Виды собственности в китае в 18 веке

Обновлено: 05.05.2024

Почему внешняя политика Китая в эпоху правления династии Цин негативно влияла на развитие экономики государства?


Почему завоеватели-­маньчжуры позаимствовали у китайцев опыт государственного управления, их верования, культурные достижения? С чем был связан переход Китая к политике самоизоляции? (История Нового времени, 7 класс)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 31-2. Цинская империя в Китае
Напечатано:: Гость
Дата: Среда, 29 Декабрь 2021, 19:10

Оглавление

1. Общество, государство и власть в цинском Китае

XVII в. стал для Китая временем больших исторических перемен. Огромная страна, насчитывавшая 150 млн жителей, была завоевана немногочисленными (не более 700 тыс. человек) маньчжурскими племенами. На протяжении 267 лет (1644–1912) она управлялась чужеземной династией Цин. Это была последняя императорская династия в истории Китая.

По политическому строю цинский Китай являлся неограниченной монархией. Верховная власть принадлежала самодержавному правителю (богдыхану). Он считался Сыном Неба и был фигурой священной. Под страхом смерти запрещалось произносить имя правителя. Даже видеть лицо государя было запрещено. Во время его передвижения окна и двери домов наглухо закрывались.

По китайским законам, сохранившимся и во время правления династии Цин, полноправными группами (сословиями) китайского населения считались шэньши (лица, выдержавшие экзамены на ученую степень), земледельцы, ремесленники и торговцы. Все они имели право участвовать в сдаче экзаменов на получение ученой степени. Однако шэньши принадлежали к правящей верхушке. Что же касается нетитулованных помещиков, то они не выделялись законом в особую группу населения, а рассматривались как часть сословия земледельцев. То же можно сказать и о состоятельных торговцах.


2. Интенсивное развитие городов, ремесел и торговли

К концу XVII в. китайская экономика оправилась от тяжелых потерь, произошедших в годы народного восстания и маньчжурского нашествия. В XVIII в. земледелие переживало период настоящего подъема. Государственный поземельный налог был умеренным, арендная плата держалась на приемлемом уровне.


Возрождались китайские города, между ними восстанавливались прерванные связи. Наблюдался подъем государственного и частного ремесленного производства. Широко распространено было изготовление хлопковых и шелковых тканей. Они производились даже на экспорт. Значительно увеличился объем выпуска фарфоровых изделий, славившихся на весь мир. Свидетельством экономического подъема был рост численности населения, которое к концу XVIII в. составляло около 300 млн человек.

Однако период социальной стабильности и экономического подъема был сравнительно недолгим. Уже в последней четверти XVIII в. стали заметны признаки кризиса и нарастания социальной напряженности. Во многом это было связано с завоевательной политикой государства, которая требовала огромных расходов. Покорение одной лишь Центральной Азии обошлось в сумму, равную доходам казны за два года. Около трети государственных налоговых поступлений уходило на охрану границ империи. В результате постепенно увеличивались налоги, которые взимались с земледельцев и ремесленников.

Рост численности населения в стране не сопровождался соответствующим увеличением посевных площадей. Земли стало не хватать, и это приводило к подъему цен на нее и ухудшению условий аренды. Деревенские низы нищали, становились безземельными тружениками, а то и бандитами. Дело дошло до того, что вокруг зажиточных деревень стали сооружаться оборонительные укрепления.


3. Внешняя политика

На протяжении XVII–XVIII вв. цинское правительство активно осуществляло агрессивную внешнюю политику, которая соответствовала интересам не только маньчжурских феодалов, но и китайской аристократии. Были завоеваны и присоединены к Китаю земли, населенные кочевыми народами: Монголия и степные территории на западе до Памира. На юго-западе цинских правителей привлекал Тибет, который в конце XVIII в. был насильственно включен в состав Цинской империи.

Менее удачными были завоевательные походы против стран Индокитая — ​Бирмы и Вьетнама. Оба государства признали сюзеренитет Китая. Однако зависимость была формальной и ограничивалась посылкой в Пекин подарков для богдыхана.

Завоевательная политика правителей из династии Цин привела к значительному увеличению территории Китая, но она истощала казну и постепенно подрывала экономику страны.

Однако в первой половине XVIII в. отношение к иностранцам решительно изменилось. Цинские правители, безусловно, испытывали страх перед далекой неведомой Европой. В то же время господствующий класс Китая экономически не был заинтересован в торговых отношениях с европейцами. Наконец, деятельность христианских миссионеров вызывала недовольство народа. В результате католические церкви были закрыты, а миссионеры высланы из страны.

4. Духовная жизнь и культура

Несмотря на последствия маньчжурского завоевания, китайская культура не утратила связь с традициями предыдущих эпох. Образование, искусство и литература процветали, как и во времена династии Мин.

Основой духовного воспитания и обучения в маньчжурском Китае являлись классические конфуцианские книги, в которых излагались взгляды Конфуция на различные вопросы морали, этики, управления государством, а также описывались всевозможные церемонии, обряды, правила поведения и содержались летописи исторических событий. К этим книгам китайцы относились с особым трепетом и благоговением. Считалось, что в них можно найти ответы на все вопросы и они представляют собой высшее достижение человеческой мысли.

Классические книги, по существу, являлись учебными пособиями для многих поколений китайцев. Однако их освоение было непростым делом, так как они были написаны сотни лет назад на языке, который современники плохо понимали. Изучение конфуцианской мудрости зачастую сводилось к обыкновенному зазубриванию малопонятных текстов.

За 7–8 лет обучения школьники зазубривали 2–3 тыс. иероглифов и получали минимальные знания по арифметике и китайской истории.

Образованные люди в Китае пользовались большим уважением. Овладение конфуцианской мудростью открывало дорогу к чиновничьей карьере, а значит, к обогащению.

В специальных трудах излагались лечебные свой­ства растений и основы медицины.

После первых контактов с европейцами китайцы проявляли неподдельный интерес к достижениям Запада. Некоторые китайские ученые даже начали изучать латынь. У христианских миссионеров было заимствовано искусство гравюры. Но в целом китайцы сохранили пренебрежительное отношение к европейской культуре и научно-­техническим достижениям Европы.


Оправившись от социально-­политических и экономических потрясений прошлой эпохи, к концу XVII в. Китай во главе с новой династией Цин вошел в период относительной стабильности и процветания. Однако уже к концу XVIII в. государство встало перед лицом новых проблем. Огромные военные расходы и рост численности населения обострили экономические проблемы, а политика самоизоляции лишила китайцев возможности использовать европейские достижения в области науки и техники. Богатые китайские литературные и живописные традиции продолжали развиваться преимущественно на местной культурной почве. На них временами негативно влияла политика маньчжурских властей.

Вопросы

2. Какие мероприятия привели к интенсивному развитию городов, ремесел и торговли в Китае в XVIII в.?

3. Назовите причины кризиса правления династии Цин.

4. Охарактеризуйте внешнюю политику цинского правительства с использованием примеров из учебного пособия.

Читайте также: