Виды имущества регистрация прав на него

Обновлено: 14.05.2024

Каждый владелец получает свидетельство, в котором указываются характеристики объекта и вид права, на основании которого происходит владение.

Право собственности на недвижимость

Основной вид владения объектом, предоставляющий максимальные полномочия – собственность.

В собственность допускается оформлять квартиры, комнаты и иные помещения, а так же – земельные участки.

Данный вид права возникает в результате имущественных сделок, в число которых входят:

Кроме этого, данное право может приобретаться путём наследования или посредством приватизации. При регистрации определяется автономное структурное содержание объекта, закреплённое за владельцем, в числе которых могут быть:

  • граждане;
  • предприятия, организации и компании;
  • региональные и государственные административные органы.

По завершении гражданско-правовой сделки, предоставляющей правоустанавливающую документацию на недвижимость в виде договора о передаче имущественных прав, требуется регистрация такового и внесение в записи кадастрового учёта.

Только после её проведения, сделка вступает в юридическую силу, а договор становится неоспоримым прецедентом, разрешающим как владение, так и имущественное распоряжение купленным жильём или земельным участком (ЗУ).

На основании правоустанавливающей документации после регистрационной процедуры, владельцы участков или квартир, получают свидетельства о собственности, которые становятся правоудостоверяющим документом, констатирующим вид правовой ответственности в отношении к недвижимости.

Приватизация как форма имущественных отношений вступила в силу с возникновением норм нового земельного и жилищного законодательства, на фоне иных видов собственности, которые не допускали полноправного владения для граждан. Если советское законодательство, существовавшее до принятия Конституции РФ, признавало только государственную собственность, то в данное время любой объект правоспособен в отношении тех или иных категорий собственности.

Например, муниципальной или частной. Частная собственность, в свою очередь, разделяется на коммерческую (ООО, ОАО и т.п.), некоммерческую (НКО) и индивидуальную. Каждая из них требует кадастрового учёта.

Право на хозяйственного ведения и оперативного управления недвижимостью

Право хозяйственного ведения

Данные виды распоряжения привязаны к юридическим полномочиям владельца, которые передаются таковым в сторону доверенных лиц.

В их роли выступают юридические лица – предприятия и компании, распоряжающиеся не принадлежащим им имуществом, но переданным в их пользование. Иногда делегируются вещные права на земли, капитальные строения и иную недвижимость.

Отличаясь от оперативного управления, полномочие хозяйственного ведения приобретает расширенные функции в отношении к переданному имуществу.

Здесь допускается ориентироваться на цели и задачи управленца, которые допускают глобальный размах в извлечении пользы из распоряжения недвижимостью.

Оперативное управление по преимуществу закрепилось:

  • за учреждениями, состоящими на балансе государственного бюджета;
  • казёнными предприятиями;
  • предпринимателями; и жилищными кооперативами.

Оно регулирует некоммерческое распоряжение недвижимостью как главный аспект деятельности. Но и допускает коммерческие виды деятельности как сопутствующие или ориентированные на достаточно узкие задачи. Хозяйственное ведение доступно широкому кругу коммерческих видов деятельности и регламентируется со стороны уполномоченных на распоряжение лиц.

При этом законный владелец имущества включается в число учредителей коммерческой организации и совместно с иными учредителями допускается к коммерческой деятельности, влияя на принятие ответственных решений. В его ведении – осуществление контроля над деятельностью компании и получаемой ею, финансовой прибылью.

В обоих случаях не допускается несанкционированное распоряжение недвижимостью, которое может заключаться в передаче прав или аренде.

Право на постоянное (бессрочное) пользование

Этот вид владения сложился в советском законодательстве, в отношении участков, выделенных для использования гражданам. После вступления в силу Закона о приватизации, начал реорганизовываться в собственность путём приватизации земли.

Лица, не приватизировавшие земельное недвижимое имущество, оставили за собой этот вид распоряжения, который ограничивает их полномочия. Например, земельные участки, могут использоваться постоянно, без ограничений, но распоряжение таковыми ограничено.

Они не допускаются:

  • к участию в имущественных сделках;
  • к включению в завещательные распоряжения;
  • к передаче наследникам по закону.

С 2014 года предприятия и организации, владевшие землями на данном основании, перевели их на условия аренды, передав муниципалитетам, или приватизировали, в том числе – посредством выкупа по кадастровой стоимости.


На основании данного вида права государство по сей день передаёт массивы в ведение хозяйствующего субъекта, который распоряжается ими по усмотрению, исходя из интересов региона или населённого пункта. Этот прецедент вносится в кадастровые записи, учитывая принадлежность к законному владельцу – муниципалитету.

Ситуация меняется только тогда, когда ЗУ относится к категории земель поселений, а на участке возведено капитальное строение. В данном случае, надел, следуя судьбе строения, которое является собственностью граждан, оформляется в качестве придомовой территории. Совместно с домом, надел участвует в имущественных сделках и наследственной передаче прав, допуская возможность его приватизации для приобретателей дома.

Право на пожизненно наследуемое владение

Применяется так же при использовании земель, выделенных в пользование гражданам советским законодательством. Сохранилось, наряду с постоянным пользованием, среди лиц, не приватизировавших наделы.

Но в сравнении с таковыми, пожизненно наследуемое владение допускается к переходу по наследству или включению в завещательное распоряжение.


Регистрируется аналогично имуществу, приобретённому в собственность, но в свидетельстве указывается обозначенный вид владения.

По преимуществу, обременениями являются залоговые обязательства граждан, принимающиеся при оформлении ипотечного кредита или сервитуты.

Ипотека требует обеспечения имущественной базы, которая выступает в роли залога, гарантирующего погашение долговых обязательств по полученному кредиту. В качестве залога выступает квартира, приобретённая на первичном или вторичном рынках недвижимости, оформленная в ипотеку.

Приобретатель составляет два договора, один из которых констатирует факт приобретения жилья, а другой – получение займа. После их заключения, обе сделки регистрируются. При этом квартира не переходит во владение покупателя полностью. Он вправе лишь использовать её по прямому назначению.


Этот прецедент становится достоянием учётных сведений, что гарантирует кредитору соблюдение оговоренных условий и защиту имущественных прав.

Иногда обременение возникает на фоне передачи закладной на квартиру. При этом регистрации подлежит передача ценной бумаги. После погашения долга по кредиту, владелец недвижимости снимает обременение, и получает право имущественного распоряжения объектом, о чём так же вносятся соответствующие кадастровые сведения.

Обременение сервитутом по преимуществу возникает в отношении земель. Основанием является вещное право на объект, который требуется расположить на чужом земельном участке. Иногда потребность продиктована отсутствием прохода к собственному участку или от него в сторону проезжей части, водоёму и т.п.

Кроме такого сервитута, который устанавливается в частном порядке и допускает возмездных условий, допускается установление публичного сервитута. Он не предоставляет владельцу участка возмещения, так как устанавливается в интересах населённого пункта, решением муниципальных властей. Иногда приходится прибегать к судебному решению, допускающему как установление, так и отмену сервитута.

Обременение регистрируется после его установления и по окончании действия, в результате отмены. Сервитут не ограничивает владельца в имущественных позициях. Но данное обременение передаётся наряду с отчуждением владения ЗУ.

Всякий раз при переходе собственности или аренды, сервитут перерегистрируется в сторону нового владельца.

Процедура регистрации

Под таковым понимается система регистрационных действий, которые фактически проводятся в местном отделении государственного кадастра и картографии. В краевых и областных центрах открыты многофункциональные центры, где проводят как регистрационные действия с недвижимостью, так и сопутствующие им процедуры.

По преимуществу здесь же расположены:

  • нотариальные и юридические консультации и конторы;
  • терминалы для оплаты государственной пошлины;
  • ксерокс для снятия ксерокопий с документации и т.п.

В случае перехода объекта или его части, требуется присутствие двух сторон. Каждая из них предоставляет документацию на недвижимость и гражданские паспорта. Отчуждатель вносит сведения о прекращении владения недвижимостью, а его преемник вступает во владение ею. То же касается обременения, когда владелец передаёт частично правоспособность кредитору или держателю сервитута.

Приём проводится по электронной очереди, по полученным в терминале талонам. Регистратор принимает документацию под расписку. В расписке указывают цель обращения и перечень документации, оставленной для проведения кадастровых операций. Заявление составляет регистратор, а обратившиеся граждане скрепляют его своей подписью.

Оплата государственной пошлины, которая составляет для физических лиц 2 тысячи рублей, а для юридических – 22 тысячи, производится в терминале сбербанка или в любом из его отделений. Оплатить услугу требуется до обращения к регистратору, а квитанцию приложить к пакету документации.


Если документация будет подготовлена раньше, регистратор сообщает владельцу о завершении процесса по телефону, оставленному в качестве средства для обратной связи.

Законы о правах на недвижимость

Инициатива в её проведении принадлежит сторонам, которые не вступят в фактическое владение недвижимостью без внесения сведений в Росреестр.

Оформление в собственность определяется:

Полномочия хозяйственного ведения и оперативного управления регламентируются главой 19 Гражданского кодекса. Некоторые нюансы санкционированы:

  • статьёй 294 ГК РФ, в плане полномочий при хозяйственном ведении;
  • статьёй 295 ГК, определяющей полномочия владельца в оперативном управлении;
  • статьями 296, 297 ГК в отношении казённых предприятий;
  • статьёй 298 ГК в отношении учреждений;
  • статьёй 299 ГК, определяющей порядок перехода полномочий;
  • статьёй 300 ГК, регулирующей переход недвижимости к иному уполномоченному лицу.

Ипотечное кредитование и условия передачи залога регулируются Федеральным Законом об ипотеке, от 16.08.98 г, под № 102-ФЗ. А так же иной документацией, определяющей регламент перехода прав на залоговое имущество.

Право собственности в связи с приобретательной давностью получается только через суд

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права и предусматривает возможность признания права на вещь в результате длительного открытого пользования ею. Вместе с экспертами разбираемся, как правильно оформить имущество на себя согласно российскому законодательству.

Эксперты в статье:

  • Алексей Гавришев, адвокат, основатель AVG Legal
  • Вадим Ткаченко, юрист, основатель и глава консалтинговой группы vvCube

Срок владения — 15 лет

Принцип приобретательного права есть в современном российском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса России, гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности.

Но просто дождаться истечения срока приобретательной давности недостаточно. Это обусловлено несколькими факторами для осуществления защиты прав собственника. Например, тот, кому на самом деле принадлежит имущество, может просто не знать о его существовании или не иметь возможности управлять им самостоятельно.

Условия для приобретения права собственности:

  • открытое владение имуществом — под этим подразумевается осуществление владения без утайки. То есть гражданин не должен специально объявлять о владении таким имуществом, но у посторонних не должно возникать сомнений в его действиях;
  • непрерывное владение имуществом;
  • владение в течение установленного законом срока;
  • добросовестное владение имуществом.

Гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности

Гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности (Фото: Ведомости/ТАСС)

Только через суд

При регистрации имущества на себя важно помнить, что право собственности в связи с приобретательной давностью оформляется только через суд.

В случае когда прежний собственник имущества неизвестен, то есть нет спора о праве, то для признания права собственности надо обращаться в суд в порядке особого производства.

Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube:

— Признание права собственности, например, на земельный участок на основании приобретательной давности происходит только в судебном порядке. Однако на практике это очень неоднозначный институт, который законодательно должным образом не урегулирован. Так, весной этого года Конституционный суд указывал, что приобретательная давность неприменима к самовольно занятой государственной земле. Суды зачастую встают на сторону администраций, не углубляясь в обстоятельства дела.

Как зарегистрировать на себя недвижимое имущество

Процедура регистрации на себя приобретательного права на имущество выглядит следующим образом:

  • подготовить заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом;
  • подготовить пакет документов, которые будут приложены к заявлению, а также оплатить государственную пошлину — от 300 до 2 тыс. руб.;
  • подать заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения имущества, на которое оформляется право;
  • после получения судебного решения обратиться в Росреестр для регистрации права собственности;
  • получить выписку из ЕГРН, которой удостоверяется проведенная регистрация.

Подобные дела в упрощенном производстве рассматриваются в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Юристы отмечают, что судебная практика по вопросам приобретательной давности относительно новая и начала формироваться лишь в 2002 году. Это связано с тем, что в советском законодательстве такие положения отсутствовали.

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права (Фото: Екатерина Кузьмина/ТАСС)

Случай из практики Верховного суда

Собственница дома в Луховицком районе Московской области попросила отдать ей другую половину строения и землю. Причина — наследники соседней недвижимости не проявили к своей собственности никакого интереса. Местные суды отказали истице, а Судебная коллегия Верховного суда встала на ее сторону.

Гражданка получила много лет назад по договору дарения от бывшего собственника половину дома и фактически владела больше 15 лет всем домом и землей как собственными. Второй половиной владели два собственника, но имуществом не пользовались. Верховный суд пояснил, что человек может получить право собственности на имущество, у которого нет собственника, он неизвестен или у которого есть хозяин, но он либо отказался от него, либо утратил право собственности по иным основаниям.

В Верховном суде также пояснили, что наличие у имущества титульного собственника не исключает возможности приобретения права на него другим человеком. Даже если титульный владелец не заявлял об отказе, достаточно того, что он устранился от владения и не содержал его долгое время.

Госрегистрация - это признание государством факта имущественных прав и/или ограничения прав на регистрируемое имущество.

Государственная регистрация подразумевает признание государством факта имущественных прав и/или ограничения прав на регистрируемое имущество.

Госрегистрация необходима для определения:

  • права субъекта на указанное имущество;
  • ограничения прав;
  • обременение прав.

Органы госрегистрации имущественных прав

Имущественные права подлежат регистрации в Росреестре. В его обязанности входят:

  • проверка оснований для регистрации имущественных прав;
  • проверка документов, подтверждающих наличие таких прав;
  • проверка соответствия документов законодательству РФ;
  • проверка и анализ всех иных требований и обстоятельств, дающих основания или препятствующих регистрации имущественных прав;
  • Росреестр обязан обеспечить доступ к сведениям о наличии имущественного права субъекта или ограничения в праве;
  • предоставление гарантий достоверности сведений, указанных при регистрации.

Имущественные права возникают с момента их регистрации в Росреестре, так как он является единственным законным органом, осуществляющим учёт и подтверждающим наличие или отсутствие оснований для владения имуществом и любых сделок по его приобретению или отчуждению.

Запись в Россреестре является единственным доказательством, подтверждающим факт владения.

Сделки по изменению права владения имуществом могут быть оформлены нотариально. В этом случае нотариус удостоверяет, что передача права владения от одного субъекта другому была произведена на законных основаниях. Нотариально заверенные акты передачи имущественных прав (договор купли/продажи, дарение, наследование и пр.) подлежат регистрации в Росреестре. С этого момента факт изменения прав на владение считается оформленным и вступает в законную силу.

Право на владение регистрируется на основании и других законных требований. Так, в случае смерти реабилитированного лица права на владение его имуществом передаются наследникам по закону первой очереди. В таких случаях госрегистрация права производится на основании письменного заявления наследников. Законодательство также предоставляет право подавать заявление на наследование любым другим гражданам.

Порядок регистрации прав на имущество

Государственная регистрация наступления, прекращения или изменения имущественных прав производится на основании письменного заявления каждой из сторон, участвующих в сделке по передаче имущества. Участие должно быть добровольным, что подтверждается личным присутствием каждой из сторон при подаче заявления или нотариальным заверением сделки. Если регистрация производится на основании нотариально заверенного заявления, то в этом случае нотариус является гарантом, что принцип добровольности и другие предусмотренные законом условия были соблюдены. В этом случае госрегистрация в Росреестре может быть оформлена без дополнительных условий и требований.

Для регистрации лицо, в пользу которого планируется зарегистрировать имущественные права, подаёт в Росреестр собственноручно написанное заявление и пакет документов, перечень которых определён законодательством. Если подачу документов осуществляет доверенное лицо, то доверенность должна быть заверена нотариально.

Перечень документов, необходимых для госрегистрации:

  • собственноручно написанное или подписанное заявление;
  • акты передачи имущества, подписанные государственными органами или органами самоуправления;
  • договоры, контракты, дарственные и другие документы, касающиеся регистрируемого имущества;
  • акты приватизации;
  • свидетельство о наследстве;
  • судебные акты;
  • другие документы, не перечисленные в списке, но свидетельствующие о праве заявителя на имущество.

При регистрации прав на недвижимое имущество к данному перечню документов необходимо приложить план объекта или кадастровый план участка.

Если в помещении, которое подлежит отчуждению, на момент регистрации проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством, то передача имущества возможна только после получения согласия органов опеки и попечительства.

Если имущество находится в совместном владении нескольких членов семьи, например, супругов, родителей, детей и пр., то необходимо согласие всех заинтересованных лиц.

Одновременно с пакетом документов предъявляется квитанция об оплате госпошлины. Принимающее пакет документов должностное лицо выдаёт заявителю расписку в получении с перечнем всех полученных документов.

Обязанности органов регистрации

При обращении в органы лица, предъявляющего требования о государственной регистрации права на имущество, на Росреестр накладываются следующие обязанности:

  • Проверка полномочий лица, обратившегося с соответствующим требованием (документы, удостоверяющие личность – паспорт, документы на основании которых он получает полномочия на представительство интересов – доверенность, судебный акт, протокол общего собрания и т. д.).
  • Проверка законной обоснованности требований о регистрации, соответствия законодательству.
  • Проверка наличия и надлежащего оформления всех прочих документов, необходимых для проведения регистрации – нотариального заверенного договора купли/продажи, завещание и т. д.
  • Проверка соответствия заключенной сделки законодательству.

Возникновение и разрешение споров

Если одна из сторон имела сведения, что данные, которые были внесены в Росреестр, не соответствуют действительности, то она не вправе использовать эти сведения в качестве аргумента.
При возникновении спора и до момента его разрешения в реестр вносится соответствующая отметка о том, что имеется спор или возражение о праве владения имуществом со стороны третьих лиц. Отметка о наличии правопритязаний вносится в соответствующие графы выписки из реестра.

Любое лицо имеет право оспаривать решение государственного регистрирующего органа в отказе регистрации прав на имущество в рамках действующего законодательства.

Возмещение убытков

При доказанности вины Росреестра в отказе в регистрации имущественным прав, он будет обязан возместить убытки, если вина была следствием:

  • отказа в госрегистрации;
  • уклонения от регистрации;
  • внесением в реестр незаконных или недостоверных сведений;
  • других нарушений порядка регистрации.

Убытки компенсируются за счет бюджетных средств.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Рассматривая, какие объекты подлежат регистрации, стоит понимать важность этого процесса, как для владельца имущества, так и для органов власти. Госрегистрация — комплекс мер, направленных на официальное оформление имущества, отражение ограничений (обременений) по отношению к нему, а также перехода (прекращения) прав на недвижимость.

Главной целью проведения госрегистрации является защита прав владельцев имущества, а также внесение сведений о сооружении в государственный реестр. Окончание процесса подтверждает факт существования права собственности на конкретное имущество. Какие объекты подлежат государственной регистрации в 2018 году? Какой недвижимости это требование не касается? Рассмотрим эти моменты подробно.


ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ГОСРЕГИСТРАЦИИ — КЛАССИФИКАЦИЯ

Имущество, подлежащее регистрации, можно условно разделить на пять групп. Рассмотрим каждую их них подробно:

  • Права собственности. К этой категории относятся права на различные формы владении, в том числе государственную, общую, частную и иные виды.
  • Вещные права. Особенность в том, что лица, не относящиеся к категории хозяев, имеют меньшие возможности. Вещное право дает возможность владения, управления и пожизненного наследования имущества. Такие права несут абсолютный характер, что подразумевает возможность их осуществления без привлечения 3-их лиц. Интересно, что даже при получении права владения недвижимостью иным лицом, вещное право остается в силе. Вот почему его регистрация является обязательной.
  • Ограничения прав. Рассматривая, какие объекты подлежат государственной регистрации, важно отметить обременения на права по отношению к имуществу. Здесь речь идет об ипотечном кредитовании, сервитутах, арендном соглашении, а также иных сделках, имеющих индивидуальные особенности. По сути, сервитут подразумевает ограничение вещного права. Что касается ипотечного кредита, здесь речь идет об обременении на залоговое имущество (до полной выплаты заемщиком задолженности по займу).
  • Операции с недвижимостью. Не секрет, что право собственности не возникает на ровном месте. Оно появляется после оформления различных договоров, а именно обмена, покупки и продажи, передачи имущества в дар, реконструкции и так далее. При проведении сделок с имуществом регистрация прав производится на базе бумаг, которые подтверждают право применения ЗУ для возведения постройки, а также с помощью проекта или его описания. В первую очередь это касается незавершенных сооружений.
  • Непосредственно физические объекты (их рассмотрим ниже).


КАКИЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ ПОДЛЕЖАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ?

В этом разделе подробно рассмотрим имущество, которое подлежит регистрации и включается в пятую группу классификации (рассмотрена выше). В нее входит следующая недвижимость:

  • Участки недр и земельные наделы.
  • Леса, насаждения.
  • Сооружения, а также их элементы. Сюда же относятся элементы инфраструктуры (транспортной, инженерной).
  • Здания и их составляющие.
  • Нежилые объекты, а также компании (те, что позиционируются как имущественные комплексы).
  • Жилые здания, имеющие помещения, предназначенные для проживания и технического характера. В этот же пункт необходимо включать дачные домики на участках, где предусмотрено право регистрации и проживания в них.
  • Квартиры и их составляющие, а также служебные и прочие помещения.
  • Комнаты.
  • Садовые домики, гаражи, а также иные постройки, имеющие потребительское назначение.
  • Жилые постройки, в которых нельзя проживать, а также хозпостройки на садовых участках.
  • Незавершенные объекты, а также кондоминиумы.
  • Прочие сооружения, которые относятся к категории недвижимости и должны быть поставлены на учет.

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ НЕ ПОДЛЕЖАТ РЕГИСТРАЦИИ?

Приведенный выше перечень имеет общий характер. С его помощью трудно разобраться, какие объекты требую госрегистрации, а в отношении какого имущества эта процедура не является обязательной. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к пояснениям Росреестра.

Покупая или создавая недвижимость, люди и юрлица стараются быстрей оформить права на эти объекты, для чего они оформляют заявление, готовят пакет бумаг и передают все это в регистрирующие органы. Но бывает, что регистратор отказывает заявителю с пояснением, что конкретный объект не подлежит госрегистрации. Причина затруднений в том, что в законодательстве нет четких указаний по поводу того, что можно регистрировать, а что — нет.

При получении негативного решения люди обращаются в судебные органы в надежде защитить интересы. В итоге суд выносит аналогичное решение, что приводит к потере времени и денег на разбирательства. Чтобы избежать этого, важно знать, какие объекты подлежат госрегистрации (в том числе в отношении права собственности), а что регистрировать не нужно.

Временные объекты


Сразу отметим, что регистрации не требуют временные объекты, к примеру, небольшие торговые точки или павильоны, находящиеся на остановках. Особенность в том, что земельные наделы для таких сооружений отводятся на конкретный период. Сами объекты изготавливаются с применением легких материалов, которые при необходимости можно легко разобрать (как правило, это сэндвич-панели). Использование таких конструкций свидетельствует о том, что конструкцию можно демонтировать и переместить на иное место. При этом функционально объект никак не пострадает.

Оформлять техпаспорт на объект, который не относится к недвижимости, для закрепления этого статуса бессмысленно, ведь по законодательству наличие такого документа не позволяет говорить о статусе имущества. Иными словами, если на объект оформлен техпаспорт, это еще не подтверждает необходимость регистрации сооружения.

Объекты вспомогательного назначения

Кроме того, регистрация права собственности не требуется по отношению к сооружениям, которые имеют вспомогательный характер. Задача таких объектов заключается в дополнении главного здания, расширение его функциональности. Такая постройка не имеет самостоятельной функции, поэтому в ее регистрации также нет нужды. В качестве примера можно привести ж/б забор, построенный вокруг какого-либо объекта или блочный пункт возле газопровода. В указанных выше случаях основные здания подлежат регистрации, в вот вспомогательные постройки — нет.

При этом собственник вправе использовать такие объекты с учетом функционального назначения при проведении коммерческой деятельности по отдельности от основной вещи. Интересно, что вспомогательное сооружение может относиться к капитальным, но регистрировать его все равно не требуется. Кроме того, наличие техпаспорта и постановка на учет в кадастре еще не подтверждает тот факт, что объект является самостоятельным.

Право собственности в связи с приобретательной давностью получается только через суд

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права и предусматривает возможность признания права на вещь в результате длительного открытого пользования ею. Вместе с экспертами разбираемся, как правильно оформить имущество на себя согласно российскому законодательству.

Эксперты в статье:

  • Алексей Гавришев, адвокат, основатель AVG Legal
  • Вадим Ткаченко, юрист, основатель и глава консалтинговой группы vvCube

Срок владения — 15 лет

Принцип приобретательного права есть в современном российском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса России, гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности.

Но просто дождаться истечения срока приобретательной давности недостаточно. Это обусловлено несколькими факторами для осуществления защиты прав собственника. Например, тот, кому на самом деле принадлежит имущество, может просто не знать о его существовании или не иметь возможности управлять им самостоятельно.

Условия для приобретения права собственности:

  • открытое владение имуществом — под этим подразумевается осуществление владения без утайки. То есть гражданин не должен специально объявлять о владении таким имуществом, но у посторонних не должно возникать сомнений в его действиях;
  • непрерывное владение имуществом;
  • владение в течение установленного законом срока;
  • добросовестное владение имуществом.

Гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности

Гражданин, который не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение 15 лет, приобретает право собственности (Фото: Ведомости/ТАСС)

Только через суд

При регистрации имущества на себя важно помнить, что право собственности в связи с приобретательной давностью оформляется только через суд.

В случае когда прежний собственник имущества неизвестен, то есть нет спора о праве, то для признания права собственности надо обращаться в суд в порядке особого производства.

Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube:

— Признание права собственности, например, на земельный участок на основании приобретательной давности происходит только в судебном порядке. Однако на практике это очень неоднозначный институт, который законодательно должным образом не урегулирован. Так, весной этого года Конституционный суд указывал, что приобретательная давность неприменима к самовольно занятой государственной земле. Суды зачастую встают на сторону администраций, не углубляясь в обстоятельства дела.

Как зарегистрировать на себя недвижимое имущество

Процедура регистрации на себя приобретательного права на имущество выглядит следующим образом:

  • подготовить заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом;
  • подготовить пакет документов, которые будут приложены к заявлению, а также оплатить государственную пошлину — от 300 до 2 тыс. руб.;
  • подать заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения имущества, на которое оформляется право;
  • после получения судебного решения обратиться в Росреестр для регистрации права собственности;
  • получить выписку из ЕГРН, которой удостоверяется проведенная регистрация.

Подобные дела в упрощенном производстве рассматриваются в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Юристы отмечают, что судебная практика по вопросам приобретательной давности относительно новая и начала формироваться лишь в 2002 году. Это связано с тем, что в советском законодательстве такие положения отсутствовали.

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права

Понятие приобретательной давности пришло в юриспруденцию еще из римского права (Фото: Екатерина Кузьмина/ТАСС)

Случай из практики Верховного суда

Собственница дома в Луховицком районе Московской области попросила отдать ей другую половину строения и землю. Причина — наследники соседней недвижимости не проявили к своей собственности никакого интереса. Местные суды отказали истице, а Судебная коллегия Верховного суда встала на ее сторону.

Гражданка получила много лет назад по договору дарения от бывшего собственника половину дома и фактически владела больше 15 лет всем домом и землей как собственными. Второй половиной владели два собственника, но имуществом не пользовались. Верховный суд пояснил, что человек может получить право собственности на имущество, у которого нет собственника, он неизвестен или у которого есть хозяин, но он либо отказался от него, либо утратил право собственности по иным основаниям.

В Верховном суде также пояснили, что наличие у имущества титульного собственника не исключает возможности приобретения права на него другим человеком. Даже если титульный владелец не заявлял об отказе, достаточно того, что он устранился от владения и не содержал его долгое время.

Читайте также: