Является ли мост недвижимым имуществом

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

С учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

С точки зрения Градостроительного кодекса РФ линейный объект - это подвид объекта капитального строительства. Это обусловлено тем, что ГрК РФ регулирует только деятельность, связанную со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства.

Линейные объекты – один из видов сооружений.

В ГрК РФ законодатель обозначил понятие "линейные объекты" путем перечисления основных видов таких объектов. В силу п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся:

  • линии электропередачи;
  • линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения);
  • трубопроводы;
  • автомобильные дороги;
  • железнодорожные линии;
  • другие подобные сооружения.

Виды (категории) линейных объектов называются и в другом законодательстве. Так, в п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" приведен чуть более расширенный перечень видов (категорий) линейных объектов, в связи с которыми допускается в исключительных случаях перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию: здесь, в частности, говорится о следующих линейных объектах:

  • дороги;
  • линии электропередачи;
  • линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения);
  • нефтепроводы;
  • газопроводы;
  • иные трубопроводы;
  • железнодорожные линии;
  • другие подобные сооружения.

Напомним, что в пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Линейные объекты – объекты недвижимости

Линейные объекты прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).

Линейные объекты относятся к сооружениям, которые, в свою очередь, являются объектами капитального строительства и, соответственно, недвижимостью.

Но не во всех случаях линейный объекты могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества. Так, например, к линиям связи относятся как движимое имущество - линии передачи, физические цепи, так и линейно-кабельные сооружения связи, которые в силу п. 1 ст. 8 Закона о связи относятся к недвижимому имуществу (письмо Минкомсвязи России от 14.04.2015 N П12-7172-ОГ "О линиях связи").

Сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости (письмо Минэкономразвития России от 29.07.2019 N Д23и-25714).

Напомним, что отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

При соблюдении предусмотренных в ст. 133.1 ГК РФ условий линейный объект может быть признан единым недвижимым комплексом, на который распространяется правовой режим недвижимости и неделимых вещей.

Линейный объект является единым
объектом вещных прав и неделимой вещью,
составные части которой не являются
объектами недвижимости

В п. 1 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) приведена следующая правовая позиция:

"Высоковольтная линия электропередачи представляет собой единый объект вещных прав, ее составные части (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем они не могут быть признаны самовольными постройками.

В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

… Линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Таким образом, составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самовольной постройкой".

Получение разрешения
на строительство линейных объектов

Из ч. 10 ст. 9 ГрК РФ следует, что размещение линейных объектов должно быть предусмотрено на соответствующих схемах территориального планирования, утверждаемых на срок не менее чем двадцать лет.

На основании п. 3 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, не распространяется действие градостроительного регламента.

Согласно ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Перечень документов, направляемых в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство линейных объектов, предусмотрен ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. В их числе:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 57.3 ГрК РФ;
  • реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
  • результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в проектной документации, в т.ч. проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), и др.

Государственная регистрация прав на линейный объект

Таким образом, для регистрации прав на линейный объект должен быть выполнен ряд требований, предусмотренных ГрК РФ (получение разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию в случаях, когда это предусмотрено ГрК РФ), и ряд требований, предусмотренных ЗК РФ (получение правоустанавливающего документа на земельный участок или разрешения на размещение).

Госрегистрация прав на линейный объект, созданный без разрешения на строительство, на основании технического плана

Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ иные случаи, допускающие возведение объектов капитального строительства без разрешения на строительство, могут быть установлены ГрК РФ, Правительством РФ или законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, регистрация прав на линейные объекты на основании технического плана возможна в трех случаях:

1) если такой объект фигурирует в части 17 статьи 51 ГрК РФ;
2) если линейный объект указан в Постановлении Правительства Российской Федерации, принятом в развитие части 17 статьи 51 ГрК РФ;
3) если на линейный объект распространяется закон субъекта Российской Федерации, принятый в развитие части 17 статьи 51 ГрК РФ.


Объекты строительства, отвечающие признакам движимого имущества, не облагаются налогом на имущество организаций (п.п.1-3 ст. 374 Налогового кодекса РФ). В отношении такого имущества юридические лица не исчисляют и не уплачивают соответствующие налоги (далее по тексту- налог), не представляют отчетность. В данный момент вопрос является актуальным по причине отмены налога в отношении движимого имущества.

Особенно этот вопрос касается организаций, владеющих так называемыми линейными объектами (сети газоснабжения, тепловые, электрические сети), которые имеют большую протяженность и высокую остаточную стоимость, в связи с чем юридические лица вынуждены уплачивать огромные суммы налога.

Линейные объекты имеют сложный состав, обычно состоят из нескольких частей, технологически связанных между собой (например, в отношении сети газоснабжения - газораспределительный шкаф, имеющий фундамент и газопроводы, которые могут быть перемещены, разобраны и т.д.). Поэтому очень важно для исчисления налога установить, является ли линейный объект единым объектом, либо составные его части могут считаться отдельными объектами и, соответственно, движимым имуществом, в отношении которых не нужно исчислять налог.

Фабула дела:

В ходе мероприятий налогового контроля налоговой инспекцией было установлено, что Обществом было завершено строительство объекта производственного назначения – установки прокаливания кокса. В рамках строительства Обществом были построены следующие объекты капитального строительства: трубопроводы и газоходы. Данные объекты были отнесены налогоплательщиком к движимому имуществу, которое не подлежит налогообложению.

Инспекция посчитала, что спорные основные средства (далее по тексту - ОС) имеют признаки объектов недвижимости: отсутствие возможности перемещения ОС без потери их производственного назначения; наличие прочной связи с земельным участком, на котором они расположены, как в силу конструкции, так и в силу нормативных правовых актов; иные критерии (значительные затраты на их строительство, длительный период полезного использования, стационарность ОС).

Кроме того, по мнению налогового органа, трубопроводы и газоходы являются частью единого комплекса по производству кокса и технологически связаны между собой и основным объектом, т.е. являются единым объектом.

Суд первой инстанции поддержал налоговый орган, апелляция отменила судебный акт первой инстанции, арбитражный суд кассационной инстанции поддержал апелляцию. ВС РФ Определением от 11.12.2018 отказал в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.

Судебный акт: Постановление АС Московского округа от 23.08.2018 по делу А 40- 176218 /2017

Выводы судов:

Суды установили наличие признаков, относящихся только к объектам недвижимости:

1. Перемещение ОС приведет к невозможности их использования в производственной деятельности всего объекта по производству кокса. Спорные объекты являются составными частями основного объекта и необходимы для его функционирования. Их разборка и прокладка новых приведет к возникновению новых объектов капитального строительства;

2. Из анализа проектной и технической документации налоговым органом и судами сделан обоснованный вывод о том, что ОС объединены единым производственным процессом, проектировались как объекты капитального строительства, следовательно, являются единым технологическим комплексом, что подтверждается проектной документацией;

3. С учетом мнения Министерства экономического развития (Письмо от 11.10.2016 № Д23м- 4847), ОС относятся к линейным объектам, которые являются недвижимым имуществом (с большой степенью вероятности).

4. ОС в силу законодательно установленных требований к устройству и безопасной эксплуатации, спроектированы и смонтированы на фундаменте, наличие которого обеспечивает прочную связь с землей;

5. По своей конструкции перемещение объектов без нанесения значительного ущерба его конструктивной целостности и проектному функциональному назначению невозможно.

Комментарии:

1) Безусловно, в действиях налогоплательщика имеется определенная логика. Рассматривая трубопроводы и газоходы как отдельные объекты ОС, не связанные с установкой по производству кокса, Общество, со ссылкой на действующие СНиП, полагало, что они являются движимым имуществом, поскольку являются сборно-разборными.

Но в данной ситуации прав налоговый орган, которым в ходе налоговой проверки на основании проектной и технической документации на объект капитального строительства с учетом положений действующего законодательства, установлены признаки, присущие только недвижимости, а также сделан обоснованный вывод о том, что ОС объединены единым производственным процессом с иными ОС, объекты правомерно отнесены к объектам недвижимого имущества.

2) Несмотря на то, что суды вынесли судебные акты в отношении определенного имущества (трубопроводы и газоходы, также есть решения, касающиеся палубных кранов на буровой установке, трансформаторной подстанции), налоговые органы приняли за основу изложенный выше подход суда и выработали свои рекомендации для налогоплательщиков (письма от 08.02.2019 БС-4-21/2181, от 08.02.2019 БС-4-21/2179).

4) При рассмотрении состава объекта ОС необходимо применять положения (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), а также Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

5) Под недвижимостью, по мнению налоговиков, возможно понимать единый объект со всеми его составными частями, приспособлениями и принадлежностями, обособленный предмет, обособленный комплекс, состоящий из нескольких объектов, объединенных производственным назначением. Переместить объекты и не причинить при этом ущерб ОС нельзя.

6) Для определения состава объекта капитального строительства необходимо проанализировать каждый объект отдельно, после тщательного анализа технической и проектной документации, с учетом соответствующих судебных актов и позиции налоговых органов, определить является ОС движимым или недвижимым имуществом.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

 Кому должен принадлежать мост












Кому должен принадлежать мост?

Совместное участие частных организаций и публичных образований в гражданских правоотношениях далеко не редкость. В частности, на практике встречаются ситуации, когда инвесторы в рамках реализации проектов по комплексному освоению территорий заключают с публичными образованиями соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве и принимают на себя в рамках таких соглашений дополнительные социально-значимые обязательства, например, по благоустройству территории, строительству дорог, объектов инженерной инфраструктуры, объектов социально-культурного назначения и т.п. Однако иногда такое сотрудничество омрачается возникновением спорных ситуаций, связанных с отказом публичных образований от принятия построенных объектов на свой баланс. Особую сложность представляют случаи, когда из действующего законодательства не совсем ясно, какому из публичных образований должно принадлежать соответствующее имущество, и, соответственно, кто в будущем должен будет нести расходы по его содержанию.

Сразу отметим, что, по нашему мнению, суд вынес по данному делу не только справедливое, но и законное решение. Однако для этого ему пришлось разобраться в том, что представляет собой мост как объект недвижимости, каково его соотношение с дорогой, частью которой мост является, кто согласно действующему законодательству может выступать его владельцем.

Соответственно, мост как вид искусственного дорожного сооружения является составной частью автомобильной дороги. Поэтому особенности правового режима моста как объекта права обусловлены правовым режим автомобильной дороги и устанавливаются с учетом положений специального законодательства, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ об автомобильных дорогах его действие распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от форм собственности и значения.

Анализ положений ФЗ об автомобильных дорогах позволяет выделить следующие признаки моста как объекта гражданских прав в составе автомобильной дороги. Во-первых, из определения автомобильной дороги следует, что это особый вид недвижимости, который включает земельный участок и расположенные над и под ним дорожные сооружения. Поэтому право собственности на автомобильную дорогу (и, соответственно, на мост как ее составную часть) неразрывно связано с наличием правового титула на соответствующий земельный участок с расположенными на нем дорожными сооружениями. Нахождение автомобильной дороги в собственности кого бы то ни было без необходимого титула на земельный участок просто невозможно в силу прямого указания закона на включение земельного участка в состав автомобильной дороги. Этот вывод находит подтверждение в п. 12 ст. 6 ФЗ об автомобильных дорогах, согласно которому к собственности юридических лиц относятся лишь такие автомобильные дороги, которые расположены на предоставленных им в установленном порядке земельных участках.

Во-вторых, ФЗ об автомобильных договорах установлен специальный критерий отнесения автомобильных дорог к одной из форм собственности - федеральной, региональной, муниципальной или частной. В силу ст. 5 и 6 ФЗ об автомобильных дорогах обязательным критерием отнесения автомобильной дороги к той или иной форме собственности является включение/невключение ее в соответствующий перечень дорог с учетом назначения дороги, а также наличие правового титула на предоставленный в установленном порядке земельный участок. Значение включения дороги (и, соответственно, моста в ее составе) в тот или иной перечень особо подтверждается п. 11 ст. 6 ФЗ об автомобильных договорах, согласно которому в ключение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего или необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве. Кроме того, следует заметить, что п. 11 ст. 6 ФЗ об автомобильных дорогах структурно отделяет п. 12 ст. 6 указанного Закона (частная собственность на автомобильные дороги) от положений о порядке отнесения дорог к той или иной форме публичной собственности (п. 2-10 ст. 6 указанного Закона).

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечни автомобильных дорог общего или необщего пользования федерального значения, утверждаемые, соответственно, Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Автомобильные дороги, которые исключаются из указанных перечней, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством РФ (п. . 2- 4 ст. 6).

К собственности субъекта РФ относятся автомобильные дороги, которые включены в перечни автомобильных дорог общего или необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые исключаются из указанных перечней, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством РФ (п. 6, 7 ст. 6).

К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ст. 6).

Приведенные выше положения позволяют сделать вывод, что именно включение/невключение автомобильной дороги (и, соответственно, моста в ее составе) в тот или иной перечень является основанием для ее закрепления за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве. Положения закона императивны, не содержат указания на необходимость соответствующих согласительных процедур, а также не учитывают юридическую независимость субъектов РФ и муниципальных образований.

Следовательно, решение вопроса об отнесении той или иной дороги к собственности того или иного субъекта обусловлено включением либо невключением ее в соответствующий перечень дорог с учетом ее назначения. При этом законодательно условия отнесения дороги к частной собственности крайне ограничены и сформулированы по остаточному принципу: либо существующая дорога должна быть передана в частную собственность в порядке, установленном законодательством, либо ее строительство должно быть осуществлено частным лицом исключительно за счет собственных средств и только на том земельном участке, который предоставлен частному лицу в установленном земельным законодательством порядке. При этом для любого из возможных оснований возникновения частной собственности на автомобильную дорогу должно быть соблюдено императивно установленное предварительное условие: дорога не должна быть отнесена к той или иной форме публичной собственности (посредством включения в утвержденный перечень с учетом федерального, регионального или муниципального значения).

Иными словами, из установленных нормами ст. 6 ФЗ об автомобильных дорогах правил о возможности нахождения автомобильных дорог федерального значения, регионального, межмуниципального или местного значения исключительно в собственности соответствующих публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований) следует, что указанные дороги являются ограниченно оборотоспособными объектами гражданских прав, что объясняет установленный ФЗ об автомобильных договорах критерий отнесения дорог к публичной собственности по принципу включения в тот или иной перечень с учетом их назначения. Таким образом, мост как составная часть автомобильной дороги является ограниченно оборотоспособным объектом. Признание моста частной собственностью возможно лишь в ограниченных случаях и совершенно точно исключено, если имеются императивно установленные законом основания для отнесения моста к публичной собственности (включение в установленном порядке автомобильной дороги в перечень дорог общего или необщего пользования федерального, регионального или муниципального назначения) либо частному лицу, осуществившему строительство моста, не предоставлен в установленном законодательством порядке земельный участок. Таким образом, особенности правового режима моста как объекта гражданских прав позволяют заключить, что мост, связывающий территории двух муниципальных образования, не может находиться в частной собственности строительной компании, построившей данный мост для обеспечения общих нужд населения этих муниципальных образований.

Строительство моста на земельном участке, который не был предоставлен для его строительства в установленном порядке, дает формальные основания для признания моста самовольной постройкой. Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Однако само по себе признание этого факта не отменяет указанный выше критерий отнесения дорог к публичной собственности. Напротив, это дополнительно подтверждает сделанный выше вывод о том, что надлежащим собственником моста может быть только публичное образование. Так, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе ею распоряжаться (п. 2 ст. 222 ГК РФ). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях - в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
  • если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Постановлением Арбитражного суда СЗО от 21.10.2015 г. по делу № А56-58303/2014 требование об обязании принять в муниципальную собственность моста было удовлетворено, поскольку мост является составной частью дороги районного значения, а строительная компания, построившая данный мост, является коммерческой организацией и не может быть собственником моста, который связывает территории двух муниципальных поселений.

Что такое линейный объект капитального строительства

Признаки линейных объектов

Каждый законодательный документ предлагает свои определения таких объектов в зависимости от понимания и особенностей отрасли промышленности. По каким признакам составлялись перечни?

что такое линейный объект

1. Длина объектов намного превышает ширину. Совокупно к ним относятся дороги, инженерные сети, линии электрических передач, железнодорожные пути. К таким объектам можно причислить метро, фуникулеры, мосты, туннели и т. д.
2. Все линейные объекты являются капитальными сооружениями. Если по этой классификации нет претензий к дорогостоящим капитальным объектам, то большие вопросы вызывают линии электропередач, наземные трубопроводы и иные мобильные объекты.
3. Линейные объекты (ЛО) имеют прямую связь с землей. Имеется несколько видов ЛО: воздушные (надземные), поверхностные (наземные) и подземные. В их состав могут включаться все технологически связанные с линейными объектами площадные сооружения.

Как видно из приведенного перечня, ни один из перечисленных документов не приводит четкого определения, по каким именно признакам надо относить объекты к линейным, а просто дает списки. Что именно в него включается, решают чиновники в каждом отдельном случае.

Правительство РФ сделало первые попытки навести порядок в этой сфере и приняло два постановления: №68 от 11. 02. 2005 и №87 от 16. 02. 2008 гг., согласно которым в перечень линейных объектов были включены:

• искусственные водные каналы;
• трамвайные пути;
• канализационные коллекторы;
• водопроводы и газопроводы;
• другие объекты, которые расположены в зоне капитального строения.

Постановления с одной стороны немного упростили процесс юридического определения объектов, а другой стороны сделали его еще более запутанным. Причина – предусмотрена возможность внесения дополнений, перечень по своему усмотрению могут расширять различные министерства своими подзаконными актами.

Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу

Длительный период времени в этом вопросе существовали принципиальные разногласия. Если это капитальные объекты, то распространятся ли на них право собственности? Лишь в 2016 году Минэкономразвития сделало официальные пояснения, но говорить об окончательной юридической чистоте сложно, у юристов есть к нему множество претензий.

трамвайные пути

В документе указывается следующее. В пункте ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу причислены объекты, переместить которые на новое место без соразмерного ущерба для земли невозможно. Под эту категорию попадают здания и сооружения, незавершенные объекты. Что касается трубопроводов, линий связи, инженерных коммуникаций и прочих линейно-кабельных сооружений, то они относятся к категории капитальных и также считаются недвижимостью со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Но если ЛО не вводились в эксплуатацию согласно действующему законодательству, то они не могут считаться недвижимостью. Исключение – они составляют общий комплекс зданий и сооружений и принимают участие в обороте как единое целое. Но ЛО должны иметь отельный выделенный в пользование или аренду земельный участок, владельцу необходимо платить земельный налог в установленных нормативами размерах, а здесь свои проблемы.

Алгоритм подготовки строительства ЛО

Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы. На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам. Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.

признаки линейного объекта

Земли, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, передаются застройщикам на основании договора аренды, стоимость определяется на открытых торгах. Исключения прописаны в ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.

Как оформляется разрешение на строительство ЛО

Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:

• полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
• возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.

Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.

Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.

Проблемы, возникающие при оформлении земельных участков под ЛО

В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам. Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения. А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.

Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует. Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.

искусственный водный канал

Непонимание добавляют и не вполне адекватные ответы заинтересованных министерств. К примеру, письмо МЭР РФ от 6 ноября 2009 г. № Д23-3650 требует обязательной инвентаризации ЛЭП 10 кВ и более и относит их к объектам недвижимости. Но в конце указывается необходимость закрепления за такими линиями статуса движимых вещей.

Законодательство вообще прямо не указывает, что такие ЛО являются объектами капитального строительства. Суды всегда в первую очередь принимают во внимание законы, а только потом ориентируются на подзаконные акты. Окончательное решение часто зависит от человеческого фактора и трудно прогнозируемое вне зависимости от предоставленных документов.

Проблемы с регистрацией права собственности на ЛО

Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.

Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:

• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.

Вывод

По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.

Читайте также: