Вид общины в которой господствует частная собственность на средства производства и все люди соседи

Обновлено: 15.05.2024

Частная собственность - это юридическое обозначение права собственности на собственность негосударственными юридическими лицами . Частная собственность отличается от государственной собственности , которая принадлежит государственному субъекту, и от коллективной или кооперативной собственности, которая принадлежит группе негосударственных субъектов . Различие между частной и личной собственностью варьируется в зависимости от политической философии : социалистические взгляды проводят жесткое различие между ними, в то время как другие смешивают их вместе. Как правовая концепция, частная собственность определяется и обеспечивается политической системой страны .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Проблема огораживания сельскохозяйственных земель в Англии , особенно обсуждаемая в XVII и XVIII веках, сопровождала усилия философов и политической мысли - Томаса Гоббса (1588–1679), Джеймса Харрингтона (1611–1677) и Джона Локка (1632). –1704), например, чтобы обратиться к феномену собственности .

В XIX веке экономист и философ Карл Маркс (1818–1883) представил важный анализ развития и истории формаций собственности и их взаимосвязи с техническими производительными силами данного периода. Концепция частной собственности Маркса оказалась влиятельной для многих последующих экономических теорий, а также для коммунистических , социалистических и анархистских политических движений и привела к широко распространенной ассоциации частной собственности - особенно частной собственности на средства производства - с капитализмом .

Юридические и реальные аспекты


Частная собственность - это юридическая концепция, определяемая и соблюдаемая политической системой страны . Область права, которая имеет дело с этим предметом, называется имущественным правом . Обеспечение соблюдения закона о собственности в отношении частной собственности является делом государственных расходов.

Защита собственности - это распространенный метод оправдания, используемый ответчиками, которые утверждают, что они не должны нести ответственности за любые убытки и вред, которые они причинили, поскольку действовали для защиты своей собственности . Суды в целом постановляли, что применение силы может быть приемлемым.

Во многих политических системах правительство требует, чтобы владельцы платили за право владения. Налог на имущества является стоимостным налогом объявления по стоимости имущества, как правило , взимаемой на недвижимость . Налог взимается регулирующим органом юрисдикции, в которой находится недвижимость. Он может взиматься ежегодно или во время сделки с недвижимостью , например, в виде налога на передачу недвижимости . Согласно системе налога на имущество, правительство требует или проводит оценку денежной стоимости каждой собственности, и налог рассчитывается пропорционально этой стоимости. К четырем широким типам налогов на имущество относятся налоги на землю, улучшения земли (недвижимые искусственные объекты, такие как здания), личную собственность (движимые искусственные объекты) и нематериальную собственность .

Социальный и политический контекст, в котором осуществляется управление частной собственностью, будет определять степень, в которой собственник сможет осуществлять права на нее. Права на частную собственность часто имеют ограничения. Например, местные органы власти могут применять правила о том, какое здание может быть построено на частной земле ( строительный кодекс ), и можно ли сносить историческое здание или нет. Кража является обычным явлением во многих обществах, и степень преследования преступлений против собственности со стороны центральной администрации сильно различается.

Некоторые формы частной собственности однозначно идентифицируются и могут быть описаны в заголовке или свидетельстве о праве собственности.

В некоторых случаях право собственности может быть утрачено в интересах общества. Частная недвижимость может быть конфискована или использована в общественных целях, например, для строительства дороги.

Теория


Правовая база страны или общества определяет некоторые практические последствия частной собственности. Нет никаких ожиданий, что эти правила определят рациональную и последовательную модель экономики или социальной системы.

Экономические либералы (определяемые как сторонники рыночной экономики, основанной на частном секторе) считают, что частная собственность имеет важное значение для построения процветающего общества. Они считают, что частная собственность на землю обеспечивает продуктивное использование земли и защиту ее стоимости от собственника . Если владельцы должны платить налоги на недвижимость , это вынуждает владельцев поддерживать продуктивную продукцию с земли, чтобы налоги оставались актуальными. В частной собственности земля также оценивается в денежном выражении, которую можно использовать для торговли или в качестве залога . Таким образом, частная собственность является важной частью капитализации экономики .

Социалистические экономисты критически относятся к частной собственности, поскольку социализм стремится заменить частную собственность на средства производства общественной или общественной собственностью . Социалисты обычно утверждают, что отношения частной собственности ограничивают потенциал производительных сил в экономике, когда производственная деятельность становится коллективной, когда роль капиталиста становится избыточной (как пассивного собственника). Социалисты обычно выступают за общественную собственность либо для устранения классовых различий между собственниками и рабочими, либо как компонент развития посткапиталистической экономической системы .

Критика


Частная собственность на средства производства - центральный элемент капитализма, критикуемый социалистами. В марксистской литературе частная собственность относится к социальным отношениям, в которых владелец собственности овладевает всем, что другой человек или группа производит с этой собственностью, а капитализм зависит от частной собственности. Социалистическая критика частной собственности находится под сильным влиянием марксистского анализа капиталистических форм собственности как части более широкой критики отчуждения и эксплуатации в капитализме. Хотя среди социалистов существуют значительные разногласия по поводу обоснованности некоторых аспектов марксистского анализа, большинство социалистов симпатизируют взглядам Маркса на эксплуатацию и отчуждение.

Социалисты критикуют частное присвоение дохода от собственности на том основании, что, поскольку такой доход не соответствует доходу от какой-либо производственной деятельности и создается рабочим классом , он представляет собой эксплуатацию. Класс собственников (капиталистов) живет за счет пассивного дохода от собственности, производимого работающим населением в силу их притязаний на владение в форме акций или частного капитала. Такое эксплуататорское устройство увековечивается структурой капиталистического общества. Капитализм рассматривается как классовая система, родственная историческим классовым системам, таким как рабство и феодализм .

Сторонники рыночного социализма также критиковали частную собственность по немарксистским этическим соображениям . По мнению экономиста Джеймса Юнкера, этический довод в пользу рыночного социализма состоит в том, что, поскольку пассивный доход от собственности не требует умственных или физических усилий со стороны получателя, и его присвоение небольшой группой частных собственников является источником огромного неравенства в современном мире. капитализм, социальная собственность в рыночной экономике разрешили бы основную причину социального неравенства и связанных с ним социальных болезней. Вейль и Познер утверждают, что частная собственность - это еще одно название монополии, которое может снизить эффективность распределения. Используя налогообложение и модифицированные аукционы Викри , они утверждают, что частичное владение общим имуществом является более эффективным и справедливым способом организации экономики.

Оправдания прав частной собственности также подвергались критике как инструменты империи, позволяющие присвоить землю. По словам академического комментатора Бренны Бхандар, формулировка, реализованная в законодательстве о собственности, диктует колонизированным народам, что они не могут эффективно владеть и использовать свою землю. Предполагается, что личные права взаимозаменяемы с правами собственности, поэтому общины, использующие общинные методы владения землей, не в равной степени подтверждаются идеалами частной собственности.

Критический теоретик расы Шерил Харрис также утверждает, что раса и права собственности со временем слились воедино, и только те качества, которые присущи белым поселениям, признаны юридически. Использование земли коренными народами с упором на общую собственность отличается от частной собственности и западного понимания земельного права .


Фото: ссылка

Сразу начну с определений.

Категория ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ на средства производства характеризует такой процесс-состояние распределения всех средств производства общества между его членами, при котором собственниками всех средств производства общества является лишь ЧАСТЬ его членов.

Категория ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ на средства производства характеризует такой процесс-состояние распределения всех средств производства общества между его членами, при котором собственниками всех средств производства общества являются ВСЕ РАБОТАЮЩИЕ члены общества.

Таким образом, к частным формам собственности на средства производства относятся рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формы. Рабовладельцы, феодалы и капиталисты являлись собственниками основных средств производства своего времени – рабов, земли и производительного капитала, а рабы, крепостные и наемные рабочие нет. К общественной форме собственности относятся первобытнообщинная и социалистическая. В первобытнообщинной формации все трудоспособные жители являлись собственниками своей части средств производства общины. В социалистической формации работоспособные члены общества таковыми собственниками должны стать.

Вторым важнейшим основанием для понимания диалектики частной и общественной форм собственности является анализ включения в отношения собственности самого человека, его функциональных подсистем. Является неоспоримым фактом то, что во все времена и во всех формациях главным и единственным субъектом процесса труда был и остается человек. А человек всегда есть субъект жизни, средоточие своего тела, обладатель своей рабочей силы, производитель продукта своего труда.

На рис. представлена структура человека, как объекта рыночных отношений.


двойной клик - редактировать изображение

В рабовладельческой социально-экономической формации раб не был ни собственником своей жизни в целом, ни какой-либо из ее структурных частей, а был объектом купли продажи во всей своей телесности и целостности. Рабовладелец же, купив раба, становился его полноправным собственником. Собственником его жизни, тела (семьи, детей), рабочей силы и продукта его труда. И квинтэссенцией этих прав собственности было право продавать и убивать.

В феодальной формации крепостной становился собственником своей жизни. Он не мог быть убит хозяином без осуждения и наказания по закону. А хозяин оставался собственником его тела – право на телесные наказания, детей – например, право первой ночи, рабочей силы и продукта его труда.

В капиталистической формации наемный работник становился собственником своей жизни и своего тела – были отменены и телесные наказания, и до продажи – собственником своей рабочей силы. А капиталист, после покупки рабочей силы, оставался (временным) собственником процесса потребления рабочей силы и собственником продукта труда наемного работника.

В социалистической формации свободный работник становится собственником и своей жизни, и своего тела (семьи, детей), и своей рабочей силы, и ПРОДУКТА СВОЕГО ТРУДА. А бывший хозяин перестает быть собственником никакой структурной части, ни человека в целом. Он остается собственником СВОЕЙ жизни, СВОЕГО тела, СВОЕЙ рабочей силы и продукта СВОЕГО труда.

Таким образом, при решении вопроса о собственности на средства производства при социализме должна соблюдаться следующая диалектика.

1. Каждый работоспособный человек должен иметь право и обязан трудиться, чтобы создать ПРОДУКТ своего труда, собственником которого он признается по окончании процесса. И право на обмен этого продукта на необходимые ему продукты труда других работников. Рационально и эффективно, чтобы он работал на тех средствах производства, на которых он произведет наибольший по потребительной значимости и ценности продукт труда. Это возможно в случае, если он на время труда будет иметь доступ к тем средствам производства, работа на которых в наибольшей степени соответствует его специализации и квалификации. И ОГРАНИЧЕНИЕ такого права доступа должно быть сведено к нулю (к минимуму). Это означает, что средства производства общества НЕ ДОЛЖНЫ принадлежать никому, кто бы мог бы ограничить такое право каждого работника. Это означает, что НИКАКОЙ СОБСТВЕННИК средств производства в обществе не должен иметь право ограничить право на непосредственный труд на данных средствах производства любого работника (кроме некоторых исключений: возраст, вредность, секретность…). Это означает, что ЧАСТНАЯ собственность на средства производства с социализмом НЕСОВМЕСТИМА. Это означает, что собственником общественных средств производства должно стать само ОБЩЕСТВО в лице тех работников (их общностей, предприятий, организаций, учреждений), которые в текущее время работают на данных средствах производства.

Это означает, что общенародная собственность на средства производства общества реализуется через индивидуально-коллективно-общественную форму.

Индивидуально-коллективная доля общественной собственности на средства производства (собственность предприятия, организации, учреждения) НЕПРИКОСНОВЕННА и охраняется ЗАКОНОМ.

2. ВСЕОБЩЕЕ и неограниченное право на труд и продукт труда реализуется через юридически оформленные ВРЕМЕННЫЕ (продлеваемые, периодически изменяемые) производственные, трудовые и финансовые отношения с конкретными средствами производства, трудовыми коллективами и их финансовыми органами. По истечении установленного времени ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО ЖЕЛАНИЮ РАБОТНИКА или по обстоятельствам непреодолимой силы (болезнь, производственная травма, смерть…) производственные отношения могут быть прекращены БЕЗ какого-либо присвоения средств производства или денежной компенсации за них.

Исключается всякое гарантированное неприкосновенное и пожизненное закрепление права собственности на средства производства общества за любым человеком или общностью людей.

Исключается всякая передача собственности на средства производства по наследству.

3. Противоречия всеобщего права на труд и продукт труда для конкурирующих работников (уже работающих на данных средствах производства, других желающих) разрешается на конкурентных началах на основе взаимной экономической эффективности (прогнозируемая ценность продукта труда – испрашиваемое вознаграждение за продукт). Гарантией реализации всеобщего права на труд и продукт своего труда должен стать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ прием на работу НА УСЛОВИЯХ МИНИМАЛЬНОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА в государстве.

Отношения индивидуально-коллективной формы общественной собственности на средства производства являются базовыми и фундаментальными:

1) для реализации отношений обмена продуктами частичного и комплексного труда в обществе, отношений всеобщего рынка обмена, распространенного В СВОИХ СУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ и внутрь предприятий, организаций, учреждений;

2) для реализации в обществе отношений ПОДЛИННОГО НАРОДОВЛАСТИЯ, ПОДЛИННОЙ ДЕМОКРАТИИ через всестороннюю реализацию ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ демократии и НЕПОСРЕДСТВЕННОГО участия населения в установлении ЦЕНЫ продукта труда избираемых работников органов власти и управления различного уровня.

Попытка представления и углубленного изучения этой части ПОДЛИННО СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ производственных и общественных отношений будет представлена автором в следующих материалах. А сегодня я предлагаю всем сторонникам социалистической идеи осмыслить критически высказанные предложения, сравнить их с недавней действительностью СССР и ответить на вопрос – БЫЛА ЛИ В СССР социалистическая общенародная собственность на средства производства?

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное распределение продуктов труда стали тормозить развитие новых производительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным трудом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый п скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через стадию первобытно-общинного строя, основанного на общей собственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

Разложение феодализма

Разложение феодализма Наиболее существенным моментом реставрации Мэйдзи и последующих лет является стремительность превращения феодального общества в общество буржуазное. Это отмечали уже журналисты и путешественники того времени, но никто из них не пытался дать

Тенденция к установлению частной собственности на землю

Тенденция к установлению частной собственности на землю Присвоение земли новым классом помещиков негласным путем происходило еще при феодальном режиме; после же реставрации Мэйдзи оно было узаконено. В результате освобождения от феодальной зависимости крестьяне

Разложение банковской системы

Разложение банковской системы В наши дни у любой страны, богатой или бедной, независимой или находящейся под контролем иностранного правительства, есть Центральный банк, который обязан следить за ее финансовым здоровьем и регулировать его.Именно Центральный банк

Разложение рикардианства

Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших

16. Методы изучения социальных классов

16. Методы изучения социальных классов Существует огромное количество методов для измерения и описания социальных классов. Такие методы создавались для того, чтобы связать зависимые переменные (имидж компании, отношение к ее продукту и т. д.) с независимыми переменными

ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА Возникновение человеческого общества Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы,

Возникновение рабовладельческого строя

Возникновение рабовладельческого строя Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов. Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах

5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

5. РАЗЛОЖЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ После распада Варшавского Договора и Советского Союза, казалось, неизбежным будет и распад самой России. То есть той России, какой она была в Советском Союзе, а именно республикой, в которой проживали подавляющее

2) РАЗЛОЖЕНИЕ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ У СМИТА НА v+m

Частной собственности больше не существует

Частной собственности больше не существует Близок капиталистический конец света. Пять крупнейших американских инвестбанков испарились за считанные дни, а их коммерческие собратья подвергаются огосударствлению в масштабах, и не снившихся большевикам. На самом

Разложение рикардианства

Разложение рикардианства Сочинения Джемса Милля и Мак-Куллоха представляли собой в 20-х и 30-х годах самое старательное воспроизведение и популяризацию буквы учения Рикардо. Что касается духа этого учения, то они его не понимали и не могли развивать. Убожество ближайших

РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

РАЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Метод разложения работы на составные части подразумевает анализ ее по отдельным операциям, процессам или заданиям, которые можно выделить, а их выполнение – отследить в целях обучения.В стандартной форме результаты такого анализа

Главa III Отношения двух полов. Возникновение сознания Основы политического строя

Главa III Отношения двух полов. Возникновение сознания Основы политического строя Мне кажется до сих пор еще, что женщина не слишком дурно наделена природою. Если б ангелы, не имеющие, по мнению ученых теологов, пола, получили бы приказание спуститься на землю и облечься в

Разложение на атомы

Разложение на атомы ЦЕЛЬ ИГРЫПришло время заглянуть вглубь. В основу нашей исследовательской работы мы положим, как это делается в науке, разбиение крупной структуры на составные части. Это позволит понять суть происходящего и сгенерировать новые идеи.Упражнение

С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества, в том числе важнейших из них – частной собственности, общественных классов и государства.

Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъёмом позднепервобытного производства. Во-первых, рост производительности труда и его специализация способствовали индивидуализации производства, что делало возможным появление прибавочного продукта, создавшегося одним человеком и присваивающегося другим. Во-вторых, та же возросшая производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникла свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от коллективной или личной собственности эпохи первобытной общины, прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации.

О зарождении и накоплении частной собственности свидетельствуют многочисленные данные археологии. Многие находки говорят об очень неравномерном распределении богатств между членами общества. Характерно, например, появление богатых по сопровождающему инвентарю погребений (Майкопский курган конца 3 тыс. до н.э.). Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками: частнособственническим началам приходилось преодолевать ещё многочисленные коллективистические формы производства, прочную психологию общинно-родовой эгалитарности. Частная собственность в этот период выступала чаще всего не в виде личной собственности, а в виде групповой собственности.

Разбогатевший человек, особенно бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры. Все должны были быть равны, поэтому в эпоху классообразования широкое распространение получили обычаи публичного уничтожения накопленного имущества, которому на смену пришёл праздник потлача. Потлач – специальный праздник у северо-западных индейцев, проводимый в особый календарный цикл (его устроитель представлял накопленные богатства на всеобщий смотр, а затем раздавал их). Накопленные запасы проедались за один присест. Эти праздники генетическими корнями уходят в обычаи уничтожения богатств и внешне несут коллективные форы. Фактически в них были заложены и принципы разложения родового строя:

1. устроитель пира зарабатывал высокий общественный статус, вербовал себе сторонников, что было важно в борьбе за руководство фратрией, родом;

2. участие в нём давало возможность участвовать в другом потлаче, ответном, и возвратить если не все, то хотя бы часть даров;

3.устройство пиров приводило к дальнейшему имущественному расслоению родовой общины, т.к. рядовые члены общины долго экономически не могли прийти в себя, были вынуждены обращаться за помощью, попадали в зависимость;

4.частная собственность на ранних этапах пока ещё не полностью противопоставлялась общинной. Важную роль играл тот факт, что земля, пастбищные угодья находились в коллективной собственности.

Развитие частной собственности в эпоху классоброзования тормозилось в основном сохранением коллективной собственности на землю. Но индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал должны были привести к появлению частной собственности на землю, которая поначалу становилась возможной только за пределами своей общины, т.е. на свободных землях.

Особенности частной собственности:

Накапливалась в виде натурального продукта;

Накапливалась в руках верхушки;

Накапливалась в группе (линидже), была коллективной по отношению к группе, частной по отношению к роду;

Появляется собственность первопоселенцев;

Возникновение прибавочного продукта и частной собственности не только усиливало общественную и имущественную дифференциацию, но и порождало отношения эксплуатации. Различают внутриобщинную (эндоэксплуатацию) эксплуатацию – кабальничество, зачатки феодализма и эксплуатацию межобщинную (экзоэксплуатацию) – военный грабеж, контрибуция, данничество. Промежуточное между ними положение занимало рабство или рабовладение. Появление регулярного избытка продукции сделало сразу же возможным использования труда военнопленных. Их стали адаптировать на правах младших членов семьи (домашнее или патриархальное рабство), они выполняли непрестижную работу, выступали в роли помощников. Рабы пользовались личными и имущественными правами, кроме того обычаи запрещали продажу, убийство и жестокое обращение с рабом. Расширились источники рабства: плен, рождение в неволе, работорговля, кабальничество (особый вид эксплуатации, соединяющий в еще слабо расчлененной форме как экономическую, так и личную зависимость в положении человека). В эпоху классооброзавания распространение получили военные грабежи, данничество – вид эксплуатации, состоящий в регулярном отчуждении прибавочного продукта победителями у побежденных.




Классы – большие группы, различающиеся:

По своему месту в системе производства;

По отношению к средствам производства

По роли в общественной организации труда.

Появление общественных классов было тем рубежом, который отделял первобытно общинную эпоху от классовой. Процессу классооброзавания способствовали не только внутренние, но и внешние факторы: войны, расширение обмена и торговли. Классовое расслоение было несколько другим, чем другие предшествующие ему расслоения. Наряду с экономическими оно имеет наиболее полное социальное и идеологическое оформление. Богатая и влиятельная верхушка общества обособляется в наследственную власть, претендует на благородство происхождения, специальные знаки отличия и привилегии. Это закрепляется сначала особенными нормами и обычаями, а затем и законами. В противовес им беднота воспринимается как безродные простолюдины, чернь. Еще в более приниженном положении оказались рабы. В ходе процесса классооброзования происходит формирование и других систем, связанных с:

Соподчинением старших и младших членов;

Привилегированных и не привилегированных;

Завоеванных и завоевателей.

В ряде отсталых обществ значительное распространение получают рэмиджи (конические кланы), в которых социальный статус людей определяется степенью генеалогической близости к родоначальнику (эпониму). В Индии большую роль в классооброзовании сыграла система каст, которая сохранилась, в отличие от рэмиджей после перехода к классовому обществу. В целом процесс классооброзавания шел при образовании 2 основных классов: эксплуататоров и эксплуатируемых.

Читайте также: