Зк рф предоставление земельных участков без торгов

Обновлено: 29.04.2024

Под свободными земельными участками следует понимать такие земельные участки, предоставление которых для указанных целей не нарушает законные права и интересы отдельных лиц заинтересованных в получении данных земельных участков и имеющих право на получение данных земельных участков. К таким лицам согласно ч.6 ст. 39.5 ЗК РФ относятся граждане, имеющие трех и более детей, которые образуют отдельную категорию граждан а также являются социально незащищенными слоями населения.

В ходе проверки установлено, что в сельских поселениях имеется очередь из льготной категории граждан претендующих на получение земельных участков в данном сельском поселении на безвозмездной основе, а предоставление земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства не относящимся к такой категории гражданам является прямым нарушением требований п.4 ст. 3 ФЗ об ЛПХ и по своей сути является предоставлением Администрацией сельского поселения преимущества перед льготной категорией граждан, что противоречит смыслу, целям и задачам земельного законодательства.

Таким образом, предоставление в аренду земельных участков для ведения ЛПХ при наличии очереди из льготной категории граждан, претендующих на предоставляемые в аренду для ЛПХ участки, нарушает права и законные интересы таких граждан на получение земельных участков бесплатно

Статья 2 Устава города Ярославля наделяет его статусом городского округа.

Следовательно, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ понятие "городской округ" определяется через понятие "городское поселение". Тем не менее, городские округа являются самостоятельным видом муниципальных образований, так как, в отличие от городских поселений, не входят в состав муниципального района.

Согласно ст. 39.18 ЗК РФ п.1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, нарушен принцип публичности, открытости, справедливости при предоставлении земельных участков.

Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что в случае приобретения земельного участка в собственность одним из супругов к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка.

В материалах, имеющихся в администрации поселения нотариально заверенные согласия супругов на приобретение в собственность земельных участков отсутствуют.

Согласно п.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.

Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.

Таким образом, в связи с обращением граждан, обратившихся до 1.03.2015г. в ЯМР за приобретением земельного участка не связанного со строительством, и по которому администрация ЯМР не приняла решение об утверждении схемы расположения земельного участка, администрации следует пояснить о необходимости проведения процедуры в соответствии с изменениями ЗК РФ, вступившими в силу с 1.03.2015 г. И утверждение схем расположения земельных участков таким категориям граждан не допустимо. Статьей 19.9 КоАП РФ за нарушение порядка предоставления земельных участков предусмотрена административная ответственность.

Злоупотребления полномочиями публичными субъектами в земельных правоотношениях проявляются в ненадлежащем использовании органами местного самоуправления своих прав и обязанностей (полномочий), что выражается в создании препятствий для реализации правомочий собственников земельных участков, иных правообладателей и (или) в создании преимуществ для одних лиц перед другими.

Ущемление граждан, юридических лиц и предпринимателей при предоставлении земельных участков является следствием неполноты правового регулирования в данной сфере, которая дает возможность должностному лицу поступать по собственному усмотрению.

Равные возможности граждан и организаций при использовании и приобретении публичной собственности могут быть обеспечены только с помощью адекватного юридического инструментария в виде конкурентных процедур, отсутствие которых - серьезнейший коррупциогенный фактор.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых исключительно в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.
Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено 34 основания заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Из них практическое значение для органа местного самоуправления имеют следующие основания:
1) предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального или местного значения (подп. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данного пункта следует, что предоставление земельных участков для строительства котельных, КНС, объектов электрического хозяйства осуществляется без проведения аукциона;
2) предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и(или) лицам, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса). Данное основание является аналогом существовавшей ранее ст. 36 Земельного кодекса РФ, определявшей исключительное право собственников расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений на их приобретение по своему усмотрению в аренду либо в собственность;
3) предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ;
4) предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (подп. 11 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
5) предоставление земельного участка взамен участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (подп. 16 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). В этом случае, как следует из анализируемых положения закона, предоставление земельного участка взамен изымаемого осуществляется без торгов;
6) предоставление земельного участка лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подп. 18 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Основания для предоставления земельного участка в собственность без торгов закреплены в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Если основания для предоставления участка в собственность без проведения торгов имеются, но участок ограничен в обороте либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, данная коллизия разрешается путем заключения с правомочным лицом договора аренды данного участка без проведения торгов;
7) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Принципиально отметить, что предоставление участка для целей огородничества, равно как и участка для ЛПХ вне границ населенного пункта, осуществляется без проведения торгов. Обращаем внимание, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, осуществляется согласно процедуры, регламентированной ст. 39.18 Земельного кодекса РФ;
8) предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с использованием недрами, недропользователю (подп. 20 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
9) предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (подп. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
10) предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка (подп. 5 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
11) предоставление земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подп. 31 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);
12) предоставление земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (подп. 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).
Порядок заключения договоров аренды в случаях, не требующих проведения торгов закреплен ст. 39.14-39.17 Земельного кодекса РФ.

Процедура предоставления земельных участков гражданам для различных целей, предложенная новой редакцией Земельного Кодекса РФ, вступающей в силу с марта 2015 года, близка к имеющейся процедуре предоставления участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Подробнее об этой процедуре чуть ниже.

Для начала хотелось бы остановиться на важных отличиях:

1. Новая редакция Земельного Кодекса (а именно ст. 39.18) распространяет особый порядок получения земельных участков гражданами не только на участки под индивидуальное жилищное строительства (далее, ИЖС), но и на другие часто встречающиеся случаи оформления гражданами земли для личных и семейных нужд:

  • для садоводства,
  • дачного хозяйства,
  • личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в пределах населенных пунктов (напомню, что на участках, предоставленных для ЛПХ в пределах населенных пунктов тоже можно строить индивидуальные жилые дома).
  • тот же порядок относится к оформлению земли гражданами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для крестьянского (фермерского) хозяйства (извините за тавтологию).

2. Новый порядок позволяет получить землю для указанных целей не только в аренду, но и в собственность без торгов. Предоставление земли в собственность является платным, причем цена устанавливается отнюдь не символической. Она соответствует кадастровой или рыночной стоимости данного участка по выбору органа, осуществляющего распоряжение участком.

3. Получение земли без торгов по новой редакции Земельного Кодекса РФ (как в собственность, так и в аренду) возможно только в том случае, если на данный участок больше никто не претендует. При поступлении других заявок проводятся торги.

Итак, процедура предоставления земельных участков гражданам в соответствии со ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ в новой редакции.

Если требуемый участок не образован и не состоит на кадастровом учете:

  1. Заинтересованный гражданин обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы требуемого земельного участка в порядке, установленном статьей 36.15 ЗК РФ в новой редакции (подробнее об этом порядке см. ЗДЕСЬ) - п.1 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.
  2. Уполномоченный орган (обычно это орган местного самоуправления: для Челябинского городского округа - администрация города, подробнее об органах, уполномоченных на распоряжение землей см. ЗДЕСЬ), вправе отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка только в случаях прямо предусмотренных законом (перечень оснований для отказа содержится в статье 39.16 и п.8 ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ в новой редакции).
  3. При отсутствии установленных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган обязан опубликовать в средствах массовой информации, а так же на собственном официальном сайте, извещение о предоставлении участка для указанных целей.
  4. Если схема испрашиваемого земельного участка представлена заявителем в электронном виде, то она подлежит обязательному опубликованию в сети Интернет вместе с Извещением.
  5. В течение тридцати дней с момента опубликования Извещения заинтересованные граждане вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по приобретению данного земельного участка или заключению договора аренды - пункты 4, 5 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.
  6. При отсутствии других заявок от граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств на участие в аукционе, уполномоченный орган обязан принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое одновременно является решением об утверждении представленной схемы земельного участка - пп.2 п.5 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.
  7. На основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованный гражданин заказывает кадастровые работы и ставит земельный участок на кадастровый учет.
  8. Заинтересованный гражданин в течение двух лет с момента принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и после постановки земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему земельного участка.
  9. Уполномоченный орган готовит проект договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, который направляет заинтересованному гражданину.
  10. Если в течение 30 дней с момента опубликования Извещения поступают заявления об участии в аукционе от других граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченный орган обязан отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечить самостоятельно выполнение кадастровых работ и провести торги. Решение о проведении аукциона должно быть принято в недельный срок.

Если участок образован и состоит на кадастровом учете:

1. Заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении требуемого земельного участка с указанием его кадастрового номера - п.1 ст. 39.18.

2. При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, установленных статьей 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган публикует Извещение о готовящемся предоставлении земельного участка в вышеописанном порядке - п.2 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.

3. При отсутствии заявлений от других граждан о намерении участвовать в аукционе, поступивших в течение 30 дней с момента опубликования Извещения, готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка, подписывает его и направляет заинтересованному гражданину для подписания - пп.1 п.5 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.

4. При наличии заявлений от других граждан о намерении участвовать в аукционе - проводит торги - п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в новой редакции.

Таким образом, гражданин находится в более выгодной ситуации, чем коммерческий застройщик, т.к. может инициировать торги по предоставлению нужного ему земельного участка, в том числе в пределах населенного пункта и при отсутствии проекта межевания территории, и образовать требуемый земельный участок.

Поле, пашня и лесополоса

Что такое неразграниченный земельный участок

Аэрофотосъемка земель

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Получатели услуги


Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Ноутбук

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

Куда подавать заявление

Макет домов

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Документы, подписание

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Читайте также: