Влияет ли форма собственности на успешную деятельность специалиста со средним образованием

Обновлено: 16.05.2024

Кто такие возрастные сотрудники

Ещё один важный момент — респонденты из предпенсионной и пенсионной групп среди основных причин отказа в работе называют именно возраст или проблемы со здоровьем. Это их субъективное мнение, а не версия, официально озвученная сотрудником отдела кадров. Тем более что каждый третий предпенсионер и каждый четвёртый пенсионер не знает причины отказа.

Плюсы и минусы сотрудников в возрасте

Возрастные сотрудники отмечают у себя несколько весомых преимуществ перед молодыми коллегами.

  • Ценный для компании и коллектива багаж знаний и опыта.

Особенно объёмным он становится, когда человек много лет провёл в одной отрасли или профессии и при этом поднимался по карьерной лестнице. Это может также сочетаться с большим количеством профессиональных связей и полезных компании контактов.

  • Более ответственный, чем у молодёжи, подход к работе.

Об этом заявляют 67% предпенсионеров и 61% пенсионеров. Причём высокий уровень ответственности связан, по их мнению, сразу с двумя факторами: более очевидным — прожитой жизнью — и менее — советским воспитанием.

Среди пенсионеров об этом говорят лишь 27%. И вместе с этим у возрастных сотрудников невысокие зарплатные ожидания по сравнению с молодёжью — об этом говорят 30% респондентов.

Готовность быть наставниками, передавать ценные опыт и знания. Об этом заявляют 36% предпенсионеров и 31% пенсионеров.

Также свыше 40% респондентов старше 45 лет отмечают, что они знают, чего хотят, и умеют добиваться своего в работе. И вместе с этим они более убедительны по сравнению с молодыми специалистами, поэтому к ним прислушиваются и коллеги, и клиенты.

Без минусов тоже не обошлось. Их легко прочесть в преимуществах молодёжи, которые выделили возрастные респонденты.

Кроме самого очевидного — плохая ориентация в современных технологиях, есть и другие. В частности, возрастные сотрудники менее креативны, реже отличаются нестандартным мышлением и свежими идеями. Потому что они не следят за трендами так активно, как молодёжь, не изучают постоянно свою отрасль. По той же причине свежих и передовых знаний у возрастных сотрудников часто не хватает.

Также у людей в возрасте меньшая выносливость и физическая сила. Поэтому задачи, требующие крепкого здоровья, физической подготовленности, таким сотрудникам чаще всего не подходят. К переработкам они не готовы, профессионально выгорают быстрее, чем молодые коллеги. В среднем около 15% пенсионеров и предпенсионеров также указывают на то, что им сложно адаптироваться к новой среде и влиться в коллектив.

Что говорят эксперты

Набор технологий в разработке очень сложный и предполагает умение оперативно справляться с трудными задачами, поэтому мы с удовольствием рассматриваем кандидатов без возрастных ограничений, на первом месте всегда стоят компетенции. В одной из компаний, где я работала, был случай, когда при отборе на позицию Junior Golang разработчика предпочтение отдали кандидату 40+ благодаря высокой мотивированности, горящим глазам и стремлению поглощать новые знания. Сейчас этот человек в числе самых успешных разработчиков в команде.

Возрастных сотрудников выгодно отличает жизненный опыт, практика налаживать коммуникацию. Чаще всего они держатся за работу и ответственно к ней относятся, не склонны эмоционально менять компанию и лояльны к изменениям. Работодатели опасаются их проблем со здоровьем, медлительности в освоении новых навыков и низкого уровня принятия решений. Но зачастую это мнение ошибочно. Сложностями могут стать требования быстрой адаптации, но, если есть чёткая и выверенная программа ввода в должность, это не является проблемой. Для профилактики следует описать все темы, которые нужны сотруднику для погружения в работу и закрепить за ним наставника. Этот путь помогает новичкам в любом возрасте.


Однако проблема недопонимания между поколениями существует до сих пор, и поэтому в формировании взаимоотношений большую роль играет характер людей. Например, кто-то воспринимает критику от опытного сотрудника с уважением, готов следовать его советам. Такая кооперация ведёт к повышению КПД обоих и, соответственно, к пользе для компании. А другому человеку будет некомфортно от такого взаимодействия, он считает, что его решения более правильные. В итоге недопонимание ведёт к личным конфликтам, качество работы обоих снижается.

Людей легко отсортировать по возрасту, а в трудовой жизни существует множество мифов о пожилых людях, их трудоспособности и способности к обучению. Но люди одного возраста разные. Наличие молодых сотрудников важно и необходимо, с учётом того, что они часто лучше разбираются в цифровых медиа.


Но в команде также должны быть и возрастные люди, которые готовы учиться, переучиваться и имеют желание развивать свои профессиональные навыки. Возрастные проблемы в трудовой жизни отражают трудовой стаж людей, а не их возраст. Многие ухудшения трудоспособности людей можно компенсировать их распорядком дня и опытом или улучшением и адаптацией рабочей среды в зависимости от их условий.

При подборе кадров не оцениваем возраст соискателя. Мы смотрим на опыт кандидата: что он умеет, что знает, какие проекты реализовывал. Стать частью нашей команды может как начинающий специалист, так и эксперт с многолетним стажем.


Немаловажным критерием является и соответствие кандидата корпоративной культуре и его мотивация. Разделяет ли он ценности и культуру компании? Интересуют ли его задачи, на которые он идёт?


И, конечно, мы смотрим на личностные качества кандидата. Нам важно, чтобы будущий сотрудник мог брать на себя ответственность за результат, был проактивным, а также был командным игроком. Кроме того, мы считаем, что разновозрастные команды более эффективны.

У нас средний возраст сотрудников — 42–43 года, а самому старшему 67 лет: это экономист. Самый молодой специалист находится на позиции электрика: ему 24 года. Практически все возрастные сотрудники выросли вместе с компанией: пришли на свободные вакансии в момент её рождения, много лет назад, и всё это время работают здесь.


Мы очень хорошо изучили их плюсы и минусы, понимаем, как решать спорные моменты в их работе. В этом основное преимущество их перед молодыми и новыми сотрудниками. Кроме того, в регионах остро стоит вопрос подбора кадров: рынок свободных вакансий маленький.


Поэтому все сотрудники держатся за свои места. Человек понимает, что, если его уволят в 60, шансов найти хорошую работу мало. Поэтому он ответственно относится к своей работе, инициативен, вовлечён, и это хорошо сказывается на показателях бизнеса.


Бухгалтер работает непосредственно с капиталом компании, а поэтому требования работодателей к нему довольно высокие. Все хотят видеть в этой должности специалиста с высшим образованием, многолетним стажем, безупречным знанием законодательства и навыками налоговой оптимизации.

Но действительно ли это так важно? Можно ли построить успешную карьеру бухгалтера без диплома ВУЗа и 40 лет в должности рядового специалиста? Давайте разберемся.

Что требует закон

Базовый документ, регулирующий бухучет в РФ — это Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В ст. 7 данного НПА сказано, что главный бухгалтер должен иметь:

  • высшее образование;
  • стаж работы по специальности;
  • отсутствие судимости по экономическим статьям.

Однако эти требования предъявляются к руководителям бухгалтерии не всех предприятий, а только некоторых форм собственности. К ним относятся:ПАО, страховые организации, НПФ, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании ПИФ, госучреждения и организации бюджетной сферы.

Примечательно, что закон не требует наличия у главбуха наличия профильного высшего образования: экономического, бухгалтерско-аудиторского, финансового.

Еще один нормативный документ — государственный профессиональный стандарт , утвержденный приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н., носит рекомендательный характер.

В нем подробно расписаны требования к квалификации бухгалтера и главбуха: т.е. набор навыков, знаний и профессиональных умений, которыми должен обладать специалист, чтобы работать в данных должностях.

В профстандарте применяются 4 квалификационных уровня (до 2019 г. описывались только два).


Дополнительные требования по Профстандарту:

Профстандарт — документ рекомендательного характера. Обязательным для применения он становится только после того, как введен на предприятии, т.е. приняты соответствующие ЛНА, приведены в соответствие должностные инструкции, издан приказ руководителя.

Может ли ООО отказать в приеме на работу главному бухгалтеру, не имеющему высшего образования?

Нет, если в Обществе на момент трудоустройства не принят профстандарт, утвержденный приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н.

Может ли работодатель уволить главбуха, не имеющего высшего образования, после принятия профстандарта?

Какое образование получить

Перейдем к главному вопросу — куда пойти учиться.

Все зависит от цели, которую перед собой ставит будущий специалист: получить должность рядового бухгалтера в компании, построить карьеру главбуха, предоставлять услуги на фрилансе или стать владельцем собственного бухгалтерского бизнеса.

Если у вас имеется диплом какого-либо ВУЗа, но вы решили сменить сферу деятельности, лучше всего выбрать курсы.

Цель 1: самостоятельное ведение бухгалтерии небольшой фирмы.

Достаточно краткосрочных курсов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Выбирайте программу, которая познакомит с обработкой материальных ценностей, научит рассчитывать сумму налогов и заработной платы.

Начать карьеру можно, имея среднее профессиональное образование, либо пройдя профессиональную переподготовку по бухгалтерскому учету.

Цель 3: создание собственного бухгалтерского бизнеса.

В данном случае, помимо профильного образования, потребуются специальные знания и навыки управленца, соответствие профессиональным стандартам качества.

Получить их можно дистанционно, например, в Международной школе бухгалтерского бизнеса . Школа ББ — это не обычное бизнес-обучение для руководителей. Проект ориентирован именно на развитие собственного бухгалтерского бизнеса, подготовку экспертов-аутсорсеров в сфере бухгалтерских услуг с высоким уровнем сервиса и стандартов.

Какая разница между учебой в ВУЗе и на курсах

Обучение в университете предполагает дневную форму обучения, очно-заочную и дистанционную. Бакалавриат в любом случае займет 4 года, а магистратура — 5-6 лет. Главным бухгалтером акционерного общества или госучреждения не стать без высшего образования и серьезного опыта работы. Но не забывайте, что для руководителей ООО и ИП таких требований закон не предъявляет.

Курсы длятся гораздо меньше: несколько месяцев от поступления до получения сертификата на руки. Как правило, полученных знаний хватает для того, чтобы вести учет в небольшой фирме, брать заказчиков на аутсорсинг и бухгалтерский аудит. Другое дело — насколько профессиональная будет подача материала у организаторов таких курсов.

  • 12 лет эффективной работы;
  • более 300 успешных учеников;
  • 1-е место в мире бизнес-community в нише бухаутсорсинга.

Есть ли шанс у дистанционного образования

До сих пор многие опасаются, что онлайн-образование не воспринимается работодателями всерьез. Однако, как показывает статистика, уровень дистанционного обучения в последние годы неуклонно растет. По данным, опубликованным РБК, доля онлайн-образования в западноевропейских странах, Японии и США составляет порядка 30%. В России по прогнозам в 2021 году она достигнет — 19-20%.

Бухгалтерский учет и аудит — одна из тех специализаций, которые можно освоить удаленно без потери качества .

В чем преимущества дистанционки:

  1. возможность обучаться у лучших преподавателей из любой точки страны или мира,
  2. получение знаний в удобное время, без отрыва от работы,
  3. свободный доступ к обучающим материалам, записям вебинаров, возможность обращаться к ним в течение курса.

Подведем итоги

Возможностей получить профессию бухгалтера сегодня более, чем достаточно: начиная от онлайн-курсов в интернете и заканчивая профильным образованием в ВУЗах. Какой путь выбрать — каждый должен решить самостоятельно, ориентируясь на свои цели и ожидаемые перспективы. Жесткие требования закон предъявляет только к главным бухгалтерам предприятий определенных форм собственности (ПАО, НПФ, страховщики и т.д.).

Читайте также: