Нормы обеспечения парковочными местами многоквартирных домов

Обновлено: 18.05.2024

Проблема парковки своей машины знакома многим автовладельцам, ведь не у всех имеется гараж или возможность размещать ее на платных охраняемых парковках. Потому, вопрос о нормах парковочных мест для жилых домов стоит весьма остро.

Большинство стремится занять хорошее местечко возле своего дома. Однако мест всем не хватает, поэтому между соседями возникают споры. Большое количество машин возле дома вызывает недовольство тех лиц, которые не имеет автомобиля.

Для того, чтобы цивилизованно решать эти проблемы, следует знать Сколько парковочных мест должно быть у жилого дома по закону.

Требования к парковочным местам

Какими должны быть парковочные места для автомобилей?

Мест для машин во дворах, как правило, не хватает. Поэтому автовладельцы оставляют свой транспорт где придется, даже под окнами домов, на газонах, тротуарах.

Это осложняет проезд машин специальных служб (скорая, пожарная, аварийная), а также мешает самим жильцам дома.

К сожалению, вопрос размещения транспорта во дворах на сегодня мало урегулирован законодательством.

Но даже существующие нормы расположения парковок во дворах многоквартирных домов мало кому известны, и не всегда соблюдаются.

Вместе с тем, важно знать, что территория, примыкающая к дому, относится к общему для его жильцов имуществу. Поэтому все вопросы ее использования, в том числе, для размещения парковок должны решаться ими сообща.

При решении вопроса о размещении на придомовом участке парковки должны соблюдать предусмотренные правила и требования к парковочным местам. Эти требования устанавливаются санитарными нормами, правилами дорожного движения, а также актами местных властей.

Автомобили возле домов не могут располагаться как попало. Они не должны мешать проезду другого транспорта, особенно служб экстренной помощи. Запрещается размещение автомобилей в пешеходных зонах, на тротуарах.

Автолюбителям также следует соблюдать следующие правила:

  1. Машина не должна оставаться во дворе с включенным двигателем более пяти минут. Исключения составляют случаи, когда в это время осуществлюсь посадка пассажиров или загрузка вещей.
  2. Запрещается стоянка во дворах грузового транспорта. Исключения составляют случаи, когда для этого предусмотрены специальные места.
  3. Запрещается самовольное оборудование места для стоянки автомобиля, создание с этой целью различных ограждений.
  4. Не допускается размещение машин вблизи мусорных контейнеров, поскольку это затрудняет вывоз мусора. Допустимое расстояние не менее пяти метров.
  5. При организации парковки также должны учитывать требования о расстоянии стоянки машин до дома и других объектов во дворах.

Следует иметь в виду, что за несоблюдение указных требований на нарушителей возлагается ответственность. Основной вид наказания при таких нарушениях­ штраф.

Нормы парковочных мест для жилых домов

Нормы расчета для стоянок транспорта

Как происходит расчет парковочных мест для жилого дома? Сколько парковочных мест должно быть у жилого дома?

Каков норматив парковочных мест при строительстве домов? Как происходит расчет количества машиномест для жилого дома? Ранее, когда автомобили были скорее роскошью, чем средством передвижения, при постройке домов необходимость их размещения не слишком учитывалась.

Сегодня при возведении новых домов застройщики должны соблюдать предусмотренные требования к организации парковок.

Нужно установить допустимое количество мест для размещения машин жильцов дома, соблюсти все нормы расстояний от стоянки машин до домов и иных объектов, размеры самих мест для машин.

Число конкретных мест для парковки возле дома будет зависеть от количества жителей, площади квартир, наличия возможности расположения парковки на установленное количество жителей с соблюдением требований к их размерам.

В разных городах эти требования могут несколько различаться. Поэтому, решив организовать парковку у своего дома желательно изучить нормативы местных законов.

В общем, механизм расчета выглядит следующим образом:

  1. При строительстве дома определяется количество его жителей.
  2. Затем, исходя из уровня автомобилизации, рассчитывается количество машин для данного количества жильцов. Согласно СП 42.133330.2016 обеспеченность транспортном составляет 350 машин на 1000 человек. Хотя на практике этот показатель выше. В нормативных актов некоторых регионов это учитывается.
  3. Фактически предусмотренные места для машин будут составлять 25 процентов от установленного на данное количество жильцов количества машин.
  4. При этом местными актами может устанавливаться допустимое на квартиру количество машино-мест по ее площади. К примеру, для квартиры площадью до 30 кв.м. полагается одно место, свыше 100 ­- два, а от 30 до 100 -­ 1,5.
  5. Не менее 10 процентов от предусмотренного количества мест должны отводиться автомобилистам с инвалидностью

Предусмотренные расстояния от мест для хранения автомобилей до объектов застройки

Предусмотренные расстояния от мест для хранения автомобилей до объектов застройки

Каково должно быть расстояние от автостоянки, паркинга до жилого дома?

Если с количеством мест на парковке определились, то следующим шагом станет организация самой стоянки. Она должна располагаться на определенном расстоянии от дома, иных строений, мусорных баков.

Кроме того, должен быть обеспечен выезд (въезд) со стоянки, соблюдены требования к размерам самих мест для автомобилей. При возведении новостроек все эти параметры рассчитываются и учитываются застройщиками.

Если парковка размещается по решению жильцов дома, то эти моменты должны учитывать они сами. Для этого нужно с ними ознакомиться. Само место для одной машины не должно быть менее 5 метров в длину и 2,3 метров в ширину.

Если владелец машины передвигается в инвалидном кресле, то ширина должна быть увеличена до 3,5 метров.

При организации парковок должны быть учтены требования к расстоянию от мест хранения машин до домов. Минимальное расстояние не может быть менее 10 метров. Далее это промежуток определяется исходя из количества мест для машин и наличия окон в зданиях:

  • парковка с местами от 10 до 50 должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 50-100 машин ­на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 100-­300 автомобилей ­на расстоянии 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами;
  • стоянки с местами до 10 автомобилей должны располагаться от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха на расстоянии не меньше 25 метров;
  • парковки с большим количеством машин -­ на расстоянии не менее 50 метров.

Указанные расстояния призваны обеспечь комфорт для проживающих в доме лиц, а также элементарные требования пожарной безопасности.

На территории возле домов не позволяется размещение открытых парковок более, чем на 50 автомобилей. Для большего количества машин нужно организовывать крытые стоянки или гаражные места. При обустройстве любых парковок не должны пострадать иные элементы благоустройства территории у дома.

Нюансы

Условия размещения стоянок для автомобилей

Кем принимается решение об организации стоянок автомобилей?

При возведении новостроек расчетами и обустройством мест для парковки занимаются застройщики. В иных случаях этим вопросом могут заняться собственники квартир в МКД.

Ведь прилегающая к дому земля относится к их общему имуществу. Поэтому решение об организации парковки у дома они должны приниматься на собрании.

При размещении во дворе стоянки для менее 100 машин никаких согласований с местными властями не требуется.

Хотя на практике такое согласование не повредит. Если высота дома составляет более 28 метров, то требуется организация двух въездов на стоянку.

При размещении парковки любых размеров должны учитываться интересы жильцов дома, сохраняться пешеходные зоны, возможность въезда во двор машин экстренных служб.

Парковать свои автомобили во дворе собственного дома возможно. Однако делать это нужно с соблюдением интересов других жильцов, учетом предусмотренных правил.

Парковки возле дома не должны носить стихийный характер. Они должны организовываться с учетом требований к размерам паковочных мест, расстояний от стоянок до домов и иных объектов. При парковке автомобилей во дворах МКД нужно соблюдать требования ПДД, санитарных норм.

О том как организовать парковку во дворе вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Лучше всего, когда неподалеку от дома, есть свой гараж, там лучше всего ставить машину, а держать авто постоянно на улице, не очень хорошо, оно выйдет со строя быстрее, чем вы того ждёте.

Бред полный, в гараже машина гниёт в несколько раз быстрее чем на улице..что бы она хорошо хранилась в гараже, нужно не плохой ремонт сделать в нем, вентиляцию, влажность и терморежим

Антонина Валиуллова (Эксперт Сайта) says: : -->

Здравствуйте, Антон! Полностью согласна с Вами, что вопрос о парковочных местах, в том числе для инвалидов, решается на общем собрании собственников МКД. Хочу лишь внести небольшое дополнение.
Если придомовая территория, отведенная под стоянку автомобилей, не является собственностью собственников помещений МКД, для решения данного вопроса следует обратиться в Управляющую компанию или Администрацию населенного пункта.
При посещении инстанций, для подтверждения статуса инвалида необходимо подготовить соответствующие документы.
В течение 30 дней с момента обращения, заявление должно быть рассмотрено и дано решение о дальнейших действиях.
Обустроить парковочное место в соответствии с утвержденными нормами обязаны коммунальщики или ТСЖ. Также возможно нанесение маркировки или установка блока на парковочное место. Не стоит забывать, что последние действия в обязательном порядке должны быть оговорены на собрании собственников жилья, а итоги голосования внесены в протокол.
При нарушении законных прав и интересов, а также несоблюдении установленных законом норм при обустройстве парковочного места, советую людям с ограниченными возможностями или их представителям обращаться в прокуратуру для проведения соответствующей проверки и исправления недочетов виновными. Работники социальной защиты населения также обязаны отреагировать на нарушения, при поступлении жалобы.

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

Как управляющей организации оборудовать парковку во дворе МКД

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 июня 2019 г. N 19961-ОД/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает, что по мнению Департамента совершение учетно-регистрационных действий в отношении машино-мест, доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, участие таких объектов в гражданском обороте как самостоятельных объектов недвижимости, недопустимо.

"Семейное" машино-место должно участвовать в гражданском обороте в качестве единого объекта недвижимости, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости - "зависимые" машино-места.

В качестве самостоятельного объекта недвижимости должно участвовать машино-место, имеющее отдельный самостоятельный въезд - выезд, независимо от количества транспортных средств, которые могут разместиться в границах такого машино-места.

Департамент проведет анализ действующих сводов правил в области проектирования парковок всех видов в целях выявления необходимости внесения соответствующих изменений.

О результатах указанного анализа и предлагаемых мерах Департамент проинформирует Росреестр дополнительно.

И.о. Директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.ДАШКОВА

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент) в дополнение к письму Минстроя России от 3 июня 2019 г. N 19961-ОД/08 по вопросу совершения учетно-регистрационных действий в отношении машино-мест, доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, участие таких объектов в гражданском обороте как самостоятельных объектов недвижимости, сообщает.

По мнению Департамента, "семейное" машино-место должно участвовать в гражданском обороте в качестве единого объекта недвижимости, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости - "зависимые" машино-места.

В качестве самостоятельного объекта недвижимости должно участвовать машино-место, имеющее отдельный самостоятельный въезд - выезд, независимо от количества транспортных средств, которые могут разместиться в границах такого машино-места.

Законодательство о градостроительной деятельности, которое в силу статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений, основывается на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (пункт 7 статьи 2 Кодекса).

В соответствии с областью применения СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*" (далее - СП 113.13330), который включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2019 г. N 831 (далее - Перечень N 831), СП 113.13330 распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств.

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 831, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

СП 113.13330 в том числе определяет хранение автомобилей боксового типа, как хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд, и хранение автомобилей манежного типа, как хранение автомобилей в общем зале с выездом на общий внутренний проезд.

Проанализировав требования, установленные СП 113.13330, Департамент не находит необходимости внесения изменений в СП 113.13330 в части дополнительного регулирования вопросов хранения автомототранспортных средств на стоянках автомобилей.

И.о. Директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.ДАШКОВА

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 декабря 2019 г. N Д23и-44592

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Относительно машино-мест размещаемых на эксплуатируемой кровле.

Согласно СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99", утвержденному приказом Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 776/пр:

стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.);

стоянки автомобилей могут размещаться ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, в том числе с использованием кровли этих зданий.

В соответствии со Сводом правил "СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76", утвержденным приказом Минстроя России от 31 мая 2017 г. N 827/пр:

кровля - элемент крыши, предохраняющий здание от проникновения атмосферных осадков; включает в себя водоизоляционный слой (ковер) из разных материалов, основание под водоизоляционный слой (ковер), аксессуары для обеспечения вентиляции, примыканий, безопасного перемещения и эксплуатации, снегозадержания и другого (пункт 3.1.15);

эксплуатируемая кровля - специально оборудованная защитным слоем кровля, предназначенная для использования, например, в качестве зоны для отдыха, размещения спортивных площадок, автостоянок, автомобильных дорог, транспорта над подземными паркингами и тому подобным и предусмотренная для пребывания людей, не связанных с периодическим обслуживанием инженерных систем здания (пункт 3.1.15.4.).

Действующее законодательство не запрещает использовать эксплуатируемую кровлю в целях размещения (хранения) на ней транспортных средств, но только в случае, если это кровля подземного паркинга.

При этом, как указано в пункте 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), машино-место - это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Индивидуализация недвижимого имущества для целей государственной регистрации прав на него осуществляется органом регистрации прав в процессе кадастрового учета, в результате чего в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) описываются такие характеристики объекта, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (в том числе однородных) (в частности, описываются границы земельных участков, границы контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства).

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) установлено, что объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

Согласно позиции Минстроя России (письмо от 26 ноября 2019 г. N 41604-ОГ/08) государственной регистрации подлежит договор участия в долевом строительстве, объектом которого является машино-место, соответствующее условиям договора, требованиям проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы, технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

Учитывая, что правоотношения между участником долевого строительства и застройщиком регулируются Законом N 214-ФЗ, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 4 и частью 4.1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ условиями договора участия в долевом строительстве являются ("договор должен содержать"): определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости, назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения.

Здание представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 статьи 2 Федерального закона 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Свод правил "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденный приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 г. N 883/пр, определяет этаж здания как пространство между перекрытиями: "пространство с помещениями между высотными отметками верха перекрытия (или пола по грунту) и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия кровли)" (пункт 3.31).

Поскольку над кровлей, в том числе эксплуатируемой, отсутствует вышерасположенное перекрытие, кровля не является этажом здания, не входит в объем здания и, соответственно, являясь лишь элементом крыши как строительной конструкции, не является частью здания, в которой располагаются помещения или машино-места.

Частью 1 статьи 7 Закона N 214-ФЗ установлено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места;

границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами); границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола, до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места.

Исходя из Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90, площадь эксплуатируемой кровли учитывается при определении площади нежилого здания.

Таким образом, машино-место в силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 части 4 статьи 4 Закона N 214-ФЗ может быть предметом договора участия в долевом строительстве в том случае, если машино-место расположено на этаже, а не на эксплуатируемой кровле.

В силу Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953, местоположение машино-места может быть отображено в техническом плане на плане этажа или части этажа здания, сооружения (плане здания, сооружения), которые оформляются на основании поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации; кроме того, в раздел "Характеристики объекта недвижимости" технического плана машино-места также включается информация об этаже, на котором оно расположено.

В этой связи внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты в части установления порядка описания местоположения расположенного на эксплуатируемой кровле машино-места в целях постановки его на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него возможны только после внесения изменений в Закон N 214-ФЗ.

Относительно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении, так называемых "машино-мест с зависимым въездом и выездом" или "семейных машино-мест", доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, отмечаем.

границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами);

границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее - специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места;

площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным приказом Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 792 "Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места".

Следует отметить, что исходя из анализа положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе подзаконных и технических документов, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривает создания, так называемых "машино-мест с зависимым въездом и выездом" или "семейных машино-мест", доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства, жилищной политики, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве является Минстрой России (Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).

Согласно позиции Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России, изложенной в письме от 3 июня 2019 г. N 19961-РД/08, совершение учетно-регистрационных действий в отношении машино-мест, доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, участие таких объектов в гражданском обороте как самостоятельных объектов недвижимости, недопустимо. "Семейное" машино-место должно участвовать в гражданском обороте в качестве единого объекта недвижимости, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости - "зависимые" машино-места.

Директор Департамента недвижимости
А.И.БУТОВЕЦКИЙ

Задайте вопрос юристу:

АСУ "Жилищный стандарт" → Полезные статьи → Машино-места: как оплачивать жилищные и коммунальные услуги

Машино-места: как оплачивать жилищные и коммунальные услуги


Строительство машино-мест внутри многоквартирных домов получает все большее распространение среди застройщиков. Причины этого состоят в традиционной нехватке парковочных пространств, стремлении заработать за счет продажи дополнительных объектов недвижимости, а также институционализацией понятия машино-места.

Коллективные автостоянки, парковки и машино-места

Парковка (парковочное место) – это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка (п. 21 ст. 1 ГК РФ). То есть, парковочное место предполагает определенное оформление в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов (нанесение знака разметки, парковки, установка паркомата и пр.).

Понятие машино-места было введено с 01.01.2017 г. в п. 29 ст. 1 ГК РФ а также в ст. 130 ГК РФ. Машино-место – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.На машино-место должен быть документ о праве собственности с указанием правообладателя данного объекта.

После 1 января 2017 года машино-места чаще всего продаются застройщиками как отдельные объекты недвижимости и допускается ситуация, при которой собственник машино-места не является собственником помещения (квартиры) внутри самого многоквартирного дома.

Права и обязанности собственника машино-места

Применительно к многоквартирному дому собственник машино-места обладает такими же правами, как и собственник жилого или нежилого помещения. Собственник машино-места указывается в реестре собственников, обязанность ведения которого возлагается законом на управляющую домом организацию. Кроме того, собственник машино-места вправе принимать участие в общих собраниях, получать в установленные сроки информацию, состав которой (подлежащий раскрытию) определен в законе.

В части обязанностей на собственника машино-места возлагается несение бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также оплата иных платежей и сборов, определенных в законе или по решению общего собрания собственников помещений.

Что и как оплачивает собственник машино-места

В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника машино-места в многоквартирном доме включает в себя:

-плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

— взнос на капитальный ремонт;

— плату за коммунальные услуги.

В части коммунальных услуг регулирование строится на Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В Правилах № 354 к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

В части внесения платы за текущее содержание машино-места управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:

а) размер платы за содержание устанавливается на основании решения общего собрания (ст. 44 РФ)

б) несмотря на то, что в силу п. 31 Правил № 491 указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, есть судебная практика, которая позволяет устанавливать дифференцированные тариф для разных категорий собственников (ранее о такой возможности сообщил Конституционный суд в постановлении от 29.01.2018 № 5-П; кроме того, есть похожая практика у арбитражных судов, например, решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 кв.м нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Таким образом, собственнику машино-места можно установить как больший, так и меньший тариф.

В части внесения платы коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:

— наличия решения общего собрания о распределении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета. В этом случае, выставление платы коммунальные ресурсы осуществляется по факту.

— отсутствия решения общего собрания о распределении по факту коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома. В этом случае, коммунальные ресурсы выставляются по нормативу, который утвержден тарифным органом (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Нужно учитывать, что машино-места могут потреблять не все коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, а лишь некоторые (холодная вода и электричество) или даже один (электричество). Законом прямо не урегулировано право для собственника машино-места не оплачивать какие-то коммунальные ресурсы (например, которые не используются в подземном паркинге), однако часто управляющие организации идут навстречу собственникам машино-мест и не выставляют плату за те ресурсы, которых в паркинге нет.

В части внесения платы за коммунальные услуги, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:

— объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется для собственника машино-места исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса;

— если приборы учета коммунальных ресурсов в машино-местах отсутствуют, то расчет строится исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Одновременно применяется повышающий коэффициент к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5 (п. 43 Правил № 354). При этом повышающий коэффициент не применяется к электрической энергии (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).

В части внесения платы за капитальный ремонт, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:

В соответствии с п. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Таким образом, собственник машино-места оплачивает взнос на капитальный ремонт наравне с иными категориями собственников помещений.

Машино-места и прямые договора с ресурсоснабжающей организацией

Следует отдельно отметить, что несмотря на то, что собственники машино-мест приравнены Правилами № 354 к нежилым помещениям, в части расчета платы за коммунальные услуги, требование закона о необходимости заключения прямых договоров на поставку холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа, а также отведения сточных вод путем заключенияв письменной форме договоров непосредственно с ресурсоснабжающей организацией на машино-места не распространяется.

Таким образом, плату за коммунальные услуги необходимо вносить напрямую управляющей, а не ресурсоснабжающей организации.

При этом собственники машино-мест наряду с другими собственниками помещений не лишены права принять решение о переходе на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией (ст. 44 и 157.2 ЖК РФ).

Понятия, используемые в настоящих Нормативах , применяются в следующем значении:

Объект хранения автотранспортных средств (стоянка для автомобилей, далее - автостоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения), открытая площадка, предназначенные для постоянного или временного хранения (стоянки) автотранспортных средств.

Наземная автостоянка закрытого типа - автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.

Автостоянка открытого типа - автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50 % наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).

Гараж (гараж закрытого типа со сплошным стеновым ограждением) - здание, сооружение (часть здания, сооружения), предназначенные для постоянного хранения автомобилей.

Гараж-стоянка - здание, сооружение (часть здания, сооружения), предназначенные для постоянного и временного хранения (стоянки) автомобилей.

Подземный гараж-стоянка: встроенный, встроенно-пристроенный - помещение для хранения автомобилей в подвальном и цокольном этажах с отметкой верха перекрытия не выше 2-х метров от уровня планировочной отметки земли; отдельно стоящий - помещение с отметкой пола ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты этажа.

Постоянное хранение автотранспортных средств - обеспечение для автотранспортных средств сохранности, безопасности, защиты от внешних факторов.

Временное хранение автотранспортных средств - обеспечение безопасной стоянки автотранспортных средств на короткий срок.

Уровень автомобилизации - относительная расчётная величина, показывающая количество автомобилей на 1000 жителей.

Жилые дома повышенного уровня комфортности - жилые дома, возводимые по индивидуальным проектам, предусматривающие квартиры улучшенной планировки.

Жилые дома среднего уровня комфортности - жилые дома, возводимые по типовым проектам, предусматривающие квартиры типовой планировки.

Жилые дома по социальным программам - жилые дома с квартирами по минимальным социальным нормам, устанавливаемые государственным (муниципальным) заказчиком.

Реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Комплексная реконструкция территории - изменение градостроительных параметров территории, направленных на её устойчивое развитие с целью обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности людей, сохранения и улучшения экологического состояния окружающей среды, в том числе предусматривающее замену морально и физически устаревшего технологического и инженерного оборудования, а также проведение организационных и планировочных мероприятий по благоустройству и озеленению улиц, создание безопасных пешеходных зон, размещение автостоянок и организация транспортных проездов.

Глава 3. Классификация объектов хранения автотранспортных средств

Объекты хранения автотранспортных средств подразделяются:

По виду автотранспортных средств:

объекты хранения легковых автомобилей;

объекты хранения грузовых и специальных автомобилей, автобусов.

По виду пользования:

ограниченного пользования, предназначенные для обслуживания учреждений и организаций.

По продолжительности хранения:

предназначенные для постоянного хранения,

предназначенные для временного хранения.

1. Автостоянки:

являющиеся неотъемлемой частью здания и функционально с ним связанные.

малоэтажные наземные (полуподземные);

подземные (одноярусные, многоярусные);

многоэтажные наземные (с подземными этажами);

являющиеся неотъемлемой частью здания и функционально с ним связанные.

Глава 4. Порядок расчета и основные требования

к размещению объектов хранения автотранспортных средств

4.1. При разработке документов по территориальному планированию города Нижнего Новгорода, документации по планировке территорий и проектной документации необходимо предусматривать места для постоянного и временного хранения автотранспортных средств в соответствии с расчетной потребностью.

4.2. Объекты хранения автотранспортных средств необходимо проектировать с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП II -89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" и СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям", а также пунктами 4.9, 4.10, 4.11 главы 4 настоящих Нормативов.

4.3. Размещение мест постоянного хранения автотранспортных средств в гаражах и стоянках (п.6.33 СНиП 2.07.01.-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") необходимо предусматривать:

в районах нового строительства - с соблюдением пешеходной доступности 800м;

в центральной и исторической части города, районах реконструкции - не более 1500 м.

4.4. При соблюдении нормируемого радиуса обслуживания определенное расчетом количество гаражей и стоянок может размещаться как в застройке жилых зон, так и за пределами жилой застройки.

4.5. Размер земельных участков для размещения, строительства гаражей и стоянок принимается в зависимости от этажности (п. 6.36 СНиП 2.07.01.-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"), кв.м. на одно машино-место:

гаражи: одноэтажные - 30

4.6. Расстояние пешеходных подходов от автостоянок для временного хранения автомобилей (п.6.35 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") следует принимать, метров, не более:

до жилых домов - 100;

до крупных общественных зданий - 150;

до прочих учреждений - 250;

до входов в парки и стадионы - 400.

4.7. Расчетный срок для определения потребности в гаражах и стоянках - 2020 год (согласно действующему генеральному плану развития города Нижнего Новгорода).

4.8. Срок действия первой очереди для определения потребности в гаражах и стоянках - 2010 год (согласно действующему генеральному плану развития города Нижнего Новгорода).

4.9. Средний уровень автомобилизации в городе Нижнем Новгороде по состоянию на 01.01.2005 составляет 230 машин/на 1 тыс.человек (таблица № 1 приложения № 1).

4.10. Уровень автомобилизации в городе Нижнем Новгороде для расчета потребности в гаражах и стоянках на первую очередь строительства до 2010 года включительно принят 320 машин/на 1 тыс.человек.

4.11. Уровень автомобилизации в городе Нижнем Новгороде для расчета потребности в гаражах и стоянках на расчетный срок до 2020 года включительно принят 470 машин/на 1 тыс.человек.

4.12. Расчет потребности в гаражах и стоянках должен осуществляться с учетом уровня автомобилизации по районам города в соответствии с таблицей № 2 для первой очереди строительства, таблицей № 3 для строительства на расчетный срок (приложение № 1).

4.13. На вновь застраиваемых территориях и при комплексной реконструкции территорий необходимо обеспечивать 100% потребность в стоянках данных территорий, максимально используя подземное пространство.

4.14. При проектировании и строительстве объектов недвижимости предусматривать места для постоянного и временного хранения автотранспортных средств в соответствии с требованиями настоящих Нормативов в границах предоставленного или предоставляемого земельного участка.

При реконструкции объектов недвижимости руководствоваться приложением № 9 СниП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

4.15. В районах комплексной застройки жилыми домами повышенного уровня комфортности необходимо предусматривать места для постоянного хранения автотранспортных средств из расчета не менее одного места для каждой квартиры.

4.16. В районах комплексной застройки жилыми домами среднего уровня комфорта следует предусматривать места для постоянного хранения автотранспортных средств из расчета 70-100% от количества квартир.

4.17. В районах комплексной застройки жилыми домами по социальным и льготным программам необходимо предусматривать места для постоянного хранения автотранспортных средств в пределах 30-50% от количества квартир.

4.18. Вместимость автостоянок (временное хранение) принимается для жилых домов, кварталов и микрорайонов из расчета 25%-30% количества автомобилей, определяемого в соответствии с пунктами 4.15, 4.16, 4.17 главы 4 настоящих Нормативов .

4.19. При разработке документации по планировке территории и проектной документации следует предусматривать подъезды к жилым домам и проезды шириной, как правило, 7,0 метров для обеспечения стоянками для временного хранения автотранспортных средств.

4.20. Вместимость гаражей для жилой зоны регламентируется действующим СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"; вне жилой зоны вместимость ограничивается радиусом обслуживания, планировочными и конструктивными параметрами.

4.21. В районах многоэтажной застройки для постоянного хранения автотранспортных средств может предусматриваться устройство открытых стоянок на специальных участках, изолированных от транзитного движения, с вместимостью каждой до 100 машино-мест.

4.22. Недостающее количество стоянок необходимо обеспечивать за счет прилегающих территорий (20-минутной пешеходной или транспортной доступности), а также в наземных и подземных многоэтажных стоянках в пределах пешеходной доступности до 300 м.

4.23. Расчет необходимого количества автостоянок для хранения автотранспортных средств для общественных зданий необходимо производить в соответствии с перспективным уровнем автомобилизации, определенным настоящими Нормативами (приложение № 2).

4.24. Стоянки для временного хранения продолжительностью до 1 часа необходимы для всех административно-деловых, общественных, производственных и других зданий, в зонах отдыха и жилой зоне.

Стоянки для временного хранения продолжительностью от 1 часа до 8 часов необходимы для торговых, культурно-просветительных, зрелищных, административных, транспортных и др. зданий и сооружений. Временное хранение может быть периодическим (у предприятий, учреждений, учебных заведений и др.) или эпизодическим (у торговых, культурно-просветительных, зрелищных, административных, транспортных и др. зданий).

4.25. При строительстве нежилых зданий необходимо предусматривать 100% обеспеченность стоянками для автотранспортных средств работающего персонала здания и приезжающих для получения услуг в границах отведенного в установленном порядке участка земли или на участках, предоставленных для конкретного использования их под гаражи и стоянки. При отсутствии такой возможности следует выполнить необходимый комплекс реконструктивных мероприятий, обеспечивающий места для стоянок.

4.26. Запрещается новое размещение в городе комплексов боксовых гаражей (за исключением гаражей для инвалидов).

4.27. Гаражно-строительные кооперативы и гаражи, расположенные на земельных участках, оформленных в установленном порядке, и не противоречащие действующим нормам подлежат сохранению.

4.28. Параметры объектов постоянного хранения автотранспортных средств и места размещения следует предусматривать с учетом требований для конкретных участков и территорий, определяемых документацией по планировке этой территории.

Читайте также: