1 что понимается под звеном судебной системы

Обновлено: 18.05.2024

Екатерина Леонидовна Мягкова, Татьяна Леонидовна Мягкова

Шпаргалка по правоохранительным

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КУРСА

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты.

Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

– указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам;

– указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов;

– постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;

– ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;

– постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

Все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

2. ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомочен-ных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Признаки правоохранительной деятельности:

– реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;

– осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

– установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

– реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

– ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

– обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особое место в системе правоохранительныхорганов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Судебная система РФ — это взаимообусловленная и взаимосвязанная единая система специализированных органов государственной власти, представленных судами, которые осуществляют на территории РФ правосудие. Судебную систему составляет система федеральных органов судебной власти и судебные органы субъектов РФ.

Эффективная судебная система усиливает законодательную и исполнительную ветви власти, делает сильной и организованной экономику, способствует общественному согласию и гражданскому миру, осуществляет изменения в правовом сознании людей. Судебную систему РФ устанавливает Конституция, федеральный конституционный закон, касающийся судебной системы РФ. В России не допускается создание чрезвычайных судов.

Единство и целостность судебной системы обеспечивается путем:

  • соблюдения мировыми судьями, федеральными судами, установленных правил производства, установленных федеральными законами;
  • применения судами Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, международных договоров и норм международного права, общепризнанных принципов, конституцией и уставами иных законов субъектов Федерации;
  • законодательного закрепления единства судейского статуса;
  • признания обязательности исполнения на всей территории государства судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • финансирования мировых судей и органов федеральных судов из федерального бюджета.

Основные положения о судебной системе РФ

Структуру судебной системы России составляют:

  • Конституционный Суд — единственный орган, обеспечивающий конституционный контроль в суде;
  • федеральные суды общей юрисдикции — Верховный Суд России, верховные суды республик, областные и краевые, суды автономных округов и областей; суды Москвы и Санкт-Петербурга, городские и районные суды, межрайонные суды, специализированные и военные суды;
  • арбитражные суды — Высший Арбитражный Суд (высший орган суда по разрешению экономических споров), арбитражных кассационных и апелляционных судов, судов субъектов РФ, специализированного арбитражного суда;
  • Дисциплинарное судебное присутствие — судебный орган, рассматривающий жалобы на решения Высшей квалификационной коллегии судей, квалификационных коллегий судей субъектов РФ, о досрочном прекращении судебных полномочий за совершение дисциплинарных проступков судьями и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционный Суд наделен следующими полномочиями:

  • рассматривает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента, Совета Федерации, Правительства, Государственной Думы, конституций и уставов республик, законов и нормативных актов субъектов Федерации по вопросам ведения органов государственной власти и др.;
  • решает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, между высшими госорганами субъектов Федерации;
  • проверяет конституционность закона (по запросам судов), подлежащего применению судом в конкретном деле;
  • проверяет конституционность закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод;
  • предоставляет толкование и разъяснение Конституции;
  • предоставляет заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента;
  • рассматривает дела, касающиеся государственной измены, другого тяжкого преступления;
  • выступает с законодательными инициативами и др.

Исключительно суды общей юрисдикции имеют право осуществлять правосудие по уголовному производству. Они могут осуществлять правосудие по некоторым гражданским делам, рассматривают вопросы исполнения приговора, применения к лицу мер медицинского характера и др.

Суды общей юрисдикции решают ряд целей и задач: защита гражданина от необоснованного и незаконного осуждения и обвинения, от ограничения его прав и свобод; укрепление правопорядка и законности; нравственное и правовое воспитание граждан; предупреждение правонарушений и преступлений; воспитание уважительного отношения к суду и праву; правильное и верное применение законов; своевременное рассмотрение и разрешение административных, гражданских и уголовных дел и др.

Звенья судебной системы

Судебная система РФ подразделяется на определенное количество звеньев: у федеральных судов общей юрисдикции насчитывается 3 звена, у арбитражных судов — 5 звеньев. К Конституционному Суду понятие звена неприменимо, так как он в своем роде единственный.

Звено судебной системы РФ — это совокупность судов, имеющих равную компетенцию. К федеральным судам высшего (третьего) звена равная компетенция может применяться условно, потому что исторически это звено входит в Верховный Суд, военные суды (включая гарнизонные и флотские военные суды. Обособленно находится Суд по интеллектуальным правам, обладающий специфической компетенцией.

К судам среднего (второго) звена относятся краевые, областные суды, Верховные суды республик, суды автономных округов и областей, городов Санкт-Петербурга и Москвы. Все эти суды ведут дела по первой инстанции, в кассационном и апелляционном порядке, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Суд основного (первого) звена федеральных судов — это все районные суды. Они рассматривают значительное количество гражданских и уголовных дел, подведомственные дела об административных правонарушениях, если их судопроизводство проходит в виде административного расследования, или по делам, которые влекут к административному выдворению за пределы России.

Суды первого звена осуществляют правосудие, касающееся дел об административных правонарушениях, разрешают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, апелляционной инстанции, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Мировые судьи являются по отношению к районным судам нижестоящими. Они не образуют систему федеральных судов общей юрисдикции, а только одно звено, касающееся судов субъектов РФ.

В системе арбитражных судов 1 звено принадлежит арбитражным судам субъектов РФ, 2 — апелляционным судам, 3 — федеральным арбитражным судам округов, 4 — Высшему Арбитражному Суду.

Суды в РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" функционируют в рамках единой судебной системы.

Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений между судами, определяемых:

функциональными связями между судами.

Организационные связи между судами:

  • регулируются законодательством о судоустройстве.

Судоустройство - система судебных органов государства, их структура и состав.

Функциональные связи между судами:

Судопроизводство – это порядок действий суда при рассмотрении судебного дела.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья судебной системы (судебные звенья), которые представляют собой элементы судебной системы.

Под судебными звеньями понимаются:

суды, идентичных территориальных образований,

которые наделены одинаковой компетенцией.

Звенья судебной системы определяют однотипность некоторой части судов, значение и место их в судебной системе.

Под компетенцией судов понимается:

территориальная подсудность - все категории судебных дел рассматривает только суд этого звена судебной системы и

судебные инстанции – полномочия судов.

Общее правило гласит:

  • чем выше место суда в судебной иерархии, тем более сложные виды судебных дел он может рассматривать.

Например:

мировые судьи рассматривают уголовные дела, которые предусматривают до 3 лет лишения свободы;

районные суды рассматривают судебные дела о преступлениях, для которых характерна средняя степень тяжести,

а областные и соответствующие суды - судебные дела о тяжких и особенно тяжелых преступлениях.

В любой стране судебная система включает несколько судебных звеньев:

это дает возможность оспаривать решения нижестоящих судов в вышестоящих судах;

суды отличаются от других государственных органов тем, что не имеют отношений подчинения.

Так, мировые судьи не должны подчиняться районному суду. Районный суд, в свою очередь, не должен подчиняться областному, краевому и верховному суду республики.

С точки зрения организационных связей вся судебная система разделяется на три судебных звена:

основное судебное звено,

среднее судебное звено и

высшее судебное звено.

Разные виды судов по-разному делятся на судебные звенья.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

основное судебное звено – районные суды;

среднее судебное звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

высшее судебное звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды:

основное судебное звено – гарнизонные военные суды;

среднее судебное звено – окружные (флотские) военные суды;

высшее судебное звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

основное судебное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

среднее судебное звено – окружные арбитражные суды;

высшее судебное звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Конституционные и уставные суды - действуют независимо друг от друга и не образуют единую судебную систему.

Родовая подсудность определяет уровень суда, который должен заниматься рассмотрением конкретного судебного гражданского дела и делит их на:

  • мировой суд;
  • районный суд;
  • суд субъекта РФ и военные суды РФ;
  • верховный суд РФ.

Инстанции судов в судебной системе

Инстанция судов:

это определённая стадия судопроизводства, а также

суд, который разбирает судебное дело на этой стадии.

Судебная система РФ в настоящее время представлена судами 4-х инстанций:

суды первой инстанции – рассмотрение судебного дела и принятие судебного решения по существу дела;

суды второй инстанции – суды апелляционной инстанции (апелляционные суды), пересматривающие не вступившие в силу судебные акты;

суды третьей инстанции – суды кассационной инстанции (кассационные суды), пересматривающие судебные акты, вступившие в силу;

суды четвертой инстанции – суды надзорной инстанции, пересматривающие судебные акты, принятые судами первой, апелляционной и/или кассационной инстанции при наличии исключительных для этого оснований.

Иногда на практике в качестве отдельной инстанции выделяют также суды, уполномоченные рассматривать дела по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам:

однако такие суды не образуют какую-либо специальную судебную категорию и не представлены особыми структурными подразделениями;

судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам пересматривает тот же самый суд, который принял или изменил подлежащий пересмотру судебный акт, то есть, в данном случае судебное дело, по сути, рассматривается заново прежним судом.

Вышеперечисленные инстанции судов есть практически во всех видах судопроизводств:

гражданском судопроизводстве - Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ),

арбитражном судопроизводстве - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ),

административном судопроизводстве - Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) и

уголовном судопроизводстве - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ).

Исключением является:

рассмотрение судебных дел об административных правонарушениях (КоАП) и

обращений в Конституционный суд РФ (КС РФ).

При рассмотрении судебных дел об административных правонарушениях (КоАП):

  • обжалование и пересмотр судебных решений также возможны, но при этом не выделяется как таковых апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

В случае с Конституционным судом:

  • отсутствие инстанций судов объясняется особым статусом и специальным судопроизводством – решения КС РФ являются окончательными и не подлежат обжалованию.

Суды играют роль одной из судебных инстанций:

  • например, суды первой инстанции - воинский суд, арбитражный суд в субъектах РФ, мировой судья.

Также суды имеют иногда значение нескольких судебных инстанций:

районные суды представлены первой и апелляционной инстанцией,

областные суды включают апелляционную и кассационную инстанцию,

Верховный Суд представлен всеми четырьмя инстанциями.

Инстанции судов обладают определенными особенностями, которые касаются:

перечня организаций, имеющих судебные полномочия;

для них характерны судебные составы компетенции и соответствующие процедуры рассмотрения судебных дел.

Особенности судов первой инстанции

Любое судебное разбирательство начинается с обращения в суд первой инстанции:

суд первой инстанции первично рассматривает судебное дело и принимает решение по существу поступившего обращения в суд;

суд первой инстанции – основной уровень судебной системы.

Подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных судебных дел в первой судебной инстанции:

это судебные дела, рассматриваемые на уровне мировых судей и районных судов;

в системе арбитражного судопроизводства им соответствуют - суды субъектов федерации (на местном уровне арбитражных судов нет);

процессуальное законодательство предусматривает также ситуации, когда первой судебной инстанцией являются суды более высокого уровня.

мировые судьи - как правило, осуществляют судопроизводство по преступлениям небольшой тяжести;

районные суды - считаются основным уровнем рассмотрения уголовных дел;

на уровне судов субъектов федерации - ведется разбирательство по особо тяжким преступлениям, по делам, связанным с гостайной, а также в связи с уголовным преследованием лиц, обладающих особым статусом (депутат Госдумы, член Совфеда, судья);

для рассмотрения судебных дел о военных преступлениях и преступлениях, совершенных военнослужащими, предусмотрена своя специальная система военных судов.

По иным административным делам, рассматриваемым по правилам КоАП РФ, устанавливается:

во-первых, подведомственность, при этом далеко не все дела разбираются в судах и,

во-вторых, подсудность судебного дела.

Кто именно уполномочен рассматривать то или иное административное дело, определяется:

перечисляются все правонарушения, которые рассматриваются судьями,

а также определяется подсудность дел по таким правонарушениям – мировые судьи, районные, военные, арбитражные суды.

Суд первой инстанции должен рассмотреть дело, изучить документы, выслушать стороны и свидетелей и вынести судебное решение.

Поле этого сторонам судебного процесса дается срок на обжалование:

  • например, 1 месяц по гражданским судебным делам
  • либо 10 дней по уголовным судебным делам.

Если никто судебное решение не обжалует, оно вступает в законную силу:

это значит, что его необходимо исполнять;

например, взыскивать деньги с должника или отправлять осуждённого в места заключения.

Особенности судов второй (апелляционной) инстанции (апелляционных судов)

В том случае, когда кого-то из участников судебного дела не устраивает судебное решение, он в течение указанного выше срока может подать апелляционную жалобу в апелляционный суд. Тогда вступление в законную силу судебного решения откладывается и судебное дело попадает в суд апелляционной инстанции.

Задача апелляционных судов:

проверить судебное решение, не вступившее в законную силу, как с фактической, так и с правовой точки зрения;

то есть суд апелляционной инстанции должен определить, насколько верно суд первой инстанции установил все факты и правильно применил судебное законодательство.

В итоге апелляционный суд:

может вынести своё судебное решение

либо оставить в силе решение суда первой инстанции.

Если суд апелляционной инстанции принял судебное решение, оно сразу вступает в законную силу и его необходимо исполнять.

Апелляционная инстанция – это апелляционный суд, который в судебной иерархии стоит выше, чем суд, судебное решение которого необходимо обжаловать.

Свои апелляционные инстанции (апелляционные суды) предусмотрены для пересмотра судебных решений:

по уголовным судебным делам - процедура установлена УПК РФ;

по гражданским судебным делам - процедура установлена ГПК РФ;

по арбитражным судебным делам - процедура установлена АПК РФ;

по административным делам, вытекающим из публичных правоотношений - процедура установлена КАС РФ.

Для рассмотрения судебных дел в апелляционном порядке в зависимости от судебного процесса предусмотрены:

либо специальные апелляционные суды - в системе арбитражных судов,

либо специальные структурные подразделения судов, которые уполномочены, среди прочего, рассматривать апелляционные жалобы - во всех остальных судах.

Куда подается апелляционная жалоба (апелляционное представление):

  • в системе арбитражного судопроизводства действуют специальные апелляционные суды, работающие по окружному (территориальному) принципу;

По делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, судов апелляционной и кассационной инстанций нет.

Однако возможность обжалования судебного решения все-таки предусмотрена:

на решение мирового судьи – в районный суд,

на решение районного суда – в суд субъекта федерации,

на решение арбитражного суда – в окружной суд.

В судах апелляционной инстанции обжалуются судебные акты, которые не вступили в законную силу. Если апелляция в апелляционные суды не дала нужного результата либо привела к негативному результату, далее возможно кассационное обжалование в кассационном суде.

Особенности судов третьей (кассационной) инстанции (кассационных судов)

В кассационном порядке в кассационных судах:

можно обжаловать судебные акты, которые уже вступили в силу;

как правило, обращение в суды кассационной инстанции возможно только при условии, что уже был пройден апелляционный этап.

Суд кассационной инстанции (кассационный суд):

это вышестоящий суд или вышестоящее структурное подразделение суда по отношению к суду, решение которого обжалуется, в том числе по отношению к суду апелляционной инстанции;

кассационный суд проверяет судебные решения, вступившие в законную силу, исключительно с правовой точки зрения.

Кассационная инстанция не проверяет, насколько правильно предыдущие судьи установили факты судебного дела, пересмотреть эти факты уже нельзя. Можно обжаловать лишь правовую сторону дела, например, возможность применения другой статьи закона.

Суд кассационной инстанции (кассационный суд) определяется:

В большинстве стран процесс обжалования ограничивается судами апелляционной и кассационной инстанцией.

В РФ, однако, есть ещё две судебные инстанции:

вторая кассационная инстанция и

четвертая (надзорная) судебная инстанция – Верховный суд РФ (Президиум).

Однако эти судебные инстанции практически не доступны для простых граждан.

Екатерина Леонидовна Мягкова, Татьяна Леонидовна Мягкова

Шпаргалка по правоохранительным

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КУРСА

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты.

Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

– указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам;

– указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов;

– постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;

– ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;

– постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

Все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

2. ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомочен-ных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Признаки правоохранительной деятельности:

– реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;

– осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

– установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

– реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

– ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

– обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особое место в системе правоохранительныхорганов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Суды общей юрисдикции как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым – военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим, звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе звено – федеральные арбитражные суды округов. И третье звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.

Вопрос 413. Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной

Статья 317. Проявление неуважения к судебной инстанции или Конституционному суду

Статья 317. Проявление неуважения к судебной инстанции или Конституционному суду (1) Проявление неуважения к судебной инстанции или Конституционному суду влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 50 условных единиц и на должностных лиц в размере от 50 до

Статья 318. Неисполнение решения судебной инстанции

Статья 318. Неисполнение решения судебной инстанции (1) Умышленное неисполнение или уклонение от исполнения решения судебной инстанциивлекут наложение штрафа в размере от 50 до 150 условных единиц. (2) Умышленное неисполнение или уклонение от исполнения должностным лицом

Статья 395. Компетенция судебной инстанции

Статья 395. Компетенция судебной инстанции (1) Судебная инстанция рассматривает: 1) все дела о правонарушениях, за исключением отнесенных настоящим кодексом к компетенции иных органов, а также: a) дела о правонарушениях в отношении несовершеннолетних; b) дела о

Глава VII РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О ПРАВОНАРУШЕНИИ В СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ

Глава VII РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О ПРАВОНАРУШЕНИИ В СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ Статья 452. Рассмотрение дела о правонарушении Рассмотрение дела о правонарушении производится судебной инстанцией в открытом заседании, устно, непосредственно и на основе состязательности

5.1. Понятие и виды судебной подведомственности

8. Понятие судебной власти

8. Понятие судебной власти В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной

Статья 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения

Статья 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения 1. При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином

Статья 349. Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции

Статья 349. Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции и обеспечивающие его меры определяются по правилам статей 158 и 159 настоящего

23. Понятие эксперта и судебной экспертизы

§ 1 Понятие судебной подведомственности гражданских дел

§ 1 Понятие судебной подведомственности гражданских дел В гражданском судопроизводстве понятие подведомственности достаточно многогранное. Прежде всего подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права.Подведомственность является одним из

Статья 373. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции

Статья 373. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного

СТАТЬЯ 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения

СТАТЬЯ 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения 1. При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином

СТАТЬЯ 349. Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции

СТАТЬЯ 349. Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции Порядок судебного заседания в суде кассационной инстанции и обеспечивающие его меры определяются по правилам статей 158 и 159 настоящего

Статья 373. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции

Статья 373. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного

Читайте также: