Виды использования лесов права на лесные участки договор аренды

Обновлено: 18.05.2024

Ранее на территории действовал договорно-разрешительный порядок эксплуатации лесов на основе соглашений и лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов для снятия административных преград. На сегодняшний день ЛК РФ предусматривает договорный порядок эксплуатации лесных массивов через заключение соглашения на аренду.

Большая часть видов эксплуатации леса проводится после заключения договора на аренду лесного участка, который находится в ведении государства или муниципалитета, что значительно увеличивает позицию соглашения по аренде лесного участка.

После заключения соглашения относительно аренды участка леса, который расположен в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса для достижения одной или нескольких целей, приведенных в статьях 25 и 72 ЛК РФ.

Исходя из части 3 статьи 71 ЛК РФ, соглашение об аренде является предметом положений об аренде, приведенных в ГК РФ, если это не противоречит ЛК РФ.

Таким образом, ЛК РФ является приоритетом для исполнения обязательств и регулировании норм в сфере арендных отношений.

Аукцион на заключение договора аренды

Договор аренды лесного участка может быть подписан после проведения аукциона по продаже прав на подписание подобного соглашения, что приводится в ЛК РФ в виде одного из основных правил.

Поводом для создания правоотношений арендного характера является протокол об аукционе и заключенный договор аренды лесного участка, которое соответствует протоколу аукциона. При заключении договора аренды лесного участка, необходима государственная регистрация.

Существует список случаев, в которых проведение аукциона перед заключением соглашения не является обязательным для лесных участков, которые находятся в ведении государства или муниципальной собственности:

  1. Случай эксплуатации лесных массивов для видов деятельности, которые связаны с развитием охотничьего хозяйства;
  2. Случай эксплуатации лесов для проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
  3. Случай эксплуатации лесов для застройки и использования водохранилищ и прочих искусственных водных объектов, включая гидротехнические сооружения и специализированных портов;
  4. Случай эксплуатации лесов для строительства, реконструкции и использования линейных объектов;
  5. Случай внедрения инвестиционных проектов для изучения и освоения лесов;
  6. Случай заготовки древесины на лесных участках, которые находятся в ведении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для использования лесных массивов исходя из статей 43-46 ЛК РФ.

Важной особенностью договоров подобного рода являются цели его заключения, что и должно быть прописано в заключаемом договоре.

Стороной арендодателя является государственный орган или орган административно-территориальной единицы; ограничения в отношении субъектного состава лиц, которые могут быть арендаторами, ЛК РФ не приводит.

Исходя из статьи 72 ЛК РФ, объектом соглашения могут быть только лесные участки, принадлежащие государству или муниципальной собственности, и которые состоят в кадастровом учете, кроме случаев, предусмотренных часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ.

Лесной участок, который предназначен для передачи арендатору, должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка происходит в виде описания в соглашении информации об этом лесном участке, куда входит площадь участка, его местоположения и границы, и кадастровый номер. Более того, обязательной частью договора является кадастровая карта, которая должна быть приложена к соглашению.

Срок заключения договора аренды

Одной из характеристик соглашения на аренду лесного участка является временный характер. В сравнении с ГК РФ, который предусматривает заключение соглашения без конкретного срока действия (статья 610), ЛК РФ требует наличие определенного срока в договоре. Этот срок устанавливается исходя из лесохозяйственного регламента (72 статья ЛК РФ) и имеет максимальный срок, допустимый к аренде леса.

Актуальный ЛК РФ определяет минимальный (10 лет) и максимальный срок (49 лет) действия арендного соглашения для предпринимательских целей. В этом случае тоже есть свои исключения, предусмотренные частью 3 статьи 72 ЛК РФ; в случае, если договор заключается для возведения и использования водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, для переработки древесины или прочих лесных ресурсов, то минимальным сроком действия является 1 год.

Аналогичный договор может быть заключен на срок действия до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и использовании линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

ГК РФ предусматривает признание соглашения об аренде, которое было заключено без срока действия аренды (статья 610) и без арендной платы (статья 614); следовательно, единственным основным условием договора является цель аренды лесного участка. В то же время, существует значительное количество положений соглашения об аренде лесного участка. Однако, если эти положения ранее были предусмотрены ЛК РФ от 1997 года, то сейчас они приводятся в Правилах подготовки и заключения договора аренды лесного участка. Среди основных положений, которые должны быть приведены в соглашении:

  1. Подробная информация о лесном участке;
  2. Срок действия договора;
  3. Цель использования лесного массива;
  4. Размер арендной платы, условия арендной платы и сроки выплаты;
  5. Объемы рубок лесных насаждений изъятия других лесных ресурсов.

Оплата аренды лесного участка

В сравнении с другими видами арендуемой собственности, арендной платой при заключении соглашения об аренде лесного участка может быть только денежная форма. Статья 73 ЛК РФ подразумевает разные процессы по определению размера арендной платы при эксплуатации лесного участка с изъятием лесных ресурсов или без изъятия лесных ресурсов. И в том и в другом случае основой определения уплаты аренды служит минимальная ставка. Минимальный оплаты за аренду за использование лесного массива и последующее изъятие лесов определяется через произведение ставки за единицу объема лесных ресурсов и единицы объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке.

В случае с арендой леса без изъятия его ресурсов минимальный размер оплаты рассчитывается как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления устанавливают ставки платы, которые учитываются при определении арендной платы. Сами ставки зависят от формы собственности земельных участков. Например, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, который находится в ведении федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310.

Существенным является вопрос о наличии права передачи уже арендованных участков в субаренду. ЛК РФ от 1997 года запрещал подобную деятельность, а ЛК РФ, действующий сегодня, не регулирует этот вопрос. Вместо этого, регулирование вопроса осуществляется ГК РФ, где некоторыми положениями приводится, что существует возможность субаренды, но исключительно с согласия арендодателя.

В литературе отмечается, что соответствующие регулирующие права арендатора, с одной стороны, сочетаются с поставленной законодателем задачей либерализации лесопользования, а с другой стороны реализация этих полномочий может выразиться в массовой аренде участков организациями/лицами с высокой платежной способностью, и последующее распоряжение по субаренде исходя из личных интересов. Это, согласно литературным источникам, может повлечь за собой негативные последствия как для социума, так и для экологии.

Субаренда в значительной мере затрагивает интересы арендодателя, и подобная эксплуатация может нанести вред условиям использования лесов. Поэтому, для того, чтобы сохранить интересы арендодателя, законодательным органам необходимо предусмотреть возможные инциденты и запретить использование лесов для целей, которые противоречат целям, обозначенным в первичном договоре.

Немаловажен тот факт, что, в связи с актуальным на сегодняшний день ЛК РФ, у арендаторов лесных участков увеличились обязательства. Арендаторы должны в оговоренном порядке разработать и предоставить арендодателю проект разработки лесных массивов с подтверждением со стороны государственной или муниципальной экспертизы (согласно статьям 88 и 89 ЛК РФ).

Среди обязанностей также можно отметить необходимость в ежегодном представлении лесной декларации (заявления об эксплуатации лесов в соответствии с проектом освоения лесов) согласно установленному порядку и статье 26 ЛК РФ.

Актуальный Лесной кодекс Российской Федерации подразумевает обязательства по применению противопожарных мер на лесных участках со стороны арендатора, согласно статье 53 ЛК РФ. Среди этих обязательств необходимо выделить строительство, реконструкцию, содержание дорог противопожарного назначения, создание систем, средств оповещения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств в должном порядке и виде, формирование запасов горюче-смазочных материалов на время высокой пожарной опасности.

Более того, арендаторы несут обязательства по организации санитарно-оздоровительных мероприятий, среди которых: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, согласно статье 55 ЛК РФ.

Арендаторы, которые занимаются предпринимательской деятельностью по подготовке древесины, обязаны заниматься лесовосстановительными мероприятиями, что предусмотрено ЛК РФ (затраты на подобные мероприятия также лежат на арендаторе). Те арендаторы, которые не ведут подобной предпринимательской деятельности, не несут обязанности по восстановлению лесов.

Несмотря на то, что вышеописанные обязанности несут в себе публично-правовой характер, точные сроки их исполнения и соответствующие процессы приводятся в положениях заключенных соглашений.

Получается, что вышеописанные условия по заключению соглашения по аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, говорят о значительности и важности подобного вида договора;это соглашение включает в себя элементы частноправного и публично-правового характера, что позволяет принимать его как сторонний вид договора об аренде.

Увеличенная значимость этого вида соглашений создает необходимость в четком и отдельном определении этого вида в Лесном кодексе Российской Федерации, где необходимо выделить его особые характеристики. Исходя из соглашения об аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса во владение на определенное время в обмен за уплату в денежном виде, а арендатор берет на себя обязательства по эксплуатации участка в соответствии с целями, установленными в договоре, вносить оплату своевременно в сроки, указанные в соглашении, и соблюдать требования, которые представлены законодательством. Условия, которые имеют важность при заключении договора аренды лесного участка, должны быть установлены в Лесном кодексе РФ, и никак не в подзаконных актах.


Как физическим, так и юридическим лицам, государство дает право аренды не только земельных наделов, на которых обычно строится жилье или объекты инфраструктуры, но и лесных участков, относящихся к лесному фонду РФ. Как получить такой привлекательный объект в аренду? Какие особенности есть у договора использования леса? Давайте разберемся.

Как арендовать земельный надел в лесу, что находится в государственной или муниципальной собственности?

Важно. Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в муниципальной или госсобственности, могут предоставляться юридическим лицам или гражданам в безвозмездное пользование или аренду.

О том, каковы условия и порядок оформления аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, читайте тут.

Юридические лица также могут получать массивы в бессрочное (постоянное) пользование по решению органов госвласти или муниципалитета, уполномоченных для принятия такого решения.

Если договор был заключен в результате проведения конкурса, то арендатор не имеет права предоставлять объект в субаренду либо уступать права или переводить обязательства, возникшие по соглашению.

По каким правилам заключается?

Договор аренды лесного участка можно заключить после проведения аукциона и без него (подробно о порядке предоставления земли в аренду администрацией без аукциона читайте тут). Без проведения торгов заключать сделки можно только в случаях, установленных п. 3 ст. 73.1 ЛК РФ. Заключение соглашения между контрагентами основывается на протоколе проведения аукциона.

Существенными условиями, без которых соглашение можно будет признать ничтожным, являются:

  • целевой характер соглашения;
  • обязательная индивидуализация объекта договора;
  • срочность соглашения;
  • размер арендной платы и граничные сроки ее внесения (о том, как рассчитать стоимость аренды земли и от чего зависит цена, читайте тут, а в этой статье рассказано, как узнать величину арендной платы за землю и заключить договор аренды участка).

Объекты

Согласно п. 2 ст. 72 ЛК арендовать можно только находящиеся в муниципальной или госсобственности лесные хозяйства, которые прошли кадастровый учет. Объект соглашения может использоваться для:


  • заготовки живицы и древесины;
  • сбора недревесных лесных ресурсов;
  • сбора и заготовки растений с лечебными свойствами и пищевых продуктов;
  • ведения деятельности, связанной с охотничьим хозяйством;
  • геологической разведки залежей, исследовательской и образовательной деятельности;
  • рекреационных действий, омоложения леса путем высаживания новых посадок;
  • строительства линейных объектов, водохранилищ.

Внимание. Объект аренды при заключении договора должен быть индивидуализирован. То есть нужно указывать площадь арендованного участка, его границы, местоположение.

Неотъемлемой частью соглашения является схема расположения и границы лесного хозяйства.

Срок по общему правилу и максимальный

Отличительной особенностью договоров аренды лесных хозяйств является их срочность. Ст. 610 ГК РФ допускает заключение бессрочных договоров, но п. 4 ст. 72 ЛК четко определяет сроки, в пределах которых можно использовать лесной массив (о том, на какой срок можно взять в аренду земельный участок можно узнать здесь).

Длительность аренды при использовании леса в предпринимательских целях по общему правилу составляет минимально 10 лет, максимально 49 лет.

Но есть ряд исключений. Если планируется строительство гидротехнических сооружений, специализированных портов, строительство, эксплуатация водохранилищ, при проведении работ по переработке древесины и прочих лесных ресурсов, то соглашение заключается на период от одного года до сорока девяти лет.

Арендовать лес можно на период до сорока девяти лет, если участок планируется использовать для:


  • проведения геологоразведки;
  • изучения недр;
  • добычи полезных ископаемых;
  • создания, эксплуатации или реконструкции линейных объектов;
  • а также для заготовки древесины, если ее проводят при использовании объекта для геологоразведки и прочих работ, определенных в ст. 43-46 ЛК.

Арендная плата

Согласно ст. 73 ЛК определять арендную плату можно путем изъятия лесных ресурсов и без этого процесса.

При изъятии ресурсов плата исчисляется произведением объема изъятого материала и ставки платы за единицу таких ресурсов. Если ресурсы не изымаются, то плату рассчитывают путем умножения площади объекта аренды на ставку за единицу такой площади.

Все возможные ставки для расчета стоимости использования леса, находящегося в федеральной собственности, приведены в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2007 N 310. Ставки для расчета платы за использование лесного хозяйства, находящегося в муниципальной собственности, устанавливаются региональным законодательством.

Порядок заключения

Соглашение аренды заключается по итогам торгов, которые проводятся в виде открытого конкурса или аукциона.

При заключении соглашения изменение условий, о которых было заявлено на торгах, не допускается (даже в случае согласия всех сторон). Заключать соглашение можно без проведения торгов в случае:


  1. Нахождения на таких участках сооружений или зданий. В этом случае соглашение заключается с собственниками сооружений либо с лицами, которые управляют объектами на правах хозяйственного ведения (оперативного управления).
  2. Внедрения приоритетного инвестпроекта по освоению леса.
  3. Проведения геологоразведки, создания, эксплуатации или реконструкции линейных объектов, добычи полезных ископаемых, изучения недр, а также для заготовки древесины, если ее проводят при использовании леса для добычи полезных ископаемых и прочих работ, определенных в ст. 43-46 ЛК.

Важно! Одним из обязательных условий для заключения договора является отсутствие сведений о потенциальном контрагенте (физлице или юрлице) в реестре недобросовестных покупателей и арендаторов лесных насаждений.

Заключать договора могут только уполномоченные органы муниципалитета или государственной власти.

Порядок подготовки, проведения конкурса, а также последующее заключение соглашения аренды регулируются ГК РФ и ЗК РФ (п. 6. ст.73 ЛК).

Без проведения конкурса можно заключать договор на новый срок по истечению срока предыдущего соглашения, если:

Продление на новый срок


Арендатор лесного хозяйства имеет право заключить соглашение на новый срок при соблюдении следующих условий:

  • заявление было подано не позднее двух месяцев и не ранее трех месяцев до истечения срока предыдущего соглашения;
  • данные арендатора отсутствуют в реестре недобросовестных покупателей и арендаторов лесных насаждений;
  • добросовестное выполнение условий предыдущего договора (отсутствие неоднократных нарушений, в том числе отсутствие просрочки по арендной плате за три оплачиваемых срока подряд);
  • заключение нового соглашения не вступает в противоречие с лесохозяйственным регламентом лесничества;
  • на участке будет осуществляться тот же вид деятельности, что и ранее;
  • есть обстоятельства, предусматривающие возможность заключения соглашения без проведения конкурса (если и предыдущий договор был заключен без торгов).

Внимание! Продление договора на новый срок без проведения торгов возможно, только если соблюдены все указанные выше условия.

В течение одного месяца уполномоченный для заключения соглашений аренды орган обязан рассмотреть поступившее заявление и принять решение о заключении нового или об отказе в заключении нового договора.

Принятое решение нужно довести до заявителя в письменном виде в течение двух дней после его принятия.

Больше о порядке и основаниях для продления договора аренды земельного участка после истечения срока читайте тут.

Как изменить или расторгнуть?

Ст. 74.1. ЛК определяет, что изменение и расторжение договора пользования лесным хозяйством происходит согласно действующим ГК РФ, ЗК РФ и ЛК РФ (как расторгнуть договора аренды земельного участка?). Изменение условий соглашения аренды, если арендатор был определен в результате конкурса, запрещено.

Исключение составляют случаи:

  • если изменяется целевое назначение аренды;
  • если происходит существенное изменение параметров эксплуатации леса (сроки использования, возраст вырубок и пр.);
  • если изменились обстоятельства заключения договора в связи с непредвиденными природными явлениями (ветровалы, пожары, стихийные бедствия).

По соглашению

По взаимному соглашению договор аренды леса может быть изменен только в случае, если заключение соглашения происходило без проведения торгов либо при существенных изменениях обстоятельств, определенных п.2 ст. 74.1 ЛК. В этом случае для соблюдения закона нужно руководствоваться нормами ГК РФ.

Согласно ст. 452 ГК РФ изменение или расторжение договора должно осуществляться в той же форме, в которой составлено соглашение. Для договора аренды лесного массива это письменная форма.

Статья 452 ГК РФ. Порядок изменения и расторжения договора

  1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
  2. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.

Условия договора типовой формы позволяют арендатору расторгнуть аренду, заявив об этом арендодателю за 90 дней.

Принудительное расторжение (иск)

Внимание. Расторгать или изменять договор через суд в одностороннем порядке можно, если есть отказ второй стороны от предложения контрагента.

Также обратиться в суд можно, если ответ не поступил в установленный договором аренды период (при его отсутствии – в месячный срок).

П. 3 ст. 74.1 ЛК разрешает изменение условий договора аренды, заключенного по результатам торгов, в судебном порядке, если произошло значимое изменение качественных и количественных параметров лесного массива.

Прибегнуть к принудительному изменению или расторжению договора может как арендатор, так и арендодатель.

Согласно ст. 620 ГК РФ арендодатель имеет право требовать расторжения договора в следующих случаях:

  1. Пользование массивом происходит с существенным нарушением условий соглашения (либо неоднократным нарушением).
  2. В процессе деятельности арендатор существенно ухудшает лесные ресурсы.
  3. Арендатор не вносит плату согласно договору более двух раз в установленные соглашением сроки.

В типовом соглашении об аренде лесного хозяйства, утвержденном Приказ Минприроды России от 20.12.2017 N 693, содержатся еще несколько пунктов, которые позволяют арендодателю досрочно расторгнуть соглашение:


  1. Арендатор нарушает график инвестпроекта более чем на год.
  2. Арендатор не выполняет обязательства по модернизации и (или) созданию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
  3. Арендатор нарушает предоставление отчетности по реализации инвестпроекта более чем на три месяца.

Согласно ст. 619 ГК РФ арендатор имеет право требовать досрочного расторжения договора, если:

  • имущество не было предоставлено в пользование либо создаются препятствия пользованию;
  • объект имеет недостатки, которые препятствуют пользованию объектом, в случае, если об этих недостатках арендодатель умолчал, а при осмотре имущества перед заключением соглашения арендатор выявить не мог;
  • арендодатель не выполняет условия договора в установленные сроки (например, по ремонту объектов, находящихся на лесном участке);
  • лесной массив в силу независящих от арендатора обстоятельств оказался в состоянии, непригодном к дальнейшему использованию (например, радиоактивное заражение).

При предоставлении в аренду лесного хозяйства государство предъявляет к арендатору ряд требований и выставляет условия, которые гарантируют целевое и рациональное использование лесов. Несмотря на кажущуюся доступность аренды, перед заключением договора представители органов власти тщательно проверяют потенциального контрагента до передачи ему права пользования лесным участком.

Разъяснение прав граждан и юридических лиц

на заключение договоров аренды лесных участков в Республике Саха (Якутия)

Полномочия Минэкологии РС (Я).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.

Положением о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденным Указом Главы РС (Я) от 03.10.2018 №39, предусмотрено, что Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, экологической экспертизы, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных отношений, лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обладает основными функциями в области лесных отношений, в том числе, правом предоставления лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Права граждан и юридических лиц на определенные виды использования лесов.

На сегодняшний день физические и юридические лица проявляют большую заинтересованность в освоении земель лесного фонда, которые находятся исключительно в федеральной собственности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков, и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации, а лесные участки, входящие в состав земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно Лесному Кодексу Российской Федерации, правами на пользование лесными ресурсами обладают все граждане Российской Федерации, включая предпринимателей, юридических и физических лиц (гл. 1 ст. 4 Лесной Кодекс РФ).

Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ (п.п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.

При этом, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Статья 25 Лесного кодекса РФ предусматривает следующие виды использования лесов:

1) заготовка древесины (граждане, ЮЛ – ч. 8 ст. 29 ЛК РФ);

2) заготовка живицы (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 31 ЛК РФ);

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 3ст. 32 ЛК РФ);

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (граждане – ст. 35 ЛК РФ);

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ИП, ЮЛ - ч. 3 ст. 36 ЛК РФ);

6) ведение сельского хозяйства (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 38 ЛК РФ);

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие научные организации, образовательные организации – ч. 2 ст. 40 ЛК РФ);

8) осуществление рекреационной деятельности (государственные и муниципальные учреждения, и другие – ч. 4 ст. 41 ЛК РФ);

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация (граждане, ЮЛ – ч. 4 ст. 42 ЛК РФ);

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (граждане, ЮЛ – ч. 3 ст. 39 ЛК РФ);

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (государственные и муниципальные учреждения, и другие - ч. 3 ст. 39.1 ЛК РФ);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (граждане, ЮЛ, - п. 4 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. N 515);

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 44 ЛК РФ);

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (граждане, ЮЛ - ч. 3 ст. 45 ЛК РФ);

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов (граждане, ЮЛ - ч. 2 ст. 46 ЛК РФ);

15) осуществление религиозной деятельности (религиозные организации – ч. 3 ст. 47 ЛК РФ);

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа ст. 25 Лесного кодекса РФ следует, что граждане имеют столько же прав на определенные виды использования лесов, сколько и юридические лица.

Заготовка древесины.

Как указывалось выше, виды использования лесов определены в статье 25 Лесного кодекса РФ, к их числу отнесена заготовка древесины.

Согласно ст.ст. 25, 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Кроме этого, Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. № 474 (далее – Правила) предусмотрен ряд ограничений при заготовке древесины.

Согласно п. 12 Правил при заготовке древесины:

а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;

в) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

д) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;

е) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев;

ж) не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;

з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;

и) не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;

к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки;

л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

При заготовке древесины на лесосеках не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ильма, ольхи черной, каштана посевного), произрастающих на границе их естественного ареала (в случаях, когда доля площади насаждений с долей соответствующей древесной породы в составе лесов не превышает одного процента от площади лесничества, лесопарка).

При заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с долей кедра 3 и более единиц в породном составе древостоя лесных насаждений.

Это основные ограничения, предусмотренные Правилами.

Также Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. № 513 утвержден Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.

Права граждан и юридических лиц.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Учитывая, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, заготовка древесины в порядке осуществления предпринимательской деятельности может осуществляться только гражданами, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, заготовка древесины гражданами может осуществляться для собственных нужд для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Заготовка древесины гражданами для собственных нужд регулируется ст. 30 ЛК РФ.

При этом согласно ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации, граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае осуществления гражданами предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в целях заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, гражданин (индивидуальный предприниматель) имеет на равных правах с юридическими лицами принять участие в аукционе.

Правила аукциона одни для всех участников.

Порядок подготовки, организации и проведения на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. 79 Лесного Кодекса РФ.

При этом, законодательство предусматривает, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причинам, указанным в пунктах 2 и 3 части 6 ст. 79 Лесного кодекса РФ, заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе (далее - единственный заявитель), или единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

Проект освоения лесов.

Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Лесоустройство.

В соответствии с п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли лесного фонда, порядок использования и охраны которых согласно статье 101 ЗК РФ регулируется названным кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

При этом, придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам гл. 5 ЛК РФ.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Лесоустройство представляет собой инвентаризацию лесного фонда с обоснованием отнесения лесов к группам и категориям защитности в результате выполнения топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов.

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что лесные участки, которые по итогам аукционов передаются в аренду, пригодны для ведения лесного хозяйства, в том числе заготовки древесины.

Ответственность лиц при аренде лесных участков.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу пунктов 2, 3 и 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации к основным принципам лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Кроме привлечения виновных лиц к ответственности, законодательство предусматривает обязательство возмещения виновными лицами вреда, причиненного лесам.

Так, согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таким образом, чтобы не допустить нарушение норм права лица обязаны в обязательном порядке соблюдать требования природоохранного законодательства.

В случае заключения договоров аренды лесного участка, все мероприятия, связанные с использованием лесов, в первую очередь, осуществляются лицами, которым данные леса предоставлены, с соблюдением и законодательства, и установленных договором условий.

Права на земли лесного фонда установлены Лесным кодексом Российской Федерации.

Права на земли лесного фонда: пользование и аренда

Лесные участки могут принадлежать лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования), праве безвозмездного пользования. Также на эти земли можно установить обременения: аренда и сервитут.

Необходимо понимать, что лесные участки могут быть в составе не только земель лесного фонда, но и в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемой природной территории, земель безопасности и обороны.

В этой статье будут подробно рассмотрены все права только на лесные участки, которые находятся в составе земель лесного фонда.

Право собственности на участки лесного фонда

Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности.

Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.

Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.

Права на земли лесного фонда

Это связано с тем, что в реестре неправильно установлены границы. В таком случае есть риск принудительного изъятия такого земельного участка в федеральную собственность. Например, Федеральное агентство лесного хозяйства может обратиться в суд и изъять у собственника лесной участок.

Применение данного Закона направлено на защиту прав как граждан и юридических лиц – собственников земельных участков, так и имущественных прав и законных интересов Российской Федерации – собственника земель лесного фонда.

В частности, Закон:

  • защищает права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами земель лесного фонда,
  • защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.

В настоящее время один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельскохозяйственным землям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду.

В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам.

Для того, чтобы решить данную проблему Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами.

Таким образом, закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.

Закон предусматривает механизмы, которые обязывают региональные и местные органы власти придавать статус полноценных населенных пунктов бывшим военным городкам и лесным поселкам, расположенным в лесном фонде.

Права на земли лесного фонда

Жителям таких территорий предоставлена законная возможность для легализации своей недвижимости. Это будет способствовать развитию инфраструктуры и улучшению условий жизни.

Меры, которые предлагает Закон, призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности на участки лесного фонда. В целом отсутствие противоречий в сведениях государственных реестров повысит доверие граждан к институтам власти и снизит риски ведения бизнеса для предпринимательского сообщества. Государству это позволит эффективнее защищать свое право собственности на лесной фонд.

Росреестр, после вступления Закона в силу, занимается наиболее важными направлениями реализации:

  1. устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда,
  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках.

При выявлении пересечений с лесным фондом заинтересованные лица могут обращаться в Росреестр.

Применение Закона позволяет гражданам сохранить построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали много лет, ведь ранее они могли быть изъяты по формальным основаниям. Граждане самое главное смогут сохранить свое право собственности на участки лесного фонда.

Для того чтобы официально устранить противоречия, собственнику необходимо обратиться в МФЦ или через портал Госуслуги на “Внесение изменений в сведения ГЛР и ЕГРН”. В течении 10 рабочих дней Комитет лесного хозяйства даст письменный ответ с положительным или отрицательным ответом.

Как признать право собственности на земли лесного фонда

Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.

Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.

Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?

Права на земли лесного фонда

Если такие сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо обратиться в орган субъекта РФ, который уполномочен вести государственный лесной реестр. В Московской области, например, этот орган называется Комитет лесного хозяйства.

От Вашей конкретной ситуации зависит с каким заявлением нужно обратиться в Росреестр. Заявление может быть:

1. О государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу),

2. О постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее),

3. Об уточнении границ земельного участка (если земельный участок поставлен на кадастровый учет и при наличии оснований, предусмотренных статьей 43 Закона “О Государственной регистрации прав”),

4. С заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона “О Государственной регистрации прав”.

В случае если сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо взаимодействовать с органом лесного хозяйства субъекта РФ

Права на земли лесного фонда

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Право пользования землями лесного фонда

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

Права на земли лесного фонда: пользование и аренда

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного,

Права на земли лесного фонда: пользование и аренда

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор. Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.
Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Право аренды земель лесного фонда. Правила оформления.

Право аренды земель лесного фонда возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.

В большинстве случаев оформить право аренды на земли лесного фонда можно без труда. Для оформления лесной участок должен находится в государственной или муниципальной собственности и стоять на государственном кадастровом учете.

Права на земли лесного фонда: пользование и аренда

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Например, можно заключить договор аренды на срок до 12 месяцев для проведения изыскания на территории лесного надела. Для заготовки древесины предусмотрены сроки от 10 до 49 лет. Для строительства водохранилищ от 1 года до 49 лет. Аренда от 20 до 49 лет предусмотрена и если готовится реализация инвестиционного проекта.

Порядок заключения договора аренды земель лесного фонда (с аукционом)

Итоги аукциона записываются в протоколе, в котором расписываются организаторы и победитель в день проведения.

В течение трех рабочих дней победитель получает заверенный результат протокола, а в течение 5 – возвращаются задатки всем остальным участникам аукциона.

Если в нем приняла участие только одна сторона, то орган местного самоуправления не имеет права отказать ему в аренде. В таком случае договор заключается в течение 20 дней после даты проведения. Он вступает в силу через 10 дней после подписания.

Договор аренды лесного участка заключается составлением договора, подписанного и арендатором, и арендодателем. Такой документ подлежит обязательной регистрации – именно после нее он является заключенным. В договоре должны быть прописаны: границы участка, вид и объем лесопользования, срок и стоимость аренды, права и обязанности арендатора.

Лесные участки могут быть предоставлены в аренду и без проведения аукциона на следующих основаниях:

  1. Инвестиционные проекты по освоению лесов;
  2. Использование участков для строительства водохранилищ и других гидротехнических объектов;
  3. Изучение недр и разработка месторождений;
  4. Заготовка лесов для нужд РФ;
  5. Исполнения изыскательных работ;
  6. Ведение охотничьего хозяйства.

Резюме

Права на земли лесного фонда установлены лесным, земельным, гражданским законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. В этой статье подробно были рассмотрены такие права на лесной фонд как собственность, аренда, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование и сервитут.

Читайте также: