Я полагаю что земля которая распределялась бы между гражданами год

Обновлено: 13.06.2024

Господа члены Государственной Думы! Прислушиваясь к прениям по земельному вопросу и знакомясь с ними из стенографических отчетов, я пришел к убеждению, что необходимо ныне же, до окончания прений, сделать заявление как по возбуждавшемуся тут вопросу, так и о предположениях самого Правительства.
Я, господа, не думаю представлять вам полной аграрной программы Правительства: это предполагалось сделать надлежащим компетентным ведомствам в аграрной комиссии. Сегодня я только узнал, что в аграрной комиссии, в которую не приглашаются члены Правительства и не выслушиваются даже те данные и материалы, которыми Правительство располагает, принимают принципиальные решения. Тем более я считаю необходимым высказаться только в пределах тех вопросов, которые тут подымались и обсуждались. Я исхожу из того положения, что все лица, заинтересованные в этом деле самым искренним образом, желают его разрешения. Я думаю, что крестьяне не могут не желать разрешения того вопроса, который для них является самым близким и самым больным: я думаю, что и землевладельцы не могут не желать иметь своими соседями людей спокойных и довольных, вместо голодающих и погромщиков; я думаю, что и все русские люди, жаждущие успокоения своей страны, желают скорейшего разрешения аграрного вопроса, острота которого, хотя бы отчасти, питает смуту.
Я поэтому обойду все те оскорбления и обвинения, которые раздавались здесь против Правительства. Я не буду останавливаться и на тех нападках, которые имели характер агитационного напора на власть; я не буду останавливаться и на провозглашавшихся здесь началах классовой мести со стороны бывших крепостных крестьян к дворянам, а постараюсь встать на чисто государственную точку зрения, постараюсь отнестись совершенно беспристрастно, даже более того, бесстрастно к данному вопросу. Постараюсь вникнуть в существо высказывавшихся мнений, памятуя, что мнения, не согласные со взглядами Правительства, не могут почитаться за крамолу.
Правительству тем более, мне кажется, подобает высказываться в общих чертах, что из бывших здесь прений, из бывшего предварительного обсуждения вопроса ясно, как мало шансов сблизить различные точки зрения, как мало шансов дать аграрной комиссии определенные задания, очерченный строгими рамками наказ.
Переходя к предложениям разных партий, я прежде всего должен остановиться на предложении партии левых. Я не буду оспаривать тех весьма спорных, по мне, цифр, которые здесь представлялись… Я охотно соглашусь и с нарисованной ими картиной оскудения земледельческой России. Встревоженное этим Правительство уже начало принимать ряд мер для поднятия земледельческого класса. Я должен указать только на то, что тот способ, который здесь предложен, тот путь, который здесь намечен, поведет к полному перевороту во всех существующих гражданских правоотношениях, он ведет к тому, что подчиняет интересам одного, хотя и многочисленного класса интересы всех других слоев населения. Он ведет, господа, к социальной революции. Это сознается, мне кажется, и теми ораторами, которые тут говорили. Один из них приглашал государственную власть возвыситься в этом случае над правом и заявлял, что вся задача настоящего момента заключается именно в том, чтобы разрушить государственность с ее помещичьей бюрократической основой и на развалинах государственности создать государственность современную, на новых культурных началах. Согласно этому учению государственная необходимость должна возвыситься над правом не для того, чтобы вернуть государственность на путь права, а для того, чтобы уничтожить в самом корне именно существующую государственность, существующий в настоящее время государственный строй.
Словом, признание национализации земли, при условии вознаграждения за отчуждаемую землю или без него, поведет к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, к такому изменению всех социальных, правовых и гражданских отношений, какого еще не видела история. Но это, конечно, не повод против предложения левых партий, если это предложение будет признано спасительным. Предположим же на время, что Государство признает это за благо, что оно перешагнет через разорение целого, как бы там ни говорили, многочисленного образованного класса землевладельцев, что оно примирится с разрушением редких культурных очагов на местах. Что же из этого выйдет? Что был бы, по крайней мере, этим способом разрешен, хотя бы с материальной стороны, земельный вопрос? Дал бы или нет возможность устроить крестьян у себя на местах?
На это ответ могут дать цифры, а цифры, господа, таковы: если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, владеющих ныне надельною землею, то в то время, как в Вологодской губернии пришлось бы всего вместе, с имеющимися ныне, по 147 дес. на двор, в Олонецкой по 185 дес, в Архангельской даже по 1009 дес, в 14 губерниях не достало бы и по 15 дес, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9 дес, в Подольской всего по 8 дес. Это объясняется крайне неравномерным распределением по губерниям не только казенных и удельных земель, но и частновладельческих. Четвертая часть частновладельческих земель находится в тех губерниях, которые имеют надел свыше 15 дес. на двор и лишь седьмая часть частновладельческих земель расположена в 10 губерниях с наименьшим наделом, т. е. по 7 дес. на один двор. При этом принимается в расчет вся земля всех владельцев, т. е. не только 107 000 дворян, но и 490 000 крестьян, купивших себе землю, и 8500 мещан, – а эти два последние разряда владеют до 17 млн дес. Из этого следует, что поголовное разделение всех земель едва ли может удовлетворить земельную нужду на местах; придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает Правительство, т. е. к переселению; придется отказаться от мысли наделить землей весь трудовой народ и не выделять из него известной части населения в другие области труда. Это подтверждается и другими цифрами, подтверждается из цифр прироста населения за десятилетний период в 50 губерниях европейской России. Россия, господа, не вымирает; прирост ее населения превосходит прирост всех остальных государств всего мира, достигая на 1000 человек 15,1 в год. Таким образом, это даст на одну европейскую Россию всего на 50 губерний 1 625 000 душ естественного прироста в год, или, считая семью в пять человек, 341 000 семей. Так что для удовлетворения землей одного только прирастающего населения, считая по 10 дес. на один двор, потребно было бы ежегодно 3 1/2 миллиона десятин.
Из этого ясно господа, что путем отчуждения, разъединения частновладельческих земель, земельный вопрос не разрешается. Это равносильно наложению пластыря на засоренную рану. Но кроме упомянутых материальных результатов, что даст этот способ стране, что даст он с нравственной стороны? Та картина, которая наблюдается теперь в наших сельских обществах, та необходимость подчиняться всему одному способу ведения хозяйства, необходимость постоянного передела, невозможность для хозяина с инициативой применить к временно находящейся в его пользовании земле свою склонность к определенной отрасли хозяйства, все это распространится на всю Россию. Все и вся были бы сравнены, земля стала бы общей, как вода и воздух. Но к воде и к воздуху не прикасается рука человеческая, не улучшает их рабочий труд; иначе на улучшенные воздух и воду, несомненно, наложена была бы плата, на них установлено было бы право собственности. Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами, отчуждалась бы у одних и предоставлялась бы другим местным социал-демократическим присутственным местом, что эта земля получила бы скоро те же свойства, как и вода и воздух Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, – этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена.
Каждый гражданин – а между ними всегда были и будут тунеядцы – будет знать, что он имеет право заявить о своем желании получить землю, приложить свой труд к земле, затем, когда занятие это ему надоест, бросить ее и пойти опять бродить по белу свету. Все будет сравнено, но приравнять всех можно только к низшему уровню. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному.
Вследствие этого культурный уровень страны понизится. Добрый хозяин, хозяин-изобретатель, самою силою вещей будет лишен возможности приложить свои знания к земле. Надо думать, что при таких условиях совершился бы новый переворот и человек даровитый, сильный, способный, силою восстановил бы свое право на собственность, на результаты своих трудов. Ведь, господа, собственность имела всегда своим основанием силу, за которою стояло и нравственное право. Ведь и раздача земли при Екатерине Великой оправдывалась необходимостью заселения незаселенных громадных пространств.
И тут была государственная мысль. Точно так же право способного, право даровитого создало и право собственности на Западе. Неужели же нам возобновлять этот опыт и переживать новое воссоздание права собственности на уравненных и разоренных полях России? А эта перекроенная и уравненная Россия – что, стала ли бы она и более могущественной и богатой? Ведь богатство народов создает и могущество страны. Путем же переделения всей земли государство в своем целом не приобретает ни одного лишнего колоса хлеба. Уничтожены, конечно, будут культурные хозяйства. Временно будут увеличены крестьянские наделы, но при росте населения они скоро обратятся в пыль, и эта распыленная земля будет высылать в города массы обнищавшего пролетариата. Но, положим, что эта картина неверна, что краски тут сгущены, кто же, однако, будет возражать против того, что такое потрясение, такой громадный социальный переворот не отразится, может быть, на самой целости России. Ведь тут, господа, предлагают разрушение существующей государственности, предлагают нам, среди других сильных и крепких народов, превратить Россию в развалины для того, чтобы на этих развалинах строить новое, неведомое нам отечество. Я думаю, что на втором тысячелетии своей жизни Россия не развалится. Я думаю, что она обновится, улучшит свой уклад, пойдет вперед, но путем разложения не пойдет, потому что где разложение, там смерть.
Теперь обратимся, господа, к другому предложенному нам проекту партии народной свободы. Проект этот не обнимает задачу в таком большом объеме, как предыдущий проект, и задается увеличением пространства крестьянского землевладения. Проект этот даже отрицает, не признает и не создает ни за кем права на землю. Однако я должен сказать, что в этом проекте для меня не все понятно и он представляется мне во многом противоречивым. Докладчик этой партии в своей речи отнесся очень критически к началам национализации земли. Я полагал, что он логически должен поэтому прийти к противоположному, к признанию принципа собственности, отчасти это и было сделано. Он признавал за крестьянами право неизменного постоянного пользования землей, но вместе с тем для расширения его владений он признал необходимым нарушить постоянное пользование его соседей землевладельцев.
Вместе с тем он гарантирует крестьянам ненарушимость их владений в будущем. Но раз признан принцип отчуждаемости, то кто же поверит тому, что, если понадобится со временем отторгнуть земли крестьян, они не будут отчуждены? И потому мне кажется, что в этом отношении проект левых партий гораздо более искренен и правдив – в нем признается возможность пересмотра трудовых норм, отнятие излишка земли у домохозяев. Вообще, если признавать принцип обязательного количественного отчуждения, то есть принцип возможности отчуждения земли у того, у кого ее много, чтобы дать тому, у кого ее мало, надо знать, к чему поведет это в конечном выводе, – это приведет к той же национализации земли. Ведь если теперь, в 1907 году, у владельца, скажем, 3000 десятин, будет отнято 2500 и за ним останутся 500 дес. культурных, то ведь с изменением понятия о культурности и с ростом населения он, несомненно, подвергается риску отнятия остальных 500 десятин. Мне кажется, что и крестьянин не поймет, почему он должен переселяться куда-то вдаль ввиду этого только, что его сосед не разорен, а имеет, по нашим понятиям, культурное хозяйство. Почему он должен идти в Сибирь и почему не может быть направлен – по картинному выражению одного из ораторов партии народной свободы – на соседнюю помещичью землю? Мне кажется, ясно, что и по этому проекту право собственности на землю отменяется; она изымается из области купли и продажи. Никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены. Докладчик партии прикидывал цену на отчужденную землю в среднем по 80 рублей на десятину в европейской России. Ведь это не может поощрить к применению своего труда в земле, скажем, тех лиц, которые за землю год перед тем заплатили по 200–300 рублей за десятину и вложили в нее свое достояние. Но между мыслями, предложенными докладчиком партии народной свободы, есть и мысль, которая должна сосредоточить на себе самое серьезное внимание. Докладчик заявил, что надо предоставить самим крестьянам устраиваться так, как им удобно. Закон не призван учить крестьян и навязывать им какие-либо теории, хотя бы эти теории и признавались законодателями совершенно основательными и правильными. Пусть каждый устраивается по-своему, и только тогда мы действительно поможем населению. Нельзя такого заявления не приветствовать. И само правительство во всех своих стремлениях указывает только на одно: нужно снять те оковы, которые наложены на крестьянство, и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает. Интересно еще в проекте партии народной свободы другое провозглашаемое начало. Это начало государственной помощи. Предлагается отнести на расходы казны половину стоимости земли, приобретаемой крестьянами. Я к этому началу еще вернусь, а теперь укажу, что оно, мне кажется, несколько противоречит провозглашаемому принципу принудительного отчуждения. Если признать принудительное отчуждение, то как же, наряду с этим, признать необходимость для всего населения, для всего государства, для всех классов населения прийти на помощь самой нуждающейся части населения? Почему наряду с этим необходимо с этой целью обездолить 130 000 владельцев, и не только обездолить, но и оторвать их от привычного и полезного для государства труда. Может быть, господа, без этого обойтись нельзя?

10. О каких качествах государственного деятеля свидетельствуют меры, предложенные П. А. Столыпиным?

Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим местным социал демократическим присутственным местам, — что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, да, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, — этого никто не стал бы делать. Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена. Каждый гражданин — а между ними всегда были и будут тунеядцы — будет знать, что он имеет право заявить о желании получить землю, приложить свой труд к земле, затем, когда занятие это ему надоест, бросить ее и пойти опять бродить по белу свету. Все будет сравнено, — приравнять всех можно только к низшему уровню. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному.

. Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, то есть полуэкспроприация, полунационализация, — в конечном выводе, по нашему мнению, приведет к тем же результатам, как и предложения левых партий. Где же выход? Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно представить себе цель, а цель правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода.

Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами.

. Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций.

Вам нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ!

СТРАНА В 1917 - НАЧАЛЕ 1920-х ГОДОВ.

Документ № 25

Манифест об отречении Государя Императора Николая II (2 марта 1917 г.)

Вопросы и задания к документу № 25:

4. Чем было вызвано появление данного документа?

5. Как император объясняет причины своего отречения?

6. Почему Николай II вынужден был отречься в пользу брата Михаила, а не своего сына? Какой резонанс в обществе это могло вызвать?

Документы № 26-31

Первые Декреты Советской власти

Вопросы и задания к документам № 26 и 31:

5. Почему, на ваш взгляд, именно эти Декреты большевики сочли необходимым принять в первую очередь?

7. Почему выход из мировой войны рассматривался большевиками как одна из первоочередных задач?

8. Перечислите основные положения Декрета о земле. Какие из них вам представляются наиболее важными? Почему? Сопоставьте этот Декрет с аграрными проектами фракций трудовиков и кадетов в Государственной думе (см. документы № 116 и 119).

9. Чем отличалось решение II съезда Советов по аграрному вопросу от того пути, который предлагал П. А. Столыпин?

10. На основе документов дайте общую оценку основных решений съезда. Какое значение они имели для дальнейшего хода событий?

Из Декрета о мире

(26 октября / 8 ноября 1917 г.)

Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире. Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, — таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (т. е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

Такой мир предлагает правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги, впредь до окончательного утверждения всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Тайную дипломатию правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 года. Все содержание этих тайных договоров. правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным.

Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на 3 месяца, т. е. на такой срок, в течение которого вполне возможно как завершение переговоров с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира.

Петр Столыпин - Из выступлений на заседаниях Государственной Думы

Петр Столыпин - Из выступлений на заседаниях Государственной Думы краткое содержание

Из выступлений на заседаниях Государственной Думы - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Из выступлений на заседаниях Государственной Думы - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Петр Столыпин

Из этого ясно господа, что путем отчуждения, разъединения частновладельческих земель, земельный вопрос не разрешается. Это равносильно наложению пластыря на засоренную рану. Но кроме упомянутых материальных результатов, что даст этот способ стране, что даст он с нравственной стороны? Та картина, которая наблюдается теперь в наших сельских обществах, та необходимость подчиняться всему одному способу ведения хозяйства, необходимость постоянного передела, невозможность для хозяина с инициативой применить к временно находящейся в его пользовании земле свою склонность к определенной отрасли хозяйства, все это распространится на всю Россию. Все и вся были бы сравнены, земля стала бы общей, как вода и воздух. Но к воде и к воздуху не прикасается рука человеческая, не улучшает их рабочий труд; иначе на улучшенные воздух и воду, несомненно, наложена была бы плата, на них установлено было бы право собственности. Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами, отчуждалась бы у одних и предоставлялась бы другим местным социал-демократическим присутственным местом, что эта земля получила бы скоро те же свойства, как и вода и воздух Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, – этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена.

Каждый гражданин – а между ними всегда были и будут тунеядцы – будет знать, что он имеет право заявить о своем желании получить землю, приложить свой труд к земле, затем, когда занятие это ему надоест, бросить ее и пойти опять бродить по белу свету. Все будет сравнено, но приравнять всех можно только к низшему уровню. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному.

Вследствие этого культурный уровень страны понизится. Добрый хозяин, хозяин-изобретатель, самою силою вещей будет лишен возможности приложить свои знания к земле. Надо думать, что при таких условиях совершился бы новый переворот и человек даровитый, сильный, способный, силою восстановил бы свое право на собственность, на результаты своих трудов. Ведь, господа, собственность имела всегда своим основанием силу, за которою стояло и нравственное право. Ведь и раздача земли при Екатерине Великой оправдывалась необходимостью заселения незаселенных громадных пространств.

И тут была государственная мысль. Точно так же право способного, право даровитого создало и право собственности на Западе. Неужели же нам возобновлять этот опыт и переживать новое воссоздание права собственности на уравненных и разоренных полях России? А эта перекроенная и уравненная Россия – что, стала ли бы она и более могущественной и богатой? Ведь богатство народов создает и могущество страны. Путем же переделения всей земли государство в своем целом не приобретает ни одного лишнего колоса хлеба. Уничтожены, конечно, будут культурные хозяйства. Временно будут увеличены крестьянские наделы, но при росте населения они скоро обратятся в пыль, и эта распыленная земля будет высылать в города массы обнищавшего пролетариата. Но, положим, что эта картина неверна, что краски тут сгущены, кто же, однако, будет возражать против того, что такое потрясение, такой громадный социальный переворот не отразится, может быть, на самой целости России. Ведь тут, господа, предлагают разрушение существующей государственности, предлагают нам, среди других сильных и крепких народов, превратить Россию в развалины для того, чтобы на этих развалинах строить новое, неведомое нам отечество. Я думаю, что на втором тысячелетии своей жизни Россия не развалится. Я думаю, что она обновится, улучшит свой уклад, пойдет вперед, но путем разложения не пойдет, потому что где разложение, там смерть.

Теперь обратимся, господа, к другому предложенному нам проекту партии народной свободы. Проект этот не обнимает задачу в таком большом объеме, как предыдущий проект, и задается увеличением пространства крестьянского землевладения. Проект этот даже отрицает, не признает и не создает ни за кем права на землю. Однако я должен сказать, что в этом проекте для меня не все понятно и он представляется мне во многом противоречивым. Докладчик этой партии в своей речи отнесся очень критически к началам национализации земли. Я полагал, что он логически должен поэтому прийти к противоположному, к признанию принципа собственности, отчасти это и было сделано. Он признавал за крестьянами право неизменного постоянного пользования землей, но вместе с тем для расширения его владений он признал необходимым нарушить постоянное пользование его соседей землевладельцев.

Вместе с тем он гарантирует крестьянам ненарушимость их владений в будущем. Но раз признан принцип отчуждаемости, то кто же поверит тому, что, если понадобится со временем отторгнуть земли крестьян, они не будут отчуждены? И потому мне кажется, что в этом отношении проект левых партий гораздо более искренен и правдив – в нем признается возможность пересмотра трудовых норм, отнятие излишка земли у домохозяев. Вообще, если признавать принцип обязательного количественного отчуждения, то есть принцип возможности отчуждения земли у того, у кого ее много, чтобы дать тому, у кого ее мало, надо знать, к чему поведет это в конечном выводе, – это приведет к той же национализации земли. Ведь если теперь, в 1907 году, у владельца, скажем, 3000 десятин, будет отнято 2500 и за ним останутся 500 дес. культурных, то ведь с изменением понятия о культурности и с ростом населения он, несомненно, подвергается риску отнятия остальных 500 десятин. Мне кажется, что и крестьянин не поймет, почему он должен переселяться куда-то вдаль ввиду этого только, что его сосед не разорен, а имеет, по нашим понятиям, культурное хозяйство. Почему он должен идти в Сибирь и почему не может быть направлен – по картинному выражению одного из ораторов партии народной свободы – на соседнюю помещичью землю? Мне кажется, ясно, что и по этому проекту право собственности на землю отменяется; она изымается из области купли и продажи. Никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены. Докладчик партии прикидывал цену на отчужденную землю в среднем по 80 рублей на десятину в европейской России. Ведь это не может поощрить к применению своего труда в земле, скажем, тех лиц, которые за землю год перед тем заплатили по 200–300 рублей за десятину и вложили в нее свое достояние. Но между мыслями, предложенными докладчиком партии народной свободы, есть и мысль, которая должна сосредоточить на себе самое серьезное внимание. Докладчик заявил, что надо предоставить самим крестьянам устраиваться так, как им удобно. Закон не призван учить крестьян и навязывать им какие-либо теории, хотя бы эти теории и признавались законодателями совершенно основательными и правильными. Пусть каждый устраивается по-своему, и только тогда мы действительно поможем населению. Нельзя такого заявления не приветствовать. И само правительство во всех своих стремлениях указывает только на одно: нужно снять те оковы, которые наложены на крестьянство, и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает. Интересно еще в проекте партии народной свободы другое провозглашаемое начало. Это начало государственной помощи. Предлагается отнести на расходы казны половину стоимости земли, приобретаемой крестьянами. Я к этому началу еще вернусь, а теперь укажу, что оно, мне кажется, несколько противоречит провозглашаемому принципу принудительного отчуждения. Если признать принудительное отчуждение, то как же, наряду с этим, признать необходимость для всего населения, для всего государства, для всех классов населения прийти на помощь самой нуждающейся части населения? Почему наряду с этим необходимо с этой целью обездолить 130 000 владельцев, и не только обездолить, но и оторвать их от привычного и полезного для государства труда. Может быть, господа, без этого обойтись нельзя?


Урок подводит учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли социальной поддержки.

Описание разработки

Охарактеризовать П.А.Столыпина как государственного деятеля Российской империи.

Сформировать знания о правительственной программе премьер-министра.

Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.

Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции.

Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.

Формировать умение работать с понятием.

Формирование умений работать с таблицей.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, развитие монологической речи, ведение диалога.

Формирование гражданской позиции.

Воспитание нравственной позиции.

Тип крока: комбинированный.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с текстом документа, схемы аграрной реформы, тестовые задания.

Мотивация учащихся. Мотивация учащихся осуществляется за счет связи с современностью, создания условий для успешности каждого учащегося на уроке (разноуровневые задания), подготовка к ЕГЭ, работа с документами.

1. Подготовка учащихся к усвоению новой темы: проверка остаточных знаний по теме: Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.

2. Изучение новой темы.

3. Контроль усвоения знаний по новой теме: ПРОВЕРЬ СЕБЯ (тесты).

4. Домашнее задание.

Учитель оценивает ответы учащихся по домашнему заданию, выставляет отметки и подводит учеников к изучению новой темы.

Беседа с учащимися класса.

- Назовите одну из главных причин первой русской революции.

- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?

- Далее учитель объявляет тему, вместе с учащимися формулирует образовательные цели урока и представляет план урока.

- Нацеливает на конечный результат работы – выполнение проверочной работы по теме урока в форме тестов.

- Представляет домашнее задание..

На рубеже 19 – 20 веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

-Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики? (община, отрезки, выкупные платежи…)

Вывод: т.о. продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками.

Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906 года Николай 2 манифестом распустил 1-ю государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно царь назначает председателем Совета министров П.А.Столыпина.Имя этого человека вызывало и вызывает споры. Интересно, что Б.Н.Ельцин назвал 3-х великих реформаторов: Петра Великого, Александра Второго, Петра Столыпина.

Тема сегодняшнего нашего урока: Экономические реформы. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. В учебниках это §6, с.46.

II. Изучение новой темы.

1. Начало аграрных реформ.

Перед вами на столах лежит документ. Это выдержки из речи Столыпина в государственной думе от 10 мая 1906 года.

Из речи П.А.Столыпина в Государственной Думе 10 мая 1907г.

« Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим, местным социал-демократическим присутственным местом, - что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух.…Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…. Все будет сравнено…. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому….

… Национализация земли представляется правительству гибельною для страны….

Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…

Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех… теперешних условий жизни.…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих….

…Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма….

1) узнайте, какую важнейшую задачу ставил перед собой П.А. Столыпин;

2) как осуществлял эту задачу? Учебник. С. 45.

С помощью анимации на слайде проверяются выделенные задачи и методы их осуществления Своей важнейшей задачей Столыпин считал:

1). подавление революционного движения и организаций, прибегающих к террору.

2). Были учреждены военно-полевые суды.

Только в 1906 г. к смертной казни были приговорены 1100 человек.

Учитель. Опыт работы Государственной Думы показал важность аграрного вопроса для России. Аграрные преобразования стали следующей главной задачей П.А. Столыпина.

(из обращения П.А. Столыпина к депутатам левых фракций III Думы).

Предлагает задание: 1). Заполните таблицу. Учебник. С. 45-46.

2). С помощью таблицы прокомментируй обращение Столыпина к думцам – смотрите документ

Учитель. Переселенческая политика предусматривала бесплатное наделение малоземельных крестьян землей в Сибири, Средней Азии, Казахстане. Переселенцам предоставлялись льготы: беспроцентные денежные ссуды, частичная оплата переезда, отменялись все недоимки, мужчины освобождались от воинской повинности. Обращаясь к рисункам 3, 4 на слайде № 9 учитель подводит итоги переселенческой политики.

2. Итоги столыпинских реформ

Рисунки стр. 58 , дают информацию об итогах реформ.

Учитель. Реформы П.А. Столыпина вызвали отрицательную реакцию Государственной Думы, крестьян.

Задание: 1). Узнайте, чем было вызвано их недовольство.

2). Что помешало П.А. Столыпину продолжить реформы? Учебник, с. 46-47.

3. Россия накануне Первой мировой войны

Учитель. Период 1909 – 1913гг. был благоприятным для России.

2). Подтвердите или опровергните это утверждение данными таблицы.

Учебник с. 48 – 49.

Проверка таблицы осуществляется на слайде № 12.

Учитель концентрирует внимание учащихся на выводе по тексту таблицы: в целом период 1909 – 1913 гг. был благоприятным для России, но в связи с избыточной рабочей силой обострились социальные отношения.

Нарастание социальной напряженности (события на Ленском прииске) и расколе политических сил - схема: РСДРП. 1912 г.

Учитель обращает внимание учащихся на последствия раскола РСДРП: Борьба за влияние на массы привела к ослаблению позиции социал-демократии.

Выполнение проверочной работы. Тесты – смотрите документ

Взаимопроверка тестов, выставление отметок за выполнение тестов.

Рефлексия деятельности на уроке

Какие уроки столыпинской реформы можно применить оценивая успешность реформы российского образования?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Содержимое разработки

Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах и значении реформ.

Подводит учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли социальной поддержки. Способствует формированию умений аргументировано высказывать свое мнение, работать с текстом, таблицей, диаграммой, самостоятельно делать выводы. Тестовые задания готовят к ГИА. Реформы и их автор П.А. Столыпин являлись, видимо, единственным оставшимся шансом монархии, но он был упущен, т.к. реформы не были завершены. Россия вступила в Первую мировую войну с грузом нерешенных проблем.

Тема урока: Экономические реформы П.А.Столыпина.

Образовательная:

Охарактеризовать П.А.Столыпина как государственного деятеля Российской империи.

Сформировать знания о правительственной программе премьер-министра.

Сформировать знания об аграрной реформе: причины, цели, основные направления, итоги.

Сформировать понимание неизбежности новой буржуазно-демократической революции.

Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.

Формировать умение работать с понятием.

Формирование умений работать с таблицей.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, развитие монологической речи, ведение диалога.

Воспитательная:

Формирование гражданской позиции.

Воспитание нравственной позиции.

Тип крока: комбинированный.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с текстом документа, схемы аграрной реформы, тестовые задания.

Мотивация учащихся. Мотивация учащихся осуществляется за счет связи с современностью, создания условий для успешности каждого учащегося на уроке (разноуровневые задания), подготовка к ЕГЭ, работа с документами.

1. Подготовка учащихся к усвоению новой темы: проверка остаточных знаний по теме: Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.

2. Изучение новой темы.

3. Контроль усвоения знаний по новой теме: ПРОВЕРЬ СЕБЯ (тесты).

4. Домашнее задание.

Содержание урока

Учитель оценивает ответы учащихся по домашнему заданию, выставляет отметки и подводит учеников к изучению новой темы.

Беседа с учащимися класса.

- Назовите одну из главных причин первой русской революции.

- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?

- Далее учитель объявляет тему, вместе с учащимися формулирует образовательные цели урока и представляет план урока.

- Нацеливает на конечный результат работы – выполнение проверочной работы по теме урока в форме тестов.

- Представляет домашнее задание..

На рубеже 19 – 20 веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

-Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики? (община, отрезки, выкупные платежи…)

Вывод: т.о. продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками.

Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906 года Николай 2 манифестом распустил 1-ю государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно царь назначает председателем Совета министров П.А.Столыпина.Имя этого человека вызывало и вызывает споры. Интересно, что Б.Н.Ельцин назвал 3-х великих реформаторов: Петра Великого, Александра Второго, Петра Столыпина.

Тема сегодняшнего нашего урока: Экономические реформы. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. В учебниках это §6, с.46.

II. Изучение новой темы.

1. Начало аграрных реформ.

Успокоение страны.

Перед вами на столах лежит документ. Это выдержки из речи Столыпина в государственной думе от 10 мая 1906 года.

Из речи П.А.Столыпина в Государственной Думе 10 мая 1907г.

« Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим, местным социал-демократическим присутственным местом, - что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух.…Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…. Все будет сравнено…. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому….

… Национализация земли представляется правительству гибельною для страны….


Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…

Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех… теперешних условий жизни.…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих….

Рис. Выход крестьян из общины.

…Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма….

1) узнайте, какую важнейшую задачу ставил перед собой П.А. Столыпин;

2) как осуществлял эту задачу? Учебник. С. 45.

С помощью анимации на слайде проверяются выделенные задачи и методы их осуществления Своей важнейшей задачей Столыпин считал:

1). подавление революционного движения и организаций, прибегающих к террору.

2). Были учреждены военно-полевые суды.

Только в 1906 г. к смертной казни были приговорены 1100 человек.

Учитель. Опыт работы Государственной Думы показал важность аграрного вопроса для России. Аграрные преобразования стали следующей главной задачей П.А. Столыпина.

Читайте также: