Что такое затонувшее имущество

Обновлено: 20.05.2024

В случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 48 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Комментируемая статья определяет последствия неисполнения собственником затонувшего имущества обязанности по подъему затонувшего имущества в установленные в ст. 47.1 сроки. Напомним, что это один год со дня затопления имущества либо более короткий срок, определенный администрацией бассейна внутренних водных путей. Собственно статья не содержит регулирования как такового, являясь бланкетной по своему характеру. Права собственника на затонувшее имущество по истечении установленных для его подъема сроков определяются в соответствии с законодательством.

По логике закона, собственник судна или иного затонувшего имущества, не исполнивший обязанности по его подъему в течение года, может быть признан бросившим принадлежащую ему вещь.

По общему правилу, установленному в ст. 225 ГК, вещь признается бесхозяйной если:

- она не имеет собственника;

- ее собственник неизвестен;

- собственник отказался от права собственности.

Гражданско-правовой режим бесхозяйного имущества зависит от того, является ли данное затонувшее имущество движимым или недвижимым.

1.1. Если собственник затонувшего недвижимого имущества не поднимает это имущество в приведенные сроки, то в соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК такое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В отношении бесхозяйных судов такой порядок установлен Приказом Минтранса от 2 октября 2014 г. N 278 "Об утверждении Правил учета бесхозяйных судов и о внесении изменений в Правила государственной регистрации судов, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 144".

Судно, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо от права собственности на которое собственник отказался, выявленное в соответствующем бассейне внутренних водных путей, подлежит учету в качестве бесхозяйного судна администрацией бассейна внутренних водных путей.

Учету в качестве бесхозяйных судов подлежат суда, государственная регистрация которых предусмотрена КВВТ, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Они не подлежат учету в соответствии с данным порядком.

Выявление бесхозяйных судов осуществляется администрацией бассейна путем проведения мониторинга текущей судоходной обстановки бассейна внутренних водных путей с использованием информации об их обнаружении при выполнении работ по содержанию внутренних водных путей, осуществлении государственного портового контроля, а также по результатам проверки информации об обнаружении бесхозяйных судов, полученной от физических и юридических лиц.

При выявлении бесхозяйного судна администрация бассейна осуществляет мероприятия по подготовке материалов для идентификации бесхозяйного судна, для чего составляется опись основных параметров и характеристик судна, которые можно установить путем визуального осмотра выявленного бесхозяйного судна.

В опись бесхозяйного судна вносятся:

- идентификационный номер судна (в том числе номер Международной морской организации);

- материал корпуса судна;

- цвет корпуса судна;

- конструктивные особенности судна;

- информация о координатах местонахождения судна;

- обстоятельства, указывающие на наличие угрозы безопасности судоходства и (или) пожарной, экологической безопасности.

Учет бесхозяйного судна ведется на основании данных, приведенных в описи бесхозяйного судна, путем внесения соответствующих записей в журнал учета бесхозяйных судов и формирования картотеки описей бесхозяйных судов.

Если владелец бесхозяйного судна установлен, администрация бассейна направляет ему предписание с требованием осуществить транспортировку такого судна в установленный пункт отстоя. В случае получения подтверждения выполнения указанного требования судно снимается с учета.

Если владелец не установлен, судно состоит на учете как бесхозяйное.

Согласно п. 3 и 4 ст. 225 ГК бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

1.2. В отношении движимого имущества действуют правила о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. 227 и 228 ГК) и кладе (ст. 233 ГК), о приобретательной давности (ст. 234 ГК).

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность при соблюдении ряда условий:

1) это должно быть лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь;

2) стоимость брошенной вещи должна быть явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда (500 р.) .

В статье есть и другие условия, касающиеся отходов, но к затонувшему имуществу они по большей части неприменимы.

Такой владелец имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В соответствии с положениями ст. 290 ГПК заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. Суд рассматривает данное заявление в порядке, определенном гл. 33 ГПК.

2. Вопрос о праве собственности на затонувшее имущество должен решаться с учетом положений дальнейших статей комментируемой главы: 49, 50 и 51.

Если собственник затонувшего имущества не исполняет обязанность по его подъему со дна, администрация бассейна поднимет такое имущество, в том числе судно, самостоятельно (ст. 49).

В течение года собственник может возместить расходы на подъем и вернуть свое имущество (ст. 50).

Если же собственник в течение года не возмещает расходы администрации бассейна и не обращается за своим судном, то администрация имеет право продать поднятое имущество. Если вырученных денег не хватило, чтобы полностью покрыть произведенные расходы, собственник имущества обязан погасить остаток задолженности из своих средств (ст. 51).

3. Вопрос об определении права собственности на затонувшее имущество важен не только для определения дальнейшей судьбы судна и компенсации расходов на его подъем со дна, но и для определения лица, обязанного возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате аварии.

Пример: в районе Котласского деревообрабатывающего комбината в акватории реки Малая Северная Двина у правого берега было обнаружено в полузатопленном состоянии речное судно КС-100 "Подосиновский-2". В результате затопления в реку вылилось почти полтонны нефтепродуктов. В Госкомприроды подсчитали ущерб, причиненный окружающей среде, и предъявили иск на сумму 100,2 тыс. руб. к ИЧП "Ост" - собственнику судна. Судно "Подосиновский-2" было накануне случившегося передано ИЧП "Ост" от ОАО "Полеко" по акту приемки-передачи. В соответствии со ст. 223 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи. Но в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Согласно ст. 26 Устава внутреннего водного транспорта СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 15 октября 1955 г. N 1801 (утратил силу в соответствии с положениями ст. 165 КВВТ) суда подлежат регистрации. Тот же Устав (ст. 29) предусматривает, что передача судна в ведение другой организации, переход права собственности на судно отражаются в судовом реестре и в судовом свидетельстве. Именно таких доказательств того, что ИЧП "Ост" являлся собственником и владельцем затонувшего судна, истец арбитражному суду не представил, поэтому суд отказал в иске комитету по охране окружающей среды. Кассационная инстанция с областным арбитражным судом согласилась, сочтя, что только лишь акт приемки-передачи судна ИЧП "Ост" от ОАО "Полеко" правомерно не принят судом первой инстанции в качестве доказательства того, что ответственность за причиненный окружающей среде вред должно нести ИЧП "Ост" .

Задайте вопрос юристу:

В случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 48 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

В случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 47.1 КВВТ РФ, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством РФ.

Обратим внимание, что по отношению к фигуре собственника в комментируемой статье рассматривается та ситуация, когда собственник известен. По отношению к ситуации с самим затонувшим имуществом здесь учитывается прежде всего та ситуация, когда оно не создает угрозы и не оказывает препятствий к осуществлению деятельности в смысле ст. ст. 47 и 49 КВВТ РФ. Если такая ситуация возникает, собственник, если он известен, вступает в правоотношения, регулируемые данными статьями.

Подобные фразы "определяются в соответствии с законодательством". В кодифицированных источниках права с нормами разных отраслей и институтов, каковым является и КВВТ РФ, без подобных приемов юридической техники обойтись трудно. Тем более, когда это касается такого объемного института, как право собственности. Законодательство, о котором идет речь, здесь понимается предельно широко. Прежде всего, это правила ГК РФ в части права собственности. Сюда же относятся более конкретизированные правила, например нормы гл. 4 КВВТ РФ.

Право собственника на затонувшее имущество может в это время попасть и в поле действия иных отраслей права. Здесь термин "законодательство" толкуется в широком понимании, то есть к нему относятся нормы не только законов, но и подзаконных актов. Тем не менее можно несколько остановиться на общих вопросах права собственника на затонувшее имущество в рассматриваемой ситуации. Прежде всего, данное право у него остается. Он не может быть его лишен иначе как по решению суда. Правила ст. 242 ГК РФ о реквизиции на такую ситуацию не распространяются - нет фактора чрезвычайности. Далее, на такое имущество может быть обращено взыскание по долгам его собственника. В частности, на такое имущество будут распространяться правила об аресте судна (см. комментарий к статье 25 КВВТ РФ). В этом случае его могут продать в порядке исполнительного производства, а расходы на подъем и транспортировку возложить на бывшего собственника. Если такое судно или иное имущество не брошено собственником (он его просто не поднимает и не удаляет), оно продолжает находиться на его балансе и оно не погибло конструктивно и не утратило полностью полезных свойств, то в этом случае, если такому имуществу будет причинен вред, собственник будет вправе требовать его возмещения в порядке гл. 59 ГК РФ.

Далее собственник может воспользоваться правом, предоставленным ему ст. 236 ГК РФ, и отказаться от права собственности на такое имущество. Какой-либо запрещающей нормы в данной ситуации нигде не предусмотрено. В принципе отказ может быть осуществлен в форме совершения действий, определенно свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения таким имуществом без намерения сохранить на него какие-либо права. Когда собственник не сделал указанное заявление, а если сделал, то не осуществил подъем и удаление такого имущества, может возникнуть предположение о том, что он от него отказался. В этом случае орган местного самоуправления может (п. 3 ст. 225 ГК РФ) подать заявление в территориальное управление государственного надзора на ВВТ о принятии такого имущества на учет как бесхозяйную недвижимую вещь.

Рассмотренные правоотношения возникают только в случаях, если затонувшим имуществом является судно, так как суда относятся к недвижимости. Если затонувшее имущество является движимым, применяются правила п. п. 1 и 2 ст. 225 и ст. 226 ГК РФ. В этом случае лицо, фактически вступившее во владение таким имуществом (например, грузом), подает исковое заявление о признании имущества бесхозяйным.

1. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.
2. Положения настоящей главы не применяются к:
1) подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;
2) подъему затонувшего имущества, имеющего археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне в пределах внутренних водных путей.

Статья 299. Обязанность собственника поднять
затонувшее имущество

1. В случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам, собственник затонувшего имущества обязан по требованию уполномоченного органа в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.
2. Если собственник затонувшего имущества известен, уполномоченный орган уведомляет его о порядке и сроке подъема, удаления или уничтожения затонувшего имущества.
Если собственник затонувшего имущества не известен, уполномоченный орган обязан опубликовать в средствах массовой информации сведения о сроках, установленных для подъема затонувшего имущества.
3. Если собственник затонувшего имущества не сделает заявления после публикации сведений о затонувшем имуществе, вещи, составляющие такое имущество, признаются бесхозяйными в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 300. Подъем затонувшего имущества его
собственником

1. Собственник затонувшего имущества обязан известить уполномоченный орган о своем намерении поднять такое имущество в течение одного года со дня, когда имущество затонуло.
2. Уполномоченный орган в течение трех месяцев со дня получения заявления собственника затонувшего имущества устанавливает порядок подъема, а также срок для подъема затонувшего имущества, который должен составлять не менее чем один год со дня получения собственником уведомления уполномоченного органа о порядке и сроке подъема затонувшего имущества.

Статья 301. Подъем, удаление и уничтожение затонувшего
имущества предприятиями уполномоченного
органа

1. Предприятия уполномоченного органа вправе поднять затонувшее имущество, а при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если:
1) собственник затонувшего имущества не поднял затонувшее имущество, не удалил или не уничтожил его в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом;
2) собственник затонувшего имущества не установлен, в целях предотвращения аварии, бедствия или катастрофы, которые могут повлечь гибель людей, нанести вред их жизни и здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения;
3) собственник затонувшего имущества для подъема, удаления или уничтожения применяет средства, не соответствующие требованиям технической безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан;
4) собственник затонувшего имущества в течение одного года со дня, когда имущество затонуло, не установлен.
2. Если собственник затонувшего имущества известен, то подъем, удаление или уничтожение такого имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляются за его счет.
3. Затонувшее имущество, поднятое в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может быть истребовано его собственником после возмещения им расходов на подъем затонувшего имущества и других, понесенных в связи с этим расходов при условии, если с момента подъема затонувшего имущества прошло не более одного года.

Статья 302. Право предприятия уполномоченного органа
на полное возмещение понесенных им расходов

По истечении срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 301 настоящего Кодекса, при признании судом затонувшего имущества бесхозяйным предприятие уполномоченного органа вправе:
1) продать поднятое затонувшее имущество или его часть в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и получить за счет суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов на его подъем и других, понесенных в связи с этим расходов;
2) получить от собственника затонувшего имущества возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, а при уничтожении затонувшего имущества возмещение расходов, понесенных в связи с уничтожением такого имущества.

Статья 45. Сфера применения правил, установленных настоящей главой

  1. Правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях.

Действие правил, установленных настоящей главой, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также — затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества.

  1. К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег.
  1. Правила, установленные настоящей главой, не применяются к:

подъему, удалению и уничтожению затонувшего военного имущества;

подъему затонувшего имущества культурного характера, имеющего доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на дне на внутренних водных путях.

  1. В случае, если подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества рассматривается как спасательная операция в соответствии с правилами, установленными главой XVI настоящего Кодекса, такие правила применяются к вознаграждению и специальной компенсации спасателей независимо от правил, установленных настоящей главой.

Статьи 46 — 47. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.

Статья 47.1. Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества

  1. Владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.
  2. Собственник иного затонувшего имущества обязан обеспечить подъем такого имущества.
  3. Владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества немедленно обязан известить администрацию соответствующего бассейна внутренних водных путей о затонувшем судне или об ином затонувшем имуществе.
  4. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок.
  5. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.
  6. В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.
  7. Владелец затонувшего судна несет ответственность по обязательствам, возникшим в результате затопления судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов, в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса.

Статья 48. Права собственника на затонувшее имущество

В случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей

  1. Администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
  1. Подъем, удаление либо утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет владельца затонувшего судна или собственника иного затонувшего имущества с учетом требований статьи 121 настоящего Кодекса.

Статья 50. Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником

Затонувшее имущество, поднятое в соответствии с пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, может быть истребовано его собственником после возмещения им расходов на подъем затонувшего имущества и других понесенных в связи с этим расходов при условии, если с момента подъема затонувшего имущества прошел не более чем один год.

Статья 51. Право бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте на полное возмещение понесенных им расходов

По истечении срока, предусмотренного статьей 50 настоящего Кодекса, администрация бассейна внутренних водных путей имеет право:

продать поднятое затонувшее имущество или его часть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и получить за счет суммы, вырученной от его продажи, возмещение расходов на его подъем и других понесенных в связи с этим расходов;

получить от собственника затонувшего имущества возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, и при уничтожении затонувшего имущества — возмещение расходов, понесенных в связи с уничтожением такого имущества.

Читайте также: