Вид общины внутри которой общинная собственность на средства производства и все люди родственники

Обновлено: 15.05.2024

ОБЩИНА

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ОБЩИНА – первичная социальная форма первобытнообщинного строя, сохраняющаяся в течение долгого времени и в классовом обществе. Основными историческими формами общины принято считать кровнородственную (раннюю) и соседскую (территориальную, сельскую, деревенскую) общину; последняя является переходной формой к классовому обществу. Община присуща всем докапиталистическим формам общества. Община как господствующая в течение тысячелетий социальная форма организации, воспроизводства и развития человеческого общества отличается редкой устойчивостью и приспособляемостью к различным историческим условиям. Эти качества содержатся в особенностях ее социальной организации. Как специфический социальный институт община объективно обусловлена низким уровнем развития средств труда. Поэтому для обеспечения людей необходимыми жизненными средствами требовалось сосредоточение всех усилий на человеческом факторе как решающей производительной силе, на такой организации непосредственных производителей, которая максимально стимулирует инициативу и активность работника в труде.

Опыт поколений показал, что эффективность и гибкость человеческого фактора в труде существенно зависит от специфического социального положения участников производственного процесса друг по отношению к другу – социального равенства. Многовековой практикой общинного устройства человеческих объединений были выработаны социальные институты, ответственные за равенство социальное: включение непосредственного производителя во все функции социального управления трудом и общностью в целом (в соответствии с интересами труда); выработка членами общины своих социальных норм, прав и обязанностей с целью организации и воспроизводства социального равенства как морального фактора труда. Сюда же относится выбор формы общей собственности на средства производства (прежде всего земли) и на продукты труда как социального института удержания и воспроизводства социального равенства работников. Важнейшей функцией общины было воспитание, передача знаний культуры социального опыта поколений подрастающей молодежи. Непосредственные производители выполняли также судебные и военные функции.

Разложение общины как господствующей формы организации общества продолжалось много столетий и создало большое разнообразие видов и этапов своей трансформации. На разных материках и в различных странах в одно и то же время обычно имели место общины разного уровня развития.

1. Васильев Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI–VII вв. до н.э.). М., 1961;

2. Ковалевский M.М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1. М., 1879;

3. Он же. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом, т. 1–2. СПб., 1905;

4. Он же. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1896;

5. Лаптин П.Ф. Община в русской историографии последней трети XIX – начала XX века. К., 1971;

6. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. – Полн. собр. соч., т. 3;

7. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46(1);

8. Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. – Там же, т. 19;

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Там же, т. 21;

10. Моаурер Г.Л. Введение в историю общинного, сельского и городского устройства и общественной власти. М., 1880;

11. Мэн Г. Деревенские общины на востоке и западе. СПб., 1874;

12. Неусыхин А.И. Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII–XII вв. М., 1964;

13. Проблемы истории первобытного общества. М. – Л., 1960;

14. Разложение родового строя и формирование классового общества. М., 1968.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что такое родовая община?

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

ОБЩИНА - характерный для докапиталистической общественно-экономической формаций естественно возникший социальный коллектив непосредственных сельскохозяйственных производителей, в собственности или во владении которого находятся средства производства (в более широком смысле название община прилагается и к иного рода историческим общностям людей, например религиозная община, городская община, земляческая община). В той или иной форме община существовала у всех народов (а у некоторых сохранилась до настоящего времени). Необходимость ее существования проистекала из сравнительно низкого уровня развития производительных сил и их специфического характера в докапиталистических общественно-экономических формациях (что требовало общинных форм производства и собственности), хотя на нее влияли и другие факторы - географические условия, внешняя опасность, характер эксплуатации (в классовом обществе) и т. д.

Типология общин затруднена недостаточной разработанностью проблемы; многие вопросы находят в литературе различное решение. Некоторые исследователи считают, что община, принимая различные формы, является все же единым институтом, характерным для ранних этапов человеческого общества и сохраняющимся в классовом обществе лишь как пережиток; внутри рабовладельческой и феодальной формаций ими выделяется общинный (или патриархальный) уклад. Другие проводят принципиальную грань между двумя основными типами общины - родовой и соседской, считая первую из них институтом первобытного, а вторую - классового общества. Иногда в качестве промежуточного, характерного для периода становления классового общества выделяется особый тип общины - земледельческая община, в которой за общиной сохраняется собственность на всю территорию, включая и пахотную землю, тогда как пользование последней переходит к отдельным домохозяйствам общинников (А. И. Неусыхин), но часто земледельческая община рассматривается как синоним соседской. Иногда в качестве этапа, переходного от родовой общины к соседской, выделяют патриархальную семейную общину, которая постепенно кристаллизуется внутри родовой, становится вместо нее основной производственной ячейкой, а затем входит составной частью в соседскую общину.

Классификация форм общины внутри ее двух основных типов (родовая и соседская) затруднена множественностью факторов, которые следует принимать во внимание. На общину существенно влияет, например, характер господствующего производства (собирательство, охота, рыболовство, скотоводство - кочевое и оседлое, земледелие - подсечное, мотыжное, плужное, поливное или суходольное и т. п.). Внутри соседской общины иногда выделяют три основные формы: восточную, античную и германскую, которые в работе К. Маркса "Формы, предшествующие капиталистическому производству" рассматриваются как последовательные ступени развития частной и упадка общинной собственности. Предпринимаются попытки связать эти различные формы общины с различными путями, вариантами формирования классового общества, с оживленно дискутирующейся в последние годы проблемой так называемого азиатского способа производства (см., напр., "НАиА", 1965, No 1-3; "ВИ", 1966, No 5, и др.). Однако исследования последних лет выявили такое разнообразие форм общины в странах Азии, Африки и Европы, часто сходных в разных районах земного шара, что выделение типологических черт восточной общины, отличающих ее от германской и наоборот, стало вряд ли возможным. В конкретных исследованиях часто вводятся новые термины для обозначения обнаруженных форм общины (соседско-родовая, соседско-большесемейная и т. п.), но детальная классификация, которая охватывала бы все многообразие общин, еще не создана.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, (М.), 1940; его же, Британское владычество в Индии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 9; его же, Наброски ответа на письмо В. И. Засулич, там же, т. 19; Энгельс Ф., Марка, там же; его же, К истории древних германцев, там же; его же, Франкский период, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1 (т. 1); его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3 (т. 3); его же, Аграрный вопрос в России к концу XIX в., там же, т. 17 (т. 15); его же, Аграрная программа социал-демократии в рус. революции, там же; его же, Новая аграрная политика, там же, т. 16 (т. 13); Маурер Г. Л., Введение в историю общинного, подворного, сел. и гор. устройства и обществ. власти, пер. с нем., М., 1880; Ковалевский M. M., Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения, М., 1879; его же, Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом, в. 1-2, СПБ, 1905; Lamprecht К., Deutsches Wirtschaftsleben im Mittelalter, Bd 1, Lpz., 1885; Кауфман A. A., Крестьянская община в Сибири, СПБ, 1897; Павлов-Сильванский Н. П., Феодализм в удельной Руси, Соч., т. 3, СПБ, 1910; Косвен М. О., Семейная община и патронимия, M., 1963; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеод. об-ва в Зап. Европе VI-VIII вв., M., 1956; его же, Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв., М., 1964; Блок М., Характерные черты франц. агр. истории, пер. с франц., М., 1957; Дьяконов И. М., Общественный и государственный строй др. Двуречья. Шумер, М., 1959; его же, Община на Древнем Востоке в работах сов. исследователей, "ВДИ", 1963, No 1 (там же см. материалы дискуссии по общине на Др. Востоке); Васильев Л. С., Агр. отношения и община в др. Китае (XI-VII вв. до н. э.), М., 1961; Славянский этнографич. сборник, М., 1960; Восточно-азиатский этнографич. сборник, М., 1960; Baden-Powell В. Н., The indian village community, New Haven, 1957; Brunner E. S. de, Village communities, N.-Y., 1927; Redfield R., The primitive world and its transformations, N.-Y., 1957; Suret-Canale J., Essai sur la signification sociale et historique des hégémonies peuples (XVII - XIX siècles), P., 1964; Поземельная община, в кн.: Энц. словарь Брокгауз и Эфрон, т. 47, СПБ, 1898. См. также лит. к ст. Род, Крестьянство.

Родовая и соседская община – что это и отличия

Родовая и соседская община – понятия знакомые каждому человеку еще со школьных времен. Известно, что понятия определяют последовательные этапы, которые происходили в социуме. Дать более глубокое определение или объяснить, в чем состоит разница между общинами, сможет далеко не любой, так как нужно учитывать целый ряд нюансов и особенностей. Именно поэтому и требуется провести сравнение по основным параметрам.

Определение понятий

Родовая община появилась раньше, нежели соседская, которая стала результатом процессов трансформации. Происходило это под влиянием развития отношений между членами в общине. Появлялись собственные социальные группы, происходило деление общества на несколько частей.

Родовая община – формация человеческого общества, которая пришла на смену первобытному способу проживания. Специалисты считают, что смена произошла 50-100 тысяч лет назад. Существовали подобные общины у кроманьонцев, неандертальцев. Учены выделяют 3 основных параметра, характеризующих родовую общину:

  • Наличие кровного родства между всеми людьми внутри группы.
  • Обязательное наличие коллективного труда.
  • Коллективное потребление внутри группы.

Для того чтобы добыть пропитание требовалось приложить максимум усилий. Внутри крупных коллективов выжить было легче, поэтому люди выбрали способ совместного проживания.

Соседская община – образование, новая формация, которая позволила расшириться уже существующему обществу за счет вступления в браки с членами других родовых общин. Произошло это около 8 тысяч лет назад. В этом случае жен и мужей искали в разных общинах, чтобы будущие поколения имели крепкое здоровье и были выносливые и сильные.

Сравнение

Соседская община является более сложной формой организации людей, нежели родовая. Она возникает под влиянием целого ряда факторов: необходимость искать пищу и производить продукцию для большого числа людей, проблемы со здоровьем в результате вступления в браки с кровными родственниками. Повлияло на появление соседской общины и развитие орудий труда. С появлением более совершенных средств для обработки почвы, охоты необходимость в проживании в составе большой группы людей исчезла. Теперь только некоторые виды деятельности требовали присутствия сразу всех членов общины.

В соседской общине каждая семья получала собственную часть земли, на которой она вела хозяйство. Объединение с соседями требовалось для выполнения глобальных задач – вырубка леса для новых полей, охота на крупных или опасных зверей, перевозка предметов по воде, путешествия на дальние расстояния. Полностью исчезла соседская община, как форма социальной формации сравнительно недавно – около 100 лет назад. Начало этому процессу положили столыпинские реформы. На смену пришли советские колхозы. Важно понимать, что родовая и соседская общины не исчезли полностью. Многие принципы применяются и в повседневной жизни современных людей.

Выводы

Основываясь на сравнении соседской и родовой общин, принимая во внимание приведенные для каждого вида определения, можно сделать выводы, касающиеся каждой из рассмотренных формаций. Для родовой общины главным показателем было наличие кровного родства между всеми ее членами. Внутри подобного общества имелся коллективный труд – все выполняли определенные поручения, способствующие тому, чтобы соседство развивалось и процветало. Коллективное потребление продуктов, произведенных общиной, также относится к родовой форме такой социальной организации. Со временем в родовой общине возник запрет на браки с ее членами. Имущество являлось общим.

Для соседской общины наличие кровного родства не являлось главным показателем для того чтобы человек мог проживать в обществе. Коллективный труд из обязательного становился частичным. Общий труд является важным для решения глобальных задач. Коллективное потребление отсутствует полностью, так как каждая семья обеспечивает себя полностью. Семейные отношения выстраиваются с учетом того, что разрешается выдавать замуж/ искать жен за пределами собственной общины. Семья имеет право на часть от общего имущества общины. В результате возникновения автономии в вопросе содержания семьи, начинается социальное расслоение – появляются богатые и бедные.

Читайте также: