. И Он будет судить всех людей за нарушение этих законов. Но в Новом Завете нам открыты два удивительных факта, о Боге, как Судии всех (Евр.12:23).

Первый из этих фактов состоит в том, что Бог будет судить мир не лично Сам, а через Своего Сына Иисуса Христа. Отец передал суд Своему Сыну. Он сделал это по двум причинам. Во-первых, чтобы все чтили Его Сына, как Его самого. Во-вторых, потому что Иисус Христос не только Сын Божий, но и Сын Человеческий. Он жил на земле, в теле, подобном нашему телу, в обстоятельствах, подобных нашим обстоятельствам. Иисус Христос переживал и переносил то, что переживает и переносит обычный человек, живущий на земле. Он знает нашу жизнь и наши обстоятельства изнутри, поэтому может быть справедливым Судьёй, учитывающим все обстоятельства:

Второй факт состоит в том, что Иисус Христос передал право судить, данное Ему Отцом, Своему Слову. Слово, которое говорил Иисус Христос, будет окончательным судьёй для каждого человека, слышавшего это Слово, и отвергнувшего его:

Этот суд Божьего Слова будет вечным и окончательным для каждого человека, подлежащего этому суду:

Но прошло много лет, и ниневитяне снова начали грешить пред Богом. Бог предупредил через пророка Наума, что Он накажет Ниневию. На этот раз ниневитяне не покаялись. Из-за этого Бог допустил, чтобы враги напали на этот город и разрушили его. Всё, что осталось от Ниневии до наших дней – это огромный холм, под которым похоронены её развалины. Так Бог совершил свой суд над людьми Ниневии (Наум 1:1-3:19).

Божьи суды в прошлом являются предупреждением для всех людей, о Его грядущих судах, и о Его последнем суде над этим миром. Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную. Поэтому Бог повелевает всем людям повсюду покаяться. Он не хочет, чтобы люди были осуждены на последнем суде:

Бог и сейчас совершает Свои суды. Он совершает Свои суды над целыми народами, разными городами и местностями, и также отдельными людьми, которые переходят определённые границы в своих беззакониях. Падение империй и держав, войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии, неизлечимые болезни, часто являются проявлением Божиих судов в истории человечества:

Апостол Павел написал в 1-м Послании к Коринфянам, что когда верующие люди неправильно поступают, и грешат, то Бог судит их. Бог наказывает верующих людей, которые согрешают, болезнями (включая неизлечимые болезни, ведущие к смерти), чтобы привести их покаянию. Особенно это происходит тогда, когда верующие люди принимают в таком греховном, неправильном состоянии Вечерю Господню. Господь совершает Свой суд над такими христианами для того, чтобы потом они не были осуждёнными с миром, покаявшись в своих грехах:

Бог наказывает непослушных верующих людей сейчас, чтобы они покаялись, исправились и не были осуждены вместе с неверующими. Господь наказывает согрешающих верующих людей подобно тому, как родители наказывают своих детей. Он делает это, чтобы мы стали причастниками Его святости:

В Священном Писании очень ясно сказано, что уже наступило время начаться суду с дома Божьего. Бог начинает Свои суды со Своего дома, то есть, со Своего народа, или со Своей Церкви. И, как мы уже могли увидеть из вышеприведённых мест Писания, Он делает это для покаяния и исправления Своего народа, чтобы потом не судить его вместе с язычниками:

Библия учит нас, что Бог будет судить верующих и неверующих людей отдельно. Всем верующим людям нужно будет предстать на суд Христов, пред судилище Христово:

Когда произойдёт суд пред судилищем Христовым? Об этом суде над верующими пред судилищем Христовым, для получения награды, писал Иоанн в книге Откровение. Он описал этот суд в 11-й главе Откровения, в то время как суд над остальными людьми, или суд у великого белого престола, описан им намного позже, в 20-й главе книги Откровение. Из этой 11-й главы мы видим, что суд над верующими для получения награды произойдёт сразу после того, как затрубит последний седьмой Ангел. Но мы также знаем, что при последней трубе будет пришествие Христа, воскресение мёртвых, изменение живых праведников, и их восхищение на встречу сходящему с неба Иисусу Христу:

Этот суд нас верующими пред судилищем Христовым произойдёт после Второго пришествия Иисуса Христа, и первого воскресения мёртвых. Они предстанут на этот суд, чтобы получить соответственно тому, что они делали, живя в теле, доброе или худое. Если дела верующего человека будут признаны добрыми и ценными перед Христом, то такой человек получит награду. Если дела верующего человека будут признаны худыми, не выдержат испытания и сгорят, то человек потерпит урон. Никакой награды он не получит, но сам спасётся, как бы из огня:

Каждый, кто не будет записан в книге жизни, будет брошен в озеро огненное. Господь предупреждает в Своём Слове верующих людей, что, если они будут грешить, и не покаются, не будут победителями над грехом, их имена будут изглажены из книги жизни. Это значит, что они будут обречены на вечное наказание в озере огненном вместе с диаволом и его ангелами:

Апостол Павел часто предупреждал верующих людей, что если они будут грешить, то Царства Божьего не наследуют. Единственной альтернативой Царству Божьему является наказание в озере огненном. Ничего среднего не существует. В конце настоящей истории человечества каждый человек будет либо спасённым в Царстве Божием, либо погибшим навеки в озере огненном:

Некоторые христиане, основываясь на двух высказываниях Иисуса Христа, утверждают, что верующие люди никогда и никем не будут судимы. Как это совместить с другими местами Священного Писания, которые мы читали, и которые ясно говорят, что всем христианам нужно будет предстать на суд Христов, пред судилище Христово (Рим.14:10, 2Кор.5:10)? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно внимательно рассмотреть эти высказывания Иисуса Христа. Это поможет нам увидеть, что имел в виду Иисус, когда это говорил:

Так как Священное Писание не может противоречить самому себе, рассматривать эти утверждения Иисуса Христа нужно в свете других мест Писания, говорящих о суде над верующими пред судилищем Христовым (Рим.14:10, 2Кор.5:10). Они ясно утверждают, что верующие будут судимы, и предстанут на суд Христов.

Но Священное Писание также ясно утверждает, что верующие христиане не будут судимы вместе с неверующими, в суде над народами (Мт.25:31-46, 1Кор.6:2). Фактически, они будут судьями вместе со Христом на этом суде, а не подсудимыми. Также, истинные христиане не будут судимы вместе с неверующими на последнем суде у великого белого престола (Откр.20:11-15).

Следовательно, слова Иисуса нужно применять по отношению к этим двум судам, а не к суду пред судилищем Христовым, где не будет решаться вопрос о спасении верующих, а о наградах или уроне верующих. Слова Иисуса просто значат, что никакой истинно верующий в Него человек, подтверждающий свою веру делами послушания Богу, не придёт на суд вместе с неверующими, и не придёт на суд, концом которого будет осуждение. То есть, ему не нужно бояться Божьего суда и осуждения.

Все люди, которые покаются и поверят в Иисуса, никогда не придут на суд Божий у великого белого престола. Они будут воскрешены (или изменены) в воскресении праведных, при Втором пришествии Иисуса Христа на землю. Затем они будут восхищены навстречу Иисусу Христу, сошедшему с неба. Они предстанут пред судилище Христово, чтобы получить награду за свои дела. Если даже кто-то из них и не получит награды, потому что их дела оказались малоценными, бесполезными или непригодными, как дерево, сено и солома, то они всё равно будут спасены. Они будут спасены, потому что покаялись в своих грехах и верили в Иисуса.

Люди, которые ничего не делали с теми дарами, которые Господь им дал, не воскреснут в первом воскресении праведников, чтобы получить свою награду. Они даже не воскреснут, чтобы потерпеть урон, но всё же спастись, если их дела будут признаны малоценными. Но они воскреснут вместе с неверующими, чтобы услышать свой приговор, потому что у них вообще не было никаких дел. Они не старались умножить имение своего Господина.

Нужно заметить, что в притчах Иисуса человек, который ничего не делал, и не умножил серебра своего господина, был всегда приведён к господину последним. Это соответствует порядку судов, описанных в Писании. Сначала будет суд пред судилищем Христовым над истинными верующими, которые что-то делали для Господа и Церкви. Затем будет суд у великого белого престола над неверующими, и над теми верующими, которые ничего не делали, а также над теми, кто называли себя верующими, но жили неправедно, и не смогли наследовать жизнь вечную (1Кор.6:9-10, Гал.5:19-21).

Что произойдёт сразу же после Второго пришествия Иисуса Христа, воскресения мёртвых праведников, и суда над верующими пред судилищем Христовым? Священное Писание открывает нам, что после этого произойдёт суд над всеми народами. Прославленный Царь Иисус Христос будет Судьёй на этом суде. Церковь Иисуса Христа будет судить мир вместе с Ним:

О суде над народами после пришествия Иисуса Христа предвещали как пророки Ветхого Завета, так и сам Иисус Христос, а также Его апостолы. На этом суде Христос будет судить народы вместе со своими Ангелами и Своей Церковью. Давайте прочитаем несколько текстов Писания, говорящих о суде над народами:

Мы видим из книги пророка Иоиля, что определяющим фактором на этом суде будет отношение народов к Божьему народу Израилю. Иисус также подтвердил то, что решающим фактором в этом суде над народами будет отношение народов к Его меньшим братьям, которыми являются евреи и христиане. Именно это определит судьбу людей в то время, войдут ли они в Его Царство, или же пойдут в вечный огонь, приготовленный диаволу и его ангелам:

Все остальные люди воскреснут и будут судимы только после того, как пройдёт эта тысяча лет. Все эти люди должны будут явиться перед великим белым престолом. Они будут судимы по своим делам. Те из них, кто не будет записан в книге жизни, будут брошены в озеро огненное.

Озеро огненное ещё называется в Библии смерть вторая, и огонь вечный, приготовленный диаволу и его ангелам (Откр. 20:14, 21:8, Мт.25:41). Имена большинства людей на суде у великого белого престола не будут записаны в книге жизни. Будут ли там люди, чьи имена найдутся записанными в книге жизни? Иисус Христос говорил так:

Из этих слов Иисуса можно понять, что ниневитяне, которые покаялись от проповеди Ионы, и царица южная (царица Савская) не будут осуждены на этом суде у великого белого престола вместе с другими людьми, хотя они восстанут на суд вместе с поколением (родом), жившим во время земной жизни Иисуса Христа, и отвергнувшим Его и его проповедь. Они будут на этом суде скорее в роли судей этого неверующего поколения, нежели подсудимых. Из этого мы можем предположить, что хотя они воскресли не в первом, а во втором воскресении, им будет позволено войти в жизнь вечную.

Сегодня Господь даёт также и нам возможность не быть осуждёнными на погибель в озере огненном, если мы покаемся в своих грехах и поверим в Иисуса Христа. Всех грешников ждёт страшное наказание после смерти. В Библии сказано, что всем людям однажды придётся умереть, а потом суд:

Всем людям придётся воскреснуть и предстать пред Божьим судом. Бог будет судить каждого грешника за его грехи. Все дела людей записываются в книги на небесах. Придёт время, и люди будут судимы по этим делам. Даже за один сделанный грех человек не сможет попасть в Божье Царство. И даже за один сделанный грех человек будет наказан в огненном озере, вместе с диаволом и его ангелами. В Библии написано, что каждый человек, который живёт на земле, согрешил в чём-то пред Богом:

Бог есть святым, праведным и справедливым Богом. Он должен наказать каждого грешника за каждый грех, потому что это справедливо. Самым большим, страшным и окончательным наказанием за грех для всех грешников будет смерть вторая – озеро огненное. Но Бог не приготовил это озеро огненное для людей. Он приготовил его для диавола и его ангелов. Так говорил Иисус в Своём учении (Мт.25:41). Для людей Бог приготовил спасение от греха через Своего Сына Иисуса Христа. Каждый человек, который примет Божье спасение, будет прощён Богом и не попадёт в озеро огненное. Он будет спасён от осуждения на вечное наказание:

Сегодня общество убеждают в том, что Библия выступает против смертной казни. Утверждение, что Бог не поддерживает смертную казнь, не соответствует действительности. В Библии иллюстрируется смертная казнь. Но, было бы самонадеетельностью считать, что человек может брать на себя функцию Бога в этом деянии и может придумать наказание более справедливое чем Бог, или быть милосерднее Его.

christ_851


Герард Давид . ХРИСТА ПРИГВОЖДАЮТ КО КРЕСТУ. 1480-1485. Национальная галерея. Лондон. Англия

В христианской жизни, для верующего, постоянный судья только Бог. Но в земной жизни живут разные люди, в том числе, с разной верой в Бога и Его пониманием. Есть те, кто без веры в Бога или с верой в земных богов, божественные существа, считающие себя богом. Но, независимо от веры или безверия, общее у всех людей одно; испорченная неизлечимой и наследственной болезнью плоть. Ибо плоть вынуждает человека делать зло, которого он не желает и не даёт ему делать добро к которому стремится. Это страшное наследие от первородного греха, которое мешает падшему во грехе человеку сосуществовать в мире и согласии, и приводило к краху на земле всего живого — Ноеву Потопу.

По причине испорченной природы человека совершаются на земле преступления. С развитием общества и появлением государств со своей системой органов власти, институт правосудия в государстве стал необходимостью. Назначение государства - обеспечить справедливые и равные условия для всех своих граждан. Для победы добра над злом, в том числе за содеянные людьми преступления, в собществе граждан установлены функции судьи и исполнения приговоров. Они делегированы высшим властям, которое выступает "третьей" стороной между жертвой и совершившим преступление.

Только "третья" сторона - суд на основании закона, а не человек, в праве выносить решения за преступления. А приговор по решению суда правомочны исполнять лишь служба исполнения наказаний.

Смертная казнь, это лишение человека жизни в качестве наказания. Верховенство закона и страх за неотвратимость наказания, - единственная сила способная останавливать преступления и обеспечивать цивилизованное сосуществование.

Христиане живут одновременно в двух сферах, являясь членами Церкви и гражданами государства. И, как "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены." (Рим. 13:1).

Ветхозаветная часть Библии говорит о смертной казни. Указаний на необходимость её отмены нет и в Священном Писании Нового Завета. Смертная казнь в Ветхом завете, как и в законах других древних народов, служила наказанием за тяжкое преступление. Этот Закон регулировал не только отношения между Богом и человеком, но и отношения между людьми.

Ветхозаветный Закон выносил смертный приговор, как наказание за следующие действия:

- убийство (Исход 21:12),
- похищение человека (Исход 21:16),
- скотоложство (Исход 22:19),
- прелюбодеяние (Лев.20:10),
- гомосексуализм (Левит 20:13),
- ложных пророков (Втор.13:5, Втор.18:20),
- проституцию и изнасилования (Втор. 22:24),
- несоблюдение субботы (Исх.31:13-15),
- потерю девства до брака (Втор.22:20-21),
- богохульство (Лев.24:16),
- непослушание, злословие, избиение родителей (Втор.21:18, Исх.21:18,15),
- колдовство и вызывание мертвых (Лев.20:27),
- идолопоклонство и подстрекательство отступить от Господа (Втор.13),
- изнасилование обрученной (Втор.22:25),
- небрежное содержание животного, повлекшее причинение животным смерти человеку (Исх.21:29),
- участие посторонних в храмовом священнослужении (Чис.3:10, Чис.18:7, Чис.1:51), а также за ряд других преступлений (Числа 35, Вт. 19:15-21 и др.).

Новый Завет - как практическое учение и руководство, существенно отличается от Ветхого Завета. Действие Нового Завета иллюстрирует то, что для христианского сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью, а истинный - справедливый и без предвзятый суд только Божий.

Нужно признать, что Господь наделил правительство властью определять самым жестоким преступникам, следует ли им выносить смертный приговор, или право выносить иные решения (Бытие 9:6; Римлянам 13:1-7).

Вопрос об смягчении наказания, замены смертной казни на пожизненное заключение - отмене или неприменении смертной казни, вызывает неоднозначные чувства в народе и должен решаться обществом свободно, с учётом соображений охраны жизни благонамеренных членов общества, состояния пенитенциарной системы: правоохранительной, судебной, учреждений исполняющие наказания. На эту тему ведут дискуссии политики и обычные граждане, атеисты и верующие различных религий, преступники и законодатели.

Сегодня многие государства отменили смертную казнь или не осуществляют ее на практике. Отмена смертной казни даёт больше возможностей для собственного покаяния оступившимся. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, церкви приветствуют такие шаги государственных властей.

Наиболее частым видом смертной казни в современном мире является расстрел, смертельная инъекция, электрический стул, повешение, отсечение головы и побиение камнями.

В разных странах процент граждан требующих сохранения смертной казни за умышленные убийства, в целом остается примерно одним и тем же на протяжении длительного времени. Однако, число ее сторонников за другие общеуголовные преступления - против государства, экономическую коррупцию, распространение наркотиков и др. постоянно снижается. Это свидетельствует о "смягчении нравов" людей, тенденцию к гуманизации общества и расширению прав человека на жизнь.

Аргументы, приводимые против смертной казни:

1. Всеобщая декларация прав человека признает право каждого человека на жизнь и категорически заявляет, что "никто не должен подвергаться пыткам или унижающим его достоинство обращению и наказанию" – Проблема смертной казни неотделима от проблемы прав человека.
2. Никакие "специфические" потребности общества не могут оправдать отмены священного права на жизнь.
3. Смертная казнь не является актом самообороны для предотвращения непосредственной угрозы жизни – Принцип самообороны имеет целью предотвратить непосредственную угрозу причинения ущерба в результате применения силы другими.
4. Нет бесспорных доказательств того, что угроза смертной казни оказывает сдерживающее влияние на преступника – В момент совершения преступления человек часто настолько напряжен, что не способен осознать последствий для себя собственных действий.
5. Аргумент справедливого возмездия за совершенное преступление, которое столь ужасно, что смертная казнь является единственным и необходимым ответом на него, характеризуется как варварский обычай мести и должен быть преодолен в современном обществе – Государство, которое претендует на то, чтобы быть гуманным, не может опираться на месть и жестокость.
6. В оправдание сохранения смертной казни часто приводятся требования общественного мнения. Но обеспечение прав человека никогда не должно зависеть от мнения большинства.
7. Иногда высказывается мнение, что отмена смертной казни удел лишь благополучных стран. В действительности же никаких объективных преимуществ в этом отношении у стран нет.
8. Наличие института смертной казни и существование в обществе специально назначаемой касты палачей, получающих за свою работу по уничтожению людей материальное вознаграждение, прямо и косвенно развращает и дегуманизирует общество.
9. Исполнение смертного приговора причиняет страдания не только семье преступника, но может стать тяжким бременем для близких жертвы, как бы причисляя их к тем, кто выносит это жестокое решение.
10. Смертная казнь не соответствует христианским постулатам нравственности о бесценности и неприкосновенности человеческой жизни. Никто не вправе распоряжаться жизнью и смертью, кроме Создателя. Если убийца преступает заповедь "не убий", то это не значит, что для других, тем более для государства, открывается возможность нарушить ее.

Смертные приговоры, приводимые в исполнение от имени государства, затрагивают любого его гражданина, и поэтому каждый должен осознать, что такое смертная казнь, выносимая отчасти и от его имени. С другой стороны, не исключено, что вопрос о необходимости смертной казни когда-нибудь может прямо коснуться его самого или его близких и он должен будет дать на него не случайный ответ.

Для конкретного живого человека, а не социума в целом, оказавшегося перед лицом утраты близкого человека, обессмысливаются все расчеты в защиту жизни олицетворенной силы зла.

И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там!" ( Екклесиаст ).

Глава 4 Исследуя структуру повествования

Кольцевая композиция использует следующую схему:
A
B
C
D
C
B
A

Вместо того, чтобы выстраивать отрывки или мысли линейным образом, как это обычно делается в английском языке, многие еврейские стихи следуют этой циклической форме дуги, в которой первые три части (A, B, C) развиваются в направлении центральной идеи (D). Последние три части (C, B, A) разворачиваются к первоначальной идее, образуя из стиха полный круг. Некоторые композиции длиннее, некоторые короче, но основная форма остается неизменной независимо от длины. Текст таким образом делится пополам, причем центральная идея является самой длинной и самой важной. Хотя соответствующие части (A начальная и A конечная) обычно не идентичны, являются очень похожими и часто помогают истолковать и понять друг друга. Эта схема повторений приносит ясность и подчеркивает значение стихотворения.

Как только мы начинаем понимать кольцевые композиции, нюансы этой формы привносят дополнительную глубину и значение во многие места Библии, в том числе в Книгу Откровения, которая представляет собой гигантскую кольцевую композицию (арку).

Основная структура Откровения может быть описана следующим образом:
A - Приветствие
B - Семь Церквей
C - Семь Печатей
D - Семь Труб, Ангел, Два свидетеля
E - Женщина, Дракон, Ребенок мужеского пола
D - Два чудовища, Ангел, Семь Чаш
C - Разрушение Вавилона
B - Невеста
A - Эпилог.

В начале и в конце (A) находятся приветствие и эпилог. Первая B - это семь церквей, а вторая - Новый Иерусалим и Невеста. И то, и другое - Церковь, но происходит развитие из состояния семи церквей в первой части к Невесте Христа, которая появляется во второй части после брачной вечери Агнца. Первая С - это семь печатей, а вторая - разрушение Вавилона. Первая D - это семь труб, ангел и два свидетеля. Противоположная D - два зверя, ангел и семь чаш. Параллельность этой структуры поразительна. В середине (E) - в центральном событии - мы видим женщину, дракона и Ребенка мужеского пола.

В Откровении 12 мы обозреваем всю картину Евангелия и историю формирования и совершения Нового Завета. Иисус приходит на землю ребенком и побеждает дьявола Своей жизнью, смертью и воскресением. Из-за этого дьявол начинает бороться против ранней Церкви, вызывая великие гонения, с которыми церковь столкнулась в годы, предшествующие разрушению Храма. Это кульминация и поворотный момент Откровения. Всё в первой половине книги ведет к этой кульминации, и все во второй половине ведет от нее и производится ею.

Откровение не только наполнено символами, которые требуют истолкования, но также повторениями. Печати, трубы, семь печатей и чаш изображают одни и те же события разрушения Храма в 70-м году по-разному и под разными углами. Они не являются зеркальными копиями, но каждая повторяющаяся картина подчеркивает нечто новое. Кто-то может задаться вопросом: зачем художнику рисовать картину повторяющимися узорами? Что это означает? Дэвид Чилтон отлично объясняет, почему мы видим четыре картины семи судов. Он пишет:

«Пророчество Иоанна связано с посланием в книге Левит 26. Подобно Второзаконию 28 главе, книга Левит в 26 главе излагает санкции за нарушение Завета Моисея: если Израиль повинуется Богу, он будет благословлен ​​во всех областях жизни (Лев., 26:1-13, Втор. 28:1-14); однако, если он не подчинится, его посетит проклятие, прописанное в ужасающих подробностях (Лев. 26: 14-39; Втор. 28:15-68). (Эти проклятия были наиболее полно излиты в поступательном запустении Израиля Последних дней, завершившихся Великой Скорбью в 67-70 гг. В качестве наказания за его отступничество и отказ от своего Истинного Мужа, Господа Иисуса Христа). Поразительная особенность книги Левит заключается в том, что проклятия перечисляются по особой схеме: четыре раза в этой главе Бог говорит: «Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши" (Лев.26:18, 21, 24, 28). Число семь, которое мы в обилии встречаем в Откровении, является библейским числом завершенности или полноты (по аналогии семидневного шаблона при сотворении в Бытие 1). [Число семь само по себе используется пятьдесят четыре раза в Откровении.] Число четыре используется в Писании применительно к земле, особенно Земле Израиля; например, из Эдема текли четыре реки для орошения всей земли (Быт. 2:10); Земля Израиля, как и Алтарь, изображена с четырьмя концами или углами (Исаия 11:12, Исх.27:1-2), от которых дуют четыре ветра (Иер. 49:36); стан Израиля вставал четырьмя группами по сторонам скинии (Чис. 2); и т. д. (см. свою симфонию и библейский словарь). Итак, когда говорится о четырех семикратных судах в Левите 26 главе, Бог сообщает, что полный, совершенный суд придет на Землю Израиля за ее грехи. Эта тема восходит к пророкам в их предостережениях Израилю:

«И пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять" (Иер.15:3).

"Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот" (Иез.14:21)

Образы семикратного суда, приходящего четыре раза, наиболее полно развиты в Книге Откровения, которая явно разделена на четыре группы по семь. Следуя формальной структуре обещанного заветом проклятия в книге Левит, апостол Иоанн подчеркивает природу своего пророчества как провозглашения обещанного суда против Иерусалима.

Основываясь на концепции четырехкратного суда, которую обозначает Чилтон, я бы призвал нас вспомнить о кольцевой композиции Откровения.

C - Семь Печатей
D - Семь Труб, Ангел, Два Свидетеля
E - Женщина, Дракон, Ребенок мужеского пола
D - Два чудовища, Ангел, Семь Чаш
C - Разрушение Вавилона.

C и D очень похожи друг на друга. Также, как мы видим первая C (Семь Печатей) Иоанна включает много параллелей с Матфея 24, Луки 21 и Марка 13. Откровение на самом деле довольно повторяющееся, и сделано это преднамеренно. Понимание этого меняет всё. Сразу же мы видим печати, трубы, начертания и чаши как разные выражения одного и того же события, а не как различные и последовательные события. Хотя может показаться странным, что Иоанн написал об этом именно так, такое описание событий делает понимание книги намного проще. Видение большой картины дает нам понимание расшифровки меньших фрагментов.

Переломный момент событий книги Откровения может быть глубже продемонстрирован рассмотрением событий до и после 70 года. Открытие Агнцем свитка в Откровении 5 - это начало суда, который разрушит старый завет и полностью установит новый завет. Эти события начинаются с открытия печатей на свитке (первая С) и заканчиваются разрушением Иерусалима (образно Вавилон) (вторая С). В середине, в Откровении 12 - космическая кульминация и резюме духовного значения событий 70 года - конец старого завета и полное вступление в действие нового. Таким образом, мы можем сказать, что все Откровение зависит от событий до и после 70 года. Это событие, являющееся центром Откровения, стало поворотным моментом в истории Церкви. Разрушение Храма по значимости уступает только смерти, воскресению и вознесению Христа.

Кеннет Джентри, один из величайших ученых по этой теме, указывает, что свиток, который имеет надпись внутри и снаружи и запечатан семью печатями был похож на свидетельство о разводе первого века. Иоанн и ранние верующие увидели бы это соответствие. Другими словами, свиток был свидетельством о разводе Бога с великой Вавилонской блудницей (Израиль ветхого завета). Эта картина божественного развода между Богом и Израилем упоминается несколько раз в Ветхом Завете, когда Израиль уходил от Бога (см. Ис.50:1, Иер. 3:8) Здесь же Бог делает этот развод окончательным. Делая это, Бог не отделялся от людей, но от ветхого завета. Затем он вступает в новый завет с иудеями и язычниками вместе.

Когда мы читаем Откровение 4 - когда Иоанн был взят на Небеса, он видит Бога-Отца, но Иисус не упоминается. Иоанн переживает пророчески события до возвращения Иисуса на Небеса как Победителя. Затем, в Откровении 5:1-4, мы видим эту сцену:

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

Когда Иоанн плачет о нераскрытом свитке, этот тяжелый момент - картина Небес без Победившего Иисуса. Трудно даже понять такое. А речь о том, что "было прежде". К счастью, Иоанн продолжает: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю." (Откровение 5: 5-6).

Теперь Иоанн переживает, каково это - видеть Иисуса раскрывшемся как Победитель, Который может открыть свиток, положить конец ветхому завету и навсегда утвердить новый завет. Это произойдёт. Откровение 4 является частью пророческого видения Иоанна, но вначале оно показывает прошлое, прежде, чем показать то, что должно произойти. Когда закланый Агнец берет свиток и начинает открывать печати, Он последовательно убирает ветхий завет и устанавливает новый. Это то, чего ждала церковь первого века - конца старой храмовой системы. Это событие изменило историю и нашу реальность как христиан, хотя многие этого и не понимают.

Например, если мы не понимаем значимость "до" и "после", мы воспримем поклонение в Откровении 4 главе как свою текущую реальность. Мы решим подражать двадцати четырем старцам в их возложению корон к престолу Божьему. Однако старцы делали это до того, как Иисус был явлен как Агнец как бы закланый. Их реальность до прихода Иисуса на сцене не является нашей реальностью. Мы знаем, что это так, потому что в своих посланиях семи церквям Иисус обещает дать венцы жизни Своим верным последователям, и Он говорит им никому не позволять восхитить эти венцы (см. Откровение 2:10, 3:11). Иисус также обещает власть и господство Своим последователям (см. Откровение 2: 26-27; 3:21). Эти обещания исполнятся через Его пришествие в суде 70 года, как расшифровано в оставшейся части Откровения.

События 70 года всё изменили. Это было кульминацией событий, которые начались через смерть, воскресение и вознесение Иисуса. Это была последняя страница ветхого завета. И это центральная тема Книги Откровения, сердцевина кольцевой композиции. Понимание этой структуры приносит невероятную ясность тому, о чем подробно говорится в Книге Откровения.


Очень важно понять тему суда во свете Евангелия, поскольку суд Божий без Евангелия подобен Закону Божьему без благодати, несущему за собой страх, безысходность, осуждение и смерть. То весть Евангелия состоит в том, что верующие избавлены от осуждения Закона и они не будут бояться суда Божьего. Другими словами, в сердце Евангелия содержится обетование о том, что принявшие Иисуса Христа не осуждаются, в отличие от тех, кто Его отверг (Ин. 3:18, 36).

Значит, не существует такого понятия, как Евангелие без суда, потому что Благая весть и состоит в том, что грешник избавляется от осуждения Божьего. В определенном смысле осуждение греха и суд уже произошли. Справедливый гнев Божий и Его праведное негодование против зла и греха уже излились. Ад, поругание и посрамление, осуждение и смерть уже случились, но вместо того, чтобы это произошло с заслуживающими их, они случились с Иисусом Христом на Голгофе. Бог допустил, чтобы Его Сын первый встретился на этой земле с Его гневом То есть Господь первый, Кто претерпел Божий акт возмездия и суда над грехом, чтобы потом никому из верующих в Него не нужно было бы самому получить праведный гнев Божий и встретиться со смертью второй.

Во-вторых, оно относится к земному храму, дважды построенному в городе Иерусалиме (3 Цар. 6-я глава; Ин. 2:20).

Итак, на вопрос, что такое святилище, мы должны знать слова синонимы, это есть скиния, святилище и храм (Евр. 8:2; 9:11, 24; Откр. 11:19; 15:5, 6; 21:2, 3).

1-ая стадия: Следственная, когда проводится сбор информации и расследование дел, опрашивание свидетелей и подозреваемых.

3-ья стадия: Исполнение вынесенного решения (приговора). Кроме акта наказания, решением суда есть также и акт оправдания или вознаграждения тех, кто оказался достойным. У людей сложилось неправильное понимание, что собой представляет суд Божий, а что есть его решения. Сам суд – это процесс следствия, определенного и тщательного расследования Богом характеров и дел людей.

Так пророку был показан великий и торжественный день, когда Судья всей земли рассмотрит жизни и характеры всех людей. Ветхий днями — это Бог Отец. Он — Судья на небесном процессе (Пс. 49:6). Там есть и наш Адвокат и Ходатай – Христос(1Ин. 2:1). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Дан. 7:13).

Любой суд по делам подразумевает рассмотрение этих дел перед осуществлением вознаграждения или наказания, которого заслуживают эти дела. Но рассмотрение обязательно должно произойти хоть за сто лет, хоть за сто секунд до осуществления воздаяния. Как можно считать Бога справедливым, если Им не будет произведено предварительного расследования – следственного суда? Это подразумевает суд, предшествующий второму пришествию Христа, его ещё называют следственным судом или небесным, Божьим судом.

Подобно тому, как фотографическая пленка безошибочно воспроизводит черты лица, так и в небесных книгах в точности описан характер каждого человека. Но как мало люди тре­вожатся о том, что Небо наблюдает за каждым их поступком. Если бы завеса, скрывающая, невидимый мир от видимого, приподнялась, то сыны человеческие увидели бы Ангела, записывающего каждое наше слово, и всё это потом будет рас­сматриваться на суде, сколько слов и когда мы не произнесли бы, сколько поступков не совершили бы!

Небесный суд и уничтожение грехов должны быть за­кончены до второго Пришествия Господа. Так как умершие будут судимы в соответствии с записями в книгах, то грехи людей нельзя изгладить раньше окончания суда, на котором должна решиться их участь. Когда окончится следственная фаза суда, тогда Христос придет на землю, и награда Его с Ним, что­бы воздать каждому по делам его (Откр. 22:12).

У людей сложилось неправильное понимание, чем является небесный Божий суд, а что есть его решения (приговор). Сам суд – это процесс следствия, определенного и тщательного расследования характеров и дел людей. Н длится уже много лет. Многие люди путают суд Божий с бедствиями, катастрофами, чашами гнева, изливающимися на мир, перед возвращения Христа, о которых предсказывает книга Откровение и другие книги Библии . Но эти бедствия всего лишь акт наказания, являющийся следствием произведенного небесного суда. Акт наказания не есть весь суд, акт наказания есть следствие решения вынесенного на небесном суде Всевышним.

Воскресение мертвых и перемены, происходящие во мгновение ока с живыми святыми (1 Фес. 4:16, 17), сами по себе являются плодами и воплощением предшествовавшего небесного суда. Они – последствия уже вынесенного ранее решения об оправдании и вознаграждении. Короче говоря, люди не воскреснут и не преобразятся для того, чтобы прийти на суд Божий. Но воскресение и преображение одних, и воскресение, и смерть вторая для других – есть результаты прошедшего небесного суда.

2. Суд происходит на основании Божьего Закона. Поэтому важно пересмотреть всю свою жизнь, исповедоваться и каяться во всех грехах.

3. Суд происходит по делам. Должно произойти изменение отношения к жизни, к людям, возрождение сознания и адекватное отношение к происходящему.

5. Этот небесный суд, предваряющий Второе Пришествие Спасителя, является важной частью Божьего Плана спасения, все служения, осуществляемые в земном святилище, имели лишь прообразное его отражение.

6. Только при понимании хода служения в земном святилище станут понятны суть, ход и значение небесного суда.

Читайте также: