Является ли древесно кустарниковая растительность самостоятельным объектом права собственности

Обновлено: 06.05.2024

(п. 2.1 договора). В силу п. 4.4.6 договора арендатор обязался осуществлять застройку земельного участка на основании проектной документации, прошедшей в установленном законодательством порядке согласование и государственную экспертизу, и разрешения на строительство. Разрешая исковые требования, суды, руководствуясь статьями 450, 452, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 45, 46 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 44, 47, 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый земельный участок на местности не обозначен, на участке произрастает травяная, древесно-кустарниковая растительность , отсутствуют объекты капитального строительства, строения, сооружения, при этом, ответчик не подтвердил наличие препятствий для освоения и использования участка по целевому назначению в период с 2009 года до момента рассмотрения дела, пришли к выводу о наличии оснований для расторжения договора аренды земельного участка. Судами отклонены доводы заявителя о наличии заболоченности на земельном участке, невозможности использования участка, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств того, что участок с момента передачи его арендатору имел недостатки, препятствующие

порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из оспариваемых судебных актов, в период с 12.03.2018 по 06.04.2018 в отношении предпринимателя была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения земельного законодательства в связи с невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в результате зарастания земельного участка сорной древесно-кустарниковой растительностью , нарушения верхнего плодородного слоя почвы, путем его перемещения и выемки подпочвенного грунта (песка). Плотность зарастания сорной древесно-кустарниковой растительностью составляет 100% от площади всего земельного участка, что свидетельствует о длительном периоде неиспользования земельного участка. Следов проведения агротехнических мероприятий, агротехнической обработки почв, рекультивации, обязательных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородия почв, сельскохозяйственной деятельности, либо иного вида деятельности связанной с сельскохозяйственным производством на земельном участке обнаружено не было. По результатам проверки составлен акт от 06.04.2018

был заключен договор об ипотеке (залоге) земельного участка № 094100/0052-7.10 от 06.04.2009, по которому ответчик (залогодатель) передал в залог истцу (залогодержателю) принадлежащий ему земельный участок залоговой стоимостью 7 750 000 рублей: - земельный участок площадью 234 104 кв.м., расположенный примерно в 2000 метров по направлению на север от ориентира д. Маслово, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Владимирская область, Судогодский район, д. Маслово; кадастровый номер: 33:11:070214:368; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: древесно-кустарниковая растительность ; фактическое использование: древесно-кустарниковая растительность. Во исполнение обязательств по кредитному договору истец мемориальным ордером от 21.04.2009 № 915208 перечислил сумму кредита на расчетный счет ответчика, что подтверждается выпиской по лицевому счету. 01.07.2009 ответчик полностью перестал осуществлять платежи по кредиту. На основании пункта 4.5.1 договора Банк в одностороннем порядке потребовал от заемщика досрочного возврата кредита и уплаты процентов в срок до 08.08.2009, о чем 28.07.2009 вручил ответчику письменное уведомление. По данным истца, основной долг

дикорастущими травами (полынь, пижма, пырей и пр.) Земельный участок с кадастровым номером 76:09:063301:333 площадью 64,3 га, расположенный западнее д. Першино, зарастает практически сплошь березами высотой 2,5-3,5м преимущественно в западной, южной и восточной частях участка. Земельные участки с кадастровыми номерами 76:09:063301:335 площадью 100,2 га, расположенный западнее д. Кондрево, 76:09:063301:336 площадью 25,4га, расположенный в 720м юго-западнее д. Кондрево, зарастают сплошь естественными травами равномерно и куртинами, травостой формируют преимущественно полынь, бодяк, пырей. На участке присутствует также древесно-кустарниковая растительность , береза высотой 2,5-Зм и более, ива высотой 1,5м. Земельные участки с кадастровыми номерами 76:09:073101:4 площадью 4,53 га, расположенный южнее д.Симоново, 76:09:073101:5 площадью 4,39 га, расположенный в 250м северо-восточнее с.Путятино, 76:09:073101:6 площадью 34,1 га, расположенный в 1,4км северо-восточнее с.Путятино, зарастают естественными травами равномерно и куртинами, травостой формируют преимущественно полынь, пырей, метлица и др. Кроме того, участок с кадастровым номером 76:09:073101:4 в восточной части на площади порядка 1 га зарастает древесно-кустарниковой растительностью (единично стоящими

района лесные участки площадью 37 гектара не выявлены. Акт содержат приложения – планы участков, сведения из публичной кадастровой карты и картографические материалы. Данный акт подписан, в том числе главным специалистом Пильнинского участкового лесничества Сергеачского межрайонного лесничества, являющегося структурным подразделением Департамента). Согласно акту № 1 в результате натурного обследования выявлено, что древесно-кустарниковые насаждения в черте населенного пункта р.п.Пильна, площадью 12,4 га, расположены в границах территории парка имени 40 лет Октября; в границах участка расположена древесно-кустарниковая растительность (преобладает береза и осина), не относящаяся к основным лесообразующим породам. Полнота насаждения менее 0,3. На территории парка расположены асфальтированные дорожки с электроосвещением, а также различные сооружения для отдыха населения. Согласно акту № 2 в результате натурного обследования выявлено, что древесно-кустарниковые насаждения в черте населенного пункта с. Курмыш, площадью 3,4 га, расположены в юго-восточной части села. В границах участка расположена древесно-кустарниковая растительность (преобладает сосна и клен), не относящаяся к основным лесообразующим породам. Полнота насаждения

12.05.2015, 1/474622, № 13-13/006-13/001/041/2015-6901/2 от 02.06.2015, 474621/474622) выявлено нарушение земельного законодательства РФ, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Земельный участок покрыт плотной травяной растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет "(высохшая трава) с преимущественным видовым составом трав: костер, осот, пырей ползучий, татарник, также произрастает древесно-кустарниковая растительность (береза, ива). Признаков агротехнической обработки почвы на участке не установлено. Выявленное зарастание, наличие древесно-кустарниковой растительности свидетельствует о не проведении в течение продолжительного времени обязательных мероприятий по обработке почвы для возделывания сельскохозяйственных культур и непринятии мер к воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающееся в не сохранении и непринятии мер к повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и иных, предусмотренных законодательством мероприятий. Распространение сорных растений и древесно-кустарниковой растительности

Московской области обратилась в суд с иском к Лаврову В.Д. о расторжении договора аренды, обязании возвратить земельный участок. В обоснование заявленных требований истец указывал, что между сторонами заключен договор аренды земельного участка сроком на 10 лет, согласно условиям которого ответчик обязался использовать земельный участок по назначению – для жилищного строительства. Однако, в ходе контрольных мероприятий установлено, что фактически по целевому назначению земельный участок не используется, какие-либо строения на нем отсутствуют, произрастает древесно-кустарниковая растительность . Истец направил в адрес ответчика уведомление, в котором предложил предоставить подтверждение использования земельного участка согласно условиям договора в течение 14 календарных дней с момента направления уведомления, которое оставлено без ответа. Ссылаясь на то, что действия ответчика являются существенным нарушением условий договора аренды, и являются основанием для его досрочного расторжения администрация Рузского городского округа Московской области просила суд расторгнуть договор аренды от земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым

Зрелов А.П., Краснов М.В., Чеснокова О.К.

Введение: зачем налогоплательщику нужно знать о регистрации прав на недвижимость?

Практически любой организации на территории России приходится сталкиваться с вопросами управления НИ независимо от того, являются ли операции с НИ основным видом деятельности для этой организации.

Будь то строительство для собственных нужд, приобретение для последующей перепродажи, аренда, продажа и безвозмездная передача, использование в качестве залога, списание или ликвидация объектов НИ — все эти операции связаны с обязательной ГРПНИСН.

ГРПНИСН — это не только обязанность каждого налогоплательщика, обладающего правами на НИ, но и эффективный механизм защиты своих имущественных прав. Знание всех юридических, бухгалтерских и налоговых тонкостей регистрации прав на НИ позволит устранить риски, связанные как с подтверждением и реализацией своих прав, так и с правильным отражением сделок и операций с НИ в бухгалтерском учете.

В книге рассмотрены все основные вопросы ГРПНИСН, которые возникают в повседневной деятельности юристов, бухгалтеров, специалистов по работе с имуществом.

Книга на основе анализа последних изменений в гражданском, налоговом, земельном законодательстве дает ответы на следующие вопросы:

Что предшествует ГРПНИ?

Как правильно произвести ГРПНИ?

Какие сделки с НИ подлежат обязательной регистрации? Как регистрация прав на НИ связана с правами на земельные участки?

Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы по регистрации (в том числе по технической инвентаризации и постановке на кадастровый учет)?

Как регистрация связана с амортизацией и уплатой налога на прибыль? Как избежать правовых и налоговых рисков при осуществлении операций с НИ?

Таким образом, главное предназначение данной книги — это помочь налогоплательщику разобраться в тонкостях системы ГРПНИСН.

Государственная регистрация: общие моменты

Недвижимое имущество: понятие, особенности возникновения прав на недвижимое имущество и осуществления сделок с ним

Что подлежит государственной регистрации?

Книгу о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним логичнее всего начать с ответа на вопрос: а что же все-таки подлежит указанной регистрации? Ответ на данный вопрос не столь уж очевиден и, как покажут наши дальнейшие рассуждения, является в достаточной степени дискуссионным. Попробуем разобраться, какие из объектов имущества, находящихся на балансе у налогоплательщика, следует регистрировать, и действительно ли нужно регистрировать сами объекты.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997г. N 122-ФЗ "О ГРПНИСН" ГРПНИСН представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на НИ в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п.1 ст.2). Из этого определения следует, что ГРПНИСН подле жит не само НИ, а права на него. Существенным условием регистрации данных прав является то, что их возникновение и прекращение, а также ограничение (обременение) или переход должны происходить на основании положений ГК Российской Федерации.

Институт ГРПНИСН функционирует в сфере имущественных отношений, основу которых составляет возникновение и осуществление имущественных прав участников гражданского оборота. Следовательно, нельзя оставлять без ответа вопрос о том, что является объектом тех имущественных прав, которые подлежат государственной регистрации, поскольку без него непонятен сам смысл и назначение института ГРПНИСН.

Ответы на эти вопросы следует искать в Гражданском кодексе РФ. В контексте настоящей главы нас интересуют следующие статьи данного нормативного правового акта:

статья 8 "Основания возникновения гражданских прав и обязанностей";

статья 12 "Способы защиты гражданских прав";

статья 128 "Виды объектов гражданских прав";

статья 130 "Недвижимые и движимые вещи";

статья 131 "Государственная регистрация НИ".

Статья 8 ГК РФ содержит обобщенный перечень возможных оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей. При этом следует иметь в виду, что основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей служат юридические факты. Под ними понимаются фактические обстоятельства, наличие или отсутствие которых влечет за собой наступление определенных правовых последствий.

Для того чтобы то или иное правовое последствие могло нас тупить, закон или иные правовые акты должны содержать указание на юридические факты, которые порождают соответствующие права и обязанности. Наряду с этим в гражданском законодательстве существуют и общие нормы, которые предусматривают основания возникновения определенной группы прав и обязанностей применительно к отдельным сферам гражданского оборота.

Параллельно с основаниями, упомянутыми в пункте 1 статьи 8 ГК РФ, допускается возможность возникновения прав и обязанностей также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены в законе или иных правовых актах, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Пункт 2 статьи 8 ГК РФ содержит дополнительное условие для возникновения (изменения, прекращения) целой категории гражданских прав, а именно прав на имущество, подлежащих государственной регистрации. Данный пункт указывает, что моментом возникновения таких прав является момент их государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Почему именно дополнительное условие? Разве не означает данный пункт в его буквальном толковании, что государственная регистрация прав на имущество (в определенных законом случаях) является самодостаточным основанием для возникновения прав на такое имущество?

На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить отрицательно. Норма пункта 2 статьи 8 ГК РФ носит дополняющий характер по отношению к норме пункта 1 статьи 8, поскольку в качестве возникновения гражданских прав может рассматриваться не один юридический факт, а целая совокупность таких фактов. Иначе говоря, для возникновения гражданских прав на это имущество необходимо не одно, а несколько последовательно совершаемых юридических действий, кульминационным из которых является акт государственной регистрации права.

В юридической литературе применительно к таким случаям применяют термин "сложный фактический состав".

Правило, установленное пунктом 2 статьи 8, нашло развитие в ряде статей как части первой, так и части второй ГК РФ.

Например, в статьях 223, 551, 564 ГК РФ закреплены нормы, согласно которым в случаях, когда переход прав на НИ подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя этой НИ возникает с момента регистрации этого перехода. Другими словами, право собственности на НИ возникает у покупателя не при заключении договора и не в момент, определенный в договоре, а только после государственной регистрации прекращения права собственности продавца на это имущество и регистрации своего права (то есть права покупателя) на это имущество. Возможны, однако, случаи, когда регистрации подлежит как переход права на НИ по договору, так и сам договор, по которому передается НИ. Например, по общему правилу (ст.551 ГК РФ) договор купли-продажи НИ не регистрируется, а государственной регистрации подлежит только переход права собственности. При продаже предприятия государственной регистрации подлежит как сам договор купли-продажи — только с момента регистрации такой договор считается заключенным (ст.560 ГК РФ), так и переход права собственности (ст.564 ГК РФ).

Представленный обзор определяет и исследует нормы законодательства, посвященные вопросам правового регулирования использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, особенностью которых является наличие древесно-кустарниковой растительности, а также законодательно установленные требования и обязательства, предъявляемые к использованию таких земельных участков их пользователями и собственниками.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статьей 209 Гражданского кодекса установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 Гражданского кодекса), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно статье 261 Гражданского кодекса если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

При этом свобода ведения хозяйственной деятельности на земельных участках сопряжена с установленными обязанностями по их защите.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса
в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства
и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.

На основании статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны,
в том числе, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Таким образом, обязанности по защите и охране земельных участков, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями
и кустарниками, возложены на собственника земельного участка и иных лиц, осуществляющих деятельность на указанном участке.

Невыполнение требований по защите земель, выявленное в рамках государственного земельного надзора может повлечь привлечение собственника земельного участка к административной ответственности в соответствии
с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой невыполнение установленных требований
и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 50 000 руб.; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 руб.

Привлечение собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения с зарастанием древесно-кустарниковая растительностью
к административной ответственности подтверждается судебной практикой (постановление Нижегородского областного суда от 24 июля 2017 г. по делу
№ 4А-1150/2017; постановление Арбитражного суда Московского округа
от 15 августа 2016 г. по делу № А40-195127/2015).

Выделяя в составе земель земли сельскохозяйственного назначения, необходимо отметить, что согласно статье 77 Земельного кодекса к ним относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Использование указанных земель сельскохозяйственного назначения связано
с повышенной ответственностью для их собственников, так как, помимо административной ответственности, неисполнение последними установленных законодательством требований к использованию таких земель может повлечь их принудительное изъятие по основаниям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 101-ФЗ:

1. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка,
в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве) принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если участок используется с нарушением установленных законодательством требований, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. № 612, существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли:

снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 % или более;

снижение кислотности в кислых почвах (pH KCI ) на 10 % или более;

повышение щелочности в щелочных почвах (pH H2O ) на 10 % или более;

снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 % или более;

снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 % или более.

2. В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка,
в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве) принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной
с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Стоит обратить внимание, что простаивание земли, приводящее
к зарастанию древесно-кустарниковой растительностью, не способствует улучшению ее характеристик и осложняет ее введение в сельскохозяйственный оборот.

Кроме того, простаивание земель и зарастание их древесно-кустарниковой растительностью не соответствует пункту 13 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, согласно которому одним из основных направлений государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности является повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель.

Необходимо учитывать, что наличие на земельном участке древесно-кустарниковой растительности не во всех случаях является обстоятельством, связанным с нарушением собственником земельного участка требований по его использованию.

Определение возможностей по использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения с наличием на нем древесно-кустарниковой растительности (леса, мелколесья или кустарника) различается в зависимости от правового статуса указанной растительности.

Так, например, лесные насаждения, расположенные на земельном участке, могут относиться к защитным лесам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий.

Согласно статье 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам, что в свою очередь, накладывает на собственников указанных земель соответствующие ограничения
в части рубки древесно-кустарниковой растительности или ее повреждения до степени прекращения роста.

Статьей 105 Лесного кодекса установлено, что в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

Проведение сплошных рубок, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, может быть признано незаконным и повлечь привлечение виновных лиц к уголовной ответственности в соответствии со статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также для целей привлечения к ответственности не имеет значение высажены кустарники и деревья искусственно, либо они выросли без целенаправленных действий человека.

Таким образом, наличие особого статуса у лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения накладывает на их собственников дополнительные ограничения, при которых последние могут быть привлечены
к ответственности уже за активные действия по их уничтожению.

Указанные законодательные ограничения не позволяют собственникам земельных участков полноценно расчистить их и использовать по своему усмотрению, в связи с чем последним перед проведением культуртехнических мероприятий, в состав которых входит расчистка земель от древесной
и кустарниковой растительности, следует заблаговременно проверить сведения
о статусе лесных насаждений.

Для уточнения сведений о лесных насаждениях на земельном участке сельскохозяйственного назначения, в том числе об отнесении их к защитным лесам, следует обратиться за получения выписки из государственного лесного реестра.

Согласно статье 91 Лесного кодекса государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации
о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах
и о лесопарках.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2013 г. № 464 утвержден перечень видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления. Согласно пункту 1 обозначенного перечня в обязательном порядке предоставляется содержащаяся в государственном лесном реестре информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, сведения о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах и прочая информация.

В части возможности использования древесно-кустарниковой растительности на земельных участках, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, необходимо отметить следующее.

Как указано выше, статьей 6 Лесного кодекса определено, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.

Статьей 30 Лесного кодекса гражданам предоставляется право заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

При этом такая заготовка древесины не может осуществляться в целях предпринимательской деятельности, а заготовленная гражданами для собственных нужд древесина не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Однако необходимо отметить, что в части 4 статьи 30 Лесного кодекса указано, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В связи с чем для самостоятельной заготовки древесины на земельном участке непосредственно собственником данного участка действующее законодательство не содержит какого-либо четкого нормативно-правового регулирования.

В качестве использования древесно-кустарниковой растительности на земельном участке для целей предпринимательской деятельности можно отметить, что частью 3 статьей 42 Лесного кодекса установлена возможность создания лесных плантаций на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), к которым относят лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.

Проведение рубок лесных насаждений на указанных лесных плантациях допускается без ограничений.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р, сбалансированность темпов эксплуатации
и воспроизводства лесных ресурсов предусматривается достигнуть, в том числе путем создания высокопродуктивных лесных плантаций на пустующих лесных землях и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения.

Однако, с учетом действующего законодательства и правоприменительной практики собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения не представляется возможным воспользоваться правом на создание указанных лесных плантаций.

Так, согласно части 2 статьи 77 Земельного кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями) определяются статьей 79 Земельного кодекса, которая определяет особую охрану таких земель и приоритет их использования в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В связи изложенным организация на таких землях лесных плантаций для целей выращивания целевых пород не будет соответствовать приоритету использования сельскохозяйственных угодий, что подтверждается судебной практикой.

Так, решением Переславского районного суда Ярославской области
от 9 января 2017 г. по делу № 2а-77/2017 (оставленному в силу постановлением Ярославского областного суда от 28 марта 2017 г.) установлено, что такие виды разрешенного использования как лесные плантации не могут быть применены
к землям сельскохозяйственного насаждения.

Материалы подготовлены по состоянию на 11 октября 2017 г.

При подготовке настоящего обзора были использованы следующие источники:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Лесной кодекс Российской Федерации;

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2016 г. по делу № А40-195127/2015;

постановление Нижегородского областного суда от 24 июля 2017 г. по делу № 4А-1150/2017.

Не входит в лесной фонд, но является объектом лесных отноше-
ний древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе зем-
лях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хо-
зяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных
магистралей и автомобильных дорог);

— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предо-
ставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за
исключением городских лесов — они не входят в лесной фонд,
охватываются парко-, лесоустройством и используются прежде
всего органами государственной власти субъектов РФ и органами
местного самоуправления);

— землях водного фонда (на полосах отводов каналов);

— землях иных категорий.

Главное последствие выведения древесно-кустарниковой рас-
тительности за скобки лесного фонда отражается на правовом
режиме владения, пользования и распоряжения древесно-кус-
тарниковой растительностью: древесно-кустарниковая расти-
тельность может переходить от одного лица к другому в порядке,
предусмотренном гражданским и земельным законодательства-
ми РФ.

Правовая охрана лесов • 163

Если древесно-кустарниковая растительность расположена на
земельном участке, находящемся в собственности гражданина или
юридического лица, то она принадлежит им на праве собственно-
сти со многими вытекающими из этого последствиями. Тем не ме-
нее собственник этой растительности обязан соблюдать требова-
ния лесного законодательства и законодательства о растительном
мире, выполнять обязанности лесопользователей.

Еще важнее то, что древесно-кустарниковая растительность,
которая появилась в результате хозяйственной деятельности или
естественным образом на земельном участке после передачи его
в собственность гражданину или юридическому лицу, является его
собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается
по своему усмотрению.

Таким образом, со временем и по мере развития частной соб-
ственности возрастают масштабы и площади древесно-кустарни-
ковой растительности, распоряжение которой осуществляется
свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде.

На землях сельскохозяйственного назначения древесно-кус-
тарниковая растительность предназначена для защиты от воздей-
ствия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных
явлений посредством использования почвозащитных и водорегу-
лирующих свойств. Поэтому рубки ухода, реконструкции, обнов-
ления, санитарные рубки должны здесь обеспечивать выполнение
этих функций.

На землях железнодорожного транспорта древесно-кустарни-
ковая растительность предназначается для защиты магистралей
от заносов, предотвращения загрязнения окружающей среды,
снижения шумового воздействия транспорта. Государственное
управление в области использования, охраны, защиты и воспроиз-
водства указанной древесно-кустарниковой растительности осу-
ществляется федеральным органом исполнительной власти в об-
ласти железнодорожного транспорта, который и определяет по-
рядок проведения рубок здесь и осуществляет государственный
контроль (наряду с другими специально уполномоченными госу-
дарственными органами).

Расположенная на полосах отвода автомобильных дорог и кана-
лов древесно-кустарниковая растительность также имеет свои
специфические задачи и режим использования. Государственный
контроль за этой растительностью осуществляется органами госу-
дарственной власти субъектов РФ, федеральным органом управ-
ления лесным хозяйством и специально уполномоченным государ-
ственным органом в области охраны окружающей среды — Мини-
стерством природных ресурсов РФ.

§3. Совершенствование правовой охраны лесов


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: