Входит ли текущий ремонт в содержание общего имущества в многоквартирном доме

Обновлено: 20.05.2024

Как определяется размер платы за содержание жилого помещения?

Плата за содержание жилого помещения входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и включает в себя (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

Расходы на содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства, и включают, в частности, расходы на содержание внутридомовых инженерных систем, на оплату холодной и горячей воды, электроэнергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых услуг и работ по содержанию общего имущества в МКД, на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД и другие расходы (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ; п. 29 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Если в МКД не созданы ТСЖ, жилищный кооператив либо иной специализированный потребительский кооператив, размер платы за содержание жилого помещения (кроме платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества) определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее года (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ; п. 31 Правил N 491).

Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета может определяться (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ):

исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг - если эта система учета обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний;

среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по установленным тарифам.

Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов (ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ).

Договор управления МКД может предусматривать индексацию тарифов размера платы за содержание жилого помещения (Письмо Минстроя России от 26.12.2018 N 51876-ОО/04).

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме (Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2019 N 307-ЭС19-5652 по делу N А21-6042/2018).

Собственники тоже не могут в одностороннем порядке без учета предложений управляющей организации принять на общем собрании решение об уменьшении установленного договором управления МКД размера платы за содержание жилого помещения или изменении порядка его определения. В противном случае управляющая организация может обратиться в суд для признания такого решения недействительным (Письмо Минстроя России от 12.07.2019 N 25373-ИА/04).

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, определяется органами управления соответствующего объединения граждан согласно его уставу.

Лица, не являющиеся членами ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с таким объединением граждан.

В указанные платежи и (или) взносы также включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (ч. 6 ст. 155, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ; п. 33 Правил N 491).

При непосредственном управлении МКД собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими такие услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.

Расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в состав платы за содержание жилого помещения не включаются (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ; п. 32 Правил N 491).

2.4. Порядок определения размера платы для нанимателей жилых помещений, а также, если решение о выборе способа управления МКД не принято либо размер платы не установлен

Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД либо об установлении размера такой платы, устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, региональным законодательством не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ; п. п. 34, 36 Правил N 491; Методические рекомендации, утв. Приказом Минстроя России от 06.04.2018 N 213/пр).

Если способ управления МКД не выбран, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, в состав платы за содержание жилого помещения не включается (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).

Как жильцы многоквартирного дома могут инициировать проведение текущего или капитального ремонта? Кто должен его оплачивать? Могут ли собственники помещений контролировать этапы работ и их качество, выбирать необходимые материалы для ремонта?

Текущий ремонт инициирует инженерная служба управляющей компании (УК) многоквартирного дома. Она и определяет его параметры — в каком объеме и какие работы необходимы в конкретном доме. Текущий ремонт помещений, относящихся к общему имуществу жилых домов, как правило, выполняется с периодичностью один раз в пять лет.

Техническое обслуживание жилых зданий — это целый комплекс работ по поддержанию исправного и работоспособного состояния всех его элементов, включая и инженерное оборудование. При их обслуживании предусматриваются текущий планово-профилактический ремонт, внеплановый ремонт (аварийный) и капитальный ремонт. Текущий ремонт здания направлен на восстановление исправности и работоспособности его конструкций и систем инженерного обеспечения, поддержание заданных показателей эксплуатации и обеспечение долговечности здания.

Вся система технического обслуживания жилого фонда согласовывается с действующими нормативами и правилами. Как правило, начало текущих ремонтно-строительных работ планируется на теплый период времени и утверждается генеральным директором управляющей организации с учетом фактического состояния здания и потребности в конкретных работах.

Сотрудники инженерной службы должны регулярно проводить осмотры помещений, зданий, чтобы понять, как скоро требуется профилактический или текущий ремонт, какие именно работы необходимы. Такие осмотры оформляются актами, а затем на их основе формируется общая дефектная ведомость (журнал), где отражены все замечания. На основании результатов осмотров определяются объемы, виды работ, количество необходимых материалов. После этого проводится конкурс по подбору подрядчика.

Приемка работ может быть выполнена совместной комиссией, состоящей из числа собственников помещений дома, сотрудников управляющей организации и уполномоченных сотрудников подрядной организации. При выявлении замечаний, отклонений и брака жители дома могут сообщить об этом в управляющую организацию любым доступным способом: в офис УК по месту расположения объекта, в единый контакт-центр, на электронную почту организации или при личном приеме уполномоченного сотрудника УК. Обычно все подобные обращения рассматриваются и при необходимости устраняются выявленные замечания.

Текущие ремонты входят в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения. Удельный вес заменяемых и ремонтируемых элементов конструкции и инженерного оборудования в многоквартирном доме в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня 15% их общего объема в многоквартирном доме.

Аварийный ремонт — это непредвиденная поломка или отказ оборудования: прорыв трубы, засор канализации, короткое замыкание, поломка лифта и др.

Как правило, причиной и виной тому является человеческий фактор или внешнее воздействие. Иногда поломки происходят вследствие устаревания и износа оборудования или конструкций. Все работы по локализации аварии и восстановлению работоспособности должна выполнить УК путем привлечения аварийной службы или своих специалистов.

Решение о проведении капитального ремонта принимается исключительно собственниками помещений на общем собрании большинством голосов. Мы еще не дожили до выполнения капремонта ни по одному адресу, но законодатель предусматривает это (в идеальных условиях) так:

  • по истечению условного срока эксплуатации 25 лет после ввода в эксплуатацию управляющая организация выходит с инициативой к собственникам с предложением провести капитальный ремонт;
  • любой ремонт начинается с обследования, диагностики и определения фактического состояния здания, износа конструкций и инженерного оборудования. На основании обследования должны определиться необходимые работы, материалы и ориентировочная стоимость;
  • после определения объемов и ориентировочной стоимости УК вправе инициировать общее собрание собственников с целью утверждения полного перечня мероприятий для выполнения капремонта;
  • на общем собрании собственники помещений вправе определить и назначить комиссию из своего числа, которая будет участвовать в контроле процессов и приемке работ;
  • по результатам проведенного собрания, утверждения видов, объемов работ и общей стоимости УК путем конкурсного отбора определяет подрядчиков;
  • утвержденный коллектив собственников вправе участвовать в процессе отбора и определения подрядчиков наравне с УК для прозрачности и контроля;
  • после организации ремонтных работ специалисты УК совместно с инициативными собственниками или Советом дома, если он избран и уполномочен ОСС, осуществляют контроль производства работ, качества, объемов и применяемых материалов.

Полностью отказаться от выполнения капитального ремонта по истечении условного срока службы здания и оборудования нецелесообразно, так как за период жизненного цикла происходит как физический износ, так и моральный, оборудование устаревает, отделка утрачивает свой первозданный вид. Например, ранее в домах применялась алюминиевая проводка, а сейчас только медная, которая по своим свойствам и характеристикам превосходит алюминиевую. Так можно сравнить старые лифты с современными, металлические трубы — с ПВХ, восстановленные и утепленные фасады с разрушенными и т. д.

Согласно МДК 2-04.2004 под содержанием понимается комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций многоквартирного дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно или с установленной нормативными документами периодичностью с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния, а именно:

а) технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний;

б) выполнение мероприятий по подготовке к сезонной эксплуатации общего имущества жилого дома (ограждающих конструкций, подъездов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) с учетом требований нормативно-технических документов, замечаний и предложений органов государственной жилищной инспекции, Госэнергонадзора, государственной противопожарной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы;

в) незамедлительное устранение аварий и неисправностей в общем имуществе жилого дома, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей;

г) выполнение работ по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома (подъездов, чердаков, подвалов.

Перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание жилья

Перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание жилья, включает в себя:

1. Содержание общего имущества жилого дома (указанные работы выполняются только при их обнаружении):

а) стены и фасады:

  • отбивка отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки);
  • удаление элементов декора, представляющих опасность;
  • снятие, укрепление вышедших из строя или слабо укрепленных домовых номерных знаков, лестничных указателей и других элементов визуальной информации;
  • укрепление козырьков, ограждений и перил крылец;

б) крыши и водосточные системы:

  • уборка мусора и грязи с кровли;
  • удаление снега и наледи с кровель;
  • укрепление оголовков дымовых, вентиляционных труб и металлических покрытий парапета;
  • укрепление защитной решетки водоприемной воронки;
  • прочистка водоприемной воронки внутреннего водостока;
  • прочистка внутреннего металлического водостока от засорения;
  • прочистка внутреннего водостока из полиэтиленовых труб;
  • закрытие слуховых окон, люков и входов на чердак;
  • укрепление рядовых звеньев, водоприемных воронок, колен и отмета наружного водостока; промазка кровельных фальцев и образовавшихся свищей мастиками, герметиком;
  • проверка исправности оголовков дымоходов и вентиляционных каналов с регистрацией результатов в журнале;

в) оконные и дверные заполнения:

  • установка недостающих, частично разбитых и укрепление слабо укрепленных стекол в дверных и оконных заполнениях;
  • укрепление или регулировка пружин, доводчиков и амортизаторов на входных дверях;
  • установка или укрепление ручек и шпингалетов на оконных и дверных заполнениях;
  • закрытие подвальных и чердачных дверей, металлических решеток и лазов на замки;
  • утепление оконных и дверных проемов;

г) внешнее благоустройство:

  • укрепление флагодержателей, указателей улиц и лестниц;
  • вывеска и снятие флагов;
  • протирка указателей;
  • закрытие и раскрытие продухов;

д) санитарная уборка жилищного фонда:

  • ежедневное влажное подметание лестничных площадок и маршей ниже 2 этажа;
  • еженедельное влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа;
  • ежедневное влажное подметание мест перед загрузочными клапанами мусоропроводов;
  • ежедневное мытье пола кабины лифта;
  • ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей;
  • ежегодное (весной) мытье окон, влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, подоконников, отопительных приборов, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков, слаботочных устройств, почтовых ящиков;

2. Техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома:

а) центральное отопление:

  • консервация и расконсервация систем центрального отопления;
  • регулировка трехходовых и пробковых кранов, вентилей и задвижек в технических подпольях, помещениях элеваторных узлов, бойлерных;
  • регулировка и набивка сальников;
  • уплотнение сгонов;
  • очистка от накипи запорной арматуры;
  • испытание систем центрального отопления;
  • отключение радиаторов при их течи;
  • очистка грязевиков воздухосборников, вантузов;
  • промывка системы центрального отопления и горячего водоснабжения гидравлическим и гидропневматическим способом;
  • слив воды и наполнение водой системы отопления;
  • ликвидация воздушных пробок в радиаторах и стояках;
  • утепление трубопроводов в чердачных помещениях и технических подпольях;

б) водопровод и канализация, горячее водоснабжение:

  • смена прокладок и набивка сальников в водопроводных и вентильных кранах в технических подпольях, помещениях элеваторных узлов, бойлерных;
  • уплотнение сгонов;
  • регулировка смывных бачков в технических помещениях;
  • прочистка трубопроводов горячего и холодного водоснабжения;
  • временная заделка свищей и трещин на внутренних трубопроводах и стояках;
  • консервация и расконсервация поливочной системы;
  • утепление трубопроводов;
  • прочистка дренажных систем;
  • проверка исправности канализационной вытяжки;
  • прочистка канализационных стояков от жировых отложений;
  • устранение течи санитарно-технических приборов в технических подпольях, помещениях элеваторных узлов, бойлерных;
  • утепление трубопроводов в технических подпольях;
  • замена перегоревших электроламп;
  • укрепление плафонов и ослабленных участков наружной электропроводки;
  • прочистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах;
  • ремонт запирающих устройств и закрытие на замки групповых щитков и распределительных шкафов;
  • снятие показаний домовых, групповых электросчетчиков;
  • проверка заземления электрокабелей;
  • замеры сопротивления изоляции трубопроводов;
  • проверка заземления оборудования;
  • лифты:
  • ежесуточные регламентные работы;
  • круглосуточное аварийное обслуживание.

Техническое обслуживание АППЗ, напольных электроплит, ПЗУ выполняется специализированными организациями в соответствии с Правилами эксплуатации и ремонта систем АППЗ, напольных электроплит, ПЗУ;

  • мусоропроводы:
  • удаление мусора из мусороприемных камер;
  • уборка мусороприемных камер;
  • уборка вокруг загрузочных клапанов мусоропроводов;
  • мойка сменных мусоросборников;
  • мойка нижней части ствола и шибера мусоропровода;
  • дезинфекция мусоросборников;
  • устранение засорений.

3. Аварийное обслуживание:

а) водопровод и канализация, горячее водоснабжение:

  • ремонт и замена сгонов на трубопроводе;
  • установка бандажей на трубопроводе;
  • смена небольших участков трубопровода (до 2 м);
  • ликвидация засора канализации внутри строения;
  • ликвидация засора канализационных труб "лежаков" до первого колодца;
  • заделка свищей и зачеканка раструбов;
  • замена неисправных сифонов и небольших участков трубопроводов (до 2 м), связанная с устранением засора или течи;
  • выполнение сварочных работ при ремонте или замене трубопровода;

б) центральное отопление:

  • ремонт и замена аварийно-поврежденной запорной арматуры;
  • ликвидация течи путем уплотнения соединений труб, арматуры и нагревательных приборов;
  • ремонт и замена сгонов на трубопроводе;
  • смена небольших участков трубопровода (до 2 м);
  • выполнение сварочных работ при ремонте или замене участков трубопровода;
  • замена (восстановление) неисправных участков электрической сети;
  • замена предохранителей, автоматических выключателей на домовых вводно-распределительных устройствах и щитах, в поэтажных распределительных электрощитах;
  • ремонт электрощитов (замена шпилек, подтяжка и зачистка контактов), включение и замена вышедших из строя автоматов электрозащиты и пакетных переключателей;
  • замена плавких вставок в электрощитах;

г) сопутствующие работы при ликвидации аварий:

  • отрывка траншей;
  • откачка воды из подвала;
  • вскрытие полов, пробивка отверстий и борозд над скрытыми трубопроводами;
  • отключение стояков на отдельных участках трубопроводов, опорожнение отключенных участков систем центрального отопления и горячего водоснабжения и обратное наполнение их с пуском системы после устранения неисправности.

Примечание: перечень работ должен быть прописан в договоре с управляющей компанией, так как выполнять работы управляющая компания будет именно согласно заключенного договора.

Как определяется размер платы за содержание жилого помещения?

Плата за содержание жилого помещения входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и включает в себя (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

Расходы на содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства, и включают, в частности, расходы на содержание внутридомовых инженерных систем, на оплату холодной и горячей воды, электроэнергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых услуг и работ по содержанию общего имущества в МКД, на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД и другие расходы (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ; п. 29 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Если в МКД не созданы ТСЖ, жилищный кооператив либо иной специализированный потребительский кооператив, размер платы за содержание жилого помещения (кроме платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества) определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее года (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ; п. 31 Правил N 491).

Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета может определяться (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ):

исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг - если эта система учета обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний;

среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по установленным тарифам.

Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов и установленных тарифов (ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ).

Договор управления МКД может предусматривать индексацию тарифов размера платы за содержание жилого помещения (Письмо Минстроя России от 26.12.2018 N 51876-ОО/04).

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме (Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2019 N 307-ЭС19-5652 по делу N А21-6042/2018).

Собственники тоже не могут в одностороннем порядке без учета предложений управляющей организации принять на общем собрании решение об уменьшении установленного договором управления МКД размера платы за содержание жилого помещения или изменении порядка его определения. В противном случае управляющая организация может обратиться в суд для признания такого решения недействительным (Письмо Минстроя России от 12.07.2019 N 25373-ИА/04).

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, определяется органами управления соответствующего объединения граждан согласно его уставу.

Лица, не являющиеся членами ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с таким объединением граждан.

В указанные платежи и (или) взносы также включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (ч. 6 ст. 155, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ; п. 33 Правил N 491).

При непосредственном управлении МКД собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими такие услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.

Расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в состав платы за содержание жилого помещения не включаются (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ; п. 32 Правил N 491).

2.4. Порядок определения размера платы для нанимателей жилых помещений, а также, если решение о выборе способа управления МКД не принято либо размер платы не установлен

Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД либо об установлении размера такой платы, устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, региональным законодательством не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ; п. п. 34, 36 Правил N 491; Методические рекомендации, утв. Приказом Минстроя России от 06.04.2018 N 213/пр).

Если способ управления МКД не выбран, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, в состав платы за содержание жилого помещения не включается (ч. 5 ст. 154 ЖК РФ).

Читайте также: