Возникновение частной собственности на землю произошло в условиях

Обновлено: 03.05.2024

Появление земледелия и скотоводства создало ос­нову для появления частной собственности — фе­номена, неизвестного в животном мире. Она оказа­лась новым и мощнейшим стимулом для человечес­кой деятельности, а следовательно, и для развития цивилизации. Более того, частная собственность (земля и скот, прежде всего) оказались той формой органи­зации производительных сил общества, которая наи­лучшим образом соответствовала уровню их разви­тия, была наиболее эффективной формой использо­вания ресурсов новой экологической ниши на благо Человека. Хотя еще очень долго после завершения неолитической революции могли существовать и об­щинный скот, и общинная земля. Но именно част­ные формы владения, возникшие, вероятно, в самом начале неолита оказались исторически более совер­шенными. И не трудно понять, почему.

На ранних стадиях антропогенеза перед Человеком стояла лишь одна суперзадача — обеспечить свое выживание и воспроизводство поколений. На иное у него просто не доставало ресурсов и сил. Все уси­лия Человека, как и любого другого животного, сводились именно к выживанию. А для удовлетворе­ния своих первичных жизненных потребностей ему было достаточно личной собственности — топора или копья, например. Все остальное было коллективной собственностью, необходимой для охоты, поддержа-

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

ния огня, обустройства пещеры и т.п. Поэтому этот период в жизни человечества принято называть пер­вобытным коммунизмом.

Теперь же, после неолитической революции Чело­веку, обладающему землей и скотом, стало гораздо легче обеспечивать свою главную задачу — выжить. Более того, у него стал появляться дополнительный продукт, с помощью которого он получил возмож­ность удовлетворять иные потребности, о существо­вании которых он ранее не догадывался. У него появились новые интересы, новые цели, связанные с дальнейшим развитием своей собственности. Их удовлетворение сделалось мощнейшим стимулом для совершенствования орудий труда, возник новый тип производственных отношений. Совершенствование средств производства стало во многом определять судьбы народов.

Право частной собственности в эпоху неолита, по-видимому, не смогло выражаться в виде некой юри­дической категории. В те времена у людей еще не сформировалось то, что теперь называется правовым сознанием. Первоначально такое право могло выра­жаться в форме признаваемого всеми членами пле­мени запрета на присвоение кем-либо из них, кроме конкретного индивидуума, например, плодов, произ­растающих на определенном участке земли в обла­сти совместного обитания. Все члены племени долж­ны были иметь представление о предмете такого запрета. Границы пространственной сферы действия такого запрета также должны были быть мысленно очерчены. Чтобы подобные, по существу абстракт­ные представления могли сформироваться в созна­нии Человека, его духовный мир должен был быть достаточно развитым.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
________________________________________________________________________________________________________________

ДУХОВНЫЙ МИР

Секреты духовного мира

Возникновение духовного мира — одна из тайн антропогенеза и становления Человека как биологи­ческого вида. Можно считать не вызывающим со­мнения лишь то, что феномен духовного мира — это результат не биологического, а социального раз­вития.

Судя по всему, зарождение духовного мира в Универсуме связано с палеолитической революцией в истории человечества. Это — еще один малопонятный феномен эволюционного развития Человека, ибо духовный мир обладает удивительным разнообрази­ем. Люди по-разному воспринимают окружающую дей­ствительность и имеют разные представления о сво­ем положении в мире. У каждого человека имеется свое, неповторимое восприятие объективной реаль­ности в отличие от стандартов, которые свойственны остальным представителям живого мира. Трудно определить, какие причины вызвали это разнообра­зие, зачем Человеку понадобился столь сложный духовный мир. И неизвестно, возникает ли духовный мир в сознании Человека или, наоборот — в духов­ном мире возникает сознание.

Я не умею объяснить происхождение этого фено­мена требованием адаптации к изменяющимся усло­виям обитания, хотя легко поверить в то, что воз­никновение сознания является реакцией живого вещества на окружающий мир. Духовный мир, безус­ловно, может коррелировать с необходимостью, но далеко ей не тождествен. Так, например, духовный мир рождает представление о свободе (в той или

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

иной форме), которое, если не противоречит, то чаще всего не совпадает с необходимостью. В микрокосме, т.е. в душах людей утверждается своя собственная уникальная Вселенная, свой собственный мир, кото­рый часто противостоит необходимости. Пример тому — иллюзии или беспочвенные мечтания.

Без понимания этих особенностей духовного мира, наверное, трудно понять логику истории человече­ства, и, тем более, объяснить различные ее пово­роты и зигзаги. Если достаточно трудно установить точную хронологию исторических фактов, то еще труднее восстановить эволюцию внутреннего мира человека, изучить процесс изменения его представ­лений об окружающем, понять логику его действий.

Происходящее в духовном мире далеко не всегда можно объяснить материальной потребностью, и нельзя в таком ключе интерпретировать логику дей­ствий творцов исторического процесса. Произнося широко известные слова о том, что история — это результат действия людей, стремящихся обеспечить достижение своих интересов, следует помнить, что самое трудное — понять смысл стремлений и содер­жание интересов людей, живущих в прошедшие эпохи. Здесь трудно все. Даже переводы на современный язык древних русских летописей, например, совершенно неадекватны оригиналам. Слова, используе­мые переводчиком, вряд ли достаточно корректно выражают то значение, которое они имели в мире летописца. Тот ли смысл имел в виду автор, включая в летопись вышедшие из теперешнего лексикона сло­ва, который выражает переводчик на современном языке? Установить это с полной гарантией невоз­можно.

Мне кажется, что искусство несет в себе менее искаженную информацию, чем словесные выраже­ния. Язык искусства обращается непосредственно к

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
________________________________________________________________________________________________________________

духовному миру, к подсознанию, которое куда бо­лее консервативно, чем сознание. Но и здесь свои трудности. Любые изображения это — иероглифы, и их расшифровка всякий раз неоднозначна. Наиболее доступным информационным каналом мне представ­ляется музыка. Она говорит больше, чем другие виды искусства, о внутренней жизни Человека, о харак­тере соответствующей эпохи.

Еще один источник информации о процессах раз­вития человеческого духа — это религии. Но и здесь мы встречаемся с иероглифами, далеко не все из которых поддаются расшифровке. Может ли совре­менный европеец понять магию цифр, столь распро­страненную среди народов Африки и во многом вли­явшую (да и сейчас влияющую) на принимаемые ре­шения и даже на политику государств? Для этого надо уметь представить себе всю целостность чужо­го духовного мира, как правило, нам — европей­цам — недоступного. Фиксация отдельных частностей практически ничего не дает для выявления мотивов малопонятных нам действий.

При всем при этом есть и еще одно усложняющее изучение этого феномена обстоятельство — измене­ние духовного мира связано с изменением представ­лений о картине мира, т.е. с процессами чисто информационного характера, о которых мы имеем весьма нечеткое представление. Поэтому утвержде­ния о первичности материальных начал в мировом эволюционном процессе не всегда корректны. Во всяком случае, в тривиальной интерпретации соотно­шения материального и идеального.

Вряд ли следует забывать и о том, что формиро­вание духовного мира — это тоже эволюционный процесс, являющийся одной из составляющих частей единого мирового эволюционного процесса. И хотя

Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

духовный мир имеет не биологическую, а информа­ционную природу, но он в какой-то мере, вероятно, следует общим законам универсального эволюциониз­ма. При всей взаимозависимости различных состав­ляющих мирового процесса, они далеко не всегда непосредственно коррелируют друг с другом. И на определенной ступени сложности духовный мир от­дельного человека может приобрести особенности, не выводимые непосредственно из его биологической сущности и структуры его очевидных потребностей. Другими словами — в духовном мире возникает собственная логика развития. Не будет ошибкой даже такое утверждение: бывают ситуации, когда духов­ный мир конкретного человека, его состояние в определенные моменты может представлять опасность для существования самого индивида — его облада­теля. Вот почему так трудно и неоднозначно восстанавливается внутреннее содержание процессов раз­вития духовного мира.

Можно ли в этих условиях говорить о каких-то общих закономерностях или о тенденциях в эволю­ции духовного мира и его роли в истории цивилиза­ции? И стоит ли пытаться реконструировать процесс духовного развития Общества? Или, может быть, прав был Паскаль, сказавший знаменитую фразу о том, что если бы нос Клеопатры был немного длин­нее, то вся история человечества развивалась по иному?

Каковы бы ни были формы разложения родового общества, основным содержанием эпохи оставалось зарождение частной собственности, классов и государства.

Возникновение частой собственности

Начало частной собственности было положено накоплением отдельными семьями излишков продукции в виде богатств. Ими становились некоторые пищевые продукты и ремесленные изделия, металлы, производственный инвентарь и оружие, а у народов, знавших скотоводство, — прежде всего скот. К наиболее ранним видам частной собственности принадлежали и рабы, речь о которых будет идти ниже. Естественно, что те, кто имел излишки, стремился накапливать их не только в натуральной форме, но и в превращенной форме сокровищ, общепринятых эквивалентов, предметных денег.

Этнографические данные свидетельствуют, что накопление богатств происходило прежде всего в семьях родоплеменных главарей и вождей. Это и понятно: именно они были хранителями и распорядителями тех ценностей, которые первоначально принадлежали еще всей общине. Так, у северо-западных индейцев квакиютль родовые сокровища — медные пластины — считались неотчуждаемой собственностью рода, но фактически были передаваемой по наследству собственностью вождя. У меланезийцев полуострова Газели (о. Новая Британия) главари являлись хранителями всех общинных сокровищ — раковин, которые они должны были использовать для общественных нужд, но использовали и для своих целей, ссужая малоимущих. Поэтому еще до того, как главари и вожди стали присваивать себе богатства общины, распоряжение этими богатствами было важным дополнительным рычагом, с помощью которого они усиливали свое влияние и приумножали

Медная пластина северо-западных индейцев

свои богатства. Собственные сокровища одного из вождей тех же квакиютль состояли из 4 больших лодок, 4 рабов, 40 шкур морской выдры и 120 лыковых накидок; другого — из 4 больших лодок, 6 рабов, 60 меховых одеял и 200 лыковых накидок.

за собой или своими наследниками высокое общественное положение, приобретал авторитет и право на занятие общественных должностей; помимо этого он становился участником ответных потлачей, на которых возвращал обратно по крайней мере часть розданных богатств. Возможно, потлач выполнял и некоторые другие функции: советский этнограф Ю. П. Аверкиева, исходя из того, что на потлач приглашались члены не своего, а чужого рода или племени, видит в нем своеобразный институт развития обмена. Но так или иначе очевидно, что диалектически сложные и противоречивые обычаи эпохи разложения первобытного общества, даже и ограничивая накопление частной собственности, в конечном итоге способствовали развитию частнособственнических отношений.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Гальштатская бронзовая фигурка конного вои¬на со шлемом, дротиком и щитом VI в. до н. э.

Развитие частнособственнических отношений проникло и в большую семью, разрушая свойственные ей коллективистические порядки. Ее глава стремился стать единоличным распорядителем семейного хозяйства и собственником семейного имущества, усилить свою власть, стать неограниченным домовладыкой. Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, старавшихся обособить свое имущество и образовать со своими женами и детьми самостоятельные семьи. В связи с этим участились выделы и разделы — большие семьи делились на другие, пока еще также большие, но уже меньшие по размерам семьи. Но и они оказывались непрочными: раздираясь внутренними противоречиями, они делились снова и снова. Большесемейная община неуклонно уступала место малой, или нуклеарной (иногда называемой моногамной), семье, состоящей только из родителей и их детей и воплощающей в себе развившиеся частнособственнические начала.

Таким образом, если сопоставить процесс становления частной собственности с развитием семьи, то в нем могут быть выделены три этапа:

первый этап — выделение в роде собственности больших семей, частной по отношению к внешнему миру, но коллективной, групповой по отношению к самой семейной общине;
второй этап — выделение так называемой отдельной собственности глав больших семей, обособляющейся уже и по отношению к групповой собственности большесемейного коллектива;
третий этап — выделение собственности маых семей, надолго становящихся основными носителями частнособственнических отношений.

В этот день:

Чтобы читать Проект 47 без навязчивой, свисающей со всех сторон рекламы от хостинг-провайдера,
с качайте весь сайт целиком (zip-архив). После распаковки архива начинайте с файла index.html (заглавная страница) либо с файла map.html (карта сайта).

Частная собственность на землю. История вопроса.


Данный материал написан в 2001 году и содержит оценку
освещения в СМИ хода принятия нового Земельного кодекса.

Вопрос о частной собственности на землю, где бы он не обсуждался - в Госсовете, в Правительстве, в Государственной Думе, - всегда вызывает острую дискуссию, сопровождаемую порой даже нескрываемыми эмоциональными всплесками. Нешуточный накал страстей понятен: слишком разные, диаметрально противоположные позиции отстаивают стороны. И сама тема допустимости свободного оборота земель в России совсем не рядовая, затрагивающая базовые программные положения основных политических сил страны.

Слышал звон, да не знаешь, где он.

Печально однако, что возбуждённость речей политиков передаётся и журналистам, освещающим ход принятия нового Земельного кодекса. Из репортажей в газетах и из новостных программ по телевидению неподготовленный читатель (зритель), восприняв всю бурю сопутствующих публицистике эмоций, может подумать, что в России:
1) ещё нет никакого Земельного кодекса;
2) ещё нет никакой частной собственности на землю;
3) ещё нельзя свободно продавать и покупать какие бы то ни было земельные участки.

И это аукается порой на рынке загородной недвижимости. Отдельные покупатели, узнавая от хозяев загородного дома, что вместе с домом продаётся и земельный участок, на котором он находится, воспринимают таких хозяев чуть ли не как мошенников. "Как же так, - вопрошают покупатели, - по телевизору нам говорят, что вопрос о частной собственности на землю ещё не решён, что коммунисты против, что в Думе драки по этому поводу, а Вы тут пытаетесь нам доказать, что Ваш участок в собственности и его можно продавать?!"
Чтобы прояснить эту ситуацию и разрешить подобное недоумение некоторых граждан, вспомним историю.

В подзабытые годы демократического романтизма.

Впервые упоминание о том, что земля может находиться в собственности не только государства появилось в статье 12 Конституции (Основного Закона) РСФСР ещё в конце 1990 года. Второй Съезд народных депутатов РСФСР 15 декабря 1990 года, внеся изменения в Конституцию установил, что земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность. Право собственности, впрочем, было неполноценным, ибо продажа или иное отчуждение земельных участков, кроме передачи по наследству, разрешалось только государству в лице Совета народных депутатов, на территории которого расположен участок (часть 3 статьи 12 Конституции РСФСР). При этом в течение 10 лет с момента приобретения права собственности купля-продажа участка не допускалась, т.е. его можно было только подарить государству (отказаться от участка).

25 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР в рамках проводящейся экономической реформы, затронувшей земельные отношения, и в соответствии с изменениями, внесёнными в Конституцию, принял Земельный кодекс РСФСР. Именно этот Земельный кодекс со значительными изъятиями действует и по сей день. Кстати ранее, до кодекса от 25 апреля 1991 года действовал Земельный кодекс РСФСР от 1 июля 1970 года. Так что на вопрос "есть ли в России Земельный кодекс" следует ответить положительно: есть и уже давно.
Статья 7 Земельного кодекса установила, что граждане РСФСР имеют право на получение в собственность земельных участков для:
- ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
- индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, посёлках и сельских населённых пунктах;
- садоводства;
- огородничества;
- животноводства;
- иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

За идею, на голом энтузиазме.

Невозможность свободной купли-продажи земельных участков делала право собственности на них столь куцым и бессодержательным, что вполне закономерным оказались требования демократически ориентированных политических партий о проведении референдума по вопросу о частной собственности на землю. Тем более, что такой референдум как способ решения этой проблемы был прямо предусмотрен частью 3 статьи 12 Конституции.

23 июня 1992 года в Санкт-Петербурге, в доме 10 по Измайловскому проспекту прошло собрание граждан (присутствовало около 350 человек при требуемых 300), на котором в соответствии со статьёй 13 Закона РСФСР "О референдуме РСФСР" были приняты решения о необходимости проведения референдума, утверждении текста вопроса, выносимого на референдум, и избрании инициативной группы для сбора подписей. Мне довелось быть избранным в эту самую первую по России инициативную группу референдума о частной собственности на землю. Вопрос был сформулирован так: "Согласны ли Вы с тем, что в Конституции РФ должно быть закреплено право частной собственности на землю, то есть БЕЗУСЛОВНОЕ право каждого гражданина РФ владеть, пользоваться и распоряжаться землёй?"
Отметим попутно ещё и такую малоизвестную деталь. На том же собрании было решено инициировать референдум и по другому вопросу - о необходимости принятия новой Конституции РФ не Съездом народных депутатов, а специальным, всенародно избранным органом - Учредительным Собранием.

После регистрации инициативной группы начался сбор подписей. Надо сказать, что в те времена всё делалось на голом энтузиазме, никаких профессиональных сборщиков и 5-10 рублей оплаты за подпись тогда не было. В Санкт-Петербурге за день собиралось всего лишь около тысячи подписей, и получить за три отведённых по закону месяца требуемый миллион подписей казалось невероятным.
Однако на третий месяц эта акция получила неожиданную поддержку. Пошла реклама на телевидении, в самой массовой газете "Аргументы и факты" были напечатаны подписные листы, образованы инициативные группы и в других городах России. Предположу, что решение о содействии инициативе (в том числе очевидно финансами) было принято на самом верху кем-то из тех, кто входил тогда в ближайший круг команды Ельцина, а сейчас возглавляет Союз правых сил. При этом поддержка была оказана только референдуму по земле. По поводу способа принятия новой Конституции у команды Ельцина были совсем другие планы, реализацию которых мы могли наблюдать в 1993 году.
Итак, необходимое количество подписей было собрано, и требование о проведении референдума о частной собственности на землю было направлено в Верховный Совет РФ.

В трактовке Хасбулатова.

Так как претензий к подписям не было, у Верховного Совета оставалось только два выхода: назначить референдум или принять закон, снимающий ограничения на право частной собственности на землю, без проведения референдума. Руслан Хасбулатов объяснял позицию возглавляемого им Верховного Совета, не желавшего объявлять референдум, так (недословная цитата): "Да, подписи граждан собрали, но вы посмотрите, какие земли интересуют ведь граждан. Не те, которые под заводами и фабриками, а те, которые в их садоводстве, в деревне, те, на которых можно дачу построить. Вот за что граждане подписывались." Растолковав таким образом, что же имели в виду подписавшиеся миллион граждан, Верховный Совет передал этот вопрос на рассмотрение Съезду народных депутатов РФ, который 9 декабря 1992 года внёс изменения в упоминавшуюся статью 12 Конституции, установив:

"Полученные или приобретённые в собственность земельные участки могут быть отчуждены, в том числе и проданы их собственниками без изменения целевого назначения, независимо от сроков вступления в собственность:
- Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых земельный участок был предоставлен, с учётом произведённых на этом участке затрат;
- физическим и юридическим лицам по договорной цене - для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для садоводства и индивидуального жилищного строительства.
Во всех остальных случаях земельные участки могут быть проданы физическим и юридическим лицам по договорной цене не ранее чем через 10 лет, если они были получены в собственность бесплатно, и не ранее чем через 5 лет, если они были получены в собственность за плату."

В развитие этих положений Верховный Совет РФ 23 декабря 1992 года принял Закон "О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", который действует и в настоящее время.
Таким образом с начала 1993 года в России стартовал свободный оборот земель четырёх перечисленных целевых назначений. Право распоряжаться такими участками не ограничено ни сроком нахождения в собственности, ни суммой продажи, ни указаниями в пользу кого именно собственник должен производить отчуждение.

Поэтому на вопрос "есть ли в России частная собственность на землю с правом свободной продажи" следует также ответить положительно: для земель тех целевых назначений, которые образуют рынок загородной недвижимости, есть и уже более восьми лет.

За что же бьются депутаты?

Да вот за все остальные земли и бьются. Насколько допустим свободный оборот земель других целевых назначений. Повысит ли это инвестиционную привлекательность российской экономики и вызовет рост производства (позиция правых) или, наоборот, приведёт к усилению влияния международного капитала и потере независимости страны (позиция левых). Об этом и спорят.

О качестве принятого в 2001 году нового Земельного кодекса РФ смотрите здесь .

Правда заключается в том, что никакой частной собственности до Модерна не существовало. Ни в Древней Греции, ни в Римской Империи, ни в феодальной Европе никто не знал такого понятия, как частная собственность, в современном юридическом смысле этого слова. Более того, появление частной собственности – одна из причин упадка Европы. Частная собственность, как бы это банально не звучало, подразумевает то, что собственностью обладает частное лицо. Ни монарх, ни феодал, ни крестьянин не являлись частным лицом в отношении собственности. Сразу следует оговориться, что так называемая личная собственность (крайне удачный термин, введённый марксистами) существовала всегда. Вещи со времён Римского права делится на движимые и недвижимые. Несложно понять, что движимая вещь – это вещь, положение которой можно менять в пространстве, без нарушений целостности её структуры. В то время, как недвижимая вещь – это вещь положение которой нельзя изменить, без нарушения целостности её структуры, как пример – это дом, построенный на земле (с некоторыми оговорками, которые не решены даже современными юристами) или непосредственно земля под домом и её недра. Это классическое понимание, оформленное юридически в Риме, сохраняется и по сей день.

Если взглянуть на эпоху пре-Модерна. В Древнем Риме не было частной собственности. По той простой причине, что собственность была личной (например, раб, лошадь, амфора), общинной и родовой. Общинная собственность – собственно непосредственно принадлежавшая той или иной общине. Родовая собственность – непосредственность собственность, какой-либо традиционной семьи. Отношения регулировались - Ius privatum. Примерно такая же тенденция сохранялась на протяжении всех Средних Веков и эпохи Возрождения. Причина кроется в понимании того, что есть человек. Человек в понимании людей пре-Модерна, это существо, которое идентифицируется через групповую принадлежность. Например, вы сначала католик, ремесленник гильдии солеваров, горожанин, мужчина и лишь потом собственно человек, то есть все качества, которая вас описывают и делают вас человеком. Такой же подход был и гуманистов Средних Веков, Возрождения и даже Нового Времени. Лишь в либерализме наметился крен рассматривать человека, как атом, который взаимодействует с другими людьми посредственном общественного договора. При этом атом такой, который находится еще под действиями неких сил, которые сковывают его свободу, поэтому надо его освободить, эмансипировать и тому подобное.

Базовой ценностью либерализма являются неотчуждаемые права абстрактного человека, вырванного из сообщества, сословия, рода, племени, пола, короче говоря чего угодно, любой групповой идентичности. Такой человек, как мы упомянули ранее, есть атом. Этот атом имеет право на частную собственность, дабы быть чем-то наполненным, то есть заменить свою идентичность и групповую принадлежность, на мнимое обладание вещью. Почему мнимое? Потому что вы не можете обладать недвижимой собственностью в полном смысле, вы можете обладать право владения и распоряжения, которая имеет огромное число ограничений, которые вас превращают в заложника вещи, которой вы обладаете. Вы меняете свою идентичность, как члена рода, сообщества, гильдии, прихода, монастыря, и так далее, на идентичность вещи которой обладаете и чем дальше история движется, тем отчётливей этой видно. А иначе быть и не может (не может быть полного обладания вещью), ведь иначе это бы противоречило концепции государства, как такового. А так как вещь хотя и частная, но находится под юрисдикцией государства, государство с её собственником может делать всё что угодно, ведь собственность, во-первых, почти раб этой вещий, а во-вторых он атом. Даже если он сильно захочет, ему уже никто не поможет, ведь у каждых атомов совершенно разные интересы, единственное что их спаивает – это страх перед законом и желание потреблять. Однако, такой трюк не прошёл бы в отношении людей сплочённых общей идентичностью. В этом и есть суть самых человеконенавистнических вещей на планете: либерализма и всего что с ним связано.

Где причина и откуда истоки?
1. Разрушение традиционной семьи и выход на арену семьи нуклеарной.
2. Научно-технический прогресс и философия Нового Времени возрождает атомизм, который переносится на общество.
3. Господство материализма и атеизма, которые разрушают общественнее, коммуникация и диалоги, заменяя их общественным договором: я тебе – ты мне.
4. Идеи о революции и насильственном свержении Естественно Порядка.
5. Идея о справедливом обществе, где эвдемонизм и гедонизм занимают главенствующие положение. Таким образом рождается консеквенциальная этика и следом утилитаризм. Без этих базовых основ политический либерализм нежизнеспособен, а сами права человека обращаются в абсурд.
6. Вырождение Христианства. Сначала Кальвинизм заявляет о Суверенитете Бога и требует упразднения Церкви, а затем и Бога упраздняют, делая отношение с трансцендентальным выбором каждого человека-атома.

Если привести аналогия на пример физике. То представьте себе частицы, которые находятся в абсолютном ничто, где нет даже полей. Смогут ли эти частицы создать физическую материю? Будут ли в этом объекте работать какие-либо законы природы? Ответ: конечно же нет. Тоже самое и с либерализмом.

Либеральные историки, философы, мыслитель, публицист, пропагандисты, СМИ, конечно же будут выставлять историю таким образом, чтобы показать неизбежность либерализма, его оформление еще чуть ли не во времена Аристотеля, как советские пропагандисты показывали приверженность материализму в трудах древних греков и римлян. Но всё это лишь идеологический цирк, попытка обосновать свою идеологию в глубине веков, показать себя лучшим, а врага выставить кретином.

*в английском переводе Аристотеля указано именно сообщество, что не совсем точно по отношения к греческому оригиналу. В целом русский перевод Аристотеля лучше английского, причина кроется в том, что русский язык, как и древнегреческий язык – это языки синтетические, а английский язык – язык аналитический. Этим так же можно объяснить бедность англичан и французов на философию и её крайне убогость, в отличие от носителей синтетического языка – немцев. Впрочем, современный мир, после поражения Германии принял именно англо-французскую систему, поэтому деградация продолжится и дальше, пока англо-французское доминирование не будет уничтожено.


На протяжении длительного времени земля остается приоритетной ценностью для человека.

Ее можно использовать в разнообразных целях, начиная от возведения дома для постоянного проживания и заканчивая выращиванием сельхозпродукции для личных и коммерческих целей.

Вопрос о правовых способах приобретения земельного участка (ЗУ) не теряет своей актуальности.

Также желающие стать владельцем указанного формата недвижимого имущества проявляют интерес к тому, по каким причинам они могут лишиться своего ресурса. Рассмотрим юридические основания возникновения и прекращения права собственности на землю.

В силу чего можно стать собственником?

Основной комплекс имущественных отношений регламентируется нормами гражданского и земельного законодательства. Основания возникновения прав на участки регламентируются ст. 25 ЗК РФ.


Согласно ГК РФ (ст.209-217), владельцами ЗУ могут быть:

  • физические/юридические лица;
  • федеральные структуры гос. власти;
  • региональные структуры гос. власти;
  • муниципальные структуры гос. власти;

Факт возникновения права пользования, владения и распоряжения землей удостоверяется правоустанавливающими документами.

В их перечень входит:

  • соглашения купли-продажи, мены, дарения;
  • свидетельство, удостоверяющее факт притязания на завещанное имущество со стороны наследника;
  • судебные решения;
  • акты органов государственной власти (всех уровней);
  • акты приватизации.

Справка! Поскольку земля относится к универсальному формату недвижимого имущества, право собственности на нее не возникает без процедуры госрегистрации, регламентированной в ФЗ №218 от 13.07.15 г.

Когда возникает частная?

Перечень оснований, которые позволяют гражданам и коммерческим структурам владеть, пользоваться и распоряжаться ЗУ, зафиксирован в ст. 218 ГК РФ.


  • Наиболее распространенный вариант получить статус землевладельца – это приобрести имущество в рамках договора купли-продажи.
  • Существенный процент граждан становится законным владельцем ЗУ в порядке наследования.
  • При смене организационно-правовой формы на баланс нового предприятия переходят земельные территории реорганизованного субъекта.
  • Также закон допускает оформление в частную собственность наделов, принадлежащих госструктурам, в порядке приватизации.

Право владения, пользования и распоряжения ЗУ может возникать и по альтернативным основаниям. К ним относят, в частности приобретательскую давность, когда земельный объект оформляется в собственность того, кто добросовестно владел им на протяжении 15 лет.

Когда возникает государственная?

Список законных оснований, дающих государству право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными ресурсами, содержится в ст.17, 18 ЗК РФ. Причем закон разграничивает критерии права собственности на землю — для федерального, регионального, муниципального уровня власти.

В ведении первого субъекта наделы могут находиться по причине:

  • указания их принадлежности в ФЗ;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, зафиксированных в правовых актах.

Муниципальная собственность

Список случаев, когда в качестве владельцев ЗУ могут выступать муниципальные структуры власти, определен в ст.19 ЗК РФ.


Органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются земельными ресурсами в силу:

  • указания их принадлежности в федеральных и региональных законах;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, указанным в правовых актах;
  • передачи на безвозмездной основе из федеральной собственности.

Муниципальные органы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться бесхозными землями в рамках ст.225 ГК РФ.

Причины для прекращения

Случаи, когда владелец ЗУ утрачивает права на указанное имущество, зафиксированы в законе. Согласно ст.44 ЗК РФ, правомочия по владению, пользованию и распоряжению на земельный участок нивелируются, если:

  • он является предметом гражданско-правовой сделки;
  • хозяин отказался от него в добровольном порядке.
  • имеют место альтернативные основания прекращения права собственности на ЗУ, перечисленные в правовых актах (когда, например, у недобросовестного хозяина надел изымается принудительно).

Общие критерии утраты прав на природный ресурс также зафиксированы на законодательном уровне. Согласно ст.236 ГК РФ, собственник земли может отказаться от нее по собственной инициативе.

Справка! Также недвижимое имущество может быть изъято в административном порядке (по решению суда или органов власти).

Добровольный отказ от правомочия владения, пользования и распоряжения ЗУ

Юридически отказ от собственности на ЗУ по собственной инициативе включает утрату права бессрочно пользоваться и пожизненно владеть земельной территорией. Основания и условия отказа от прав регулируется ст. 53 ЗК РФ.

Этапы процедуры


Для освобождения от бремени по содержанию надела его владельцу следует:

  • составить заявление (установленного образца) об отказе от прав на ЗУ;
  • обратиться с ним в госструктуру, ответственную за регистрацию прав на недвижимое имущество.

Дополнительно заинтересованному лицу необходимо представить:

  • паспорт собственника;
  • ксерокопию документа, подтверждающего госрегистрацию юрлица;
  • правоустанавливающий документ на природный ресурс (договор, свидетельство, судебное решение и прочее) или решение администрации о предоставлении земли;
  • кадастровый паспорт;
  • бумаги, подтверждающие наличие на участке построек и сооружений (если таковые имеются).

Нюансы составления заявления

Владелец ЗУ вправе написать заявление от руки или с использованием компьютерной техники.

В документе необходимо указать:

  • наименование/реквизиты структурного подразделения регистрирующего органа (Росреестр);
  • ФИО, контактные данные заинтересованного лица;
  • идентификационные характеристики участка земли (площадь, кадастровый номер и прочее);
  • перечень прилагаемых бумаг.

На заявлении ставится подпись и дата составления. Для совершения регистрационных действий в отношении ЗУ можно обратиться не только в Росреестр, но и в МФЦ.

Сотрудник госучреждения в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи о прекращении прав на природный ресурс в ЕГРН, обязан проинформировать об удовлетворении указанного заявления не только заинтересованное лицо, но и орган власти, в ведении которого будет находиться земельный надел.

Обратите внимание! Если документы подавались через МФЦ, то процедура освобождения от бремени содержания земельного участка займет 7 рабочих дней с момента обращения.

Отказ от владения на ЗУ в принудительном порядке

Гражданское законодательство предусматривает случаи, когда земельные участки изымаются из личного владения собственников помимо их воли. Если, например, хозяин ЗУ использует природный ресурс нерационально или не по назначению, то он может лишиться его по инициативе государства.

В перечень оснований для принудительного отказа от надела входят такие правовые институты как реквизиция (возмездное изъятие) и конфискация (безвозмездное изъятие).

Правомочие владения, пользования и распоряжения земельной территорией может быть утрачено, если органы власти приняли решение о том, что она будет использоваться для государственных и муниципальных нужд. Изъятие ЗУ из собственности конкретного лица компенсируется в соразмерной форме.

Принудительное прекращение проходит в определенном порядке:


  1. Установление права для принудительного прекращения прав владения.
  2. Поиск владельца земельного участка посредством запросов в реестр, архивы и прочие инстанции. Или размещение информации о поиске на порталах и других СМИ. Если собственник не обнаружен, на основании заявления ответственной инстанции суд признает право собственности на надел за государством.
  3. Местная администрация принимает решение об изъятии земли. В течение 10 дней информация доводится до владельца и придается гласности: на официальном ресурсе, в реестре. Решение имеет силу в течение 3-х лет.
  4. Далее за 60 дней до последующей процедуры проводится оценка стоимости надела.
  5. Договор об изъятии направляется владельцу, который вправе его не подписывать. Но по истечении 90 дней орган, ответственный за решение вопроса, может подать иск для вынесения судебного решения.

Важно! После прекращения прав бывший владелец не освобождается от оплаты штрафов и пени за неправильную эксплуатацию земельного надела.

Заключение

Желающие приобрести земельный участок для личных и коммерческих целей должны осознавать высокую степень ответственности за объект сделки. Закон позволяет владеть ЗУ не только в рамках купли-продажи, дарения, мены, но также наследования и приватизации.

Земля – национальное богатство страны, поэтому игнорирование правил ее надлежащего использования влечет для собственника неблагоприятные правовые последствия в виде штрафа или принудительного изъятия.

Читайте также: