Вид и наименование имущества что это

Обновлено: 16.05.2024

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Источником сведений о недвижимом имуществе, необходимых для заполнения данного подраздела, являются свидетельства о государственной регистрации прав.

В строке 1 Земельные участки указывается вид земельного участка.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

К основным видам использования земельных участков относятся:

земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться:

приусадебный земельный участок – земельный участок в границах населенного пункта. Приусадебный земельный участок используется как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

полевой земельный участок – земельный участок за пределами границ населенного пункта. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции (без права возведения на нем зданий и строений);

садовый земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений);

огородный земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

дачный земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Строка 2 Жилые дома, дачи

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации).

К видам жилого помещения относится жилой дом, часть жилого дома.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Местом нахождения дачи является место нахождения дачного или садового земельного участка.

Строка 3 Квартиры




Квартира – вид жилого помещения. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комната – вид жилого помещения. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В случае, если у государственного служащего (гражданина) или работникав собственности находится комната в жилом доме или квартире, то данную информацию необходимо отобразить в строках 2, 3 (графа Вид и наименование имущества) как комната.

Например,комната в жилом доме или комната в двухкомнатной квартире.

Строка 4 Гаражи

Гараж– помещение для стоянки и ремонта автомобилей, может находиться как в индивидуальной, так и в общей собственности.

Право собственности на гараж подтверждается согласно свидетельству о регистрации права собственности (иным правоустанавливающим документам).

Строка 5 Иное недвижимое имущество

К иному недвижимому имуществу относятся здания, сооружения, объекты незавершенного строительства:

здание – результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Индивидуальная собственность – имущество, находящееся в собственности одного лица.

Общая собственность – имущество, находящееся в собственности двух и более лиц.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Для совместной собственности указываются иные лица (Ф.И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество (например, земельный участок может находиться в совместной собственности супругов).

Для долевой собственности указывается доля государственного служащего (гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы) или работника, представляющего сведения, а в Справках на супругов и несовершеннолетних детей – доля соответствующего члена семьи.

Площадь недвижимого имущества указывается полностью, а не пропорционально доле, принадлежащей государственному служащему (гражданину) или работнику и членам их семьи.

от 18 ноября 2015 года N 457

(с изменениями на 10 декабря 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 8 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст.4237; 2009, N 17, ст.2095; 2010, N 33, ст.4435; 2011, N 7, ст.978; 2012, N 1, ст.136; 2013, N 5, ст.407; 2013, N 51, ст.6876; 2015, N 25, ст.3671), подпунктами "а", "б" пункта 5 приложения N 4 к указанному Положению и в целях обеспечения единства учета федерального имущества

1. Утвердить Структуру реестрового номера федерального имущества (далее - Структура) и Правила формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем (далее - Правила) согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему приказу.

2. Управлению реестра федерального имущества (Азанова Ж.Г.) и территориальным органам Федерального агентства по управлению государственным имуществом руководствоваться Структурой и Правилами при присвоении реестровых номеров федерального имущества объектам учета реестра федерального имущества.

3. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 28 августа 2007 года N 159 "Об утверждении структуры реестрового номера федерального имущества и правил формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем".

4. Настоящий приказ вступает в силу с 18 декабря 2015 года.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Чубаря А.В.

Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации -
руководитель Федерального
агентства по управлению
государственным имуществом
О.К.Дергунова

Приложение N 1
к приказу
Федерального агентства
по управлению государственным
имуществом
от 18 ноября 2015 года N 457

Структура реестрового номера федерального имущества

Реестровый номер федерального имущества, присваиваемый объекту учета реестра федерального имущества, состоит из 12 разрядов:

в которых указываются:

признак, определяющий реестровый номер федерального имущества как временный или постоянный (разряд 1);

номер карты объекта учета в разделе 1 или 2 реестра федерального имущества (разряды 2-12).

Формы карт объектов учета приведены в приложении N 1 к данному Положению.

Приложение N 2
к приказу
Федерального агентства
по управлению государственным
имуществом
от 18 ноября 2015 года N 457

Правила формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок формирования реестрового номера федерального имущества (далее - РНФИ) и порядкового номера карты соответственно объекта учета (далее - порядковый номер карты объекта учета) и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем, (далее - порядковый номер карты лица) в реестре федерального имущества (далее - реестр).

2. РНФИ, а также порядковый номер карты объекта учета и порядковый номер карты лица формируются автоматически в информационной подсистеме "Автоматизированная система учета федерального имущества" (далее - система учета) на основе утвержденной структуры РНФИ, за исключением признака, определяющего РНФИ как временный или постоянный (разряд 1).

3. РНФИ является уникальным номером и повторно не используется при присвоении РНФИ иным объектам учета, в том числе в случае прекращения права собственности Российской Федерации на объект учета. Соответственно, объекту учета РНФИ присваивается только один раз.

II. Формирование порядкового номера карты объекта учета и порядкового номера карты лица

4. Порядковый номер карты объекта учета составляет 9-значное число, определяемое как сумма 9-значного числа, указанного в Приложении N 1 к настоящим Правилам, и порядкового номера объекта учета в подразделе 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 или 2.5 реестра.

Порядковый номер карты лица составляет 9-значное число, определяемое как сумма 9-значного числа, указанного в Приложении N 1 к настоящим Правилам, и порядкового номера лица в подразделе 3.1, 3.2, 3.3 или 3.4 реестра.

Пример. Если 3 объекта учета должны быть учтены в подразделе реестра -территориальным органом в городе Москве под порядковыми номерами 150, 151 и 152, то порядковые номера карт объектов учета в этом подразделе составят 9-значные числа: 770000150, 770000151 и 770000152 соответственно.

III. Формирование 1 разряда РНФИ

5. В случае присвоения объекту учета временного РНФИ должностное лицо вносит в разряд 1 РНФИ букву "В".

6. В случае присвоения объекту учета постоянного РНФИ должностное лицо вносит в разряд 1 РНФИ букву "П".

В случае присвоения объекту учета постоянного РНФИ, которому ранее был присвоен временный РНФИ, должностное лицо заменяет в 1 разряде РНФИ букву "В" на букву "П".

IV. Формирование 2-12 разрядов РНФИ

7. В разряды 2-12 РНФИ система учета автоматически вносит номер карты объекта учета, который состоит из номера подраздела 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 или 2.5 реестра и порядкового номера карты объекта учета в подразделе. Соответственно, в разряды:

а) 2 и 3 РНФИ система учета автоматически вносит номер подраздела (без разделительных точек);

б) 4-12 РНФИ система учета автоматически вносит порядковый номер карты объекта учета.

Пример. Если 3 объекта учета, указанные в пункте 4 настоящих Правил, должны быть учтены в подразделе 1.2 реестра, то карты этих объектов учета будут иметь номера: 1.2.770000150, 1.2.770000151 и 1.2.770000152. Соответственно, в разряды 2-12 РНФИ объектов учета системой учета будут внесены 11-значные числа: 12770000150, 12770000151 и 12770000152.

V. Заключительные положения

8. Девятизначные числа, используемые ранее территориальными органами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом для формирования порядковых номеров карт соответственно объектов учета и лиц, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, в подразделах реестра федерального имущества и являющиеся действующими до момента исключения соответственно объектов учета и лиц, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, из реестра федерального имущества, указаны в Приложении N 2 к настоящим Правилам.

Приложение N 1
к Правилам формирования
реестрового номера федерального
имущества и порядкового номера
карты соответственно объекта учета
и лица, обладающего правом
на федеральное имущество
и сведениями о нем, утвержденным
приказом Росимущества
от 18 ноября 2015 года N 457
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2019 года
приказом Росимущества
от 10 декабря 2018 года N 463. -
См. предыдущую редакцию)

Девятизначные числа, установленные Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и его территориальным органам для формирования порядковых номеров карт соответственно объектов учета и лиц, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем, в подразделах реестра федерального имущества

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Ингушетия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия)

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе

- назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;

- назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.

В соответствии с частью 2 статьи 16 кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений, осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Как следует из пункта 10 части 1 статьи 22 Закона о кадастре, документом, необходимым для внесения или изменения сведений о назначении является копия документа, подтверждающего в соответствии с Законом о кадастре изменение назначения здания или помещения. Такие документы могут запрашиваться органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 Закона о кадастре, т.е. в порядке информационного взаимодействия.

Соответственно в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением назначения здания, помещения и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

При обработке заявлений, поступивших в орган кадастрового учета в связи с изменением назначения здания, помещения возникают следующие проблемы:

1) Отсутствие в актах органов местного самоуправления (далее – ОМС) сведений о кадастровом номере объекта учета (не часто, но встречаются случаи).

2) При переводе из жилого в нежилое помещение (или наоборот) в приказе/постановлении ОМС указывают площадь жилого помещения без учета балкона, лоджий либо наоборот при переводе в жилое из нежилого помещения указывают площадь с учетом холодных помещений (лоджий, балконов).

Таким образом, специалистам, уполномоченным на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости, приходится самостоятельно определять площадь помещения в соответствии с приказом №531.

3) В постановлениях вместо назначения пишут целевое назначение, функциональное использование и т.д.

4) Объект учета в государственном кадастре недвижимости является зданием, а в постановлении указывают помещение и наоборот.

Завершение указанных в части 8 статьи 23 переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии).

Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган осуществляющий государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Законом о кадастре. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Однако органы местного самоуправления в данном случае зачастую направляют в орган кадастрового учета только решение о переводе помещения (например из нежилого в жилое), тогда как в соответствии с Жилищным кодексов РФ они должны направлять Акт приемочной комиссии.

В связи с вышеизложенным сообщаем, что существующие проблемы, возникающие при обработке документов, поступающих от органов местного самоуправления, влекут за собой нарушение Закона о кадастре. Данный факт, как следствие, приводит к последующему принятию решений о приостановлении/отказе осуществления кадастрового учета в части изменений назначения объекта недвижимости (здания, помещения).

Нюансы учета особо ценного имущества АУ

В статье напомним, какие требования установлены законодательством в части учета имущества автономных учреждений, которым оно не вправе распоряжаться самостоятельно.

В пункте 2 ст. 3 Федерального закона № 174н[1], а также в п. 2 ст. 298 ГК РФ определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Напомним, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 130 ГК РФ).

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.
  2. Информационное оборудование.
  3. Машины и иное оборудование.
  4. Оборудование систем связи.
  5. Оргтехника.
  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.
  7. Средства измерения и управления.
  8. Транспортные средства.

Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:

– имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;

– иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

– имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).

По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ).

При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02‑03‑10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.

Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02‑07‑10/668, от 07.05.2019 № 02‑07‑05/33148, от 31.08.2017 № 02‑06‑10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.

Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно Письму Минфина РФ № 02‑06‑10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:

  1. ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
  2. ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Обособление в учете имущества, которым учреждение не вправе
распоряжаться самостоятельно.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ автономные учреждения обязаны вести в установленном порядке обособленный учет:

1) недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

2) особо ценного движимого имущества.

В целях бухгалтерского учета нефинансовых активов инструкциями № 157н[2], 183н[3] предусмотрены счета:

К указанным счетам применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, в частности:

Операции на указанных счетах отражаются в зависимости от источника приобретения имущества по соответствующим кодам вида финансового обеспечения, в частности:

– 2 – собственные доходы (приносящая доход деятельность);

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Если расходы, связанные с приобретением (созданием) основных средств или нематериальных активов, произведены по КВФО 5, 6, вложения в указанные объекты учета, отраженные на соответствующих счетах 5 (6) 106 20 000, необходимо перевести на КВФО 4 (счет 4 106 20 000). Принятие к учету объектов основных средств и нематериальных активов по КВФО 5, 6 не допускается, такие операции отражаются по КВФО 4 (по дебету счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000 и кредиту счета 4 106 20 000).

Таким образом, на счетах бухгалтерского учета имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, обособляется следующим образом:

– закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 10 000, 2 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000, 2 10х 20 000, 7 10х 20 000 (в части ОЦДИ);

– приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (учитывается на счетах 4 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000 (в части ОЦДИ).

Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Увеличен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств собственника

Уменьшен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости выбывающего имущества (при выбытии недвижимого имущества и ОЦДИ, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, при передаче объектов основных средств, нематериальных активов учредителю, собственнику, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805). На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000 (2 210 06 000) учреждение направляет учредителю указанное извещение в порядке, установленном учредителем.

В отношении ОЦДИ, приобретенного учреждением за счет приносящей доход деятельности (включенного в перечень ОЦДИ), но не закрепленного в установленном порядке за учреждением (имущество, которое приобретено после изменения его типа), показатели по счету 2 210 06 000 формированию не подлежат (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/60698).

В связи с этим показатели балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, которым учреждение не может самостоятельно распоряжаться, отраженные на счете 2 210 06 000, и состав движимого имущества, включенного в перечень ОЦДИ, могут различаться (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/668).

Пример

Автономное учреждение в текущем году приобрело имущество, относящееся к ОЦДИ:

– за счет средств субсидий на иные цели – оборудование, балансовая стоимость которого составила 1 000 000 руб.;

– за счет приносящей доход деятельности – автомобиль, балансовая стоимость которого равна 1 300 000 руб.

Все расчеты осуществлялись с коммерческими организациями.

В этом же году учреждение списало по согласованию с учредителем компьютерную технику (5 единиц), отнесенную к ОЦДИ по приносящей доход деятельности и закрепленную за учреждением при изменении его типа, балансовая стоимость которой составила 150 000 руб. (учтена по счету 2 101 24 000). На данные объекты амортизация начислена полностью, убытки от обесценения не начислялись.

В целях упрощения примера операции по начислению амортизации не приводятся.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного оборудования

Переведены вложения в оборудование
с КВФО 5 на КВФО 4

Принято к учету оборудование по сформированной стоимости

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного автомобиля

Принят к учету автомобиль по сформированной стоимости

Списана компьютерная техника

Приняты на забалансовый учет выбывшие из эксплуатации компьютеры (до момента их демонтажа и (или) утилизации)

Забалансовый счет 02

При отражении расчетов с учредителем необходимо учесть балансовую стоимость оборудования, приобретенного за счет средств целевой субсидии, и стоимость выбывшей компьютерной техники, приобретенной за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не включается в данный показатель, так как учреждение вправе распоряжаться таким имуществом самостоятельно.

Увеличен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего имущества (ОЦДИ)

Уменьшен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества (ОЦДИ), закрепленного за учреждением при изменении его типа

Выбытие (списание) имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника, осуществляется в порядке, установленном учредителем для своих подведомственных учреждений. В основном такие порядки разрабатываются в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

Подробнее о процедуре списания имущества расскажем на стр. 20.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Читайте также: