Виды собственности на леса в мире

Обновлено: 14.05.2024

Принят
на двадцать втором пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 22-11
от 15 ноября 2003 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС
для государств - участников СНГ

Модельный Лесной кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, а также предлагает наиболее эффективные методы сохранения и воспроизводства лесов, регулирования использования лесных ресурсов, доступа к ним, гармонизации отношений пользователей различными лесными ресурсами для использования их в национальном лесном законодательстве государств - участников Содружества Независимых Государств.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Общая часть

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Основные принципы лесного законодательства

Модельный кодекс и национальное лесное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств основываются на следующих принципах:

- учет значения лесов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию, охране и воспроизводству осуществляется исходя из представлений о лесе как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, совокупности природных ресурсов, используемых в качестве средства производства в лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, и одновременно являющемся объектом гражданских прав в той мере, в какой это допускается национальным законодательством;

- приоритет охраны лесов как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в лесном хозяйстве перед использованием лесов в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение лесами осуществляется собственниками лесных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не ущемляет права иных лиц;

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию, охране и воспроизводству лесов должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся охраны и воспроизводства лесов, доступа к лесным ресурсам, в пределах их компетенции и в порядке, определяемых национальным законодательством;

- приоритет сохранения особо ценных лесов и лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

- свободное пребывание граждан в лесах, если иное не предусмотрено национальным законодательством;

- платность пользования лесными ресурсами, если иное не предусмотрено национальным законодательством;

- разграничение национальным законодательством функций управления лесами между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающее наиболее эффективное решение вопросов использования, охраны и воспроизводства лесов;

- дифференцированный подход к установлению правового режима участков лесов, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и другие факторы.

Национальными законами могут быть установлены и другие принципы лесного законодательства.

Статья 2. Задачи и цели модельного Лесного кодекса

Модельный Лесной кодекс направлен на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования, а также на гармонизацию национального лесного законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств.

Статья 3. Лесное законодательство государств-участников
Содружества Независимых Государств

Лесное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств состоит из национальных лесных кодексов, других национальных законов и иных нормативных правовых актов.

Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать национальному лесному законодательству.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются составной частью правовой системы государств - участников Содружества Независимых Государств.

Международные договоры стран - участниц Содружества Независимых Государств применяются к отношениям в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов непосредственно, за исключением случаев, когда для применения международного договора требуется принятие национального правового акта.

Статья 4. Действие национального лесного
законодательства во времени

Акты национального лесного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие.

Действие актов национального лесного законодательства распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законодательством.

Статья 5. Отношения, регулируемые лесным законодательством

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесных земель как покрытых лесной растительностью, так и не покрытых ею (лесные отношения).

Отношения в области использования и охраны лесных земель регулируются национальным лесным и земельным законодательством.

Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесами, регулируются национальным гражданским и иным законодательством.

Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются национальным лесным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также лесных земель.

Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, регулируются национальным гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим модельным Кодексом и национальным лесным законодательством.

Глава 2. Объекты лесных отношений

Статья 6. Объекты лесных отношений

В целях организации эффективного управления лесами национальным лесным законодательством может быть предусмотрено образование лесного фонда, в который включаются леса и лесные земли как покрытые лесной растительностью, так и не покрытые ею (нелесные земли).

Объектами лесных отношений являются лесной фонд, участки лесного фонда и права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд их участки и права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Статья 7. Лесной фонд

Национальный лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, имеющих специальное назначение, и особенности использования и управления ими, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли).

Состав лесного фонда и порядок включения в него лесов, лесных земель, нелесных земель определяются национальным земельным и лесным законодательством в зависимости от форм собственности на них, назначения и правового режима.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.

Изъятие земель из лесного фонда осуществляется в порядке, установленном национальным лесным и земельным законодательством.

Статья 8. Земли лесного фонда

В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Статья 9. Участки лесного фонда

К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участи лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения национального гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения национального земельного законодательства, если иное не установлено настоящим модельным и национальным Лесным кодексом.

К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено национальными законами.

Статья 10. Древесно-кустарниковая растительность

В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная:

- на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- на землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

- на землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- на землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- на землях иных категорий.

Статья 11. Оборотоспособность объектов лесных отношений

Оборот объектов лесных отношений регулируется гражданским и лесным национальным законодательством и должен обеспечивать эффективное использование лесных ресурсов, а также сохранение и воспроизводство лесов и их глобальное экологическое значение.

Глава 3. Субъекты лесных отношений

Статья 12. Участники лесных отношений

Участниками лесных отношений являются национальные органы государственной власти различных уровней, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Конкретные участники лесных отношений определяются национальным лесным законодательством.

Статья 13. Лесопользователи

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Глава 4. Права собственности на лесной фонд и на леса,
не входящие в лесной фонд, и другие права пользования
их участками

Статья 14. Содержание права собственности на лесной фонд
и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд

Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяются настоящим модельным Кодексом, национальным гражданским, лесным и земельным законодательством.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.

Статья 15. Формы собственности на лесной фонд
и на леса, не входящие в лесной фонд

Лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, могут находиться в государственной, муниципальной собственности и в собственности граждан и юридических лиц.

Формы собственности определяются национальным законодательством.

Статья 16. Право собственности граждан и юридических лиц
на древесно-кустарниковую растительность, расположенную
на земельном участке

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено национальным законом.

Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями национального лесного и земельного законодательства.

Обьясните, пожалуйста, каков правовой статус/режим лесов и лесных земель в России?

К примеру леса Сибири или Карелии. Кто имеет право распоряжаться их судьбой: сдавать в аренду, срубать, засаживать, застраивать и тп. Предположим, население против вырубки лесов, плюс, это наносит ущерб природе. Есть ли какие-то законы для таких случаев?

Обьясните, пожалуйста, каков правовой статус/режим лесов и лесных земель в России?

ЛК РФ Статья 8. Право собственности на лесные участки
1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Кто имеет право распоряжаться их судьбой: сдавать в аренду, срубать, засаживать, застраивать и тп

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Лесные участки могут передаваться в аренду

Предположим, население против вырубки лесов, плюс, это наносит ущерб природе

Если вырубка леса незаконна, то это влечет за собой ответственность.

КоАП РФ Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

УК РФ Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений
1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

Спасибо за информацию! Подскажите, где есть список лесов, вырубка которых запрещена?

Подскажите, где есть список лесов, вырубка которых запрещена?

Александра

Привожу вам статью, где указаны защитные леса и особо защитные участки лесов

ЛК РФ Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов

1. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.
2. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны;

в.1) лесопарковые зоны;

г) городские леса;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры;
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

3. К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;

4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
4. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

5. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
6. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84настоящего Кодекса.

Леса могут находится на лесных участках, которые расположены на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Если лесной участок находится на землях лесного фонда, то такой участок находится в федеральной собственности. Если на иной категории земель, то в зависимости от конкретной категории земель определяется то, в какой собственности может находится лесной участок. Соответственно распоряжение судьбой лесных участков прямо зависит от того на какой категории земель он находится.

Все вопросы связанные с использованием лесов подробно регулируются Лесным кодексом РФ, в том числе есть статья по поводу строительства объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Если участок занятый лесом находится на землях лесного фонда, то есть четкий перечень случаев, когда возможно строительство (ч. 1 ст. 21 ЛК РФ). Если же лес находится на землях не лесного фонда, то строительство допускается в соответствии с целевом назначением этих земель.

ЛК РФ Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

1. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

1) осуществления работ по геологическому изучению недр;

2) разработки месторождений полезных ископаемых;

3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты);

5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;

6) осуществления рекреационной деятельности;

7) осуществления религиозной деятельности.

2. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.


3. Объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.

4. Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством.

5. В целях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

5.1. В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.


7. Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Граждане, в случае, если они считают, что нарушены нормы и земли используются не правильно или имеет место другое нарушение лесного законодательства имеют право обратиться с жалобами. Но непосредственно какого-то согласия от них касаемо, допустим строительства на лесных участках не требуется.

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарий к статье 8 ЛК РФ

1. В соответствии с ч.1 комментируемой статьи лесные участки в составе земель лесного фонда, к которым относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), находятся в федеральной собственности, что также продублировано в ст. 3 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". По мнению М.Ю.Тихомирова, установление федеральной собственности на лесные участки земель лесного фонда является одним из положительных моментов нового ЛК РФ.

________________
Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. N 2.

В подтверждение данному мнению ряд авторов полагает, что "федеральная собственность на леса служит весомой гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан России на благоприятную окружающую среду, о чем говорится в статьях 2 и 42 Конституции РФ. Федеральная собственность на леса создает наилучшие юридические предпосылки для выполнения Россией своих международных обязательств экологического характера. После Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) 1992 года Россия принимает участие в Хельсинкском процессе, Монреальском семинаре по неистощительному управлению лесами умеренной и бореальной зон (1993 год), заседаниях Межправительственной рабочей группы по лесам мира (1994 год), созванной Канадой и Малайзией. Проводились диалоги в Олимпии по критериям и индикаторам сохранения и управления лесами умеренной и бореальной зон (1994 год). Кроме того, Россия стала одним из спонсоров Монреальского процесса. При заключении Международного соглашения по тропической древесине (январь 1994 года) Россия стала одной из 24 стран-потребителей, которые обязались к 2000 году перейти к неистощительному управлению своими собственными лесами. Россия также подписала Рамочную конвенцию по изменению климата и Конвенцию по биоразнообразию".

________________
URL: http://ulpressa.ru/2012/02/24/igor-kornilov-o-prave-grazhdan-na-les/
Однако в последние годы не раз поднимался вопрос об установлении частной собственности на леса. Так, по мнению некоторых авторов, во-первых, "лесной участок из состава земель лесного фонда может быть приватизирован в два шага, по мере изменения его целевого назначения и перевода в иную категорию земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений перевода земель лесного фонда в земли других категорий. Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст. 624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков - а такого запрета нет - в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены".

________________
Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ// Журнал российского права. 2007. N 1.

Полагаем, что вряд ли можно обосновать экономическую целесообразность установления частной собственности на лесные участки из состава земель лесного фонда. Вековой опыт регулирования отношений частной собственности на леса во многих странах, в том числе и в нашей стране до революции 1917 года, свидетельствует о том, что ответ на этот вопрос будет отрицательным. Учитывая естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта, установление права частной собственности на леса нецелесообразно. Это объясняется тем, что процесс лесовосстановления обусловлен очень длительными сроками выращивания леса, нередко превышающими пределы человеческой жизни. Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, приносит прибыль лишь по истечении 100-150 лет. Поэтому именно рубка леса, а не лесное хозяйство является исключительно выгодной для его собственника, заинтересованного в получении прибыли. Вложение средств в восстановление лесов в условиях частной собственности на землю и лес экономически невыгодно для частного собственника. Решать более или менее удовлетворительно вопросы рационального лесопользования и лесовосстановления можно только в условиях государственной собственности на леса и земли лесного фонда.

Лесное законодательство, которое сейчас действует, имеет определенное сходство с законодательством, действовавшим до революции 1917 года, в части регулирования отношений частной собственности на леса. При этом общеизвестным фактом является то, что именно частная собственность на леса в дореволюционной России была причиной катастрофического истощения лесов, ухудшения состояния лесных ресурсов страны. Негативные последствия существования частной собственности на состояние лесов освещались в юридической литературе.

________________
Полянская Г.Н. Право государственной собственности на леса в СССР. М., 1959.

2. Согласно положениям ч.2 комментируемой статьи, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, в ЛК РФ закреплено четкое разграничение права собственности:
- на лесные участки в составе земель лесного фонда - они могут находиться только в федеральной собственности;
- на лесные участки в составе земель иных категорий - конкретная форма собственности определяется в рамках норм земельного законодательства, в частности, гл.3 "Собственность на землю" ЗК РФ. В данном случае речь идет о частной собственности (собственности граждан и юридических лиц), государственной (собственность Российской Федерации и субъектов РФ) и муниципальной (собственность муниципальных образований).

Консультации и комментарии юристов по ст 8 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ, лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности /3/. Российской Федерации, как собственнику, принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Гражданский кодекс РФ в ст. 129 определяет, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц /44/.

Собственник в лице государства несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Гражданам и юридическим лицам право собственности разрешено только на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица (ст. 20 ЛК РФ) /3/. На рис. 1 приведены формы собственности, существующие в Российской Федерации для объектов лесных отношений.

Формы собственности на объекты лесных отношений





Государственная




Федеральная

(Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса_ абз. 1 ст. 19 ЛК РФ

Субъектов РФ

(Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов в соответствии с федеральным законом) абз. 2. ст. 19 ЛК РФ

Граждан и юридических лиц

(На древесно-кустарниковую растительность, если земельный участок принадлежит им на праве собственности) абз. 1 ст. 20 ЛК РФ

Рис. 1.Форма собственности на объекты лесных отношений

В настоящее время в Российской Федерации распространены только две формы собственности на объекты лесных отношений: государственная и частная. Пока не определена форма собственности на леса, расположенные на землях городских поселений. Она должна регламентироваться соответствующим федеральным законом.

Представляя собой общественные экономические отношения по поводу присвоения или отчуждения, собственность на леса выступает в определенной форме и виде, содержание которых определяется в зависимости от господствующего в данном обществе способа производства, уровня и потребностей развития производительных сил. Форма собственности на леса означает их принадлежность к определенным субъектам единой, общей природы, наделенных правами и несущих обязанности в соответствии с лесным законодательством и иными законами. Таким образом, можно назвать для российских условий государственную и муниципальную формы публичной собственностью на леса. Для стран, имеющих частные леса, появляется соответственно частная форма собственности и могут иметь место иные формы.

В рамках одной формы собственности на леса могут быть различные виды собственности. Вид собственности можно характеризовать как принадлежность лесов к различным, но однотипным группам субъектов в рамках какой-либо формы собственности. В связи с этим можно выделить для государственной формы собственности на леса следующие ее виды: федеральная собственность, собственность субъектов федерации и их совместная собственность; для частной формы собственности на леса: собственность граждан и юридических лиц; для муниципальной формы собственности на леса: собственность городов, сельских населенных пунктов, административных районов и т.д. На практике происходит взаимопроникновение различных видов собственности, переход от одной формы к другой.

Читайте также: